Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol4-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN316.pdf Статья опубликована 11.07.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Иоаниди А.Ф. К вопросу развития военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.635.5
Иоаниди Анатолий Федорович
ФГКУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева»
Министерства обороны Российской Федерации Филиал в г. Омске, Россия, Омск Доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
К вопросу развития военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов
Аннотация. Автор статьи выносит на обсуждение результаты научно-исследовательской работы по разработке психолого-педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов и результаты ее апробации в образовательном процессе военного вуза. В статье представлено описание структуры психолого-педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, раскрыты отдельные ее компоненты, а также факторы и педагогические условия, влияющие на ее эффективность. Достижение необходимого уровня военно-профессиональной направленности личности курсантов выражалось в превращении задач служебной деятельности в лично значимые для курсантов цели; устойчивости интереса к военной профессии; удовлетворенности выбором военной профессии; достаточно высоких результатах учебно-профессиональной и служебной деятельности и др. Важным компонентом рассматриваемой психолого-педагогической системы является мониторинг. Профессиональную ориентированность образовательной среды обеспечивают: отвечающие современным требованиям, а также потребностям личности обучающихся, ориентированные на развитие профессиональной направленности личности будущих офицеров содержание целостного образовательного процесса, характер учебно-профессиональной деятельности курсантов, используемые формы и методы обучения и воспитания, взаимодействие между преподавателями, офицерами и курсантами. Сравнение результатов оценки профессионально важных качеств выпускников разных лет по отзывам с мест их службы позволяет сделать выводы об эффективности психолого-педагогической системы, выражающейся в высоком уровне развития военно-профессиональной направленности выпускников, который проявляется в успешности их профессионального становления на первичных офицерских должностях.
Ключевые слова: личность; военно-профессиональная направленность; развитие военно-профессиональной направленности; психолого-педагогическая система; курсант; военный вуз; образовательный процесс; педагогическое взаимодействие; педагогические условия; мониторинг; профессионально важные качества
Процессы, протекающие в системе высшего военного образования в современных условиях реформирования армии России, свидетельствуют о выходе высшей военной школы из кризиса. В настоящее время важно завершить преобразования системы подготовки кадровых офицеров, вывести ее на новый уровень, обеспечивающий качественную подготовку квалифицированных специалистах и удовлетворение потребности в них Вооруженных сил.
В настоящее время, в связи с возрастающими требованиями к профессиональным качествам современного военнослужащего, актуальной проблемой является кадровое обеспечение, т.е. привлечения в военные вузы молодых людей с устойчивой военно-профессиональной направленностью. Под военно-профессиональной направленностью нами понимается сложное, интегративное личностное образование, включающее преобладающие мотивы, потребности, интересы, жизненные цели, склонности, убеждения, идеалы и ценностные ориентации, проявляемые как положительное отношение к военно-профессиональной деятельности, активное стремление к овладению профессией военнослужащего и совершенствованию в ней [3, с. 78-79; 4].
Государству и обществу небезразлично, какие мотивы сегодня подвигают юношей на выбор военной профессии, так как избравшие ее в будущем будут иметь дело с современными системами вооружения и сложной военной техникой, нести ответственность за их применение. Таким образом, неоспорима взаимосвязь двух взаимодополняющих задач -подготовки высококвалифицированного военного профессионала и воспитания гражданина-патриота, защитника Отечества [8].
Несмотря на значительную социальную значимость профессии офицера, в последние годы ее социальный статус был неустойчив, что, в свою очередь, повлияло на отношения молодежи к выбору военной профессии в худшую сторону. В результате произошло снижение качества состава обучающихся в военном вузе, проявляющееся, в первую очередь, в снижении направленности личности курсантов на военную службу. Все чаще мотивом поступления в военный вуз становятся материальные мотивы (бесплатное высшее образование, получение от государства жилья или ссуды на его приобретение, различных льгот, выплат и др.) [3, с. 4-5; 10].
Правительство предприняло в последние 7-10 лет целый ряд попыток поднять статус военной службы и значимость профессии офицера через трехкратное повышение денежного довольствия военнослужащих, предоставления им служебного жилья и ссуды на его приобретение к окончанию службы, реализацию других полагающихся льгот. Действия военно-политического руководства не обеспечили в полной мере решения выделенного нами противоречия, хотя и снизили их остроту. Но условия его возникновения остались прежними: социальная активность молодежи низка, выбор профессии офицера осуществляется молодыми людьми, исходя из материальных побуждений, а общественные и государственные институты не занимаются подготовкой молодых людей к выбору профессии защитника Родины [10].
