Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов'

Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / REFLEXIVITY / FORECASTING / REFLEXIVE AND PREDICTIVE COMPETENCE / CADET OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНО&SHY / СТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

В статье приведен анализ исследований и обоснована необходимость применения такого понятия, как «рефлексивно-прогностическая компетенция курсанта военного вуза». Дана характеристика компонентов, их функций, критериев оценки и уровней развития рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Результаты могут быть использованы для дальнейших исследований проблем рефлексивности и прогностики в педагогике военной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анфалов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of reflexive and predictive competence at cadets of military higher education institutions

The analysis of researches is provided in article and need of application of such concept as reflexive and predictive competence of the cadet of military higher education institution is proved. The characteristic of components, their functions, criteria of an assessment and levels of development of reflexive and predictive competence at cadets of military higher education institutions is given. Results can be used for further researches of problems of reflexivity and prognostics in pedagogy of military school.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378:355с5 ББК 74.480:68.4(2)3

Е.В. Анфалов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТы ПРОБЛЕМы

формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов

В статье приведен анализ исследований и обоснована необходимость применения такого понятия, как «рефлексивно-прогностическая компетенция курсанта военного вуза». Дана характеристика компонентов, их функций, критериев оценки и уровней развития рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Результаты могут быть использованы для дальнейших исследований проблем рефлексивности и прогностики в педагогике военной школы.

Ключевые слова: компетентность, рефлексивность, прогнозирование, рефлексивно-прогностическая компетентность, курсант военного вуза.

E.V. Anfalov

FORMATION OF REFLExIVE AND PREDICTIVE COMPETENCE AT CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The analysis of researches is provided in article and need of application of such concept as reflexive and predictive competence of the cadet of military higher education institution is proved. The characteristic of components, their functions, criteria of an assessment and levels of development of reflexive and predictive competence at cadets of military higher education institutions is given. Results can be used for further researches of problems of reflexivity and prognostics in pedagogy of military school.

Key words: competence, reflexivity, forecasting, reflexive and predictive competence, cadet of military higher education institution.

Система основных определений и понятий, сложившаяся сегодня в педагогике, базируется на философских концепциях классического образования. При этом указанная система не всегда способна немедленно описать возникающие сегодня педагогические явления и инновации. В связи с этим имеется потребность в новых гипотезах и идеях, которые могут стать основой дальнейшего развития педагогики.

Необходимость постоянного совершенствования системы военного образования как неотъемлемой составной

о

О Ф т s H о о

X

о с о

X

са s

о ф

ф

X

ГО са о

части российской системы образования является одним из приоритетных вопросов, стоящих перед руководством нашей страны. Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ В.В. Путин на одном из совещаний по вопросам развития Вооруженных Сил отметил, что для дальнейшего повышения качества военного образования необходимо, сохраняя лучшие методики подготовки кадров, искать новые, перспективные, передовые подходы, прежде всего направленные на максимальное приближение образо-

S m ао о «

3 *

v5 «

0 S

с m

1 °

о

ф

ГО

Ф ^ is

О s ф

Т X

s ф

I- I-

ф ф

ас

О s

Ф о

I— ^

m

о ^

го ■&

z

<

od Ш

вательного процесса к тем реальным задачам, которые офицерам приходится решать в войсках [7].

Соответственно возрастают требования к уровню компетентности высококвалифицированных офицерских кадров: они должны уметь в ограниченных временных параметрах анализировать обстановку и собственные действия, предвидеть и прогнозировать развитие ситуаций в ходе повседневной и учебно-боевой деятельности, реально оценивать возможные действия вероятного противника и возможности себя и своего подразделения, то есть обладать рефлексивно-прогностической компетенцией.

Большинство исследователей поня-тия«профессиональнаякомпетентность» придерживаются системного подхода к толкованию проблемы (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.Г. Слугина, В.Д. Шадри-ков). Они определяют «компетентность» как системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности, а «компетенцию» как компетентности, опредмеченные в деятельности [10, с. 18].

