Научная статья на тему 'О проблеме развития военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов'

О проблеме развития военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагаев Игорь Борисович, Иоаниди Анатолий Фёдорович

Авторы предлагают систему подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поднимается проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены доказательства того, что это позволит значительно повысить качество их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагаев Игорь Борисович, Иоаниди Анатолий Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CADETS’ MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION

The article describes the pedagogical system of militaryprofessional orientation of cadets’ personality and the results of its testing in educational process of military high school.

Текст научной работы на тему «О проблеме развития военно-профессиональной направленности курсантов военных вузов»

УДК 378.635.5

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

И.Б. Нагаев, А. Ф. Иоаниди Омский автобронетанковый инженерный институт

Россия, 644098, г. Омск, 14 в/городок, [email protected]

Авторы предлагают систему подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поднимается проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены доказательства того, что это позволит значительно повысить качество их подготовки.

Ключевые слова: качество военной продукции, оборонно-промышленный комплекс, военные представители, учебные военные центры.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CADETS' MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION

I.B. Nagaev, A.F. Ioanidi Omsk Tank Automotive Engineering Institute

The article describes the pedagogical system of military- professional orientation of cadets' personality and the results of its testing in educational process of military high school.

Keywords: military-professional orientation, educational system.

Тенденции, сложившиеся в системе подготовки военно-профессиональных кадров в условиях реформирования Вооруженных сил России, свидетельствуют о её выходе из кризисной ситуации. В настоящее время важно завершить реорганизацию системы высшего военного образования, вывести её на качественно новый уровень, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов и удовлетворение потребности армии в них.

В свете усложняющихся требований к профессиональным качествам современного военнослужащего остаётся актуальной необходимость привлечения в военные вузы лучшей части молодёжи с устойчивой военно-профессиональной направленностью, которая понимается нами как сложное, интегративное личностное образование, включающее преобладающие мотивы, потребности, интересы, жизненные цели, склонности, убеждения, идеалы и ценностные ориентации, проявляемые как положительное отношение к военно-профессиональной деятельности, активное стремление к овладению профессией военнослужащего и совершенствованию в ней [1, с. 78-79].

Обществу должно быть небезразлично то, какими мотивами руководствуются сегодня молодые люди, выбирая военную профессию, так как избравшие её сегодня в будущем будут иметь дело с современным вооружением и сложной боевой техникой, принимать ответственные решения по их применению. Таким образом, неоспорима взаимосвязь двух взаимодополняющих задач - подготовки военного профессионала и воспитания патриота, гражданина, защитника Отечества.

В недалёком прошлом, несмотря на огромную общественную значимость профессии офицера, происходило снижение её социального статуса, что, в свою очередь, привело к изменению отношения молодёжи к выбору военной профессии не в лучшую сторону. В результате произошло качественное ухудшение контингента обучающихся в военном вузе, проявляющееся в том числе и в снижении направленности личности на военную службу. Всё чаще мотивом поступления в военно-учебное заведение становились возможность получения бесплатного высшего образования, освобождения от военной службы по призыву,

возможность получения от государства жилья, различных льгот и др. [1, с. 4-5].

Попытки поднять статус профессии офицера через значительное повышение денежного довольствия военнослужащих, обеспечения их жильём, реализацию полагающихся льгот означенного противоречия не решили прежде всего потому, что условия его возникновения остались прежними: молодёжь социально инертна и осуществляет выбор профессии офицера исходя из материальных побуждений, а государственные и общественные институты пока недостаточно эффективно мотивируют школьников на осознанный выбор профессии защитника Родины.

Существует ряд причин, обусловливающих важность развития профессиональной направленности военнослужащего. Во-первых, она выступает важным структурным компонентом профессии, без нее невозможна качественная подготовка специалиста. Она является той базой, на основе которой происходит развитие других составляющих элементов профессии (профессиональной подготовленности, способностей). Во-вторых, профессиональная направленность является главным фактором, побуждающим формирование профессионально важных качеств, знаний и умений будущего офицера, способствует всестороннему развитию личности будущего офицера [2].