Среди причин, обусловливающих важность развития профессиональной направленности курсантов, необходимо выделить две наиболее существенные. Во-первых, профессиональная направленность является важным компонентом в структуре профессии, без нее не подготовить высококлассного профессионала. Она является той базой, на основе которой происходит развитие профессиональной подготовленности и профессиональных способностей. Во-вторых, профессиональная направленность является ведущим фактором, воздействующим на формирование профессионально важных качеств и компетенций будущего военного специалиста, способствует всестороннему развитию личности курсанта [6].
Государственные и общественные институты предпринимают попытки повысить эффективность системы развития военно-профессиональной направленности личности молодых людей, но чаще всего они носят популистский характер. В современных условиях предпочтение отдается не целенаправленной плановой деятельности, а формальным и безадресным акциям разового характера, в то время как в качественном улучшении нуждается вся система профориентационной работы. Сложившееся положение дел требует на практике научного решения проблемы поэтапного развития военно-профессиональной направленности личности учащихся общеобразовательных учреждений, суворовцев, кадет, курсантов и слушателей в военных вузах.
Формирование и развитие военно-профессиональной направленности личности изучали в своих трудах военные психологи и педагоги А.Ю. Асриев, А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Л.А. Кандыбович, Г.Д. Луков, И.Б. Нагаев, В.Н. Ромашин, К.В. Синицын, Н.Ф. Феденко и др.
Анализ научных источников позволяет сделать вывод о разработанности теоретических аспектов развития профессиональной направленности личности. В настоящее время в военном образовании особый интерес представляет изучение направлений и способов развития военно-профессиональной направленности личности курсантов военно-учебных заведений, которые обеспечивают переход от формально-положительного отношения к военно-профессиональной деятельности к сознательному позитивному отношению, успешную социальную адаптацию и профессиональное становление.
Разработанная нами и апробированная в ввузе психолого-педагогическая система развития военно-профессиональной направленности личности курсантов включает в свою структуру: требования к развитию военно-профессиональной направленности личности военных инженеров, цель и задачи развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, ориентированный на развитие направленности личности учебно-воспитательный процесс и его ресурсы, служебную деятельность, объективные и субъективные факторы, организационные психолого-педагогические условия, мониторинг состояния развития направленности личности курсантов, коррекцию развития направленности, результат совместной деятельности.
Процесс развития военно-профессиональной направленности разворачивается в рамках целостного учебно-воспитательного процесса и служебной деятельности, связанной с выполнением специальных обязанностей. Потенциалом образовательного процесса выступают содержание учебной, научной и воспитательной деятельности, методы и организационные формы работы, выбор которых определяется задачами определенных нами этапов развития военно-профессиональной направленности курсантов. Ресурсами служебной деятельности являются осваиваемые обучающимися виды воинской деятельности, ремонтная и войсковая практики, войсковая стажировка. Профессиональные знания, умения и навыки курсантов, формируемые в первые два-три года обучения, подкрепляются теми умениями и навыками, которые вырабатываются в ходе освоения служебной деятельности. Прохождение курсантом всех необходимых видов военной подготовки сближает эти два вида деятельности, делает более осознанным процесс формирования и укрепления профессиональных планов.
Научная деятельность выступает необходимой ступенью, на которой курсанты 2-3-го курсов обучения овладевают научно-теоретическим уровнем осмысления формируемых профессиональных умений и навыков, осваивая и новый уровень субъектности в овладении профессией. Включенность обучающихся в научную деятельность развивает у курсантов самостоятельное мышление, понимание и умение применять научные методы в профессиональной деятельности. Формирование научных профессиональных интересов, как
одна из целей научной деятельности, делает данный вид деятельности обучающихся неотъемлемым звеном профессионально ориентированного образовательного процесса [9].
Успешность развития военно-профессиональной направленности предполагает субъектность личности курсанта. В силу этого психолого-педагогическое взаимодействие представляет собой сложное и диалектическое взаимодействие таких субъектов данной системы, как специалистов психологической группы и воспитательных органов, преподавателей кафедр, командиров курсантских подразделений, а также самих курсантов -активных субъектов собственной жизнедеятельности [1, 7].
