Научная статья на тему 'Необходимость изучения военно-исторического наследия Российской армии как условие формирования рефлексивно-прогностической готовности курсанта военного вуза'

Необходимость изучения военно-исторического наследия Российской армии как условие формирования рефлексивно-прогностической готовности курсанта военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / CADETS OF MILITARY SCHOOLS / ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / THE FORMATION OF REFLEXIVE AND PREDICTIVE OF READINESS / ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / MILITARY-HISTORICAL HERITAGE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / PEDAGOGICAL CONDITION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE EFFECTIVENESS OF MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

В статье рассмотрены основные подходы к педагогическому понятию готовность. В свете практической работы по внедрению модели формирования рефлексивно-прогностической готовности у курсантов военных вузов, обоснована необходимость изучения военно-исторического наследия Российской армии как педагогического условия повышения ее эффективности. На основе неразрывной связи рефлексии и прогностики как процессов человеческого мышления показывается необходимость формирования интегративных качеств личности будущего офицера, основывающееся на самоконтроле и самоанализе, обеспечивающее необходимость предвидеть возможный ход и результат своих действий в изменяющихся условиях и условиях дефицита времени в целях повышения эффективности военно-профессиональной деятельности. Фундаментальное знание военной истории и военного искусства является основой дальнейшего становления курсанта как будущего офицера. Это позволит учить курсантов не шаблонному мышлению, а на основе базовых знаний обучать нестандартным методам военно-профессиональных действий, учить будущих офицеров военному искусству, а не ремеслу. В статье приведены примеры использования исторических фактов, а также применения современных форм и методов по изучению военно-исторического наследия и их влияния на эффективность образовательной деятельности военного вуза и исследуемого педагогического продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO STUDY THE MILITARY-HISTORICAL HERITAGE OF THE RUSSIAN ARMY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF REFLEXIVE AND PREDICTIVE OF READINESS OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITY

The article describes the main approaches to teaching the concept of readiness. In the light of practical work on implementation of model of formation of reflexive and predictive of readiness of cadets of military schools, the necessity of studying the military-historical heritage of the Russian army as a pedagogical conditions of improvement of its efficiency. Based on the relationship of reflection and prognostication of the process of human thought shows the need for the formation of integrative qualities of the personality of the future officer, based on the self-control and self-analysis, providing the need to anticipate the progress and the results of their actions in a changing environment and under time pressure to enhance efficiency of military-professional activity. Fundamental knowledge of military history and military art is the basis for further development of the cadet as a future officer. This will allow you to teach the students, not formulaic thinking and basic knowledge to teach unconventional methods of military-professional activities, teaching the future officers of the military art, not craft. The article gives examples of using historical facts and also the application of modern forms and methods for the study of military heritage and their influence on the effectiveness of educational activities of military universities and investigated the pedagogical product.

Текст научной работы на тему «Необходимость изучения военно-исторического наследия Российской армии как условие формирования рефлексивно-прогностической готовности курсанта военного вуза»

Anfalov Evgeniy Vladimirovich

THE NEED TO STUDY THE MILITARY-HISTORICAL ..

pedagogical sciences

УДК 378

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

© 2017

Анфалов Евгений Владимирович, аспирант

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454015, Россия, Челябинск, проспект Ленина, дом 69, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к педагогическому понятию готовность. В свете практической работы по внедрению модели формирования рефлексивно-прогностической готовности у курсантов военных вузов, обоснована необходимость изучения военно-исторического наследия Российской армии как педагогического условия повышения ее эффективности. На основе неразрывной связи рефлексии и прогностики как процессов человеческого мышления показывается необходимость формирования интегративных качеств личности будущего офицера, основывающееся на самоконтроле и самоанализе, обеспечивающее необходимость предвидеть возможный ход и результат своих действий в изменяющихся условиях и условиях дефицита времени в целях повышения эффективности военно-профессиональной деятельности. Фундаментальное знание военной истории и военного искусства является основой дальнейшего становления курсанта как будущего офицера. Это позволит учить курсантов не шаблонному мышлению, а на основе базовых знаний обучать нестандартным методам военно-профессиональных действий, учить будущих офицеров военному искусству, а не ремеслу. В статье приведены примеры использования исторических фактов, а также применения современных форм и методов по изучению военно-исторического наследия и их влияния на эффективность образовательной деятельности военного вуза и исследуемого педагогического продукта.

