Научная статья на тему 'Развитие способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза'

Развитие способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / САМОКОНТРОЛЬ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SELF-CONTROL / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM APPROACH / MODELLING METHOD / MILITARY INSTITUTION / PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баннов Вадим Владимирович

Самоконтроль в образовательном процессе военного вуза определяется как его системный компонент, следовательно, целенаправленное развитие способности курсантов к самоконтролю должно быть рассмотрено с позиций общенаучного системного подхода. Применение данного методологического подхода позволяет рассматривать каждый моделируемый компонент самоконтроля не как самостоятельное и независимое образование, а как элемент, чьи оставшиеся степени свободы подчинены общему плану функционирования системы, направленного на полезный результат. В статье представлена модель педагогической системы развития способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза конструкция, представляющая собой графическое и словесно-логическое описание целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса военного вуза, позволяющее изучать эту систему, воспроизводить ее в образовательном процессе военного вуза, а также управлять ее функционированием и развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students’ Ability to Self-Control in the Educational Process of Military Higher Education Institution

Self-control in the educational process of the military higher education institution is defined as a system component, consequently, the purposeful development of the students’ ability to self-management should be considered from the standpoint of the General scientific system approach. The application of this methodological approach allows us to consider each component of the simulated self-control not as Autonomous and independent education, but as an element which remaining degrees of freedom are subject to the General plan of the system operation, directed to get a useful result. The article presents a developed model of the pedagogical system of developing the students’ ability to self-control in the educational process of the military higher education institution construction, which is a graphic and verbal-logical description of the targeted pedagogical interaction of subjects of the educational process of the military higher education institution, which allows studying the system, reproducing it in the educational process of the military higher education institution, as well as managing its operation and development.

Текст научной работы на тему «Развитие способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза»

УДК 37

В. В. Баннов

Развитие способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза

Самоконтроль в образовательном процессе военного вуза определяется как его системный компонент, следовательно, целенаправленное развитие способности курсантов к самоконтролю должно быть рассмотрено с позиций общенаучного системного подхода. Применение данного методологического подхода позволяет рассматривать каждый моделируемый компонент самоконтроля не как самостоятельное и независимое образование, а как элемент, чьи оставшиеся степени свободы подчинены общему плану функционирования системы, направленного на полезный результат.

В статье представлена модель педагогической системы развития способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза - конструкция, представляющая собой графическое и словесно-логическое описание целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса военного вуза, позволяющее изучать эту систему, воспроизводить ее в образовательном процессе военного вуза, а также управлять ее функционированием и развитием.

Ключевые слова: образовательный процесс, системный подход, самоконтроль, метод моделирования, военный вуз, педагогическая система.

V. V. Bannov

Development of Students' Ability to Self-Control in the Educational Process of Military Higher Education Institution

Self-control in the educational process of the military higher education institution is defined as a system component, consequently, the purposeful development of the students' ability to self-management should be considered from the standpoint of the General scientific system approach. The application of this methodological approach allows us to consider each component of the simulated self-control not as Autonomous and independent education, but as an element which remaining degrees of freedom are subject to the General plan of the system operation, directed to get a useful result.

The article presents a developed model of the pedagogical system of developing the students' ability to self-control in the educational process of the military higher education institution - construction, which is a graphic and verbal-logical description of the targeted pedagogical interaction of subjects of the educational process of the military higher education institution, which allows studying the system, reproducing it in the educational process of the military higher education institution, as well as managing its operation and development.

Keywords: self-control, educational process, system approach, modelling method, military institution, pedagogical system.

Теоретический поиск в области развития самоконтроля будущих офицеров показывает необходимость разработки педагогической системы развития способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза, а также обоснования возможности использования в организации самоконтроля современных информационных технологий. Такая система должна представлять собой логически выверенную конструкцию, не противоречащую условиям образовательного процесса военного вуза, согласующуюся с его основными направлениями, поддерживающую актуальные задачи развития профессионального военного образования.

Если рассматривать самоконтроль в образовательном процессе военного вуза как его системный компонент, то целенаправленное развитие

© Баннов В. В., 2016

способности курсантов к самоконтролю должно быть рассмотрено с позиций общенаучного системного подхода. Методологию системного исследования педагогических объектов и явлений раскрывает метод моделирования, который заключается в создании упрощенного заменителя изучаемого объекта [1], отражающего наиболее существенные компоненты и связи, необходимые и достаточные для изучения объекта, его воспроизведения в педагогической практике и управления им. С учетом этого дадим рабочее определение модели педагогической системы развития способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза как идеальной конструкции, представляющей собой графическое и словесно-логическое описание целенаправленного педагогического взаимодействия

субъектов образовательного процесса военного вуза, позволяющее изучать эту систему, воспроизводить ее в образовательном процессе военного вуза, а также управлять ее функционированием и развитием. В наибольшей степени нашим задачам отвечает структурно-функциональная модель в составе целевого, мотивационно-стимулирующего, инструментально-

методического, ресурсно-обеспечивающего, дея-тельностно-содержательного, процессуального и контрольно-оценочного блоков (рисунок 1).

