УДК 355.233, 37.047
И. А. Подворный, Омский автобронетанковый инженерный институт
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена актуальной проблеме современной военной педагогики - состоянию военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи. Автор раскрывает факторы, определяющие необходимое сегодня состояние военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи. Данные факторы автор определяет на общественно-государственном уровне (изменения во взаимодействии и интеграция армии и других социальных институтов; восстановление престижа военной службы и др.); на институциональном уровне (процессы инновационного развития института образования и ВооружЁнных сил); на вузовском уровне (трансформация современного военного вуза в отраслевой научно-технологический центр, в котором происходит создание новых технологий военно-профессиональной деятельности и подготовка специалистов, способных применять их на практике). Автором выделяется ряд принципиальных требований к военно-профессиональной ориентации как педагогической системе, которые необходимо учитывать в современных условиях при её построении.
Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, факторы влияния на военно-профессиональную ориентацию, проблемы военно-профессиональной ориентации, педагогическая система.
Военно-профессиональная деятельность является одной из самых сложных человеческих практик, ядром которой, наряду со средствами и способами, выступает человек, военнослужащий. Отношение военнослужащего к воинскому труду, мотивы и смыслы, которыми он руководствуется, ценности которые он разделяет, удовлетворенность им своей профессией образуют особое проблемное поле военной педагогики, не теряющее своей актуальности. В отношении офицера военная теория и практика исходит из того, что обоснованный профессиональный выбор, призвание офицера к военной службе есть главное условие его успешной самореализации в профессии [1].
Обращаясь к вопросам взаимосвязи офицера и профессии, следует учесть постоянное изменение требований, которые предъявляет к нему военно-профессиональная деятельность. Военная служба не является профессией в полном смысле этого слова, т. к. одного этого определения не достаточно, чтобы локализовать область приложения активности военного человека. Скорее это комплекс профессий и специальностей, каждая из которых предъявляет свои собственные запросы к способностям и задаткам военнослужащего, к качествам его личности, причём требования профессий, как пишут А. Г. Караяни и Ю. Г. Сулимов [2], могут быть диаметрально противоположными. Обоснованный профессиональный выбор, таким образом, следует рассматривать, как минимум, в двух плоскостях: в плоскости отношения человека к военной службе, а также в плоскости его соответствия требованиям выбранной военной профессии и специальности. В современных условиях он не может быть сделан стихийно и требует специальной системы ориентирования, отбора и подготовки кандидатов в офицеры.
Проблема военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи находится в поле зрения военных исследователей достаточно давно. История её решения отражает развитие отношения к военно-профессиональной ориентации молодёжи как к важному фактору стабильного функционирования армии и государства.
В истории проблемы военно-профессиональной ориентации молодёжи установилась прямая связь с процессом развития профессионального военного образования, качественное состояние которого на каждом из этапов развития определяет подходы и решения в этой области. Актуальность проблемы в её современной постановке также связана с глубоким реформированием как системы профессионального военного образования, так и военного строительства в целом, где в рамках сокращения численности Вооружённых сил стоит задача повышения качественных характеристик личного состава, в первую очередь, офицерского корпуса, вследствие чего повышается роль военно-профессиональной ориентации молодёжи.
Факторы, определяющие необходимое сегодня состояние военно-профессиональной ориентации молодёжи, можно условно отнести к трём уровням.
На общественно-государственном уровне существенное влияние оказывают изменения во взаимодействии армии и других социальных институтов, определяющие её роль в формирующемся гражданском обществе России. В первую очередь, здесь следует отметить трансформацию армии как социального института. С точки зрения А. И. Смирнова [3], её следствием является изменение организационной структуры, принципов комплектования Вооружённых сил и, прежде всего, офицерского корпуса, возвращение Вооружённым силам роли института воспитания и статуса канала социальной мобильности молодых людей [4]. Возникает необходимость в формировании новых практик социального взаимодействия, инновационного развития ранее сложившихся практик, в том числе и военно-профессиональной ориентации молодёжи. В современных условиях она не может рассматриваться только как система воспроизводства военных кадров, но является частью целенаправленной поддержки социализации молодых людей [5].
