Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическое моделирование / геодинамические риски / оценка состояния геологической среды / инженерная геология / профессиональное образование. / math modeling / geodynamic risks / assessment of geological environment / engineering geology / professional education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К М. Бондарь, В С. Дунин, А В. Кантышева

Статья посвящена комплексной оценке теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности. На основании проведенного анализа теоретического объема основных факторов геодинамических рисков показана методологическая завершенность и полнота охвата особенностей проблемы, требующей научного разрешения. Отмечена необходимость применения теоретической части (по основным факторам геодинамических рисков) для дополнения рабочих программ дисциплин профессионального образования строительных и иных специальностей, где изучается инженерная геология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К М. Бондарь, В С. Дунин, А В. Кантышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE THEORETICAL LEVEL OF MODELING OF THE BASIC FACTORS OF GEODYNAMIC RISKS FOR IMPROVING VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF URBAN PLANNIN

The article is dedicated to a comprehensive assessment of the theoretical level of the main factors of geodynamic modeling of risks to improve vocational training in the field of urban development activities. The work is based on the analysis of the theoretical volume of the main factors of geodynamic risks, which helps to show the methodological completeness and completeness of the coverage of the features of the problem requiring scientific resolution. The necessity of the application of the theoretical part (of the main factors of geodynamic risks) to complement the work programs of professional education disciplines construction and other specialties, where he studied engineering geology, is proved.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Метод сотрудничества, заключающийся в создании условий для активного взаимодействия педагога и обучающихся в контексте построения между ними «субъект-субъектных» отношений. Метод сотрудничества способствует выработке интегративного решения, созданию положительного морально-психологического климата и ситуации успеха.

Процессуальный блок настоящего исследования основывается на реализации исследовательского метода в обучении, включающего в свое содержание такие исследовательские приемы, как приемы исследовательского поиска, приемы исследовательской проблемы, приемы исследовательской постановки, инструктивно-репродуктивные приемы и рефлексивно-педагогические приемы.

Основной замысел применения исследовательских приемов заключается в активизации самостоятельных действий обучающихся в осуществлении анализа и установлении причинно-следственных связей; сопоставлении имеющихся данных; наблюдении; доказательства; аналогии; обобщении; интерпретации; выдвижении гипотез; переносе знаний в новую ситуацию и т.д.

Оценочно-результативный блок в структурно-функциональной модели выполняет аналитическую функцию и включает в себя разнообразные формы, методы и приемы изучения процесса педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся.

Необходимость включения оценочно-результативного блока в перечень основных элементов структурно-функциональной модели обусловлена необходимостью получения достоверной информации о траектории процесса педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся.

Библиографический список

Таким образом, все блоки, входящие в содержательное наполнение структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся, линейно связаны между собой, что обеспечивает высокую эффективность их применения: требования, предъявляемые к качеству получаемого образования выпускниками вузов, регламентированы основным действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в сфере образования и науки (нормативно-правовой блок), определяют мотивы и ценностные ориентиры (мотивационно-ценностный блок), которые, в свою очередь, определяют содержание процесса педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся (содержательный блок), содержание определяет процессуальную составляющую, реализуемую посредством методологических подходов (процессуальный блок), процесс оценивается полученным результатом (оценочно-результативный блок).

Авторская редакция содержательного наполнения структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся, включающего нормативно-правовой, целевой, мотивационно-ценностный, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки, способствует детальному рассмотрению и осмыслению моделируемого процесса, постановке конкретных целей и задач, реализация которых сделает процесс педагогического сопровождения формирования исследовательской самостоятельности обучающихся наиболее эффективным.

1. Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. Москва, 1979.

2. Королёва Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование: монография. Минск: УП «Технопринт», 2003.

3. Новиков Б.И. Гносеологическая характеристика кибернетических моделей. Вопросы филологии. 1963; № 8.

4. Шамов И.В. Развитие корпоративной культуры студентов в образовательной среде вуза: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2017.

5. Панина С.В., Залуцкая С.Ю. Концептуальные подходы к педагогическому сопровождению личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования. Вестник Якутского государственного университета. 2006; Выпуск 4: 52 - 57.

6. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Выпуск 14: 23 - 27.

7. Сергеева Н.Ю. Методика арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки учителя. Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2010; Выпуск 1: 141 - 149.

8. Симонова О.С. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации сотрудников федерального государственного пожарного надзора: Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2016.

9. Российская педагогическая энциклопедия. Москва: «Большая Российская Энциклопедия». Под редакцией В.Г. Панов, 1993.

References

1. Korshunov A.M. Otrazhenie, deyatel'nost', poznanie. Moskva, 1979.

2. Koroleva T.P. Metodicheskaya podgotovka uchitelya muzyki: pedagogicheskoe modelirovanie: monografiya. Minsk: UP «Tehnoprint», 2003.

