Научная статья на тему 'К проблеме ценностей социально-цифровой образовательной среды, ориентирующих вчерашних школьников на смыслы подготовки к профессиональной деятельности'

К проблеме ценностей социально-цифровой образовательной среды, ориентирующих вчерашних школьников на смыслы подготовки к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / личностные смыслы / мотивация / образование / социальноцифровая образовательная среда / профессиональная деятельность / values / meanings / personal meanings / motivation / education / educational and professional space of socialization / professional activities / digital database environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Геннадий Юрьевич, Беляева Алла Владимировна

В статье показана связь понятийного ряда «ценности – смыслы – личностный смысл – мотивация к деятельности» в аспекте подготовки студентов-перевокурсников к профессиональной деятельности, анализируются значимые факторы влияния на процесс формирования смыслов жизнедеятельности будущих специалистов, исходя из требований, предъявляемых современному педагогу (профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» в мотивационную сферу вчерашних школьников включаются феномены цифровой среды социализации и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляев Геннадий Юрьевич, Беляева Алла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE VALUES OF THE SOCIAL-DIGITAL ENVIRONMENT, FOCUSING YESTERDAY’S HIGH SCHOOL STUDENTS ON THE MEANINGFUL ITEMS OF PRERARING FOR THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article shows the connection of the conceptual range of "values meanings personal meaning motivation to work" in the aspect of preparing former high school students for professional activities. It analyzes significant factors of influence on the process of formation the meanings of the life of future specialists. The motivational sphere of students, including the phenomena of the digital environment of socialization and education based on the requirements of the modern teacher (Professional Standard "Specialist in the Field of Social and Moral Education")

Текст научной работы на тему «К проблеме ценностей социально-цифровой образовательной среды, ориентирующих вчерашних школьников на смыслы подготовки к профессиональной деятельности»

5. Ерофеева М.А. Педагогическая система профессиональной готовности студентов к тендерному воспитанию школьников. М.: Экон-информ, 2015. - 320 с.

6. Ерофеева М.А. Формирование тендерной компетентности студентов в условиях образовательного кластера вуза // UK Academy of Education: scientific magazine № 4-1 (30-1). 2019. С. 19-31

7. Запесоцкий А. Образование: философия, культурология, политика / А. Запесоцкий. -М.: Наука, 2002.

8. Ковыляев К.Н. Гуманитарная среда вуза как фактор формирования и развития личности // Вестник Московского университет имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образования ресурс ы и психологии 2013.1 (2). С.53-58.

9. Мартынова Е.А. Гуманитарная среда вуза как условие формирования культурной компетенции выпускника // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 92-95.

10. Минзарипов Р.Г., Ившина Г.В. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности// Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 42-50.

11. Ульянова И.В. Формирование гуманистической личности сотрудника ПДН как актуальный фактор успешности его профессиональной деятельности. // Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 72-77.

12. Ульянова И.В. Информационные риски современной образовательной системы // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2.

13. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.

УДК 37.0 (092)+373

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОРИЕНТИРУЮЩИХ ВЧЕРАШНИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СМЫСЛЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ4

Беляев Геннадий Юрьевич-кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник АНО «Научно-исследовательский институт антропогенеза», г. Москва,Е-таП: gennady.belyaev2011@yandex.ru

Беляева Алла Владимировна - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры физиологии, экологии человека и медико-биологических знаний биолого-химического факультета Московского государственного областного университета, г. МоскваЕ-mail: 29fdda@mail.ru ORCID 0000-0002-1970-3385

Аннотация.

В статье показана связь понятийного ряда «ценности - смыслы - личностный смысл -мотивация к деятельности» в аспекте подготовки студентов-перевокурсников к профессиональной деятельности, анализируются значимые факторы влияния на процесс формирования смыслов жизнедеятельности будущих специалистов, исходя из требований, предъявляемых современному педагогу (профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» в мотивационную сферу вчерашних школьников включаются феномены цифровой среды социализации и воспитания.

4Работа выполнена при поддержке РФФИ Проект "а" 20-013-00310 Потенциалы и риски цифровой среды в воспитании школьников.

