Научная статья на тему 'Моделирование производственной практики как организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза'

Моделирование производственной практики как организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING / CADETS OF A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PRACTICAL TRAINING / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвиненко Денис Викторович, Маврин Сергей Анатольевич

Раскрыта одна из тенденций сближения задач современного реформирования Вооруженных сил и профессионального военного образования, ставящих в центр военно-педагогических систем офицера как организатора процессов обучения и воспитания личного состава. Исследовано организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, состоящее в моделировании производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности, реализуемой в военном вузе и транслируемой в учебно-воспитательный процесс воинских частей. Педагогическим потенциалом производственной практики выступают в этом случае междисциплинарные связи в образовательном процессе военного вуза, выполнение курсантом психолого-педагогических задач опережающего характера на базе практики, изменения в системе взаимодействия военного вуза с воинскими частями – базами практики с предоставлением курсантам возможности разрешать актуальные проблемы и трудности обучения и воспитания военнослужащих, характерные для конкретной воинской части. Раскрываются пути и способы использования педагогического потенциала производственной практики, результатом чего выступает сформированность профессиональной компетентности курсантов в совокупности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, профессионального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логвиненко Денис Викторович, Маврин Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL TRAINING MODELING AS AN ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION CADETS

The authors reveal one of the tendencies of bringing together the tasks of modern reforming the Armed Forces and professional military education, putting the officer in the center of the military-pedagogical systems as an organizer of the processes of educating and upbringing personnel. The organizational and pedagogical condition for improvement of quality of professional pedagogical training of cadets of a military higher educational institution has been investigated. It consists of modeling the practical training taking into account the characteristics of innovative pedagogical activities realized in a military higher educational institution and presented in the educational and upbringing process of military units. In this case, pedagogical potential of practical training is interdisciplinary connection in the educational process of a military higher educational institution, performing by the cadets the psychological and pedagogical tasks of an advanced nature based on practice, changes in the system of interaction between a military higher educational institution and military units with the opportunity for the cadets to solve the current problems and difficulties of education and upbringing of military personnel, typical for a specific military unit. The article reveals the ways and means of using the pedagogical potential of practical training, the result of which is the formation of cadets’ professional competence in the totality of knowledge, skills and abilities, professionally important personal qualities, professional experience.

Текст научной работы на тему «Моделирование производственной практики как организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза»

УДК 378.147.88

йО! 10.23951/2307-6127-2019-1-84-89 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Д. В. Логвиненко1, С. А. Маврин2

1 Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, Петропавловск, Республика Казахстан

2 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

Раскрыта одна из тенденций сближения задач современного реформирования Вооруженных сил и профессионального военного образования, ставящих в центр военно-педагогических систем офицера как организатора процессов обучения и воспитания личного состава. Исследовано организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, состоящее в моделировании производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности, реализуемой в военном вузе и транслируемой в учебно-воспитательный процесс воинских частей. Педагогическим потенциалом производственной практики выступают в этом случае междисциплинарные связи в образовательном процессе военного вуза, выполнение курсантом психолого-педагогических задач опережающего характера на базе практики, изменения в системе взаимодействия военного вуза с воинскими частями - базами практики с предоставлением курсантам возможности разрешать актуальные проблемы и трудности обучения и воспитания военнослужащих, характерные для конкретной воинской части. Раскрываются пути и способы использования педагогического потенциала производственной практики, результатом чего выступает сформированность профессиональной компетентности курсантов в совокупности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, профессионального опыта.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, курсанты военного вуза, производственная практика, организационно-педагогические условия, моделирование.

Современная наука, опираясь на личностно ориентированный подход в образовании, особое внимание уделяет изучению условий развития личности, качественной характеристике в исследовании профессиональной педагогической подготовки. Среди ее важнейших результатов значимое место занимает личный опыт профессиональной деятельности, который обучающиеся получают еще до начала самостоятельной работы. Актуальными задачами в образовательном учреждении становятся: ориентация личного опыта на перспективу с учетом профиля будущей деятельности выпускника, что соответствует требованиям со стороны государства и социума; возможная индивидуализация профессиональной подготовки будущего специалиста в соответствии с его образовательными потребностями. Подобный взгляд обусловлен активно реализующимся в образовательном процессе вузов ком-петентностным подходом, с позиции которого результатом подготовки выступает сформированная профессиональная компетентность выпускника в совокупности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, профессионального опыта.

Современное реформирование Вооруженных сил и профессионального военного образования ставит в центр военно-педагогических систем офицера-педагога, организующего процессы обучения и воспитания личного состава и единолично отвечающего за их результат. Поэтому совершенствование профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза становится одним из гарантов успешности военной реформы.

