УДК 378.635.5
О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
И.Б. Нагаев, А. Ф. Иоаниди Омский автобронетанковый инженерный институт
Россия, 644098, г. Омск, 14 в/городок, [email protected]
Авторы предлагают систему подготовки квалифицированных специалистов военной приёмки для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Поднимается проблема подготовки таких специалистов и указаны возможные пути её решения. Впервые предложено готовить военных представителей в учебных военных центрах на базе гражданских вузов, приведены доказательства того, что это позволит значительно повысить качество их подготовки.
Ключевые слова: качество военной продукции, оборонно-промышленный комплекс, военные представители, учебные военные центры.
ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF CADETS' MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION
I.B. Nagaev, A.F. Ioanidi Omsk Tank Automotive Engineering Institute
The article describes the pedagogical system of military- professional orientation of cadets' personality and the results of its testing in educational process of military high school.
Keywords: military-professional orientation, educational system.
Тенденции, сложившиеся в системе подготовки военно-профессиональных кадров в условиях реформирования Вооруженных сил России, свидетельствуют о её выходе из кризисной ситуации. В настоящее время важно завершить реорганизацию системы высшего военного образования, вывести её на качественно новый уровень, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов и удовлетворение потребности армии в них.
В свете усложняющихся требований к профессиональным качествам современного военнослужащего остаётся актуальной необходимость привлечения в военные вузы лучшей части молодёжи с устойчивой военно-профессиональной направленностью, которая понимается нами как сложное, интегративное личностное образование, включающее преобладающие мотивы, потребности, интересы, жизненные цели, склонности, убеждения, идеалы и ценностные ориентации, проявляемые как положительное отношение к военно-профессиональной деятельности, активное стремление к овладению профессией военнослужащего и совершенствованию в ней [1, с. 78-79].
Обществу должно быть небезразлично то, какими мотивами руководствуются сегодня молодые люди, выбирая военную профессию, так как избравшие её сегодня в будущем будут иметь дело с современным вооружением и сложной боевой техникой, принимать ответственные решения по их применению. Таким образом, неоспорима взаимосвязь двух взаимодополняющих задач - подготовки военного профессионала и воспитания патриота, гражданина, защитника Отечества.
В недалёком прошлом, несмотря на огромную общественную значимость профессии офицера, происходило снижение её социального статуса, что, в свою очередь, привело к изменению отношения молодёжи к выбору военной профессии не в лучшую сторону. В результате произошло качественное ухудшение контингента обучающихся в военном вузе, проявляющееся в том числе и в снижении направленности личности на военную службу. Всё чаще мотивом поступления в военно-учебное заведение становились возможность получения бесплатного высшего образования, освобождения от военной службы по призыву,
возможность получения от государства жилья, различных льгот и др. [1, с. 4-5].
Попытки поднять статус профессии офицера через значительное повышение денежного довольствия военнослужащих, обеспечения их жильём, реализацию полагающихся льгот означенного противоречия не решили прежде всего потому, что условия его возникновения остались прежними: молодёжь социально инертна и осуществляет выбор профессии офицера исходя из материальных побуждений, а государственные и общественные институты пока недостаточно эффективно мотивируют школьников на осознанный выбор профессии защитника Родины.
Существует ряд причин, обусловливающих важность развития профессиональной направленности военнослужащего. Во-первых, она выступает важным структурным компонентом профессии, без нее невозможна качественная подготовка специалиста. Она является той базой, на основе которой происходит развитие других составляющих элементов профессии (профессиональной подготовленности, способностей). Во-вторых, профессиональная направленность является главным фактором, побуждающим формирование профессионально важных качеств, знаний и умений будущего офицера, способствует всестороннему развитию личности будущего офицера [2].
