Научная статья на тему 'Технологии организации волонтерской деятельности в высших учебных заведениях'

Технологии организации волонтерской деятельности в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1967
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ (ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО (ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО) / ВОЛОНТЕР (ДОБРОВОЛЕЦ) / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / STUDENT YOUTH / VOLUNTEER ACTIVITIES / VOLUNTEERING / VOLUNTEER / SOCIAL ACTIVITY / VALUES / MODEL ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паклина Елена Алексеевна

Добровольчество представляет собой форму социальной активности, которая в полной мере может обеспечивать восхождение к ее высшей форме служению обществу. Однако, несмотря на большой педагогический потенциал волонтерства, данная деятельность недостаточно изучена как социально-педагогический феномен, научным сообществом не обоснованы подходы к ее моделированию, организации и управлению, не обобщен положительный опыт создания волонтерского движения в вузе. За последние годы в нашей стране массовые добровольческие инициативы были вызваны различными явлениями и событиями, происходящими в обществе, как позитивными, так и негативными. В студенческой среде к волонтерству сформирован особый интерес, количество участников волонтерских движений в вузах с каждым годом увеличивается. Проанализирована специфика деятельности волонтерских центров в вузах Санкт-Петербурга, выявлены основные направления их деятельности. Изучена программа развития волонтерства «СВОИ», предложенная Ассоциацией волонтерских центров (Москва), в рамках которой до конца 2019 г. в учебных заведениях по всей России планируется открыть более 150 волонтерских центров. Разработана модель организации волонтерской деятельности с элементами социально-культурных технологий в вузах. Обоснованы актуальность, цель и задачи модели, которая способствует росту социальной активности студенческого и преподавательского контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies of organizing volunteer activities in higher education institutions

Volunteering is a form of social activity that can fully ensure the ascent to its highest form serving the community. However, despite the large pedagogical potential of volunteering, this activity has not been suf ciently studied as a socio-pedagogical phenomenon, the scientif c community has not justif ed approaches to its modeling, organization and management, and the positive experience of creating a volunteer movement at a university has not been generalized. In recent years, mass volunteer initiatives in our country have been caused by various phenomena and events taking place in society, both positive and negative. There is a special interest in volunteering among students, the number of participants in volunteer movements in universities is increasing every year. The specif city of the activities of volunteer centers in universities of St. Petersburg is analyzed, identif ed the main directions of their activities are identif ed. The “SVOI” volunteering development program proposed by the Association of Volunteer Centers (Moscow) was studied, within which more than 150 volunteer centers are planned to open in educational institutions throughout Russia by the end of 2019. A model for organizing volunteer activities with elements of socio-cultural technologies in universities has been developed. The relevance, purpose and objectives of the model, which contributes to the growth of social activity of the student and teaching contingent, are substantiated.

Текст научной работы на тему «Технологии организации волонтерской деятельности в высших учебных заведениях»

УДК 316.663-057.876:364

Е. А. Паклина

Технологии организации волонтерской деятельности в высших учебных заведениях

Добровольчество представляет собой форму социальной активности, которая в полной мере может обеспечивать восхождение к ее высшей форме - служению обществу. Однако, несмотря на большой педагогический потенциал во-лонтерства, данная деятельность недостаточно изучена как социально-педагогический феномен, научным сообществом не обоснованы подходы к ее моделированию, организации и управлению, не обобщен положительный опыт создания волонтерского движения в вузе. За последние годы в нашей стране массовые добровольческие инициативы были вызваны различными явлениями и событиями, происходящими в обществе, как позитивными, так и негативными. В студенческой среде к волонтерству сформирован особый интерес, количество участников волонтерских движений в вузах с каждым годом увеличивается. Проанализирована специфика деятельности волонтерских центров в вузах Санкт-Петербурга, выявлены основные направления их деятельности. Изучена программа развития волонтерства «СВОИ», предложенная Ассоциацией волонтерских центров (Москва), в рамках которой до конца 2019 г. в учебных заведениях по всей России планируется открыть более 150 волонтерских центров. Разработана модель организации волонтерской деятельности с элементами социально-культурных технологий в вузах. Обоснованы актуальность, цель и задачи модели, которая способствует росту социальной активности студенческого и преподавательского контингента.