Обеспечивают профессиональную ориентированность образовательной среды военного вуза: содержание целостного учебно-воспитательного процесса, характер учебной деятельности курсантов, используемые организационные формы, методы и приемы воспитания и обучения, педагогическое взаимодействие между субъектами системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, которые отвечают современным требованиям, а также потребностям личности обучающихся, ориентированы на развитие профессиональной направленности личности будущих офицеров-инженеров [5].
В предложенной психолого-педагогической системе отражена необходимость учета в организации процесса развития военно-профессиональной направленности, влияния объективных (социальная, экономическая и политическая ситуация в стране, наличие эффективной системы военно-профессиональной ориентации, влияние социального окружения и др.) и субъективных (профессиональное самоопределение, уровень профессиональной пригодности, уровень профессиональной готовности курсантов и др.) факторов. На успешность выстраиваемого процесса оказывают влияние и выделенные нами организационные психолого-педагогические условия: усиление влияния профессионально ориентированной среды вуза; организация всех элементов образовательного процесса в контексте будущей военно-профессиональной деятельности; становление курсанта субъектом учебно-профессиональной и служебной деятельности; систематический мониторинг интересов, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов деятельности курсантов как основы планирования профессионально ориентированной подготовки.
Назначение мониторинга как важного компонента психолого-педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов - систематическое отслеживание характера развития направленности у каждого из обучающихся для оценки реального уровня развития направленности и определения индивидуальных мер психолого-педагогического воздействия. Используемые в ходе мониторинга диагностические методики позволяют выявить значимые характеристики военно-профессиональной направленности, определяемые требованиями со стороны ФГОС ВО и квалификационных требований, военной службы к ее развитию [2].
Психолого-педагогическая система развития военно-профессиональной направленности, интегрированная в образовательный процесс ОАБИИ с 2008 года, показала высокую эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогического мониторинга и анализов отзывов из войск на выпускников вуза. Тем не менее, работа по ее совершенствованию не прекращалась в последующие годы.
Так, ресурсом служебной и учебной деятельностей выступили возможности внеаудиторной работы с курсантами 3-4 курсов. К концу третьего курса обучения у большей части курсантов происходят приращения в компонентах военно-профессиональной направленности личности. Достижение требуемого уровня военно-профессиональной направленности личности курсантов выражалось в трансформации задач учебной и служебной деятельностях в лично значимые для курсантов цели. У курсантов повысилась
устойчивость интереса к военной профессии и удовлетворенность ее выбором; а в учебной и служебной деятельности многие из них достигли достаточно высоких результатов. Число курсантов с высоким уровнем развития военно-профессиональной направленности личности возросло с 40,9% до 67,1% [3, с. 149].
Достигнутый уровень военно-профессиональной направленности личности обучающихся позволил повысить включенность курсантов в систему дальнейшего развития направленности. Важным структурным элементом данной системы стала внеучебная практика курсантов в организации воспитательной работы в подразделениях курсантов, обучающихся на младших курсах. Основная цель данной практики заключается в обеспечении формирования у курсантов профессионально важных навыков, необходимых для успешного решения задач по воспитанию подчиненных и эффективного управления воинским коллективом.
Перед началом внеучебной практики каждый курсант получает индивидуальное задание, которое выполняет в определенной ему должности в свое личное время. Преподаватели кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин проводят инструктаж курсантов, готовят им в помощь дидактический материал и методические рекомендации, консультируют обучающихся, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение деятельности курсантов в ходе внеучебной практики.
Анализ результатов прохождения войсковой стажировки и войсковой практики курсантами 4-х и 5-х курсов в 2014-2015 учебном году показал более высокий уровень подготовленности курсантов, прошедших дополнительно внеучебную практику, к организации воспитательной работы в подразделении, высокую степень развития у старшекурсников навыков проведения мероприятий воспитательной работы.
Действующая в военных вузах система ежегодного мониторинга служебной деятельности выпускников после первого года их службы позволила осуществить проверку результативности разработанной нами психолого-педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов. Через год после выпуска из войск на выпускников поступают отзывы от их непосредственных командиров (начальников), которые дают в них оценку уровню сформированности профессионально важных качеств лейтенантов, успешность их профессиональной и социальной адаптации на новом месте службы.
