Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)'

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежина Виктория Валерьевна, Уварина Наталья Викторовна

В данной статье рассматривается непосредственная роль образовательной программы «Minor “Цифровизация иноязычного образования”» в процессе формирования ценностного отношения к цифровому образовательному пространству в молодежной среде. Данная образовательная программа включает такие дисциплины, как «Введение в цифровую педагогику и аксиологию», «Педагогическое проектирование в цифровой среде», «ИКТ в обучении иностранным языкам», «Критериальное оценивание в цифровой образовательной среде». Авторы раскрывают особенности ценностного восприятия цифровой образовательной среды. Проведя анализ данных, авторы пришли к выводу об отсутствии единого и целостного восприятия цифровой образовательной среды. Особенное внимание в статье уделяется ценностному отношению к цифровому образовательному пространству, которое может быть сформировано посредством специального организованного воздействия и взаимодействия для получения комплексного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежина Виктория Валерьевна, Уварина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE PERCEPTION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL SPACE IN THE YOUTH ENVIRONMENT (EXPERIENCE OF CREATING A NEW EDUCATIONAL PROGRAM)

This article examines the direct role of the educational program «Minor “Digitalization of Foreign Language Education”» in the process of forming a value attitude to the digital educational space in the youth environment. This educational program includes such disciplines as “Introduction to digital pedagogy and axiology”, “Pedagogical design in a digital environment”, “ICT in teaching foreign languages”, “Criteria assessment in a digital educational environment”. The authors reveal the peculiarities of the value perception of the digital educational environment. Analyzing the data, the authors came to the conclusion that there is no unified and holistic perception of the digital educational environment. Particular attention in the article is paid to the value relation to the digital educational space, which can be formed through special organized influence and interaction to obtain a complex result.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)»

Воспитание и социализация личности

Сведения для цитирования: Бежина, В. В. Ценностное восприятие цифрового образовательного пространства в молодежной среде (опыт создания новой образовательной программы) / В. В. Бежина, Н. В. Уварина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 115-119.

УДК 004 ББК 74.200

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ОПЫТ СОЗДАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)

В. В. Бежина, Н. В. Уварина

В данной статье рассматривается непосредственная роль образовательной программы «Minor "Цифровизация иноязычного образования"» в процессе формирования ценностного отношения к цифровому образовательному пространству в молодежной среде. Данная образовательная программа включает такие дисциплины, как «Введение в цифровую педагогику и аксиологию», «Педагогическое проектирование в цифровой среде», «иКт в обучении иностранным языкам», «Критериальное оценивание в цифровой образовательной среде». Авторы раскрывают особенности ценностного восприятия цифровой образовательной среды. Проведя анализ данных, авторы пришли к выводу об отсутствии единого и целостного восприятия цифровой образовательной среды. Особенное внимание в статье уделяется ценностному отношению к цифровому образовательному пространству, которое может быть сформировано посредством специального организованного воздействия и взаимодействия для получения комплексного результата.

Ключевые слова: цифровизация, цифровое пространство, цифровое образовательное пространство, ценность, молодежная среда.

Введение

Дистанционное образование на всех уровнях образования превратилось в особенную форму взаимодействия между субъектами образовательного процесса в период вынужденного дистанцирования в период пандемии-2020.

В современный период большое количество исследований направлено на выявление роли, позиции и перцепции образовательной среды в ее дистанционном формате среди молодежи.

Влияние виртуального пространства на формирование ценностных ориентаций в моло-

дежной среде раскрыто в работах О. В. Фетисовой [1], А. В. Подстраховой [2]; особенности диджитал-социума, который «не должен нарушать личностную идентичность людей», — в исследованиях Т. Ф. Кузнецовой [3].

О. В. Фетисова утверждает, что «...в современном информационном обществе формируется новая, информационная культура, которая выражается через виртуальное пространство коммуникации и развлечения» [1]. Так, человек как представитель диджитал-социума обладает совокупностью ценностей и моральных норм в цифровом пространстве.

