Научная статья на тему 'Использование техники сторителлинга в процессе формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза'

Использование техники сторителлинга в процессе формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СТОРИТЕЛЛИНГ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / FORMS AND MEANS OF TRAINING / STORYTELLING / MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Б.Ю.

Введение. Существующие формы и средства обучения курсантов военного вуза не в полной мере отвечают требованиям нормативных документов в аспектах формирования морально-волевых качеств, жизненно необходимых в будущей профессиональной военной деятельности. В связи с этим актуальными становятся задачи по поиску и внедрению в программы обучения военного вуза новых форм и средств, направленных на эффективное формирование морально-волевых качеств курсантов. В статье представлены результаты исследования по внедрению техники сторителлинга в учебный процесс с целью формирования морально-волевых качеств у курсантов военного вуза. Методология. В ходе исследования проведена оценка значимости курсантами таких морально-волевых качеств, как патриотизм, верность Отечеству, смелость, ответственность, организованность, целеустремленность, дисциплинированность, инициативность, решительность и самообладание. В исследовании принимали участие курсанты 1-4-го годов обучения (по 30 человек). Значимость качеств определялась курсантами самостоятельно по шкале от 0 до 9 в двух временных отрезках: до и после применения новой формы обучения «сторителлинг». Были применены следующие методы педагогических исследований: беседа, опрос, обсуждение в виде круглого стола. Сбор данных проводился посредством анкетирования; обобщение и анализ данных при помощи математической статистики. Результаты исследования заключаются в определении формирующего воздействия техники сторителлинга, выражающегося в положительной динамике показателей значимости моральноволевых качеств у курсантов военного вуза. Заключение. Примененный автором анализ использования техники сторителлинга позволил определить и обосновать преимущества его внедрения в образовательный процесс вуза. Представленные результаты исследования показывают эффективность использования техники сторителлинга для формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Б.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE STORITELLING TECHNIQUE IN THE PROCESS OF FORMATION THE MORAL QUALITIES AND VOLITIONAL POWERS OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Introduction. The existing forms and means of training of military University cadets do not fully meet the requirements of normative documents in the aspects of the formation of moral and volitional qualities that are vital in the future professional military activity. In this regard, the task of finding and implementing new forms and tools aimed at the effective formation of moral and volitional qualities of cadets in the training program of military University becomes urgent. The article presents the results of a study on the introduction of storytelling techniques in the educational process in order to form the moral and volitional qualities of the cadets of a military University. Materials and Methods. The study assessed the importance of cadets moral and volitional qualities such as patriotism, loyalty to the Homeland, courage, responsibility, self-discipline, commitment, initiative, determination and self-control. The study involved students of 1-4 years of training (30 people). The significance of the qualities was determined by the cadets independently on a scale from 0 to 9 in two time intervals: before and after the application of the new form of training “storytelling”. The following methods of pedagogical research were used: conversation, survey, discussion in the form of a round table conference. Data collection was carried out by means of questionnaires; data synthesis and analysis by means of mathematical statistics. Results. The results of the study are to determine the formative effect of the storytelling technique, which is expressed in the positive dynamics of indicators of the importance of moral and volitional qualities in cadets of a military University. Conclusions. The analysis of the use of storytelling technique used by the author allowed to determine and justify the advantages of its implementation in the educational process of the University. The presented results of the study show the effectiveness of the use of storytelling technique for the formation of moral and volitional qualities of military University cadets.

Текст научной работы на тему «Использование техники сторителлинга в процессе формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза»

инновации и технологии современного образования

INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDuCATION

УДК/uDC 378 Б. Ю. Васильев

B. Vasilev

использование техники сторителлинга в процессе формирования морально-волевых качеств

КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

uSE OF THE STORITELLING TECHNIQuE IN THE PROCESS OF FORMATION THE MORAL QuALITIES AND VOLITIONAL POwERS Of CADETS OF MILITARY HIGHER EDuCATION INSTITuTION

Введение. Существующие формы и средства обучения курсантов военного вуза не в полной мере отвечают требованиям нормативных документов в аспектах формирования морально-волевых качеств, жизненно необходимых в будущей профессиональной военной деятельности. В связи с этим актуальными становятся задачи по поиску и внедрению в программы обучения военного вуза новых форм и средств, направленных на эффективное формирование морально-волевых качеств курсантов. В статье представлены результаты исследования по внедрению техники сторителлинга в учебный процесс с целью формирования морально-волевых качеств у курсантов военного вуза.