Значение профессиональной педагогической подготовки офицера в современных условиях определяется ролью и значением педагогических задач в структуре и содержании его профессиональной деятельности. Анализ исследований Л. А. Золотовской [1], С. В. Походяева [2], С. С. Тауланова [3] и других авторов позволяет в организованном, управляемом и проектируемом процессе профессиональной педагогической подготовки офицера выделить ее основное содержание, а также нерешенные на сегодняшний день проблемы, что актуализирует поиск организационно-педагогических условий повышения качества этой подготовки.

Важной составляющей профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза является моделирование педагогической действительности в ее перспективном варианте, многообразии инновационных технологий, форм и методов, в соответствии с лучшими образцами военно-педагогического опыта. Задачам формирования педагогической компетентности будущего офицера отвечает использование дополнительного потенциала производственной практики в его развитии как субъекта педагогического труда и в целом в повышении качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза [4].

Занимая особое место в структуре профессиональной подготовки военного специалиста в войсках, производственная практика ставит будущих офицеров в условия, наиболее приближенные к самостоятельной военно-профессиональной деятельности, и нацелена на закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков работы на должностях, соответствующих их предназначению после окончания военного вуза. Педагогическая составляющая производственной практики обеспечивается освоением курсантами профилирующих дисциплин, в том числе «Военной психологии», «Военной педагогики», «Воспитательной и социально-правовой работы».

Одним из организационно-педагогических условий повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза мы считаем моделирование производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности [5].

На кафедральном уровне такое моделирование предполагает внесение изменений в структурно-логическую схему изучения дисциплин с психолого-педагогическим содержанием, устранение смысловых и содержательных разрывов между психолого-педагогическими и специальными дисциплинами, методическими разделами дисциплин профессионального цикла. Установление дополнительных междисциплинарных связей необходимо для устранения недостаточности методического опыта, выявленной в ходе проведенного авторами диагностического исследования. Слабость методического опыта курсантов объясняется тем, что он получен ими при взаимодействии со своими однокурсниками на занятиях по дисциплинам профессионального цикла, а по учебному потенциалу курсанты значительно отличаются от военнослужащих срочной службы. Кроме того, на занятиях у них формируется опыт действий в типичных ситуациях, которые не охватывают многообразия реальной педагогической действительности в воинской части.

Обогащению методического опыта курсантов способствует и выполнение ими психолого-педагогических заданий, опережающих освоение специальных педагогических дисциплин. Одним из видов таких заданий являются типовые и вариативные педагогические

задачи, охватывающие вопросы повседневной жизнедеятельности подразделения, принятия решения для выполнения служебно-боевых задач, оценки действий военнослужащих срочной службы в нестандартных ситуациях. Курсант разрабатывает и «проигрывает» решение практических педагогических задач, тем самым расширяя проблемное поле для развития своего педагогического творчества и получая вектор нового для него содержания военно-профессиональной деятельности [6].

Актуализации педагогических знаний, формированию ориентировочных основ действий при решении типовых и вариативных педагогических задач способствует включение в содержание профессиональной педагогической подготовки дополнительного организационно-содержательного модуля, который может быть реализован непосредственно перед производственной практикой курсантов. Модуль является частью их самостоятельной работы и включает проработку индивидуального задания на практику, определение направлений самообразования на весь период подготовки и прохождения производственной практики (продолжительностью около года) [7].

Эффективному моделированию производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности способствует внесение изменений в систему взаимодействия военного вуза с воинскими частями - базами практики. Проблематика предлагаемых курсантам педагогических задач должна отражать актуальные проблемы и трудности обучения и воспитания военнослужащих, характерные для конкретной воинской части [8, 9]. Аналитические исследования в воинских частях, совместные совещания и собеседования командования воинских частей и военного вуза призваны дать более точное представление о педагогических проблемах, которые предстоит решать курсантам на практике, о психолого-педагогических характеристиках воинских коллективов. В этой ситуации индивидуальные задания на практику, утверждаемые командирами воинских частей, могут быть дополнены такими педагогическими задачами, решение которых будет отвечать интересам всех участников практики.

Практический эффект производственной практики курсантов может быть повышен путем постановки перед курсантом задачи транслирования в учебно-воспитательный процесс воинской части освоенных ими педагогических новшеств, в числе которых могут быть:

- адаптация передового иностранного опыта обучения и воспитания военнослужащих, внедрение новых технологий обучения и воспитания с помощью показных и инструктор-ско-методических занятий;

- передача командирам и воспитателям, специалистам по боевой подготовке опыта эксплуатации программно-аппаратных комплексов, моделирующих виртуальные боевые ситуации, обучение операторов комплексов, адаптация методических разработок к условиям воинской части;

- развитие информационно-образовательного пространства воинской части путем использования новых информационно-коммуникационных средств обучения и воспитания личного состава (формирование индивидуальных образовательных траекторий военнослужащих в профессиональном самообразовании);

- участие в психолого-педагогическом мониторинге личностного развития военнослужащих (оказание помощи офицеру-психологу воинской части в организации и проведении психологических исследований личного состава, обучении командиров всех степеней);

- методическая работа с сержантским составом (помощь сержантам воинской части в методической разработке и эффективном проведении занятий с военнослужащими).

