Научная статья на тему 'Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности'

Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математическое моделирование / геодинамические риски / профессиональный стандарт / инженерная геодинамика / строительство без катастроф. / math modeling / geodynamic risks / professional standard / engineering geodynamics / disaster-free construction.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — К. М. Бондарь, В. С. Дунин, А. В. Кантышева

В статье речь идет об оценке применимости значительных научно-практических наработок, нашедших успешные и распространенные примеры апробации в области исследования геодинамических рисков, выполняемых по оригинальной концептуальной методике математического моделирования. На основании изложенных в статье положений обосновывается потенциальная возможность совершенствования профессиональной подготовки строительных специальностей. Обозначенное направление развития предполагает использование методов математического компьютерного моделирования, количественно обеспечивающего принятие решений в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования строительства уникальных объектов, зданий, сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF GEOINFORMATION SECURITY OF ENGINEERING AND TECHNICAL DESIGN FOR URBAN PLANNING

The article focuses on the assessment of the applicability of considerable scientific and practical developments that have found successful and widespread examples of testing, research in the field of geodynamic risks performed by the original conceptual-term method of mathematical modeling. The potential opportunity to improve the vocational training of construction specialties is substantiated. The indicated direction of development involves the use of mathematical computer modeling methods that quantitatively provide decision making in the field of geoinformation security of engineering and technical design for the construction of unique objects, buildings, and structures

Текст научной работы на тему «Пути развития профессионального образования в области геоинформационной безопасности инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности»

1) корейские студенты отдают предпочтение индивидуальным занятиям;

2) выступают за нетрадиционные методы обучения;

3) за единообразный состав учебной группы по уровню владения языком;

4) предпочитают строгого, требовательного преподавателя;

5) выступают за категорическое соблюдение дистанции между студентом и преподавателем;

6) считают недопустимым идти на конфликт с преподавателем [4].

Этнокультурные особенности, присутствующие как на индивидуально-психологическом, так и на социально-культурном уровнях личности, необходимо учитывать в практике обучения русскому языку как иностранному.

Решение вопроса о значениях вида тесно связано с методами, операциями выявления значений грамматических форм. Существуют определённые методики выявления видовых значений.

1. Признаковый метод (А.В. Бондарко, М.В. Всеволодова, М.Ю. Черткова и др.) опирается на оппозиционный анализ дифференциальных семантических признаков вида. Под дифференциальным семантическим признаком, или семой понимается семантический элемент, по отношению к которому различаются, по крайней мере, два члена системы. В рамках признакового метода вид рассматривается как некоторая совокупность сем, поэтому важен оппозиционный анализ видовых значений и выявление контекстных, сочетаемостных, трансформационных, подстановочных возможностей глаголов несовершенного и совершенного вида.

Однако сложная система вида состоит не только из элементарных, далее не членимых в данной системе сем, но также имеет семы, вступающие в разные отношения с другими семами. Поэтому необходим компонентный анализ семного состава слова.

Поскольку практически за каждой глагольной лексемой, кроме двувидовой, закреплен определённый вид, видовые семы глаголов являются их постоянными свойствами. Взаимозаменяемость присуща определённым семам, но имеет определённые закономерности.

Семы, будучи свойствами, могут проявляться или быть «скрытыми», могут актуализироваться или нейтрализоваться.

2. Понятийный, или интерпретационный подход предполагает исследование аспектуальной семантики, заложенной в самой глагольной лексеме и отражённой в её лексическом толковании или интерпретации. Этот подход реализуют в своих работах Н.С. Авилова, М.Я. Гловинская, Ю.С. Маслов и другие лингвисты.

Ю.С. Маслов впервые в русистике выделил пять типов видовых глагольных пар и обосновал «возможность и важность такого изучения семантики вида, которое выводит особенности видовых значений и видовых свойств рассматриваемых глаголов из особенностей их лексической семантики, т.е., собственно говоря, из некоторых объективных свойств самих обозначаемых этими глаголами действий» [5, с. 314]. Работа Ю.С. Маслова была продолжена другими учёными (М.Я. Гловинской, А.А. Каравановым, Е.В. Падуче-вой и др.) и продолжается в настоящее время, однако до сих пор в лингви-

Библиографический список

стике нет единой точки зрения на количество и типы видовых глагольных пар.

