Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DIGITALIZATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна

В системе профессионального образования, как и во всех других сферах общества, активно развивается процесс цифровизации, происходит трансформация образовательного взаимодействия. Цифровая среда требует от педагога другой ментальности, иного восприятия мира. Цифровая грамотность становится залогом успешности профессиональной деятельности современного учителя, повышая уровень его компетентности в профессиональном развитии студента. Требования ИКТ-компетентности заложены в требования профессионального стандарта педагога. Овладение данными требованиями способно обеспечить успешность профессионального развития студента, осваивающего программу профессионального образования. Реализация профессионального развития студента предполагает использование информационных технологий в обучении. Особое значение приобретает проектирование профессионального развития студента. Объектом педагогического проектирования являются все компоненты профессиональной структуры личности. Целью статьи стало определение особенностей профессионального развития студента в условиях цифрового общества и выявлении специфики педагогической деятельности в управлении данным процессом. Изложение основного материала исследования опирается на работы отечественных ученых, обращенных к вопросу профессионального развития человека. Автор опирается на стадиальную теорию развития личности, рассматривая период обучения в вузе как период адаптации к профессии. В статье поднимается проблема цифровой образовательной среды. Дается описание ее значения для профессионального развития личности студента, в повышении его конкурентной способности. Представлены продукты информационных технологий, активно используемые в практике отечественного образования. Отмечается детерминирующая роль преподавателя в профессиональном развитии студента. Дается характеристика педагогической деятельности, способной стимулировать процесс профессионального становления студента. Отмечается роль мотивационной сферы и необходимость ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL SOCIETY

In the professional education system, as in all other social fied, a process of digitilization is dinamically developing, the transformation of educational interaction occurs. The digital environment requires from educator different mentality, different view of life. The digital literacy becomes a pledge of success in professional activity of modern teacher, increasing the level of his competence in profeccional progress of students. The requirements of informational and communicative competence are embedded into requirements of professional standard of educator. Acquisition of such requirements can provide a success in professional development of students, studying the program of professional education. Implementation of the professional growth of students supposes using the information technologies in education.The particular importance is devoted to engineering of professional development of students. All components of professional structure of personality are the object of pedagogical engineering. The purpose of this article is definition of particularities in professional development of students under conditions of digital society and detection of specific aspects of pedagogical activity in management of this process. Representation of the main material of research is based on the works of national scientists dealing with issue of professional human development. The author founds upon the stadial theory of personality development, considering the training period in higher school as the period of adaptation to profession. The article raises an issue of the digital educational environment. It gives a description its importance for professional development of a student's personality, for increasing his competitive capability. It presents the products of informational technologies dynamically used in the national educational practics. The article highlights the determinative role of educator in professional development of students. It characterizes the pedagogical activity capable to inspire the process of professional progress of students. The role of motivation sphere and necessity of its advancing is also stated.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА»

Профессиональное развитие студента в условиях цифрового общества

Челнокова Татьяна Александровна,

д.пед.наук, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова E-mail: nauka@ zel.ieml.ru

В системе профессионального образования, как и во всех других сферах общества, активно развивается процесс циф-ровизации, происходит трансформация образовательного взаимодействия. Цифровая среда требует от педагога другой ментальности, иного восприятия мира. Цифровая грамотность становится залогом успешности профессиональной деятельности современного учителя, повышая уровень его компетентности в профессиональном развитии студента. Требования ИКТ-компетентности заложены в требования профессионального стандарта педагога. Овладение данными требованиями способно обеспечить успешность профессионального развития студента, осваивающего программу профессионального образования. Реализация профессионального развития студента предполагает использование информационных технологий в обучении. Особое значение приобретает проектирование профессионального развития студента. Объектом педагогического проектирования являются все компоненты профессиональной структуры личности. Целью статьи стало определение особенностей профессионального развития студента в условиях цифрового общества и выявлении специфики педагогической деятельности в управлении данным процессом. Изложение основного материала исследования опирается на работы отечественных ученых, обращенных к вопросу профессионального развития человека. Автор опирается на стадиальную теорию развития личности, рассматривая период обучения в вузе как период адаптации к профессии. В статье поднимается проблема цифровой образовательной среды. Дается описание ее значения для профессионального развития личности студента, в повышении его конкурентной способности. Представлены продукты информационных технологий, активно используемые в практике отечественного образования. Отмечается детерминирующая роль преподавателя в профессиональном развитии студента. Дается характеристика педагогической деятельности, способной стимулировать процесс профессионального становления студента. Отмечается роль мотивационной сферы и необходимость ее развития.

