Научная статья на тему 'Взаимодействие с профессиональным сообществом как средство построения эффективной образовательной среды в дизайн-образовании'

Взаимодействие с профессиональным сообществом как средство построения эффективной образовательной среды в дизайн-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективная образовательная среда / дизайн-образование / профессиональное сообщество / effective educational environment / design education / professional community / professional education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Давыденко, О А. Шелюгина, О С. Комарова

В статье рассмотрена проблема построения эффективной образовательной среды в сфере дизайн-образования посредством активизации взаимодействия обучающихся с профессиональным сообществом. Актуальность выстраивания связей между образовательной средой и региональным профессиональным сообществом определяется необходимостью обеспечить эффективное и устойчивое развитие региона в кризисных условиях. С этой целью на факультете искусств и дизайна Алтайского государственного университета было организовано образовательное сотрудничество регионального цифрового бизнеса и университета в форме творческой лаборатории цифровых технологий и дизайна. В рамках данного сотрудничества был проведен опыт участия студентов направления «Прикладная информатика в дизайне» в различных формах взаимодействия с региональным профессиональным сообществом в сфере цифровых технологий (конференциях, форумах, митапах, мастер-классах) как в пространстве Алтайского государственного университета, так и на базе Barnaul Digital Community. Результативность деятельности цифровой лаборатории проявляется в формировании у студентов IT-компетенций, навыков командной работы в конкурентной среде и других «гибких» навыков. Констатируется, что образовательный процесс в сфере цифрового дизайна должен моделироваться в соответствии с современными методами организации производства, что минимизирует разрыв между реальной профессиональной практикой и сформированными у студентов знаниями и навыками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М В. Давыденко, О А. Шелюгина, О С. Комарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION WITH PROFESSIONAL COMMUNITY AS A MEANS OF BUILDING AN EFFECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN DESIGN EDUCATION

The article considers a problem of building an effective educational environment in the field of design education by enhancing the interaction of students with the professional community. The relevance of building links between the educational environment and the regional professional community is determined by the need to ensure effective and sustainable development of the region in crisis conditions. To this end, educational cooperation between the regional digital business and the university in the form of a creative laboratory of digital technologies and design was organized at the Faculty of Arts and Design of Altai State University. Within the framework of this cooperation, the experience of the participation of students of the applied computer science in design direction in various forms of interaction with the regional professional community in the field of digital technologies (conferences, forums, meetings, master classes) both in the space of Altai State University and on the basis of Barnaul Digital Community. The effectiveness of the digital laboratory is manifested in the formation of students’ IT competencies, teamwork skills in a competitive environment and other “flexible” skills. It is stated that the educational process in the field of digital design should be modeled in accordance with modern methods of organizing production, which minimizes the gap between real professional practice and the knowledge and skills formed by students.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с профессиональным сообществом как средство построения эффективной образовательной среды в дизайн-образовании»

References

1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5: 34 - 42.

2. Shalashova M.M. Kompleksnaya ocenka kompetentnosti buduschih pedagogov. Pedagogika. 2008; № 7: 54 - 59.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2012.

4. Druzhilov S.A. Obobschennyj (integral'nyj) podhod k obespecheniyu stanovleniya professionalizma cheloveka. Psihologicheskie issledovaniya. 2012; № 1 (21): 2. Available at: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.htm

5. Vvedenskij V.N. Izmerenie i ocenka kachestva povysheniya kvalifikacii uchitelej v sisteme dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Standarty i monitoring. 2003; № 4:

41 - 44.

6. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

7. Akap'ev V.L., Savotchenko S.E. K voprosu sistematizacii ponyatiya professional'noj kompetentnosti pedagoga i ee informacionnoj sostavlyayuschej. VestnikBelIRO. 2016; № 2: 21 - 30.

8. Shadrikov V.D., Kuznecova I.V. Professional'nye kompetencii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Spravochnikzamestitelya direktora shkoly. 2012; № 8: 58 - 69.

9. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 51 - 55.

10. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Moskva: KOGITO CENTR, 2002.

