Библиографический список
1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6: 146 - 149.
2. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Оценка теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2: 154 - 156.
3. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.
4. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.
5. Бондарь К.М. и др. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Под общей редакцией Н.Г Топольского. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.
6. Минаев В.А., Фаддеев А.О., Кузьменко Н.А. Моделирование и оценка геодинамических рисков: монография. Москва: «РТСофт» - «Космоскоп», 2017.
7. Бондарь К.М. и др. Моделирование процессов вторичных геодинамических факторов в целях обеспечения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город». Моделирование, оптимизация и информационные технологии. Научный журнал. 2018; Т. 6, № 4: 507 - 522. Available at: http://moit.vivt.ru doi: 10.26102/23106018/2018.23.4.038
References
1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6: 146 - 149.
2. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Ocenka teoreticheskogo urovnya modelirovaniya osnovnyh faktorov geodinamicheskih riskov dlya sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2: 154 - 156.
3. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.
4. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenkiiperspektivy: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.
5. Bondar' K.M. i dr. Geodinamicheskieriskiistroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya. Pod obschej redakciej N.G. Topol'skogo. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.
6. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.
7. Bondar' K.M. i dr. Modelirovanie processov vtorichnyh geodinamicheskih faktorov v celyah obespecheniya pravoohranitel'nogo segmenta APK «Bezopasnyj gorod». Modelirovanie, optimizaciya i informacionnye tehnologii. Nauchnyj zhurnal. 2018; T. 6, № 4: 507 - 522. Available at: http://moit.vivt.ru doi: 10.26102/2310-6018/2018.23.4.038
Статья отправлена в редакцию 15.05.20
УДК 378
Gogolina N.G., elementary school teacher, Municipal Budgetary Educatonal Institution "Perspective" (primary school) (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
CORRELATION OF THE CONTENT OF CATEGORIES OF THE CONCEPT COMPETENCE AS THE BASIS OF PROFESSIONALISM IN A MODERN TEACHER. The article highlights a problem of professional competence's developing in a modern teacher according to the context of new Federal State Educational Standards. The authors reveal a question of relationship between the content of the categories of competence and professionalism in a modern teacher. The article provides a comparative analysis of the views of leading scholars on the issue of improving the professional competence of teachers, classifications of their professional competence. The characteristic features of the concept "competence" are identified and described. The idea of the correlation of these polar concepts is substantiated. In conclusion, the authors summarize what a modern professionally competent teacher should be - a teacher who knows how to organize his pedagogical activities at a high level of quality, who knows how to skillfully build communication between the parties in the educational process, who has consistently the highest achievements in teaching and educating students, who is engaged in self-development and self-improvement yourself and your students.
Key words: competency-based approach, competence, professionalism, teacher.
Н.Г. Гоголина, учитель нач. классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Перспектива», г. Сургут,
E-mail: [email protected]
Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИЙ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
В статье освещается актуальность проблемы развития профессиональной компетентности современного преподавателя в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Авторы раскрывают вопрос о соотношении содержания категорий компетентности и профессионализма современного преподавателя. В статье приведен сравнительный анализ взглядов ведущих учёных - исследователей по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов, классификаций их профессиональной компетентности. Выделяются и описываются характерные особенности понятий «компетентность» и «компетенция», обосновывается мысль о взаимосвязи этих полярных понятий. В заключение авторами подводится итог относительно того, каким должен быть современный профессионально компетентный педагог - это педагог, умеющий организовать свою педагогическую деятельность на высоком уровне качества, квалифицированно выстроить общение между сторонами образовательного процесса, имеющий стабильно высокие достижения в обучении и воспитании обучающихся, занимающийся развитием и совершенствованием себя и своих воспитанников.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессионализм, педагог.
Одной из важнейших задач современного образования выступает создание компетентных в различных областях людей, которые умеют интегрировать и использовать свои познания в изменяющихся условиях, которые занимались саморазвитием на протяжении всей профессиональной деятельности.
Во-первых, обусловлено это тем, что российская система образования находится на пути усовершенствования в данный временной период. Следовательно, в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты в стандартах второго поколения происходят значительные изменения не только в их содержании, но и изменяются требования, которые
предъявляются к преподавателю как специалисту в его деятельности, изучается его грамотность и владение компетенциями [1, 2, 3].
Во-вторых, происходит смена образовательных моделей, производится переход со знаниевого уровня (ЗУН) на компетентностный.