Методология. В ходе исследования проведена оценка значимости курсантами таких морально-волевых качеств, как патриотизм, верность Отечеству, смелость, ответственность, организованность, целеустремленность, дисциплинированность, инициативность, решительность и самообладание. В исследовании принимали участие курсанты 1-4-го годов обучения (по 30 человек). Значимость качеств определялась курсантами самостоятельно по шкале от 0 до 9 в двух временных отрезках: до и после применения новой формы обучения «сторителлинг». Были применены следующие методы педагогических исследований: беседа, опрос, обсуждение в виде круглого стола. Сбор данных проводился посредством анкетирования; обобщение и анализ данных — при помощи математической статистики.

Результаты исследования заключаются в определении формирующего воздействия техники сторителлинга, выражающегося в положительной динамике показателей значимости морально-волевых качеств у курсантов военного вуза.

Заключение. Примененный автором анализ использования техники сторителлинга позволил определить и обосновать преимущества его внедрения в образовательный процесс вуза.

Представленные результаты исследования показывают эффективность использования техники сторителлинга для формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза.

Introduction. The existing forms and means of training of military University cadets do not fully meet the requirements of normative documents in the aspects of the formation of moral and volitional qualities that are vital in the future professional military activity. In this regard, the task of finding and implementing new forms and tools aimed at the effective formation of moral and volitional qualities of cadets in the training program of military University becomes urgent. The article presents the results of a study on the introduction of storytelling techniques in the educational process in order to form the moral and volitional qualities of the cadets of a military University.

Materials and Methods. The study assessed the importance of cadets moral and volitional qualities such as patriotism, loyalty to the Homeland, courage, responsibility, self-discipline, commitment, initiative, determination and self-control. The study involved students of 1-4 years of training (30 people). The significance of the qualities was determined by the cadets independently on a scale from 0 to 9 in two time intervals: before and after the application of the new form of training "storytelling". The following methods of pedagogical research were used: conversation, survey, discussion in the form of a round table conference. Data collection was carried out by means of questionnaires; data synthesis and analysis — by means of mathematical statistics.

Results. The results of the study are to determine the formative effect of the storytelling technique, which is expressed in the positive dynamics of indicators of the importance of moral and volitional qualities in cadets of a military University.

Conclusions. The analysis of the use of storytelling technique used by the author allowed to determine and justify the advantages of its implementation in the educational process of the University. The presented results of the study show the effectiveness of the use of storytelling technique for the formation of moral and volitional qualities of military University cadets.

Ключевые слова: формы и средства обучения, сторителлинг, морально-волевые качества.

Keywords: forms and means of training, storytelling, moral and volitional qualities.

Введение

Особые требования к необходимому уровню подготовленности курсантов можно найти в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования [1 ], на основе которых разрабатываются квалификационные требования по подготовке будущих специалистов Вооруженных Сил [2]. Из требований перечисленных документов следует, что выпускники должны быть способны решать военно-профессиональные задачи с высокой эффективностью и устойчивым проявлением морально-волевых качеств в любой обстановке. Изучением морально-волевых качеств в различных сферах жизни человека занимались такие ученые, как Е. П. Ильин [3], А. Ц. Пуни [4], П. А. Рудик [5], С. Л. Рубинштейн [6] и др. Стоит отметить, что они по-разному трактовали определение морально-волевых качеств.

Под морально-волевыми качествами мы понимаем свойства личности, проявляющиеся в конкретных ситуациях, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий в сочетании с нравственными установками и нормами поведения. Нами проведено исследование по внедрению в образовательный процесс военного вуза техники сторителлинга для формирования морально-волевых качеств курсантов 1-4-го годов обучения.

«Сторителлинг или storytelling (от английского story — история, telling — рассказывание) — это педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации» [7]. Сторителлинг рассматривается как способ передачи информации и знаний, а также побуждение к желаемым действиям с помощью поучительных историй [8, с. 3] Поучительные истории помогают объяснить, в чем смысл овладения новыми навыками. История может изменить восприятие и затронуть подсознательные установки. Разница между приведением примера и сторителлингом заключается в окрасе рассказа и его деталях [9, с. 13-14].

