Научная статья на тему 'Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности'

Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / формирование умений и навыков / педагогические условия / военная техника / pedagogical conditions / formation of skills / pedagogical conditions / military equipment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А С. Корсаков, В А. Токарев, А Н. Тарасов

В статье дана характеристика практическим навыкам в процессе профессиональной подготовки курсантов военного вуза как важному фактору повышения их профессиональной мобильности. Особенности образовательного процесса состоят в особой значимости проведения занятий, ориентированных на практику. Уровень знаний, умений и навыков курсанта в процессе осуществления непрерывной образовательной деятельности должен быть доведен до автоматизма, что позволит подготовить квалифицированного военного специалиста. В статье на основе анализа предложенной модели формирования умений и навыков при использовании вооружения, военной техники в ходе практических занятий рассмотрены организационно-педагогические условия как объективный потенциал, обеспечивающий эффективное решение поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А С. Корсаков, В А. Токарев, А Н. Тарасов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ACTIVITY OF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INCREASING PROFESSIONAL MOBILITY

The article describes the practical skills in the process of training cadets of a military university. The features of the educational process are of particular importance in conducting practice-oriented classes. The level of knowledge, abilities and skills of the cadet in the process of continuing educational activity should be brought to automaticity, which will allow to prepare a qualified military specialist. Based on the analysis of the proposed model for the formation of skills in using weapons and military equipment during practical exercises, the article discusses the organizational and pedagogical conditions as a set of objective capabilities that ensure the successful solution of the tasks

Текст научной работы на тему «Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности»

тельной деятельности, который, по мнению авторов, в том или ином объеме должен стать предметом изучения в рамках дисциплины «Инженерная геология». В целом же комплексность разработки методологических, математических, аппа-ратно-логических и иных сторон обеспечения данного подхода дает возможность оценить его в качестве инструментария задач количественного динамического мониторинга и прогнозирования геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях и планового ведения строительных изысканий.

1. Развитие системы современного образования, в том числе в области градостроительной деятельности, требует активного и обоснованного внедрения в него современных и перспективных инновационных методов, ориентированных на создание прогнозных методик в профессиональном предметном направлении, базирующихся на удобном, открытом интерфейсе программно-аппаратной реализации.

2. Проведенный анализ теоретического объема основных факторов геодинамических рисков, выполненных авторами применительно к оценке чрез-

Библиографический список

вычайных ситуаций природного и техногенного характера, показывает методологическую завершенность, полноту охвата особенностей проблемы в научном рассмотрении.

3. Имеющаяся при этом развернутая апробация комплексов моделей чрезвычайных ситуаций геодинамического характера, эффективная исследованность положений, отражающих теоретически важные, но и мало разработанные особенности понимания этих сверхсложных природных явлений, методически законченные программно-аппаратные специализированные приложения закономерно дополняют предлагаемый научно-практический комплекс.

4. Обозначенная аргументация и тезисы статьи в целом создают, по мнению авторов, целостное впечатление о необходимости и реальной возможности применения в данном случае теоретической части (по основным факторам геодинамических рисков) для дополнения рабочих программ дисциплин профессионального образования строительных и иных специальностей, где изучается инженерная геология.

1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир Науки, Культуры, Образования. 2019; Т. 79, № 6: 146 - 149.

2. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

3. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

4. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография Под общей редакцией Н.Г. Топольского. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

5. Минаев В.А., Фаддеев А.О., Кузьменко Н.А. Моделирование и оценка геодинамических рисков: монография. Москва: «РТСофт» - «Космоскоп», 2017.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений: приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 № 483/ Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194858/

7. Профессиональный стандарт «Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/index.php7ELEMENT_ ID=45729

8. Проект примерной основной образовательной программы по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (специализация «строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»). Available at: http://пооп.рф/poop/d093993f692d44169ca876fc33592f7a

9. Осипова М.А., Тейхреб Н.Я. Курс лекций по инженерной геологии для студентов направления «Строительство» и специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений»: учебное пособие. Барнаул: Издательство АлтГТУ 2013.