Ключевые слова: социально-культурные технологии, социально-культурная деятельность, студенческая молодежь, волонтерская (добровольческая) деятельность, волонтерство (добровольчество), волонтер (доброволец), социальная активность, ценности, модель организации волонтерской деятельности

Elena A. Paklina

Technologies of organizing volunteer activities in higher education institutions

Volunteering is a form of social activity that can fully ensure the ascent to its highest form - serving the community. However, despite the large pedagogical potential of volunteering, this activity has not been sufficiently studied as a socio-pedagogical phenomenon, the scientific community has not justified approaches to its modeling, organization and management, and the positive experience of creating a volunteer movement at a university has not been generalized. In recent years, mass volunteer initiatives in our country have been caused by various phenomena and events taking place in society, both positive and negative. There is a special interest in volunteering among students, the number of participants in volunteer movements in universities is increasing every year. The specificity of the activities of volunteer centers in universities of St. Petersburg is analyzed, identified the main directions of their activities are identified. The "SVOI" volunteering development program proposed by the Association of Volunteer Centers (Moscow) was studied, within which more than 150 volunteer centers are planned to open in educational institutions throughout Russia by the end of 2019. A model for organizing volunteer activities with elements of socio-cultural technologies in universities has been developed. The relevance, purpose and objectives of the model, which contributes to the growth of social activity of the student and teaching contingent, are substantiated.

Keywords: socio-cultural technologies, socio-cultural activities, student youth, volunteer activities, volunteering, volunteer, social activity, values, model organization of volunteer activities DOI 10.30725/2619-0303-2019-3-130-134

В настоящее время в России значительно увеличился интерес к волонтерской (добровольческой) деятельности. Добровольчество все больше стало приобретать статус социально-культурного феномена, которому свойственно не только решение социально - значимых задач государства, но и развитие социальной активности граждан, включенных в эту деятельность. Волонтерство представляет собой форму социальной активности, которая в полной мере может обеспечивать восхождение к ее высшей форме - служению обществу. Волонтеры ак-

тивно участвуют в процессе улучшения жизни других людей и развивают свои гражданские и лидерские качества. В системе гуманитарных знаний социальная активность рассматривается как интегрированное личностное качество, включающее в себя два взаимосвязанных аспекта: личностный аспект, который отражается в потребностях, интересах, мотивах, личных качествах, и социальный аспект, выражающийся в приобретении социальных знаний и умений, а также опыта осуществления деятельности, расширяющих границы социального окружения,

сферы реализации творческого потенциала, взаимодействия с социальной средой.

Добровольческая деятельность становится объектом изучения различных отраслей социально-гуманитарного знания. В ряде исследований в области педагогики, психологии, философии и социологии акцентировано внимание как на структурно-содержательные характеристики волонтерства, так и на личностные, психологические особенности самих добровольцев. Проблемы изучения мотивации волонтеров отображены в трудах С. В. Михайловой, Б. П. Ильина, Л. А. Кудринской, Е. С. Азаровой, О. В. Решетникова. Анализом отношения молодежи к общественной (в том числе волонтерской) деятельности занимались такие ученые как Г. Г. Николаев, Л. А. Сивицкая, Е. Л. Федотова, С. Б. Шаргородская и др.

За последние годы в нашей стране массовые добровольческие инициативы были вызваны различными явлениями и событиями, происходящими в обществе, как позитивными, так и негативными. К позитивным можно отнести крупные международные события, такие как Универсиада в Казани, Олимпийские игры в Сочи, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, Чемпионат мира по футболу и др. К негативным - массовые наводнения, пожары, пропажу людей и др. К реализации данных инициатив было привлечено несколько сотен тысяч человек. Из года в год волонтеры оказывали активную поддержку по следующим направлениям деятельности:

• помощь людям;

• помощь в организации культурных, спортивных, научных мероприятий;

• помощь в уборке территорий города;

• помощь государству;

• помощь в ликвидации стихийных бедствий;

• помощь животным и др.