На разных уровнях управления предпринимаются попытки повысить эффективность развития военно-профессиональной направленности личности, но чаще всего они носят формальный и безадресный характер. В нынешних условиях приоритет, как правило, отдаётся не долгосрочной и систематической деятельности, а общим мероприятиям разового популистского характера, в то время как в качественном улучшении нуждается вся система работы. Сложившаяся ситуация требует научно-практического решения проблемы поэтапного развития военно-профессиональной направленности личности у школьников в общеобразовательных учреждениях, кадетов и суворовцев, курсантов в высших военно-учебных заведениях.
Процесс формирования и развития военно-профессиональной направленности личности изучали в своих работах военные учёные А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Л.А. Кандыбович, Г.Д. Луков, В.В. Усманов, Н.Ф. Феденко, А.Ю. Асриев и др. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что теоретическим аспектам развития профессиональной
направленности личности уделяется достаточное внимание. Однако вопросы преемственности и непрерывности военно-профориен-тационной работы и военно-профессионального образования, построения педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов военного вуза нуждаются в дальнейшей разработке и теоретическом обосновании. В соответствии с современной личностно ориентированной парадигмой образования особый интерес представляет изучение путей и средств развития военно-профессиональной направленности личности курсанта, обеспечивающих переход от формально-положительного к осознанному позитивному отношению к военно-профессиональной деятельности и успешную социально-профессиональную адаптацию.
И.Б. Нагаевым обосновано построение педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсанта в рамках образовательного процесса военного вуза. Разработанная нами педагогическая система развития военно-профессиональной направленности личности включает следующие компоненты: требования к развитию военно-профессиональной направленности личности специалистов, цель и задачи развития военно-профессиональной направленности личности, ориентированный на развитие направленности личности целостный образовательный процесс (в единстве составляющих его учебного и воспитательного процессов) и его ресурсы, военно-служебная деятельность, внешние и внутренние факторы, организационно-педагогические условия. Осуществлены мониторинг состояния развития направленности личности, коррекция развития направленности, результатов деятельности.
Требования со стороны ФГОС ВПО определяют содержание инвариантной, а требования со стороны профессии и специальности - вариативной составляющей процесса развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, прежде всего, его цели и задачи, которые, в свою очередь, как системообразующий компонент детерминируют содержание данного процесса. Взаимосвязь требований к развитию военно-профессиональной направленности личности специалиста и организационно-педагогических условий успешности данного процесса выражается в следующем: используемые педагогические меры соответствуют
содержанию требований со стороны ФГОС ВПО, квалификационных требований, профессии, специальности.
Процесс развития военно-профессиональной направленности разворачивается в рамках целостного образовательного процесса и военно-служебной деятельности. Ресурсами образовательного процесса выступают содержание учебно-профессиональной, учебно-научной и воспитательной деятельности, методы и формы работы, выбор которых определяется задачами выделенных нами этапов развития военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов обучения. Ресурсами военно-служебной деятельности являются осваиваемые обучающимися виды воинского труда, войсковая стажировка и ремонтная практика. Профессиональные знания и умения курсантов, формируемые в первые три года обучения, подкрепляются теми умениями и навыками, которые вырабатываются в ходе освоения военно-служебной деятельности. Сближение этих двух видов деятельности, прохождение курсантом всех необходимых видов военной подготовки делает более осознанным процесс становления и укрепления профессиональных планов.
Учебно-научная деятельность выступает необходимой ступенью, на которой курсанты 2-3-го курсов овладевают научно-теоретическим уровнем осмысления формируемых профессиональных умений и навыков, осваивая и новый уровень субъектности в овладении профессией. Формирование научных профессиональных интересов как одна из целей учебно-профессиональной деятельности делает её неотъемлемым звеном профессионально ориентированного образовательного процесса.
Успешность развития военно-профессиональной направленности предполагает субъект-ность личности курсанта, в силу этого педагогическое взаимодействие в данной системе представляет собой сложное диалектическое взаимодействие таких субъектов, как преподаватели кафедр, специалисты группы профессионально-психологического отбора, командиры подразделений, офицеры-воспитатели, а также сами курсанты — активные субъекты собственной жизнедеятельности.
