Научная статья на тему 'Диагностическое исследование подготовки курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза'

Диагностическое исследование подготовки курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY PROFESSIONAL DEVELOPMENT / DIAGNOSTIC STUDY / MILITARY EDUCATION / SELF-CONTROL / OFFICER / COMPETENCE / RESPONDENT / ABILITY / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / ОФИЦЕР / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕСПОНДЕНТ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баннов Вадим Владимирович

Готовность офицера к самоконтролю является одним из личностных оснований профессионализма военного специалиста, которая должна развиваться в процессе обучения будущих офицеров в военном вузе. Практика подготовки к самоконтролю является относительно устойчивой, так как в этой области образовательного процесса длительное время не происходило масштабных перемен, но в то же время, как показало диагностическое исследование, довольно противоречивой. Описана диагностическая работа по исследованию образовательного процесса военного вуза как педагогической системы, направленной на развитие способности курсантов к самоконтролю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баннов Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC STUDY OF PREPARATION OF STUDENTS FOR SELF-CONTROL IN EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY HIGHER SCHOOL

The willingness of an officer to self-control is one of the personal bases of professionalism of the military specialist, which has developed to be in the process of training future officers at the military College. Practice of indepth training for self-control is relatively stable, because in this area of the educational process for a long time there were no great changes, but at the same time, as shown by diagnostic research, it was quite controversial. Describes diagnostic work in research on the educational process of the military institution as a pedagogical system aimed at developing the ability of students’ self-control.

Текст научной работы на тему «Диагностическое исследование подготовки курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза»

УДК 378.14

В. В. Банное

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Готовность офицера к самоконтролю является одним из личностных оснований профессионализма военного специалиста, которая должна развиваться в процессе обучения будущих офицеров в военном вузе. Практика подготовки к самоконтролю является относительно устойчивой, так как в этой области образовательного процесса длительное время не происходило масштабных перемен, но в то же время, как показало диагностическое исследование, довольно противоречивой. Описана диагностическая работа по исследованию образовательного процесса военного вуза как педагогической системы, направленной на развитие способности курсантов к самоконтролю.

Ключевые слова: военно-профессиональное развитие, диагностическое исследование, военное образование, самоконтроль, офицер, компетентность, респондент, способности.

Усложнение требований к личности офицера, его профессионально важным качествам, числу которых сегодня, безусловно, относится готовность контролировать процесс профессионального развития и профессиональной деятельности, является актуальной тенденцией развития военного дела. Теоретические исследования по проблеме самоконтроля как части профессиональной деятельности офицера [1] связывают способность к нему с такими качествами, как самостоятельность, инициатива, решительность, ответственность и командирская воля. До недавнего времени перечисленные качества были обозначены только как черты идеального образа современного офицера, на формирование которых ориентировано воинское воспитание, при этом понятие «готовность офицера к самоконтролю» использовалось только в отдельных теоретических исследованиях и прикладных работах [2]. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые в системе военного образования были введены в 2010 г., хотя и не выделяют готовность к самоконтролю в отдельную компетенцию, определяют ряд профессиональных компетенций, которые по своему содержанию могут быть связаны с этим интегративным качеством личности.

Непосредственным заказчиком подготовки специалиста авто- и танкотехнического обеспечения в Омском автобронетанковом инженерном институте (ОАБИИ) выступает Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГАБТУ), стандартизирующее образовательный процесс, в том числе и через разработку квалификационных требований к офицеру - выпускнику военного вуза. Поэтому в первую очередь был проведен анализ мнения непосредственных разработчиков квалификационных требований, который давал возможность прогнозировать внимание заказчика к готовности офицера к само-

контролю в ближайшей перспективе. Методом прогноза служила экспертная оценка, которую осуществляли 7 специалистов ГАБТУ. Особо при использовании метода экспертной оценки подчеркивалось, что оценка должна быть обращена к перспективе развития Вооруженных Сил в процессе их реформирования. В диаграмме на рис. 1 приведены результаты диагностики в виде среднего арифметического экспертных оценок.