Ключевые слова: военное образование, курсанты военных вузов, формирование рефлексивно-прогностической готовности, военно-историческое наследие, педагогическое условие, эффективность военно-профессиональной деятельности.

THE NEED TO STUDY THE MILITARY-HISTORICAL HERITAGE OF THE RUSSIAN ARMY AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF REFLEXIVE AND PREDICTIVE OF READINESS OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITY

© 2017

Anfalov Evgeniy Vladimirovich, postgraduate student

South Ural state humanitarian-pedagogical University (454015, Russia, Chelyabinsk, Prospekt Lenina, house 69, e-mail: [email protected])

Abstract. The article describes the main approaches to teaching the concept of readiness. In the light of practical work on implementation of model of formation of reflexive and predictive of readiness of cadets of military schools, the necessity of studying the military-historical heritage of the Russian army as a pedagogical conditions of improvement of its efficiency. Based on the relationship of reflection and prognostication of the process of human thought shows the need for the formation of integrative qualities of the personality of the future officer, based on the self-control and self-analysis, providing the need to anticipate the progress and the results of their actions in a changing environment and under time pressure to enhance efficiency of military-professional activity. Fundamental knowledge of military history and military art is the basis for further development of the cadet as a future officer. This will allow you to teach the students, not formulaic thinking and basic knowledge to teach unconventional methods of military-professional activities, teaching the future officers of the military art, not craft. The article gives examples of using historical facts and also the application of modern forms and methods for the study of military heritage and their influence on the effectiveness of educational activities of military universities and investigated the pedagogical product.

Keywords: military education, cadets of military schools, the formation of reflexive and predictive of readiness, the military-historical heritage, pedagogical condition, the effectiveness of military-professional activity.

Сложность, масштабность и оперативность решения оперативно-тактических задач Вооруженными Силами, развитие новых форм и способов тактических действий войск, а так же полученный за последние годы опыт их применения, предъявляет повышенные требования к уровню подготовки офицеров, в том числе и офицеров - выпускников военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации.

Сегодня, в условиях стабилизации системы военного образования России, одним из направлений ее дальнейшего развития является совершенствование содержания подготовки слушателей и курсантов [4]. При этом высоких результатов от процесса военно-профессионального образования государственный заказчик ждет не за счет увеличения времени на обучение, а напротив, за счет интенсификации этого процесса. Эти проблемы в условиях формирования компетенций выпускников военных вузов возможно решить формируя новый стиль принятия и постижения науки побеждать.

Компетентностный подход в современных условиях предусматривает трансформацию репродуктивной учебной деятельности курсанта военного вуза в творческую, при которой он осознанно готовит себя к исполнению будущих ответственных служебных обязанностей в специфических условиях военной службы. Кроме того,

в общее понятие «компетенции выпускника военного вуза» кроме общих профессиональных знаний, умений и навыков входят и обязательные личностные качества (инициативность, ответственность и т.д.), и элементы коммуникации (умения решать задачи лично, а также в составе воинского подразделения), и определенный опыт повседневной служебной деятельности как военнослужащего. Все это, в комплексе, формирует поведенческие модели офицера-выпускника. При этом готовность к военно-профессиональной деятельности в процессе обучения выступает фундаментом, именно базовым элементом, определяющим осознанное отношение к образовательной деятельности, отражающее способности личности курсанта как будущего офицера и вооруженного защитника Родины.

Овладение военно-профессиональными знаниями и умениями требует от курсантов напряженной умственной деятельности. Анализируя научные труды М.М. Бахтина, А.А. Вербицкого, Н.Н. Васягиной, Дж. Дюьи, Н.В. Жуковой, В.Е. Курочкиной, А.И. Кар-манчикова, С.Л. Рубинштейна и др., за основу своего исследования мы приняли неразрывную взаимосвязь и единство процессов рефлексии и прогностики (антиципации) как психологических процессов регулирования мышления. Формируемое в стенах военного вуза инте-гративное качество личности военного специалиста, ос-

педагогические науки

Анфалов Евгений Владимирович НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ...