Ключевые слова: цифровизация, профессиональное развитие студента, цифровая образовательная среда, ИКТ-компе-тентность, цифровой образовательный ресурс, профессиональная компетентность.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Цифровизация современного общества влечет существенные перемены во всех сферах общественной жизни. Как отмечает Г.Б. Клей-нер, глобальное развитие цифровых технологий вносит изменения в жизнь общества, порождая появление «нового организационно-экономического уклада», изменения в духовной сфере, общественном сознании [1, с. 64-66]. Без сомнения, перемены, происходящие в эпоху устанавливающегося господства цифровых технологий, влекут за собой изменения в профессиональном развитии личности.

Проблема профессионального развития личности - одна из активно развиваемых проблем в психолого-педагогических исследованиях. Методологические подходы к проблеме профессионального развития личности заложены в работах Э.Ф. Зеера [2], Е.А. Климова [3], Н.С. Пряжникова [4], В.А. Толочек [5] и других авторов. Обращение к ним позволяет увидеть разные аспекты проблемы профессионального развития человека: сущность этого процесса, особенности его протекания на разных этапах жизнедеятельности, влияние внутренних и внешних факторов на этот процесс и т.д. Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет выявить сущность профессионального развития студента, осваивающего программу высшего образования. Существенными составляющими профессионального развития личности на этапе профессионального образования становятся: формирование профессиональных знаний, умений и навыков (компетенций); развитие профессиональной мотивации; последовательное освоение профессиональной роли.

Все изменения в профессиональном развитии личности тесно привязаны к переменам в экономической системе общества. Современная экономика диктует свои условия к профессиональной деятельности людей. Как пишет Н.П. Дедов трудовая деятельность современных людей «модифицируется, приобретая свойственные электронным средствам качества и особенности» [6, с. 19]. Компьютеры, Интернет, социальные сети оказываются включенными в процесс решения профессиональных задач (в том числе и педагогических).

Перемены в производственной сфере, в системе производственных отношений диктуют свои требования к процессу профессионального становления личности. Успешная адаптация к виртуальному и реальному миру профессиональной деятельности становится одним из требований к процессу профессионального развития человека [7]. Что ставит свои задачи перед системой высшего образования.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Осознание перемен эпохи гаджетов и автоматизированных компьютерных комплексов в протекании процесса профессионального становления студента определило проблему настоящего исследования. Его проведение сопряжено и с современными подходами к организации профессионального образования, выстраиваемого сегодня на идеях компетентностного подхода, субъектности обучающегося как носителя собственной активности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в определении особенностей профессионального развития студента в условиях цифрового общества и выявлении специфики педагогической деятельности в управлении данным процессом. Для исполнения целей статьи необходимо решение ряда задач:

- выявить роль и значение перемен в системе педагогического взаимодействия, в том числе связанных с цифровизацией данного процесса, для профессионального развития студента;

- выделить изменения в профессиональных подструктурах личности студента с учетом специфики данной стадии профессионального становления. (Сторонниками стадийного характера профессионального развития личности были многие отечественные и зарубежные исследователи. Б.Ф. Ломов, отмечал, что выделение отдельных стадий (фаз, этапов, периодов) присущее всем концепциям профессионального развития личности [8].)

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Воспитательно-образовательный процесс в системе профессионального образования организован на основе образовательных стандартов. Содержание профессиональных образовательных стандартов сформировано с опорой на проектный подход, закладывающий в качестве ожидаемого результата профес-сионально-компетентностное развитие студента. Можно принять толкование профессиональных компетенций как «способность решать профессиональные задачи» [9, с. 19]. Анализ компетенций, заложенных в образовательных стандартах разных профилей образования, показывает присутствие среди них компетенции, предполагающей способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности «с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» [10].

В условиях формирования цифровой образовательной среды, в которой сформирован электронный образовательный ресурс, применяются разнообразные компьютерные технологии, создаются, в том числе самими обучающимися, цифровые электронные продукты, выстраивается иное про-5 странство профессионального развития личности. о Цифровая образовательная среда несет в себе огромный потенциал для создания пространства, ° «в котором осуществляется педагогически орга-ав низованное развитие личности» [11, с. 23].