В итоге современный преподаватель, будучи в условиях внедрения новаторских мыслей и образовательных технологий, в целях реализации поставленных новых задач должен владеть высочайшим уровнем профессионализма, быть мобильным в современной образовательной среде, в том числе и цифровой.
Под профессионализмом мы осознаем интегративные характеристики личности людей, которые способны и готовы плодотворно выстраивать свою
деятельность в самых различных условиях, постоянно занимающихся саморазвитием. Понятие «профессионализм» раскрывается через деятельность преподавателя, его трудоспособность, одновременно с этим отражает особенности каждого человека, проявление его таланта, раскрытие творческих возможностей [4].
Переход от системы накопления познаний и умений к формированию профессиональных компетенций в системе современного образования в рамках реализации компетентностного подхода произошел сравнимо не так давно и нашёл отражение в трудах Введенского В.Н., Кузьминой И.Е., Акапьева В.Л., Савот-ченко С.Е., Гершунского Б.С., Миллер В.В. и других [5; 6; 7].
Изучение научно-педагогической литературы по проблеме повышения профессиональной компетентности преподавателей гласит об её актуальности, указывает, что в текущее время накоплена значительная база научных трудов, что при этом позволяет нам подойти к теоретическому рассмотрению проблемы исследования разноаспектно.
Основным определяющим аспектом определения уровня профессионализма современного преподавателя является его профессиональная компетентность. В педагогических науках данную категорию изучают как:
- показатель уровня образованности специалиста в той либо другой сфере деятельности (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова);
- компонент, берущий начало и образованный от общекультурной компетентности (Н.Х. Розов, Е.В. Бондаревская).
В.Д. Шадриков, раскрывает понятие «компетентность» как новообразованный субъект деятельности, прогрессирующий и формирующийся в процессе его роста, который зависит от уровня подготовленности и представляет собой совокупность познаний, умений, качеств личности, индивидуальных способностей, позволяющий эффективно решать поставленные задачи, составляющий основу профессиональной деятельности каждого педагога [8].
В отличие от точки зрения В.Д. Шадрикова В.В. Сериков, В.А. Болотов представляют понятие «компетентность» как один из способов существования и владения преподавателем системой познаний, умений через раскрытие уровня его образованности, как индивидуальную личность, способную к самореализации и умеющую найти «свое место в жизни» [8; 9].
Дж. Равен в своем труде «Компетентность в современном обществе» представляет «компетентность» как совокупность компонентов, где каждый элемент существует относительно независимо между собой, относя некоторые составляющие к чувственной сфере, а остальные - к когнитивной, указывает на связь этих компонентов, на их взаимозаменяемость, которые выступают высококачественным показателем поведения [10].
Как считает Э.Ф. Зеер, «компетентность» раскрывается через доскональное познание содержания собственной работы, умение верно реализовывать выбор способов решения и достижения целей, а также умения, на базе которых можно судить о чем-либо, давать оценку [11, с. 94].
Отечественные психологи понятие «компетентность» употребляют при исследовании проблемы становления и развития свойств личности [12 - 15].
В психологической литературе, в работах Ю. Хабермаса понятие «компетентность» представлено как социологический термин в контексте теории речевой коммуникации [16].
В социологии это понятие определяется как доскональное познание содержания собственного дела, деятельность, которая выполняется через раскрытие явлений, процессов, установление связей между участниками процесса, через выбор методов и средств достижения поставленных целей.
Следовательно, в социологическом аспекте смысловая нагрузка на термин «компетентность» представляется через рассмотрение суждения «профессиональная компетентность».
Очень часто применяется положение «компетенция» наряду с понятием «компетентность».
Рассмотрим термин «компетенция» в книгах и справочных материалах и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.
В толковом словаре С.И. Ожегова «компетенция» презентована следующим образом: «1. Сторона чьих-либо прав, полномочий. 2. Круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена» [17].
В энциклопедическом словаре даётся следующее определение данного термина: «Компетенция» (от лат. competo - добиваюсь; соответствую, подхожу): 1. Область полномочий, представленная законодательством, уставом или другим актом определенному органу или же официальному лицу. 2. Знания и опыт в той или другой области, в которой данная личность обладает познаниями и опытом» [18, с. 621].
Понятие «компетенция» в толковом словаре Д.Н. Ушакова трактуется таким образом: «1. Круг вопросов, явлений, в коих данная личность владеет знанием, авторитетностью, навыком. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)» [19, с. 359].