На сегодняшний день высшее военное профессиональное образование, является практико-ориентированным. Развиваясь в русле компетентностного подхода ФГОС ВПОШ поколения, оно обеспечивает формирование будущему офицеру компетенций, необходимых ему как военному профессионалу. Основой этого является формирование у офицера-выпускника целого ряда взаимосвязанных профессиональных навыков и умений, призванных обеспечить ему успешное решение различных учебно-боевых задач, а также стать базой для дальнейшего служебного роста.

Повседневная деятельность офицера всегда связана с анализом ее организации и осмыслением успешности достигнутых собственных результатов и воинского коллектива, прогнозированием дальнейших действий своих и окружающих, то есть эта деятельность по своей природе является рефлексивно-прогностической.

И анализируя перечень компетенций выпускников военных вузов, можно отметить, что элементы рефлексивно-прогностических навыков входят в модульную структуру профессиональной подготовки будущих офицеров.

Вместе с тем существующая система военного образования лишь формально требует осмысления происходящего от преподавателя и от обучающихся, и в этой системе отводится мало места рефлексивно-прогностическим видам деятельности. Традиционные формы обучения военной школы не обращают особого внимания на развитие рефлексии и прогнозирования, поэтому актуальной становится разработка ситуаций, требующих передачи смысла, цели и содержания собственной деятельности, и вместе с тем специальных практик и методик, позволяющих развивать рефлексивные [1, с. 203-206] и прогностические механизмы.

Понятие «рефлексивно-прогностическая компетенция курсанта военного вуза» мы будем дефинировать на базе анализа категорий, входящих в него: «профессиональная рефлексия» и «прогностическая компетенция».

В философии понятие «рефлексия» рассматривается как способность человеческого мышления к критическому самоанализу [9, с. 722].

Рефлексию, как базовый компонент профессионального развития личности, предлагают рассматривать Т.Д. Ба-рышева, И.А. Бочкарева, Б.З. Вульфов, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Т.Е. Седанки-на, Н.Л. Слугина, О.А. Полищук и другие исследователи. Профессиональная рефлексия, по их мнению, является внутренней работой личности по соотнесению себя, своих возможностей с тем, чего требует данная профессия [2, с. 3]. При этом, по мнению В.В. Краевского, рефлексия помогает обучающимся использовать имеющиеся результаты профессиональной деятельности для поднятия ее эффективности в дальнейшем [3, с. 7].

Курсанты, обучаясь в стенах военного вуза, находятся под постоянным внешним педагогическим воздействием командиров и преподавателей, и одно-

временно, благодаря рефлексии, их сознание должно быть направлено на осмысление своих действий, самооценку и выстраивание своего поведения в соответствии с достигнутыми результатами. Без осознания всего этого, а также внутренних механизмов познания, курсанты не смогут надежно закрепить багаж знаний, которые они приобрели в вузе.

Таким образом, рефлексия, присутствуя во всех видах человеческой деятельности, в ряде профессий, а особенно у военнослужащих, является одним из условий эффективности действий, превращаясь в основополагающую, профессионально значимую.

В нашем исследовании мы рассматриваем рефлексию курсанта военного вуза как анализ собственного опыта мышления и деятельности [9] и можем дать ей определение, как способность обучающегося критически анализировать и оценивать свою деятельность, с целью повышения ее эффективности при решении задач повседневной учебно-боевой деятельности.

Рефлексивную компетентность курсанта военного вуза мы определяем как профессиональное качество личности будущего офицера критически анализировать и оценивать свою деятельность, способствующее наиболее эффективному осуществлению и использованию рефлексивных способностей для достижения максимальной эффективности и результативности в служебной деятельности.