Рис. 1. Результаты экспертной оценки изменений в военно-профессиональной деятельности специалиста авто- и танкотехнического обеспечения в современных условиях

Принимая во внимание полученные данные, можно предположить, что специалист авто- и тан-котехнического обеспечения все более становится самостоятельным в принятии решений, организации собственной профессиональной деятельности и собственном профессиональном развитии. Самую высокую оценку (9 баллов) получило суждение о возрастающей роли самообразования офицера в его профессиональной самореализации. Из комментариев экспертов становится понятно, что, по их мнению, технологии и средства военно-профессиональной деятельности будут обновляться

настолько быстро (оценка 7,57 балла), что система повышения квалификации военного специалиста без непрерывного процесса самообразования не справится с подготовкой офицеров необходимой квалификации.

Высказанные некоторыми исследователями положения о готовности курсанта к самоконтролю можно определить как метапредметную профессиональную компетенцию будущего офицера, обеспечивающую мотивированный и объективный самоанализ, самооценку, планирование и прогнозирование, коррекцию учебной деятельности и в более широком смысле - процесс формирования профессиональной компетентности

[3, 4].

Обобщая оценки экспертов, можно заключить, что готовность офицера к самоконтролю в русле современных тенденций развития военного дела относится к числу самых важных его профессиональных качеств, а внимание к развитию этой деятельности в образовательном процессе военного вуза далеко не адекватно ее значению.

В значительной степени возрастающее внимание к готовности офицера к самоконтролю подтверждают отзывы на выпускников ОАБИИ. Поэтому следующим этапом был проведен их анализ. Готовность к самоконтролю, как следует из анализа отзывов на выпускников института 2011-2012 гг. (всего 116 документов), развита в необходимой степени далеко не у всех молодых офицеров (рис. 2). В своем интегративном виде она редко отмечается командирами и начальниками выпускников, но проявления готовности в практической деятельности оцениваются достаточно часто. В частности, в отзывах можно выделить потребность выпускника во внешнем контроле, которая тем слабее, чем сильнее в процессе выполнения должностных обязанностей проявилась самостоятельность молодого офицера. Самостоятельность и инициативность как качества личности, проявляющиеся в военно-профессиональной деятельности выпускника, отмечаются в 19,8 % отзывов. Эти качества присущи молодым офицерам, которые способны не только самостоятельно решать профессиональные задачи, но и планировать собственное профессиональное развитие, оценивать результаты профессиональной деятельности, осуществлять профессиональную рефлексию [5]. Данную категорию выпускников с точки зрения развития готовности к самоконтролю считаем наиболее успешной, однако число таких молодых офицеров относительно невысоко.

Кроме того, большая доля выпускников, нуждающихся в контроле, - есть следствие системы постоянного и тотального контроля, которая до сих пор господствует в военных вузах. Данная

проблема имеет давний и даже исторический характер.

Рис. 2. Результаты оценки самостоятельности молодых офицеров в отзывах о профессиональной деятельности

Далее в процессе исследования применялся метод беседы. С 37 молодыми офицерами, принимавшими участие в диагностическом исследовании, были проведены беседы, целью которых была оценка процесса профессионального становления, его проблем и возникающих трудностей. Одним из вопросов, который задавался каждому собеседнику, был вопрос о трудностях в профессиональной адаптации. Объединив ответы в логические, сходные по смыслу группы, проведено ранжирование, что позволило сделать ряд выводов относительно значения готовности к самоконтролю в профессиональной адаптации (табл. 1). Учтено, что респондентами были заявлены, как правило, несколько вариантов ответа.