Процесс организации деятельности волонтеров становился и длительно развивался через призму различных исторических периодов. Так в Древней Руси ярким примером бескорыстного служения обществу являлась добродетель древнерусских князей Иоанна Даниловича Калиты, который носил с собой мешок и раздавал из него милостыню нищим, Дмитрия Донского, кормившего бедных из своих рук, и, Ярослава Мудрого, создавшего сиротские дома, где на пожертвования мирян содержались дети, обучавшиеся грамоте, разным наукам и после оставшиеся работать при монастырях или уходившие в услужение к вельможам. В эпоху правления Екатерины Великой были созданы благотворительные заведения, в последствии

послужившие основой к созданию российской системы социального патронажа. В советскую эпоху значительный вклад в развитие добровольчества внесла деятельность комсомольских организаций и пионерских отрядов, которые были неравнодушны к жизни своей страны, чьи интересы которой ставили превыше своих. Огромное общественно-политическое, педагогическое и социальное значение для страны в 1940-е гг. оказала деятельность тимуровского движения, которая формировала у школьников нравственные качества личности и развивала духовные и патриотические ценности.

Как известно, волонтерская деятельность обладает большим педагогическим потенциалом. По мнению В. В. Митрофаненко, педагогический потенциал волонтерской деятельности -это «интегративное сочетание содержательного, операционального, коммуникативного и моти-вационно-ценностного компонентов, которые содержат необходимые для выполнения педагогически ориентированной профессиональной деятельности знания, умения и установки, позволяющие в совокупности решать как социально-педагогические, так и комплексные профессиональные задачи» [1, с. 24].

Следует отметить, что в современных условиях работа с молодежью требует серьезного анализа и диагностики системы их ценностных ориентаций.

Однако, несмотря на большой педагогический потенциал волонтерства, данная деятельность недостаточно изучена как социально-педагогический феномен, научным сообществом не обоснованы подходы к ее моделированию, организации и управлению, не обобщен положительный опыт создания волонтерского движения в вузе. Ведь именно молодежь как особая социальная группа является индикатором происходящих перемен и определяет потенциал развития общества.

В студенческой среде к волонтерству сформирован особый интерес. В последние годы в вузах России активно формируются различные волонтерские объединения (отряды, движения, организации, центры и т. п.). Автором была проанализирована деятельность волонтерских движений крупных вузов Санкт-Петербурга и получены следующие результаты:

• в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) волонтерский центр был сформирован в 2014 г., на сегодняшний день количество участников Центра составляет 2454 человек;

• в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) с 2017 г. начал активную работу Добровольческий центр

Гармония СПбПУ «С Добрым Сердцем». Количество участников волонтерского движения составляет 2284 человек.

• в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) волонтерский центр был создан в 2011 г. с целью привлечения волонтеров к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи. В настоящее время количество участников Центра составляет 2159 человек;

• в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) волонтерское движение ведет свою деятельность с июля 2011 г., когда был сформирован волонтерский студенческий отряд «Оранжевое настроение» для помощи музею-усадьбе «Петровское» (пос. Пушкинские Горы) и организован экологический выезд. На сегодняшний день количество волонтеров движения составляет 950 человек.

• в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) волонтерский Центр начал свою деятельность с 2011 г. с реализации социального волонтерского проекта «Это нормально - быть разными!». В настоящее время количество участников составляет 517 человек.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в вузах проявляется устойчивая тенденция развития волонтерской деятельности, ориентированной на широкую общественную пользу. Основными направлениями деятельности являются следующие виды добровольчества:

- событийное,

- социальное,

- спортивное,

- патриотическое,

- экологическое,

- культурно-досуговое,

- помощь бездомным животным,

- поиск пропавших людей и др.

Участники волонтерских движений в вузе

не только неравнодушны к людям и будущему своей страны, они обладают такими качествами как целеустремленность и инициативность.

Также важно обратить внимание на ценностные ориентации студенческой молодежи, включенной в процесс волонтерской деятельности в вузе. Ценностные ориентации студентов непостоянны: они изменяются во времени в зависимости от жизнедеятельности учащихся. Достаточно часто то, что было для человека значимой ценностью, может превратиться в периферийную или вовсе поменять свою полярность. Приобретение новых жизненных и социальных ролей способствует переосмыслению мировоззрения и переструктурированию системы

личностных ценностей. Система ценностей выступает в качестве контролирующего органа регуляции, побуждает человека к той или иной активности, определяя приемлемые в социуме способы их реализации.