Современному специалисту предстоит работать в XXI веке. К специфическим особенностям XXI относится тот факт, что в нем имеет место «смена профессиональных приоритетов между машиной и человеком» [6, с. 18]. Профессионально значимым умением для специалиста любого направления образования, становится умение подстроиться под управляющую и контролирующую электронику. Задача образовательных организаций сформировать это умение в процессе обучения.

Преподаватель может сыграть детерминирующую роль в профессиональном развитии личности студента. Особое значение в педагогической деятельности приобретает проектный подход в управлении процессом развития студента. Владение проектной культурой, навыками и умением проектировать в числе требований к профессиональной деятельности педагогов организаций профессионального образования [12]. Проектируя профессиональное развитие личности студента с ориентацией на особенности требований производства цифровой эпохи, преподаватель должен иметь четкое представление о специфических особенностях современного производства. Он должен владеть современными образовательными технологиями, решая на их основе не только образовательные задачи, связанные с материалами изучаемой дисциплины, но и задачу формирования у обучающихся профессиональной компетентности в применении компьютерных устройств.

Согласно Онлайн-медиа Common Sense, среди образовательных технологий большую популярность приобретают технологии, построенные на основе технических устройств и компьютерного программного обеспечения. Это различные электронные учебные системы; видеосервисы; сайты с учебными материалами; социальные медиа; платформы онлайн-обучения и т.п.[13]. В образовательных отношениях цифровой эпохи настоящие технологии должны найти действенное применение, активизируя процесс вовлечения студента в учебную деятельность. В этой связи необходимо отметить, что цифровая компетентность преподавателей организаций профессионального образования выступает одним из условий профессионального развития специалиста цифровой экономики, готового к работе с «умными» автоматизированными комплексами.

Рассматривая профессиональное развитие «как процесс пробуждения и развития профессиональных интересов и склонностей, обретения индивидом опыта познавательной и практической деятельности, социальных и личностных компетенций, устойчивых свойств и качеств характера» [14, с. 14] всей совокупности новообразований, на основе которых выстраивается готовность человека к выполнению профессиональной деятельности, нужно отметить отражение специфики цифровой эпохи на каждом компоненте структуру личности. Педагогическая активность в индивидуально-личностном взаимодействии обучающегося с современными гаджетами, виртуальным миром может иметь положительное значе-

ние не только для профессионального становления, но и социального развития человека. Актуализация проектного подхода в педагогическом управлении профессиональным и социально-личностным развитием студента оптимизирует данный процесс, делает педагогическое управление осознанным.

Теоретической основой педагогического проектирования процессом профессионального развития студента являются работы В.П. Беспалько [15], Е.С. Заир-Бека [16], З.И. Лаврентьевой [17], В.Е. Радионова [18] и др. Согласно данным исследователям, проектная деятельность носит продуктивный характер, и уровень профессионального развития студента может определяться как продукт проектирования.

В процессе освоения образовательной программы должно иметь место развитие профессиональной мотивации. Профессиональная мотивация - это динамический процесс. Пробуждая склонности, интересы, желания к овладению профессионально значимыми знаниями, например, образовательным ресурсом, размещенным в той или иной социальной группе (такими группами для будущих педагогов является «В стране выученных уроков», для дефектологов - Дефектолог и т.п.), преподаватель стимулирует динамику развития мотивационной сферы личности, на основе цифрового ресурса. Так закладываются важные основы модели профессионального поведения, предполагающие применять интернет ресурс в целях профессионального роста не только в настоящем, но и профессиональном будущем. Такая привычка является особенно актуальной, исходя из того, факта, что профессиональные знания перестали быть «конечными», современный специалист должен быть готов учиться в течение всей жизни.

Проектируя развитие мотивационной сферы студента в ходе обучения, преподаватель проектирует важнейшие побудители профессионального поведения специалиста. Отсюда вытекает одна из задач, касающаяся преподавателя любой учебной дисциплины, - знание профессиональных сообществ сети, умение актуализировать данный контент в преподавании. Проектируя развитие мо-тивационной сферы личности, преподаватель должен заложить в качестве ожидаемых результатов развитие познавательных, профессиональных мотивов, мотивов творческих достижений, «мотивы социального порядка - личного престижа, сохранения и повышения статуса, самореализации, самоутверждения и материальные мотивы» [19, с. 70]. Таким образом, будет обеспечено развитие мотивационной сферы - важнейшего компонента профессиональной структуры личности.