Как выяснилось в процессе исследования, в числе прочих молодыми офицерами заявлены трудности, связанные с подготовкой к самоконтролю, в той или иной степени осуществляемой во время обучения в военном вузе. Общим для наших собеседников является мнение о том, что режим и организация профессиональной деятельности в военном вузе и в воинской части сильно отличаются относительно самостоятельности субъекта. Так, в военном вузе курсант постоянно находится под контролем командиров и начальников, подчиняется четко установленному и неизменному порядку жизнедеятельности. Развитие самостоятельности и основанной на ней готовности военного специалиста к самоконтролю не является приоритетом в воспитательной работе. Более того, в гораздо большей степени в военном вузе ценится подконтрольность курсанта, т. е. его способность отвечать сложившейся системе постоянного контроля.

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)

Таблица 1

Трудности профессиональной адаптации молодых офицеров

Ранг Компетенция Число выборов

1 Необходимость воспитывать подчиненный личный состав 29

2 Ответственность за подчиненных 27

3 Принятие самостоятельных решений и ответственность за них 27

4 Планирование самостоятельной профессионально-должностной подготовки и профессионального развития 22

5 Недостаточный профессиональный опыт 21

6 Управление профессиональной деятельностью в условиях неопределенности 20

7 Избыточный контроль со стороны командиров и начальников 20

8 Освоение новых областей профессиональной деятельности 19

9 Расхождение в собственной и внешней оценке результатов профессиональной деятельности 18

10 Интенсивный режим служебной деятельности 18

11 Трудности в использовании информационных средств контроля и управления профессиональной деятельностью 17

12 Сложности в освоении вооружения и техники 15

13 Организация контроля за подчиненными 11

14 Наличие негативной мотивации военной службы, основанной на внешнем контроле 9

15 Недостаток профессиональных знаний и умений 9

Несмотря на возрастающее значение самоконтроля в военно-профессиональной деятельности современного офицера, формирование готовности к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза остается стихийным и не имеет необходимого педагогического внимания. Этот вывод можно сделать из следующего этапа исследования - анализа документов ОАБИИ, большая часть которых действует во всей системе военного образования. Анализу подвергались:

- ФГОС ВПО подготовки специалиста;

- приказы Министерства обороны Российской Федерации, Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, начальника Военной академии материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулёва по организации образовательного процесса (всего 7 документов);

- Положение ОАБИИ об организации системы воспитательной работы, приказы о ее совершенствовании и развитии (всего 11 документов);

- планы воспитательной работы подразделений, отчеты по их выполнению (всего 17 документов);

- отчеты кафедр и других учебно-методических и научно-методических объединений в части решения воспитательных задач за 2011-2012 гг. (всего 14 документов).

Поскольку перечисленные документы имеют стилистическое и формальное сходство, для решения задач исследования применялся метод контент-анализа с задачей оценить внимание к готовности курсантов к самоконтролю через относительную частоту упоминаний тех содержательных единиц, которые по смыслу связаны с данной деятельностью. Методика диагностики в данном случае предусматривала:

- формирование матрицы контен-анализа. В качестве категорий анализа использовались условия эффективности подготовки курсанта к самоконтролю и факторы образовательного процесса. Подкатегории - словосочетания и выражения, через которые категории могут упоминаться в основном тексте;

- формирование базы контент-анализа, загрузка документов, раскрывающих организацию образовательного процесса военного вуза с точки зрения подготовки курсантов к самоконтролю, разбиение на единицы контент-анализа (всего 21 1703 ед.);

- определение абсолютной и относительной частоты упоминаний с использованием программы Контент-Анализ Про (версия 1.6) (табл. 2).

Таблица 2

Результаты контент-анализа

Ранг Категория Частота упоминаний

абсолютная относительная

1 Усиление субъектной позиции курсанта в образовательном процессе 68 0,000321

2 Информационные технологии самоконтроля 62 0,000293

3 Актуализация проблемы развития самоконтроля 52 0,000246

4 Обучение самоконтролю 46 0,000217

5 Самостоятельность курсанта в образовательном процессе 42 0,000198

6 Мотивация самоконтроля 30 0,000142

7 Физическая подготовка 217 0,001025

Суммируя полученные результаты диагностического исследования, можно утверждать, что в сложившейся практике существует противоречие

между возрастающей ролью готовности к самоконтролю в профессиональной компетентности офицера и недостаточным вниманием к ее целенаправленному развитию в образовательном процессе военного вуза. Это противоречие проявляется прежде всего в том, что подготовка к самоконтролю развивается только стихийно, специальных же педагогических систем, способствующих ее развитию, в сложившейся практике практически нет.

