ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
УДК 316.354.4
М. И. Васильковская1, В. Д. Пономарев2
Кемеровский государственный институт культуры
Статья посвящена вопросам современного состояния и развития института волонтерства молодежи в России. Авторами статьи рассмотрены методологические традиции в исследовании российского института волонтерства. Также в статье представлены результаты проведенного социологического исследования волонтерского движения в Кемеровской области Российской Федерации. Предложены пути развития института волонтерства молодежи в сфере досуга, представлены направления педагогики волонтерства. При этом авторами дано авторское определение института волонтерства как социального института, представляющего собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно - полезной деятельности на принципах безвозмездности. Отмечается, что институт волонтерства молодежи является одним из самых массовых движений, основанным на желании молодых людей организовать свое свободное время в сфере досуга с интересом и максимальной пользой не только для общества в целом, но и для совершенствования собственных личностных качеств. Особое внимание в статье акцентировано на том, что наиболее интенсивно деятельность института волонтерства осуществляется в реализации программ молодежных социально-культурных объединений, особенность которых заключается в том, что они являются одной из активных форм организации культурно-до-суговой деятельности молодежи. Вместе с тем авторы считают, что педагогика института волонтерства в сфере досуга раскрывает сущность, психолого-педагогическое обеспечение формирования и развития института волонтерства, включающие средства, формы
ВАСИЛЬКОВСКАЯ МАРГАРИТА ИВАНОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, РФ)
VASILKOVSKAYA MARGARITA IVANOVNA - PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation)
2ПОНОМАРЕВ ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ - проректор по научной и творческой деятельности, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, РФ)
PONOMAREV VALERIY DMITRIEVICH - Vice-Rector for Research and Creative Activities, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Department directing theatrical performances and holidays Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation)
e-mail: [email protected], [email protected] © Васильковская М.И., Пономарев В.Д., 2018
и методы социально-культурной деятельности в развитии личности волонтера, пути реализации волонтерской деятельности и способы повышения ее результативности. В статье отмечается, что педагогика института волонтерства имеет достаточно оснований для дальнейшего изучения данной темы, существует необходимость разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в сфере досуга. При этом создание модели психолого-педагогической поддержки института волонтерства требует основательных научных исследований.
Ключевые слова: институт волонтерства, педагогика волонтерства, волонтер, волонтерская деятельность, молодежное волонтерство, мотивация, формы, средства, методы, модель, социально-культурная активность.
M. I. Vasil 'kovskaya1, V. D. Ponomarev2
Kemerovo State Institute of Culture, 650056, Russia, Kemerovo, ul. Voroshilova, 17
PEDAGOGY OF VOLUNTEERING IN YOUTH ENVIRONMENT
The article is devoted to the current state and development of the institute of youth volunteering in Russia. The authors of the article reviewed the methodological traditions in the study of the Russian institute of volunteering. Also, the article presents the results of a sociological study of the volunteer movement in the Kemerovo region of the Russian Federation. The ways of development of the institute of youth volunteering in the sphere of leisure are proposed, the directions of the pedagogy of volunteering are presented. Special attention in the article is focused on the fact that the most intensively the activity of the institute of volunteering is carried out in the implementation of programs of youth socio-cultural associations, the peculiarity of which lies in the fact that they are one of the active forms of organizing cultural and leisure activities of young people. At the same time, the authors believe that the pedagogy of the institute of volunteering in the sphere of leisure reveals the essence, psychological and pedagogical support of the formation and development of the institute of volunteering, including the means, forms and methods of socio-cultural activities in the development of the volunteer's personality performance. The article notes that the pedagogy of the institute of volunteering has enough grounds for further study of this topic, while there is a need to develop pedagogical forms, means, and methods in order to attract young people to volunteer activities in the field of leisure. At the same time, the creation of a model of psychological and pedagogical support for the institution of volunteering requires substantial scientific research.
Keywords: institute of volunteering, pedagogy of volunteering, volunteer, volunteer activities, youth volunteering, motivation, forms, means, methods, model, socio-cultural activity.
Для цитирования: Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Педагогика волонтёрства в молодежной среде // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4 (84). С. 142-151.