Культивируя мотивацию успеха в профессиональных достижениях, преподаватель будет формировать конкурентноспособную личность специалиста. Конкурентноспособность специалиста -основа конкурентной способности экономики страны. В свою очередь становление кокурентно-способного специалиста цифровой эпохи означает быстроту его реагирования на любые техниче-

ские и программные новшества, умение быстро адаптироваться к переменам в рабочей ситуации, быть мобильным. Технически оснащая образовательный процесс применением современных информационных технологий, преподаватель повышает адаптивные ресурсы личности в обеспечении равновесия между быстроразвивающимся техническим прогрессом и человеком.

Цифровизации образовательной среды вуза способствуют государственные проекты, в 2017 годы стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Среди показателей проекта - число обучающихся «прошедших обучение на онлайн курсах для формального и неформального обучения» [20]. Организация самостоятельного онлайн обучения студентов на курсах по профилю будет иметь огромное значение для повышения уровня их теоретических знаний и практических профессиональных умений и навыков. Поощрение и стимулирование онлайн обучения в процессе профессионального образования имеет огромное значение для профессионального развития студентов. Благодаря данному цифровому ресурсу значительно расширяется образовательное пространство, повышаются образовательные возможности формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Процесс цифровизации, охвативший деятельность образовательных организаций, способствует росту числа информационно-коммуникационных технологий, применяемых в системе образования. Среди продуктов информационных технологий

- педагогические программные средства;

- учебные web-сайты;

- методические и дидактические разработки;

- компьютерные эксперименты с виртуальными

моделями и т.п. [21, с. 50].

В событиях, связанных с пандемией, широкую апробацию прошла дистанционная модель обучения, позволяя делать свои выводы и заключения, определяя свою зону педагогического поиска в оптимизации модели дистанционного образования. Создание собственных онлайн порталов, онлайн курсов одно из актуальных требований, поставленных правительством страны перед образовательными организациями. Реализация данного требования предполагает собственную мобильность преподавателя вуза, высокий уровень его готовности к работе в условиях цифровизации образования.

Одной из характеристик профессионального развития студента выступает сформированность когнитивного и эмоционального образа профессии. Это определяет целенаправленность педагогических действий, независимо от привязанности предмета к профессиональной деятельности, на формирования этого образа. Для представителей профессорско-преподавательского состава вуза это означает параллельное с погружением в мир своей науки, погружение в мир профессии, которую осваивают студенты, преподаваемой ими

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о

дисциплины. Адаптация содержания своей учебной дисциплины к направлению профессионального образования - показатель профессионализма самого педагога.

Использование потенциала учебного курса для педагогического управления процессом профессионального развития охватывает не только профессиональные, но и общекультурные компетенции. Их формирование имеет огромное значение для развития личностных и социальных компетенций, свойств и качеств характера. Акцент на данные составляющие структуры профессионального развития личности имеют огромное значение в становлении будущего специалиста, который, например, должен уметь работать в команде, а значит освоить те социальные навыки, которые обеспечат эффективность его участия в командной работе при решении производственных задач.

Целенаправленно проектируя среду профессионального и личностного развития студента, преподаватель должен уметь снижать остроту противоречий между личностью и условиями ее жизни, уметь предупредить внутриличностные противоречия. При этом необходимо учитывать, что ряд этих противоречий является следствием цифровиза-ции, жизнь в реальной и виртуальной средах и становится частью жизни современного человека. Понимание последствий этого, коррекция возможных внутриличностных противоречий - обязательное требование к педагогической деятельности.

Выводы и заключение. Профессиональное развитие человека перманентный процесс, охватывающий разные этапы жизнидеятельности. На этапе профессионального образования происходит адаптация человека к профессии. Успешность адаптации студента к будущей профессии зависит от профессионального мастерства преподавателя его умения последовательно создавать когнитивный и позитивно эмоциональный образ профессии, развивать стремление обучающегося стать профессионалом, освоить актуальные знания и умения, заложить желания самосовершенствоваться.

Цифровизация всех сфер жизни общества оказала свое влияние на процесс профессионального развития студента. Формирование с появлением Интернета виртуального мира наполняет профессиональную деятельность новыми связями, новыми формами взаимодействия. Их освоение на этапах профессионального образования - одно из условий становления профессионала. Готовность применять технические новинки и пользоваться безграничным информационным ресурсом выступает важным показателем профессионального развития человека. Приобретенное умение ориентироваться в потоке информации, работать с ней - одно из следствий эффективной цифрови-зации образовательных отношений.