В научных материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» даётся определение «компетенции» как некоторой индивидуальности, способности специалиста демонстрировать собственные познания и умения, способы организации и выполнения действий в профессиональной деятельности [15].
А.В. Хуторской заявляет, что компетентность - уже сформированное качество личности либо совокупность качеств личности с незначительным опытом
работы в данной сфере деятельности. В то время как компетенция - это заблаговременно презентованные социальные требования к уровню подготовки человека, которые являются показателем высокой продуктивности его деятельности [20, с. 62].
М.А. Чошанов рассматривает «компетенцию» как взаимосвязь качеств личности педагога (его знаний, умений, навыков, способов осуществления деятельности), которые предъявляются в отношении конкретного заданного круга объектов, процессов, которые обязательны для качественной оценки результатов его продуктивной деятельности [21].
Следовательно, ведущие учёные-исследователи делают упор на определении понятий «компетентность» и «компетенция», в результате мы можем признать следующее:
1. Компетентность - это слияние совокупности знаний и умений педагога-новатора в той или иной сфере деятельности с опорой на имеющийся «багаж»;
2. Компетенция - это дифференциация, совокупность богатых по содержанию компонентов, из которых складывается компетентность;
3. Понятия «компетентность» и «компетенция» являются противоположными, требуют разграничения, но при этом взаимодействуют друг с другом;
4. Профессиональная компетентность - это определенные качества личности, профессиональные задатки, которые необходимы преподавателю для успешной реализации его педагогической деятельности, профессионального роста, самовыражения.
Профессионально компетентный педагог - это педагог, умеющий образцово организовать свою педагогическую деятельность, квалифицированно выстроить общение между сторонами образовательного процесса, имеющий стабильно высочайшие достижения в обучении и воспитании обучающихся, занимающийся развитием и совершенствованием себя и своих воспитанников.
Подавляющее большинство учёных в числе всех характеристик компетентности выделяют три более весомых:
1) владение глубокими познаниями в той либо другой предметной области;
2) знание компонентов содержания, необходимых для продуктивной организации деятельности;
3) постоянное саморазвитие, профессиональное самосовершенствование преподавателя для решения профессиональных задач, от которых зависит успех всей деятельности педагога.
В понятии компетентность, в отличие от традиционного знаниевого представления о профессионализме, находят отражение такие качества, как:
- результативность, уровень эффективности и качества;
- мобильность трудовая и академическая;
- ценностные характеристики личности, их соотнесение;
- мотивация, способы и средства, формы мотивирования;
- дифференцированность, интегративность, творческий потенциал;
- практическая направленность образования.
При всем этом «компетентность» содержит в себе еще поведенческую, социальную и мотивационную составляющие. Она открывает интегративные качества личности каждого педагога.
Вместе с описанием различных видов компетентностей ведущими отечественными учёными были разработаны и представлены модели профессиональной компетентности современного преподавателя.
На базе представленной классификации Н.В. Кузьминой и В.Н. Введенского рассмотрим профессиональную компетентность (таб. 1) [5; 6]:
Проведя изучение и анализ классификаций профессиональной компетентности, представленные педагогами Н.В. Кузьминой и В.Н. Введенским, обобщаем, что они имеют целостный характер содержания, который способен к интеграции, являющийся достижением профессиональной компетентности педагога, его уровня подготовленности в целом, позволяют представить его педагогическую деятельность с разных сторон. Следовательно, педагогу для благополучной реализации намеченных задач (профессиональных компетенций) необходимо обладать определенной компетентностью, быть профессионально компетентным.
Нам очевидно, что составляющие характеристики, компоненты профессиональной компетентности педагога нашли свое отображение в различных областях собственной профессиональной деятельности, такого рода как:
- саморазвитие, самореализация, обучение (через повышение уровня профессиональной квалификации);
- искусство вести диалог, предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- межличностное общение;
- организация и проведение мероприятий разной направленности;
- анализирование, пути решения возникающих проблем;
- оценка результативности;
- рефлексия.