новывающееся на самоконтроле и самоанализе, обеспечивающее необходимость предвидеть возможный ход и результат своих действий в изменяющихся условиях и условиях дефицита времени в целях повышения эффективности военно-профессиональной деятельности, мы в своем исследовании определяем как рефлексивно-прогностическую готовность курсантов военного вуза [2, с.51].

В ходе исследовательской работы по формированию исследуемой готовности в реальном образовательном процессе военного вуза нами был проведен эксперимент по внедрению педагогической модели. В ходе работы был апробирован ряд педагогических средств и условий. При этом, опираясь на понятийно-терминологический анализ, необходимо продемонстрировать актуальность и важность изучения военно-исторического наследия Российской армии для формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов.

Понятие «условия», согласно словаря С.И. Ожегова, - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [8, с.685]. В педагогике, к дефиниции «условия» существует несколько подходов. Так П.И. Пидкасистый под условиями понимает составные части или характеристику среды, где происходит обучение [9]. По мнению В.А. Сластенина, В.А. Ермолаева педагогические условия - это обстоятельства, которые обеспечивают наилучшую эффективность протекания процессов и явлений, отражают упорядоченность и целесообразность их существования [10]. А.Я. Найн под педагогическими условиями понимает совокупность внешних обстоятельств, обеспечивающих сохранение процесса, его целенаправленности и эффективности [7]. Для нашего исследования мы приняли позицию Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, принимая под педагогическими условиями совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности [14, с. 187-188].

Рассматривая процесс формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов как искусственную, функционирующую при непосредственном участии людей педагогическую систему, мы исходили из того, что специально созданные условия должны дополнять и обеспечивать ее продуктивность и развитие.

Исследуя на практике основные компоненты модели формирования рефлексивно-прогностической готовности у курсантов в условиях военных вузов (вводно-оз-накомительный, информационно-рецептивный, учебно-профессиональный (деятельностный)), мы пришли к выводу, что одним из важнейших педагогических условий, оказывающий влияние на эффективность работы модели является изучение военно-исторического наследия Российской армии.

Передаваемые будущим поколениям как наиболее ценные и почитаемые объекты материальной и духовной культуры понимаются сегодня как военно-историческое наследие [1]. При этом обучение курсантов в условиях военного вуза, когда все в его стенах проникнуто ратными традициями, воинскими ритуалами и примерами побед русского оружия, как никакое другое обучение, выполняя мировоззренческую функцию, позволяет помимо патриотического и гражданского воспитания обеспечить формирование творческого рефлексивно-прогностического мышления.

Требование сегодняшнего дня - обучение курсантов в военных вузах, должно в обязательном порядке осуществляться на основе анализа проведенных мероприятий боевой подготовки и опыта ведения боевых действий. Опыт подготовки офицерских кадров за границей, который имеют некоторые иностранные вооруженные силы, такие как Ливия, Ирак, Сирия и др., нередко демонстрирует нам парадоксальную ситуацию. В тяжелое для страны время офицеры, имея хорошую базовую подготовку по воинской специальности, оказываются пас-

сивными и безвольными, не способными противостоять чуждому их национальному самосознанию влиянию, отразить нападение интервентов и террористов.

Воспитанию инициативы и самостоятельности, способностей предугадывать действия противника и эффективно действовать самому в условиях дефицита времени в Вооруженных силах России всегда уделялось пристальное внимание. С момента образования русской регулярной армии в Уставе воинском 1716 г. особо подчеркивалось, что офицеры должны в бою иметь «рассуждение», сообразуясь с обстановкой [13].

М.И. Кутузов, возглавив в 1795 г. созданный еще в 1732 г. Сухопутный шляхетский кадетский корпус, в ходе реорганизации учебного процесса ввел занятия по тактике и военной истории. К этому времени корпус, по словам современников, выпускал офицеров, «знающих все, кроме того, что должен был знать офицер» [5, с.33]. Именно М.И. Кутузову принадлежат слова: «Военная история очищает рассудок от бесплодных пустых теорий, из книг в голову набитых, выгоняет из оной все излишнее, все педантское и возвышает дух воинов, представляя им деяния великих мужей и поощряя к подражанию оным. Изо всех офицеру необходимых познаний признаем военную историю за важнейшую и ставим ее выше всех» [11]. Эти слова М.И. Кутузов произносит уже будучи генерал-поручиком, прошедшим не одну войну, в том числе под руководством великих русских полководцев. Результатом новаторства в обучении явилось множество способных выпускников, будущих героев Отечественной войны 1812 г.