Вопрос ценностного отношения к самому цифровому пространству является важным, так как цифровизацию необходимо связывать с ценностной ее составляющей не линейно, но с пониманием того, что цифровая экономика не может развиваться в пространстве, лишенном ценностей человеческой жизни, в обществе без культуры объединяемых им народов [3].

Следовательно, молодежная среда является ценностным ориентиром развития цифровой культуры и образования в целом. От ее способности воспринимать цифровое образовательное пространство как единое ценностное целое зависит направление развитие образования будущего.

Методы исследования

Исходя из посыла, что цифровизация неразрывно связана с ценностным аспектом человеческой деятельности, предположим, что цифровое образовательное пространство является основой для «цифровой инклюзии» (С. Ливинг-стон, Э. Хелспер) [4], выступающей в качестве поля включения всех участников цифрового образовательного пространства в систему ценностных отношений.

Данная комплексная гипотеза имеет систему детерминированных подсистем гипотетического характера:

- каким образом осуществляется равноправное включение всех участников цифрового образовательного процесса в систему ценностных отношений?

- кто осуществляет мониторинг данного процесса?

- какие ценностные характеристики приобретает цифровое образовательное пространство для студенческой молодежи?

Исследование поставленного гипотетического положения с системой разветвлений проходило посредством организации конкурса эссе на тему «Ценности цифрового образовательного пространства» и носило глубокий личностно ориентированный характер. В конкурсе приняли участие 59 обучающихся колледжей, вузов и выпускных классов школ Костанайской области (Республика Казахстан).

Анализ высказываний участников помог сформулировать следующие выводы:

1) студенческая молодежь (54 % респондентов) полагает, что ведущей ценностью в цифровом образовательном пространстве является социальная сеть как источник коммуникации в процессе обучения (ВК, мессенджеры и чаты), «дающий возможность совместного решения задач, обсуждения и обмена мнениями» (цитата из эссе);

2) учащиеся выпускных классов (46 % респондентов) считают наивысшей ценностью способность к поиску информации вне школьных рамок, «из своего собственного интереса» (цитата из эссе);

3) никто из участников не отметил ценность самого цифрового образовательного пространства.

Таким образом, анализ эссе и собственный опыт преподавания в цифровом образовательном пространстве приводят к выводу о том, что нет единого понимания ценности отношений в цифровом образовательном пространстве.

Дискуссия и выводы

В данном исследовании мы обращаемся к ценностному отношению к цифровому образовательному пространству (именно пространству, а не среде в соотношении «целое — часть»), которое может быть сформировано посредством специального организованного воздействия и взаимодействия для получения синергетиче-ского результата.

В рамках обновления системы профессионального образования и получения статуса автономного вуза на базе Костанайского регионального университета имени А. Байтурсынова (г. Костанай, Республика Казахстан) группой экспертов ведется работа по разработке новой образовательной программы (далее — ОП) в сторону цифровизации образования и целостного ценностного отношения к цифровому образовательному пространству.

Представим карту ОП с акцентом на цифровое образовательное пространство (Minor «Цифровизация иноязычного образования» — табл. 1).

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов новой формации, владеющих цифровой компетенцией в области преподавания иностранного языка для совершенствования поликомпетентностной структуры личности будущего педагога.

Таблица 1

Карта компетенций специалиста (Minor «Цифровизация иноязычного образования»)

Карта компетенций специалиста

Базовые компетенции, которые предстоит сформировать Результаты обучения

Способность использовать, создавать и анализировать результаты применения Умение выстраивать опосредованное общение в форме синхронного и асинхронного иноязычного обучения

Окончание таблицы 1

Карта компетенций специалиста

Базовые компетенции, которые предстоит сформировать Результаты обучения

цифровых ресурсов в процессе преподавания иностранных языков Способность выбирать и использовать адекватные цифровые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации и объективных возможностей образовательной среды

Способность создавать цифровой педагогический контент и эффективно его использовать в лингвистическом контексте

Способность использовать компенсаторные умения и флек-сибильность как необходимый компонент цифрового образования

Способность переносить навыки создания, использования и анализа цифрового контента в различных формах его существования в цифровом пространстве, адаптировать материал аутентичного плана в педагогических целях

Дисциплины Мinor:

- «Введение в цифровую педагогику и аксиологию»;

- «Педагогическое проектирование в цифровой среде»;

- «ИКТ в обучении иностранным языкам»;

- «Критериальное оценивание в цифровой образовательной среде».