Целью сторителлинга является привлечение внимания обучающихся к главному герою истории (действию, событию) с первой секунды повествования и до последнего слова, удерживание внимания на протяжении всей истории для проявления различных эмоций и чувств, кото-

рые, в свою очередь, побуждают курсантов к мотивации, деятельности. Успешность сторителлинга зависит от ряда составляющих, прежде всего от обращения к аудитории с напоминанием об основной причине повествования, которое сопровождается привлечением внимания слушателей к необходимым призывам, действиям, мышлению, что способствует достижению цели истории. Персонажи историй должны быть не абстрактными личностями, а конкретными людьми, известными слушателям [Ю, с. 9].

Сторителлинг позволяет сохранить, систематизировать и донести информацию об основных достижениях, мотивировать, вызывать стремление к достижению цели [11, с. 142].

Для успешного применения сторителлинга важно создавать необходимые условия между историческим прошлым, настоящей действительностью и предстоящим будущим. История должна содержать в себе следующие элементы: мораль, проблему, героев и сюжет. Ознакомление с историей эффективнее, чем изучение приказов, уставов, правил и директив. Средствами передачи историй могут быть: рассказы, доклады, рефераты, монологи, презентации в формате публичного выступления.

А. В. Новичкова, Ю. В. Воскресенская акцентируют внимание на том, что история должна содержать четыре обязательных элемента:

• послание (мораль, вывод, которые может сделать слушатель, выслушав историю; требует четкой и ясной формулировки);

• конфликт (нарушение равновесия; проблема, требующая решения; борьба персонажей друг с другом и с такими факторами, как время, ограниченность в средствах и т. д., которая побуждает к определенным действиям);

• герои (персонажи, с которыми слушатель может ассоциировать себя; героев может быть и несколько);

• сюжет (например, рабочая ситуация, в которую слушатель может попасть, или ситуация, характеризующая компанию с определенной стороны — ответственность, забота о сотрудниках/потребителях, готовность к переменам и т. д.).

Интересные истории хорошо запоминаются и впоследствии распространяются с необходимой моралью и побуждением к конкретным действиям. Эффективно преподнесенная история рождает цепочку «эмоция — вывод — действие» [12]. Сопутствующими принципами сторителлинга должны быть: убедительность, детальность, драматичность, динамичность, выразительность, лаконичность, ненавязчивость, распространенность, постоянная практика.

Сторителлинг включает в себя различные виды историй:

— описание лучших и неудачных примеров из истории (героев, жизни, событий);

— истории, которые основываются на военно-исторических фактах и лучше запоминаются, события в таких историях переработаны в соответствии с современной действительностью;

— истории-личности, рассказы о выдающихся людях (спортсмены, воины-герои, полководцы, передовики производства и т. д.);

— антиистории, негативные повествования, особая форма работы со сторителлингом, их следует использовать очень осторожно, но в случае профессионального обращения этот инструмент может стать залогом успешного формирования знаний.

Методология

В нашем исследовании мы предложили внедрить технологию сторителллинга в образовательный процесс военного вуза с целью формирования морально-волевых качеств курсантов. В ходе изучения различных дисциплин в течение одного семестра курсантам под руководством преподавателей было необходимо подготовить сообщения, доклады, рефераты, презентации, которые отражали бы исторические факты, события и истории прошлого и настоящего, повествующие о проявлении морально-волевых качеств героями и участниками событий. После этого на учебных занятиях проводилось обсуждение тем в форме круглого стола, в ходе обсуждения разбирались действия, подвиги и возможности внедрения принятых решений в военно-профессиональную деятельность. Темы выступлений предлагались на выбор (табл. 1).

С целью осознания важности морально-волевых качеств в повседневной и будущей военно-профессиональной деятельности проводилось анкетирование среди курсантов 1-4-го годов обучения. В анкете применялся метод ранжирования морально-волевых качеств по уровню значимости по шкале от 0 до 9 в зависимости от личных убеждений и взглядов обучающихся военного вуза.

Таблица 1

Тематика историй, форм представления, разработанных преподавателями и курсантами

Дисциплина Тема Форма

Физическая подготовка Спортсмены — олимпийцы! Доклад

Воин-спортсмен — солдат Победы! Реферат

Подвиг в спорте! Круглый стол

Герои нашего времени! Сообщение

Матч «жизни и смерти!» (футбольный матч в Киеве 1943 г.) Доклад

Военная история Великие полководцы России Презентация

«Наука побеждать» по А. В. Суворову Круглый стол

«Погибаю, но не сдаюсь!» (подвиг моряков в Русско-японской войне) Круглый стол

«Бессмертный полк» Семинар

Взрывное дело Разминирование «Пальмиры» Сообщение

Анкетирование проводилось дважды: до и после использования техники сторителлинга. В опросе участвовали по 30 курсантов каждого года обучения. На первом этапе исследования проводилось анкетирование респондентов в начале семестра обучения (сентябрь), на втором этапе применялась техника сторителлинга (октябрь — ноябрь), на третьем этапе — повторное анкетирование (декабрь). По окончании исследования изучались и обобщались данные первичного и повторного анкетирования.

