10. Scherbakova A.I. Hudozhestvennoe prostranstvo kul'tury: muzyka i muzykal'noe obrazovanie. Moskva: RGSU, 2010.
11. Reshetnikova T.K. Rossijskaya massovaya muzykal'naya kul'tura v aspekie 'etiko-filosofskogo analiza. Saransk, IMU, 2009.
12. Akopyan K.Z., Zaharov A.V., Kagarlickaya S.Ya. i dr. Massovaya kul'tura: uchebnoe posobie. Moskva: Al'fa-M, INFRA-M, 2004.
Статья поступила в редакцию 13.05.20
УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34
Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),
E-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF USING THEORETICAL KNOWLEDGE ON SECONDARY FACTORS OF GEODYNAMIC RISKS FOR IMPROVING VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF URBAN PLANNING. The article continues the assessment of applicability of theoretical knowledge about the formation and development of geodynamic risks for improving vocational education in the field of urban planning that studies engineering geology. The subject of current consideration is the secondary factors of geodynamic risks arising after natural catastrophic phenomena. They have their own specific manifestations, at first glance, not as significant as when exposed to the main factors. But the nature of the influence of secondary factors, more hidden, in fact, nevertheless, creates negative conditions for the well-being and health of the population, including those living far from the epicenters of disasters.
Key words: mathematical modeling, secondary factors of geodynamic risks, engineering geology, professional education.
К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
П.Б. Скрипко, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ВТОРИЧНЫХ ФАКТОРАХ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья продолжает оценку применимости теоретических знаний о формировании и развитии геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности, изучающей инженерную геологию. Предметом текущего рассмотрения являются вторичные факторы геодинамических рисков, возникающие после природных катастрофических явлений. Они имеют свои специфические проявления, на первый взгляд не столь значимые, как при воздействии от основных факторов. Но характер влияния вторичных факторов, более скрытых по сути, создает отрицательные условия самочувствию и здоровью населения, в том числе далеко проживающего от эпицентров катастроф.
Ключевые слова: математическое моделирование, вторичные факторы геодинамических рисков, инженерная геология, профессиональное образование.
Проводимое коллективом авторов ознакомление с потенциальными возможностями совершенствования содержательной тематической части образовательного процесса градостроительных специальностей [1, 2] продолжается и в материалах данной статьи. Ранее было отмечено, что в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительных специальностей может найти теоретическое, практическое и технологическое применение новый перспективный метод математического моделирования геодинамических рисков [3 - 6]. Под этой общей направленностью уже даны характеристики основных положений метода, теоретических подходов к моделированию основных факторов геодинамических рисков.
Далее, в рамках данной статьи, как и планировалось ранее, приведем основные представления о вторичных факторах, относимых к категории геодинамических рисков и также попадающих в область обозначенной методики математического моделирования, дополняя теоретическую динамику появления и развития основных факторов. Их совокупная гамма составляет базовые положения понимания вариантов и уровня воздействия природных стихийных явлений на ландшафтно-территориальные комплексы различного регионального уровня, в том числе имеющихся и планируемых строительных объектов. Именно указанное объединенное множество факторов в первую очередь определяет значительные аспекты геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования и должно быть известным и применимым при формировании знаний градостроительных специальностей, расширении их программы обучения представляемым теоретическим тематическим контентом.
В теоретических исследованиях, связанных с геодинамическими рисками [3 - 6], к вторичным факторам относят:
- напряженность электрического поля (геоэлектрическое поле). На физическом уровне оно генерируется перед землетрясением и характеризуется влиянием на человека и электронику;
- акустические поля, но особого - инфразвукового диапазона. Данный вид полей также может воздействовать на окружающее пространство и человека.