10. Борисов В.В., Круглов В.В., Федулов А.С. Нечеткие модели и сети. Москва: Горячая линия - Телеком, 2007.

References

1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. MirNauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2019; T. 79, № 6: 146 - 149.

2. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

3. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.

4. Geodinamicheskie riski i stroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya Pod obschej redakciej N.G. Topol'skogo. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

5. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij: prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.05.2017 № 483/ Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194858/

7. Professionally] standart «Specialist v oblasti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/index.php7ELEMENT_ ID=45729

8. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij (specializaciya «stroitel'stvo gidrotehnicheskih sooruzhenijpovyshennoj otvetstvennosti»). Available at: http://poop.rf/poop/d093993f692d44169ca876fc33592f7a

9. Osipova M.A., Tejhreb N.Ya. Kurs lekcijpo inzhenernoj geologii dlya studentov napravleniya «Stroitel'stvo» i special'nosti «Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij»: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTU, 2013.

10. Borisov V.V., Kruglov V.V., Fedulov A.S. Nechetkie modeliiseti. Moskva: Goryachaya liniya - Telekom, 2007.

Статья отправлена в редакцию 16.03.20

УДК 378.2

Korsakov A.S., senior teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Tokarev V.A., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: valeriy.tokarev.76@ mail.ru

Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PRACTICAL ACTIVITY OF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INCREASING PROFESSIONAL MOBILITY. The article describes the practical skills in the process of training cadets of a military university. The features of the educational process are of particular importance in conducting practice-oriented classes. The level of knowledge, abilities and skills of the cadet in the process of continuing educational activity should be brought to automaticity, which will allow to prepare a qualified military specialist. Based on the analysis of the proposed model for the formation of skills in using weapons and military equipment during practical exercises, the article discusses the organizational and pedagogical conditions as a set of objective capabilities that ensure the successful solution of the tasks.

Key words: pedagogical conditions, formation of skills, pedagogical conditions, military equipment.

A.С. Корсаков, ст. преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

B.А. Токарев, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: valeriy.tokarev.76@ mail.ru

А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

В статье дана характеристика практическим навыкам в процессе профессиональной подготовки курсантов военного вуза как важному фактору повышения их профессиональной мобильности. Особенности образовательного процесса состоят в особой значимости проведения занятий, ориентированных на практику. Уровень знаний, умений и навыков курсанта в процессе осуществления непрерывной образовательной деятельности должен быть доведен до автоматизма, что позволит подготовить квалифицированного военного специалиста. В статье на основе анализа предложенной модели формирования умений и навыков при использовании вооружения, военной техники в ходе практических занятий рассмотрены организационно-педагогические условия как объективный потенциал, обеспечивающий эффективное решение поставленных задач.

Ключевые слова: педагогические условия, формирование умений и навыков, педагогические условия, военная техника.

Профессиональная подготовка курсантов военного вуза предполагает наличие выстроенной, сложной, многофункциональной, постоянно развивающейся системы, которая объединена единой определенной целью. В ее структуру входят виды, методы и формы внеучебной и учебной деятельности, направленной на комплексную теоретическую и практическую подготовку курсантов составом педагогов с применением разнообразных технологий организации образовательной деятельности [1].

Качество учебного процесса определяется детальным рассмотрением и практическим иллюстрированием учебного материала на практике, где преподаватель тщательно подбирает и использует дидактический материал, уходя от общих теоретических формулировок и обзорности преподнесения материала. Такой подход должен стать основой достижения поставленной дидактической цели и способствовать ее реализации на практике [2].

Рост требований к качеству подготовки современных военных специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии, перевооружение современными видами боевой техники и технологиями предполагает наличие у курсантов новых навыков, позволяющих эффективно трудиться и адаптироваться к служебной среде, мобильно решая служебные задачи и команды, сформированные на основе оперативных и тактических условий в государстве.

Большую часть профессиональных умений и навыков курсанты должны получить в процессе обучения в вузе, что определяется целевой ориентацией на получение компетентного будущего военного специалиста, способного к практической реализации профессиональных обязанностей в качестве конкурентоспособного субъекта военной сферы деятельности [2].

