Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / VALUES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ольга Валерьевна

Анализируются особенности понимания будущими педагогами цифровой образовательной среды как системы условий профессионального воспитания и самовоспитания на основе выявления ассоциативных связей и ценностных отношений. Результаты анкетирования показали, что студенты актуализируют преимущественно контентные возможности цифровой среды. Необходимо усиление внимания к ценностям образовательных взаимодействий и управления как ключевым в педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE VALUES OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL EDUCATION

The article analyzes the specific features of the comprehension of the digital educational environment by future teachers as the system of the conditions of the professional education and self-education based on the revealing of the associative relations and value attitudes. The results of the questionnaire prove that students make actual mainly the content opportunities of the digital environment. There is necessary to pay attention to the values of the educational interaction and management as the key components of the pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

известия вгпу

poznaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhum. 2012. № 5(19). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1359 95390.pdf (data obrashcheniya: 13.12.2019).

3. Zhadaev Yu.A., Zhadaeva A.V. Samostoyatel'-naya rabota kak forma organizacii metodicheskoj pod-gotovki budushchih uchitelej tekhnologii // Infor-macionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedago-gicheskom obrazovanii. 2019. № 5(62). S. 124-127.

4. Zhadaev Yu.A., Zhadaeva A.V., Seleznev V.A. Organizaciya proizvodstvennoj praktiki budushchih uchitelej tekhnologii v usloviyah realizacii profes-sional'nogo standarta pedagoga // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 10(123). S. 17-24.

5. Prohorova M.P., Shkunova A.A. Osobennosti innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga v usloviyah mo-dernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya // Mezhdu-narodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016. № 1. S. 106-109.

6. Prohorova O.N. Samostoyatel'naya rabota kak faktor povysheniya kachestva professional'noj podgo-tovki budushchih uchitelej tekhnologii i predpri-nimatel'stva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. N. Novgorod, 2010.

7. Slobodchikov V.I. Innovacii v obrazovanii: osnovaniya i smysl // Issledovatel'skaya rabota shkol'-nikov. 2005. № 3. S. 5-9.

8. Toletova M.K. Pedagogicheskie praktiki v sisteme metodicheskoj podgotovki studentov k obu-cheniyu himii // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Ger-cena. 2008. № 68. S. 152-162.

Specific features of future teachers training for innovative professional activities

The article deals with the concept of innovative work. There are considered the tasks of future teachers training for professional activities in the context of the innovative development of the society. There are defined the ways of solving the tasks. The authors reveal the specific features of future teachers training for the innovative work.

Key words: future teacher, innovative work, pedagogical competence, educational results, the Federal State Educational Standards of Higher Education.

(Статья поступила в редакцию 12.02.2019)

О.в. Яковлева

(Санкт-Петербург)

исследование ценностей цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов*

Анализируются особенности понимания будущими педагогами цифровой образовательной среды как системы условий профессионального воспитания и самовоспитания на основе выявления ассоциативных связей и ценностных отношений. Результаты анкетирования показали, что студенты актуализируют преимущественно контентные возможности цифровой среды. Необходимо усиление внимания к ценностям образовательных взаимодействий и управления как ключевым в педагогической деятельности.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, профессиональное воспитание, педагогическое образование, ценности, студенты.

В условиях развития общества знаний одним из ключевых становится междисциплинарное понятие «цифровая образовательная среда». Широко применяется и понятие «циф-ровизация» для описания подхода к применению цифровых ресурсов для качественного преобразования образовательной среды. Исследования показывают, что цифровизация детерминирует системные изменения в образовательной среде [18]. В Стратегии развития информационного общества в России отмечается необходимость создания цифровой среды с целью предоставления высококачественного образования [10]. В современных педагогических исследованиях цифровая образовательная среда понимается как «открытый комплекс ресурсов, условий и возможностей для обучения, развития, социализации, воспитания» [3, с. 25], самовоспитания и становления профессиональных ценностей [5].

Как отмечает Т.Н. Носкова, «общество знаний актуализирует новые цели и ценности в воспитании человека XXI века» [8, с. 62]. Внимание к вопросам ценностного отноше-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ (грант № 19-29-14029 «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды»).