Но, исследуя профессиональную рефлексивную компетенцию курсанта военного вуза, мы постоянно пересекались с проблемой необходимости и развития и поддержания способностей военнослужащего к прогнозированию, в том числе и результатов своей служебной деятельности. И анализ современных педагогических исследований показал, что в науке сегодня, стали особое внимание уделять способностям человека действовать и принимать те или иные решения с определенным временным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий [5, с. 5]. В психологии эта способность человека прогнозировать названа антиципацией.

Прогнозирование в различных его проявлениях помимо психологов исследовалось философами (Э. Тоффлер), социологами (И.В. Бестужев-Лада, Т.М. Дридзе, В.А. Ядова и др.), педагогами (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязин-ский, Л.И. Лурье, Т.А. Султанова и др.) и представителями других направлений профессиональной деятельности. По мнению некоторых зарубежных исследователей (А. Бауэра, В. Эйхгорна, Г. Кре-бера), прогнозирование вообще следует рассматривать как форму общественной деятельности [1, с. 43]. Прогнозирование в военной сфере является универсальной способностью, являясь основой планирования, целеобразования и целе-полагания [6, с. 12].

Исследования возможностей антиципации человека как способности мысленно опережать реальность внешней среды позволяет рассматривать это понятие и с позиции его влияния на повышение эффективности профессиональной деятельности. Причем серьезные научные исследования феномена прогностических способностей личности неразрывно связываются с прогностическими компетенциями профессионала. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, структура профессиональной деятельности включает в себя специфический набор действий, совершаемый в определенной последовательности [4]. При этом такие компоненты, как постановка цели и планирование деятельности непосредственно включают в себя элементы прогнозирования, так как непосредственно связаны с целеполаганием, а появление цели и есть способность опережать события внешней среды.

Осуществляя учебную деятельность, как впрочем и любую другую, человек постоянно прогнозирует ее результат и, по возможности, старается предвосхитить ход событий.

В области военного управления прогнозирование и прогностическая компетентность управленца существенно отличается от других сфер деятельности в связи с особенностями военных действий, заключающимися в существенной неопределенности исходных данных,

о ¡£

о ф

т

н о

0

1

о ^

с

о

X

ш ^

о

¡£ ф

ф

X

го ей

о ^

2 со ао

О ^

■8" со

]5 * Е =?

£ х

иЗ « о 2

о." ей о н

X

го о

.

£

О) с о го

Ф ^

1=1

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф ^

Т X

^ ф

I- I-

ф ф

ас

О 2

Ф О

I— ^

ш

0 ^

га

1

С т и]

огромном количестве субъективных факторов, уникальности многих событий и явлений, не позволяющих собрать по ним статистику, высокой «стоимости» ошибочных решений. Вот почему способность и умение прогнозировать в ходе решения задач повседневной военно-профессиональной деятельности, а особенно в боевой обстановке, является одной из важнейших составляющих профессиональной компетенции офицера-выпускника военного вуза.

Таким образом, в нашем исследовании под прогнозированием в военно-профессиональной сфере мы понимаем специфическую мыслительную деятельность по формулировке различных гипотез об ожидаемых событиях и собственных действиях, их последствиях и включающую определенную последовательность этапов: от постановки задач до решения этих и других внезапно возникающих проблем в ходе учебно-боевой деятельности. Данный механизм является основным механизмом прогностической компетенции выпускника военного вуза.

Вместе с тем прогностическая компетентность в военной сфере не возможна без способности к самоанализу, самооценке результатов собственных действий, т.е., по мнению Н.В. Жуковой, без рефлексивности. И как уже отмечалось, компетентностный подход в условиях военного вуза предусматривает трансформацию репродуктивной учебной деятельность курсантов в творческую, при которой он осознанно готовит себя к исполнению ответственных служебных обязанностей.

Кроме того, в общее понятие «компетенции выпускника военного вуза», помимо общих профессиональных знаний, умений и навыков входят и обязательные личностные качества (инициативность, ответственность и т.д.), и элементы коммуникации (умения решать задачи лично, а также в составе воинского подразделения), и определенный опыт повседневной служебной деятельности как военнослужащего. Все это, в комплексе, формирует поведенческие модели офицера-выпускника.