Литература

1. Клейнер, Г.Б. Системный учет последствий цифровизации общества и проблемы безопас-

ности. / Г.Б. Клейнер //Научные труды вольного экономического общества России. М.; Изд-во: Общероссийская общественная организация «Вольное экономическое общество России». Т. 210.- № 2, 2018. - С. 63-67.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студ.вузов.-М.: Академический проект, 2003.- 336 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов. - Ростов н/Д., 1996.- 512 с.

4. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Н.С. Пряжников.-М.: Модэк, 2002.- 392 с.

5. Толочек, В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2006.- 479 с.

6. Дедов, Н.П. Позитивные механизмы регуляции профессиональной деятельности в условиях цифровизации общества/ Н.П. Дедов.//Акмео-логия. - М.: Изд-во Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2018. - С 17-23.

7. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология.- 2011. - N0 3. - С. 5-12.

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов.-М.: Наука, 1984. -444 с.

9. Кутепов М.М. Особенности процесса формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального образования / М.М. Кутепов, Е.А. Алешуги-на, К.А. Максимова.//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28). - С. 17-20

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. N1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. Дата обращения 10.09.20 // http://fgosvo.rU/news/5/1495

11. 11.Корнетов, Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г.Б. Корнетов.// Школьные технологии. 2006.-№ 3. - С 23-35.

12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. Дата обращения 10.09.20. Режим доступа: //http://www.fgosvo.ru/news/21/1344

13. Разбор: 12 типов цифровых инструментов для школы. [Электронный ресурс]. Дата обращения 13.09.20. Режим доступа: http://www.edutainme. ru/post/razbor-12-tipov-tsifrovykh-instrumentov-dlya-shkoly/

14. Челнокова, Т.А. Педагогическое проектирование профессионального развития личности на этапе школьного обучения: Афтореф.дисс. доктора пед.наук. - Ульяновск, 2012.- 42 с.

15. Беспалько, В.П. Проектирование педагогических систем// Проектирование в образовании: проблемы, поиск, гипотезы. - М., 1994. -С. 28-29.

16. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования/ Е.С. Заир-Бек. - Спб., 1995.- 234 с.

17. Лаврентьева, З.И. Педагогическое проектирование как методология, технология и образовательная услуга// Педагогическое обозрение - 2002.- № 26. - С. 3-4.

18. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. пособие / В.Е. Радионов; С.-Петерб. гос. техн. ун-т. - СПб.: Изд.-полигр. центр СПбГТУ, 1996.

19. Юрьева, А.В. Профессиональная мотивация как фактор успешности обучения студента вузе/ А.В. Юрьева, А.Р. Хазиев// Вопросы экономики и права, 2015.- № -6. - С. 69-73.

20. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Дата обращения 13.09.20. Режим доступа: http://neorusedu.ru/upload/docs/Pasport_ prioritetnogo_proekta_Sovremennaya_tsifrovaya_ obrazovatelnaya_sreda_v_Rossiyskoy_Federatsii

21. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. - М.: Медиа-Мир, 2017.- 160 с.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL SOCIETY

Chelnokova T.A.

Kazan innovation university named after V.G. Timiryasov

In the professional education system, as in all other social fied, a process of digitilization is dinamically developing, the transformation of educational interaction occurs. The digital environment requires from educator different mentality, different view of life. The digital literacy becomes a pledge of success in professional activity of modern teacher, increasing the level of his competence in profeccional progress of students. The requirements of informational and communicative competence are embedded into requirements of professional standard of educator. Acquisition of such requirements can provide a success in professional development of students, studying the program of professional education. Implementation of the professional growth of students supposes using the information technologies in education.The particular importance is devoted to engineering of professional development of students. All components of professional structure of personality are the object of pedagogical engineering. The purpose of this article is definition of particularities in professional development of students under conditions of digital society and detection of specific aspects of pedagogical activity in management of this process. Representation of the main material of research is based on the works of national scientists dealing with issue of professional human development. The author founds upon the stadial theory of personality development, considering the training period in higher school as the period of adaptation to profession. The article raises an issue of the digital educational environment. It gives a description its importance for professional development of a student's personality, for increasing his competitive capability. It presents the products of informational technologies dynamically used in the national educational practics. The article highlights the determinative role of educator in professional development of students. It characterizes the pedagogical activity capable to inspire the process of professional progress of students. The role of motivation sphere and necessity of its advancing is also stated.

