Научная статья на тему 'Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов'

Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / CADETS OF MILITARY SCHOOLS / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / COMPONENTS OF MODEL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / САМОАНАЛИЗ / SELF-AWARENESS / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / VOLITIONAL QUALITIES / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / REFLEXIVE AND PREDICTIVE READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

Одним из важнейших личностных качеств будущего офицера на сегодня является его рефлексивно-прогностическая готовность, обусловленная необходимостью действовать в постоянно меняющейся обстановке и условиях дефицита времени и риска. Формирование этой готовности сложный, но необходимый в современных условиях интенсификации военного образования педагогический процесс. При этом акцент в образовательной деятельности делается на формирование у будущего офицера готовности выполнить служебные обязанности в любой момент времени и с требуемыми эффективностью и качеством. В статье обусловлена необходимость создания структурно-функциональной модели формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов. На основе анализа научной литературы и научных исследований в статье раскрыты особенности функционирования компонентов исследуемой модели и даны их характеристики. Определены принципы функционирования рассматриваемой модели и педагогические условия, повышающие ее эффективность в условиях военного вуза. Представлены некоторые итоги контрольного этапа эксперимента внедрения модели формирования рефлексивно-прогностическая готовности в военных вузах Челябинска и Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS MODEL OF THE FORMATION OF REFLEXIVE AND PREDICTIVE READINESS OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS

One of the most important personal qualities of the future officer today is his reflexive and predictive readiness due to the need to act in a constantly changing environment and shortage of time and risk. The formation of this readiness difficult, but necessary in the modern conditions of intensification of military education pedagogical process. The emphasis of educational activity is the formation of the future officer's readiness to perform duties at any one time and with the required efficiency and quality. The article is due to the need to create a structurally functional model of formation of reflexive and predictive of readiness of cadets of military schools. Based on the analysis of scientific literature and research in the article the features of functioning of components of the model and their characteristics. Principles of functioning of the model and pedagogical conditions that increase its effectiveness in a military University. Presents some of the results of the control phase of the experiment of implementing the model of reflexive and predictive readiness in military high schools of Chelyabinsk and Novosibirsk.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов»

педагогические Анфалов Евгений Владимирович

науки МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 378.147

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

© 2017

Анфалов Евгений Владимирович, аспирант

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454015, Россия, Челябинск, улица Шагольская 1-й квартал, дом 6, e-mail: [email protected])

Аннотация. Одним из важнейших личностных качеств будущего офицера на сегодня является его рефлексивно-прогностическая готовность, обусловленная необходимостью действовать в постоянно меняющейся обстановке и условиях дефицита времени и риска. Формирование этой готовности сложный, но необходимый в современных условиях интенсификации военного образования педагогический процесс. При этом акцент в образовательной деятельности делается на формирование у будущего офицера готовности выполнить служебные обязанности в любой момент времени и с требуемыми эффективностью и качеством. В статье обусловлена необходимость создания структурно-функциональной модели формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов. На основе анализа научной литературы и научных исследований в статье раскрыты особенности функционирования компонентов исследуемой модели и даны их характеристики. Определены принципы функционирования рассматриваемой модели и педагогические условия, повышающие ее эффективность в условиях военного вуза. Представлены некоторые итоги контрольного этапа эксперимента внедрения модели формирования рефлексивно-прогностическая готовности в военных вузах Челябинска и Новосибирска.

Ключевые слова: рефлексивно-прогностическая готовность, курсанты военных вузов, структурно-функциональная модель, компоненты модели, педагогические условия, военное образование, самоконтроль, самоанализ, волевые качества, эксперимент.

