Статья / Article
УДК / UDC 378.4
Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов
О. В. Яковлева
Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье анализируются вопросы профессионального воспитания будущих педагогов в цифровой образовательной среде университета. Ценностный компонент цифровой образовательной среды рассматривается как основополагающий для достижения результатов развития профессионально-значимых и личностных качеств. Проектирование ценностного компонента предлагается проводить на основании сравнительного анализа объективных требований к профессиональным ценностям и качествам педагога, возможностей и ценностей цифровой среды, ценностных ориентиров и установок студентов.
Материалы и методы. Использованы методы сопоставления и анализа образовательных стандартов, аналитических документов, результатов педагогических исследований для определения векторов расширения профессиональных ценностей педагога в условиях развития общества знаний. Проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», для выявления ассоциативных связей и ценностного отношения к концепту «цифровая образовательная среда».
Результаты исследования. Показано, что система профессиональных ценностей педагога в контексте цифровой образовательной среды объективно обогащается ценностями командной работы, саморазвития, ценностями роста, системного и критического мышления, толерантности. Психодидактический подход к проектированию цифровой образовательной среды позволяет рассматривать ее основные конструкты - ресурсы, образовательные взаимодействия и управление - как основания для включения профессионально-ориентированных задач по освоению ценностей будущими педагогами. Анализ результатов анкетирования продемонстрировал, что студенты преимущественно актуализируют ценности, обеспечивающиеся контентными возможностями цифровой образовательной среды (системное мышление, непрерывное образование, персонализация). Необходимо усиление внимания к ценностям образовательных взаимодействий (межкультурное взаимодействие, цифровая этика) и управления ими (многообразие обратных связей и стратегий управления) как имеющим ключевое значение для будущих педагогов.
Обсуждение и выводы. Необходимо обогатить цифровую часть образовательной среды университета задачами профессионального воспитания, связанными с развитием профессиональных ценностей будущих педагогов. Это возможно реализовать через включение воспитательного контекста в электронные учебные курсы, а также усилении активного вклада студентов в развитие контента и образовательных взаимодействий цифровой среды университета - сетевая деятельность студенческих объединений, студенческие медиаресурсы, социально-значимые молодежные проекты.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, профессиональное воспитание, педагогическое образование, ценности, студенты.
Для цитирования: Яковлева О.В. Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 257-274.
Value component of the digital educational environment in the context of professional education for future teachers
Olga V. Yakovleva
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The article analyses issues of professional education for future teachers in the university digital educational environment. The value component of the digital educational environment is fundamental for achieving the results of professionally significant and personal qualities development. The value component design can be implemented thorough the comparative analysis of the objective requirements for teacher professional values and qualities, the capabilities and values of the digital environment, values and attitudes of students.
Materials and methods. The methods of comparison analysis of educational standards, analytical documents, and results of pedagogical research are used to determine the vectors for expanding the professional values of a teacher in the knowledge society. A survey of students of the "Pedagogical Education" programme was conducted to identify associations and values to the concept of "digital educational environment".
Results. The results show that a system of professional values for a teacher in the digital educational environment is objectively enriched by the values of teamwork, self-development, the values of growth, systemic and critical thinking, and tolerance. The psychodidactic approach to the digital educational environment design allows to consider its basic constructs - resources, educational interactions and management - as the basis for the inclusion of professionally oriented tasks for the development of future teacher professional values. The analysis of the survey results showed that students mainly name the values provided by the content capabilities of the digital educational environment (systemic thinking, lifelong education, personalisation). It is necessary to increase attention to the values of educational interactions (intercultural interaction, digital ethics) and their management (a variety of feedbacks and management strategies) as being of key importance for future teachers.
Discussion and conclusion. It is necessary to enrich the digital part of the university educational environment with the tasks of professional education related to the development of professional values for future teachers. This can be realised through the inclusion of an up-bringing educational context in electronic courses, as well as by strengthening the active contribution of students to the content development and educational interactions of the digital environment of their university - the network activities of student associations, student media resources, socially significant youth projects.
Key words: digital educational environment, professional education, teacher education, values, students.
For citation: Yakovleva, O.V. (2020) Cennostnyj komponent cifrovoj obrazovatel'noj sredy v kontekste professional'nogo vospitanija budushhih pedagogov [Value component of the digital educational environment in the context of professional education for future teachers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. P. 257-274. (In Russian).