В послании Президента России Федеральному собранию от 1 марта 2018 года глава государства В. В. Путин особое внимание уделил волонтерству и некоммерческим организациям, при этом федеральным и региональным властям была поставлена задача не просто не мешать гражданским инициативам, а поддерживать их: «2018 год объявлен
в России Годом добровольца, и символично, что этот год начался с принятия закона, который устанавливает обязанность всех уровней власти оказывать содействие волонтерам. Сегодня деятельные, неравнодушные граждане, социально ориентированные НКО активно участвуют в решении важнейших задач. Именно вовлеченность
людей в дела страны и гражданская активность, как и культурные, нравственные, духовные ценности, делают нас единым народом, способным к достижению больших целей» [6].
Можно говорить о социализационном потенциале волонтерства, его возможности формировать ценностные ориентации и социальный опыт, преобразовывать окружающую действительность, развивать профессионально значимые качества личности [3].
В современных педагогических исследованиях отмечается важная роль социально-культурного окружения как проводника ценностных личностных и общественных ориентиров для подрастающего поколения [8]. При этом современное состояние волонтёрской деятельности требует новых социально-культурных подходов и педагогических условий. В нашем научном исследовании впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности мы предложили структурно-функциональную модель развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества участников молодежных объединений.
Считаем, что моделирование процесса формирования и развития института волонтерства в сфере досуга способствует выявлению особенностей феномена института волонтерства и изучения их с точки зрения структуры, функций и содержания.
По нашему мнению, институт волонтерства - это социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности.
Вместе с тем педагогика института волонтерства в сфере досуга раскрывает сущность и психолого-педагогическое обеспечение формирования и развития института волонтерства, включающее средства, формы и методы социально-культурной
деятельности в развитии личности волонтера, пути реализации волонтерской деятельности и способы повышения их результативности.
Феномен волонтерства в настоящее время является мощным фактором самоорганизации российского общества, в условиях которого происходит развитие и активизация социально-культурного творчества и общественных инициатив. Инновационный потенциал молодежи — одна из основ гражданского общества. Для активизации вовлечения молодежи в практику волонтерской социально-культурной деятельности и ее информирования о потенциальных возможностях волонтерства созданы различные проекты, среди которых можно назвать такие, как «Доброволец России», «Технология добра» и др. [4].
В настоящее время можно говорить о том, что российский институт волонтерства начинает формироваться и приобретать характерные черты в условиях современного состояния социально-культурной сферы нашего государства. Данный факт имеет значение в деле воспитания нового поколения и социально-культурного развития общества в целом. Деятельность института волонтерства выступает ресурсом и источником нравственности у молодежи. В становлении и развитии института волонтерства собственное счастье и благополучие рассматриваются как продолжение счастья и благополучия окружающих людей.
Институт волонтерства молодежи является одним из самых массовых движений, основанным на желании молодых людей провести свое свободное время в сфере досуга не только интересно, но в то же время максимально полезно. Наиболее интенсивно деятельность института волонтерства реализуется в деятельности молодежных социально-культурных объединений, особенность которых заключается в том, что они являются одной из активных форм организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Участники таких объединений
имеют возможность сделать свою жизнь максимально насыщенной и интересной.
Волонтерская работа, направленная на помощь ближнему, позволяет участнику социально-культурного объединения реально увидеть положительный результат своего труда, затраченного личного времени [7]. При этом волонтерство дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки,необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта взаимодействия является осознанной социальной потребностью [2].
Проблема развития института волонтерства, несомненно, актуальна для России и Кемеровской области в частности, так как этот институт является механизмом активного участия молодежи в жизни общества; способом как для поиска поддержки, так и для оказания помощи; эффективным вариантом решения проблем отдельной личности и социальной группы, общества в целом. При этом волонтерство - это возможность реализовать личностный потенциал, осуществлять саморазвитие и самообразование.
Но в то же время разобщенность волонтерской практики, количественные и качественные недостатки информационно-методической базы по реализации волонтерских программ, недостаточная возможность обмена позитивным опытом затрудняют системное и конструктивное развитие института волонтерства в России.
Молодежь России способна стать надежной опорой для дальнейшего становления института волонтерства. Результаты социологических исследований показывают, что молодые люди осознают необходимость участия в улучшении социально-культурной среды, понимают, что им доступна возможность осуществить изменения, которые являются основаниями для улучшения ситуации в регионе, стране в современной
социально-экономической ситуации. Социальные качества в юном возрасте развиваются в соответствии с возрастными этапами и связаны со способностью личности жить своей самостоятельной жизнью, постигать возможности совместной общественной деятельности в сфере досуга [5].