Введение в цифровую педагогику и аксиологию

Дисциплина направлена на формирование основных знаний, умений и навыков в области цифровой педагогики и киберпедагогики, ценностного отношения к цифровому образовательному пространству. Технология педагогического и содержательного знания (ТПСЗ) нацелена на равномерное формирование вторичной языковой личности в цифровом педагогическом пространстве. Курс направлен на овладение понятиями «цифровая среда», «цифровое образовательное пространство», «ценности цифрового образования» и «цифровой образовательный контент».

Педагогическое проектирование в цифровой среде

Курс направлен на создание обучающих дисциплин, уроков, заданий различных уровней по иностранному языку с учетом цифрового

образовательного пространства и в цифровой образовательной среде. Курс предназначен для освоения основ конструирования, педагогического проектирования и целеполагания при создании обучающих курсов с учетом современных ИКТ.

ИКТ в обучении иностранным языкам

Изучение классификации современных информационных технологий и эффективное использование ИТ в преподавании иностранных языков. Курс направлен на рассмотрение тенденций в развитии информационных технологий, передовых технологий и применение аспектов описания тенденции развития информационных и коммуникационных технологий как часть требований развития мирового сообщества, целей и приоритетов в области лингвистического образования.

Критериальное оценивание в цифровой образовательной среде

Дисциплина направлена на формирование способности осуществлять оценивание в цифровой образовательной среде. Курс рассматривает критериальное оценивание на основе электронных рубрик, чек-листов и альтернативного способа измерения достижений учащихся в цифровой образовательной среде.

Библиографический список

1. Фетисова, О. В. Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи / О. В. Фетисова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2017. — № 10. — URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/vNyame-virtualnogo-prostranstva-na-tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (дата обращения: 10.04.2021).

2. Подстрахова, А. В. Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности / А. В. Подстрахова // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С.287-290.

3. Кузнецова, Т. Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии / Т. Ф. Кузнецова // Горизонты гуманитарного знания. — 2019. — № 5. — URL: https://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/1100 (дата обращения: 10.04.2021).

4. Livingstone, S. Gradations in digital inclusion: children, young people and the digital divide / S. Livingstone, E. Helsper // New Media & Society. — 2007. — Vol. 9. — № 4. — P. 671-696.

5. Ценности и ключевые компетенции в эпоху digital-социума / Т. Кармазин // Стандарты и качество : рекламно-информационное агентство : [сайт]. — 2019. — 01 сентября. — URL: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=181143 (дата обращения: 02.04.2021).

For citation: Bezhina, V. V. The value perception of the digital educational space in the youth environment (experience of creating a new educational program) / V V. Bezhina, N. V. Uvarina // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 115-119.

THE VALUE PERCEPTION OF THE DIGITAL EDUCATIONAL SPACE IN THE YOUTH ENVIRONMENT (EXPERIENCE OF CREATING A NEW EDUCATIONAL PROGRAM)

V. V. Bezhina, N. V. Uvarina

This article examines the direct role of the educational program «Minor "Digitalization of Foreign Language Education"» in the process of forming a value attitude to the digital educational space in the youth environment. This educational program includes such disciplines as "Introduction to digital pedagogy and axiology", "Pedagogical design in a digital environment", "ICT in teaching foreign languages", "Criteria assessment in a digital educational environment". The authors reveal the peculiarities of the value perception of the digital educational environment. Analyzing the data, the authors came to the conclusion that there is no unified and holistic perception of the digital educational environment. Particular attention in the article is paid to the value relation to the digital educational space, which can be formed through special organized influence and interaction to obtain a complex result.

Key words: digitalization, digital space, digital educational space, value, youth environment.