11. Zeer 'E.F. Lichnostno orientirovannoeprofessional'noe obrazovanie. Ekaterinburg, 1998.

12. Zeer 'E.F., Pavlova A.M., Synamyuk 'E.'E. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyjpodhod: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

13. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. Moskva, 2001.

14. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

15. Sovet Evropy: Klyuchevye kompetencii dlya Evropy. Simpozium. Dok. DECS/SC/Sec (96) 43. Bern, 1996.

16. Belickaya G.'E. Cocial'naya kompetentnost' lichnosti. Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve. Pod redakciej A.A. Abul'hanovoj-Slavskoj, A.V. Brushlinskogo. Moskva; 1995:

42 - 57.

17. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: AZ", 1995.

18. Filosofskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva: Sovetskaya 'encikliklopediya, 1983.

19. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. Pod redakciej N.F. Tat'yanchenko. Moskva: Al'ta-press, 2005.

20. Hutorskoj A.V. Obschepredmetnoe soderzhanie obrazovatel'nyh standartov. Moskva, 2002.

21. Choshanov M.A. Gibkaya tehnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: metodicheskoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1996.

Статья поступила в редакцию 16.05.20

УДК 372.8

Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Shelyugina O.A., Cand. of Art History, senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Komarova O.S., Cand. of Art History, senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

INTERACTION WITH PROFESSIONAL COMMUNITY AS A MEANS OF BUILDING AN EFFECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN DESIGN EDUCATION. The article considers a problem of building an effective educational environment in the field of design education by enhancing the interaction of students with the professional community. The relevance of building links between the educational environment and the regional professional community is determined by the need to ensure effective and sustainable development of the region in crisis conditions. To this end, educational cooperation between the regional digital business and the university in the form of a creative laboratory of digital technologies and design was organized at the Faculty of Arts and Design of Altai State University. Within the framework of this cooperation, the experience of the participation of students of the applied computer science in design direction in various forms of interaction with the regional professional community in the field of digital technologies (conferences, forums, meetings, master classes) both in the space of Altai State University and on the basis of Barnaul Digital Community. The effectiveness of the digital laboratory is manifested in the formation of students' IT competencies, teamwork skills in a competitive environment and other "flexible" skills. It is stated that the educational process in the field of digital design should be modeled in accordance with modern methods of organizing production, which minimizes the gap between real professional practice and the knowledge and skills formed by students.

Key words: effective educational environment, design education, professional community, professional education.

М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

О.А. Шелюгина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

О.С. Комарова, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ

КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассмотрена проблема построения эффективной образовательной среды в сфере дизайн-образования посредством активизации взаимодействия обучающихся с профессиональным сообществом. Актуальность выстраивания связей между образовательной средой и региональным профессиональным сообществом определяется необходимостью обеспечить эффективное и устойчивое развитие региона в кризисных условиях. С этой целью на факультете искусств и дизайна Алтайского государственного университета было организовано образовательное сотрудничество регионального цифрового бизнеса и университета в форме творческой лаборатории цифровых технологий и дизайна. В рамках данного сотрудничества был проведен опыт участия студентов направления «Прикладная информатика в дизайне» в различных формах взаимодействия с региональным профессиональным сообществом в сфере цифровых технологий (конференциях, форумах, митапах, мастер-классах) как в пространстве Алтайского государственного университета, так и на базе Barnaul Digital Community. Результативность деятельности цифровой лаборатории проявляется в формировании у студентов IT-компетенций, навыков командной работы в конкурентной среде и других «гибких» навыков. Констатируется, что образовательный процесс в сфере цифрового дизайна должен моделироваться в соответствии с современными методами организации производства, что минимизирует разрыв между реальной профессиональной практикой и сформированными у студентов знаниями и навыками.

Ключевые слова: эффективная образовательная среда, дизайн-образование, профессиональное сообщество.

Цифровизация всех отраслей экономики и развитие новых форм бизнеса в области цифровых технологий определяют в настоящий момент стратегическую важность научно-исследовательских, образовательных и просветительских проектов образовательных учреждений высшего образования в области информационно-коммуникационных технологий и цифрового бизнеса. Сотрудничество с компаниями, определяющими развитие информационных технологий в регионе,

становится необходимым решением для уверенного позиционирования выпускников вузов на рынке труда.