Социально-культурная активность молодежи положительно отражается на институциализации волонтерства, но в данный период нуждается в поддержке как со стороны некоммерческих организаций, государственных структур, так и со стороны общества в целом. Для развития института волонтерства в России необходимым условием является создание положительного информационного поля, формирование позитивного имиджа молодежной социальной активности, гражданской ответственности и др. При этом оптимизация молодежной политики региона должна быть связана с активизацией действующих молодежных организаций и разработкой программ адаптации молодежи, предусматривающих вовлечение людей в формирование и развитие структур гражданского общества [1].
Для того чтобы потенциал института волонтерства стал ресурсом социально-культурного воспитания молодежи, его необходимо актуализировать, переместить в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления условий организации института волонтерства как ресурса социально-культурного воспитания молодежи.
Несмотря на актуальность развития института волонтерства, до сих пор ведется дискуссия о сущности данного понятия. Деятельность института волонтерства обладает рядом признаков: не осуществляется для финансового вознаграждения; реализуется добровольно, на основе внутренних потребностей личности, имеет социально значимый характер.
Отечественные и зарубежные исследователи осуществляют поиск адекватной методологии, инструментария для волон-
терской активности людей. Возможны разные методологические подходы к анализу деятельности института волонтерства.
В изучении волонтерства можно выделить четыре методологические традиции. Первая — историческая — акцентирует внимание на становлении феномена волонтёрского труда, его укорененности в религиозных ценностях и закономерностях развития индустриального общества. В этой традиции исследуется и развитие отношений между волонтерами и профессиональными группами, например, с социальными работниками. Вторая традиция может быть названа социетальным подходом с выделением в обществе структурно-функциональных подсистем (секторов) и изучением функций труда в этих секторах. Третья традиция, представленная экономической социологией, акцентирует внимание на экономическом анализе деятельности независимого сектора, в котором используется волонтерский труд. Четвертая традиция представляет собой характерное для социологии труда исследование «волонтерского труда» в широком смысле и простого процесса волонтерского труда на уровне организации [7, С. 258].
На базе кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры с целью определения характера развития волонтерства в Кузбассе было проведено исследование «Состояние, проблемы и перспективы института волонтерства среди молодежи». В его основе лежит использование комплекса методов сбора и анализа данных. В их числе анкетирование молодежи Кемеровской области ^ = 240, выборка репрезентативна по полу и возрасту), опрос специалистов по работе с молодежью, руководителей молодежных центров и волонтерских организаций (25 экспертов в г. Кемерово), вторичный анализ результатов российских социологических исследований различных сторон волонтерской активности молодежи.
Результаты анкетного опроса показали следующий результат отношения к деятель-
ности института волонтерства в молодежной среде Кемеровской области. Две трети опрошенных молодых жителей региона (49%) в целом положительно относятся к общественно-полезной деятельности на добровольной основе (среди опрошенных юношей положительно относятся 49%, а среди опрошенных девушек - 58%); 11% опрошенных относятся равнодушно (15,5% юношей и 7,1% девушек); а 4% указали на негативное отношение к волонтерской деятельности (среди них 4,3% опрошенных юношей и 2,7% опрошенных девушек); 6% респондентов относятся к волонтерству с подозрением (4,7% юношей и 5% девушек).
В волонтёрской деятельности участвует относительно небольшая часть молодежи Кемеровской области, но отметим, что существуют активные молодые люди, которых можно и нужно привлекать к деятельности института волонтерства. Около 9% молодых кузбассовцев в возрасте от 14 до 35 лет считают себя волонтерами. При этом 11% респондентов были участниками волонтерской деятельности более одного раза, а 19% опрашиваемых желают стать участниками института волонтерства, хотя они не принимают участия в волонтерской деятельности. Таким образом, четверть респондентов являются потенциальными участниками молодежного института волонтерства. 39% из числа всех опрошенных молодых людей не желают заниматься волонтерской деятельностью.
Таким образом, анализ ответов показывает, что при работе над развитием института волонтерства в молодежной среде следует учитывать гендерный и возрастной факторы, а также разнообразить методы стимулирования и привлечения молодых граждан к волонтерской деятельности.
Поэтому мы считаем, что важна информационная работа с целью популяризации института волонтерства в молодежной среде: устранение информационных пробелов является важным условием приобщения молодежи к волонтерскому движению.