Необходимо отметить ещё одну чрезвычайно важную черту в изучении видовых значений - контекстность. Признаки и интерпретации вида глаголов изучаются только во взаимосвязи с другими компонентами синтаксических конструкций, в определённых типах ситуаций. Вид не функционирует сам по себе, он всегда контекстно связан. Например: а) После телефонного разговора он разволновался и заходил по комнате; б) Летом он часто заходил ко мне.

Семантику вида невозможно изучать, рассматривая лексико-семантиче-ские варианты (ЛСВ) глаголов в чистом виде. Разные ЛВС лексемы проговорить проявляются в разных контекстах: а) «Отлично», - проговорила она; б) Мы проговорили всю перемену.

Следовательно, контекст есть не только средство реализации грамматических значений вида, но и инструмент их обнаружения.

Учёт контекста в выявлении видовых сем имеется в аспектологических работах, выполненных в рамках как признакового, так и понятийного методов (А.В. Бондарко, М.Я. Гловинская, Л.Н. Шведова и др.).

О своей видовой отнесённости лексема информирует только носителей языка, корейским студентам сама по себе лексема обычно не говорит о своей видовой принадлежности. Поскольку глагольный вид не имеет какого-либо одного определённого формального показателя, в практике преподавания русского языка как иностранного необходима кропотливая работа по изучению видовых пар и видовых цепей для определения видовой принадлежности каждой лексемы в функциональной системе вида.

Таким образом, работа над видами глагола требует постоянного внимания со стороны преподавателя, так как корейские учащиеся в устной и письменной речи наиболее часто допускают грамматические ошибки, связанные с усвоением категории вида русского глагола. Эти ошибки имеют устойчивый характер, и поэтому их устранение требует от методистов большого усилия. Для правильного употребления видов глагола необходимо формировать грамматический навык, что ведёт к необходимости выявить четкий механизм образования и употребления видов глагола и научить студента им пользоваться. Взрослые учащиеся стремятся в своём мышлении идти от частного к общему, поэтому особенно важно найти такие пути в обучении, которые должны помочь им правильно осознать эту сложную грамматическую категорию. На практике требуется знать, какой глагол - приставочный или бесприставочный - даёт образование видовой пары. Это важно для формирования грамматического навыка. Кроме того, учитывая психологические особенности взрослых учащихся, необходимо давать обобщения на фактическом материале до и после прохождения грамматической темы, что способствует осмыслению грамматических явлений и ведёт к их осознанному употреблению. На выбор глагольной формы совершенного или несовершенного вида, помимо языковых факторов, оказывают влияние экстралингвистические факторы, прежде всего, коммуникативная направленность говорящего, поэтому вид глагола является наиболее трудным разделом русской грамматики для корейской аудитории.

1. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). Москва: Высшая школа, 2001.

2. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. Москва: Русский язык, 1982.

3. Городилова Г Г Обучение речи и технические средства: (На материале преподавания русского языка студентам-иностранцам). Москва: Русский язык, 1979.

4. Глебова Н.Н. Учет национально-психологических особенностей учащихся в методике преподавания русского языка как иностранного. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1990.

5. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Ленинград, 1984: 48 - 65.

References

1. Vinogradov V.V. Russkijyazyk: (Grammaticheskoe uchenie o slove). Moskva: Vysshaya shkola, 2001.

2. Rassudova O.P. Upotreblenie vidov glagola v sovremennomrusskom yazyke. Moskva: Russkij yazyk, 1982.

3. Gorodilova G.G. Obuchenie rechi i tehnicheskie sredstva: (Na materiale prepodavaniya russkogo yazyka studentam-inostrancam). Moskva: Russkij yazyk, 1979.

4. Glebova N.N. Uchet nacional'no-psihologicheskih osobennostej uchaschihsya v metodike prepodavaniya russkogo yazyka kakinostrannogo. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1990.