3. Novikov B.I. Gnoseologicheskaya harakteristika kiberneticheskih modelej. Voprosy filologii. 1963; № 8.

4. Shamov I.V. Razvitie korporativnojkul'tury studentov vobrazovatel'nojsrede vuza: Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2017.

5. Panina S.V., Zaluckaya S.Yu. Konceptual'nye podhody k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu lichnostnogo samoopredeleniya starsheklassnikov v processe literaturnogo obrazovaniya. Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; Vypusk 4: 52 - 57.

6. Rozhkov M.I. 'Ekzistencial'nyj podhod k social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; Vypusk 14: 23 - 27.

7. Sergeeva N.Yu. Metodika art-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'noj podgotovki uchitelya. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. 2010; Vypusk 1: 141 - 149.

8. Simonova O.S. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj adaptacii sotrudnikov federal'nogo gosudarstvennogo pozharnogo nadzora: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2016.

9. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Moskva: «Bol'shaya Rossijskaya 'Enciklopediya». Pod redakciej V.G. Panov, 1993.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34

Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Kantysheva A.V., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: [email protected]

EVALUATION OF THE THEORETICAL LEVEL OF MODELING OF THE BASIC FACTORS OF GEODYNAMIC RISKS FOR IMPROVING VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF URBAN PLANNING. The article is dedicated to a comprehensive assessment of the theoretical level of the main factors of geodynamic modeling of risks to improve vocational training in the field of urban development activities. The work is based on the analysis of the theoretical volume of the main factors of geodynamic risks, which helps to show the methodological completeness and completeness of the coverage of the features of the problem requiring scientific resolution. The necessity of the application of the theoretical part (of the main factors of geodynamic risks) to complement the work programs of professional education disciplines construction and other specialties, where he studied engineering geology, is proved.

Key words: math modeling, geodynamic risks, assessment of geological environment, engineering geology, professional education.

К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск,

E-mail: [email protected]

В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

А.В. Кантышева, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ГЕОДИНАМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена комплексной оценке теоретического уровня моделирования основных факторов геодинамических рисков для совершенствования профессионального образования в области градостроительной деятельности. На основании проведенного анализа теоретического объема основных факторов геодинамических рисков показана методологическая завершенность и полнота охвата особенностей проблемы, требующей научного разрешения. Отмечена необходимость применения теоретической части (по основным факторам геодинамических рисков) для дополнения рабочих программ дисциплин профессионального образования строительных и иных специальностей, где изучается инженерная геология.

Ключевые слова: математическое моделирование, геодинамические риски, оценка состояния геологической среды, инженерная геология, профессиональное образование.

В более ранних в работах [1] авторами были охарактеризованы потенциальные возможности и перспективы использования разработанной методики математического моделирования геодинамических рисков [2 - 5] в целях совершенствования профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительных специальностей. В предлагаемой статье, развивая обозначенные общие положения, обратимся к более подробному освещению особенностей указанной методики.

В частности, попытаемся конспективно, но детальнее осветить совокупность тезисов, иллюстрирующих уровень проработанности и разностороннего охвата теоретического осмысления основных факторов геодинамических рисков (мнения о вторичных факторах, а также положения о практических особенностях предлагаемого тематического раздела, его программно-аппаратной реализации планируется представить в отдельных статьях). Данная композиция, по мнению авторов, должна обосновывать необходимость включения дополнительного теоретического тематического контента в программу обучения градостроительных специальностей.

Напомним, что речь идет о выполняемом совершенствовании состава и содержания Федеральных государственных образовательных стандартов и наполняющих его профессиональных основных образовательных программ [6 - 8] в направлении внедрения новел инженерно-технического проектирования градостроительной деятельности. Основной упор здесь (в частности, в рамках рассматриваемого предмета статьи) сделан в дисциплине «Инженерная геология». Именно в ней предполагается развитие в изучении инженерной геодинамики вопросов геохронологии земной коры, тектонических движений и сейсмических явлений, шкал балльности, сейсмического микрорайонирования, количественных прогнозов в изменении геологических и инженерно-геологических процессов и т.д. [9].

Приведенную выше последовательность аргументации о возможных направлениях совершенствования системы профессионального образования добавим кратким обзором положений, объединяющим теоретические сведения об основных факторах моделирования геодинамических рисков. Целевое назначение такого подхода заключается в рассмотрении имеющегося спектра теоретических изысканий, значимости его по широте охвата проблемы предметной области геоинформационной безопасности.

В числе принципиальных моментов методологического понимания факторов, формирующих основы моделирования геодинамических рисков, перечислим следующие:

1. Как отмечалось [1] в ряде авторских работ, была сосредоточена новая методология современных математических моделей оценки геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях. Ее принципиальным отличием от большинства так называемых «вертикальных» подходов является попытка учесть при моделировании динамики земной поверхности и горизонтальной нагрузки, действующей на исследуемый упругий слой, а также региональной информации по современным вертикальным движениям земной коры на поверхности.