THE PROCESS MODEL OF THE FORMATION OF REFLEXIVE AND PREDICTIVE READINESS OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS

© 2017

Anfalov Evgeniy Vladimirovich, postgraduate student

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454015, Russia, Chelyabinsk, street Shagolskaya 1st quarter, building 6, e-mail: [email protected])

Abstract. One of the most important personal qualities of the future officer today is his reflexive and predictive readiness due to the need to act in a constantly changing environment and shortage of time and risk. The formation of this readiness difficult, but necessary in the modern conditions of intensification of military education pedagogical process. The emphasis of educational activity is the formation of the future officer's readiness to perform duties at any one time and with the required efficiency and quality. The article is due to the need to create a structurally functional model of formation of reflexive and predictive of readiness of cadets of military schools. Based on the analysis of scientific literature and research in the article the features of functioning of components of the model and their characteristics. Principles of functioning of the model and pedagogical conditions that increase its effectiveness in a military University. Presents some of the results of the control phase of the experiment of implementing the model of reflexive and predictive readiness in military high schools of Chelyabinsk and Novosibirsk.

Keywords: reflexive and predictive readiness, cadets of military schools, structurally functional model, components of model, pedagogical conditions, military education, self-control, self-awareness, volitional qualities, the experiment.

В условиях обострения внешних и внутренних угроз безопасности России, в Вооруженных силах, помимо разработки и внедрения новых тактических приемов ведения боевых действий с применением современного вооружения, важнейшим направлением деятельности остается совершенствование содержания подготовки курсантов военных вузов.

Перед военными вузами при разработке учебных программ по воинским специальностям стоит задача создать их не только соответствующими федеральным государственным стандартам и квалификационным требованиям, но отвечающими современным тенденциям в обучении. А именно формирование у обучающихся помимо предметных знаний, умений и навыков целого набора компетенций и личностных качеств, позволяющих им эффективно выполнять свои военно-профессиональные обязанности. Одним из таких интегративных качеств военного специалиста по нашему мнению является рефлексивно-прогностическая готовность курсанта как будущего офицера.

Повседневная военно-профессиональная деятельность офицера, а тем более деятельность в боевой обстановке требуют от него готовности в любой момент времени выполнить свои служебные обязанности с наилучшим результатом и эффективностью. И как показывает практика, в динамике окружающей обстановки, в условиях дефицита времени многое зависит от умений офицера предвидеть ход событий, внутренней собранности, самоконтроля и самоанализа, волевых качеств и мотивации [1, с.49].

Поэтому необходимость разработки модели процес-

са формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов обусловлена современными требованиями, а обладание указанным личностным качеством курсанта как будущего офицера будет являться существенным фактором повышения качества и эффективности обучения и залогом его развития в военно-профессиональной сфере.

Ранее, в своем исследовании мы уже рассматривали модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов [2]. Но принимая педагогическое понятие «готовность» как фундамент профессиональной компетенции, мы графически опишем алгоритм формирования исследуемого педагогического продукта на основе определенных исследованием компонентов и педагогических условий в свете специфики образовательного процесса военного вуза.

Основываясь на результатах своего исследования и анализе подобных исследований, проведенных А.В. Дубровским (2016), А.А. Вакула (2016), И.С. Панферкиной (2012), А.Н. Ширяев (2012), З.Н. Черных (2015), А.В. Патлах (2015), В.П. Исаенко (2016) и др., мы, придерживаясь принципа поэтапности формирования умственных действий П.Я. Гальперина [5], структуру рассматриваемой модели определили как совокупность взаимосвязанных и последовательно реализуемых этапов-компонентов: вводно-ознакомительного, информационно-рецептивного, учебно-профессионального, контрольно-оценочного и корректирующего. Кроме того, учитывая задачи нашего исследования и требования к построению моделей подобного рода (И.А. Гарькина, Р.В. Майер, Т.П. Макарова, Е.А. Петровичева, П.И. Пид-

Anfalov Evgeniy Vladimirovich THE PROCESS MODEL ...

pedagogical sciences

касистый, М.В. Слепцова, В.А. Штофф), модель носит структурно-функциональный характер.

Вводно-ознакомительный компонент предполагает выполнение мотивационной, целеобеспечивающей и цен-ностно-ориентационной функций (рис.1). Важнейшим результатом на данном этапе должно быть развитие и становление самосознания будущего офицера (военно-профессионального образа «Я»), побуждение к рефлексии и прогностике в свете предстоящей военно-профессиональной деятельности, т.е. обеспечение «принятия цели военной службы, наделение рефлексивно-прогностической готовности личностным смыслом» [4, с.290].