О Яковлева О.В., 2020

ния будущих педагогов (студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование») к цифровой образовательной среде обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, педагог традиционно выполняет роль носителя общечеловеческих и профессиональных ценностей, демонстрирует положительный пример социальной активности. Однако в условиях цифровой трансформации образования необходимо, чтобы педагог не только освоил сложившуюся в многовековой традиции систему профессиональных ценностей, но и включил в нее ценностные ориентиры цифрового общества - непрерывное образование, стремление к выходу за рамки образовательных стандартов, поиск нового, ответственность в цифровом пространстве, профессиональную этику в цифровой среде, творческое осмысление совместной деятельности в Сети, информационную культуру, сетевую кооперацию [15]. Во-вторых, сам процесс освоения профессиональных ценностей трансформируется в цифровой среде: изменяется его основное средство - педагогическое взаимодействие. В «традиционной» образовательной среде (в парадигме межличностного взаимодействия), а также отчасти в среде смешанного обучения профессиональное воспитание преимущественно реализуется в совместной деятельности «здесь и сейчас» через межличностные (аудиторные) формы общения и взаимодействия. В цифровой среде ситуация кардинально изменяется: новая образовательная среда, функционирующая на базе цифрового программно-аппаратного комплекса, обладающая целым набором уникальных возможностей (интерактивностью, мультимедийно-стью, автоматизацией, интеллектуализацией), трансформирует привычные формы и способы взаимодействия, расширяет и дополняет систему ценностей, личных смыслов каждого конкретного субъекта. Цели и ценности профессионального воспитания будущего педагога в обществе знаний расширяются, обогащаются не только новыми требованиями к профессиональной подготовке специалистов в эпоху перехода к последующим технологическим укладам, но также необходимостью достижения внутренних изменений в человеке, которому предстоит принять и начать реализо-вывать стратегию непрерывного образования в динамично изменяющемся обществе знаний, а также показать ценность этой стратегии своим ученикам. Кроме того, в перспективе значительную долю профессиональных задач педагог должен будет решать не только в среде

межличностного взаимодействия, но и в цифровой среде [1]. Следовательно, уже на этапе профессиональной подготовки будущему педагогу предстоит понять образовательные и воспитательные возможности и особенности новой среды, ее ограничения и риски, чтобы актуализировать их в собственном образовательном маршруте, а также осуществить перенос этих знаний, отношений, компетенций в будущий профессиональный контекст. Профессиональное воспитание в современной образовательной среде университета реализуется на разных уровнях: основные его задачи и направления, декларируемые в миссии конкретного образовательного учреждения, реализуются в учебной и внеучебной деятельности студентов [20]. Широкие возможности для решения задач воспитания связаны с освоением образовательного содержания конкретных учебных дисциплин. Изучение вопросов проектирования образовательной среды доказывает, что ценностно-целевой компонент является особенно важным [2]. Эти идеи развиваются в исследованиях, связанных с проектированием электронной части образовательной среды, в том числе и на уровне создания цифровых сред поддержки освоения учебных дисциплин в условиях реализации смешанного и электронного обучения [4; 13; 19]. Следовательно, именно в ценностно-целевом компоненте необходимо отразить цели не только обучения, но и профессионального воспитания.

Следует принимать во внимание особенности информационного и образовательного поведения представителей молодежи как субъектов цифровой образовательной среды [7; 16], а также инновационные эффекты, зафиксированные в прогнозных документах и исследованиях [14]. Проектирование ценностно-целевого компонента цифровой образовательной среды необходимо реализовывать с учетом трех основных факторов - требований к профессиональным качествам, отраженным в образовательных стандартах, ценностных ориентиров и установок студентов, а также возможностей и ценностей самой цифровой среды. Именно в этой области «пересечения» целей и ценностей можно реализовать продуктивную деятельность по осознанию, освоению, пересмотру уже имеющихся у студентов представлений о цифровой образовательной среде и ценностных отношений к ней [9].