Отзыв составлен в виде стандартизированного бланка с перечнем профессионально важных качеств выпускников, которые предлагается оценить войсковым командирам. Специалистами психологической группы ввуза осуществляется обработка, группировка, анализ отзывов, полученных из войск. На основе анализа отзывов на выпускников психологи группы оценивают эффективность проводимых в военно-учебном заведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору, готовят рекомендации для руководства вуза. Эти данные так же используются автором для оценки эффективности и результативности разработанной психолого-педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов.
Сравнительный анализ результатов оценки профессионально важных качеств молодых офицеров - выпускников разных лет позволяет сделать определенные выводы. Наиболее значимой характеристикой, подвергавшейся анализу, выступает военно-профессиональная направленность молодых офицеров (интерес к службе, стремление к дальнейшему профессиональному совершенствованию и др.). Результаты сравнения показывают, что более прочным это качество является у выпускников 2012-2014 годов. Т.е. у тех из них, которые были охвачены психолого-педагогической системой развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в ОАБИИ. При этом, 85,3% из них имеют результат
оценки «устойчивая», а 14,7% - «неустойчивая» военно-профессиональная направленность. У выпускников 2009-2011 годов устойчивость военно-профессиональной направленности ниже - 74,0%, а у части молодых офицеров (1,8%) сформировалась «отрицательная» военно-профессиональная направленность.
Так же более высокие результаты оценки у выпускников 2012-2014 годов уровня развития моральных качеств (честность, добросовестность, инициативность, стремление к самообразованию и др.) Высокий уровень их развития отмечен у 24,0% молодых офицеров, а достаточный - у 63,9% выпускников.
Проявления таких профессионально важных качеств офицера как дисциплинированность и исполнительность, умение подчинить личные интересы служебным, упорство и настойчивость в действиях, требовательность к себе и подчиненным, целеустремленность свидетельствуют о высоком уровне военно-профессиональной направленности, ее прочности и глубине. У молодых офицеров выпусков 2012-2014 годов уровень развития этих качеств оценивается их командирами более высоко, чем у выпускников 2009-2011 годов.
Эффективность психолого-педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в ввузе подтверждается также данными о более короткой по времени профессиональной адаптации выпускников 2012-2014 годов в первичных должностях по сравнению с молодыми офицерами выпусков предыдущих лет. От 3-х до 6-ти месяцев потребовалось 76,3% молодым офицерам выпусков 2012-2014 годов для становления в новых должностях. Среди выпускников 2009-2011 годов только 5961% смогли завершить свое профессиональное становление в этот срок.
Таким образом, результатом деятельности в рамках выстроенной нами психолого-педагогической системы стал более высокий уровень развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, их готовность продолжить военную службу по избранной профессии. В последующем высокий уровень развития военно-профессиональной направленности молодых офицеров проявился в успешности их профессионального становления по должностному предназначению, добросовестной службе, высоких морально-нравственных качествах, стремлении к профессиональному мастерству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьёв, А.А. Развитие внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов в процессе профессионального становления будущего офицера [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.А. Воробьёв. - Омск: ОмГПУ, 2009. - 23 с.
2. Губин, В.А. Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» / В.А. Губин, А.Л. Загорюев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - №3 (54). - С. 91-95.
3. Иоаниди, А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография / А.Ф. Иоаниди [и др.]. - Омск: Омское книжное издательство, 2013. - 215 с.
4. Клименко, И.В. Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность / И.В. Клименко // Национальный психологический журнал. - 2013. - №1 (9). - С. 143-151.
5. Лопуха, А.Д. Обучение и воспитание в высшей школе: учебное пособие / Лопуха А.Д. [и др.]. - Новосибирск: НВИ ВВ МВД РФ, 2015. - 252 с.
6. Нагаев, И.Б. Развитие военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии: монография / И.Б. Нагаев, П.А. Прозоров. -Омск: ОТИИ, 2007. - 240 с.
7. Ромашин, В.Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук / В.Н. Ромашин. - Омск: ОГПУ, 2010. - 217 с.
8. Сидорчук, В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.А. Сидорчук. - Рязань: АПУ ФСИН, 2008. - 31 с.
9. Тишин, С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военно-инженерного вуза в научно-исследовательской деятельности [Текст]: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / С.А. Тишин. - Новосибирск: СибГУПС, 2012. - 24 с.