Обязательным условием развития и укрепления института волонтерства, внедрения инноваций в его деятельность является консолидация усилий институтов гражданского общества и органов государственной власти в интересах решения социально значимых проблем государства и социально-культурного развития молодежи.
Считаем необходимым распространение идей, ценностей и практической реализации форм деятельности института волонтерства среди молодежи; выявление и продвижение оптимального опыта, эффективных программ и технологий привлечения молодежи Кемеровской области к участию в деятельности института волонтерства. Помимо этого важным представляется привлечение внимания общественности, средств массовой информации к поддержке идеи развития института волонтерства в молодежной среде.
Особенное внимание в развитии института волонтерства мы уделяем его психолого-педагогическому обеспечению или педагогике волонтерства, которая, в нашем понимании, определяется как: специфичный вид деятельности; целенаправленный процесс; система психолого-педагогических комплексных мероприятий.
Под педагогикой волонтерства мы понимаем интегративную многоуровневую деятельность, осуществляемую в теории и практике социально-культурной деятельности с целью развития и поддержки участников института волонтерства. Она существует и проявляется одновременно как система имплицитных мер, специфическая деятельность в сфере личностных отношений и процесс восстановления собственного потенциала личности.
В качестве наиболее значимых элементов педагогики волонтерства в научной литературе выделяются:
— психолого-педагогический анализ социально-культурных явлений;
- моделирование социальных ситуаций и определение путей их решения;
— педагогические технологии;
— психолого-педагогическая диагностика;
— техники и методики профессиональной деятельности;
— психолого-педагогическая подготовка специалиста социально-культурной сферы;
— профориентационная деятельность.
Педагогика волонтерства включает
в себя: информационно-воспитательную работу, социально-педагогическую работу, научно-методическую работу, социально-правовое обеспечение, культурно-до-суговую деятельность, управленческую деятельность и др.
Опираясь на результаты исследования научной литературы, под педагогикой волонтерства мы будем понимать комплекс средств, форм и методов, стимулирующих и содействующих вовлечению граждан в волонтерскую деятельность, повышению мотивации и удовлетворенности их такой деятельностью, профессиональному и личностному росту, повышению социальной активности.
Педагогика института волонтерства основана на принципах:
— свободного выбора вида и формы волонтерской деятельности;
— использования потенциала волонтерской деятельности в гражданском воспитании и повышении социальной активности личности;
— осознания волонтерами социальных и нравственных смыслов волонтерской деятельности.
Педагогика волонтерства направлена на решение следующих задач и включает следующие меры:
• обеспечение необходимых условий для осуществления гражданами волонтерской деятельности — для решения этой задачи используется следующий комплекс мер: — меры, направленные на вовлечение различных социальных
групп граждан в волонтерскую деятельность: включение волонтерской работы в образовательные программы школьного, высшего, среднего профессионального образования; методика Service Learning («умного волонтерства»); внедрение на государственном уровне системы привилегий организациям, реализующим программы корпоративного волонтерства; создание волонтерских организаций на базе образовательных учреждений, органов социальной защиты населения; поощрение деятельности социально ориентированных объединений граждан различной направленности и др.;
— меры, направленные на обеспечение психологической безопасности волонтеров, благоприятного психологического климата в волонтерских организациях, в отношениях между волонтерами и адресатами их помощи: тренинги, беседы, социометрия, тестирование, инструменты безопасного психологического пространства и др.;
— меры, направленные на защиту прав волонтеров, закрепление их правового статуса и социальных ролей: разработка и введение в действие нормативно-правовых документов;
• повышение мотивации волонтерской деятельности:
— меры, направленные на выявление потребностей, ценностей различных групп населения, которые могут быть реализованы посредством участия в волонтерской деятельности (так, например, у студентов вуза, молодежи это может быть приобретение новых знаний, опыта, знакомств,
связей, карьерный рост, у граждан зрелого и пожилого возраста — религиозные ценности, признание в обществе, на работе, в семье; у граждан, являющихся членами политических партий, взаимодействующих с государственными структурами — политические ценности и др.): психодиагностические методики (например, методика Рокича), тестирование, анкетирование, неоконченные предложения и др.).;