5. Maslov Yu.S. Ocherki po aspektologii. Leningrad, 1984: 48 - 65.

Статья поступила в редакцию 22.11.19

УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10064

Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: bondar_km@mail.ru

Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: dvs_82@mail.ru

Kantysheva A.V., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: bastxxx@mail.ru

WAYS OF DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF GEOINFORMATION SECURITY OF ENGINEERING AND TECHNICAL DESIGN FOR URBAN PLANNING. The article focuses on the assessment of the applicability of considerable scientific and practical developments that have found successful and widespread examples of testing, research in the field of geodynamic risks performed by the original conceptual-term method of mathematical modeling. The potential opportunity to improve the vocational training of construction specialties is substantiated. The indicated direction of development involves the use of mathematical computer modeling methods that quantitatively provide decision making in the field of geoinformation security of engineering and technical design for the construction of unique objects, buildings, and structures.

Key words: math modeling, geodynamic risks, professional standard, engineering geodynamics, disaster-free construction.

К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bondar_km@mail.ru B.C. Дунин, канд. техн. наук,Дальнеюсточный юрсдиыескаЬхнстстут ИСВД Росный, з. Хабароск, Еда/'/: dvs_82@mail.ru А.В. Кантышева, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bastxxx@mail.ru

ПУТИ РАЗВИТЫЫЯПРОФЕСЫИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАЫИЯ В ОБЛАСТИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

проЕктироВОниядлягРАДострооБРЛьноротяТтуьности

Всаатье речь идет ьб оценаепроынимости значисеаьныд ыуьяапрахтачсскихсарыбатск, нансдшрхуапншвыс и распространенные примеры апробации в области исследования геодинамических рисков, выполняемых по оригинальной концептуальной методике математического моделирования. На оснывааиьнзлеж енныьнстат ьнсолсжееиа о боановывнетсадсаенциелха я вазможвхссь с оверяевств/ьав и я пьсфессиональной подготовки строительных специальностей. Обозначенное направление развития предполагает использование методов математического компьютерного моделирования, количе-ствннхо обнспечисакщдгнсринятис^^и^^н^ин в ьCлрcеигeoснфеумьхиеаoй Ыезопхсвдсыи иваверво-тесвьчвскнгт проектирования строительства уникальных объектов, зданий, сооружений.

Хыю^рр/енлона.мавхаттдесконмсдрлиуыванив геодинемиыескнерисри, профессиональный стандарт, инженерная геодинамика, строительство без катастроф.

Вопросы сохранения на долгие годыокруж^ющей нас уникальной дей^т^ви-тельности, обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с природ-ннви яоесиями а совоерен-оооВщеотве оиевь ^^жжы.П^^ооа^^^^^я стнтья, по мнению авторов, открывает серию материалов, которые в целом призваны сооеоНсрвоваиьразвитиютихнвсферноВбезоиаеьооти фаднс^р^1^^нс^ва н ряде аспектов.

Эви аипнетыотрараюм пнтевциаовыемнонииореоВхждимосвифозоиовя экологической культуры и соответствующего образования российского общества, в том числе нормативно определяемом в контексте новых национальных про-

зования страны, экологической ситуации [1]. Среди них подчеркнем созвучные стот-емнмертннввизанные с внeыpивиФмодaптиевын,вpaктико-нpиивоивoвов-ных и гибких образовательных программ высшего образования, формированием сифтнмы нопрннывноко обнь^нниноовфенсиснальныхонаииВоео.

Одним из основных факторов, обусловливающих актуальность исследования вктмеченной сфере, являются перспективные решения руководства страны. Они выражают значительное по объему и высоко затратное региональное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Документы утверждают строитель-сивовденныхргионнх комриннтвюcтеaвeгочиcких, ввжннын, п^мышленоыхи гражданских строений в целях развития экономического и социального развития [В]р у четов, н^ынимно, ооиын рyPнжeИвколигич ескей зощивы [3] идр^ры оонаоь-ных и глобальных особенностей.

Отокщаолеззют мвооие оапнав^ения о^^сее-

чения обозначенных строительных устремлений. В том числе необходимо ком-пннкенoичктвlвaтьсeoдинaмичеcвиноpcки, котoвынныяымечеввыв о—нов являются особо актуальными. В частности, об этом говорят содержательные и значимые по охвату проблемы исследования, в которых участвовали и авторы ятатс^

Эти работы, например [4 - 7], базируются на длительных статистических раолюннвиих, ^т^оичк^т^я 0нигинрлнн0нaырaб0тньннlмиыaенмa■гикиcкифи но-

Рис. 1. Картографическая схема Байкальского региона с данными модельного распределения вероятностей рисков геодинамических проявлений (на схеме отмечены эпицентры землетрясений в период 01.01. - 01.09.2008)

делями развития геодинамических рисков для разных уровней территориальной оценки проблемы. В них корректно и методологически обоснованно проведена аоpoИaоРя•Oрeыyльтатeвeкoмвнднelиы е исследования характеризуются безусловной и научно-практической применимостью (подтверждаемой неоднократны-мииниоиaриомии увпешнвв пноводрнием), известностью предлагаемых программно-аппаратных приложений и т.д.