Введение
В контексте цифровизации образования, детерминирующей переход к «цифровой школе» [14] закономерен также интерес к трансформации образовательной среды университета. Анализ исследований в данном направлении показывает, что изменения затрагивают все уровни образовательной среды - системный уровень (стратегия университета, образовательные технологии, дифференциация групп потребителей образовательных услуг) [20], организационный уровень (особенно эти изменения затрагивают роли преподавателя как «дизайнера активного интегрированного опыта познания субъекта» [8, с. 29], а также уровень взаимодействия субъектов образовательной среды. Важной составляющей образовательной среды становится ее цифровая часть, которая призвана расширять, обогащать опыт самостоятельной образовательной деятельности [7].
В понимании сущности цифровой образовательной среды необходимо подчеркнуть решение в ней не только задач обучения, но и профессионального воспитания [11]. Профессиональное воспитание понимается как процесс развития профессионально-значимых и личностных качеств, востребованных для решения профессиональных задач, а также профессиональной культуры в целом [18]. Н.Ф. Голованова, анализируя семантику понятия «воспитание» отмечает особенности взглядов
Н.И. Пирогова, который выделял в этом понятии два смысловых плана: «воспитание внешнего человека» (подготовка к определенному общественному поприщу, профессии, карьере) и «воспитание внутреннего человека» (нравственных убеждений, чувств, воли, вдохновения, способности к самопознанию) [5].
Если говорить о приоритетах профессионального воспитания будущих педагогов в глобальном цифровом пространстве, то им необходимо освоить не только сложившуюся в многовековой традиции систему профессиональных ценностей, но и включить в нее ценностные ориентиры общества знаний - непрерывное образование, стремление к выходу за рамки образовательных стандартов, поиск нового, ответственность в цифровом пространстве, профессиональная этика в цифровой среде, творческое осмысление совместной деятельности в сети, информационная культура, сетевая кооперация. Эти ценностные ориентиры педагог будет передавать и своим ученикам.
Изучение вопросов проектирования образовательной среды показывает значимость ее ценностного (ценностно-целевого) компонента [2]. Эти идеи развиваются в исследованиях, связанных с проектированием электронной образовательной среды, в том числе для поддержки освоения учебных дисциплин в условиях реализации смешанного и электронного обучения [6; 15; 25]. Следовательно, в ценностном компоненте необходимо отразить не только цели обучения, но и профессионального воспитания.
В основу характеризуемого в данной статье исследования положено предположение, что проектирование ценностного компонента цифровой образовательной среды необходимо реализовывать с учетом трех основных факторов - требований общества к профессиональным ценностям и качествам педагога, объективных возможностей и ценностей цифровой среды, а также ценностных ориентиров и установок студентов. Именно в этой области «пересечения» можно организовать продуктивную деятельность по осознанию, освоению, пересмотру уже имеющихся у студентов представлений о цифровой образовательной среде и ценностных отношений к ней. Кроме того, это позволит выявить направления проектирования ценностного компонента, требующие особого внимания.
Обзор литературы
Остановимся более подробно на каждом из перечисленных направлений выдвинутого предположения.
Каковы требования социума к профессиональным ценностям и качествам педагога? Они сформулированы в ряде документов1. В частности, анализ образовательного стандарта ФГОС ВО 3++ 44.03.01 «Педагогическое образование» позволяет выделить на основании перечисленных в нем универсальных компетенций и их категорий такие качества будущего педагога в контексте его предстоящей деятельности в обществе знаний, как понимание ценности информации и критическое отношение к ней (категория «системное и критическое мышление»), умение работать в команде (категория «командная работа и лидерство»), межкультурная толерантность (категории «межкультурное взаимодействие» и «коммуникация»), принятие принципа непрерывного образования (категория «самоорганизация и саморазвитие»), здоровый образ жизни, в том числе информационный, и преодоление рисков цифровой среды (категория «безопасность жизнедеятельности»). Из области общепрофессиональных компетенций в данном контексте можно отметить этику профессиональной деятельности (категория «этические и правовые основы профессиональной деятельности»), в том числе этичное и ответственное поведение в цифровой среде.