Проведенный теоретический анализ различных исследований позволяет определить рефлексивно-прогностическую компетенцию курсанта военного вуза как профессиональные способности будущего офицера критически анализировать и оценивать свою деятельность, формулировать различные гипотезы об ожидаемых событиях и собственных действиях в них, их последствиях с целью повышения эффективностии результативности при решении задач повседневной служебной деятельности.

Структура рефлексивно-прогностической компетенции курсанта военного вуза включает четыре связанных между собой компонента: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный и личностный (контрольно-оценочный).

Для оценки уровня развития рефлексивно-прогностической компетенции у выпускника военного вуза были определены функции, критерии и уровни развития компетенции (рис. 1).

Компоненты рефлексивно-прогностической компетенции выполняют следующие функции:

• Мотивационно-ценностный компонент выполняет общую координирующую функцию. Критериями оценки данного компонента являются положительная мотивация к осуществлению рефлексивно-прогностической деятельности в рамках служебных обязанностей.

• Когнитивный компонент выполняет образовательную функцию и заключается в формировании у будущего офицера теоретических знаний о рефлексии и прогностики, механизмах их осуществления. Критерий оценки компонента определяется уровнем владения указанными знаниями.

• Операционный компонент выполняет результативную (процессуально-содержательную) функцию. Для оценки операционного компонента применяется критерий уровня владения рефлексивными умениями и навыками самоконтроля и саморазвития, использования рефлексивно-прогностических приемов при решении задач повседневной деятельности.

Рис. 1. Рефлексивно-прогностическая компетенция выпускника

военного вуза

Личностный компонент выполняет контрольно-оценочную функцию и оценивается по уровню самосознания обучающегося в необходимости рефлексии и прогнозировании как значимых личных качеств, по склонности к самоанализу, прогнозированию своих возможностей, использованию рефлексивно-прогностических приемов как подтверждения собственного стиля в ходе решения служебных задач повседневной деятельности.

Для оценки уровня развития рефлексивно-прогностической компетенции нами выделены три уровня по каждому критерию: репродуктивный (началь-

ный), репродуктивно-творческий (средний) и творческий (высокий).

Новая парадигма высшего военного образования предполагает, что в центре обучения лежит идея развития личности обучающегося как человека. При этом обучающийся курсант в ходе учебного процесса приобретает не только профессиональные компетенции, но и овладевает способностями самооценки и научного прогнозирования, творческого решения профессиональных и личных проблем. И к этому процессу формирования рефлексивно-прогностической компетенции необходимо приложение

о ^

о ф т

н о

0

1 1_

о а с

о

X

ш ^

о

¡£ ф

с; ■&

ф а

X

го ей о а

_ со 0.0 О ^ "8" СП

3 * _ .0

ё!

о° о. ш

ей о н

X

го о

.

£

ф

с

0

го

ф ^

1 *

о ^

ф ^

Т X

_ ф

I- I-

ф ф

ас

о 2

Ф о

комплексных усилий командного и преподавательского состава вуза.

На основе теоретического исследования в целях проверки на практике учебного процесса, в настоящее вре-

мя разработана и апробируется система последовательных этапов и педагогических условий по формированию рефлексивно-прогностической компетенции курсантов военного вуза.

Библиографический список

1. Бауэр, А. Философия и прогностика: мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования [Текст] / А. Бауэр; под общ. ред. И.В. Бестужева-Лады. - М.: Прогресс, 1971. - 425 с.

2. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания (школьников) [Текст] / Б.З. Вульфов // Педагогика. - 1992. - № 5-6. - С. 45-49.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей [Текст] / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. - 244 с.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

5. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 263 с.

6. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. -СПб.: Речь, 2003. - 352 с.