Динамика развития высокотехнологичной экономики определяет требования к специалисту адекватно развивать свою профессиональную компетентность и метакомпетенции, гибко реагировать на инновации в профессиональной области. Эффективность специалиста определяется его социальными умениями,

личностными качествами, такими как способность к адаптации, коммуникации, критическому мышлению, лидерству. Специалисты в области работы с персоналом современных высокотехнологичных компаний отмечают востребованность таких умений, как выполнение задач в срок, работа с несколькими задачами одновременно, участие в командной работе в условиях децентрализации принятия решений, самостоятельная организация рабочего процесса, навыки саморазвития и умения переучиваться, а также востребованы дисциплинированность, ответственность и заинтересованность в работе.

Формирование у обучающихся в сфере дизайн-образования метапредмет-ных компетенций XXI века, отраженных в "концепции 4К", актуально в условиях постоянно меняющегося мира, в процессе решения неструктурированных задач, ориентации в больших объемах профессиональной информации. "Концепция 4К", предложенная в рамках реализуемого проекта национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", опирается на исследование креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации как ключевых качеств личности, способных обеспечить непрерывность процесса накопления знаний, умений, навыков и их необходимую коррекцию, а также конкурентоспособность специалиста на рынке труда [1]. В частности, формирование кооперации и коммуникации как связанных напрямую друг с другом ключевых компетенций включает развитие таких метаумений, как гибкое использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, гибко выстраивать горизонтальные социальные связи в рамках профессиональных сообществ, что отвечает потребностям развития современной сферы дизайн-образования.

Специфика работы специалиста в области цифрового дизайна предполагает его участие не столько в решении четко сформулированных задач, сколько в определении проблем, нуждающихся в решении, а также в командном взаимодействии. Привлекательной чертой дизайнера на рынке труда становится самостоятельность в поиске решений, аналитическое и системное мышление, а также способность адаптироваться к разным профессиональным ситуациям, отсутствие привязки к конкретным инструментам. При этом проблемами профессиональной подготовки выпускников вузов часто становятся отсутствие навыков поиска релевантной информации и оценки ее качества, навыков критического мышления, способности к саморазвитию, самостоятельному приобретению навыков и знаний (без внешнего контроля со стороны наставника), а также отсутствие адекватной оценки собственной профессиональной компетентности и навыков проектирования профессионального пути.

Организация профессиональной деятельности в технологичной сфере современного дизайна связана с использованием гибких моделей управления процессами, технологиями, основанными на декларации превосходства людей и их взаимодействия над процессами и инструментами, работающего продукта над документацией, и готовности к изменениям над следованием изначальному плану. Адаптация к таким условиям деятельности требует у начинающего специалиста высокого уровня развития метакомпетенций, обеспечивающих высокую производительность, но не связанных напрямую с конкретной предметной областью, таких как креативность, кооперация, коммуникация, лидерство, управление временем, критическое мышление [2].

Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными методами становится все более важным фактором успешности подготовки специалистов, помогает преодолению разрыва между технологическими новациями индустрии и содержанием образования [3], а также разрыва между привычными для студентов способами деятельности и реальной профессиональной практикой. Трансляция такого опыта студенчеству невозможна без участия в этом процессе представителей профессионального сообщества, региональных экспертов в области информационно-коммуникационных технологий и цифрового дизайна. Знакомство с реальными кейсами, успешными практиками, возможность установить профессиональные контакты для студентов является важным средством развития их учебной мотивации.

Особое значение это имеет в отношении студентов первого и второго курсов, так как образовательные программы уровня бакалавриата традиционно определяют изучение профессиональных дисциплин преимущественно на старших курсах, что нередко приводит к разочарованию и потере мотивированности. С целью повышения активной вовлеченности студентов в профессиональное саморазвитие, роста их заинтересованности в решении актуальных проблем устойчивого развития региона на факультете искусств и дизайна был инициирован процесс взаимодействия обучающихся по направлению «Прикладная информатика в дизайне» с региональным профессиональным сообществом.