Сравнительный анализ подготовки курсантов военных вузов при проведении учений на общественных мероприятиях, направленных на обеспечение безопасности в разных странах, показал необходимость усиления практической направленности в процессе обучения военных специалистов в России.

Применительно к настоящему исследованию педагогические условия понимаются как система созданных, разработанных и взаимообусловленных обстоятельств, способствующих эффективному усвоению знаний, готовности четко и безошибочно применять их в практической деятельности в процессе обучения в военном вузе и по его окончанию. Готовность быстро и безошибочно принимать решения и выполнять служебные задачи является главным критерием эффективности военного специалиста, как следствие, делает его профессионально мобильным и востребованным.

Повышению эффективности освоения практических навыков курсантами военного вуза способствуют следующие педагогические условия: интенсивность получения теоретических знаний при использовании электронных систем, учебных пособий, автоматизированных образовательных систем; приоритетное применение практической направленности обучения курсантов военного вуза; осуществление согласованного комплексного подхода в образовательной и воспитательной деятельности курсантов.

Совместные усилия командиров подразделений и профессорско-преподавательского состава нацелены на повышение значимости все проводимых мероприятий, повышение мотивации в процессе практического обучения, а содержание учебного материала воспринималось как необходимое для развития военно-профессиональных качеств, гражданских ценностей, личностного роста.

К числу многочисленных воспитательных и образовательных факторов, влияющих на уровень эффективности практических занятий, относится воспитательная деятельность, содержащая воздействие на внутренние мотивы поведения курсантов военного вуза, как основа формирования целостной, сильной, развитой личности военного специалиста. Данное педагогическое условие должно находить свою реализацию одновременно на четырех уровнях воздействия: на уровне курса, кафедры, факультета и военного вуза.

Уровень военного вуза включает деятельность по созданию педагогического условия, которое реализуется через планирование, организацию образовательного и воспитательного процессов курсантов в служебной, учебной деятельности и координации действий всех участников образовательного процесса.

Дефиниция «практическое занятие» определяется в педагогической науке далеко не однозначно и имеет множество толкований. Такая особенность поня-

тия не позволяет определить содержание и структуру его деятельности. Однако определенные классические варианты включают целенаправленную систематическую деятельность по закреплению полученных ранее знаний в процессе изучения теории и методики на занятиях. Специфика практических занятий состоит в обязательном их наличии по всем дисциплинам курса. Проведению практических занятий всегда предшествует теоретический блок материала по дисциплинам, что определяет их целевую направленность.

Разные виды деятельности в ходе практических занятий способствуют повышению качества учебного процесса и мотивации курсантов военного вуза и повышают их профессиональную мобильность. Они занимают значительную часть учебной нагрузки в военных образовательных учреждениях и содействуют процессу освоения умений и навыков применения современных образцов военной техники и новейших военных технологий. Важной задачей такой образовательной деятельности стало доведение до автоматизма определенных компонентов профессиональной деятельности военного специалиста, тогда как не ставится цель автоматизации всей профессиональной деятельности. Многие виды профессиональной деятельности военного продолжают оставаться осознанными и вариативными. Необходимость представляет доведение до автоматизма лишь операций осуществления деятельности или путей выполнения действий.

Современные исследования проблемы подготовки конкурентоспособных военных специалистов приводят несколько уровней овладения курсантами действиями, необходимыми для успешной работы по профессии навыками и умениями [3]:

- нулевой - обучающиеся не обладают умением использования данного действия;

- первый - обучающиеся ознакомлены с особенностью осуществления данного действия, способны выполнить действие только при оказании им помощи;

- второй - обучающиеся способны выполнять самостоятельно действие по заданному примеру;

- третий - обучающиеся способны уверенно выполнить действие по заданному алгоритму;

- четвертый - обучающиеся автоматически, не делая ошибок способны выполнять действия, демонстрировать владение умением.