целью данной статьи является поиск ответа на ряд вопросов. Каково ценностное отношение современных студентов к цифровой образовательной среде как системе условий профессионального воспитания и самовоспита-

ния? Какие особенности и возможности такой среды представляют для будущих педагогов наибольшую ценность? Каковы векторы обогащения цифровой образовательной среды для решения в ней задач не только обучения, но и воспитания?

i вгпу -

С целью выявления ценностей цифровой образовательной среды для будущих педагогов была разработана диагностическая методика, в основу которой была положена модици-фированная идея синквейна как приема критического мышления, позволяющего в процессе

Смысловые группы характеристик цифровой образовательной среды (ДОС): примеры ответов студентов

Смысловые группы характеристик ЦОС Существительные: объекты, субъекты, феномены ЦОС Прилагательные: признаки ЦОС Глаголы: виды деятельности в ЦОС Ценности: личностная значимость ЦОС

1. Технические средства обучения и информационные технологии Компьютер, проектор, Интернет, мультимедиа, приложение Цифровой, мобильный Программировать, печатать, загружать Технологичность

2. Современные (новые) формы организации обучения и образовательные технологии Видеоурок, электронное портфо-лио, онлайн-курс Дистанционный, виртуальный - Цифровое портфо-лио, дистанционное образование, онлайн-обучение, новые методы

3. Свойства цифрового контента ЦОС Интерактивность, мультиме-дийность Наглядный, интерактивный Смотреть, управлять, читать Интерактивность, производительность, коммуникативность, мультимедийность, вариативность

4. Информация, источники информации, информационные ресурсы Информация, знания, ресурс, сайт, медиатека Информативный, информационный, образовательный Информировать, читать, узнавать, искать, получать, проверять Доступность информации, количество информации

5. Риски ЦОС Болезнь, ограниченность, зависимость, опасность Опасный Не успевать, забывать -

6. Возможности и принципы, лежащие в основе проектирования ЦОС Гибкость, открытость, доступность, комфортность, пространство, среда Удобный, быстрый, доступный, легкий, открытый Расширять, повышать Удобство, открытость, безопасность, адаптивность

7. Институционные характеристики ЦОС Университет, школа - - -

8. Субъекты ЦОС Студент, педагог, поколение - Обучать, взаимодействовать, общаться, делиться, участвовать, помогать, конкурировать -

9. Цели деятельности в ЦОС Саморазвитие, обучение, поиск - Развиваться, учиться, узнавать, понимать, создавать, генерировать, наполнять Образование, саморазвитие, приобретение новых навыков

10. Эмоциональное (позитивное или негативное) отношение к ЦОС Интерес, перспективы, будущее, бесполезность Современный, интересный, полезный, хороший, непонятный Отдыхать, мучиться, страдать Интерес, современность, актуальность, новизна

свободного творческого поиска выявить наиболее значимые особенности процесса, объекта или явления. Участникам эксперимента было предложено поэтапно назвать по три существительных, прилагательных и глагола, ассоциативно связанных с понятием «цифровая образовательная среда», а затем предложить три ее характеристики, которые представляют лично для них наибольшую ценность.

В эксперименте приняли участие 150 студентов бакалавриата РГПУ им. А.И. Герцена направления «Педагогическое образование». Выборка, сбалансированная по возрасту, включала равные доли студентов всех четырех лет обучения. С целью автоматизации сбора данных использовался онлайн-инструмент «Формы Google».

Необходимо отметить, что все респонденты на момент участия в опросе имели представление о сущности понятия «цифровая образовательная среда», т. к. оно входит в содержание базовой учебной дисциплины «Ин-фокоммуникационные технологии», а также имели опыт смешанного обучения, поскольку в образовательном процессе в университете применяются дистанционные образовательные технологии (СДО Moodle, отечественные и зарубежные открытые образовательные ресурсы). Около 20% опрошенных получили опыт электронного обучения, самостоятельно проходили онлайн-курсы на таких платформах, как Stepik, Coursera и др.

Анализ массива полученных ответов позволил выявить 10 смысловых групп характеристик цифровой образовательной среды, выделенных студентами:

1) технические средства обучения и информационные технологии;

2) современные (новые) формы организации обучения и образовательные технологии;

3) свойства цифрового контента;

4) информация, источники информации, информационные ресурсы;

5) риски цифровой образовательной среды;

6) возможности и принципы, лежащие в основе проектирования цифровой образовательной среды;

7) институционные характеристики цифровой образовательной среды;

8) субъекты цифровой образовательной среды;

9) цели деятельности субъектов в цифровой образовательной среде;

10) эмоциональное (позитивное или негативное) отношение к цифровой образовательной среде.