Отвечающие современным требованиям, а также потребностям личности обучающихся, ориентированные на развитие профессиональ-
ной направленности личности будущих офицеров содержание целостного образовательного процесса, характер учебно-профессиональной деятельности курсантов, используемые формы и методы обучения и воспитания, взаимодействие между преподавателями, офицерами и курсантами обеспечивают профессиональную ориентированность образовательной среды.
В предложенной педагогической системе отражена необходимость учёта в организации процесса развития военно-профессиональной направленности влияния внешних, объективных (социально-экономическая и политическая ситуация в стране, наличие эффективно действующей системы военно-профессиональной ориентации, влияние «значимых других» и др.) и внутренних, субъективных (профессиональное самоопределение, уровень профессиональной пригодности, уровень профессиональной готовности курсантов и др.) факторов. На успешность выстраиваемого процесса оказывают влияние и выделенные нами организационно-педагогические условия: усиление влияния профессионально ориентированной среды вуза; организация всех элементов образовательного процесса в контексте будущей военно-профессиональной деятельности; систематическое изучение интересов, потребностей, ценностных ориентаций курсантов как основы планирования профессионально ориентированной подготовки.
Назначение педагогического мониторинга как важного компонента педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов младших курсов обучения - систематическое отслеживание характера развития направленности у каждого из обучающихся для определения индивидуальных мер педагогического воздействия, оценки реального уровня развития направленности. Тем самым прослеживается тесная взаимосвязь педагогического мониторинга и коррекции развития направленности. Данные об уровне развития личности обусловливают использование тех или иных ресурсов образовательного процесса и военно-служебной деятельности. Развитие профессиональной направленности в новых условиях требует соответствующего отслеживания изменений в её развитии и при необходимости новой коррекции (достраивания качеств, усиления прямых мотивов, повышения устойчивости профессиональных интересов и т. д.).
Используемые в ходе мониторинга диагностические методики позволяют выявить значимые характеристики военно-профессиональной направленности, определяемые требованиями со стороны ФГОС, квалификационными требованиями, профессии и специальности, к её развитию.
Разработанная авторами педагогическая система была апробирована в образовательном процессе ОАБИИ в ходе опытно-экспериментальной работы и показала высокую эффективность. У большинства курсантов экспериментальных групп произошли приращения в компонентах военно-профессиональной направленности личности. Достижение необходимого уровня военно-профессиональной направленности личности курсантов выражалось в
- превращении задач служебной деятельности в лично значимые для курсанта цели;
- устойчивости интереса к военной профессии;
- удовлетворенности выбором военной профессии;
- достаточно высоких результатах учебно-профессиональной и служебной деятельности.
К концу опытно-экспериментальной работы число курсантов с высоким уровнем развития военно-профессиональной направленности личности повысилось до 67,1 %. Около трети от общего числа курсантов ЭГ-1 и ЭГ-2 имели достаточный уровень развития направленности, недостаточный уровень диагностирован у 4,1 % курсантов.
В КГ-1 и КГ-2 лишь у 40,9 % третьекурсников был отмечен высокий уровень развития военно-профессиональной направленности личности. Причём в течение 3 лет обучения в этих группах наблюдалось снижение числа курсантов с высоким уровнем развития исследуемого качества [1, с. 149].
Проверку результативности разработанной нами педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов позволила осуществить система профессионального психологического сопровождения выпускников военных вузов в Вооруженных силах МО РФ. После выпуска из вуза через год из войск на выпускников поступают отзывы от их непосредственных командиров, которые оценивают уровень сформирован-ности профессионально важных качеств моло-
дых офицеров, соответствующих требованиям их военно-профессиональной деятельности.