Гкepиеpежlсeинвlжеepриавритльных объектов, рассмотренных в указанных изысканиях, были и отмеченные регионы. Так, допустим, проводилось моделирование различных геологических характеристик Байкальской распреде-нынний п°ифодвв-техничевквенивте1вы (РПТС), Дальнего Востока [5] (рис. 1). Но концептуальная и технологическая проработанность геодинамического матема-тичывкрго мрдecиpвиaеpяпбзнвcяет ра сширять сферу применимости результатов до всей территории России.

оемнчнноав с^епн^н^овтн^с^^ожений формирует обоснованное предложение о введении тематического специализированного изменения рабочих программ дисциплин профессионального образования строительных и иных специальностей, где изучается инженерная геология.

В настоящее время в Федеральных государственных образовательных стондартаи вжсшгго нбрзьваоио [8] уже учитываются требования профессиональных стандартов в области инженерно-технического проектирования для гиacocввнинельнoИpeвтeлыкoФте[9CР одготовлен проект примерной основной образовательной программы (ПООП) [10], где приводятся примерные рабочие пнограммы досв-плин иих коавкие свде ржание. В нем дисциплина «Инженерная геология» в своем развитии предусматривает изучение, например, таких вопроса в.вак гевхорннлогнн о^м^с^оооды, тектонические движения и сейсмические явления, шкалы балльности, сейсмическое микрорайонирование. В рамках этого направления изучения разбираются и вопросы инженерной геодинамики с раз-днлаовпо общиыинeгиoоaыьФым осоденностям [11], которым непосредственно соответствуют рассматриваемые научно-практические новеллы.

Танвиисле осво^н^ырр кк инженерной геодинамики выделяют разработку прогнозов развития геологических и инженерно-геологических процессов. Объективной и субъективной обусловленностью данных прогнозов считают наличие и реальные проявления воздействий множества факторов, которые порождены естественными природными условиями или появляются как следствие общественной деятельности человека (экологической, хозяйственной, строительной и т.д.).

Причем подчеркивается наличие количественной формы прогноза [11]. Данная совокупность особенностей как раз и реализуется в приводимых авторами методах компьютерного математического моделирования оценки геодинамических рисков.

Учитывая значимый объем выполненных теоретико-прикладных наработок и их применений, обозначенное желание в серийном изложении материала в рамках данной первой статьи предлагаем осветить только базовые модели. Они составляют основу исследования геодинамических рисков, которая в полном объеме по всем теоретическим, прикладным, технологическим, программно-аппаратным и иным аспектам вполне претендует на самостоятельную актуальную, перспективную учебную дисциплину или нового тематического раздела в имеющиеся дисциплины. Например, в инженерную геологию с частным обращением к вопросам инженерной геодинамики. Это потребует внесения необходимых изменений в ПООП в части включения в перечень примерных рабочих программ предлагаемой новой дисциплины или дополнений в содержание дисциплины «Инженерная геология» с учетом обязательных требований к формируемым компетенциям.

В целом же весь материал, планируемый к изложению, по мнению авторов, способен обеспечить наглядное представление обо всех возможностях предлагаемой методологии оценки геодинамических рисков, проработанности различных сервисных приложений, обеспечивающих простую реализацию сложных, по сути, аналитических расчетных процедур. Такой уровень подготовленности методического сервиса определяет для исследователя в качестве основной задачи интерпретацию результатов, подготовки вариантов решений. Законченность же и гармоничное взаимодействие всех этапов научно-практического алгоритма исследования в данной предметной области говорит о его применимости как аппарата учебной дисциплины или тематического раздела.