— меры, направленные на «взращивание» определенных ценностей, способствующих вовлечению граждан в волонтер-ство: методы воспитания у детей правильного понимания счастья как служения людям, любимого дела; нравственные дилеммы, мастерские ценностных ориен-таций, пропаганда, идеологизация, пример, воспитательные ситуации, рекламные кампании, внедрение в обществе «правильных» моделей поведения (помогать людям, быть полезным, быть социально активным) и др.;
— меры поощрения волонтеров: награды, благодарности, публичное выражение признательности, предоставление дополнительных привилегий, вручение сувениров, памятных подарков; зачет волонтерской работы по профилю получаемой профессии в качестве учебной или производственной практики; включение волонтерской работы в общий трудовой стаж; рекомендательные письма от организаторов волонтерской деятельности для успешного трудоустройства волонтера, поступления в престижное учебное заведение и др.;
- меры информирования граждан о деятельности волонтерских организаций, реализуемых волонтерских проектах: разработка и поддержка веб-сайтов; составление программ информационной поддержки института волонтерства в РФ, в отдельных субъектах РФ, программ информационной поддержки конкретных волонтерских организаций; рекламно-информационные кампании, паблисити, размещение информации и организация общения в социальных сетях, печатные и электронные издания, устное информирование, проведение пресс-конференций и «круглых столов», создание и распространение серии буклетов, рассылка пресс-релизов и новостных писем (ньюслеттер) по электронной почте, проведение волонтерскими организациями дней открытых дверей и др.
Педагогика волонтерства включает в себя методики по отбору волонтеров, направленные на решение следующих задач:
• определение критериев отбора: разработка стандартов деятельности, профессиограмм для различных функций волонтеров, видов волонтерства, экспертные оценки и др.;
• разработка методов и процедур отбора: планирование, проектирование, моделирование, разработка диагностических методик, программ и др.;
• отбор: тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ продуктов деятельности, резюме, личных волонтерских книжек и др.;
• распределение по выполняемым функциям: само- и взаимооценки, социометрия, ранжирование и др.
Педагогика волонтерства обеспечивает подготовку(обучение)волонтеров, органи-
заторов волонтерского движения и тренеров. Она направлена на решение следующих задач и включает следующие меры:
• определение требований к результатам обучения: моделирование (составление компетентностных моделей), стандартизирование (разработка стандартов различных видов и функций волонтерской деятельности, составление профессиограмм, психограмм и др.);
• составление образовательных программ: анкетирование волонтеров с целью выявления их ожиданий от обучения, опросы адресатов помощи с целью выявления их ожиданий от волонтеров; проектирование образовательных программ и педагогического инструментария их реализации; экспертные оценки образовательных программ; моделирование и проектирование процесса и методик обучения и др.;
• подготовка тренеров и организаторов волонтерского движения: тренинги, деловые игры, лекции, мастер-классы, практикумы, су-первизия, наставничество, учебные лагеря, школы, технологии дистанционного и электронного обучения, стажировки, групповое и индивидуальное проектирование, курсы повышения квалификации, обучающие семинары и др.;
• специально организованное обучение волонтеров до их участия в волонтерской деятельности: тренинги, деловые игры, лекции, мастер-классы, практикумы, учебные лагеря, школы-семинары, технологии дистанционного и электронного обучения, стажировки, групповое и индивидуальное проектирование; система парти-сипативных праксиологических ситуаций, представляющая собой совокупность последовательно реа-
лизуемых заданий различных типов и видов; инструменты открытия; групповая дискуссия; технологии формирования лидерской Я-кон-цепции добровольца и др.; • подготовка волонтеров в процессе участия в волонтерской деятельности: супервизия, наставничество, конструктивная обратная связь; постоянные переходы от работы добровольцем к работе штатным сотрудником, от профессиональной деятельности - к любительской, от помощи другим — к самопомощи и др.
Педагогика волонтерства в менеджменте института волонтерства включает следующие меры:
- высококвалифицированная поддержка и координация работы;
- совместное (организаторы волонтерского движения и волонтеры) определение целей, планирование, преодоление организационных трудностей;
- менеджмент волонтерских программ, HR-менеджмент;
- моделирование общения, деятельности;
- обучающие ситуации;
- акции;
- проекты;
- распределение ролей;
- супервизия;
- оперативная обратная связь и др.