Сложившееся сотрудничество факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета с представителями регионального бизнеса в сфере цифровых технологий развивается в форме организации форумов, конференций, публичных лекций, мастер-классов, стажировок и практик для студентов, привлечения работодателей к учебному процессу. В частности, успешным опытом можно считать проведение на базе Алтайского государственного университета в 2019 году практического интенсива Digital Design.conf, участие в

котором приняли более четырехсот студентов и школьников Барнаула. Организаторами мероприятия выступили профессиональное сообщество Barnaul Digital Community и факультет искусств и дизайна, а ключевыми спикерами стали лидеры региональных цифровых компаний (продакшн-директор ADN Agency Алексей Шепелин, арт-директор компании Alawar Stargaze Иван Чучуйко и другие). Мероприятие получило большой отклик среди участников, студенты отметили креативную подачу информации спикерами, содержательную емкость выступлений, актуальность тематики, содержащей ответы на запросы будущих специалистов в сфере цифрового дизайна, было выражено пожелание сделать данное мероприятие ежегодным.

В течение 2019 - 2020 учебного года в рамках сотрудничества факультета искусств и дизайна с НКО «Ассоциация поддержки инноваций» и Barnaul Digital Community были организованы мастер-классы, встречи студентов, обучающихся по направлению «Прикладная информатика в дизайне» с экспертами (митап, посвященный контент-маркетингу Digital Communty meetap #21 16/03/2020. Fail Conf Barnaul 2019, 17.12.2019, Digital Communty meetap #20, 19.02.2020). Проблемы профессиональной идентичности и построения траектории профессионального развития затрагивают в настоящее время не только тех, кто начинает профессиональный путь, но и для студентов они выступают на первый план. Внедрен-ность в профессиональное информационное поле, прямое участие в свободной профессиональной коммуникации позволяет учащимся адекватно оценивать свои возможности, точки роста и уровень профессиональных амбиций, а также дает доступ к обсуждению актуальных профессиональных вопросов, реальных проблем этого сектора экономики и технологических новаций. Сама возможность участия в такой коммуникации становится для студента фактором развития мотивации, осознанности в освоении профессии, установления горизонтальных и вертикальных профессиональных связей.

Цифровые формы общения широко используются профессиональными сообществами, социальные сети становятся важнейшей платформой профессиональной коммуникации, аккумулируют профессиональные знания. Современная информационная избыточность затрудняет ориентацию в профессионально полезном контенте, что делает особенно ценными для студентов экспертные рекомендации определенных информационных ресурсов, публикаций, цифровых инструментов, онлайн-сообществ. Курирование профессионального контента представляется актуальным видом неформального образования, предназначенного для задач самообразования в течение всей жизни [4]. Специфика дизайн-образования определяет необходимость формировать у студентов навыки поиска существующих решений, референсов для самостоятельного проектирования, а также насмотренность в отношении актуальных дизайн-проектов [5]. Образовательные форматы направлены на развитие компетентности региональных специалистов в области актуальных цифровых технологий, трендов цифрового дизайна, гибких методологий организации проектной работы и soft skills. Массовое привлечение школьников и студентов к мероприятиям в области цифровых технологий и дизайна обеспечит развитие мотивации к освоению цифровых профессий, поможет преодолению кадрового дефицита региона в специалистах этого направления.

Анализ этого опыта привел к образовательному сотрудничеству регионального цифрового бизнеса и университета в форме творческой лаборатории цифровых технологий и дизайна. Цель создания такой лаборатории - консолидация действий лидеров местного сообщества, некоммерческих организаций и использование кадровых и материально-технических ресурсов университета, направленных на развитие компетенций жителей региона в области цифровых технологий и цифрового дизайна; формирование у молодежи метапрофессиональных качеств, востребованных в контексте современных методологий организации проектной работы. Целевая аудитория проектов развития партнерства вуза с региональными организациями в области цифровых технологий - студенты разных направлений подготовки, школьники старших классов, начинающие специалисты в области цифровых технологий и дизайна, жители города, определяющиеся с профессиональным выбором. Работа с региональными партнерами ориентирована на развитие открытости профессионального сообщества для начинающих специалистов, на возможность построения важных профессиональных связей, бизнес-коммуникаций, стимуляцию активности профессионального сообщества в регионе.