В таблице на с. 10 представлены наиболее часто встречающиеся варианты ответов по каждой из перечисленных характеристик.

Содержательный анализ ответов показывает, что наиболее полное представление респондентов выявлено по следующим смысловым группам характеристик цифровой образовательной среды: технические средства обучения и информационные технологии (как инфраструктурные компоненты среды); свойства цифрового контента; информация (источники информации, информационные ресурсы); возможности и принципы, лежащие в основе проектирования среды; эмоциональное отношение к среде. Такая ситуация вполне закономерна. Известно, что электронное оборудование, а также инфокоммуникационные технологии выступают в роли базиса цифровой образовательной среды; информационные ресурсы являются источниками знаний; специфические свойства цифрового контента позволяют повысить производительность деятельности, сделать образовательное содержание вариативным и привлекательным для молодежи. Вместе с тем ответы демонстрируют в большей степени восприятие цифровой среды как источника нового знания; почти не проявляются (за исключением небольшого количества ответов в категории «субъекты ЦОС») идеи активного вклада в развитие среды - продуцирования нового контента, создания сообществ обмена знаниями, сетевого творчества и сотрудничества. А ведь именно эти возможности цифровой среды на сегодняшний день считаются наиболее перспективными (Е.Д. Патара-кин). Данная ситуация может свидетельствовать о том, что в процессе учебной и внеучеб-ной деятельности даже при активном применении цифровых технологий студенты редко находятся в ситуации самостоятельного выбора, избыточности, сетевой коллаборации, взаимной ответственности.

Наиболее слабо выражено отношение студентов к цифровой образовательной среде по смысловым группам «риски цоС» и «институциональные характеристики ЦОС». Это говорит о том, что в сознании будущих педагогов, несмотря на широкий опыт использования информационных технологий для решения разного рода жизненных, образовательных и профессиональных задач (например, в ходе педагогической практики или участия в социально значимых инициативах и проектах), еще не отражаются возможности цифровой образовательной среды в дошкольном и дополни-

□ Объекты, субъекты, феномены ЦОС, ш ■ Признаки ЦОС, ш

□ Виды деятельности в ЦОС, ш

□ Ценности ЦОС, ш

Рис. 1. Ценность характеристик цифровой образовательной среды для студентов

тельном образовании, а также в стремительно развивающихся сегодня практиках неформального и информального образования. Наряду с этим наличие даже небольшой доли ответов, актуализирующих риски цифровой среды, свидетельствует о готовности анализировать этот феномен с разных сторон, а также формирующемся профессиональном мировоззрении педагога как навигатора и консультанта в среде, наполненной разнообразными и порой противоречивыми примерами, образцами поведения и ценностями [6].

С целью определения значимости той или иной выделенной характеристики для студентов было подсчитано количество ответов по каждой характеристике, а затем вычислены нормированные индексы (т), которые отражены на рис. 1 (по горизонтальной оси представлены переменные - характеристики, по вертикальной оси - нормированные индексы их значений).

Представленная диаграмма позволяет сделать выводы об особенностях отношения студентов к возможностям цифровой образовательной среды, осознанию ее личностных ценностей. Наиболее высокие показатели категории «ценности ЦОС» выявлены для переменных 3 (свойства цифрового контента) и 6 (возможности и принципы, лежащие в основе проектирования ЦОС). В данной ситуации неудивительно, что наибольшую ценность представляют особые свойства цифрового контента, т. к. именно они делают среду привлекательной (возможность использования мультимо-дальной информации, обратная связь с субъектами и объектами среды, динамичность, ка-стомизация). Однако в контексте профессионального воспитания более важно, что ценность представляют и принципы, лежащие в основе проектирования среды, - открытость,

эргономичность, доступность, комфортность. Именно эти характеристики важны в дальнейшем, например, для проектирования воспитательных ситуаций, сопровождающих решение учебных задач в электронных средах учебных дисциплин или в работе по созданию и моде-рации сообществ социально значимых сетевых проектов.