Ключевые слова: ценности, личностные смыслы, мотивация, образование, социально-цифровая образовательная среда, профессиональная деятельность

TO THE PROBLEM OF THE VALUES OF THE SOCIAL-DIGITAL ENVIRONMENT, FOCUSING YESTERDAY'S HIGH SCHOOL STUDENTS ON THE MEANINGFUL ITEMS OF PRERARING FOR THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES5

Gennady Yurievich Belyaev-Ph.D. (Education), senior researcher of the Autonomous nonprofit organization "Science Research Institute of Anthropogenesis", Moscow, Russia gennady.belyaev2011@yandex.ru

AllaVladimirovna Belyaeva- Ph.D. (Medicine), Associate Professor of the Faculty of Physiology, Ecology of Human and Medico-biological Sciences of the Biology-Chemistry Department of Moscow State Suburban University, Moscow, Russia, E-mail: 29fdda@mail.ru

Abstract.

The article shows the connection of the conceptual range of "values - meanings - personal meaning - motivation to work" in the aspect of preparing former high school students for professional activities. It analyzes significant factors of influence on the process of formation the meanings of the life of future specialists. The motivational sphere of students, including the phenomena of the digital environment of socialization and education based on the requirements of the modern teacher (Professional Standard "Specialist in the Field of Social and Moral Education")

Keywords: values, meanings, personal meanings, motivation, education, educational and professional space of socialization, professional activities, digital database environment

Высшее образование XXI века представляет собой сложную систему социальных отношений, построенных на базе определенных социальных ролей («преподаватель -студент»). Однако сети взаимосвязей, порождаемых культурой современного вуза и формами социализации и воспитания обучающихся, включают сегодня их сетевые формыи новейшие социальные феномены цифровизации образовательной среды. Последние характеризуются тем, что:

1. Виртуализован значимый собеседник - лицо, с которым можно общаться и даже завязывать близкие онлайн отношения «в режиме реального времени» телекоммуникации или интернет-кафе, но при этом оставаться анонимным, демонстрируя при этом друг другу образы и стороны своего «я», актуально-социальные или придуманные культурно-поведенческие маски.

2. Не только в социализации, но и в социальном воспитании школьников и студентов акценты переносятся с «должного» на «вероятное и возможное».

3. В широком смысле социально-цифровая образовательная среда отражает и усиливает тенденцию дальнейшего расщепления социума на сложную мозаику социальных слоев-страт и профессионально-корпоративных группировок.

4. Пакеты социально-профессиональных компетенций морально устаревают быстрее, чем меняется очередное поколение преподавателей, не вполне успевающих осваивать динамику видоизменений объективно запрашиваемых требований к образу будущего специалиста.

В результате «сдвига мотивов на цель» образы и функции специальности соотносятся с процессами освоения личностных смыслов профессиональной деятельности [1].Выбор вуза молодыми людьми - это и профессиональное самоопределение, и признание определенного,

5The work was carried out with the support of RFFI Project "А" 20-013-00310 Potentials and risks of the digital environment in the education of students.

связанного с профессиональной деятельностью образа жизни [3]. Эффективность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов на основе формируемых и переформируемых потребностей, интересов, способностей. Возрастает роль вуза как пространства воспитательно-профессиональной социализации, где студент в кругу своих сверстников и в контакте с теми, кого в интерпретативной социологии называют «значимыми другими» (профессора, преподаватели, старшекурсники, администрация, блоггеры, родители, тренеры и т.п.), осваивает социально-цифровую среду вуза как свою жизненную среду. Успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены мотивацией. Ставшие личностными смыслами мотивы побуждают студентов учиться успешно, и в связи с этим непрерывно корректировать образ собственного социального будущего.

Процесс выбора профессии, обучения в вузе для многих студентов становится прагматичным, ориентированным на происходящие изменения в социально-экономической жизни страны. 42% всех опрошенных связывают образование с возможностью иметь интересную работу и повышать свой интеллектуальный уровень. 11% всех опрошенных видят ценность образования в престиже и возможности получить высокооплачиваемую работу как гарантию стабильности. 11% всех опрошенных указали утилитарные мотивы выбора вуза: получение стипендии, место в общежитии. 21% всех опрошенных поступили в МГОУ по заявленным результатам ЕГЭ.