Педагогика волонтерства обеспечивает мониторинг и контроль хода и результатов института волонтерства:
- разработка и реализация программ оценки и контроля результатов волонтерской деятельности;
- оценка вклада волонтерской деятельности в социально-экономическое развитие РФ, социальных и экономических эффектов волонтерства;
- процессный подход;
- внешние и внутренние аудиты;
- сертификация волонтерских центров, сотрудников волонтерских организаций;
- опросы волонтеров с целью выявления их удовлетворенности волонтерской работой, имеющихся проблем;
- анкетирование организаторов волонтерской деятельности с целью выявления их удовлетворенности собственной деятельностью.
Таким образом, педагогика института волонтерства имеет достаточно оснований для дальнейшего изучения данной темы, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в сфере досуга. При этом создание модели психолого-педагогической поддержки института волонтерства требует основательных научных исследований.
Примечания
1. Балабанова Н.Н. Волонтерство как форма молодежной самореализации // Семья и семейные ценности в современном мире : материалы Всероссийского очно-заочного научно-практического семинара, посвященного Году семьи в Республике Башкортостан и Году волонтера в Российской Федерации. Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. С. 61-64.
2. Васильковская М.И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 38. С. 152-158.
3. Кисиленко Д.Г. Волонтерство - драйвер роста гражданского участия российской молодежи // Управление городом: теория и практика. 2018. № 1 (28). С. 105-109.
4. Официальный сайт конкурса проектов «Доброволец России» [Электронный ресурс]. URL: https:// проекты.добровольцыроссии.рф.
5. Пономарев В.Д. Педагогика игрового сообщества и социальное творчество личности в сфере досуга // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 41/2. С. 159-165.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_291976/
7. Сычева А.В. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 255-262.
8. Тельманова А.С. Педагогический потенциал социально-культурной инфраструктуры Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44. С. 185-192.
References
1. Balabanova N.N. Volonterstvo kak forma molodezhnoy samorealizatsii [Volunteering as a form of youth self-realization]. In: Semya i semeynye tsennosti v sovremennom mire Materialy Vserossiyskogo ochno-zaochnogo nauchno-prakticheskogo seminara, posvyashchennogo Godu semi v Respublike Bashkorotostan i Godu volontera v Rossiyskoy Federatsii (kafedra ehtiki, kul'turologii i svyazey s obshchestvennostyu fakulteta filosofii i sotsiologii Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta)[Family and family values in the modern world. Materials of the all-Russian part-time scientific and practical seminar devoted to the year of the family in the Republic of Bashkortostan and the year of volunteer in the Russian Federation (Department of ethics, cultural studies and public relations, faculty of philosophy and sociology, Bashkir state University)]. Ufa, RITS BashGU Publ., 2018, Pp. 61-64.
2. Vasilkovskaya M.I. Deyatelnost klubnogo obedineniya v razvitii tvorcheskikh sposobnostey detey podrostkovogo vozrasta [Activity of club Association in development of creative abilities of children of teenage age]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts], 2017, № 38, Pp. 152-158.
3. Kisilenko D.G. Volonterstvo - drayver rosta grazhdanskogo uchastiya rossiyskoy molodezhi [Volunteering-the driver of growth of civil participation of the Russian youth]. In: Upravlenie gorodom: teoriya i praktika [City management: theory and practice]. 2018. № 1 (28). Pp. 105109.
4. Ofltsialnyy sayt konkursa proektov «Dobrovolets Rossii» [Russian volunteer]. Available at: https:// проекты. добровольцыроссии.рф.
5. Ponomarev V.D. Pedagogika igrovogo soobshchestva i sotsial'noe tvorchestvo lichnosti v sfere dosuga [Pedagogy of the gaming community and social creativity of the individual in the field of leisure]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts]. 2017, № 42. Pp. 159-165.
6. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 01.03.2018 [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 01.03.2018]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/
7. Sycheva A.V. Dobrovol'cheskoye dvizheniye v molodezhnoy srede: sostoyaniye i perspektivy [Volunteer movement in the youth environment, state and prospects]. In: Izvestiya. Gumanitarny'e nauki [News. Humanitarian sciences]. 2014. № 1. Pp. 255-262.
8. Telmanova A.S. Pedagogicheskiy potentsial sotsial'no-kul'turnoy infrastruktury Kemerovskoy oblasti [Pedagogical potential of social and cultural infrastructure of the Kemerovo region]. In: Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts]. 2018. № 44, Pp. 185-192.