Отзыв представляет собой стандартизированный бланк с перечнем сформированных в образовательном процессе военного вуза профессионально важных качеств выпускников, оцениваемых командирами в войсках. Вместе с отзывом поступает анкета, заполненная самим выпускником, в которой он оценивает свою военно-профессиональную подготовленность, качество подготовки в филиале и др. Специалистами подразделений профессионального психологического отбора (группы профотбора) осуществляется обработка, группировка, анализ отзывов и анкет. На основе анализа анкет и полученных на выпускников отзывов из войск специалисты группы профотбора оценивают эффективность проводимых в вузе мероприятий по профессиональному психологическому отбору, готовят выводы для руководства военно-учебного заведения. Эти данные используются нами также для оценки эффективности и результативности разработанной педагогической системы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов.
Сравнение результатов оценки профессионально важных качеств выпускников разных лет позволяет сделать определенные заключения. Так, наиболее значимой характеристикой, подвергавшейся анализу, выступает военно-профессиональная направленность выпускников (интерес к службе, стремление к дальнейшему профессиональному совершенствованию и др.). Результаты анализа показывают, что более прочным это качество является у молодых офицеров выпусков 2009-2012 годов. Т. е. у тех выпускников, которые были охвачены педагогической системой развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в ОАБИИ. 84,5 % из них имеют результат оценки «устойчивая» и только 15,5 % — «неустойчивая» военно-профессиональная направленность. У выпускников 2007-2008 годов устойчивость военно-профессиональной направленности ниже - 75,0 %, а у части выпускников (1,9 %) сформировалась «отрицательная» военно-профессиональная направленность [1, с. 153].
Более высокие результаты оценки у выпускников 2009-2012 годов уровня развития моральных качеств (честность, добросовестность, умение подчинить личные интересы
служебным и др.). Высокий уровень их развития отмечен у 24,0 % выпускников, а достаточный — у 63,9 % молодых офицеров.
Проявление таких профессионально важных качеств офицера, как личная дисциплинированность и исполнительность, инициативность и самостоятельность, целеустремлённость, твёрдость и настойчивость в действиях, требовательность к себе и подчинённым свидетельствует о высоком уровне военно-профессиональной направленности, её глубине и прочности. У выпускников 2009-2012 годов уровень развития этих качеств оценивается их командирами более высоко, чем у выпускников 2007-2008 годов. Это подтверждается также данными о менее продолжительном по времени профессиональном становлении выпускников 2009-2012 годов в первичных должностях по сравнению с выпускниками предыдущего года. От 3 до 6 месяцев потребовалось 75,4 % молодых офицеров, чтобы освоиться на новых должностях. Среди выпускников 20072008 годов только 58-60 % смогли завершить своё профессиональное становление в этот срок.
Нельзя не отметить и того, что перспективы служебного роста с учётом занимаемой должности оценивались выше у выпускников 2009-2012 годов. Так, в течение года выдвинуты на вышестоящую должность или рассматривались на выдвижение 42,9 % выпускников 2009 года, тогда как среди выпускников 2008 года таких было только 15,1 % от общего числа [1, с. 153-154].
Таким образом, результатом деятельности в рамках выстроенной нами педагогической системы стало повышение уровня развития военно-профессиональной направленности личности курсантов, их готовность продолжить военную службу по избранной специальности. В последующем высокий уровень развития военно-профессиональной направленности выпускников проявился в успешности их профессионального становления на первичных офицерских должностях, добросовестной службе, высоких моральных качествах, стремлении к дальнейшему профессиональному совершенствованию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иоаниди А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография / А.Ф. Иоаниди [и др.]. -Омск: Омское книжное издательство, 2013. - 215 с.
2. Нагаев И. Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодёжи на этапе выбора военной профессии: дисс. ...канд. пед. наук: защищена 09.12.2004; утв. 19.05.2005. - Омск: ОГПУ, 2004. - 248 с.
Нагаев Игорь Борисович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ. Иоаниди Анатолий Фёдорович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОАБИИ.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2014 г.
© И.Б. Нагаев, А.Ф. Иоаниди, 2014