Современный педагог - это педагог, который владеет профессиональными компетенциями, умеет действенно и квалифицированно организовать образовательный процесс и собственную педагогическую деятельность. Специалист, умеющий конструктивно предотвращать и разрешать возникающие конфликтные
Таблица 1
Классификация профессиональной компетентности
№ Педагогические деятели Виды компетентности Содержание
1. Н.В. Кузьмина Специальная компетентность - глубочайшие познания в области преподаваемого предмета, опыт, повышение уровня квалификации
Психолого-педагогическая (или социально-психологическая) компетентность - знание и владение различными методами обучения и воспитания, современными технологиями
Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых - умение искусно и эффективно выстраивать отношения между преподавателем и учеником; - умение грамотно реализовывать индивидуальную деятельность; - знание сути возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; - познание, владение, применение знаний основ психолого-педагогической диагностики
Аутопсихологическая компетентность - умение находить и видеть недостатки в собственной деятельности, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию; - умение давать оценку уровня профессионализма собственной деятельности, возможностей, способностей; - знание методов, средств, способов профессионального усовершенствования и саморазвития
2. В.Н. Введенский Коммуникативная компетентность педагога - умение адекватно проводить коммуникацию, взаимодействие; - умение быть уверенным, стойким в ситуациях стресса; - умение слушать, поощрять, мотивировать и быть корректным, обходительным
Информационная компетентность - информационная осведомленность о себе, обучающихся; - опора, обмен опытом с управляющими педагогами образования
Регулятивная компетентность педагога - умение управлять собой и своим поведением, саморегуляция; - целеполагание; - планирование деятельности; - активность - оценка результатов; - рефлексия
Интеллектуально-педагогическая компетентность - особенности умственной сферы, применение и совершенствование задатков
Операциональная компетентность - прогнозирование результатов; - проектирование; - предметно-методическая направленность; - навык организовать; - экспертиза; - импровизация
ситуации, четко и ясно передающий информацию, умеющий производить анализ и оценку результатов своей деятельности, владеющий эффективными формами и методами педагогических исследований, постоянно самосовершенствующий-
Библиографический список
ся; это педагог, который умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес обучающихся, мотивировало их на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. 2003; № 5: 34 - 42.
2. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов. Педагогика. 2008; № 7: 54 - 59.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Москва: Просвещение, 2012.
4. Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека. Психологические исследования. 2012; № 1 (21): 2. Available at: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.htm
5. Введенский В.Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования. Стандарты и монито ринг. 2003; № 4: 41 - 44.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990.
7. Акапьев В.Л., Савотченко С.Е. К вопросу систематизации понятия профессиональной компетентности педагога и ее информационной составляющей. Вестник БелИРО. 2016; № 2: 21 - 30.
8. Шадриков В.Д., Кузнецова И.В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности. Справочник заместителя директора школы. 2012; № 8: 58 - 69.
9. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; № 10: 51 - 55.
10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Москва: КОГИТО ЦЕНТР 2002.
11. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998.
12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сынамюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. Москва, 2005.
13. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Москва, 2001.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
15. Совет Европы: Ключевые компетенции для Европы. Симпозиум. Док. DECS/SC/Sec (96) 43. Берн, 1996.
16. Белицкая ГЭ. Социальная компетентность личности. Сознание личности в кризисном обществе. Под редакцией А.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. Москва; 1995: 42 - 57.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: АЗЪ, 1995.
18. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энцикликлопедия, 1983.
19. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. Под редакцией Н.Ф. Татьянченко. Москва: Альта-пресс, 2005.
20. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Москва, 2002.
21. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. Москва: Народное образование, 1996.
References
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003; № 5: 34 - 42.
2. Shalashova M.M. Kompleksnaya ocenka kompetentnosti buduschih pedagogov. Pedagogika. 2008; № 7: 54 - 59.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2012.
4. Druzhilov S.A. Obobschennyj (integral'nyj) podhod k obespecheniyu stanovleniya professionalizma cheloveka. Psihologicheskie issledovaniya. 2012; № 1 (21): 2. Available at: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.htm
5. Vvedenskij V.N. Izmerenie i ocenka kachestva povysheniya kvalifikacii uchitelej v sisteme dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Standarty i monitoring. 2003; № 4:
41 - 44.
6. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
7. Akap'ev V.L., Savotchenko S.E. K voprosu sistematizacii ponyatiya professional'noj kompetentnosti pedagoga i ee informacionnoj sostavlyayuschej. VestnikBelIRO. 2016; № 2: 21 - 30.
8. Shadrikov V.D., Kuznecova I.V. Professional'nye kompetencii pedagogicheskoj deyatel'nosti. Spravochnikzamestitelya direktora shkoly. 2012; № 8: 58 - 69.
9. Bolotov V.A., Serikov V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; № 10: 51 - 55.
10. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Moskva: KOGITO CENTR, 2002.