Далее выделим тенденцию интеграции армии с другими социальными институтами, при которой многие вопросы военного строительства вновь, как в советское время, перестают быть исключительно ведомственными задачами. Характерными являются успешные попытки совместной деятельности органов государственного управления, общественных и государственных организаций, системы общего и профессионального образования в подготовке граждан к военной службе, описанные в работах М. А. Кирпичева, С. П. Полякова, Ю. А. Танюхина, Ю. В. Трубина и других авторов. Анализируя опыт, полученный перечисленными авторами, можно предположить, что военно-профессиональное ориентирование молодёжи будет эффективным также только в формате совместной деятельности Вооружённых сил и других социальных институтов и, прежде всего, системы образования.
Наконец, в современном гражданском обществе России постепенно восстанавливается престиж военной службы, формируется оборонное сознание людей и осознание социальной значимости военного строительства. Это, несомненно, благоприятные факторы, образующие определённый потенциал в решении проблемы военно-профессиональной ориентации молодёжи, который должен быть использован.
Кроме того, отметим как потенциально благоприятный фактор появление ряда смежных задач, признанных государственными и приоритетными; например, задачи подготовки граждан к военной службе, патриотического и военно-патриотического воспитания, формирования здорового образа жизни молодёжи. Решение приоритетных государственных задач сегодня обеспечено необходимым ресурсом, опирается на прочную нормативную и программную базу, имеет позитивную социальную оценку. Эффективные системы военно-профессиональной ориентации, как мы считаем, не могут быть не связаны с данными задачами и хотя бы косвенно не способствовать их решению.
На институциональном уровне ключевыми можно назвать процессы инновационного развития двух институтов: института образования и самих Вооружённых сил. Инновационность современной системы образования обеспечена ведущей личностно-ориентированной образовательной парадигмой, согласно которой образование рассматривается, прежде всего, как среда и способ самореализации каждой личности, раскрытия её способностей, удовлетворения интересов и потребностей [6]. Личностно-ориентированная образовательная парадигма создаёт платформу включения военно-профессиональной ориентации непосредственно в образовательные системы, но только при условии, что изменяются глубинные смыслы и философия военно-профессиональной ориентации, которую следует приводить в соответствие личностно-ориентированной образовательной парадигме, ориентировать на совпадающие интересы личности, общества и государства. Инновационное развитие образования следует за приоритетными интересами и потребностями детей и молодёжи, ведущими информационно-коммуникационными механизмами, востребованными способами взаимодействия, социально-педагогическими характеристиками поколения [7]. Следуя за ребёнком, меняется сама образовательная деятельность.
Система военно-профессиональной ориентации молодёжи, безусловно, должна использовать всё многообразие появляющихся форм и методов, средств и технологий обучения и воспитания детей и молодёжи, сочетать оптимальным способом традиции и инновации в этой области. При этом следует также заметить, что современная система образования слабо защищена сама и практически не защищает ребёнка в информационно-образовательном пространстве. Формируя системы военно-профессиональной ориентации, необходимо быть готовым к противодействию, деструкциям и целенаправленному сопротивлению контрагентов в работе с ключевой аудиторией.
К институциональному уровню следует отнести процессы военного реформирования. Здесь, прежде всего, необходимо выделить новые подходы к облику офицера Вооружённых Сил Российской Федерации, которые, безусловно, определяют параметры военно-профессиональной ориентации молодёжи. Современный офицер в замысле военной реформы - это профессионал, готовый к выполнению целого комплекса функций, среди которых главными можно считать:
- функцию специалиста в определённой области военно-профессиональной деятельности. Выполнение этой функции в числе остальных факторов зависит от того, насколько качества личности соответствуют профессиограмме воинской специальности;
- воспитателя, заключающуюся в организации процесса воспитания профессионально важных качеств личности подчинённых и управлении им. Реализация функции воспитателя предполагает наличие педагогической направленности личности, профессионально-педагогических качеств личности;
- преподавателя, предполагающую обучение подчинённого личного состава по целому ряду учебных дисциплин. Данная функция обеспечивается профессионально важными качествами педагога, способностями и склонностями к педагогической деятельности, мотивацией к педагогической деятельности и т. д.;
- социального педагога, выполнение которой связно с пониманием процессов социализации военнослужащих, готовностью и способностью осуществлять их поддержку и сопровождение;
- управленца, понимающего и чувствующего процессы, происходящие внутри организационных систем, способного к прогнозированию, генерации идей, проектированию и программному мышлению [8].