Четвертого уровня максимального овладения умением и навыком должны достигать не все полученные курсантами знания, приобретенные в процессе образовательной деятельности. Значительной части умений необходимо достижение третьего уровня овладения, другие важные умения необходимо освоить до 4-го уровня с дальнейшим развитием и совершенствованием, такие как подготовка машины к движению, вождение боевых машин, выполнение стрельб и т.д.

Исследования в области педагогики, касающиеся военной тематики и военного образования, в основном имеют материал по теоретической подготовке военных специалистов при проведении лекционных занятий. Практическая подготовка и алгоритм ее осуществления в области отечественной военной педагогики представлен слабо и касается общих технических и общеобразовательных знаний и курсов.

Важнейшие педагогические и организационные условия по формированию умений и навыков курсанта военного вуза составляют совокупность:

- структуры и содержания учебно-методического обеспечения процесса их формирования (от учебных планов и программ до планов проведения занятий, а также учебно-информационный и методический материал);

- инновационной образовательной среды, которая достигается внедрением в учебный процесс конкретных инновационных технологий.

Важным педагогическим условием, предваряющим формирование любых умений, являются теоретические знания, которые даются курсантам в процессе групповых занятий и предшествуют практической деятельности. Знание теории военных дисциплин формирует общетеоретическую и специальную подготовку и основу развития дальнейших знаний. Большое значение имеет физическая и морально-психологическая подготовка к осуществлению военной профессиональной деятельности в различной обстановке.

Эффективному достижению целенаправленной учебной деятельности в процессе проведения практических занятий с обучающимися способствуют несколько основных требований:

- практико-ориентированный характер занятий с обучающимися, закрепление и многократное повторение знаний, полученных на теоретических занятиях, что становится источником повышения профессиональной мобильности военных;

- максимальное соответствие практических занятий будущей профессиональной деятельности, что позволит освоить действия, необходимые для выполнения будущих профессиональных задач;

- четкая структурированность всех этапов по выполнению учебных действий, что позволит освоить алгоритм выполнения практического задания.

Особенностью организации содержательного компонента практического занятия является существенная роль систем управления и обеспечения. Существующие требования к организации практических занятий таковы, что должны быть обеспечены всем требующимся инструментарием и дидактически подготовлены, что позволит максимально приблизить обучение курсантов к будущей профессии. Функция преподавателя на практических занятиях также отличается от функции, выполняемой на теоретических занятиях, тем, что при организации практики преподаватель не только контролирует правильность выполнения заданий, но и следит за соблюдением реализации всех этапов и правил безопасности при работе с инструментами.

Функция контроля при подготовке курсантов военного вуза имеет особое значение и реализацию. Системный контроль и строгая управляемость образовательного процесса позволяют на каждом следующем курсе по мере взросления и профессионального роста курсантов сформировать способность к самоорганизации и самоконтролю. В итоге выпускник военного вуза способен самостоятельно контролировать многочисленные профессиональные процессы и безошибочно ставить перед собой задачи, позволяющие достигать главных целей.

Особую роль в формировании личности военного специалиста имеет такое педагогическое условие, как выстраивание целостной разветвленной системы взаимодействия военного вуза с воинскими частями, базами практик и стажировок, что позволит усилить практическую реализацию знаний в ходе непосредственной профессиональной деятельности. Положительное значение для курсантов военного вуза имеет общение с ветеранскими организациями, во-

Библиографический список

енными обществами, социально-профессиональными объединениями военной направленности. Такое взаимодействие имеет не только огромный воспитательный потенциал, но и существенную практико-ориентированную направленность, которая способна приблизить теоретические знания к реальной профессиональной деятельности будущего военного специалиста и обеспечить его адаптацию в профессии военного.

Результативность обучения в военном вузе будет наиболее успешной при следующих педагогических условиях: тщательное планирование и организация процесса обучения на основе разработанной модели, включающей в себя цель, задачи, содержание, методы, формы работы и запланированный результат целенаправленного воздействия. Осуществление образовательной и воспитательной работы должно строиться на основе баланса применения традиционных и инновационных методов, форм отечественной военной педагогики. Важным условием является соблюдение принципа гуманизации содержания образования и обеспечение единства воспитательной и учебной деятельности с использованием индивидуального подхода в процессе осуществления деятельности, направленной на практическое закрепление знаний курсантов военного вуза.

