Научная статья на тему 'Этапы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в образовательном процессе высшего военно-учебного заведения'

Этапы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в образовательном процессе высшего военно-учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иоаниди Анатолий Фёдорович

В статье рассматривается проблема развития военно-профессиональной направленности личности курсантов младших курсов высшего военно-учебного заведения. Определены этапы развития военно-профессиональной направленности личности, формы и методы практической работы по ее развитию. Предложены организационно-педагогические условия развития военно-профессиональной направленности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития военно-профессиональной направленности личности курсантов в образовательном процессе высшего военно-учебного заведения»

КОЧУРОВА Вера Владимировна, кандидат технических наук, доцент, заместитель заведующего но учебно-методической работе, кафедра Сооружение и эксплуатация нефтегазопроводов, Тюменский государственный нефтегазовый универсигет. КУРЧАТОВА Анна Николаевна, к.г.-м.н., доцент, преподаватель кафедры Криологии Земли, Тюменский государственный нефтегазовый университет.

БОЙЦОВ Александр Валерьевич, к.г.-м.н., доцент, преподаватель кафедры Криологии Земли. Тюменский государственный нефтегазовый университет.

Статья поступила в редакцию 03.11.06 г. © Аитнпова А.И., Кочурова В.В.. Курчатова А.Н., Бойцов А.В.

УДК 378:355 Д ф ИОАНИДИ

Омский танковый инженерный институт

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ__

В статье рассматривается проблема развития военно-профессиональной направленности личности курсантоз младших курсов высшего военно-учебного заведения. Определены этапы развития военно-профессиональной направленности личности, формы и методы практической работы по ее развитию. Предложены организационно-педагогические условия развития военно-профессиональной направленности курсантов.

В условиях продолжающейся реформы Вооруженных сил российское общество предъявляет высокие требования к качеству подготовки офицерских кадров, что, в свою очередь, обусловливает преобразование облика российской высшей военной шкоды, системы поенного образования.

Профессиональная направленность личности является основой правильною выбора профессии. В основе выбора профессии офицера лежит военно-профессиональная направленность, которую некоторые военные исследователи относят, прежде всего, к числу профессионально важных качеств офицеров как государственных служащих 111.

Профессиональная направленность не является неизменным качеством личности. Процесс формирования и развития военно-профессиональной направленности личности условно можно разделитьна несколько этапов, в ходе которых у индивида закладываются определенные предпосылки перехода на более высокий уровень развития направленности:

- этап формирования военно-профессиональной направленности до поступления в ввуз;

- этан развития военно-профессиональной направленности в период получения профессионального образования;

- этап укрепления военно-профессиональной направленности в период офицерской службы.

Недостаточный уровень сформированности военно-профессиональной направленности личности юношей, поступающих в высшие военные учебные

заведения, не только снижает уровень успешности их адаптации в первые месяцы обучения, но и затрудняет развитие профессионально важных качеств военнослужащих, ведёт к нарушениям воинской дисциплины, снижению учебной успеваемости и. как следствие, к отчислению курсантов по причине неуспеваемости и нежелания учиться. По данным некоторых источников, ежегодно от 7 до 0 тысяч курсантов прерывают учебу в военно-учебных заведениях [2). В силу этого актуальность развития военно-профессиональной направленности в ходе образовательного процесса определяется задачами качественного улучшения подготовки специалистов, снижения экономических потерыю причине отчис-ляемости курсантов.

Содержание целостного образовательного процесса. характер учебно-профессиональной деятельности курсантов, используемые формы и методы обучения и воспитания, отношения между преподавателями и курсантами должны быть ориентированы на развитие профессиональной направленности будущих офицеров, отвечать современным требованиям, а также потребностям развивающейся личности.

На основе анализа состояния проблемы военно-профессиональной направленности личности в педагогической теории и практике мы пришли к выводу, что развитие военно-профессиональной направленности личности курсанта можно рассматривать как поэтапный, комплексный, управляемый, непрерыв-

ный, динамический процесс, в ходе которого происходят изменения качественных характеристик военно-профессиональной направленности личности будущего офицера.