По мнению А.А. Керсновского военное искусство, подобно всякому искусству, национально, так как отражает духовное творчество народа [6, с.27]. Различая школы живописи (русскую, французскую, голландскую и т.д.) мы можем также различать и школы военного искусства. Именно изучение военного наследия России способствует формированию мотивационного и ценностного компонентов рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов России. Знакомясь с методами анализа, прогнозирования и моделирования служебных и учебно-боевых ситуаций курсанты на основе базовых предметных и военно-исторических знаний учатся творческому осмыслению обстановки и принятию нестандартных решений в условиях дефицита времени и ситуаций риска.

Так в ходе проведения любых видов занятий преподаватель, используя различные формы и методы способен активизировать рефлексивно-прогностические способности обучающихся. Во вводной части занятия, формулируя проблемные вопросы, используя рефлексивные и имитационные упражнения, приводя примеры из практики реальных боевых действий, преподаватель мотивирует и программирует обучающихся на активную учебную деятельность. Уже в ходе проведения основной части занятия, при разрешении проблемно-поисковых ситуаций и проблемных вопросов, используя различные методы обучения, преподаватель поддерживает обстановку необходимости рефлексии, т.е. анализа собственных знаний и действий, и необходимости прогностики, т.е. выбора правильного способа действий или правильного варианта ответа на основе имеющейся информации в условиях временного и эмоционального напряжения. И опять же, без военно-исторических знаний по специальности, рефлексию и прогностику обучающемуся будет провести сложнее. В заключительной части занятия, помимо «стандартных» форм и методов, применение методов игрового моделирования и синквейна позволяют подвести итоги занятия и, не снижая делового настроя, критически оценить свои и чужие результаты, спрогнозировать дальнейшие действия товарищей и преподавателей.

К примеру, в ходе проведения практических занятий особой категории сложности и опасности, таких как обкатка личного состава танками, парашютные прыжки в

Anfalov Evgeniy Vladimirovich pedagogical

THE NEED TO STUDY THE MILITARY-HISTORICAL ... sciences

сложных условиях, преодоление водных преград и т.д. необходимо помимо базовых знаний разъяснять необходимость тех или иных действий. И пример проводимых еще в XVIII веке А.В. Суворовым учений будет не лишним. Так нередко в суворовские слова «тяжело в учении

- легко в бою» вкладывают общий смысл, без особой конкретизации. Да строил копии укреплений врага, тренировал на них и т.п. Но именно А.В. Суворову приписывают использование в ходе ротных и батальонных учений жестокого способа обучения, как отражение реальных кавалерийских атак. Ротные колонны пехоты с ружьями, заряженными холостыми патронами, выстраивались с интервалами, чтоб между ними мог проехать всадник. Позади строя ставились корзины с овсом для кормления лошадей. Суворов приказывал кавалерии идти в атаку галопом с саблями наголо. Солдаты пехоты открывали огонь в тот момент, когда лошади неслись сквозь строй. После многократного повторения, лошади приучались к выстрелам в упор, а пехотинцы

- к уверенным действиям рядом с мчащимися лошадьми. Полученные травмы и увечья не останавливали Суворова. Для усиления напряжения и обучения действий в реальном бою с турецкой кавалерий, полководец усложнял учение: строй пехоты размыкался только в самый последний момент. В этом случае потери были еще больше. Но Суворов продолжал обучать подчиненных, считая результат важнее.

Фундаментальное знание военной истории и военного искусства является основой дальнейшего становления курсанта как будущего офицера. Это позволит учить курсантов не шаблонному мышлению, а на основе базовых знаний обучать нестандартным методам военно-профессиональных действий, учить будущих офицеров военному искусству, а не ремеслу.

Военный энциклопедический словарь трактует инициативу в бою как способность военнослужащего к самостоятельным активным действиям, направленная на успешное выполнение поставленной боевой задачи, исходя из складывающей обстановки и общего замысла действий [3, с.385].