11. Zeer 'E.F. Lichnostno orientirovannoeprofessional'noe obrazovanie. Ekaterinburg, 1998.
12. Zeer 'E.F., Pavlova A.M., Synamyuk 'E.'E. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyjpodhod: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
13. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. Moskva, 2001.
14. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
15. Sovet Evropy: Klyuchevye kompetencii dlya Evropy. Simpozium. Dok. DECS/SC/Sec (96) 43. Bern, 1996.
16. Belickaya G.'E. Cocial'naya kompetentnost' lichnosti. Soznanie lichnosti v krizisnom obschestve. Pod redakciej A.A. Abul'hanovoj-Slavskoj, A.V. Brushlinskogo. Moskva; 1995:
42 - 57.
17. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: AZ", 1995.
18. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Sovetskaya 'encikliklopediya, 1983.
19. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka. Pod redakciej N.F. Tat'yanchenko. Moskva: Al'ta-press, 2005.
20. Hutorskoj A.V. Obschepredmetnoe soderzhanie obrazovatel'nyh standartov. Moskva, 2002.
21. Choshanov M.A. Gibkaya tehnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: metodicheskoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1996.
Статья поступила в редакцию 16.05.20
УДК 372.8
Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Shelyugina O.A., Cand. of Art History, senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Komarova O.S., Cand. of Art History, senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
INTERACTION WITH PROFESSIONAL COMMUNITY AS A MEANS OF BUILDING AN EFFECTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN DESIGN EDUCATION. The article considers a problem of building an effective educational environment in the field of design education by enhancing the interaction of students with the professional community. The relevance of building links between the educational environment and the regional professional community is determined by the need to ensure effective and sustainable development of the region in crisis conditions. To this end, educational cooperation between the regional digital business and the university in the form of a creative laboratory of digital technologies and design was organized at the Faculty of Arts and Design of Altai State University. Within the framework of this cooperation, the experience of the participation of students of the applied computer science in design direction in various forms of interaction with the regional professional community in the field of digital technologies (conferences, forums, meetings, master classes) both in the space of Altai State University and on the basis of Barnaul Digital Community. The effectiveness of the digital laboratory is manifested in the formation of students' IT competencies, teamwork skills in a competitive environment and other "flexible" skills. It is stated that the educational process in the field of digital design should be modeled in accordance with modern methods of organizing production, which minimizes the gap between real professional practice and the knowledge and skills formed by students.
Key words: effective educational environment, design education, professional community, professional education.
М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.А. Шелюгина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.С. Комарова, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ
КАК СРЕДСТВО ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассмотрена проблема построения эффективной образовательной среды в сфере дизайн-образования посредством активизации взаимодействия обучающихся с профессиональным сообществом. Актуальность выстраивания связей между образовательной средой и региональным профессиональным сообществом определяется необходимостью обеспечить эффективное и устойчивое развитие региона в кризисных условиях. С этой целью на факультете искусств и дизайна Алтайского государственного университета было организовано образовательное сотрудничество регионального цифрового бизнеса и университета в форме творческой лаборатории цифровых технологий и дизайна. В рамках данного сотрудничества был проведен опыт участия студентов направления «Прикладная информатика в дизайне» в различных формах взаимодействия с региональным профессиональным сообществом в сфере цифровых технологий (конференциях, форумах, митапах, мастер-классах) как в пространстве Алтайского государственного университета, так и на базе Barnaul Digital Community. Результативность деятельности цифровой лаборатории проявляется в формировании у студентов IT-компетенций, навыков командной работы в конкурентной среде и других «гибких» навыков. Констатируется, что образовательный процесс в сфере цифрового дизайна должен моделироваться в соответствии с современными методами организации производства, что минимизирует разрыв между реальной профессиональной практикой и сформированными у студентов знаниями и навыками.
Ключевые слова: эффективная образовательная среда, дизайн-образование, профессиональное сообщество.
Цифровизация всех отраслей экономики и развитие новых форм бизнеса в области цифровых технологий определяют в настоящий момент стратегическую важность научно-исследовательских, образовательных и просветительских проектов образовательных учреждений высшего образования в области информационно-коммуникационных технологий и цифрового бизнеса. Сотрудничество с компаниями, определяющими развитие информационных технологий в регионе,
становится необходимым решением для уверенного позиционирования выпускников вузов на рынке труда.
Динамика развития высокотехнологичной экономики определяет требования к специалисту адекватно развивать свою профессиональную компетентность и метакомпетенции, гибко реагировать на инновации в профессиональной области. Эффективность специалиста определяется его социальными умениями,