References

1. Fetisova O. V. Vlijanie virtual'nogo prostranstva na cennostnye orientacii sovremennoj rossijskoj molodezhi [The influence of virtual space on the value orientations of modern Russian youth], Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki [Humanities, socioeconomic and social sciences], 2017, no. 10, available at: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-virtualnogo-prostranstva-na-tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi (accessed: 10.04.2021). (In Russian)

2. Podstrahova A. V. Pokolenie "cifrovogo veka": zhiznennye orientiry i obrazovatel'nye cennosti [Generation of the "digital age": life guidelines and educational values], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2019, no. 15 (253), pp. 287-290. (In Russian)

3. Kuznecova T. F. Cifrovizacija kak kul'turnaja cennost' i cifrovye tehnologii [Digitalization as a cultural value and digital technologies], Gorizonty gumanitarnogo znanija [Horizons of humanitarian knowledge], 2019, no. 5, available at: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1100 (accessed: 10.04.2021). (In Russian)

4. Livingstone S., Helsper E. Gradations in digital inclusion: children, young people and the digital divide, New Media & Society, 2007, vol. 9. — no. 4, pp. 671-696. (In English)

5. Karmazin T. Cennosti i kljuchevye kompetencii v jepohu digital-sociuma. Standarty i kachestvo : reklamno-informacionnoe agentstvo, 01.09.2019, available at: https://ria-stk.ru/ds/ adetail.php?ID=181143 (accessed: 02.04.2021). (In Russian)

Бежина Виктория Валерьевна, ассоциированный профессор кафедры иностранных языков НАО «Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова», доктор философии, кандидат педагогических наук, Республика Казахстан, г. Костанай, e-mail: [email protected]

Bezhina Victoria Valerievna, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Kostanay Regional University named after A. Baitursynov, Doctor of Philosophy, Candidate of Pedagogical Sciences, Republic of Kazakhstan, Kostanay, e-mail: [email protected]

Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

Uvarina Natalya Viktorovna, Deputy Director of the Vocational Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Буров, Е. Б. Адаптация студентов нового набора к обучению в профессиональной образовательной организации / Ю. Б. Буров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 119-124.

УДК 377 ББК 74.57

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА К ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ю. Б. Буров

В статье исследуется проблема адаптации студентов нового набора к обучению в профессиональной образовательной организации на примере ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» с учетом опыта работы региональной инновационной площадки по интенсификации подготовки будущего учителя и площадки по внедрению в образовательный процесс колледжа технологий бережливого производства. Особое внимание уделяется необходимости формирования когнитивных, цифровых, аутопсихологических (регулятивных) метакомпетенций обучающихся через инновационные образовательные технологии и формы обучения и воспитания, индивидуализацию образования, самообразование в игровой achieve-логике. Приводятся примеры использования в практике колледжа элементов геймификации, тренинговой работы, индивидуализации обучения и воспитания через работу с маршрутной картой студента «Путь героя». В статье подчеркивается важность углубленной психологической диагностики первокурсников, приводятся примеры использования многофакторных и многоуровневых личностных тестов и опросников.

Ключевые слова: адаптация студентов, модель психолого-педагогического сопровождения адаптации, интенсификация подготовки будущего учителя, технология бережливого производства, метакомпетенции, геймификация обучения и воспитания, маршрутная карта студента, тренинг, диагностика.

Первый год обучения в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) для студентов — один из самых сложных и ответственных. По сравнению со школой в колледжах и техникумах значительно усложняются структура и условия образовательного процесса, увеличивается учебная нагрузка, меняются методы и формы преподавания. Первокурсники сталкиваются с большими трудностями когнитивного, коммуникативного, аутопсихологиче-ского характера. Отсутствие привычного учительского и родительского контроля, школьная «выученная беспомощность», недостаточная мотивация к выбранной профессии, неумение

анализировать нарастающий поток сложной научной информации в процессе интенсивного освоения общеобразовательных учебных дисциплин, трудности общения с однокурсниками и преподавателями, непрактичность и бытовая неустроенность, — вот неполный перечень дезадаптивных факторов начинающих профессиональный путь обучающихся ПОО. Проблемы студентов, с одной стороны, и просчеты в системе адаптации обучающихся нового набора в образовательных организациях, с другой стороны, приводят к сокращению контингента, снижению качества подготовки будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.