Для первого вида факторов проведены многочисленные теоретические оценки, которые утверждают, что в некоторых случаях его влияние может быть очень существенным. Это связано с тем, что величина генерируемого геоэлектрического поля перед событием достигает значений, допустим в 200 000 В/м. Но еще раз подчеркнем, что такое состояние встречается только перед значи-
тельными землетрясениями, приводящими к катастрофическим последствиям. В этом случае, естественно, что и факт самого землетрясения, и факт активного воздействия геоэлектрического поля становятся очевидными, значительно влияющими на построенные объекты, людей, электронику
Важным при этом была проверка гипотезы о значимости влияния данного фактора на дальних расстояниях от события, в частности на так называемых платформенных областях, обладающих в геодинамическом плане очень устойчивым характером и поэтому позволяющих не ощущать землетрясения. Действительно, проведенные расчеты для платформенных территорий показали: данная величина на вертикальный слой площадью в 1 м2 и глубиной в 1 км воздействует на уровне низкой напряженности - всего 2 В/м. Она не способна оказать отрицательного влияния на человека и электронную технику.
Второй фактор составляет основу воздействия на человека инфразвуко-вого акустического диапазона. Данный фактор генерируется деформациями геологической среды, и такое природное явление происходит от микроподвижек, которые обусловлены геодинамическими процессами и наблюдаются практически постоянно. В отличие от слышимой человеком обычной звуковой волны, инфразвук им не слышен, но обладает огромной проникающей способностью и очень мало поглощается, в том числе любыми материалами для звукового противодействия.
Предлагаемый в статье учет вторичных факторов геодинамических рисков при инженерно-техническом проектировании строительных объектов различного объемного уровня, по мнению авторов, значительно расширяет возможности понимания воздействий на них потенциальных природных явлений. Причем новой акцентируемой направленностью этой стороны знаний, на которую пока уделяется слишком незначительное теоретическое, практическое и технологическое внимание градостроительных профессионалов, является особенность осуществления природными силами «тихих катастроф».
Кроме определенных воздействий вторичных факторов геодинамических рисков на непосредственные строительные конструкции, что может проходить и на уровне всего лишь фонового характера, не нанося каких-либо значимых нарушений и ущерба, более важным представляется влияние их на людей, их самочувствие, показатели здоровья, инициацию некоторых видов заболеваний и т.д. Вот именно данная особенность обладает характером «тихого» нарушения, в силу, с одной стороны, незаметности рассматриваемых проявлений, а, с другой
- возможностью их очень продолжительного, а то и постоянного присутствия и, следовательно, факторного уровня влияния.
Так, не вдаваясь в подробности, лишь подчеркнем, например, следующие аргументы обозначенных выше положений [4]. В качестве территориальных объектов был выбран геологически «спокойный» регион, относящийся к Восточно-Европейской платформе, а именно город Рязань с окрестностями. На этом объекте также была проверена гипотеза наличия значимого для человека влияния инфразвукового диапазона, как и для первого вторичного фактора геодинамических рисков. Но если в первом случае степень такого воздействия была рассчитана как явно незначительная и не требующая каких-либо противодействующих мероприятий, в том числе строительного характера, то для инфразвука выявлен уровень, который необходимо будет учитывать и обратить на него серьезное теоретическое и практическое внимание.
По представленной авторами методике было рассчитано инфразвуковое давление, созданы карты эквипотенциального распределения для указанного региона. За основу понимания уровней воздействия расчеты проводились для среднегеометрических частот инфразвука: 2, 4, 8, 16 Гц. В результате выявлены интересные для рассматриваемого плана закономерности. Обратимся только к одной иллюстрации. На рис. 1 приведены совместные картографические распределения территории г. Рязани и его окрестностей.
Одна часть изображения показывает некоторые из полученных расчетные эквипотенциальные уровни инфразвукового давления. Для примера использованы уровня давления, которые проявляются от объема в 1 000 м3 геологической среды, когда частота инфразвука равна 2 Гц (изолинии желтого цвета). Другую часть данной иллюстрации представляют картографические сведения о пора-женности проживающего населения серьезными заболеваниями (тяжелых и опасных для жизни форм) - это изолинии красного цвета.