Исследования в области военной профессиографии, выполненные А. Г. Караяни и Ю. Г. Сулимо-вым, фиксируют постоянное усложнение требований военно-профессиональной деятельности к своему субъекту, обоснованное изменением характера вооружённого противостояния, технологий войны, вооружения и военной техники. К традиционным личностным требованиям кандидата в современных про-фессиограммах добавляются высокая психологическая устойчивость, абстрактно-логическое мышление, креативность, техническая культура и общий кругозор [2, с. 34]. В облике современного офицера сочетаются стремление к непрерывному профессиональному образованию и владение широким спектром образовательных технологий. Современная философия войны предъявляет высокие требования к духовно-нравственной сфере личности, развитие которой происходит преимущественно до прихода в военный вуз. Обществу далеко не всё равно, в чьих руках находится военная сила [9].
Привлекательность самой военно-профессиональной деятельности состоит в том, что она, во-первых, представляет возможности профессиональной и личностной самореализации человека, удовлетворения широкого диапазона познавательных потребностей, развития способностей и склонностей. Во-вторых, субъект военно-профессиональной деятельности является наиболее защищенным в социальном плане и обеспеченным материально гражданином. Однако эти факторы действуют в системе военно-профессиональной ориентации только при условии глубокого информирования всех участников профессионального выбора: самих молодых людей, их родителей, педагогов и пр. [10].
Анализ материалов исследований П. Ф. Агинова, А. Н. Давыдова, Н. И. Евсюковой показывает, что в современной России, напротив, проявляется тенденция сокращения контингента молодых людей, которые по своим качествам могут поступать в военные вузы. При стабильно высоком конкурсе профессиональный отбор, особенно по медицинским и психологическим показателям, проходят далеко не все кандидаты. Очевидно, что современная система военно-профессиональной ориентации молодёжи должна основываться не столько на конкурсном отборе, сколько на системной пролонгированной педагогической деятельности по подготовке кандидатов, воспитании необходимых офицеру качеств с раннего возраста, развитии военно-профессиональной направленности личности.
На нынешнем этапе военного строительства происходят масштабные изменения в вузах, отражающие инновационные тенденции развития профессионального образования и Вооружённых сил. Эти изменения группируют факторы, влияющие на военно-профессиональную ориентацию на вузовском уровне. Поскольку этот уровень представляется нам особенно важным, остановимся на нём подробнее.
Современный военный вуз трансформируется из профессионального училища с преимущественно прикладным обучением специалистов в отраслевой научно-технологический центр, в котором одновременно происходит создание новых технологий военно-профессиональной деятельности и подготовка специалистов, способных применять их на практике. В процессе оптимизации и укрупнения вузов фактически каждый из них стал представлять один из видов Вооруженных сил. Можно считать, что перспективы развития субъекта военно-профессиональной деятельности наиболее различимы непосредственно в военных вузах. Научная инфраструктура современного военного вуза
позволяет вести исследования любой сложности, в том числе и профессиографические, формировать и реализовывать через правила приёма и образовательные стандарты облик офицера, необходимого Вооружённым силам в ближайшей перспективе.