На разных уровнях управления предпринимаются попытки повысить эффективность развития военно-профессиональной направленности личности, но чаще всего они носят формальный и безадресный характер. В нынешних условиях приоритет, как правило, отдаётся не долгосрочной и систематической деятельности, а общим мероприятиям разового популистского характера, в то время как в качественном улучшении нуждается вся система работы. Сложившаяся ситуация требует научно-практического решения проблемы поэтапного развития военно-профессиональной направленности личности у школьников в общеобразовательных учреждениях, кадетов и суворовцев, курсантов в высших военно-учебных заведениях.

Процесс формирования и развития военно-профессиональной направленности личности изучали в своих работах военные учёные А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Л.А. Кандыбович, Г.Д. Луков, В.В. Усманов, Н.Ф. Феденко, А.Ю. Асриев и др. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что теоретическим аспектам развития профессиональной

направленности личности уделяется достаточное внимание. Однако вопросы преемственности и непрерывности военно-профориен-тационной работы и военно-профессионального образования, построения педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов военного вуза нуждаются в дальнейшей разработке и теоретическом обосновании. В соответствии с современной личностно ориентированной парадигмой образования особый интерес представляет изучение путей и средств развития военно-профессиональной направленности личности курсанта, обеспечивающих переход от формально-положительного к осознанному позитивному отношению к военно-профессиональной деятельности и успешную социально-профессиональную адаптацию.

И.Б. Нагаевым обосновано построение педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсанта в рамках образовательного процесса военного вуза. Разработанная нами педагогическая система развития военно-профессиональной направленности личности включает следующие компоненты: требования к развитию военно-профессиональной направленности личности специалистов, цель и задачи развития военно-профессиональной направленности личности, ориентированный на развитие направленности личности целостный образовательный процесс (в единстве составляющих его учебного и воспитательного процессов) и его ресурсы, военно-служебная деятельность, внешние и внутренние факторы, организационно-педагогические условия. Осуществлены мониторинг состояния развития направленности личности, коррекция развития направленности, результатов деятельности.

Требования со стороны ФГОС ВПО определяют содержание инвариантной, а требования со стороны профессии и специальности - вариативной составляющей процесса развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, прежде всего, его цели и задачи, которые, в свою очередь, как системообразующий компонент детерминируют содержание данного процесса. Взаимосвязь требований к развитию военно-профессиональной направленности личности специалиста и организационно-педагогических условий успешности данного процесса выражается в следующем: используемые педагогические меры соответствуют

содержанию требований со стороны ФГОС ВПО, квалификационных требований, профессии, специальности.

Процесс развития военно-профессиональной направленности разворачивается в рамках целостного образовательного процесса и военно-служебной деятельности. Ресурсами образовательного процесса выступают содержание учебно-профессиональной, учебно-научной и воспитательной деятельности, методы и формы работы, выбор которых определяется задачами выделенных нами этапов развития военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов обучения. Ресурсами военно-служебной деятельности являются осваиваемые обучающимися виды воинского труда, войсковая стажировка и ремонтная практика. Профессиональные знания и умения курсантов, формируемые в первые три года обучения, подкрепляются теми умениями и навыками, которые вырабатываются в ходе освоения военно-служебной деятельности. Сближение этих двух видов деятельности, прохождение курсантом всех необходимых видов военной подготовки делает более осознанным процесс становления и укрепления профессиональных планов.

Учебно-научная деятельность выступает необходимой ступенью, на которой курсанты 2-3-го курсов овладевают научно-теоретическим уровнем осмысления формируемых профессиональных умений и навыков, осваивая и новый уровень субъектности в овладении профессией. Формирование научных профессиональных интересов как одна из целей учебно-профессиональной деятельности делает её неотъемлемым звеном профессионально ориентированного образовательного процесса.