Таким образом, посредством соблюдения педагогических условий формируется активное отношение курсантов к учебе, активизация познавательной деятельности обучающихся, а также устанавливаются педагогически целесообразные отношения между преподавателями и курсантами - отношения, обеспечивающие благоприятное эмоциональное состояние курсантов и их активную познавательную деятельность, а главное, результатом комплексной деятельности должно стать формирование профессиональной мобильности курсантов [4].

Применение творческого подхода в процессе проведения практических занятий способно не только повысить мотивацию к обучению, но и приводить к развитию и созданию новых и неповторимых результатов обучения.

Практические занятия имеют ключевое значение в образовательном процессе военного вуза. Они выступают источником закрепления и фундаментального освоения теоретических знаний.

Готовность использовать их на практике - основная цель создания особых педагогических условий для курсантов.

1. Тухватуллин Б.Т., Алипханова Ф.Н. Военно-профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России. Международный научно-исследовательский журнал: материалы II Межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013; Ч. 3: 79 - 82.

2. Барабанщиков А.В. Методика преподавания военной педагогики и военной психологии: учебное пособие. Москва, 1971.

3. Тухватуллин Б.Т. Педагогические условия формирования военно-профессиональной компетентности курсантов вузов ВВ МВД России: монография. 2013.

4. Зайцев Н.Н., Левченко Д.В., Корсаков А.А.. Проблема педагогического сопровождения развития управленческой компетентности командиров подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. 2017; № 6: 262 - 268.

References

1. Tuhvatullin B.T., Aliphanova F.N. Voenno-professional'naya podgotovka kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal: materialy II Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2013; Ch. 3: 79 - 82.

2. Barabanschikov A.V. Metodika prepodavaniya voennoj pedagogiki i voennoj psihologii: uchebnoe posobie. Moskva, 1971.

3. Tuhvatullin B.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj kompetentnosti kursantov vuzov VV MVD Rossii: monografiya. 2013.

4. Zajcev N.N., Levchenko D.V., Korsakov A.A.. Problema pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya upravlencheskoj kompetentnosti komandirov podrazdelenij vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Gumanitarnye i social'nye nauki: 'elektronnyjzhurnal. 2017; № 6: 262 - 268.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

УДК 378

Levkova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia),

E-mail: [email protected]

TRAINING FOR FUTURE PSYCHOLOGISTS: DIFFICULTIES AND PROSPECTS. The article highlights issues of professional and personal development of future psychologists. The emphasis is placed on the importance of personal development, analysis and understanding of their own life experiences by psychology students. Stimulating the adoption and recognition of personal experience by psychology students in the process of professional training is interpreted as an important component of the training of psychologists and acts as a mechanism for personal and professional growth. The subject of the research is personal and professional development of student psychologists. FSBEI OF PSU named after Sholom Aleichem in Birobidzhan is the experimental base of the research. The study involved 63 students majoring in 03/03/01 Psychology. The researcher uses the method of a questionnaire "Cognitive personality distortions" by A. Freeman, who studies cognitive distortions of the world's perception of personality, the Toronto alexithymia scale (TAS). The significance of personality-psychological work with students in the process of training psychologists at the university is determined.

Key words: vocational training, students, personal experience, alexithymia, cognitive distortion.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.В. Левкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,

E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье освещены вопросы профессионального и личностного развития будущих психологов. Делается акцент на значимости личностного развития, анализа и осмысления собственного жизненного опыта студентами-психологами. Стимулирование принятия и осознания личностного опыта студентами-психологами в процессе профессиональной подготовке трактуется как важный компонент подготовки психологов и выступает как механизм личностно-профессионального роста. Предмет исследования: личностно-профессиональное развитие студентов-психологов. Экспериментальная база

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.