Далее по значимости идет переменная 9 (цели деятельности в ЦОС). Наиболее популярные цели, встречающиеся в ответах студентов, - самообразование и саморазвитие. Несомненно, эти цели отвечают требованиям к современному специалисту. В целом ценность саморазвития для современной молодежи отмечается в ряде исследований [11]. Однако в контексте профессионального воспитания будущих педагогов эти цели необходимо обогатить ценностями взаимного обучения, сетевой культуры, взаимопомощи, совместного творчества в цифровой среде.

Примерно одинаковое довольно низкое значение имеют переменные 10 (эмоциональное отношение к ЦОС), 4 (информация, источники информации, информационные ресурсы) и 2 (современные формы организации обучения и образовательные технологии). Эмоциональное отношение студентов выражалось преимущественно обобщенными абстрактными характеристиками (современность, новизна и связанный с ними интерес к новому), что свидетельствует о том, что опыт образования в цифровой среде еще довольно мал, не до конца осознан. Редкое упоминание информации и ее источников среди основных ценностей может показывать привычность для современных обучающихся доступности информации, что подтверждается высоким количеством ответов, семантически связанных с реализацией информационных процессов в кате-

гории «виды деятельности в ЦОС». Категория «современные формы организации обучения и образовательные технологии» в целом имеет довольно низкие значения количества ответов. Это доказывает, что еще не произошел качественный переход от активного применения ИКТ к изменениям образовательного процесса. опыт применения новых форм его организации, такие как перевернутое обучение, построение персонализированных образовательных траекторий, имеет характер единичных инновационных практик, еще не ставших личностно значимыми для большинства представителей современных студентов.

Категория «ценности» по переменным 1 (технические средства обучения и информационные технологии), 5 (риски цифровой образовательной среды), 7 (институционные характеристики цифровой образовательной среды), 8 (субъекты цифровой образовательной среды) в ответах респондентов была представлена единичными ответами или не выяв-

кие науки -

лена. Неудивительно, что сами по себе технические средства и технологии не осознаются респондентами как ценные и значимые: молодые люди привыкли (и это подтверждается в вышеупомянутых исследованиях современной молодежи), что эти составляющие цифровой среды всегда «под рукой». Категории «риски» и «ценности» также фактически не могут иметь коннотации. Отсутствие в ответах указаний на институциональные характеристики цифровой образовательной среды можно расценивать как подтверждение универсальности данного понятия. Однако необходимо обратить внимание на редкие упоминания о субъектах среды. В эту категорию входят не только преподаватели и обучающиеся, но и социальные партнеры, руководство образовательного учреждения, инженерный состав. тот факт, что они не вызывают каких-либо ассоциаций в исследуемом контексте, свидетельствует о недостаточно развитой субъектной позиции участника цифровой образовательной сре-

Эмоциональное отношение к ЦОС Цели деятельности субъектов в ЦОС Субъекты ЦОС Институционные характеристики ЦОС Возможности и принципы, лежащие в основе проектирования ЦОС

Риски ЦОС

Информация, информационные ресурсы Свойства цифрового контента Современные формы организации обучения и образовательные технологии

Технические средства и ИКТ

15

Эмоциональное отношение к ЦОС Цели деятельности субъектов в ЦОС Субъекты ЦОС Институционные характеристики ЦОС Возможности и принципы, лежащие в основе проектирования ЦОС |

Риски ЦОС Информация, информационные ресурсы Н Свойства цифрового контента ■ Современные формы организации обучения и образовательные технологии |

Технические средства и ИКТ |

рис. 2. Сравнение рейтинга ассоциативных связей с понятием «цифровая образовательная среда» и рейтинга ценностей цифровой образовательной среды для будущих педагогов

ш

¿и

зи

известия вгпу

ды у самих будущих педагогов: они воспринимают эту среду как нечто созданное для них, подготовленное к применению. Следовательно, направление, связанное с активным вкладом студента в развитие цифровой образовательной среды университета, можно считать одним из наиболее важных.

в заключение можно сформулировать ответы на поставленные в начале нашей статьи вопросы. Каково ценностное отношение будущих педагогов к цифровой образовательной среде как системе условий профессионального воспитания и самовоспитания? Какие особенности и возможности такой среды представляют для будущих педагогов наибольшую ценность?