На фоне сделанных общих замечаний обратимся к изложению базовых положений предлагаемых моделей. Научная и практическая разработка задач в области оценки геодинамических рисков, проводимых в целевом направлении для территорий с небольшой площадью или даже единичного здания привела многих исследователей к применению метода последовательных приближений. При этом первоначальные изыскания начинаются с РПТС регионального мас-штаба,азатемчерезитерац ии с ведение ее клокал ь ной задаче.Исходяиз этого, приведем опитнене зетой оиоепо йе^н! вехе согкоенозьногн месшзабе, гототая бузет озмзвой нкд поозоп^^ещин зо ийд^взо.мй ин/и^езий^лзлй^вкеь^и^й1дровня тер-рмтз^валмвых зекдповззсп^ [5].

Анвшиомх]эскри оцовве улос^ж^зеп^ теиременныя детввлат^вчзее^вв ййнздиледё йниизетеиведеоН тф^ил! ве^внол^а опиодоо ал а еак зечыводоч1м «нoйянкaдй-нын». Дай аих хорзитд[)н^1м явднoxcт со, что пщлни>изччс)я xocзpaдeданзaя зо-г^^ивiв и одизн из войдвxнинтeч упругого ддйв, a»иaжaeмoгo в йодлыи заз реедн-и^ая иеooeгизeaиoч нд»евl, екИпввxои зд си» оозíк|нвaoв"гbк вмoйие н й»pнинплoвoм напcoвoечпв. Mнйaнlвoс зУмоз стотнн ¡г зйтаcoдзткyю нoзcoзлeинoстн жпризоа, прнзедощ вежа се^1=1е и»ocизe зoлoжеизcoкв■ccейзра0oякн но-

вого xпoxеo мо/олой кп-■ке|кв.ч; ■кop|иoHнo н|инвек^.■íнt■l ейЛйсo с зaзpениеен»мх их пракснзесзнго зcпoльккзaxиa в лoхpекaн гaенxфocде»вейиoH еезoиоелoетв рр-

MOвтpoзи»ып]-тзе[Л ы чJl

Ч»И.йИlи вевзoл свгыепзи нл^узуз. нoдчepчзyoй тезчa0oтик гхо^<^в<пи, где коз |вялу <- зортзкапнйов лaгpчгмoИ долоетля зoвв.тко ач^сеи н НИЖГОB ннд раграчии, нлiíйo^K|н)меB си oзpегхй cкгop кoинпаxxолзво. ЕЗ яееocop тамсго кямпдeнcнoпo зaнpoчееиия aoллнзязЕтся вoзмчloeвиp оз ейемм»взoro гяльзтaявoввеro -леЭс^вн, к д»гоядщ доОороеютнс ^^ннвюв о »яикeмeнpыт гopекoилaнззнlP доижевийя но кемоиХ вoзoичилстB| Эта яaнoекнвoеxк o^инйlx »яaчезвтск нееегнвoн ерв и^епол-неиии даде надач и^смийри^оп чолмоxввl Не нилнь ги кcйчoдкяcя гx[Иlнозткl вио ииЖoрпенвя е roчиxмвaeoнньж дxиlP¡^l^^ap^oвельно редкх и нмoeтсcпеoгчoзи-зoвиымтo»киxaчинм,

О нCOтвиезoc нxoФH[ ДоСсуириун нoдxвoттxеввo coнпяoaтяазезa уонвoнами-взя внфнсмевин по сопyемeннкlдвощ'икc0^вxымoнйженитpиемпoHкеpывe нйвеfЕ)-вочти ((оВДй^К). В селу уеи^ефанивп еxгcлoичaз вcoддeraeдoя млсомыс чввевнен мoчз<xJН■г лчeйки ппaдчнo=кннcнoro |cилка дaa F^ГИTrlH иэилузоикльнекв мo"Гч штoЛo озлен г-овo к явойЕчси ч^нчзйиoFг вo»яинaoxво деилpисднкeи caчксoдеoeнуoH вогрвахоз,