Хотя развитие военно-профессиональной направленности личности курсантов происходит на протяжении всего периода обучения в вузе, особое значение приобретает решение данной проблемы в первые три года. Это обусловлено тем, что в начальный период обучения основные мотивы военно-профессиональной деятельности курсантов, как показывают исследования, лежат чаще вне профессии как таковой. В ходе овладения профессией происходит перестройка мотивационной сферы курсанта, формируются мотивы, связанные с интересом к военно-профессиональной деятельности. Немаловажным является и то, что успешность овладения профессией во многом зависит и от удовлетворенности курсантами своей деятельностью, начиная с первых шагов в профессию.

При отсутствии специально организованных мер по развитию военно-профессиональной направленности личности курсантов в первые три года его обучения тенденцией стихийного развития мотивации военно-профессиональной деятельности является ее снижение по мере обучения курсантов в ввузе, кризисе на 3-м курсе и некотором выравнивании к выпуску. Анализ данных, полученных в ходе обследования первокурсников Омского танкового инженерного института в 2003-2006 гг., показывает, что снижение уровня военно-профессиональной направленности к концу первого семестра обучения происходит у каждого третьего курсанта. Следовательно, актуальность целенаправленной деятельности по развитию военно-профессиональной направленности личности курсантов 1 -3-го курсов обучения не вызывает сомнений.

Процесс развития военно-профессиональной направленности личности курсантов ввуза также может быть представлен этапами: ! згап - адаптационный; II этап - ориентировочно-ознакомительный; Ш этап - развивающий; IV этан - этап достижения устойчивости военно-профессиональной направленное™.

Основаниями для их выделения стало то, что в определенные периоды обучения содержательные характеристики военно-профессиональной направленности меняются, что обусловлено характером и содержанием учебно-профессиональной деятельности курсантов и достигнутым на данный период уровнем профессионального развития личности. Практическая работа но развитию военно-профессиональной направленности личности курсантов должна строиться с учетом рассмотренных нами этапов ее развития, в соответствии с ко торыми следует определять цели, выбирать формы и методы работы.

На первом этапе (этап адаптации - первый семестр обучения) происходит первоначальное формирование отношения к профессии, создается основа военно-профессиональной направленности. Курсантом уже принято решение освоить конкретную военную профессию, у него есть определенный эмоциональный настрой. Однако уровень самостоятельности первокурсников низок, они не проявляют инициативы в освоении различных сторон избранной профессии.

Источником профессионального становления курсанта на данном этапе выступает уровень личностного развития и уровень сформированное™ образа будущей профессии.

В данный период обучения наблюдается преобладание у курсантов частных мотивов, связанных с процессом военно-профессиональной деятельности, отдельными сторонами ее содержания либо с какими-то внешними атрибутами профессии. Зачастую в первые месяцы учебы в ввузе наблюдаются сдвиги в настроении курсантов — от восторженного до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.п. Характерно и определенное снижение уровня военно-профессиональной направленности личности. Все это вызывает острую необходимость формирования и укрепления прямых мотивов овладения профессией.

Стоит заметить, что значительно отличаются от остальных курсантов на данном этапе выпускники суворовских училищ и кадетских корпусов своими более устойчивыми интересами, наличием некоторых профессиональных привычек.

Для того чтобы в процессе учебно-профессиональной деятельности стимулировалось развитие военно-профессиональной направленности личности, раскрытие и расширение ее внутренних сил, необходимо, чтобы центральными для человека были мотивы, внутренне связанные с содержанием выполняемой деятельности, а при отсутствии интереса к ней ~ мотавы долга и общественной необходимости. В связи с этим, организуя практическую деятельность курсантов в соответствии с их способностями, с первых дней обучения необходимо добиваться, чтобы притягательной и побудительной силой становилось для них основное содержание выполняемой военно-профессиональной деятельности, то, что составляет ее объективный смысл.

Главной целыо работы на этапе адаптации являе тся формирование у обучающихся адекватного образа профессионала. Недостаточная сформированное™, у большей части первокурсников объективных пред-ставлений о профессии военнослужащего обусловливает необходимости» осуществлять коррекцию этих представлений с первых дней обучения курсантов в ввузе.

Задачами этого этана является получение курсантами основных представлений о военной профессии, модели личности военного специалиста и о сферах его профессиональной деятельности. Очень важно, чтобы курсанты могли соотнести эти представления со своими интересами, склонностями и способностями.