Целевой блок модели призван обеспечить функцию целеполагания и прогнозирования индивидуального профессионального развития курсанта, установить роль самоконтроля для достижения цели, а также включить развитие способности курсанта к самоконтролю в число целей образовательного процесса военного вуза. Содержательная характеристика целевого блока на уровне организации системы определяется через подсистемы, подлежащие изменению и дополнению:

— нормативные документы по организации образовательного процесса военного вуза с учетом внедрения педагогической системы развития способности курсантов к самоконтролю;

— систему аттестации выпускников военного вуза, позволяющую обратить внимание курсантов на способность к самоконтролю как профессионально важное качество выпускника;

— система оценки качества управления образовательным процессом военного вуза, которая должна включать и оценку организации самоконтроля как одной из ключевых функций военного вуза.

Деятельностно-содержательный блок выполняет функцию организации деятельности, обеспечивающей развитие рассматриваемого качества личности, и представляет собой совокупность организационных структур и механизмов, содержания обучающей, воспитывающей и мотивирующей педагогической деятельности, необходимой для достижения цели системы [2; 3]. Его содержание образует следующие организационные элементы (блоки, модули):

— интерактивный курс самоконтроля - построенная на основе информационных техноло-

гий и расположенная в локальных информационных ресурсах военного вуза частично автоматизированная учебная среда, обеспечивающая формирование у курсантов начальных представлений, умений и навыков самоконтроля в интерактивном взаимодействии с учебной программой;

— методические занятия в рамках должностной подготовки командиров и преподавателей как программа по отдельной методической теме, осваивая которую, командир и преподаватель готовятся к организации самоконтроля, поддержке профессиональной рефлексии курсантов, управлению процессом самоконтроля в объеме своей должности;

— учебные задачи на осуществление самоконтроля - задачи в рефлексивной части учебных дисциплин, включенные в учебно-методические комплексы дисциплин и позволяющие курсанту самому оценить уровень достижения учебного результата;

— самостоятельная подготовка курсантов (рефлексивные блоки, тренировки и упражнения) - ключевая форма учебно-профессиональной деятельности курсантов, в ходе которой они могут самостоятельно на основе предложенных оценочных средств оценить уровень сформированности сложных междисциплинарных профессиональных компетенций.

Инструментально-методический блок, обеспечивающий реализацию функции методического обеспечения, объединяет методические разработки в области методов и средств самоконтроля применительно к основной образовательной программе, реализуемой в военном вузе. Его содержание образуют результаты освоения основной образовательной программы, паспорта профессиональных компетенций (уровни и показатели), результативные блоки (в учебных дисциплинах, курсах по выбору, в программах дополнительного образования), фонд оценочных средств самоконтроля (тесты, интерактивные задания, рефлексивные карты). Включение этих компонентов в инструментально-методический блок модели означает то, что они должны отвечать дополнительным требованиям, обеспечивающим объективный самоконтроль.

Функция: всестороннего обеспечения

- Миф. ресурсы (локальные ресурсы, среды, индив. кабинеты) Системы обеспечения инф. безопасности (уровни и режимы доступа, организация работы, мероприятия по защите)

- Материальные ресурсы (точки доступа, индив. компьютеры, средства коммуникации)

- Кадровые ресурсы (подготовленные субъекты и коллективы)

_ Временные ресурсы (лимиты времени на самоконтроль в уч. дисциплинах, в самоподготовке)

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Ц

Функция: методического обеспечения

Результаты освоения основной образовательной программы Паспорта профессиональных ■ компетенций

(уровни и показатели формирования)

. Результативные блоки

(в учебных дисциплинах, в курсах по выбору, в программах дополнительного образования)

_ Фонд оценочных средств самоконтроля

(тесты, интерактивные задания, кейсы, рефлексивные карты и т. д.)