Исследовать образовательный процесс военного вуза как педагогическую систему, направленную в том числе и на подготовку курсантов к самоконтролю, позволила диагностическая работа, респондентами в которой выступали командиры, преподаватели и курсанты ОАБИИ. Диагностикой были охвачены курсанты 3, 4 и 5 курсов, что позволяло рассмотреть процесс подготовки к самоконтролю в динамике и акцентировать внимание на результате данного процесса.

Первым выводом диагностического исследования образовательного процесса военного вуза стал вывод о том, что проблема готовности курсантов к самоконтролю является достаточно актуализированной среди командного и профессорско-преподавательского состава ОАБИИ, имеет достаточную остроту и требует своего решения. Так, результаты опроса 36 преподавателей, работающих с курсантами старших курсов, свидетельствуют о том, что уровень готовности курсантов к самоконтролю не в полной мере соответствует современным подходам к организации учебно-профессиональной деятельности курсантов, и прежде всего самостоятельной работы.

Наиболее критично оценена подготовка курсантов к самоконтролю по отношению к запросам самостоятельной работы (3,21-3,35 балла) и самообразования (3,1 балла) (рис. 3).

Формирование портфолио и управление рейтингами

Работа в автоматизированной обучающей среде

Работа с программно-аппаратными комплексами Инженерно-конструкторские и проектные задания

Исследовательская работа

Индивидуальные программы профессиональной подготовки Самостоятельные практические задания под руководством преподавателя

Самообразование Самостоятельная работа

3,89

5,75

3,35

■ 3,1

3,21

0 1 2 3 4 5 6 Средний балл

Рис. 3. Результаты оценки преподавателями уровня сформированное подготовки курсантов к самоконтролю в различных видах учебной деятельности

Процесс подготовки курсантов к самоконтролю, как считают опрошенные преподаватели, не поддерживает выполнение актуальных требований действующих стандартов подготовки, в частности индивидуализации образовательных программ и обеспечения индивидуальных образовательных траекторий (4,5 балла), а также формирования новых, сквозных и накопительных систем оценивания результатов обучения и воспитания курсантов (3,89 балла).

Общий вывод на основе полученных оценок заключается в том, что уровень сформированности подготовки курсантов к самоконтролю с точки зрения обеспечения эффективности различных видов учебной деятельности не оценивается чуть выше пяти баллов, т. е. использована только половина диапазона оценок, предоставленного респондентам.

Кроме командного и преподавательского состава диагностическая работа проводилась и с курсантами. Процесс подготовки курсантов к самоконтролю в исследуемой практике, как показало исследование, не является целенаправленным, недостаточно мотивирован. Мнение курсантов относительно необходимости развивать в себе готовность к самоконтролю далеко не однозначно, а кроме того, меняется по мере приближения выпуска.

Как это видно из данных, представленных на рис. 4, курсантов, недооценивающих значение подготовки к самоконтролю в структуре профессиональной компетенции офицера, очень много на 3-м и 4-м курсах обучения, которые считаются старшими. На выпускном курсе структура ответов иная, что сами респонденты связывают с прошедшими войсковой практикой и стажировкой, когда у курсантов появляется возможность оценить профессиональную деятельность офицера «изнутри». Но одного выпускного курса для полноценной подготовки офицера к самоконтролю, тем более в отсутствии специального педагогического взаимодействия,

Рис. 4. Результаты оценки курсантами важности способности к самоконтролю в профессиональной компетенции офицера

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 12 (177)

явно недостаточно. Как показало теоретическое исследование проблемы подготовки курсантов к самоконтролю, этот процесс имеет свое глубокое содержание на каждом этапе их обучения в военном вузе.