Функции: мотнвационная, целе обеспечивающая, ценностно-op нентационная

Методы - беседа -рассказ - пример (показ) Формы - лекции н кинолектории; - посещения музеев и комнат - встреча с ветеранами военной службы и уча станками б о евых действий; - участие в воинских ритуалах в ходе повседневной деятельности в ВУЗе Средства - демонстрация результатов; - принятие военной присяги; - вручение личного оружия; фотографирование на фоне боевого знамени и в исторически памятных местах ВУЗа; профессиональным действиям и т.п.

Информационно-рецептивный компонент Функции : информационная, интерпретационная

Методы

-рассказ -беседа

- демонстр ация -убеждение

- СТИМуЛИр:

Формы

-лекции;

- индивидуальные и коллективные беседы;

- занятия на тр енажерах;

- подведение итогов учебной и служебно й д еят ельно стн

Средства

- наглядные средства (ТСО. макеты ит л.);

- тр енажеры;

- индивидуальные дневники курсантов;

- журналы подведения итогов в подразделениях курсантов.

Методы

- демонстрационный;

- проблемный;

- имитационных упражнений; -рефлексивного обучения;

- прогностического обучения;

- исследовательской деятельности.

У че б н о -про ф е с с и о н а ль н ый (д еятельн остный) к : регламешационно-ооучающая. познавательно-эвристическая

Формы

- групповые занятия;

- лекции;

- семинары;

- занятия на тренажерах; -практические занятия на военной

с оружием;

полеты;

- участия в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях;

- участие в научных исследовательских р а б от ах, к о нфер енциях. изобретательских ирационализаторских работах;

- войсковая практика {стажировка);

- написание и защита БКР; -Государс (испытания.:

Средства

- наглядные средства (ТСО,

- тренажеры; -учебнаяи ~ техника;

дневники стажировок;

- планы выполнения ВКР;

- журналы подведения итогов в подразделениях курсаигов;

- индивидуальные дневники и конспекты курсантов.

Рисунок 3 - Учебно-профессиональный (деятель-ностный) компонент

Контрольно-оценочный компонент выполняет контрольную и диагностическую функции (рис. 4). При этом компонент работает совместно и в тесном взаимодействии с вводно-ознакомительным, информационно-рецептивным и учебно-профессиональным компонентами. Используя различные методы, формы и средства преподаватели, командиры и обучающиеся контролируют ход формирования искомой готовности на каждом этапе, диагностируют уровень сформированности ее критериев. Сформированность уровней рефлексивно-прогностической готовности курсанта оценивается в ходе индивидуальной работы, консультаций и общих собраний, а также с применением различных методик и тестов.

Контрольно-оценочный компонент Функции: контрольная, диагност

Рисунок 1 - Вводно-ознакомительный компонент

Информационно-рецептивный компонент предполагает выполнение информационной и интерпретационной функций (рис. 2). На данном этапе преподаватели и командиры, участвующие в образовательной деятельности военного вуза сообщают готовую информацию о рефлексии и прогностике, их роли в настоящей и будущей военно-профессиональной деятельности. Информация подается в различных формах и различными средствами. При этом главная задача преподавательского состава заключается в применении таких форм и средств, при которой обучающиеся усваивают структуру знаний, методологию и историю использования навыков рефлексивно-прогностической готовности.

Методы

-наблюдение;

- беседа групповая и индивидуальная диагностика;

- метод экспертных оценок;

- анализрефлексивных ситуаций;

- самооценки

Формы

- анкетирование;

- тестирование;

- общие собранияучебных групп и по др а зд е л ений кур с ант о в;

- индивидуальные беседы; -анализ индивидуальных журналов войсковых стажировок;

- анализ заключенийпо

р езульта там го суд арстве нных испытаний:

- анализ отзывов на выпускников службы.