К основным задачам развития военно-профессиональной направленности личности курсантов на данном этапе относится и формирование понимания курсантами профессионально важных качеств военнослужащего и стремления к их развитию у себя. Методы и формы учебно-воспитательной работы, используемые в этот период, должны способствовать формированию у курсантов умения сравнивать уже имеющиеся у них качества личности с профессионально важными качествами, определять возможные пути развития или коррекции этих качеств.

Стимулируют развитие профессионально значимых качеств, которые оказывают, в свою очередь, влияние на уровень профессиональной подготовки, условия подготовки, характер формирования общих и специальных знаний, умений и навыков, физическая и психологическая подготовка.

Огромное значение в этот период имеет и обеспечение эмоциональной привлекательности будущей профессии в ходе учебно-профессиональной деятельности. От личного отношения курсанта к характеру учебно-профессиональной деятельности, содержанию, условиям и ее организации зависит и

качество подготовки, стремление к овладению избранной специальностью.

Эмоциональная привлекательность деятельности может быть обеспечена как с помощью позитивной эмоциональной окрашенности занятий, так и путем целенаправленного формировании общей положительной установки курсантов на получаемую профессию. Эти задачи успешно решаются при использовании форм воспитательной работы военно-патриотической направленности (ритуалы вручения курсантских погон и личного оружия, смотры строевой песни, празднование дней воинской славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий, посещение тематических выставок в Музее воинской славы омичей и др.). при проведении экспромт-дискуссий на семинарах по военной и отечественной истории, подготовке рефератов по специальным дисциплинам.

Отсугствие достаточно глубокой военно-профессиональной направленности у первокурсников не исключает возможности ее развития в период обучения в институте. Задача состоит в том, чтобы образовательный процесс способствовал постепенному повышению уровня военно-профессиональной направленности. Этого можно достичь в том случае, когда обеспечивается совпадение ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выполнение адекватной смыслу деятельности) аспектов учебпо-профес-сио! 1аль но й деятель ности.

Па втором этапе (второй — третий семестры обучения) профессиональная направленность приобретает ориентировочно-ознакомительный характер. У курсантов уже сформирована фиксированная установка на избранную профессию и более устойчивые интересы; у них проявляются склонности, однако курсантов больше интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-профес-сиональной деятельности, у курсантов проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.

Характер организуемого образовательного процесса до,1икен способствовать осознанию курсантами целей профессиональной подготовки, принятию их как личностио значимых.

Развитию военно-профессиональной направленности в данный период способствует включение в содержание учебных занятий ситуаций возбуждения и поддержания увлеченности обучающихся практической основой профессии (индивидуальные программы по формированию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы, реализуемые в ходе служебной и учебной деятельности). Метод моделирования жизненных ситуации, затрагивающих личностный опыт курсантов, побуждает их самос тоятельно искать факты, необходимые для осознанного усвоения учебного материала, анализировать и даватьоценку ситуациям, связанным с выполнением профессиональных обязанностей (решение учебных задач, предполагающих с выполнением функциональных обязанностей командира взвода, но время тактических учений, полевых занятий и др.).

В связи с тем. что в этот пер иод наблюдается снижение интереса курсантов к избранной профессии, эффективность процесса развития военно-профессиональной направленности можетбыть обеспечена использованием методов профилактики и коррекции отрицательного отношения курсантов к избранной

воинской специальности. Это позволяет осуществить целенаправленное, своевременное и дифференцированное нсихолого-педагогическое воздействие во время учебных занятий (преподавателями), в часы воспитательной работы (офицерами воспитательных структур, психологом), во внеучебное время (офицерами факультетов, курсов) в соответствии с выявленными тенденциями развития военно-профессиональной направленности и индивидуально-психологическими особенностями курсаю-ов.

На третьем — развивающем - этапе (четвертый - шестой семестры обучения) должен произойти переход от практической увлеченности избранной профессией к устойчивому, осознанному интересу к ее теоретическим основам. Результатом такого перехода является формирование осознанной профессиональной направленности курсантов. Для данного этапа характерно формирование у курсантов твердой установки на профессию, устойчивой склонности к ней, увлеченности как практической, так и теоретической стороной учебного материала. Происходит самоутверждение личности через военно-профессиональную деятельность. К концу 3-го курса обучающимся окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

На третьем этапе происходит переход от практической увлеченности избранной профессией к устойчивому, осознанному интересу к ее теоретическим основам. Результатом такого перехода является формирование осознанной профессиональной направленности курсантов. Для данного этапа характерно формирование у курсантов твердой установки на профессию, устойчивой склонности к ней, увлеченности как практической, так и теоретической стороной учебного материала. Происходит самоутверждение личности через военно-профессиональную деятельность.