Разработанный комплексный подход был апробирован для различных региональных ландшафтно-территориальных систем, например, для территорий России (Восточно-Европейская платформа, Байкальский регион, окрестности г. Хабаровска), Малой Азии, Латинской Америки. В данном классе моделей за основу бралось положение о возможных геодинамических состояниях геологической среды распределенных природно-технических систем, выраженных простейшим потоком событий.

Построение математической модели осуществлялось в виде системы дифференциальных уравнений, показывающих динамику нахождения геологической среды системы в этих состояниях. Полученная значимость результатов моделирования дает основания полагать о достаточно достоверном оценивании тех пространственно-вероятностных распределениях опасностей, которых можно ожидать от региональной окружающей геологической среды.

2. Комплекс моделей, обеспечивающих динамический мониторинг основных факторов геодинамических рисков, включает в себя такие самостоятельные элементы, позволяющие в совокупности поддержать различные уровни градостроительных решений:

- детерминированные модели оценки состояния геологической среды распределенных природно-технических систем. Особенностью предлагаемого подхода, в отличие от имеющихся к настоящему времени математических моделей, является попытка снять их ограниченность по заданию краевых (граничных) условий, которые могут очень значительно влиять на логику построения модели, вплоть до замены всей композиции.

Эти условия обычно отражаются заданием четырех уравнений, аналитически представляющих компонент тензора геодинамических напряжений и составляющих вектора смещений, исходя из бигармонической функции, их описывающей. Наличие же большего числа граничных условий служит обеспечением более адекватного описания геологической среды. Данное противоречие эффективно устранено в новых моделях, где для краткости отметим лишь последовательное рассмотрение в системах уравнений распределение плотност-ных глубинных неоднородностей, знакопеременных вертикальных движений на дневной поверхности, распределение горизонтальных сдвиговых напряжений на дневной поверхности.

В результате новая комплексная модель учитывает входную информацию о физических характеристиках геологической среды и позволяет превентивно количественно оценивать возможность застройки исследуемой территории;

- вероятностные модели оценки состояния геологической среды распределенных природно-технических систем. Это направление становится перспективным в случаях недостаточности исходной информации, требуемой для детерминированных моделей.

Выход в данном случае авторы увидели в переходе от количественных оценок реальных физических величин сдвиговых напряжений и смещений к их относительным аналогам. Иными словами, модели второй композиции могут получать требуемые обоснования решений для градостроительных систем на основе вероятностных подходов, описывающих изменения вероятностей нахождения исследуемой системы дифференциальными уравнениями Колмогорова.

Создание данного подхода в моделировании геодинамических рисков, его апробация, получение значимых модельных результатов для практических задач позволяет говорить о возможности выполнения оценки состояния геологической среды конкретной распределенной природно-технической системы для обоснования градостроительных решений в обобщенных, относительных единицах;

- нечеткие модели оценки состояния геологической среды распределенных природно-технических систем на базе прямого нечеткого вывода. Разработка и такого направления моделирования была обусловлена практическим наличием очень многих ситуаций в градостроительной деятельности, где исходных исчерпывающих данных еще меньше, чем для первого и второго направлений. Тем не менее общий предлагаемый подход сохраняется и для данной ситуации, когда обоснование решений по строительству можно сделать на основе оценки состояния среды, основываясь на нечетких моделях на базе прямого нечеткого вывода и алгоритма Мамдани [10];

- двухэтапные модели нечеткой оценки состояния геологической среды распределенных природно-технических систем. Предыдущий подход, с одной стороны, позволяет обосновать градостроительные решения для ситуаций неопределенности о физических характеристиках конкретной геологической среды, но, с другой стороны, может приводить к моделям большой размерности, которые трудоемко и нерационально обрабатывать.

Оптимизировать решения именно для таких ситуаций призвано приводимое модельное построение. В этом случае авторами предлагается двухэтапная композиция. На первом этапе расчетная часть выполняется по физическим характеристикам геологической среды с применением алгоритма вывода Мамдани.

Второй этап использует выходную лингвистическую переменную «состояние геологической среды» в качестве входной такой переменной. Кроме того, добавляется информация о планируемой (предполагаемой) распределенной статистической нагрузке от будущих зданий и сооружений. Затем с помощью алгоритма Сугено проводится нечеткая оценка состояния геологической среды, на которую оказывается антропогенное воздействие.