В сложившихся условиях подготовка к самоконтролю у курсанта не только слабо мотивирована, ее нельзя назвать осознанной, так как большая часть курсантов не имеет представления не только о роли этого качества в профессиональной компетентности офицера, но и о самом качестве: категориях и понятиях в области самоконтроля, структуре готовности, факторах и методах ее самостоятельного развития.

В целом можно констатировать, что, несмотря на актуализацию проблемы целенаправленной подготовки курсантов к самоконтролю, практических решений в этой области пока мало. Они не обеспечивают эффективного развития искомого качества, востребованного как самой военно-профессиональной деятельностью, так и основными тенденциями развития образовательного процесса военного вуза. В сложившейся практике очевидно наличие противоречия между уровнем теоретической разработки проблемы углубленной подготовки военных специалистов к самоконтролю и дефицитом педагогических инструментов, необходимых для практического решения данной проблемы.

На следующем этапе исследования была выявлена благоприятная предпосылка для разрешения этого противоречия - отношение командного и профессорско-преподавательского состава к потенциальным возможностям изменения образовательного процесса для целенаправленной подготовки будущих офицеров к самоконтролю. Примечательная принципиальная оценка потенциала военного

вуза, данная нашими респондентами, представлена на рис. 5.

Рис. 5. Результаты оценки преподавателями принципиальных возможностей подготовки к самоконтролю курсантов в военном вузе

Около 60 % преподавателей и командиров (34 человека) уверены в том, что для целенаправленной подготовки курсантов к самоконтролю необходимы масштабные изменения в самом образовательном процессе военных вузов, учет инновационных тенденций в развитии высшего профессионального военного образования, опыта гражданских инженерных вузов в той степени, в которой он применим к условиям обучения в военном вузе. Мнение данной группы респондентов является принципиально важным, поэтому в процессе индивидуальных бесед изучали именно их мнение относительно путей и возможностей повышения эффективности образовательного процесса ОАБИИ в подготовке курсантов к самоконтролю.

Ответы респондентов сводились в логически связанные группы, ранжировались, а затем 10 первых рангов были отражены в табл. 3. Учтено, что каждый респондент давал несколько ответов.

Таблица 3

Перспективные пути повышения эффективности подготовки к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза

Ранг Пути повышения эффективности Число выборов Потенциальные возможности ИТ, средний балл

1 Частичная замена контроля на самоконтроль 32 8,3

2 Обучение основам рефлексии профессиональной деятельности и профессионального развития 22 8,25

3 Использование возможностей информационных технологий обучения 22 9,2

4 Развитие балльно-рейтинговой системы 21 7,85

5 Привлечение курсантов к процессу планирования и формирования индивидуальных образовательных траекторий 19 8,15

6 Повышение наглядности результатов обучения и воспитания 17 7,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Практика в самооценке через самопроверку знаний, умений и навыков 14 6,33

8 Усиление блоков самоконтроля в содержании и методике преподавания учебных дисциплин 12 9,35

9 Включение дополнительного содержания, обеспечивающего актуализацию проблемы развития способности к самоконтролю, формирование знаний и представление в этой области 9 8,4

10 Организация мониторинга уровня развития способности курсанта к самоконтролю 9 8,2

Пути, которые предложили наши собеседники, повлияли на исследование в целом. Кроме того, заметно, что ряд предложений могут быть решены за счет использования потенциальных возможностей информационных технологий и что в исследуемой практике существует противоречие между потенциальными возможностями информационных технологий в подготовке курсантов к самоконтролю и их недостаточным использованием в образовательном процессе военного вуза.

Резюмируя результаты диагностического исследования сложившейся практики подготовки курсантов к самоконтролю, можно сделать вывод, что они выявляют наличие как минимум трех противоречий:

- между возрастающей ролью готовности к самоконтролю в профессиональной компетентности офицера и недостаточным вниманием к ее целенаправленному развитию в образовательном процессе военного вуза;

- между уровнем теоретической разработки проблемы готовности курсантов к самоконтролю и

1. 2.

3.

4.

5.