Результаты

В таблице 2 представлены результаты первичного и повторного анкетирования для сравнения показателей значимости морально-волевых качеств в динамике.

Таблица 2

Оценка значимости морально-волевых качеств курсантов 1-4-го года обучения по девятибалльной шкале самооценки

Морально-волевые качества 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс Среднее значение

До После До После До После До После До После

Патриотизм 7,9 8,4 7,7 8,2 8,0 8,3 8,1 8,4 7,925 8,325

Верность Отечеству 7,3 7,5 7,1 7,5 7,4 7,7 7,6 7,9 7,35 7,65

Смелость 7,1 7,4 7,2 7,6 7,2 7,5 7,3 7,4 7,2 7,475

Ответственность 6,9 7,37 7,4 7,6 7,7 7,7 7,8 7,9 7,45 7,6425

Организованность 2,7 3,0 2,8 3,0 3,0 3,4 3,2 3,5 2,925 3,225

Целеустремленность 3,1 3,4 3 3,2 3,3 3,6 3,3 3,7 3,175 3,475

Дисциплинированность 4,7 5,5 4,9 5,3 5,4 5,8 5,8 6,2 5,2 5,7

Решительность 5,3 5,7 5,3 5,6 6,2 6,5 6,4 6,8 5,8 615

Самообладание 3,2 3,4 3,3 3,6 3,5 3,8 3,5 3,8 3,375 3,65

После обобщения результатов исследования происходит увеличение показателей значимости по каждому качеству как отдельно по каждому году, так и в среднем за весь период обучения, что отражено в таблице 2. Это позволяет говорить о верном выборе тем, изученных в рамках применения техники сторителлинга, так как очевидно положительное влияние на формирование морально-волевых качеств у курсантов военного вуза.

Из рисунка 1 видно, что средняя оценка значимости морально-волевых качеств у курсантов 1-4-го годов обучения по шкале от 0 до 9 выросла по каждому качеству.

7 — 6 —

5 —

4 — 3 — 2 — 1 —

Л*

□ до

¿Г J? J? J?

JT .>Р~

^ ¿У Л" Л" Л" ^

^ ^ ж ^

^ о^ О^ ^ J? „с/ А

/

Ж •</ ^

/tf ,СЛ ^ о®

° О* >

>3?

Рис. 1. Динамика морально-волевых качеств у курсантов 1-до и после проведения эксперимента

1-го годов обучения

Заключение

Внедрение техники сторителлинга в процесс формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза, на наш взгляд, более результативно при одновременном ее использовании на различных учебных дисциплинах независимо от года обучения. Применение сторителлинга требует от курсантов глубокого осознания ценностей, эмоций, чувств, переживаний, самопознания особенностей собственной личности, переоценки убеждений, личностных смыслов и целей. Сторителлинг способен передавать через рассказанные истории практический опыт, понимание необходимых действий в различных ситуациях и побуждать к действиям, учит верно оценивать их последствия, пробуждать эмоции, необходимые для формирования личности курсанта. Необходимо отметить, что важную роль в передаче знаний, историй прошлого и настоящего, боевого опыта, вызывающих необходимые сдвиги в поведении и самосознании курсантов, играют преподаватели.

Сторителлинг выполняет различные функции: образовательную, воспитательную, мотивирующую, развивающую, познавательную, — и с их помощью способствует эффективному формированию морально-волевых качеств у курсантов военного вуза.

9

8

о

Литература

1. Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1030. URL: https://fgosvo.ru (дата обращения: 19.11.2018).

2. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников (дополнение к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования) [Электронный ресурс]. URL: http://classinform. ru/fgos.ru (дата обращения: 19.11.2018).

3. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2000. 288 с.

4. Практические занятия по психологии / ред. А. Ц. Пуни. М., 1977. 160 с.

5. Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 720 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сторителлинг [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduneo.ru/dva-vida-pedagogicheskogo-storitellinga (дата обращения: 23.12.2018).