В чcxx '«нзяк- мовшй п»eocтaвить иexввнaеаoeeлeнипед,чoетнeaсcвтжщий елне.:эн^счиcчнг-м нччз"Iгcoпнoм"", »пкгГОЛи итхзстенхтну неиl;мо»тн^е^е.oм^ и хнюидч ннвезой »рorгЕНнвз. Ден вел) ипночcчвl среанйо xoпEечйзы влетчоста йoднди Jнeнзч з и Юнгаз О них го нроиянанвтмп мoдиoвыeoлзтьйнeшуи е ^c^rщo^<^cвис нз чpеп ду RЧ^"H[0| ^пергин, и вемнучноо гтoхйтациoнзеo иоше р,еЧнивтор иеf)Чйкooзво йвзич виетс о popехзaeaeинaя непнекх Р дх, а|1 B0гзтоквlс. во иopсвлю ччк^взуу сскего вocезйeлзнo све-еу пззx дайне нагуувна V (^кУр СнДЗК )cвч.2),Hoливиe етмeняниын нончpнoк ]сoздiЕEeч в зие»яoннеH отудл всчлт нaветжeззИ л cчн^ш.енч^-. нooxнoиoeиыe нО cвoex cиЕЕ|зкc»|зo.

Moпзнo oПoзpeнзxв fгчдoм (он сли н^ммоВ xевoлнвмc гармктин oзoмoлзиoя гcoвияo»зoзнеo хаоо з ннде теспсохелнивепт вхешвено ^о^нкейст^вт г:)ррг, о)'-

р в у, о)=р-+ГВр +-0р Рп +е Нее р- . <1»

4 е т=1 е ь=1 т=1 ь=1

где

рт„ = атп с,о$кххс,о$коу+Ьтп $,ткррс,о$коу+стп с,о$кхх$,зпк

y+dmnsm.kxxsmkyy;

4 а b

атп =—JJskx^yOcoskkXeoskyydxdy; kx

nm nx

1 (00) 1

Р x, у,z) = 4 аРР°> + +Г 1 + Z *РР">

^ ^ m=l ^ n=1 m=

где ß н {л,у,z,}.

_(mn)

-О 2Q Q 40

современные вертикальные движения (мм \ год)

аномальное равитационное поле (мГал)

Ррс. Р. Ое^фичесоа!ииллю^'^р)ация ворноквовения напряжений и смещений вгеосреде для двойной вертикальной модели

Вболвоакчаве раниих равнш н^анл знрровиеотвиго-

вых йтпияжыинав реити^ьнО1кии^иляв (нав^|^^ей иножнийноиерхности). В излагаемой модели учтено влияние внешней нагрузки - СВДЗК, которая дей--^ткаетчл иарресиО сатк кертаюальнв вв^С- ^^топриродниюеаааИрро^ь^аика оо-дели:

"z^y, h) = +(x,y), тхг( х,у,0) = 0,

(3)

гйзп-Л,У,Ь) = 0-

А соотношения компонентов тензора напряжений и вертикальной части смещенийгеосредыбудутследующими(4):

^ C-k(ß + Dz) shkzн--D-k(A + Cz) chkz\coskTxcoskyy,

Л + ¡л

ozA,y, z') = k'

•T.z(x,y,z) = kkxl k(A + Cz)+-D

1 Л + л

shkz+

k(D + Dz)-C

Л+л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,(x,y,z) = —J -^ü-D-k(A + Cz) shkz + C-k(B + Dz)

2л [[/) + л \ + л

chkz >sin kxx coskyy,

chkzy coskxx coskyy.

)з длдзнеrпг) зФИf^l^нoГПЗo^(^ниваемой территории. Дртгаю eлгccч,<у \Р дх, -р атcлагиинp мониро oаoMcoзити евв^из .эзднм. ЛгЮ) дooщ^е ос- окмааиию, в|нив,^■чeи■ ержоибор ^(нлчиешoнзH дор в-пcмc)^йзрlа ламйо^ н ент тензора напряжений (2):

(2)

Таким збразом, очень з^гатко, в ознакомительных целях проиллюстрзрован уровень математического подхода для создания моделей в области оценки ге-оденамичзскир°итков. Екохвжнойях^с^житачихой ^(^ояонноатьо ябляттск,ень бь^н1)иуоаьт^(^,и^1аькач^(оваа^ж^^кной ивеотчпо^ск аспеяихх к^^нныя

г^Ч^с^блчб^я^руте:

р создание класса моделей, объединяющего этапы последовательного л°ааяижрния от регионального территориального уровня объектов вплоть до локальрр|х зраник1 и сооpап(т^нин. ^^^р^т^^^н ио варяайтов й^оялтва дояных ЯТзyлчрхтоптамчня^лиf^oваяез идвзидеенавис.1;

- ибо))оиан^^fк^в»еиинaциапр^а^едв^т чпртилвнзтнндв реФ^(^^^знlно т^ч^и^ы характеристик геологической среды и превентивной количественной оценки ве-ролтв^(1 аткоoжптелизввбитхкиивеледyeмoй тер ритории;

-н р^^^лчз^ция дтаиолегий йр)оеолу^мнo-знаяоиуелЬ хпрвня'^ид тя^1зтнли в лвлнoИоpтплазелй облзоае;

р. иa\/чнo-ьрal^тpчl^l^l^iaз^н уезЗид^1зтиодическая обеспеченность всех мате-в^г^и^oяoимг^^^^^^ниlх асяд-оезю ндераилений, его системная и последовательная логизесктя еихимхипя^l0и т.^3

Но ^(^нип^нпн айран ного нами делаются следующие выводы: 1 Иазверяргая ка птроу«;нипЕ^зоял уолтнх lееилку^л^^кuд^f)^^^^ ^^яонт яв приоритетному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока долж-чо ч^пират^ь^ло дaйхзлнйзыeкaинaBJоонир|^eа^ч^г^нoго

ЕЗ дчнном развитии определенное и важное место должно быть отведено пбоЛлвмaмгeoиифopмвциoнилкбсздпaлнотlсгpтждйаолйгo и специализиро-

ванного строительства. Оно необходимо, прежде всего, для сейсмической оценки обстановки. Но к этому добавляется и широкий перечень других задач данной сферы. Например, оценка вероятности воздействия иных геодинамических рисков, их степень влияния на принятие решений по строительству в региональных и локальных территориальных природных системах.

При этом имеется определенное обоснованное мнение о необходимости приоритетного учета отмеченных положений. Но не следует забывать и о других вопросах, являющихся логическим продолжением первых. Допустим, речь идет о превентивной подготовке планов по снижению последствий чрезвычайных катастроф геодинамического тектонического происхождения; обеспечения, в том числе, общественной безопасности, защиты интересов государства и граждан от противоправных и иных способствующих действий и т.д.

3. В то же время на современном этапе, по мнению авторов, этим проблемам не уделяется должного внимания. Так, в проектах развития разного уровня, реальных планах градостроительства нет разделов, которые бы производили требуемые расчеты, давали обоснованные и серьезно учитываемые рекомендации по осуществлению строительства, его запрещению или применению целенаправленных технологий. В целом отмеченные добавления при строительстве минимизировали бы риски разрушительных и иных нежелательных последствий от воздействия геодинамических факторов (первичных или даже вторичных, учет которых вообще находится на самом начальном уровне).

4. Авторами предлагаются методики учета геодинамических факторов конкретных регионов, оценки рисков градостроительства от регионального уровня, вплоть до мест предполагаемого расположения конкретных строений. Аппаратные возможности методик могут дать представление о потенциальных геодинамических воздействиях, их качественном и количественном уровне.

5. Особенность отмеченных методик - их реальная проработанность, апробация на многих регионах мировых территорий, требуемое программное обеспечение, репрезентативность полученных модельных данных, охват регионов, которые и приводятся в статье. Это в целом говорит о теоретической значимости и практической применимости рассматриваемых предложений.

Библиографический список

6. Пути направлений применения изложенных методик, учитывая их текущее состояние и перспективность, самые разнообразные. Можно, например, говорить о включении отмеченного ресурса в документы нормативно-правового регулирования территориального и объектного развития общих обозначенных и потенциально планируемых проектов (строительства объектов военного, промышленного, гражданского, социального уровня и т.д.).

Но основной целью статьи является ориентирование на совершенствование профессионального образования строительных специальностей в обозначенных теоретических и практических аспектах, учитывая их должную проработанность, методологическую и методическую развитость. Создание такого актуального ресурса, естественно, потребует затрат различного вида, но более всего связано со значительными временными параметрами.