Наряду с явным визуальным соответствием авторы рассчитали и коли-чественноевзаимоотношение (корреляцию)мезду местамитерритории с наибольшим уровнем распределения давления инфразвука (который превышает норматнвно доннетимыо санетанныезннчения) н хараннернзоющемнсевысокоН заболеваемостью населения. Расчеты говорят о результате в 0,84 (высокая или сильная свызи),что в злачзтелоний море гтодтоенющел гипотезу оЛоптином влиянии вторичного геодинамического фактора в виде инфразвука на жизнедеятельность, самочувствие, здоровье людей, проживающих на территориях, очень удаленнымотэииеентрониои рсздных гоолеиичиских катнс^р^ифМ <лтТ
Отсюда следует вывод, что вторичный геодинамический фактор определяется натиаиемвлемнон поненх
пазона из-за их генерации от постоянных геодинамических микроподвижек. Его физи ые
воздействовать на безопасность и комфортность проживания населения различных ландшафтно-территориальных комплексов.
Исследования постоянного, но и «тихого», во многих случаях практически не заметного, не воспринимаемого органами чувств человека воздействия вторичных геодинамических факторов, по мнению авторов, должны стать актуальным научным предметом, проводиться на серьезной фундаментальной основе, разворачивая многоаспектную гамму взаимосвязанных направлений. В частности, авторы приняли участие в одном из таких изысканий [7].
Приведенный опыт теоретических и практических исследований свидетельствует о значимости и важности высказанного тезиса, необходимости дальнейших работ, позволяющих дать понимание ряда факторов, определяющих параметры жизнедеятельности людей, проживающих в различных территориально-ландшафтных комплексах.
В качестве заключения отметим следующее.
1. В предлагаемом развитии научно-теоретического уровня градостроительных специальностей важное место, по мнению авторов, должно отводится и дополнительному расширению знаний о влиянии вторичных факторов геодинамических рисков на перспективы нормального функционирования территориально-ландшафтных комплексов, которые должны учитываться в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования при изучении учебных дисциплин профессионального стандарта.
2. Принципиальной особенностью актуализации данного направления следует считать то, что в отличие от катастрофически заметных проявлений основных факторов (например, землетрясений, извержений вулканов, цунами) вторичные обладают подобным эффектом лишь в непосредственной близости от эпицентра событий и во временном интервале его происхождения. Далее они, значительно уменьшаясь по амплитуде воздействий, становятся практически неощутимы органами чувств человека.
3. Но, переходя в область последующего уровня воздействия, они, тем не менее, сохраняют свою определенную силу, находятся в состоянии «тихого», но довольно постоянного влияния на различные параметры самочувствия и здоровья людей, проживающих на, казалось бы, «спокойной» территории, отдаленной отэпицентровнасотни, тысячи километров.
4. Слабая исследованность в настоящее время таких воздействий, определения возможностей причинной связи в появлении от них источников различных недомоганий и даже заболеваний населения, значительно удаленного территориально, приводит к необходимости развития новых направлений научного анализа, введения этих знаний, в том числе в курс обучения градостроительных специальностей. В развитии отмеченного спектра изысканий авторам видится комплексное оценивание влияния рассматриваемых факторов не только на сферу здоровья населения, но и, например, на экологические и иные смежные проблемы регионов, включения результатов в интегрированные социальные проекты, например, «Безопасный город» и т.д.
Рис. 1. Эквипотенциальное распределение уровня инфразвукового давления, исходящего от 1 000 м3 геологической среды олятанииооони гоиодт Ттзини и его с^^р^еот^с^^'^ти^^^^'^оти еГф.Ичестки тареиновли нтолигнпеыяннта
с точки зрения заболеваемости населения, оконтурены линями красного цвета
Библиографический список
1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6: 146 - 149.
2. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Оценка теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2: 154 - 156.
3. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.
4. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.
5. Бондарь К.М. и др. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Под общей редакцией Н.Г Топольского. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.
6. Минаев В.А., Фаддеев А.О., Кузьменко Н.А. Моделирование и оценка геодинамических рисков: монография. Москва: «РТСофт» - «Космоскоп», 2017.
7. Бондарь К.М. и др. Моделирование процессов вторичных геодинамических факторов в целях обеспечения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город». Моделирование, оптимизация и информационные технологии. Научный журнал. 2018; Т. 6, № 4: 507 - 522. Available at: http://moit.vivt.ru doi: 10.26102/23106018/2018.23.4.038
References
1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6: 146 - 149.
2. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Ocenka teoreticheskogo urovnya modelirovaniya osnovnyh faktorov geodinamicheskih riskov dlya sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya v oblasti gradostroitel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2: 154 - 156.
3. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.
4. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenkiiperspektivy: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.
5. Bondar' K.M. i dr. Geodinamicheskieriskiistroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya. Pod obschej redakciej N.G. Topol'skogo. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.
6. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.
7. Bondar' K.M. i dr. Modelirovanie processov vtorichnyh geodinamicheskih faktorov v celyah obespecheniya pravoohranitel'nogo segmenta APK «Bezopasnyj gorod». Modelirovanie, optimizaciya i informacionnye tehnologii. Nauchnyj zhurnal. 2018; T. 6, № 4: 507 - 522. Available at: http://moit.vivt.ru doi: 10.26102/2310-6018/2018.23.4.038
Статья отправлена в редакцию 15.05.20
УДК 378
Gogolina N.G., elementary school teacher, Municipal Budgetary Educatonal Institution "Perspective" (primary school) (Surgut, Russia),
E-mail: [email protected]
Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
CORRELATION OF THE CONTENT OF CATEGORIES OF THE CONCEPT COMPETENCE AS THE BASIS OF PROFESSIONALISM IN A MODERN TEACHER. The article highlights a problem of professional competence's developing in a modern teacher according to the context of new Federal State Educational Standards. The authors reveal a question of relationship between the content of the categories of competence and professionalism in a modern teacher. The article provides a comparative analysis of the views of leading scholars on the issue of improving the professional competence of teachers, classifications of their professional competence. The characteristic features of the concept "competence" are identified and described. The idea of the correlation of these polar concepts is substantiated. In conclusion, the authors summarize what a modern professionally competent teacher should be - a teacher who knows how to organize his pedagogical activities at a high level of quality, who knows how to skillfully build communication between the parties in the educational process, who has consistently the highest achievements in teaching and educating students, who is engaged in self-development and self-improvement yourself and your students.
Key words: competency-based approach, competence, professionalism, teacher.
Н.Г. Гоголина, учитель нач. классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Перспектива», г. Сургут,
E-mail: [email protected]
Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КАТЕГОРИЙ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
В статье освещается актуальность проблемы развития профессиональной компетентности современного преподавателя в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Авторы раскрывают вопрос о соотношении содержания категорий компетентности и профессионализма современного преподавателя. В статье приведен сравнительный анализ взглядов ведущих учёных - исследователей по проблеме повышения профессиональной компетентности педагогов, классификаций их профессиональной компетентности. Выделяются и описываются характерные особенности понятий «компетентность» и «компетенция», обосновывается мысль о взаимосвязи этих полярных понятий. В заключение авторами подводится итог относительно того, каким должен быть современный профессионально компетентный педагог - это педагог, умеющий организовать свою педагогическую деятельность на высоком уровне качества, квалифицированно выстроить общение между сторонами образовательного процесса, имеющий стабильно высокие достижения в обучении и воспитании обучающихся, занимающийся развитием и совершенствованием себя и своих воспитанников.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, профессионализм, педагог.
Одной из важнейших задач современного образования выступает создание компетентных в различных областях людей, которые умеют интегрировать и использовать свои познания в изменяющихся условиях, которые занимались саморазвитием на протяжении всей профессиональной деятельности.
Во-первых, обусловлено это тем, что российская система образования находится на пути усовершенствования в данный временной период. Следовательно, в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты в стандартах второго поколения происходят значительные изменения не только в их содержании, но и изменяются требования, которые
предъявляются к преподавателю как специалисту в его деятельности, изучается его грамотность и владение компетенциями [1, 2, 3].
Во-вторых, происходит смена образовательных моделей, производится переход со знаниевого уровня (ЗУН) на компетентностный.
В итоге современный преподаватель, будучи в условиях внедрения новаторских мыслей и образовательных технологий, в целях реализации поставленных новых задач должен владеть высочайшим уровнем профессионализма, быть мобильным в современной образовательной среде, в том числе и цифровой.
Под профессионализмом мы осознаем интегративные характеристики личности людей, которые способны и готовы плодотворно выстраивать свою