Keywords: Digitalization, professional development of the student,

digital educational environment, informational and communicative

competence, digital educational resource, professional competence.

Reference

1. Kleiner, G.B. Systematic accounting of the consequences of digitalization of society and security problems. / G.B. Kleiner // Scientific works of the free economic society of Russia. M.; Publishing house: All-Russian public organization «Free Economic Society of Russia». T.210. - No. 2, 2018. - P. 63-67.

2. Zeer, E.F. Psychology of professions: textbook for student uni-versities.-M.: Academic project, 2003.- 336 p.

3. Klimov, E.A. Psychology of professional self-determination / E.A. Klimov. - Rostov n / a., 1996.- 512 p.

4. Pryazhnikov, NS Methods of activating professional and personal self-determination / N.S. Pryazhnikov. - M.: Modek, 2002.- 392 p.

5. Tolochek, V.A. Modern labor psychology: Textbook. - St. Petersburg: Peter, 2006.- 479 p.

6. Dedov, N.P. Positive mechanisms of regulation of professional activity in the context of digitalization of society / N.P. Dedov. // Akmeology. - M.: Publishing house of the Scientific Research Institute of School Technologies, 2018. - From 17-23.

7. Derkach A.A. The role of the organizational environment in the formation of a professional's personality // Akmeologiya.-2011. - No 3. - P. 5-12.

8. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F. Lomov.-M.: Nauka, 1984. 444 p.

9. Kutepov M.M. Features of the process of forming professional competencies in institutions of secondary vocational education / M.M. Kutepov, E.A. Aleshugin, K.A. Maksimova. // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2019.V.8. No. 3 (28). - P. 17-20

10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 12, 2015 N1327

11. «On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 03.03.01 Economics (bachelor>s level)». [Electronic resource]. Date of treatment 09/10/20 // http://fgosvo.ru/news/5/1495

12. Kornetov, G.B. Pedagogical environment: potential and design / G.B. Kornetov. // School technologies. 2006.-No.3. - C23-35.

13. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2015 N608n «On approval of the professional standard» Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education «[Electronic resource]. Date of treatment 09/10/2020. Access mode: // http://www.fgosvo.ru/news/21/1344

14. Analysis: 12 types of digital tools for the school. [Electronic resource]. Date of treatment 09/13/20. Access mode: http:// www.edutainme.ru/post/razbor-12-tipov-tsifrovykh-instrumen-tov-dlya-shkoly/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chelnokova, T.A. Pedagogical design of professional development of a personality at the stage of school education: Aftoref. diss.doctor of pedagogical sciences. - Ulyanovsk, 2012.- 42 p.

16. Bespalko, V.P. Design of pedagogical systems // Design in education: problems, search, hypotheses. - M., 1994. p. 28-29.

17. Zair-Bek, E.S. Fundamentals of pedagogical design / E.S. Zair-Bek. - SPb., 1995.- 234 p.

18. Lavrentieva, Z.I. Pedagogical design as a methodology, technology and educational service // Pedagogical review - 2002. -№ 26. - S. 3-4.

19. Radionov, V.E. Non-traditional pedagogical design: Textbook. allowance / V.E. Radionov; St. Petersburg. state tech. un-t. -SPb.: Publishing house-polygraph. center of SPbSTU, 1996.

20. Yurieva, A.V. Professional motivation as a factor of success in teaching a student to a university / A.V. Yuryeva, A.R. Khaziev // Issues of Economics and Law, 2015.- № -6. - S. 69-73.

21. Passport of the priority project «Modern digital educational environment in the Russian Federation» [Electronic resource]. Date of treatment 09/13/20. Access mode: http://neorusedu.ru/up-load/docs/Pasport_prioritetnogo_proekta_Sovremennaya_tsi-frovaya_obrazovatelnaya_sreda_v_Rossiyskoy_Federatsii

22. Vartanova E.L. Russian media industry: digital future: academic monograph / E.L. Vartanova, A.V. Vyrkovsky, M.I. Makseenko, S.S. Smirnov. - M.: MediaMir, 2017.- 160 p.

сз о

CO

-a

I=i А —i о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.