<=1

ФГОС во

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОЕННОМУ СПЕЦИАЛИСТУ „

Функция: целеполагания и прогнозирования

Индивидуализированные цели профессионального развития

Нормативные документы организации образовательного процесса военного вуза - Система аттестации выпускников военного вуза

ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Функции: мотивации, стимулирования поддержки — Мероприятия но развитию

активности и самостоятельности (в системе воспитательной работы, в учебном процессе)

_Актуализирующие блоки

в структуре учебных занятий

Система поощрений и взыскание в дисциплинарной практике Баллыю-рейтинговая система "оценки результатов учебной деятельности (дополнительные баллы за самостоятельность и инициативу в профессиональной подготовке)

2

''функция: организации

- Интерактивный курс обучения самоконтролю

Должностная подготовка командиров и преподавателей

(методические занятия ) Учебные задачи на самоконтро.н

• (в учебных дисциплинах, в курсах по выбору, в программах дополнительного образования)

Самостоятельная подготовка

— курсантов

(блоки самоконтроля, тренировки и упражнения)

Функция: распределения педагогических взаимодействий

Этапы процесса развития способности к самоконтролю

'- (этап мотивации и ориентировки, этап обучения и

подготовки, этап сопровождения, этап самостоятельности)

Функция: контроля и коррекции

_ Система критериев и показателей оценки

_ Методы оценки

_ Измерительные линейки

_ Уровни развития способности к самоконтролю (недопустимый, критический, допустимый и оптимальный)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

А

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ

Рисунок 1. Структурно-функциональная модель педагогической системы развития способности курсантов к самоконтролю

Накопленный в педагогической науке и практике опыт инноваций демонстрирует значение мотивации педагогической и учебно-профессиональной деятельности как фактора эффективности инновационной деятельности. В связи с этим в модели нами выделен мотивационно-стимулирующий блок, через который реализуются функции мотивации и стимулирования основных субъектов самоконтроля: курсантов, командиров и преподавателей военного вуза. Функция мотивации заключается в создании условий, при которых у субъекта возникают внутренние динамические побуждения к осуществлению самоконтроля в процессе профессионального развития (курсанты), к организации самоконтроля (командиры и преподаватели). Стимулирование как функция самоконтроля заключается в организации постоянно действующих условий профессиональной деятельности, активизирующих самостоятельность курсанта в профессиональном развитии и способствующих мотивации командно-педагогического состава в организации самоконтроля и управлении данной системой [4].

Мотивационно-стимулирующее воздействие обеспечивают мероприятия по развитию самостоятельности и активности курсантов в ходе воспитательной работы, в учебном процессе; специальные блоки, актуализирующие самоконтроль при освоении конкретного содержания (как правило, актуализация самоконтроля оказывается наиболее эффективной во введении и в заключительной части занятия), дисциплинарная практика подразделений (в том случае, если система поощрений и взысканий учитывает результаты и стремление курсантов к осуществлению самоконтроля, она становится компонентом организации самоконтроля), балльно-рейтинговая система оценки результатов учебно-профессиональной деятельности как одно из самых эффективных управленческих средств активизации самостоятельности в профессиональной подготовке курсантов военного вуза [5].

Функцию всестороннего ресурсного обеспечения развития способности курсантов к самоконтролю выполняют элементы ресурсно-обеспечивающего блока модели. Включая его в модель, мы исходили из требований довольно распространенного в педагогике ресурсного подхода [6; 7]. В число необходимых ресурсов нами включены

- информационные ресурсы военного вуза: среда, технологии, программно-аппаратные средства;

— системы обеспечения информационной безопасности: в вузах защите подлежат группы «...различных данных, связанных не только с обеспечением учебного процесса, но и с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими разработками, персональные данные студентов и сотрудников, служебная, коммерческая и иная конфиденциальная информация» [8];

— кадровые ресурсы: субъекты системы, необходимым образом подготовленные для деятельности по развитию способности курсантов к самоконтролю на основе современных информационных технологий;

— материальные ресурсы: компьютеры, средства коммуникации и программно-аппаратные средства, необходимые для организации самоконтроля на основе современных информационных технологий;

— временные ресурсы: часть учебного времени, которая должна быть выделена в образовательном процессе для организации самоконтроля.

Развитие способности курсантов военного вуза к самоконтролю представляется нам закономерным и целенаправленным процессом изменения качеств и состояний личности, личностных образований в результате педагогических взаимодействий субъектов образовательного процесса военного вуза. Логику целенаправленного развития способности курсантов к самоконтролю отражает процессуальный блок модели. В процессе развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю нами выделены

— этап мотивации и ориентировки (на этом этапе формируется общее представление о роли самоконтроля в овладении профессиональными компетенциями, установленными стандартом, достижении индивидуальных профессионально-личностных целей, формировании и признании профессионального мастерства на уровне притязаний);

— этап обучения и подготовки (включает формирование рефлексивной позиции курсанта и операциональное оснащение процесса развития способности к самоконтролю);

— этап сопровождения (предполагает формирование первичного опыта самоконтроля при поддержке со стороны командиров и педагогов; идея педагогического сопровождения заключается в развитии собственной активности и самостоятельности субъекта при постепенном снижении объема оказываемой курсанту помощи в раз-

решении сложных проблем самоконтроля, воспитании необходимых личностных качеств);

— этап самостоятельности (предполагает развитие опыта самостоятельной организации и осуществления самоконтроля в целях индивидуального профессионального развития, формирование устойчивой психологической готовности к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза и в последующей военно-профессиональной деятельности).