Феномен цифровой образовательной среды имеет личностный смысл для будущих учителей в контексте принятия ими ценностей непрерывного образования, стремления быть современными. в качестве иллюстрации можно представить сравнение двух рейтингов - рейтинга ассоциативных связей с понятием «цифровая образовательная среда» (в порядке убывания их значимости, в основе - среднее значение нормированных индексов) и рейтинга ценностей цифровой образовательной среды для будущих педагогов (составлен на основании значений нормированных индексов категории «ценности ЦОС») (см. рис. 2).

в первый рейтинг не вошла смысловая группа «институциональные характеристики ЦОС» (ср. значение т = 0). Во втором рейтинге вырисовывается формирующаяся профессиональная позиция с точки зрения наличия основных компонентов будущей профессиональной деятельности в цифровой среде (целевого, мотивационного, содержательно-операционного, рефлексивного), однако отсутствует субъектный компонент среды.

Каковы векторы обогащения цифровой образовательной среды для решения в ней задач не только обучения, но и воспитания? В качестве ответа на данный вопрос можно сформулировать ряд рекомендаций по организации деятельности студентов, применимых в ситуациях решения как учебных, так и внеучебных (воспитательных) задач.

Во-первых, необходимо обратить внимание на возможности самой цифровой среды, связанные с вариативностью контента, множественностью выбора, избыточностью информационных ресурсов. Эти возможности находятся на верхних строках рейтинга ценностей цифровой среды для студентов. Вместе с тем важно, что будущие педагоги могут также вно-

сить свой вклад в обогащение контента среды: предлагать самостоятельно найденные примеры ситуаций профессиональной деятельности с воспитательными контекстами, решать профессиональные задачи, предложенные не только преподавателем, но и другими участниками цифровой среды - социальными партнерами, студентами старших курсов. Подобные проекты сегодня начинают развиваться в цифровом пространстве российского образования (например, платформа Профстажиров-ки.рф), и этот опыт можно использовать. Обогащение контента среды может способствовать, с одной стороны, повышению образовательной мотивации, с другой - развитию перспективных профессиональных компетенций и значимых для педагога качеств личности, сформулированных в прогнозных документах и рамках компетенций учителя XXI в. [22] -способность к совместной работе, телеколла-боративная компетенция [23], цифровая культура, интернет-ответственность [21].

Во-вторых, важно расширять опыт будущих педагогов с точки зрения разнообразия примеров цифровых образовательных сред для изучения. Как показал анализ ответов, полученных в ходе проведенного опроса, опыт в данном контексте пока ограничен преимущественно деятельностью школ, где студенты обучались ранее или проходили практику, и университета, где они получают образование. Однако существуют ресурсы, где можно познакомиться с уже реализованными проектами, например в области неформального образования [1]. Необходимо, чтобы будущие педагоги самостоятельно искали примеры подобных образовательных практик и делились ими, включаясь в сообщества обмена знаниями и опытом. Такая деятельность позволит преодолеть выявленную тенденцию недостаточной осведомленности будущих учителей в области новых форм и технологий организации образовательного процесса на базе цифровых технологий.

В-третьих, отдельное внимание следует уделить одной из ключевых задач педагога -видеть и понимать субъектов образовательного процесса [17], которая должна сегодня решаться в цифровой образовательной среде на новом качественном уровне. Закономерно, что в рейтинге ценностей цифровой среды у опрошенных студентов отсутствовала категория «субъекты ЦОС», а в рейтинге ассоциативных связей это была одна из наименее частотных характеристик. Практикующим и будущим педагогам только предстоит научиться «видеть» и «понимать» субъектов цифровой образова-

тельной среды не только в привычном межличностном взаимодействии, но и через цифровые следы деятельности, на основании интеллектуального анализа больших данных, накапливаемых информационными системами. В этом случае возможно будет успешно реализовать такие направления профессиональной деятельности будущего педагога, как курирование образовательного контента, разработка траекторий электронного обучения, мо-дерация сетевых сообществ обмена знаниями, координация образовательных онлайн-платформ.

Список литературы

1. Атлас практик неформального образования / авт.-сост. М.С. Аверков, Н.М. Андерссон-Жулябина, Е.А. Вишневская [и др.]; под науч. ред. А.А. Попова. М.: Нац. кн. центр, 2019.

2. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 5-12.

3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Би-ленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В.И. Блинова. М., 2020.

4. Калмыкова С.В. Нормативно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе в условиях электронного обучения // Информатика и образование. 2019. № 6. С. 56-63.

5. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Информационные технологии - вызовы современному образованию // Науч. мнение. 2018. № 2. С. 10-18.

6. Луговая О.М., Поликарпова А.И., Черникова И.В. Возможности использования воспитательно-образовательного потенциала интернет-среды для профилактики девиантного поведения молодежи // Вестн. Сев.-Кавказ. фед. ун-та. 2018. № 3(66). С. 161-166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

8. Носкова т.Н. Проблемы воспитания средствами информационной образовательной среды // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 61-69.

9. Носкова Т.Н., Яковлева О.В. Новые подходы к решению воспитательных задач в сетевой среде // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 2. С. 32-40.

10. о Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 28.01.2020).

11. Панкова С.Н., Архипова Е.Б., Лесина Л.А. Смыслы и социальные ресурсы реализации лич-

ностного потенциала // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 11(67). С. 333-344.

12. Патаракин E^. Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности // Образовательные технологии и общество. 2017. № 3. С. 309-329.

13. Привалов A.K, Богатырева Ю.И., Романов ВА. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза // Образование и наука. 2017. № 4. С. 169-183.

14. Россия 2025: от кадров к талантам / авт.-сост. В. Бутенко, К. Полунин, И. Котов [и др.] [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (дата обращения: 28.01.2020).

15. Соколова И.И., Илюшин Л.С., Шилова О.Н. Влияние социокультурных условий на изменение подготовки современного учителя // Человек и образование. 2015. № 3(44). С. 45-52.

16. Тонконог С.В. Образовательное поведение молодежи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1(36). С. 180-183.

17. Тряпицына A.K Содержание профессиональной подготовки студентов - будущих учителей к решению задач модернизации общего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №1. C. 50-61.

18. Уваров A^. Современное образование: векторы развития // Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы Междунар. конф. (г. Москва, МИГУ, 2425 апр. 2018 г.) / под общ. ред. М.М. Мусарского, E.A. Омельченко, A.A. Шевцовой. М.: МПГУ, 2018.

19. Царапкина Ю.М., Цыплакова СА., Быст-рова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337.

20. Яковлева О.В. Электронная среда университета: возможности поддержки внеучебной деятельности студентов // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. A.K Герцена. 2015. № 177. С. 132-137.

21. Ярмолинская М.В. Содержание, структура, критерии и показатели ответственного поведения подростков в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электрон. науч. журн. 2012. № 3. URL: http://www.emissia.org/ offline/2012/1769.htm (дата обращения: 28.01.2020).

22. Redecker C. European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Punie, Y. (ed). EUR 28775 EN. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2017.

23. Vinagre M. Developing teachers' telecollabo-rative competences in online experiential learning // System. 2017. № 64. P. 34-45.

* * *

1. Atlas praktik neformal'nogo obrazovaniya / avt.-sost. M.S. Averkov, N.M. Andersson-Zhulyabina, E.A. Vishnevskaya [i dr.]; pod nauch. red. A.A. Popova. M.: Nac. kn. centr, 2019.

2. Baeva I.A., Laktionova E.B. Ekspertnaya ocenka sostoyaniya obrazovatel'noj sredy na predmet komfortnosti i bezopasnosti // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. № 6. S. 5-12.

3. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo pro-fessional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bi-lenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov [i dr.]; pod nauch. red. V.I. Blinova. M., 2020.

4. Kalmykova S.V. Normativno-metodicheskoe obespechenie obrazovatel'nogo processa v vuze v usloviyah elektronnogo obucheniya // Informatika i obrazovanie. 2019. № 6. S. 56-63.

5. Laptev V.V., Noskova T.N. Informacionnye tekhnologii - vyzovy sovremennomu obrazovaniyu // Nauch. mnenie. 2018. № 2. S. 10-18.