3. Совокупность обозначенных теоретических новелл составляет, по сути дела, новый подход для инженерно-технического проектирования градострои-

тельной деятельности, который, по мнению авторов, в том или ином объеме должен стать предметом изучения в рамках дисциплины «Инженерная геология». В целом же комплексность разработки методологических, математических, аппа-ратно-логических и иных сторон обеспечения данного подхода дает возможность оценить его в качестве инструментария задач количественного динамического мониторинга и прогнозирования геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях и планового ведения строительных изысканий.

1. Развитие системы современного образования, в том числе в области градостроительной деятельности, требует активного и обоснованного внедрения в него современных и перспективных инновационных методов, ориентированных на создание прогнозных методик в профессиональном предметном направлении, базирующихся на удобном, открытом интерфейсе программно-аппаратной реализации.

2. Проведенный анализ теоретического объема основных факторов геодинамических рисков, выполненных авторами применительно к оценке чрез-

Библиографический список

вычайных ситуаций природного и техногенного характера, показывает методологическую завершенность, полноту охвата особенностей проблемы в научном рассмотрении.

3. Имеющаяся при этом развернутая апробация комплексов моделей чрезвычайных ситуаций геодинамического характера, эффективная исследованность положений, отражающих теоретически важные, но и мало разработанные особенности понимания этих сверхсложных природных явлений, методически законченные программно-аппаратные специализированные приложения закономерно дополняют предлагаемый научно-практический комплекс.

4. Обозначенная аргументация и тезисы статьи в целом создают, по мнению авторов, целостное впечатление о необходимости и реальной возможности применения в данном случае теоретической части (по основным факторам геодинамических рисков) для дополнения рабочих программ дисциплин профессионального образования строительных и иных специальностей, где изучается инженерная геология.

1. Бондарь К.М., Дунин В.С., Кантышева А.В. Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности. Мир Науки, Культуры, Образования. 2019; Т. 79, № 6: 146 - 149.

2. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

3. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

4. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография Под общей редакцией Н.Г. Топольского. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

5. Минаев В.А., Фаддеев А.О., Кузьменко Н.А. Моделирование и оценка геодинамических рисков: монография. Москва: «РТСофт» - «Космоскоп», 2017.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений: приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 № 483/ Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194858/

7. Профессиональный стандарт «Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/index.php7ELEMENT_ ID=45729

8. Проект примерной основной образовательной программы по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (специализация «строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»). Available at: http://пооп.рф/poop/d093993f692d44169ca876fc33592f7a

9. Осипова М.А., Тейхреб Н.Я. Курс лекций по инженерной геологии для студентов направления «Строительство» и специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений»: учебное пособие. Барнаул: Издательство АлтГТУ 2013.

10. Борисов В.В., Круглов В.В., Федулов А.С. Нечеткие модели и сети. Москва: Горячая линия - Телеком, 2007.

References

1. Bondar' K.M., Dunin V.S., Kantysheva A.V. Puti razvitiya professional'nogo obrazovaniya v oblasti geoinformacionnoj bezopasnosti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti. MirNauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2019; T. 79, № 6: 146 - 149.

2. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

3. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.

4. Geodinamicheskie riski i stroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya Pod obschej redakciej N.G. Topol'skogo. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

5. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij: prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.05.2017 № 483/ Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194858/

7. Professionally] standart «Specialist v oblasti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/index.php7ELEMENT_ ID=45729

8. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij (specializaciya «stroitel'stvo gidrotehnicheskih sooruzhenijpovyshennoj otvetstvennosti»). Available at: http://poop.rf/poop/d093993f692d44169ca876fc33592f7a

9. Osipova M.A., Tejhreb N.Ya. Kurs lekcijpo inzhenernoj geologii dlya studentov napravleniya «Stroitel'stvo» i special'nosti «Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij»: uchebnoe posobie. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTU, 2013.

10. Borisov V.V., Kruglov V.V., Fedulov A.S. Nechetkie modeliiseti. Moskva: Goryachaya liniya - Telekom, 2007.

Статья отправлена в редакцию 16.03.20

УДК 378.2

Korsakov A.S., senior teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Tokarev V.A., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: valeriy.tokarev.76@ mail.ru

Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PRACTICAL ACTIVITY OF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A FACTOR OF INCREASING PROFESSIONAL MOBILITY. The article describes the practical skills in the process of training cadets of a military university. The features of the educational process are of particular importance in conducting practice-oriented classes. The level of knowledge, abilities and skills of the cadet in the process of continuing educational activity should be brought to automaticity, which will allow to prepare a qualified military specialist. Based on the analysis of the proposed model for the formation of skills in using weapons and military equipment during practical exercises, the article discusses the organizational and pedagogical conditions as a set of objective capabilities that ensure the successful solution of the tasks.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: pedagogical conditions, formation of skills, pedagogical conditions, military equipment.

A.С. Корсаков, ст. преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

B.А. Токарев, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: valeriy.tokarev.76@ mail.ru

А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.