Результатами работы цифровой лаборатории стало формирование IT-ком-петенций, цифровой грамотности студентов, а также жителей региона, способствующее развитию кадров для задач цифровой экономики; профессионализация, формирование экспертного уровня региональных специалистов в области цифровых технологий и дизайна. Жители региона, студенты и школьники принимают участие в образовательных мероприятиях, направленных на развитие IT-компетенций, навыков командной работы в конкурентной среде и других soft skills. Этот формат профессиональной ориентации молодежи в сфере цифровых технологий и дизайна способствует преодолению регионального кадрового дефицита в этой профессиональной области. Мероприятия, организованные для студентов всех курсов с участием региональных партнеров, позволяют демонстрировать востребованность профессиональных навыков в области цифрового дизайна, пути и способы поствузовского профессионального развития, обучения в течение всей жизни, а также помогают студентам преодолеть барьеры вхождения в профессиональное сообщество, установить прямую коммуникацию с реги-

ональными экспертами, предпринимателями, менеджерами. Профессионально мотивированные лидеры сообщества демонстрируют студентам продуктивную модель коммуникации и стратегию развития, их энтузиазм и стремление к кооперации, а не конкуренции. Кооперация как формат развития регионального рынка цифровых услуг, цифрового дизайна определяет заинтересованность профессионального сообщества в профессионализации региональных специалистов,

Библиографический список

даже если их карьера не будет связана с конкретными компаниями, так как это положительно влияет на общий уровень развития индустрии в регионе. Инновационные процессы, связанные с динамикой технологического обновления, определяют быстроту изменений в профессиональной среде: меняются требования работодателей, утверждаются более эффективные способы трудовой деятельности.

1. 4К: измерение критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации, 2016. Available at: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k

2. Доулен C. Дизайн и дизайн-образование как профессия: профессиональная регистрация и членство в обществах дизайнеров и дизайнеров-педагого, 2019. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3. -030-17134-6_14

3. Ву Й., Пиллан М. Изучение методологий проектирования взаимодействий в образовании: сравнение профессиональных и образовательных подходов и исследование роли местных дизайнерских культур. Дизайн, пользовательский опыт и удобство использования: проектирование взаимодействий. Конспект лекций в области компьютерных наук. Спрингер, Чам; Т. 10919: 127 - 147.

4. Шелюгина О.А. Курирование контента как средство формирования эффективной образовательной среды. Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики: сборник материалов III Международного образовательного форума. Барнаул, 2016: 226 - 227.

5. Баскар М. Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2017.

References

1. 4K: izmerenie kriticheskogo myshleniya, kreativnosti, kommunikacii ikooperacii, 2016. Available at: https://ioe.hse.ru/monitoring/4k

2. Doulen C. Dizajn i dizajn-obrazovanie kak professiya: professional'naya registraciya i chlenstvo v obschestvah dizajnerov i dizajnerov-pedagogo, 2019. Available at: https://link. springer.com/chapter/10.1007/978-3. -030-17134-6_14

3. Vu J., Pillan M. Izuchenie metodologij proektirovaniya vzaimodejstvij v obrazovanii: sravnenie professional'nyh i obrazovatel'nyh podhodov i issledovanie roli mestnyh dizajnerskih kul'tur. Dizajn, pol'zovatel'skij opyt i udobstvo ispol'zovaniya: proektirovanie vzaimodejstvij. Konspekt lekcij v oblasti komp'yuternyh nauk. Springer, Cham; T. 10919: 127 - 147.

4. Shelyugina O.A. Kurirovanie kontenta kak sredstvo formirovaniya 'effektivnoj obrazovatel'noj sredy. Altaj - Aziya 2016: Evrazijskoe obrazovatel'noe prostranstvo - novye vyzovy i luchshieprakiiki: sbornik materialov III Mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo foruma. Barnaul, 2016: 226 - 227.