Успешность развития военно-профессиональной направленности предполагает субъект-ность личности курсанта, в силу этого педагогическое взаимодействие в данной системе представляет собой сложное диалектическое взаимодействие таких субъектов, как преподаватели кафедр, специалисты группы профессионально-психологического отбора, командиры подразделений, офицеры-воспитатели, а также сами курсанты — активные субъекты собственной жизнедеятельности.

Отвечающие современным требованиям, а также потребностям личности обучающихся, ориентированные на развитие профессиональ-

ной направленности личности будущих офицеров содержание целостного образовательного процесса, характер учебно-профессиональной деятельности курсантов, используемые формы и методы обучения и воспитания, взаимодействие между преподавателями, офицерами и курсантами обеспечивают профессиональную ориентированность образовательной среды.

В предложенной педагогической системе отражена необходимость учёта в организации процесса развития военно-профессиональной направленности влияния внешних, объективных (социально-экономическая и политическая ситуация в стране, наличие эффективно действующей системы военно-профессиональной ориентации, влияние «значимых других» и др.) и внутренних, субъективных (профессиональное самоопределение, уровень профессиональной пригодности, уровень профессиональной готовности курсантов и др.) факторов. На успешность выстраиваемого процесса оказывают влияние и выделенные нами организационно-педагогические условия: усиление влияния профессионально ориентированной среды вуза; организация всех элементов образовательного процесса в контексте будущей военно-профессиональной деятельности; систематическое изучение интересов, потребностей, ценностных ориентаций курсантов как основы планирования профессионально ориентированной подготовки.

Назначение педагогического мониторинга как важного компонента педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов младших курсов обучения - систематическое отслеживание характера развития направленности у каждого из обучающихся для определения индивидуальных мер педагогического воздействия, оценки реального уровня развития направленности. Тем самым прослеживается тесная взаимосвязь педагогического мониторинга и коррекции развития направленности. Данные об уровне развития личности обусловливают использование тех или иных ресурсов образовательного процесса и военно-служебной деятельности. Развитие профессиональной направленности в новых условиях требует соответствующего отслеживания изменений в её развитии и при необходимости новой коррекции (достраивания качеств, усиления прямых мотивов, повышения устойчивости профессиональных интересов и т. д.).

Используемые в ходе мониторинга диагностические методики позволяют выявить значимые характеристики военно-профессиональной направленности, определяемые требованиями со стороны ФГОС, квалификационными требованиями, профессии и специальности, к её развитию.

Разработанная авторами педагогическая система была апробирована в образовательном процессе ОАБИИ в ходе опытно-экспериментальной работы и показала высокую эффективность. У большинства курсантов экспериментальных групп произошли приращения в компонентах военно-профессиональной направленности личности. Достижение необходимого уровня военно-профессиональной направленности личности курсантов выражалось в

- превращении задач служебной деятельности в лично значимые для курсанта цели;

- устойчивости интереса к военной профессии;

- удовлетворенности выбором военной профессии;

- достаточно высоких результатах учебно-профессиональной и служебной деятельности.

К концу опытно-экспериментальной работы число курсантов с высоким уровнем развития военно-профессиональной направленности личности повысилось до 67,1 %. Около трети от общего числа курсантов ЭГ-1 и ЭГ-2 имели достаточный уровень развития направленности, недостаточный уровень диагностирован у 4,1 % курсантов.

В КГ-1 и КГ-2 лишь у 40,9 % третьекурсников был отмечен высокий уровень развития военно-профессиональной направленности личности. Причём в течение 3 лет обучения в этих группах наблюдалось снижение числа курсантов с высоким уровнем развития исследуемого качества [1, с. 149].

Проверку результативности разработанной нами педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов позволила осуществить система профессионального психологического сопровождения выпускников военных вузов в Вооруженных силах МО РФ. После выпуска из вуза через год из войск на выпускников поступают отзывы от их непосредственных командиров, которые оценивают уровень сформирован-ности профессионально важных качеств моло-

дых офицеров, соответствующих требованиям их военно-профессиональной деятельности.