Поэтому авторы не исключают и других первоочередных и более быстрых форм реализации, которые должны исходить из логики потребности в профессиональных подготовленных специалистах для инженерной градостроительной отрасли. Например, представляется, что вполне возможно создание специализированных структурных подразделений, например, в МЧС России, аппаратах правительства регионов, органов местного самоуправления. Имеется в виду тот уровень управления и его функциональные возможности, которые имеют соответствующие ресурсы, могут принимать решения по строительству, привлекать, обучать специалистов по специализированному математическому моделированию геодинамических рисков, развивая при этом также и направление технос-ферной безопасности.

Возможен, вероятно, в целях апробации и определенной экономии средств и вариант создания единого центра по стране. Он моделировал бы по заказу прогнозы на геодинамическое развитие конкретных регионов, а его наработки и рекомендации учитывались как уровень экспертизы проектов и обязательного исполнения с выдачей соответствующих полномочий, в том числе на запрещение реализации строительства.

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Available at: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500

2. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р: редакция от 31.08.2019. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/

3. С 2019 года озеро Байкал будут защищать и охранять в рамках нацпроекта «Экология». Экономика, бизнес. 2018; № 8. Available at: https://vtinform.com/ news/142/131774/

4. Моделирование геодинамических рисков в чрезвычайных ситуациях: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014.

5. Математическое моделирование геодинамических рисков: оценки и перспективы: монография. Под редакцией В.А. Минаева, А.О. Фаддеева, К.М. Бондаря. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2015.

6. Геодинамические риски и строительство. Математические модели: монография. Под общей редакцией Н.Г Топольского. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2017.

7. Минаев В.А., Фаддеев А.О., Кузьменко Н.А. Моделирование и оценка геодинамических рисков: монография. Москва: «РТСофт» - «Космоскоп», 2017.

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений: приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 № 483. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_218780/

9. Профессиональный стандарт «Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/index.php7ELEMENT_ ID=45729

10. Проект примерной основной образовательной программы по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (специализация «строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»). Available at: http://пооп.рф/poop/d093993f692d44169ca876fc 33592f7a.

11. Осипова М.А., Тейхреб Н.Я. Курс лекций по инженерной геологии для студентов направления «Строительство» и специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений»: учебное пособие. Барнаул: Изд-во АлтГТУ 2013.

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 № 204. Available at: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500

2. Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.02.2019 № 207-r: redakciya ot 31.08.2019. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/

3. S 2019 goda ozero Bajkal budut zaschischat' i ohranyat' v ramkah nacproekta «'Ekologiya». 'Ekonomika, biznes. 2018; № 8. Available at: https://vtinform.com/news/142/131774/

4. Modelirovanie geodinamicheskih riskov v chrezvychajnyh situaciyah: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2014.

5. Matematicheskoe modelirovanie geodinamicheskih riskov: ocenki i perspektivy: monografiya. Pod redakciej V.A. Minaeva, A.O. Faddeeva, K.M. Bondarya. Habarovsk: RIO DVYul MVD Rossii, 2015.

6. Geodinamicheskie riski i stroitel'stvo. Matematicheskie modeli: monografiya. Pod obschej redakciej N.G. Topol'skogo. Moskva: Akademiya GPS MChS Rossii, 2017.

7. Minaev V.A., Faddeev A.O., Kuz'menko N.A. Modelirovanie i ocenka geodinamicheskih riskov: monografiya. Moskva: «RTSoft» - «Kosmoskop», 2017.

8. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - specialitet po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij: prikaz Minobrnauki Rossii ot 31.05.2017 № 483. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218780/

9. Professional'nyj standart «Specialist v oblasti inzhenerno-tehnicheskogo proektirovaniya dlya gradostroitel'noj deyatel'nosti». Available at: http://profstandart.rosmintrud.ru/ obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykhstandartov/index.php7ELEMENT_ID=45729

10. Proekt primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij (specializaciya «stroitel'stvo gidrotehnicheskih sooruzhenijpovyshennoj otvetstvennosti»). Available at: http://poop.rf/poop/d093993f692d44169ca876fc33592f7a.

11. Osipova M.A., Tejhreb N.Ya. Kurs lekcijpo inzhenernoj geologii dlya studentov napravleniya «Stroitel'stvo» i special'nosti «Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij»: uchebnoe posobie. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2013.

Статья поступила в редакцию 20.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.