Следует отметить, что традиционное операциональное оснащение курсанта предложенными мерами не перечеркивается, а дополняется новыми заданиями на практику [10],

при выполнении которых курсант, с одной стороны, осваивает опыт воинской части, командиров и преподавателей, с другой стороны, участвует в совершенствовании существующей практики обучения и воспитания личного состава воинской части, отвечающем интересам военного вуза и воинской части. Такой подход позволяет избежать многих существующих ныне проблем перехода инновационного опыта в войсковую практику, которые объясняются определенным сопротивлением воинских частей инновациям, особенно когда они не осознаются как необходимые [11].

Сложность новых педагогических задач, которые включаются в индивидуальные задания курсантов на производственную практику, актуализирует целесообразность оказания им методической помощи в разрешении возможных затруднений в форме консультаций (on-line и очных), видеоконференций с использованием информационно-коммуникационных ресурсов военного вуза. При этом роль методиста будет выполнять преподаватель (командир) военного вуза, а роль консультанта, оказывающего курсантам индивидуальную помощь, - командир подразделения (руководитель практики от воинской части).

Таким образом, моделирование производственной практики с учетом характеристик инновационной педагогической деятельности эффективно может использоваться как организационно-педагогическое условие повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза. Оно предполагает не только выполнение курсантом задач, предполагающих освоение и использование им опыта, накопленного на базе практики. Курсант может сам вносить в нее изменения, дающие реальный педагогический эффект. Выполнение заданий, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса воинской части, обеспечивает реальный педагогический эффект, реальные полномочия и ответственность в деятельности курсанта. Это - один из важнейших показателей повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза, формирования у них педагогической компетентности.

Список литературы

1. Золотовская Л. А. Теория и практика профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015. 420 с.

2. Походяев С. В. Профессионально-педагогическая подготовка офицеров Русской императорской армии во второй половине XIX - начале XX в.: 1855-1914 гг.: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. 207 с.

3. Тауланов С. С. Профессионально-ценностное ориентирование будущих офицеров в процессе обучения военной педагогике в условиях информатизации образования: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 2005. 389 с.

4. Логвиненко Д. В. Потенциал производственной практики в профессиональной педагогической подготовке курсантов военного вуза // Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования. 2018. Вып. 1 (18). С. 126-130.

5. Холина Л. И., Абаскалова Н. П., Дахин А. Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2015. Вып. 6 (28). С. 101-110.

6. Иванов В. И. Опережающие задания как способ управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов военных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000. 187 с.

7. Солоницын Д. А. Развитие педагогической культуры офицера в процессе военной службы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. 235 с.

8. Иванов С. А. Формирование навыков воспитательной деятельности у курсантов военно-учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 25 с.

9. Левочкин А. Н. Формирование компетентности курсантов в воспитании личного состава в процессе практики: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 232 с.

10. Ларина Т. В. Педагогическая система обеспечения качества военно-профессионального образования курсантов военных вузов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015. 342 с.

11. Иванова Н. Л. , Попова Е. П. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. 2017. Вып. 1. С. 184-206.

Логвиненко Денис Викторович, начальник отделения учебно-методической работы учебного отдела, Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан (ул. Ж. Кизатова, 6, Петропавловск, СКО, Республика Казахстан, 150009). Е-шай: deius@mail.ru

Маврин Сергей Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Омский государственный педагогический университет (наб. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099). Е-шай: social@omgpu.ru

Материал поступил в редакцию 09.10.2018.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-1-84-89

PRACTICAL TRAINING MODELING AS AN ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITION

FOR IMPROVING THE QUALITY OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF A MILITARY HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTION CADETS

D. V. Logvinenko1, C. A. Mavrin2

1 The Military Institute of National Guard of the Republic of Kazakhstan, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan

2 Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

The authors reveal one of the tendencies of bringing together the tasks of modern reforming the Armed Forces and professional military education, putting the officer in the center of the military-pedagogical systems as an organizer of the processes of educating and upbringing personnel. The organizational and pedagogical condition for improvement of quality of professional pedagogical training of cadets of a military higher educational institution has been investigated. It consists of modeling the practical training taking into account the characteristics of innovative pedagogical activities realized in a military higher educational institution and presented in the educational and upbringing process of military units. In this case, pedagogical potential of practical training is interdisciplinary connection in the educational process of a military higher educational institution, performing by the cadets the psychological and pedagogical tasks of an advanced nature based on practice, changes in the system of interaction between a military higher educational institution and military units with the opportunity for the cadets to solve the current problems and difficulties of education and upbringing of military personnel, typical for a specific military unit. The article reveals the ways and means of using the pedagogical potential of practical training, the result of which is the formation of cadets' professional competence in the totality of knowledge, skills and abilities, professionally important personal qualities, professional experience.