5. Baskar M. Princip kuratorstva. Rol' vybora v 'epohu pereizbytka. Moskva: Ad Marginem Press, 2017.

Статья поступила в редакцию 15.05.20

УДК 378.6

Kasyanov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Caspian Institute of Sea and River Transport n.a. Admiral General F.M. Apraksin,

Branch of Volga State University of Water Transport (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]

COMPONENTS OF READINESS OF CADETS OF MARINE EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR EXTREME SITUATIONS AS A LEADING CRITERION OF PROFESSIONAL TRAINING. The article deals with a problem of formation of readiness of cadets of marine educational institutions for professional activity and performance of their professional functions in extreme situations. The author substantiates the idea of forming readiness for professional activity of marine specialists based on the study of certain areas that reveal the features of mastering the necessary areas: innovative-computer, engineering-technical, social-humanitarian, etc., which play an important role in the professionalization of the personality of marine specialists. The article examines the concept of "readiness" as a phenomenon of integrative processes in the development and consolidation of certain types of practical activity, and "psychological readiness" as formed cognitive-personal and professionally necessary personal qualities that are realized in a specific, specific type of professional activity. The author does an analysis of the practice of navigation, scientific developments, proposes the following components in the professional training of cadets of maritime educational institutions for activities in extreme conditions and non-standard situations: value, nonlinear, volitional, dynamic and endogenous. These structural components of the readiness of marine specialists to work in extreme situations help to form the required professional qualities of a seaman.

Key words: preparation, readiness for professional activity, extreme situations, components of readiness, readiness of individual.

О.Н. Касьянов, канд. пед. наук, доц., Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина,

филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», г. Астрахань, E-mail: [email protected]

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ КАК ВЕДУЩИЙ КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматривается проблема формирования готовности курсантов морских учебных заведений к профессиональной деятельности и выполнению своих профессиональных функций в экстремальных ситуациях. Обосновывается идея формирования готовности к профессиональной деятельности морских специалистов на основании изучения отдельных направлений, раскрывающих особенности их освоения: инновационно-компьютерных, инженерно-технических, социально-гуманитарных и др., играющих важную роль в профессионализации личности специалистов морского флота. Исследуется понятие «готовности» как феномена интегративных процессов в освоении и закреплении определенных видов практической деятельности и «психологической готовности» как сформированных когнитивно-личностных и профессионально необходимых качеств личности, реализующихся в определённом, конкретном виде профессиональной деятельности. Автором на основании анализа практики мореплавания, научных разработок предложены в профессиональной подготовке курсантов морских учебных заведений к деятельности в экстремальных условиях и нестандартных ситуациях следующие компоненты: ценностный, нелинейный, волевой, динамический и эндогенный. Указанные структурные компоненты готовности специалистов морского флота к деятельности в экстремальных ситуациях помогают формировать требующиеся профессиональные качества моряка.

Ключевые слова: подготовка, готовность к профессиональной деятельности, экстремальные ситуации, компоненты готовности, готовности личности.

К настоящему времени имеется достаточно большой теоретический и практический материал, касающийся профессиональной подготовки, формирования готовности к профессиональной деятельности специалистов широкого круга. В исследованиях учёных, педагогов сформулированы понятия подготовки и готовности к профессиональной деятельности. Определены содержание и структура подготовки, обозначены основные параметры эффективного обучения и условия, влияющие на эффективность подготовки, её динамику, длительность и устойчивость готовности (В.С. Безрукова, Н. В. Бордовская, А. А. Вербицкий, И.В. Маричев, В. А. Сластенин, А.Н. Томилин и др).

В морских учебных заведениях особое значение приобретают исследования некоторых сторон формирования готовности к профессиональной деятельности моряков, а также изучается специфика их профессиональной подготовки и, что немаловажно, повышения квалификации. Вопросы формирования готовности кадров морского флота к деятельности в экстремальных условиях и ситуациях обсуждаются учеными, педагогами и морскими специалистами на самых различных уровнях. Готовность курсантов морских учебных заведений включает подготовку по профилю будущей специальности, а также моральную, психологическую и интеллектуальную готовность к действиям в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.