Исследования в рамках международного проект «Универсальные компетентности и новая грамотность» [14] показали необходимость разработки компетентностной рамки: компетентность мышления (особое значение в контексте цифровой среды здесь имеют ценности креативности и новизны, адаптации к меняющимся условиям), компетентность взаимодействия с другими (здесь нужно подчеркнуть ценности совместной работы, сотрудничества), компетентность взаимодействия с собой (особо можно отметить ценность самоорганизации, эмпатии, гибкости, причем
1 Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-Ф3 от 29 дек. 2012 г.; Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
эти особенности человек должен уметь проявлять и в среде межличностного взаимодействия, и в цифровой среде). Несмотря на то, что данная рамка предложена, прежде всего, для школьного образования, она актуальна и применима для профессиональной подготовки педагога. С одной стороны, выпускник школы должен прийти в университет как обладатель этих компетентностей на достаточном для дальнейшего образования уровне; с другой стороны - чтобы способствовать развитию этих компетентностей у будущих учеников, педагог сам должен их осознавать и совершенствовать.
В аналитическом докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» представлена компетентностная модель, включающая когнитивные, социально-поведенческие и цифровые навыки [12]. На основании данных материалов можно выделить ряд профессиональных педагогических ценностей, которые приобретают актуальность в условиях развития цифровой экономики - «ценности роста» (открытость новому наряду с заботой о других), непрерывное образование, командное взаимодействие и организаторские способности.
Таким образом, важными профессиональными ценностями педагога в контексте современной ситуации перехода к новому технологическому укладу можно назвать командную работу (сотрудничество), лидерство, саморазвитие, открытость новому, социальную активность (забота о других), системное и критическое мышление (грамотная реализация информационных процессов), толерантность (межкультурная, социальная). Безусловно, при актуализации перечисленных ценностей, сохраняют свое принципиальное значение и традиционные педагогические ценности -любовь к детям, удовлетворение потребности общения с ними [16].
Каковы объективные возможности и ценности цифровой среды? Их систему можно выстроить на основании анализа вышеупомянутых исследований и образовательных практик в области электронного и смешанного обучения, а также аксиологии пространства интернет [17; 21] (табл. 1). Основанием для систематизации служит психодидактический подход к проектированию цифровой образовательной среды [9], позволяющий выделить три ее основных конструкта - образовательные ресурсы (цифровой контент), образовательные взаимодействия и управление ими.
Таблица 1
Возможности и ценности цифровой образовательной среды (ЦОС) в контексте психодидактического подхода
Возможности ЦОС Ценности ЦОС
Р Е С У Р С Ы Создание контента (возможность создавать образовательные материалы и размещать их в среде) Креативность, нестандартность мышления, информационная ответственность, цифровая этика
Курирование контента (возможность собирать и отбирать значимый контент, описывать и систематизировать его) Взаимное обучение, совместная работа
Открытость контента (возможность выходить за рамки контента среды, работать с открытыми Интернет-ресурсами) Свобода действий, актуальность и новизна информации
Интерактивность контента (возможность взаимодействовать с объектами и элементами контента среды) Образовательная активность
Геймификация (возможность участвовать в игровых ситуациях, применять игровые элементы)
Мультимодальность контента (возможности выбора формы получения и представления информации - аудио, видео, текста) Персонализация
Вариативность контента (возможность выбора разных источников информации - текстовые документы, электронный учебник, справочная и методическая литература)
К О М М У Н И К А Ц И И Восприятие других участников цифровой среды Цифровая эмпатия
Работа в команде, взаимопомощь Сетевая коллаборация
Правила сетевого поведения и взаимодействия Нетикет
Взаимодействие с представителями других направлений обучения или других видов профессиональной деятельности Межотраслевая и межпредметная коммуникация
Взаимодействия с представителями других народов, культур Межкультурная коммуникация
Терпимость к мнению, взгляду, мировоззрению, образу жизни других участников среды Цифровая толерантность
Совокупный интеллект участников среды для достижения цели, участие в сетевом сообществе Интеллектуализация коммуникации
Взаимодействие с помощью смайликов, знаков и символом, мемов, видеороликов Визуализация коммуникации
Взаимодействие в режиме 24/7, через синхронные и асинхронные формы коммуникации Расширение коммуникационных связей
У П Р А В Л Е Н И Е Управление образовательными действиями - организация, планирование, контроль Цифровое самоуправление
Создание своего образа в среде Цифровая самопрезентация
Самопознание через действия в среде Цифровая самоидентификация
Выбор видов управления процессом образования - внешнее, взаимное, самоуправление Спектр стратегий управления
Работа в команде, взаимное обучение, оценка процесса и результатов деятельности Взаимное обучение
Работа с интеллектуальными технологиями - интеллектуальные поисковые системы, интеллектуальные переводчики, машинное обучение Автоматизация, экономия времени
Персональный образовательный маршрут Персонализация образования
ИКТ-инструменты для решения разнообразных образовательных задач Инструментализация
Отклик на совершаемые в среде действия - от коллег, педагогов, сторонних пользователей среды, от «компьютера» Многообразие обратных связей
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что цифровая образовательная среда университета, благодаря пространственно-временным, технологическим, коммуникационным возможностям может быть насыщена ценностями, значимыми для профессионального воспитания будущих педагогов.