Key words: professional pedagogical training, cadets of a military higher educational institution, practical training, organizational and pedagogical conditions, modeling.

References

1. Zolotovskaya L. A. Teoriya i praktika professionally podgotovki ofitserov po rabote s lichnym sostavom. Dis. dokt. ped. nauk [Theory and practice of professional training of officers working with personnel. Diss. doc. of ped. sci.]. Moscow, 2015. 420 p. (in Russian).

2. Pokhodyayev S. V. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka ofitserov Russkoy imperatorskoy armii vo vtoroy polovine XIX- nachale XX v.: 1855-1914 gg. Dis. kand. ped. nauk [Professional and pedagogical training of officers of the Russian Imperial Army in the second half of the XIX - early XX centuries: 1855-1914. Dis. cand. of ped. sci.]. Omsk, 2015. 207 p. (in Russian).

3. Taulanov S. S. Professional'no-tsennostnoye oriyentirovaniye budushchikh ofitserov v protsesse obucheniya voyennoy pedagogike v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya. Dis. dokt. ped. nauk [Professional and value orientation of future officers in the process of teaching military pedagogy in the context of informatization of education. Diss. doc. of ped. sci.]. Almaty, 2005. 389 р. (in Russian).

4. Logvinenko D. V. Potentsial proizvodstvennoy praktiki v professional'noy pedagogicheskoy podgotovke kursantov voennogo vuza [Potential of industrial practice in the professional pedagogical training of military university cadets]. Vestnik OmGPU. Gumanitarnyye issledovaniya - Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2018, no. 1 (18), pp. 126-130 (in Russian).

5. Kholina L. I., Abaskalova N. P., Dakhin A. N. Modelirovaniye i neopredelyonnost' pedagogicheskikh rezul'tatov [Modeling and uncertainty of the pedagogical results]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, vol. 6 (28), pp. 101-110 (in Russian).

6. Ivanov V. I. Operezhayushchiye zadaniya kaksposob upravleniya samostoyatel'noy poznavatel'noy deyatel'nost'yu kursantov voyennykh uchebnykh zavedeniy. Dis. kand. ped. nauk [Leading tasks as a way to manage the self-cognitive activities of cadets of military schools. Diss. cand. of ped. sci.]. Saratov, 2000. 187 р. (in Russian).

7. Solonitsyn D. A. Razvitiye pedagogicheskoy kul'tury ofitsera v protsesse voyennoy sluzhby. Dis. kand. ped. nauk [The development of the pedagogical culture of the officer in the process of military service. Diss. cand. of ped. sci.]. IVIoscow, 2015. 235 p. (in Russian).

8. Ivanov S. A. Formirovaniye navykov vospitatel'noy deyatel'nosti u kursantov voyenno-uchebnykh zavedeniy. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of skills in educational activities for cadets of military schools. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2016. 25 p. (in Russian).

9. Levochkin A. N. Formirovaniye kompetentnosti kursantov v vospitanii lichnogo sostava v protsesse praktiki. Dis. kand. ped. nauk [Formation of the competence of cadets in educating personnel in the process of practice. Diss. cand. of ped. sci.]. Chelyabinsk, 2015. 232 p. (in Russian).

10. Larina T. V. Pedagogicheskaya sistema obespecheniya kachestva voyenno-professional'nogo obrazovaniya kursantov voyennykh vuzov. Dis. dokt. ped. nauk [Pedagogical system of quality assurance of military vocational education of cadets of military universities. Diss. doc. of ped. sci.]. Moscow, 2015. 342 p. (in Russian).

11. Ivanova N. L. , Popova E. P. Professionaly i problema vnedreniya innovatsiy v vuze [Professionals and the problem of implementing innovation in university]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies, 2017, vol. 1, pp. 184-206 (in Russian).

Logvinenko D. V., The Military Institute of National Guard of the Republic of Kazakhstan (ul. Zh. Kyzatova, 6, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan, 150009). Е-mail: deius@mail.ru

Mavrin S. A., Omsk State Pedagogical University (nab. Tukhachevskogo, 14, Omsk, Russian Federation, 644099). Е-mail: social@omgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.