Средства

-методика определения индивиду альноймеры рефлексивности А.В. Карпова; - тестовые задания -многофакторный опросник личностиКеттелла («1бГ»); -методика «Измерения р ациональности» Е.П. Ильина; -опросник волевого самоконтроля А1". Зверкова и Е.В. Эйдмана;

динамических свойств индивидуальности

В.М. Руса

Рисунок 2 - Информационно-рецептивный компонент

Учебно-профессиональный (деятельностный) компонент предполагает выполнение регламентационно-обучающей и познавательно-эвристической функции (рис.3). На данном основном этапе помимо формирования у обучающихся системы знаний о рефлексии и прогностике и умений применять эти знания для решения различных задач учебной и повседневной служебной деятельности, формируется потребность в углублении полученных знаний и в избирательном поиске при решении сложных интеллектуальных задач [3].

Рисунок 4 - Контрольно-оценочный компонент

Корректирующий компонент выполняет аналитико-диагностическую функцию (рис.5). Данный компонент описывает обобщение и анализ результатов протекания педагогического процесса полученных с использованием механизмов контрольно-оценочный компонента, их диагностику и, при необходимости, коррекцию содержания и методов формирования рефлексивно-прогностической готовности.

К принципам функционирования рассматриваемой модели, исходя из компонентного состава и современных научных исследований В.А. Сластенина, М.И. Столяренко, Н.В. Увариной [6], мы отнесли общие принципы (научности, практической направленности, совместимости с условиями военного вуза, систематичности) и специфические (признания ценности военной службы и военной специальности; параллельного прогнозирования; рефлексивности в военно-профессиональной деятельности; учета дефицита времени и обстановки риска). При этом мы исходили из того, что модель носит надпредметный универсальный характер и применима к различным видам подготовки к военно-профессиональной деятельности.

Функции

Методы

- обобщение;

- аналнзхода и результатов формир ования РПГ.

р езультатов учебной и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

военно-профессиональной

деятельности;

- консультации;

- педагогической коррекции;

- самооценка своей (мотивационной) военно-

подготовленности;

- самор егуляция.

Корректирующий

-диагно стнческая (с

Формы

-коррекция содержанияи методов формирования рефлексивно-прогностической готовности;

- самокоррекция;

- индивидуальные беседы;

- общие собрания

по др азделений кур с антов.

Средства

-планы и дневники войсковых

- журналы подведения итогов е

подразделениях кур сайтов;

- журналы индивидуальной работы скурсантамии преподавателями;

- индивидуальные дневники и курс:

Рисунок 5 - Корректирующий компонент

В ходе практической работы по внедрению исследуемой модели в образовательный процесс военных вузов мы пришли к выводу, что необходим комплекс условий, обеспечивающих успешность формирования рефлексивно-прогностической готовности у курсантов. При этом, считая педагогическим условием совокупность мер педагогического процесса, повышающих его результативность [7, с.158], исходя из личного опыта

28

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Анфалов Евгений Владимирович МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ...

военной службы и преподавательской деятельности, к условиям формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов мы отнесли: изучение военно-исторического наследия Российской армии; организацию участия курантов в конференциях, конкурсах, соревнованиях, научно-исследовательской и изобретательской деятельности; внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов рефлексивного тренинга.

В заключении отметим, что предложенная модель формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов была с эффективно реализована нами в 2015-2017 учебных годах в военных вузах Челябинска и Новосибирска. По результатам контрольного этапа эксперимента внедрения исследуемой модели у большинства курсантов (более 88%) преобладал высокий уровень сформированности рефлексивно-прогностической готовности. В контрольной группе преобладали курсанты с низким уровнем исследуемой готовности (48%).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анфалов Е.В. Сущность и особенность рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Международной научной конференции (Краснодар, август 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. С. 49-52.

2. Анфалов Е.В. Модель формирования рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военных вузов // Преподаватель XXI века 2017. №2. С. 105-114.

3. Понятийно-терминологический словарь - http:// do.mgppu.ru/gloss_disc/%D0%AD.

4. Психология: Учебник для педагогических вузов / под ред. Сосновского Б.А. М.: Высшее образование, 2008. 660 с.

5. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий сегодня // Вопросы психологии. 1993. №1. С. 92-102.

6. Уварина Н.В. Инновационные процессы в образовании / Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Д.Н. Корнеев и др. / коллективная монография. Челябинск: Цицеро, 2010. 210 с.

7. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. Челябинск: РБИУ, 2010. 316 с.

Статья поступила в редакцию 24.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.