Материалы и методы
Для поиска ответа на вопрос - каковы ценностные ориентиры студентов в цифровой образовательной среде - было проведено исследование мнений обучающихся. В эксперименте приняли участие 150 студентов бакалавриата РГПУ им. А.И. Герцена направления «Педагогическое образование». Участникам опроса было предложено сначала назвать по три ассоциации с понятием «цифровая образовательная среда» (при анализе ответов они были разделены на три группы - «объекты и субъекты, феномены», «признаки» и «виды деятельности»), а затем предложить характеристики, которые представляют наибольшую ценность. Выборка респондентов была сбалансирована по возрасту и включала равные доли студентов разных курсов бакалавриата. Понятие «цифровая образовательная среда» не являлось для опрошенных абсолютно новым, так как рассматривалось в базовой учебной дисциплине «Инфокоммуникационные технологии». Кроме того, они имели опыт сме-
шанного обучения, так как в образовательном процессе применяются дистанционные образовательные технологии (СДО Moodle, отечественные и зарубежные открытые образовательные ресурсы). Некоторые студенты (не более 20%) имели самостоятельный опыт электронного обучения на таких платформах, как национальная платформа «открытое образование», Stepik, Coursera и др.
Автоматизированный сбор данных был организован с помощью онлайн сервиса «Google формы». Был проведен содержательный анализ ответов, результатом которого стало определение смысловых групп наиболее часто встречавшихся характеристик цифровой образовательной среды. Содержательный анализ полученных ответов позволил выявить 10 переменных (смысловых групп):
1) технические средства обучения и информационные технологии;
2) современные формы организации обучения и образовательные технологии;
3) свойства цифрового контента;
4) информация, источники информации, информационные ресурсы;
5) риски цифровой образовательной среды;
6) возможности и принципы, лежащие в основе проектирования цифровой образовательной среды;
7) институционные характеристики цифровой образовательной среды;
8) субъекты цифровой образовательной среды;
9) цели деятельности субъектов в цифровой образовательной среде;
10) эмоциональное отношение к цифровой образовательной среде.
С целью определения значимости каждой выделенной переменной
для студентов было подсчитано количество ответов по каждой из них, а затем вычислены нормированные индексы (ni). Отдельно анализировался массив ответов по направлению «ценности цифровой образовательной среды». Эти ответы были также соотнесены с выделенными смысловыми группами. Для определения значимости каждой из характеристик были построены их статистические ряды распределения (в %).
Результаты исследования
Сначала были проанализированы ассоциативные связи респондентов с понятием «цифровая образовательная среда». На диаграмме (рис. 1) представлены нормированные индексы ответов по трем категориям цифровой образовательной среды - «субъекты, объекты, феномены», «признаки», «виды деятельности». Распределение количества ответов дано в соответствии с десятью выделенными смысловыми группами.
Рис. 1. Ассоциативные связи с понятием «цифровая образовательная среда»
По категории «субъекты, объекты, феномены» наибольшее количество ответов было ассоциировано с переменной 1 «технические средства обучения и информационные технологии». В качестве примеров можно привести такие ответы, как компьютер, проектор, приложение. Далее следует переменная 6 «возможности и принципы, лежащие в основе проектирования цифровой образовательной среды», где преобладали ответы - гибкость, открытость, комфортность, доступность. Почти в два раза менее популярными были ответы по переменным 9 «цели деятельности» (примеры ответов - саморазвитие, обучение, поиск), 10 «эмоциональное отношение» (интерес, перспективы, будущее), 4 «информация, источники, ресурсы» (знания, ресурс, сайт, медиатека). По остальным переменным было дано малое количество ответов: можно привести их примеры - 2 «современные формы организации обучения и образова-
тельные технологии» (электронное портфолио, онлайн курс), 3 «свойства цифрового контента» (интерактивность, мультимедийность), 5 «риски» (болезнь, ограниченность, зависимость, опасность), 7 «институционные характеристики» (университет, школа), 8 «субъекты» (студент, педагог, поколение).