Решение проблемы превращение учебно-профес-сиональной деятельности в интересную, любимую работу и есть по существу решение проблемы развития военно-профессиональной направленности курсантов на данном этапе.

Эффективным средством развития военно-профессиональной направленности личности является привлечение курсантов к участию в деятельности военно-научного общества. Личностно ориентированное профессиональное образование способно обеспечить выбор курсантом направления исследования, требующего самостоятельности и творческого подхода, умения находить наиболее рациональные решения служебных задач.

На учебных занятиях по специальным дисциплинам целесообразно использовать имитационно-игровые ситуации в процессе выработки практических умений и навыков.

Так как на данном этапе развития воонно-про-фессиональной направленности личности осуществляется переоценка системы профессиональных ценностей, ревизия и коррекция профессионального выбора, важными задачами становятся уточнение закономерного характера этого кризиса, поиск индивидуальных способов его преодоления и выявление факторов, детерминирующих успешное развитие военно-профессиональной направленности. Учитывая рост влияния сокурсников и авторитета преподавателя на этом этапе, преимущество следует отдавать активным групповым методам психолого-педагогической поддержки.

Курсанту должна быть оказана помощь в выявлении внешних и внутренних препятствий в про-

фес-сионализации и поиске возможностей их преодоления С этой целью психологи группы профотбора и отделения воспитательной работы ввуза могут использовать систему активизирующих методик, стимулирующих повышение уровня сформированности личного профессионального плана, специально организованных занятий по уточнению вариантов профессионализации. Данная работа, на наш взгляд, должна проводиться не ситуативно, эпизодически, а внедряться как необходимый элемент профессиональной подготовки военнослужащего.

На четвертом этапе — этапе достижения устойчивости военно-профессиональной направленности (4-5-й курсы обучения) - ведущим становится увлечение курсантов своей профессией; военно-профессиональная направленность и профессиональное мастерство формируются при наличии развитых способностей к избранной профессии, ярко выраженных склонностей и призвания; отмечается наличие профессионального идеала при твердых убеждениях в личной и общественной значимости своей профессии. На данном этапе осуществляется иод-готовка выпускников к военно-профессиональной деятельности по специальности на первичных офицерских должностях.

Захвачен! юсгь профессиональной деятельностью, соответствующей возможностям человека, обеспечивает ее результативность. Способности обучающегося получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей приводит, при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности, появлению потребности в своем более разностороннем развитии. ! Повышается требовательность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности.

Общим аспектом развития военно-профессио-нальной направленности личности курсантов на каждом из перечисленных этапов является обусловленность движения вперед самим процессом усвоения новых форм профессиональной деятельности.

Результатом целенаправленной деятельности по развитию военно-профессиональной направленности личности курсантов 1 -3-го курсов обучения является определенная степень их готовности к дальнейшему освоению военно-профессиональной деятельности на старших курсах. Ее сущность выражается в тесном единстве социально-значимых мотивов, специальных знаний, навыков, профессионально важных качеств личности, способствующих выполнению военнослужащим профессиональной деятельности.

Готовность позволяет курсанту-старшекурснику успешно приступить к эффективному применению на практике, например входе войсковой стажировки, полученных знаний, умений; навыков, наилучшим образом проявлять качества, носящие профессионально значимый характер; осуществлять контроль и перестраивать свою деятельность в интересах укрепления боевой готовности и боеспособности Вооруженных сил РФ.

Предложенная нами система практической работы может обеспечить у большей части (до 80%) третьекурсников па конец учебного года развитие желательного уровня военно-профессиональной направленности, а у оставшейся части - не ниже допустимого уровня. Проведение работы с кур-сантами, чей уровень военно-профессиональной ¿1 направленности характеризуется стабильным сни-

жением или достиг критического значения, как правило, нецелесообразно из-за низкой эффективности результатов. Данная категория курсантов требует принятия административных мер воздействия и решения о целесообразности продолжения их обучения в ввузе [3|.

Очевидно, что без достаточно высоког о уровня и устойчивости военно-профессиональной направленности невозможны оптимальные «взаимоотношения» между будущим офицером и избранной им профессией |4].