Значительное влияние на формирование ценностей студенческой молодежи оказывает включенность их в волонтерскую деятельность. Альтруистическая направленность добровольчества является одной из базовых ценностей для студентов. Ведущую роль в становлении и развитии волонтерской деятельности играет ценностно-смысловая сфера личности, которая выступает ориентиром при выборе способа действий, отбирает идеалы, обозначает цели и указывает способы их достижения. В своем исследовании А. А. Левашина указывает, что существуют различия в ценностной сфере личности у молодежи, активно участвующей в жизни общества и людей, и у тех, кто не включен в активную общественную деятельность. Исследователем было выявлено, что у молодых людей, реализующих собственные добровольческие проекты, доминируют ценности альтруистической направленности. А у волонтеров, задействованных в различных проектах, преобладают ценности принятия других и конформистские ценности.

Государство оказывает значительную поддержку для развития студенческих инициатив в реализации волонтерских проектов. В Санкт-Петербурге активно функционируют волонтерские центры (Совет по развитию добровольчества, Центр городских волонтеров и др.), которые сотрудничают с вузами и оказывают волонтерам информационную, ресурсную, техническую, а иногда и финансовую помощь в проведении мероприятий волонтерской направленности. В завершении Года добровольца Президент РФ В. В. Путин на заседании Госсовета подчеркнул, что несмотря на то, что «Год добровольца и волонтера в России завершается, но поддержка этого важного для нашей страны движения не будет ограничиваться календарными сроками». «Ваших единомышленников в нашей стране становится все больше, в том числе благодаря вашим усилиям, - обратился Президент к участникам встречи. - Это уже сотни тысяч, а может, даже миллионы людей... Все больше наших граждан идут туда, где тяжело, где нужна конкретная помощь, где необходимо отстаивать справедливость» [2]. Обращаясь к главам регионов, Президент призвал их организовать мониторинг выполнения практических шагов по поддержке волонтерства. Кроме того, необходимо активнее разворачивать сеть волонтерских центров, «где каждый сможет включиться в общее дело, получить необходимые

знания». В данных центрах волонтеры и нуждающиеся в их помощи люди смогут быстрее находить друг друга, пояснил Президент [2]. Такие «точки притяжения» должны, в частности, создаваться в учебных заведениях.

После обращения Президента с целью создания условий для развития добровольчества в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования Ассоциацией волонтерских центров (Москва) в 2019 г. была разработана и в июне запущена Программа развития волонтерства в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации «СВОИ». Программа реализуется в соответствии с Концепцией развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р, федеральным проектом «Социальная активность» национального проекта «Образование». В рамках Программы планируется оказание консультативной, информационной, организационной и методической поддержки волонтерам. Результатом реализации Программы должно стать увеличение количества функционирующих волонтерских центров при образовательных организациях и качественное улучшение их деятельности через обучение сотрудников образовательных организаций, руководителей волонтерских центров, лидеров добровольческих движений. В рамках Программы до конца 2019 г. в учебных заведениях по всей России планируется открыть более 150 волонтерских центров.

Целенаправленная государственная политика в области развития добровольчества создала необходимые условия для развития волонтерского движения. Необходимо подчеркнуть, что важно формировать волонтерские центры в вузах в системе воспитательной работы. Для эффективного вовлечения студентов в волонтерскую деятельность необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Следует отметить, что в высших учебных заведениях процесс вовлечения обучающихся в добровольческую деятельность происходит более активно, чем в других организациях. Ежегодно студенты принимают активное участие в мероприятиях и конкурсах по теме «добровольчество», реализуют собственные идеи и проекты на практике.