10. Трубин, Ю.В. Педагогическая система подготовки молодежи к военной службе [Текст]: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Ю.В. Трубин. - Омск: ОмГПУ, 2015. - 23 с.
Ioanidi Anatoliy Fedorovich
Military Academy of logistics behalf of the army general A.V. Khruleva ministry of defense of the Russian Federation
Omsk branch, Russia, Omsk E-mail: [email protected]
The development of military-vocational orientation of cadets
of military universities
Abstract. The author brings to the discussion of the results of scientific research on the development of psychological-pedagogical system of the development of military-vocational orientation of the individual cadets and the results of its approbation in educational process of military higher educational institutions. The article presents the description of the structure of PSIKHOLOGO-pedagogical system of the development of military-vocational orientation of the individual cadets, disclosed some of its components, and the factors and pedagogical conditions that influence its effectiveness. Achieving the required level of military-vocational orientation of the individual cadets was reflected in the transformation of the tasks of performance in personally meaningful for students goals; the stability of interest to the military profession; satisfaction with the choice of the military profession; rather high results of learning and professional service activities, etc. considered an Important component of psychological-pedagogical system is monitoring. Professional orientation of the educational environment provide: meet the modern requirements and needs of the individual students, oriented on development of professional orientation of the personality of the future officers of the contents of the integral educational process, the nature of educational-professional activity of students, used forms and methods of training and education, cooperation between teachers, officers and cadets. Comparison of the results of the assessment of professionally important qualities of graduates from different years for reviews with their services allows to draw conclusions about the effectiveness of psychological and pedagogical system, reflected in the high level of development of military-vocational orientation of graduates, which is evident in the success of professional development on primary officer positions.
Keywords: personality; military-vocational orientation; development of military-vocational orientation; psycho-pedagogical system; the cadet; a military University; educational process; pedagogical interaction; pedagogical conditions; monitoring; professionally important qualities
REFERENCES
1. Vorob'ev, A.A. Razvitie vnutrikollektivnoy kommunikatsii v uchebnoy gruppe kursantov v protsesse professional'nogo stanovleniya budushchego ofitsera [Tekst]: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / A.A. Vorob'ev. - Omsk: OmGPU, 2009. - 23 s.
2. Gubin, V.A. Diagnosticheskiy kompleks «Napravlennost' na voenno-professional'nuyu deyatel'nost'» / V.A. Gubin, A.L. Zagoryuev // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2013. - №3 (54). - S. 91-95.
3. Ioanidi, A.F. Razvitie voenno-professional'noy napravlennosti kursantov voennogo vuza: monografiya / A.F. Ioanidi [i dr.]. - Omsk: Omskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2013. - 215 s.
4. Klimenko, I.V. Motivatsionno-tsennostnaya napravlennost' studentov na professional'nuyu deyatel'nost' / I.V. Klimenko // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. - 2013. - №1 (9). - S. 143-151.
5. Lopukha, A.D. Obuchenie i vospitanie v vysshey shkole: uchebnoe posobie / Lopukha A.D. [i dr.]. - Novosibirsk: NVI VV MVD RF, 2015. - 252 s.
6. Nagaev, I.B. Razvitie voenno-professional'noy napravlennosti molodezhi na etape vybora voennoy professii: monografiya / I.B. Nagaev, P.A. Prozorov. - Omsk: OTII, 2007. - 240 s.
7. Romashin, V.N. Pedagogicheskaya sistema razvitiya professional'no vazhnykh kachestv ofitsera u kursantov starshikh kursov voennogo vuza [Tekst]: Diss. ... kand. ped. nauk / V.N. Romashin. - Omsk: OGPU, 2010. - 217 s.
8. Sidorchuk, V.A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kursantov voennykh institutov na traditsiyakh Rossiyskoy armii [Tekst]: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / V.A. Sidorchuk. - Ryazan': APU FSIN, 2008. - 31 s.
9. Tishin, S.A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala kursantov voenno-inzhenernogo vuza v nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Tekst]: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / S.A. Tishin. - Novosibirsk: SibGUPS, 2012. - 24 s.
10. Trubin, Yu.V. Pedagogicheskaya sistema podgotovki molodezhi k voennoy sluzhbe [Tekst]: Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk / Yu.V. Trubin. - Omsk: OmGPU, 2015. -23 s.