А.А. Вербицкий условно разделил факторы, влияющие на выбор вуза и специальности, на две группы: «внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса» [4].К внешним факторам относят социально-экономическую значимость данной профессии в обществе, профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижности. На них в большей степени влияют социально-экономическая ситуация в стране, особенности развития региона. Однако с учетом результатов анализа мотивационной направленности получения образования молодежью, вуз может оказывать опосредованное влияние на эти факторы. Основным источником информации о вузе и специальности первокурсники до недавнего времени (до 2010 года) считали родителей, друзей, родственников. Теперь же резко возросла роль «цифровых авторитетов» и ориентация на те брэнды престижности, которые ими рекомендуются. Или навязываются.

Надо отметить один нюанс: личностный характер восприятия студентами преподавателей. 65% опрошенных поставили профессиональные качества преподавателя вуза на первое место. Ряд студентов (25 %) искренне гордятся высококвалифицированными преподавателями. Исходя из результатов опроса, больше всего в МГОУ нравится высокий уровень знаний преподавательского состава (88 %). 62% опрошенных считают, что преподаватель вуза должен быть добрым и внимательным. Опрос студентов проводился среди первокурсников, и они еще не успели полностью адаптироваться к вузовской жизни после школы, для них эти качества очень важны. Престижной работу преподавателя вуза назвали до 76 % опрошенных. Хотели бы стать преподавателями вуза 53 % опрошенных. Они рассматривают работу в вузе как ступень профессионального роста, накопления жизненного и социального опыта.

Таким образом, сегодня средовыми факторами фильтрации ценностей профессионально-личностного самоопределения вчерашних школьников выступают престижность высшего образования, профессиональные качества преподавателей, возможность карьерного роста, культурные традиции ВУЗа, одобрение семьи и пожелания родителей, учеба на бюджетной основе, наличие общежития и расстояние от дома. К этому добавились и модные установки сетевых лидеров местной и региональной цифровой среды социализации подростков. В современном социально-цифровом пространстве общие бренды желаемого будущего выходят на базовые образы представлений специалиста о смыслах его жизни [2]. При этом значительно меняется эмоциональное восприятие человеком себя самого и своего социального статуса. В лучшем случае, но далеко не всегда это восприятие

повышает значимость профессиональной деятельности, вплоть до уровня высшего смысла всей жизни человека [5]. Это называлось всегда «призванием».

В идеале процесс образования должен удобрять почву смыслов, на которой впоследствии должны происходить поиск и обретение общего качества жизни, а не только смысла зарабатывания на жизнь. Одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями. Здесь цифровая среда может быть помощником педагога, что отражено и в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» [6].

Литература

1. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов. Психол. Журн.т.18, 1997, N6, С.13-27.

2. Ермакова И.В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков. Автор. канд. психол. наук. Ярославль, 2008,178 с.

3. Мартынова Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: Дисс... канд.психол. наук. М.: МГОУ, 2002. 183с.

4. Вербицкий А.А, Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. №1.

5. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного образования. Вопросы психологии. 2009. №4. С.50-60

6. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года N 10н.

УДК 378.1

«МАЛЫЕ НАРРАТИВЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ПЕДАГОГОВ

Белякова Евгения Гелиевна - доктор педагогических наук, доцент, Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», Тюмень, ул. Семакова, д.10, email e.g.belyakova@utmn.ru

Аннотация

Обосновывается роль нарративных методов как средства активизации профессиональной самоидентификации студентов вуза. Раскрываются возможности «малых нарративов» как элемента сопровождения профессионального самоопределения студентов -будущих педагогов.

Ключевые слова: нарративные методы, «малые нарративы», профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность педагога

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 18-013-00106.

«SMALL NARRATIVES» AS AN INSTRUMENT FOR SUPPORTING PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF STUDENTS - TEACHERS

Belyakova Eugenia Gelievna - doctor of pedagogical sciences, associate professor, Federal State autonomous institution of higher education "Tyumen State University", Tyumen, Semakova, 10, email e.g.belyakova@utmn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.