Успешность развития военно-профессиональной направленности курсантов ввуза зависит от соблюдения следующих организационно-педагогических условий:

1. Переход от проведения отдельных разрозненных воспитательных мероприя тий к созданию в ввузе профессионально направленной образовательной среды.

2. Организация образовательного процесса в контексте будущей военно-профессиональной деятельности курсантов, расширение возможностей для их участия в учебно-профессиональной и служебной деятельности в соответствии с избранной специальностью.

3. Использование воспитательного потенциала базовых дисциплин, элективных курсов, разнообразных форм внеучебной, служебной работы для формирования военно-профессиональной направ ленности личности.

4. Превращение курсантов в субъект не только учебно-профессиональной, но и служебной деятельности, придание их деятельности воспроизводяще-творческого характера.

5. Использование на каждом этапе развития военно-профессиональной направленности личности курсантов адекватных уровню сформированности направленности методов, форм, средств обучения и воспитания.

6. Систематическое изучение интересов, потребностей, ценностных ориентация курсантов как основы планирования профессионально ориентированной подготовки.

7 Создание системы морального стимулирования курсантов, активно участвующих в учебно-научной исследовательской деятельности.

Таким образом, поэтапное развитие уровня военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов Омского танкового инженерного института, выбор форм, методов и средств практической работы позволит обеспечивать достижение необходимого уровня военно-профессиональной направленности, что выражается в превращении задач служебной и учебной деятельности в лично значимые цели; сформированности профессиональной убежденности; устойчивости интереса к военной профессии; настойчивости в достижении положительных результатов в учебно-профессиональной деятельности; высоких результатах служебной и учебной деятельности и удовлетворенности выбором профессии офицера.

Библиографический список

]. Железняк Д Ф Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. - М.: ВПА. 1979.-0-1 с.

2. Половиев А.. Юрченко Ю. Военно-проф^ссионйлыыи ориентация молодых офицеров |но материалам социологического исследования). / А Половиев. Ю Юрченко // Ориентир. -2004. • №12 -С.Зб-42.

3 Методические рекомендации но организации и проведению профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ. - М.: ГВМУ МОРФ. 2002. • С. 48

•I I l.i гаи в И.ЕЗ. 11еда готическая технология развития иоенно-профессиональной направленности молодежи на этапе ны(юра военной профессии: Дне .. канд. пел. наук/ И.Б. Нагаев - Омск . 2004 • 24Ъс

ИОАНИДИ Анатолий Фёдорович, начальник группы профессионального психологического отбора Омского танкового инженерного инсти тута.

Статья поступила в редакцию 30.11.00 г. © Иоаниди А.Ф.

уДК515 Е.Е. ШМУЛЕНКОВА

Омский государственный технический университет

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ГРАФИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ СТУДЕНТАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В КУРСЕ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Предложена методология получения изображений исходных данных тестовых задач на основе тестовых программ на языке AutoLISP. Разработана новая методология оценки правильности графических построений студентов, на основе обеспечения доступа к примитивам системы AutoCAD. Дана классификация задач при сортировке примитивов по заданным требованиям с целью определения рейтингового балла. На основе этого разработана совокупность прикладных подпрограмм.

За последние годы значительные изменения произошли как и оснащении высших учебных заведений вычислительной техникой, так и п содержании и ([юр-мах организаций учебной деятельности, связанной с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Широкое использование ЭВМ на различных этапах изучения дисциплин студентам предъявляют при этом дополнительные требования, связанные с организацией котроля знаний. При этом существует необходимость усиления информационной компоненты в процессе оценки графических построений выполненных студентами. Это объясняется сравнительным анализом образовательных стандартов по инженерным специальностям: где составляющая связана с изучением всякого рода графической

информации в отечественных вузах, постоянно возрастает111.

В настоящее время существует множество разработок посвященных тестирующим системам. Их принцип основан в основном на том, что на поставленные вопросы необходимо выбирать предлагаемые варианты ответов [2]. Положительной стороной этих тестирующих систем, является то. что возможно оценить теоретические знания студента но таким дисциплинам, как математика и физика. При контроле знаний по указанным дисциплинам студентам, как правило нужно определять численное значения параметров, выражений формул и др. Недостатком указанных тестирующих систем является то, что невозможно проверить практические навыки

о

Рис. 1. Проецирование плоской фигуры в линию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.