По категории «признаки» наибольшее количество ответов было ассоциировано с переменной 6 «возможности и принципы, лежащие в основе проектирования цифровой образовательной среды» (удобный, быстрый, доступный, легкий, открытый). В два раза меньше ответов принадлежат переменной 10 «эмоциональное отношение» (современный, интересный, полезный, хороший, непонятный). Далее следуют переменные 1 «технические средства обучения и информационные технологии» (цифровой, мобильный) и 4 «информация, источники, ресурсы» (информационный). Еще меньшее количество ответов было отнесено к переменным 2 «современные формы организации обучения и образовательные технологии» (дистанционный, виртуальный), 3 «свойства цифрового контента» (наглядный, интерактивный), 5 «риски» (опасный). В данной категории отсутствовали ответы по переменным 7 «институционные характеристики», 8 «субъекты», 9 «цели деятельности».
По категории «виды деятельности» наибольшее количество ответов принадлежало переменным 9 «цели деятельности» (развиваться, учиться, узнавать, понимать, создавать, генерировать, наполнять) и 4 «информация, источники, ресурсы» (информировать, читать, узнавать, искать, получать, проверять). Следующими по количеству ответов являются переменные 3 «свойства цифрового контента» (смотреть, управлять, читать), 6 «возможности и принципы, лежащие в основе проектирования цифровой образовательной среды» (расширять, повышать), 8 «субъекты» (обучать, взаимодействовать, общаться, делиться, участвовать, помогать, конкурировать). Малое количество ответов студенты дали по переменным 10 «эмоциональное отношение» (отдыхать), 1 «технические средства обучения и информационные технологии» (программировать, печатать, загружать), 5 «риски» (не успевать, забывать). По переменным 2 «современные формы организации обучения и образовательные технологии» и 7 «институционные характеристики» не было получено ответов.
Таким образом, студенты в первую очередь ассоциируют цифровую среду с современным привлекательным источником нового знания: электронное оборудование и инфокоммуникационные технологии выступают в роли ее базиса, а специфические свойства цифрового контента делают образовательное содержание вариативным и привлекательным для молодежи. Слабо проявляются идеи активного вклада субъектов в развитие среды - создание нового контента, участие в сообществах обмена знаниями, сетевое творчество, сотрудничество. Однако именно эти возможности сегодня рассматриваются как наиболее перспективные [24]. Данная ситуация может указывать на то, что даже при активном применении цифровых технологий в процессе учебной и внеучебной деятельности, студенты редко находятся в ситуации самостоятельного выбора, сетевой коллаборации, взаимной ответственности. Важно, что студенты, пусть и в незначительном количестве, но актуализируют риски цифровой среды. Это говорит о готовности анализировать этот феномен с разных сторон, а также o формирующемся профессиональном мировоззрении педагога как навигатора и консультанта в среде, наполненной противоречивыми примерами, образцами поведения и ценностями.
Анализ массив ответов по направлению «ценности цифровой образовательной среды» позволил выстроить 10 смысловых переменных в порядке убывания их значимости для студентов (рис. 2).
Свойства цифрового контента
Возможности и принципы, лежащие в основе проектирования ЦОС
Цели деятельности субъектов в ЦОС Информация, информационные ресурсы
Эмоциональное отношение к ЦОС
Современные формы организации обучения и образовательные технологии
Субъекты ЦОС Институционные характеристики ЦОС Технические средства и ИКТ
Рис. 2. Рейтинг ценностей цифровой образовательной среды
Наибольшую ценность для респондентов представляют свойства цифрового контента (примеры ответов - интерактивность, производительность, коммуникативность, мультимедийность, вариативность и др.).
Это не удивительно, так как все перечисленные свойства иллюстрируют наиболее яркие и принципиальные отличия способов предъявления образовательной информации в электронной среде, эффективность которых доказана еще на начальных этапах информатизации [11]. Следующими по значимости являются возможности и принципы, лежащие в основе проектирования цифровой среды (примеры ответов - удобство, открытость, безопасность, адаптивность). Эти возможности, во-первых, напрямую связаны с перечисленными выше свойствами контента среды, во-вторых, они отвечают образовательным потребностям молодежи, относимой к поколению Z [3], а в-третьих, находятся в контексте идей открытого непрерывного образования. Третья по значимости переменная - цели деятельности (примеры ответов - образование, саморазвитие, приобретение новых навыков). Этот результат соотносится с проведенным ранее исследованием по изучению информационного поведения студентов, которое показало, что большинство обучающихся декларирует принятие стратегии непрерывного образования, но в реальной практике не полностью обладает набором качеств, обеспечивающих его реализацию [21].