6. Lugovaya O.M., Polikarpova A.I., Cherniko-va I.V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya vospitatel'no-obrazovatel'nogo potenciala internet-sredy dlya pro-filaktiki deviantnogo povedeniya molodezhi // Vestn. Sev.-Kavkaz. fed. un-ta. 2018. № 3(66). S. 161-166.

7. Mify o «pokolenii Z» / N.V. Bogacheva, E.V. Sivak. M.: NIU VSHE, 2019.

8. Noskova T.N. Problemy vospitaniya sredstva-mi informacionnoj obrazovatel'noj sredy // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2015. № 177. S. 6169.

9. Noskova T.N., Yakovleva O.V. Novye podhody k resheniyu vospitatel'nyh zadach v setevoj srede // Vestn. Leningr. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. 2013. T. 3. № 2. S. 32-40.

10. O Strategii razvitiya informacionnogo obsh-chestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 [Elekt-ronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_216363/ (data obrashcheniya: 28.01.2020).

11. Pankova S.N., Arhipova E.B., Lesina L.A. Smysly i social'nye resursy realizacii lichnostnogo potenciala // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. № 11(67). S. 333-344.

12. Patarakin E.D. Makroskopicheskij podhod k analizu sovmestnoj setevoj deyatel'nosti // Ob-razovatel'nye tekhnologii i obshchestvo. 2017. № 3. S. 309-329.

13. Privalov A.N., Bogatyreva Yu.I., Romanov V.A. Metodologicheskie podhody k organizacii bezopasnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vu-za // Obrazovanie i nauka. 2017. № 4. S. 169-183.

14. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam / avt.-sost. V. Butenko, K. Polunin, I. Kotov [i dr.] [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.bcg.com/Images/Russia-2025-report-RUS_tcm27-188275.pdf (data obrashcheniya: 28.01.2020).

15. Sokolova I.I., Ilyushin L.S., Shilova O.N. Vliyanie sociokul'turnyh uslovij na izmenenie pod-gotovki sovremennogo uchitelya // Chelovek i obrazovanie. 2015. № 3(44). S. 45-52.

16. Tonkonog S.V. Obrazovatel'noe povedenie molodezhi // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvove-denie. Voprosy teorii i praktiki. 2013. № 10-1(36). S. 180-183.

17. Tryapicyna A.P. Soderzhanie professional'noj podgotovki studentov - budushchih uchitelej k re-sheniyu zadach modernizacii obshchego obrazova-niya // Universum: Vestnik Gercenovskogo universi-teta. 2013. №1. C. 50-61.

18. Uvarov A.Yu. Sovremennoe obrazovanie: vektory razvitiya // Cifrovizaciya ekonomiki i obsh-chestva: vyzovy dlya sistemy obrazovaniya: materialy Mezhdunar. konf. (g. Moskva, MPGU, 24-25 apr. 2018 g.) / pod obshch. red. M.M. Musarskogo, E.A. Omel'chenko, A.A. SHevcovoj. M.: MPGU, 2018.

19. Carapkina Yu.M., Cyplakova S.A., Bystro-va N.V. Pedagogicheskoe proektirovanie informacion-noj obrazovatel'noj sredy // Problemy sovremenno-go pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 59-4. S. 334-337.

20. Yakovleva O.V. Elektronnaya sreda univer-siteta: vozmozhnosti podderzhki vneuchebnoj deya-tel'nosti studentov // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2015. № 177. S. 132-137.

21. Yarmolinskaya M.V. Soderzhanie, struktura, kriterii i pokazateli otvetst-vennogo povedeniya pod-rostkov v internet-prostranstve [Elektronnyj resurs] // Pis'ma v Emissiya. Offlajn: elektron. nauch. zhurn. 2012. № 3. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1769. htm (data obrashcheniya: 28.01.2020).

Research of the values of the digital educational environment in the context of future teachers professional education

The article analyzes the specific features of the comprehension of the digital educational environment by future teachers as the system of the conditions of the professional education and self-education based on the revealing of the associative relations and value attitudes. The results of the questionnaire prove that students make actual mainly the content opportunities of the digital environment. There is necessary to pay attention to the values of the educational interaction and management as the key components of the pedagogical activity.

Key words: digital educational environment, professional education, pedagogical education, values, students.

(Статья поступила в редакцию 03.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.