Баннов В. В., старший преподаватель.

Омский автобронетанковый инженерный институт.

Пос. Черёмушки, 14 в/г, Омск, Россия, 644098. E-mail: [email protected]

дефицитом педагогических инструментов, необходимых для практического решения данной проблемы в реальной образовательной практике;

- между потенциальными возможностями информационных технологий в развитии подготовки к самоконтролю и их недостаточным использованием в образовательном процессе военного вуза.

Кроме того, полученные в ходе диагностического исследования результаты позволяют констатировать наличие благоприятных предпосылок разрешения заявленной проблемы, к числу которых относятся:

- актуализация проблемы среди командного и профессорско-преподавательского состава военного вуза;

- опережающее развитие форм, методов и средств учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза, при котором готовность курсанта к самоконтролю является фактором модернизации образовательного процесса;

- высокий уровень информатизации образовательного процесса в военных вузах.

Список литературы

Золотовская Л. А. Теория и практика профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015. 40 с.

Клопов А. В. Дидактическая система профессиональной подготовки офицеров в вузах силовых ведомств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 48 с.

Евдокимов А. А. Педагогические условия развития самоконтроля курсантов вузов внутренних войск МВД России в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014. 217 с.

Попандопуло Ю. В. Система обучения самоконтролю учебной деятельности студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 265 с.

Калеева З. Н. Самоконтроль как средство активизации познавательной деятельности курсантов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 188 с.

Материал поступил в редакцию 01.07.2016.

V V Bannov

DIAGNOSTIC STUDY OF PREPARATION OF STUDENTS FOR SELF-CONTROL IN EDUCATIONAL PROCESS

OF MILITARY HIGHER SCHOOL

The willingness of an officer to self-control is one of the personal bases of professionalism of the military specialist, which has developed to be in the process of training future officers at the military College. Practice of in-depth training for self-control is relatively stable, because in this area of the educational process for a long time there were no great changes, but at the same time, as shown by diagnostic research, it was quite controversial. Describes diagnostic work in research on the educational process of the military institution as a pedagogical system aimed at developing the ability of students' self-control.

Key words: military professional development, diagnostic study, military education, self-control, officer, competence, respondent, ability.

EecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)

References

1. Zolotovskaya A. L. Teoriya i praktika professional'noy podgotovki ofitserov po rabote s lichnym sostavom. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Theory and practice of professional training of officers for work with the personnel. Abstract of thesis of doct. of ped. sci.]. Moscow, 2015. 40 p. (in Russian).

2. Klopov A. V. Didakticheskaya sistema professional'noy podgotovki ofitserov v vuzakh silovykh vedomstv. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Didactic system of professional training of officers in the universities of power departments. Abstract pof thesis of doct. ped. sci.]. Moscow, 2012. 48 p. (in Russian).

3. Evdokimov A. A. Pedagogicheskiye usloviya razvitiya samokontrolya kursantov vuzov vnutrennikh voysk MVD Rossii v obrazovatel'nom protsesse. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of development of self-control of students of universities of the interior Ministry of Russia in the educational process. Diss. cand. ped. sci.]. St. Peterburg, 2014. 217 p. (in Russian).

4. Popandopulo Yu. V. Systema obucheniya samokontroluy uchebnoy deaytelnosti studentov tekhnicheskogo vuza. Dis. kand. ped. nauk [The System of teaching self-control of educational activity of students of a technical College. Diss. cand. ped. sci.]. Moscow, 2011. 265 p. (in Russian).

5. Kaleyeva Z. N. Samokontrol' kak sredstvo aktivizatsiipoznavatel'noy deyatel'nosti kursantov vuzov. Dis. kand. ped. nauk [Self-control as a means of strengthening cognitive activity of cadets of the University. Diss. cand. ped. sci.]. Chelyabinsk, 2003. 188 p. (in Russian).

Bannov V. V.

Omsk Tank-Automotive Engineering Institute.

Pos. Cheremushki, 14v/g, Omsk, Russia, 644098.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.