Еще три особенности являются менее, но примерно одинаково ценными для будущих педагогов - информация и информационные ресурсы (доступность информации, количество информации), эмоциональное отношение к среде (интерес, современность, актуальность), современные формы организации обучения (примеры ответов - цифровое портфолио, дистанционное образование, онлайн обучение, новые методы). Здесь можно отметить, во-первых, что студенты осознанно относятся к образовательному процессу, не только выявляя в нем наличие новых форм и технологий его организации, но и подчеркивая ценность этих категорий для своего личного образовательного пути. Во-вторых, деятельность в цифровой среде вызывает эмоциональный отклик: большинство ответов носят положительный эмоциональный фон. В-третьих, ценность информации не случайна в условиях развития общества знаний.
Три последние характеристики не были представлены в ответах в контексте ценностного отношения к ним. Технические средства и технологии сами по себе не осознаются респондентами как ценные и значимые: они привычны для молодых людей. Отсутствие в ответах указаний на институциональные характеристики цифровой образовательной среды можно расценивать как подтверждение универсальности данного
понятия. Однако необходимо обратить внимание на отсутствие упоминания субъектов цифровой образовательно среды (преподавателей и обучающихся, социальных партнеров, руководство образовательного учреждения, инженерный состав и др.). Отсутствие каких-либо ассоциаций в исследуемом контексте свидетельствует о том, что студенты на данном этапе воспринимают среду как нечто объективно созданное для них; они не осознают возможности вносить личный вклад в развитие цифровой образовательной среды своего университета. Следовательно, это направление можно считать важным, особенно в контексте профессионального воспитания, так как оно связано с развитием социально востребованных качеств - лидерство, социальная активность и креативность.
Обсуждение и выводы
Проведенный сравнительный анализ требований общества к профессиональным ценностям и качествам педагога, объективных возможностей и ценностей цифровой среды, а также ценностных ориентиров и установок студентов показал, что имеется область пересечения этих трех аспектов, что может быть применимо в процессе проектирование ценностного компонента цифровой образовательной среды.
Наиболее явные соответствия можно констатировать по тем ценностям, которые обеспечиваются контентными возможностями цифровой образовательной среды (ее ресурсами): системное мышление, непрерывное образование (самообразование), персонализация. Однако ценности, связанные с коммуникацией (толерантность, межкультурное взаимодействие, цифровая этика) и управлением (многообразие обратных связей и стратегий управления), нуждаются в повышенном внимании. Вместе с тем, эти ценности имеют особое значение для педагога. Это обусловлено сущностью педагогической деятельности, основанной на взаимодействии, профессиональными задачами, связанными с организацией совместной деятельности учеников (проекты, социальная созидательная активность). Эти ценности в полной мере соответствуют обсуждаемым сегодня «ценностям роста», которые необходимо освоить будущему учителю, а затем демонстрировать этот положительный пример в профессиональной деятельности. Здесь открываются возможности для решения задач профессионального воспитания, и они активно решаются в образовательной среде современного университета, отражены в концепциях профессионального воспитания [1; 4]. Следовательно, необходима их реализация и в цифровой части образовательной среды.
Можно выделить в качестве примеров несколько направлений: включение воспитательного контекста в электронные учебные курсы (например, обсуждение проблемных ситуаций в формате сетевых дискуссий, причем важно, чтобы студенты самостоятельно предлагали примеры таких проблемных ситуаций), сетевая поддержка деятельности студенческих объединений (где модераторами выступают сами представители этого объединения), медиаресурсы совета обучающихся и студенческие медиа, студенческие инициативы и социально-значимые проекты в цифровой среде. Деятельность такого рода позволит будущим педагогам обогатить свои представления о возможностях и ценностях цифровой образовательной среды, получить практический опыт активного участия в создании цифрового контента, приобрести перспективные профессиональные компетенций.
Список литературы
1. Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3(51). С. 255-266.
2. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 5-12.
3. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 65 с.
4. Богданова Р.У. Подготовка студентов-вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 52-58.
5. Голованова Н.Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике. Педагогика. 2010. № 8. С. 71.
6. Калмыкова С.В. Нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе в условиях электронного обучения. Информатика и образование. 2019. № 6. С. 56-63.
7. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Информационные технологии - вызовы современному образованию // Научное мнение. 2018. № 2. С. 10-18.
8. Менг Т.В. Основные направления развития образовательной среды в университетах общества знаний // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 7(17). С. 26-34.
9. Носкова Т.Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 183-194.
10. Носкова Т.Н., Яковлева О.В. Новые подходы к решению воспитательных задач в сетевой среде // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 2. С. 32-40.
11. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Социальный проект, 2007. 32 с.
12. Россия 2025: от кадров к талантам: электронный документ / авт.- сост.: В. Бу-тенко, К. Полунин, И. Котов и другие. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
13. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/ Researcher. 2019. №1-2(25-26). С. 22-37.
14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 29 с.
15. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 334-337.
16. Шевченко Н.Н. Формирование ценностно-мотивационного отношения будущего учителя к профессиональной деятельности в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 4(24). С. 33-45.
17. Южанинова Е.Р. Аксиосфера Интернета и ее морфология // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №1 (150). С. 80-86.
18. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216-231.
19. Choden K., Bagchi K.K., Udo G.J., Kirs P.J. The influence of individual values on internet use: A multinational study // International Journal of Information Management. 2019. No 46. P. 198-209.
20. Jackson C.N. Managing for competency with innovation change in higher education: Examining the pitfalls and pivots of digital transformation // Business Horizons. 2019. Vol. 62(6). P. 761-772.
21. Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O. Analysis of students' reflections on their educational behaviour strategies within an electronic course: development of competences for the 21st century // E-learning and STEM Education. 2019. Katowice - Cieszyn. P. 381-395.
22. Patarakin Y., Shilova O. Concept of learning design for collaborative network activity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 1083-1090.
23. Sousa M.J., Carmo M., Gongalves A.C., Cruz R., Martins J.M. Creating knowledge and entrepreneurial capacity for HE students with digital education methodologies: Differences in the perceptions of students and entrepreneurs // Journal of Business Research. 2019. Vol. 94. P. 227-240.
References
1. Akutina, S.V., Kalinina, T.V. (2016). Formirovanie smyslozhiznennoj koncepcii sov-remennogo studenchestva v processe professional'nogo vospitaniya v vuze [Formation of Modern Students' Life-Meaning Conception in Course of Professional Education in Higher Educational Institution]. Nauchnyj dialog - Scientific dialogue. No 3(51). P. 255-266. (In Russian).
2. Baeva, I.A., Laktionova E.B. (2013). Ekspertnaya ocenka sostoyaniya obra-zovatel'noj sredy na predmet komfortnosti i bezopasnosti [Expert assessment of the state of the educational environment for comfort and safety]. Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie - Psychological Science and Education. No 6. P. 5-12. (In Russian).
3. Bogacheva, N.V., Sivak, E.V. (2019) Mify o «pokolenii Z» [Myths about the "generation Z"]. Moscow: HSE. (In Russian).
4. Bogdanova, R.U. (2019). Podgotovka studentov-vozhatyh k sozdaniyu vospityvay-ushchej sredy v obrazovatel'nyh organizaciyah [Training of students leaders for creation of the bringing-up environment in the educational organizations]. Vestnik pedagogicheskih innovacij - Pedagogical innovation bulletin. No 1(53). P. 52-58. (In Russian).
5. Golovanova, N.F. (2010). Semanticheskie izmeneniya ponyatiya "vospitanie" v otechestvennoj pedagogike [Semantic changes in the concept of "education" in Russian pedagogy]. Pedagogika - Pedagogy. No 8. P. 71. (In Russian).
6. Kalmykova, S.V. (2019). Normativno-metodicheskoe obespechenie obra-zovatel'nogo processa v vuze v usloviyah elektronnogo obucheniya. [Normative-methodical support of the educational process at university in terms of e-learning]. Informatika i obrazovanie - Informatics and education. No. P. 56-63. (In Russian).
7. Laptev, V.V., Noskova, T.N. (2018). Informacionnye tekhnologii - vyzovy sov-remennomu obrazovaniyu [Information technologies - challenges to modern education]. Nauchnoe mnenie - The Scientific Opinion. No 2. P. 10-18. (In Russian).