Анализируя данные о деятельности волонтерских центров в вузах, можно сделать вывод о том, что, безусловно, волонтерские движения активно развиваются, однако, по результатам мониторинга, проведенного Министерством науки и высшего образования в РФ в 2018 г., выявлен ряд недостатков в процессе организации

волонтерских движений в вузах:

• низкая численность добровольцев. В 36% волонтерских объединений списочное количество волонтеров ниже 100 человек, в 73,5% объединений ниже 500;

• неоднородность организованных форм. В 79,5% вузов волонтерские организации имеют форму объединений обучающихся или составляющих частей органов студенческого самоуправления без нормативного закрепления деятельности. В 19,7% вузов волонтерские центры являются структурными подразделениями;

• узкий спектр направлений деятельности волонтеров. Доминируют следующие виды волонтерства: событийное, экологическое, донорство, пропаганда здорового образа жизни, социальное;

• отсутствие интеграции добровольчества в другие процессы учреждения - образовательный, воспитательный. Зачастую отсутствует поддержка инициатив студентов в сфере добровольчества со стороны администрации вуза, участие в волонтерских мероприятиях противопоставляется учебному процессу.

К сожалению, в настоящее время в вузах используются устаревшие и малоэффективные практики организации добровольческой деятельности, в системе воспитательной работы слабо развиты механизмы передачи знаний и тиражирования успешных практик добровольчества.

Для преодоления ряда недостатков в организационной структуре волонтерских движений в вузе автор предлагает разработать модель организации волонтерской деятельности с элементами социально-культурных технологий, которая будет способствовать становлению профессиональной компетентности у студентов в области добровольчества, развитию социальной активности, приобретению качественно новых знаний и навыков. Модель представляет собой поэтапное включение студентов в процесс волонтерской деятельности в вузе, на каждом из этапов будут формироваться определенные знания, умения, навыки в сфере добровольчества.

Организационная структура модели включает в себя следующие блоки:

• куратором деятельности модели выступает проректор по воспитательной и социальной работе в вузе.

• ответственным за реализацию модели является действующий руководитель волонтерского движения в вузе.

• собственные проекты и участие в мероприятиях внешних организаций закрепляются за волонтерскими группами и кураторами волонтерских групп.

В реализации каждого этапа модели важно учесть основные критерии развития социальной активности, например такие, как инициатива, исполнительность, сформированные социальные и профессионально-ценностные ориентации, готовность личности к саморазвитию, наличие системы социальных знаний, активность личности, мера, глубина принятия, усвоения ценностей, особенности реализации ценностей, внутреннее побуждение, социальное взаимодействие, характер потребностей, мотивов, ценностей и целей, лежащих в основе социальной активности. На основании данных критериев будут формироваться количественные и качественные показатели развития социальной активности студентов, включенных в процесс волонтерской деятельности. В организационной структуре модели будут реализованы следующие функции социально-культурной деятельности: образовательная, развивающая, воспитательная, информационно-просветительная, адаптивно-нормативная, мотивационная, стимулирующая, пропагандистская, просветительская, ценностно-ориентационная, культурно-творческая, развивающая, преобразовательно-созидательная. На каждом этапе модели предполагается проведение комплекса мероприятий, которые будут организованы при помощи форм социально-культурной деятельности, например таких, как беседа, встреча, лекция, мастер-класс, проект, мероприятие, тренинг, инструктаж, конференция, форум, семинар, лекция и др.

Результатом реализации модели станет увеличение количества участников волонтерского движения в вузе, качественное улучшение их деятельности, увеличение конкурентоспособности студентов на рынке труда посредством

развития в них профессиональных навыков и личностных качеств.

Таким образом, успешная реализация модели организации волонтерской деятельности -это не только эффективный механизм активизации социальных инициатив студенчества, но и создание системы сетевого обучения волонтеров определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации и профессионального развития, создание условий для участия обучающихся в добровольческих проектах не только вуза, но и города. Данная модель будет способствовать росту социальной активности студенческого и преподавательского контингента.

Список литературы

1. Митрофаненко В. В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сев.-Кавказ. гос. тех. ун-т. Ставрополь, 2004. 24 с.

2. Замахина Т. На личном примере: Владимир Путин назвал задачи по поддержке волонтерства // Рос. газ. 2018. 27 дек.

References

1. Mitrofanenko V. V. Realization of the pedagogical potential of student social volunteering in the professional training of social work professionals: avtoref. dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogies: 13.00.08 / North Caucasus State Techn. Univ. Stavropol, 2004. 24 (in Russ.).

2. Zamakhina T. On a personal example: Vladimir Putin called the tasks to support volunteering. Russian Newspapes. 2018. Dec. 27 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.