8. Новичкова А. В., Вокресенская Ю. В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом [Электронный ресурс] // НАУКОВЕДЕНИЕ. 2014. № 6. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf.

9. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. М., 2013. 177 с.

10. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций [Электронный ресурс] / Е. А Челнокова, С. Н Казначеева, К. В. Калинкина, Н. М. Григорян // Перспективы науки и образования. 2017. № 5 (29). С. 7-12. URL: https://pnojoumal. files.wordpress.com/2017/08/pdf_170501.pdf.

11. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 138-143

12. Волкодав Т. В. Актуализация творческого потенциала личности студента в условиях реализации инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S 1. С. 29-32.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij [On approval of the federal educational standard of higher education in the specialty 08.05.01 Construction of unique buildings and structures]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 11, 2016 No. 1030. Available at: https://fgosvo.ru (accessed 19.11.2018). (In Russian).

2. Kvalifikacionnye trebovaniya k voenno-professional'noj podgotovke vypusknikov (dopolnenie k federal'nomu gosudarstvennomu obrazovatel'nomu standartu vysshego obrazovaniya) [Qualification requirements for military vocational training of graduates (addition to the federal state educational standard of higher education)]. Available at: https://classinform.ru/fgos.ru (accessed 19.11.2018). (In Russian).

3. Ilyin E. P. Psihologiya voli [Psychology of the will]. St. Petersburg, 2000, 288 p. (In Russian).

4. Prakticheskie zanyatiya po psihologii [Practical classes in psychology]. Ed. A. Ts. Puni. Moscow, 1977. 160 p. (In Russian).

5. Rudik P. A. Psihologicheskie osnovy moral'no-volevoj podgotovki sportsmena [Psychological foundations of moral and volitional training of an athlete]. Problems of the psychology of sports. Moscow, 1962. (In Russian).

6. Rubinstein S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. St. Petersburg, 2000, 720 p. (In Russian).

7. Storitelling [Storytelling]. Available at: http://www.eduneo.ru/dva-vida-pedagogicheskogo-storitellinga (accessed 23.12.2008). (In Russian).

8. Novichkova A. V., Vokresenskaya Y. V. Storitelling kak sovremennyj instrument upravleniya personalom [Storytelling as modern personnel management tool]. Science studies, 2014, no. 6. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVN614.pdf. (In Russian).

9. Simmons A. Storitelling. Kak ispol'zovat' silu istorij [Storytelling. How to use the power of stories]. Moscow, 2013, 177 p. (In Russian).

10. Chelnokova E. A., Kaznacheeva S. N., Kalinkina K. V., Grigoryan N. M. Storitelling kak tekhnologiya effektivnyh kommunikacij [Storytelling as technology of effective communications]. Perspectives of Science and Education, 2017, no. 5 (29), pp. 7-12. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/08/pdf_170501.pdf. (In Russian).

11. Kuzovenkova A. I. Storitelling kak novaya mediatekhnologiya [Storytelling as a new media technology]. Sign: the problem field of media education, 2017, no. 4 (26), pp. 138-143. (In Russian).

12. Wolkodav T. V. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala lichnosti studenta v usloviyah realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya [Actualization of the creative potential of the individual student in the context of the implementation of inclusive education]. Historical and social-educational ideas, 2016, no. S 1, pp. 29-32. (In Russian).

УДК/UDC 378+338.2:004.9 Т. Ф. Лебедева, Ю. В. Сусленкова

T. Lebedeva, Y. Suslenkova

РАЗВИТИЕ ИТ-ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

THE DEVELOPMENT OF IT EDUCATION IN REGIONS IN THE FORMATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Введение. Становление цифровой экономики в регионах выявило проблемы и требует изменения механизма взаимодействия вузов и работодателей для вовлечения ИТ-индустрии в подготовку кадров.

Методология. Исследования проводились путем анализа видов взаимодействия предприятий с учебными заведениями с позиции их востребованности в условиях развития цифровой экономики; а также статистических данных, полученных методом анкетного опроса обучающихся и свободного интервьюирования сотрудников кафедры.

Результаты заключаются в обосновании и осуществлении классификации групп видов взаимодействия компаний региона с образовательными учреждениями по подготовке кадров в сфере информационных технологий (ИТ); обработке и анализе результатов опросов.

Заключение. Авторами отмечается, что подготовка ИТ-специалистов в условиях становления цифровой экономики требует тесного взаимодействия работодателей и участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.