8. Meng, T.V. (2006). Osnovnye napravleniya razvitiya obrazovatel'noj sredy v uni-versitetah obshchestva znanij [Osnovnye napravleniya razvitiya obrazovatel'noj sredy v universitetah obshchestva znanij]. Izvestiya RGPUim. A.I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No 7(17). P. 26-34. (In Russian).
9. Noskova, T.N. (2014). Pedagogicheskaya sushchnost' virtual'noj obrazovatel'noj sredy [Pedagogical essence of virtual educational environment]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. No 167. P. 183194. (In Russian).
10. Noskova, T.N., Yakovleva, O.V. (2013). Novye podhody k resheniyu vospi-tatel'nyh zadach v setevoj srede [New approaches to solving educational problems in a network environment]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. Vol. 3. No 2. P. 32-40. (In Russian)
11. Osin, A.V. (2007). Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya v vo-prosakh i otvetakh [Electronic Educational Resources of the New Generation in Questions and Answers]. Moscow: Social Project Publ. (In Russian)
12. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam [Russia 2025: Resetting the Talent Balance]. [Online]. Available from: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (Accessed: 28.01.2020). (In Russian).
13. Uvarov, A.U. (2019). Model' cifrovoj shkoly i cifrovaya transformaciya obrazovaniya [The model of the digital school and the digital transformation of education]. Issledovatel'- Researcher. No 1-2(25-26). P. 22-37. (In Russian).
14. Frumin, I.D., Dobryakova, M.S., Barannikov, K.A., Remorenko, I.M. (2018) Uni-versal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya [Universal competencies and new literacy: what to teach today to succeed tomorrow. Preliminary conclusions of the international report on school education transformation trends]. Moscow: HSE. (In Russian).
15. Carapkina, Yu.M., Cyplakova, S.A., Bystrova, N.V. (2018). Pedagogicheskoe proektirovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy [Pedagogical design of information educational environment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education. Vol. 59(4). P. 334-337. (In Russian).
16. Shevchenko, N. (2018). Formirovanie cennostno-motivacionnogo otnosheniya budushchego uchitelya k professional'noj deyatel'nosti v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of value-motivational attitude of a future teacher to professional activities in the context of lifelong learning]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek - Lifelong learning: XXI century. No 4(24). P. 33-45. (In Russian).
17. Yuzhaninova, E.R. (2013). Aksiosfera Interneta i ee morfologiya [Axiosphere Internet and its morphology]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Vest-nik of the Orenburg State University. No 1(150). P. 80-86. (In Russian).
18. Yusupov, V.Z. (2019). Professional'noe vospitanie studentov vuza: ponyatie, struktura, genezis razvitiya [Professional education of university students: The concept, structure, and genesis of development]. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill. No 2. P. 216-231. (In Russian).
19. Choden, K., Bagchi, K.K., Udo, G.J., Kirs, P.J. (2019). The influence of individual values on internet use: A multinational study. International Journal of Information Management. No 46. P. 198-209.
20. Jackson, C.N. (2019). Managing for competency with innovation change in higher education: Examining the pitfalls and pivots of digital transformation. Business Horizons. Vol. 62(6). P. 761-772.
21. Noskova, T., Pavlova, T., Yakovleva, O. (2019). Analysis of students' reflections on their educational behaviour strategies within an electronic course: development of competences for the 21st century. E-learning and STEM Education. Katowice - Cieszyn. P. 381-395.
22. Patarakin, Y., Shilova, O. (2015). Concept of learning design for collaborative network activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 214. P. 1083-1090.
23. Sousa, M.J., Carmo, M., Gongalves, A.C., Cruz, R., Martins, J.M. (2019). Creating knowledge and entrepreneurial capacity for HE students with digital education methodologies: Differences in the perceptions of students and entrepreneurs. Journal of Business Research. Vol. 94. P. 227-240.
© О.В. Яковлева, 2020
© Olga V. Yakovleva, 2020
Информация об авторе
Яковлева Ольга Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-5878-099X, e-mail: [email protected]
Information about the author
Olga V. Yakovleva, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-5878-099X, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 11.02.2020 Received: 11 Feb. 2019
Принята к публикации: 04.03.2020 Accepted: 04 Mar. 2019
Опубликована: 29.06.2020 Published: 29 June 2020