Нередко в ходе подготовки для войск квалифицированных специалистов военные вузы отмечают, что в учебных программах невозможно предусмотреть выработку у будущих офицеров инициативы, умений предвидеть возможный ход и результат при решении учебно-боевых задач, генерировать собственные варианты решения. Все эти качества, безусловно, базируются на знаниях по основным предметам по военной специальности. Но умения предвидеть возможный ход событий, инициативность в боевых условиях, как адекватная реакция военнослужащего на изменение обстановки в бою, и формируется в напряженном процессе получения высшего образования в стенах военного вуза как его реакция обучающегося на постоянное получение новой информации: он приучается непрерывно прогнозировать ее изменение, правильно анализировать ее и использовать в своих интересах.

Характерными показателями сформированности рефлексивно-прогностической готовности являются:

- стремление работать по избранной военной специальности;

- желание управлять военной техникой, владеть различными видами оружия;

- осознанное желание стать военным профессионалом;

- стремление к ответственности в управлении людьми, за принятое решение в изменяющихся условиях;

- потребность курсантов в развитии рефлексивности, прогностических способностей;

- способность к самоанализу и прогнозированию своей деятельности;

- стремление испытать себя в сложных военно-профессиональных ситуациях;

- потребность реализовать свои военно-профессио-

нальные способности в экстремальных условиях.

Кроме того, всесторонние межпредметные связи военной истории с общеисторическими, социально-экономическими, общевоенными и тактико-специальными дисциплинами, синтезируют систему знаний, являющуюся базой научного и духовного мировоззрения будущих офицеров и влияющей не только на их саморазвитие, но и качество всего военно-профессионального обучения.

Привлечение большого количества обучающихся к участию в Олимпиадах по военной истории среди курсантов высших военных учебных заведений также играет немаловажную роль в выполнении задачи современного образования: сочетания образования и воспитания.

Таким образом, если в ходе образовательной деятельности военного вуза повсеместно изучается военно-историческое наследие Российской армии, то происходит и формирование личностных качеств будущего офицера страны.

Но вместе с тем, следуя принципу педагогической поддержки [12, с.74], эффективность реализации условия «изучение военно-исторического наследия Российской армии» в ходе формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов во многом зависит от профессионализма профессорско-преподавательского и командного состава вуза, их умения находить наиболее целесообразные приемы, формы и методы обучения и воспитания. Именно умелое применение педагогами и командирами курсантских подразделений условия для саморазвития, самоактуализации объектов военно-исторического наследия способно обеспечить саморазвитие и становление будущих защитников Родины. При этом слепое копирование чужого по духу и букве опыта иностранных вооруженных сил без привлечения исторического опыта своей страны положительных результатов в перспективе принести не может.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев Ю.В. Объекты культурного наследия М.: Проспект, 2016. 560 с.

2. Анфалов Е.В. Сущность и особенность рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Международной научной конференции. Краснодар, 2017. С. 49-52.

3. Военный энциклопедический словарь / под ред. Горкина А.П., Золотарева В.А. и др. М.: Эксмо, 2007. 1024 с.

4. Горемыкин В.П. Военное образование: цель - на развитие // Вестник военного образования, 2016. №4 [Электронный ресурс]. URL: http://vvo.milportal.ru/ voennoe-obrazovanie-tsel-na-razvitie/ (дата обращения: 18.10.2017).

5. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990, 195 с.

6. Керсновский А.А. Философия войны М.: Российский военный сборник, 1995. С.10-90.

7. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике Челябинск, Урал ГАФК, 1996. 144 с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1987. 750 с.

9. Педагогика: учебник для бакалавров / под ред. Пидкасистог П.И. М.: Юрайт, 2012. 511 с.

10. Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Сластенина В.А. М.: Юрайт, 2012. 332 с.

11. Смагин А.М. Философские обоснования военно-исторического знания: Проблема истины. Диссертация кандидата философских наук М.,1998. 172 с.

12. Уварина Н.В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 73-76.

13. Устав воинский // Полное собрание законов

педагогические науки

Анфалов Евгений Владимирович НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ...

Российской империи, с 1649 года. СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. Т. V. 1713-1719, № 3006. С. 203-453 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nlr.ru/e-res/ 1^_г^еагЛ^р(дата обращения 10.10.2017).

14. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография Челябинск: РБИУ, 2010. 316 с.

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.