Отзыв представляет собой стандартизированный бланк с перечнем сформированных в образовательном процессе военного вуза профессионально важных качеств выпускников, оцениваемых командирами в войсках. Вместе с отзывом поступает анкета, заполненная самим выпускником, в которой он оценивает свою военно-профессиональную подготовленность, качество подготовки в филиале и др. Специалистами подразделений профессионального психологического отбора (группы профотбора) осуществляется обработка, группировка, анализ отзывов и анкет. На основе анализа анкет и полученных на выпускников отзывов из войск специалисты группы профотбора оценивают эффективность проводимых в вузе мероприятий по профессиональному психологическому отбору, готовят выводы для руководства военно-учебного заведения. Эти данные используются нами также для оценки эффективности и результативности разработанной педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов.

Сравнение результатов оценки профессионально важных качеств выпускников разных лет позволяет сделать определенные заключения. Так, наиболее значимой характеристикой, подвергавшейся анализу, выступает военно-профессиональная направленность выпускников (интерес к службе, стремление к дальнейшему профессиональному совершенствованию и др.). Результаты анализа показывают, что более прочным это качество является у молодых офицеров выпусков 2009-2012 годов. Т. е. у тех выпускников, которые были охвачены педагогической системой развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в ОАБИИ. 84,5 % из них имеют результат оценки «устойчивая» и только 15,5 % — «неустойчивая» военно-профессиональная направленность. У выпускников 2007-2008 годов устойчивость военно-профессиональной направленности ниже - 75,0 %, а у части выпускников (1,9 %) сформировалась «отрицательная» военно-профессиональная направленность [1, с. 153].

Более высокие результаты оценки у выпускников 2009-2012 годов уровня развития моральных качеств (честность, добросовестность, умение подчинить личные интересы

служебным и др.). Высокий уровень их развития отмечен у 24,0 % выпускников, а достаточный — у 63,9 % молодых офицеров.

Проявление таких профессионально важных качеств офицера, как личная дисциплинированность и исполнительность, инициативность и самостоятельность, целеустремлённость, твёрдость и настойчивость в действиях, требовательность к себе и подчинённым свидетельствует о высоком уровне военно-профессиональной направленности, её глубине и прочности. У выпускников 2009-2012 годов уровень развития этих качеств оценивается их командирами более высоко, чем у выпускников 2007-2008 годов. Это подтверждается также данными о менее продолжительном по времени профессиональном становлении выпускников 2009-2012 годов в первичных должностях по сравнению с выпускниками предыдущего года. От 3 до 6 месяцев потребовалось 75,4 % молодых офицеров, чтобы освоиться на новых должностях. Среди выпускников 20072008 годов только 58-60 % смогли завершить своё профессиональное становление в этот срок.

Нельзя не отметить и того, что перспективы служебного роста с учётом занимаемой должности оценивались выше у выпускников 2009-2012 годов. Так, в течение года выдвинуты на вышестоящую должность или рассматривались на выдвижение 42,9 % выпускников 2009 года, тогда как среди выпускников 2008 года таких было только 15,1 % от общего числа [1, с. 153-154].

Таким образом, результатом деятельности в рамках выстроенной нами педагогической системы стало повышение уровня развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, их готовность продолжить военную службу по избранной специальности. В последующем высокий уровень развития военно-профессиональной направленности выпускников проявился в успешности их профессионального становления на первичных офицерских должностях, добросовестной службе, высоких моральных качествах, стремлении к дальнейшему профессиональному совершенствованию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иоаниди А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография / А.Ф. Иоаниди [и др.]. -Омск: Омское книжное издательство, 2013. - 215 с.

2. Нагаев И. Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодёжи на этапе выбора военной профессии: дисс. ...канд. пед. наук: защищена 09.12.2004; утв. 19.05.2005. - Омск: ОГПУ, 2004. - 248 с.

Нагаев Игорь Борисович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ. Иоаниди Анатолий Фёдорович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ.

Статья поступила в редакцию 26 июня 2014 г.

© И.Б. Нагаев, А.Ф. Иоаниди, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.