7. Совещание у Президента РФ по вопросам развития системы военного образования 15 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/19631 [дата обращения 26.01.2016 г.]

8. Слугина, Н.Л. Формирование рефлексивно-проектной компетенции у будущих бакалавров информационно-технологического направления [Текст] / Н.Л. Слугина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - Режим доступа: www.science-education.ru/ru/article/ view?id=1082. [Дата обращения 26.01.2016 г.]

9. Философия: энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

10. Шадриков, В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности [Текст] / В.Д. Шадриков // Вестник Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. «Психология». - 2006. - № 1. - С. 15-21.

Referencеs

1. Bauer A. Philosophy and prognostics: philosophical and methodological problems of social forecasting. M.: Progress, 1971. P. 425 [in Russian].

2. Vulfov B.Z.The social educator in the system of public education (of students). Pedagogika, 1992. № 5-6 P. 45-49 [in Russian].

3. Kraewsky V.V. Methodology of Pedagogy: A guide for teachers and researchers. Cheboksary: Izd Chuvash. Univ. , 2001. P. 244 [in Russian].

4. Leontiev A.N. Activities. Consciousness. Person. M.: Politizdat, 1975. P. 304 [in Russian].

5. Lomov B.F. Anticipation in the structure ofactivity M.: Nauka, 1980. P. 263.[in Russian].

6. Regush L.A. Psychology prediction: progress in the knowledge of the future. SPb.: Rech, 2003. P. 352 [in Russian].

7. Meeting with the President of the Russian Federation on the development of the military education system. November 15, 2015. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19631 [in Russian].

8. Slugina N.L. Formation of reflexive and design competence at the future bachelors of information technology program. Sovremennyie problem nauki i obrazovania, 2013. № 6. Available at:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1082 [in Russian].

9. Philosophy:Encyclopedic Dictionary. Edited by A.A. Ivin. M. :Gardariki, 2004. P. 1072 [in Russian]. 10.Shadrikov V.D. Personal qualities of the teacher as components of professional competence. Vestnil

Yaroslavskogogosudarstvennogo universiteta. Seria "Psikhologia", 2006. № 1. P. 15-21 [in Russian].

Сведения об авторе:

Анфалов Евгений Владимирович,

аспирант, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Information about the author: Anfalov Evgeny Vladimirovich,

Postgraduate student, Department of Subject Methods and Training Vocational Teachers, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378 ББК 74.480

С.В. Буцык

информационно-образовательная среда вузов

культуры: К НОВОМУ ПЕРИОДУ ИССЛЕДОВАНИй

Статья посвящена проблеме, связанной с изучением информационно-образовательной среды (ИОС) вузов российским научно-образовательным сообществом, начиная с 1990-х гг. Автор выделяет три исторических периода и приходит к выводу, что исследование ИОС вузов культуры в настоящее время приобретает особое значение.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда; вузы культуры; информатизация образования; информационная культурология.

S.V. Butsyk

INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF INSTITUTES OF CULTURE: to new PERIOD OF RESEARCHES

The information-educational environment of the Russian scientific and educational community is discussed. Three historical periods of development are identified and the conclusion is that the research of information-educational environment of institutes of culture in the present period is of particular importance.

Key words: information-educational environment; institutes of culture; informatization of education; information culturology.

Внимание со стороны российского государства и научно-образовательного сообщества к исследуемой проблеме приковано с начала 1990-х гг. и было обусловлено острой необходимостью переосмысления целого ряда категорий ввиду происходившего на стыке 1980-90-х гг. в развитых странах мира перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Значительное развитие персональной компью-

терной техники, появление глобальных общедоступных сетей и соответствующих информационно-коммуникационных технологий вызвало бурный рост популярности Internet у обычных пользователей.

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в этот период в России, понимание стратегической важности новых явлений повлекло за собой действия на высоком государственном уровне. Так, утвержденная в сентябре 1993 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.