Контрольно-оценочный блок необходим для актуализации самоконтроля в процессе профессионального становления будущего офицера и выполняет в модели функцию контроля и коррекции. Этот блок опосредует результаты самоконтроля и отражает их во внешних связях модели, к которым мы относим индивидуальные программы профессиональной подготовки будущих офицеров, основанные на осознании их индивидуальных результатов и сознательном выборе дополнительного учебного содержания; процедуры аттестации выпускников, предусматривающие оценку самостоятельности и активности в овладении профессиональным мастерством.

Представленная структурно-функциональная модель педагогической системы развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю призвана выполнять дескриптивную, прогностическую и нормативную функции в образовательном процессе военного вуза. Анализ содержания и функций ее блоков позволил представить и спрогнозировать эффективность данного процесса в реальных условиях.

Библиографический список

1. Дахин, А. Н. Моделирование в педагогике [Текст] / А. Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2010. -№ 1(3). - Т. 2. - С. 11-20.

2. Бородина, Л. Н. Системно-модульная технология формирования профессиональной компетентности курсантов при изучении общетехнических дисциплин в морском вузе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бородина Людмила Николаевна. - Великий Новгород, 2015. - 22 с.

3. Дулепова, Ю. В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дулепова Юлия Владимировна. - Орел, 2014. - 24 с.

4. Гирфанова, Е. Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы

[Текст] i дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 I Гирфанова Елена Юрьевна. - Казань, 2005. - 201 с.

5. Куликова, Т. С. Mодульно-рейтинговая система как средство активизации самостоятельной учебной деятельности курсантов военного вуза на занятиях по математике [Текст] i автореф. дис. ... канд. пед. наук 20.01.06 I Куликова Татьяна Сергеевна. - Пермь, 2001. - 23 с.

6. Лизинский, В. M. Ресурсный подход в управлении развитием школы [Текст] I В. M. Лизинский. -M. i Педагогический поиск, 2006. - 316 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mаврина, И. А., Колесникова, M. В. Ресурсное обеспечение развития социальной активности молодежи [Текст] I И. А. Mаврина, M. В. Колесникова. -Омск i Изд-во ОмГПУ 2011. - 115 с.

S. Проталинский, О. M., Ажмухамедов, И. M. Информационная безопасность вуза [Текст] I

0. M. Проталинский, И. M. Ажмухамедов II Вестник АГТУ - 2009. - № 1. - С. 1S-23.

Bibliograficheskij spisok

1. Dahin, A. N. Modelirovanie v pedagogike [Tekst] I A. N. Dahin II Idei i idealy. - 2010. - № 1(3). - T. 2. -S. 11-20.

2. Borodina, L. N. Sistemno-modul'naja tehnologija formirovanija professional'noj kompetentnosti kursantov pri izuchenii obshhetehnicheskih disciplin v morskom vuze [Tekst] i avtoref. dis. ... kand. ped. nauk 13.00.0S I Borodina Ljudmila Nikolaevna. - Velikij Novgorod, 2015. - 22 s.

3. Dulepova, Ju. V. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij budushhih voennyh specialistov v vuze sredstvami modul'nogo obuchenija [Tekst] i avtoref. dis. ... kand. ped. nauk 13.00.0S I Dulepova Julija Vladimi-rovna. - Orel, 2014. - 24 s.

4. Girfanova, E. Ju. Stimulirovanie issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov vysshej shkoly [Tekst] i dis. ... kand. ped. nauk 13.00.01 I Girfanova Elena Jur'evna. -Kazan', 2005. - 201 s.

5. Kulikova, T. S. Modul'no-rejtingovaja sistema kak sredstvo aktivizacii samostojatel'noj uchebnoj dejatel'nos-ti kursantov voennogo vuza na zanjatijah po matematike [Tekst] i avtoref. dis. ... kand. ped. nauk 20.01.06 I Kuli-kova Tat'jana Sergeevna. - Perm', 2001. - 23 s.

6. Lizinskij, V M. Resursnyj podhod v upravlenii razvitiem shkoly [Tekst] I V. M. Lizinskij. - M. i Peda-gogicheskij poisk, 2006. - 316 s.

7. Mavrina, I. A., Kolesnikova, M. V Resursnoe obespechenie razvitija social'noj aktivnosti molodezhi [Tekst] I I. A. Mavrina, M. V Kolesnikova. - Omsk i Izd-vo OmGPU, 2011. - 115 s.

S. Protalinskij, O. M., Azhmuhamedov,

1. M. Informacionnaja bezopasnost' vuza [Tekst] I O. M. Protalinskij, I. M. Azhmuhamedov II Vestnik AGTU. - 2009. - № 1. - S. 1S-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.