В отличие от воинских частей и военных организаций, действующих, как правило, автономно, военные вузы постепенно интегрируются в социальные системы, что особенно заметно на региональном уровне [11]. Актуальной тенденцией становится трансформация военного вуза в военно-социальный центр, представительство Вооружённых сил, через которые и на базе которых в решении вопросов военного строительства взаимодействуют государственные и общественные институты. В процессе такого взаимодействия в вузах аккумулируется кадровый, научно-методический, административный, управленческий, материальный, информационный и другие ресурсы, позволяющие организовывать военно-профессиональную ориентацию молодёжи на региональном уровне, управлять этой системой, осуществляя пропаганду военной службы, подготовку к ней, военно-патриотическое, гражданское, физическое и другие виды воспитания.
Наконец, фактором инновационного развития систем военно-профессиональной ориентации являются военно-педагогические исследования, посвящённые данной проблеме, к которым мы уже обращались выше, а также практический опыт, накопленный в данной области. Только за последние пять лет различным аспектам военно-профессиональной ориентации посвящено около 20 диссертационных исследований, выполненных преподавателями военных вузов. В этих исследованиях психолого-педагогические закономерности профессионального самоопределения, условия эффективной профессиональной ориентации раскрыты с учётом специфики военной сферы. Отметим как значимые работы в области военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи также и монографии О. Г. Морева, А. Т. Ростунова, Л. А. Кандыбовича и Г. В. Бляха, В. Е. Петрова и С. А. Яковцова. Монографии содержат описание практического опыта организации военно-профессиональной ориентации в советское и постсоветское время, методические материалы, обеспечивающие его воспроизводство сегодня.
Таким образом, под влиянием этих и целого ряда других факторов система военно-профессиональной ориентации значительно изменяется как в отношении содержания, форм и методов, так и в отношении базовых идей и замысла. Обобщая факторы и проблемы, активно действующие на общественно-государственном, институциональном и вузовском уровне, можно выделить ряд принципиальных требований к военно-профессиональной ориентации как к педагогической системе, которые необходимо учитывать в современных условиях при её построении и создании эффективной модели военно-профессиональной ориентации:
- построение с позиции современной психологии труда, на основе деятельностного подхода и в русле личностно-ориентированной образовательной парадигмы;
- подход к выбору военной профессии как к этапу непрерывного процесса военно-профессионального самоопределения будущего офицера, целенаправленное развитие военно-профессиональной направленности личности;
- интеграция военно-профессиональной ориентации учащейся молодёжи в систему общего и профессионального образования;
- использование широкого спектра форм и методов военно-профессиональной ориентации, современных педагогических инноваций при сохранении традиционного национального подхода к ее сущности и смыслам;
- формирование специальных педагогических систем с центрами в военных вузах, способных аккумулировать необходимый для этого ресурс, самостоятельно обеспечивать себя абитуриентами, совершившими обоснованный профессиональный выбор.
Библиографический список
1. Волкогонов, Д. А. Война и армия. Философско-социологический очерк / Д. А. Волкогонов, С. А. Тюшкевич. - М. : Воениздат, 1977. - 416 с.
2. Караяни, А. Г. Военная профессиология / А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимов. - М. : Воен. ун-т, 2004. - 276 с.
3. Смирнов, А. И. Взаимодействие общества и армии как социального института в современной России : автореф. дис. ... д-ра социолог. наук : 22.00.04 / Смирнов Александр Ильич. - М., 2010. - 42 с.
4. Вагин, С. Н. Социальный институт армии в системе институциональных взаимодействий современного российского общества : автореф. дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.04 / Вагин Сергей Николаевич. -Новочеркасск, 2009. - 26 с.
5. Митюрникова, Л. А. Комплексная система профессиональной ориентации молодежи как социальный институт общества : моногр. / Л. А. Митюрникова ; под ред. П. Д. Павленка. - М. : МГУС, 2007. - 163 с.
6. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 176 с.
7. Маврин, С. А. Тенденции и направления развития профессионального образования России / С. А. Маврин // Национальные приоритеты России : спец. вып. Инновационные технологии, системы вооружения и военной техники, наука и образование. Броня - Омск 2014 : материалы VII межрегион. практ. конф., 9 октября 2014 г. - Омск : ОАБИИ, 2014. - С. 9-11.
8. Бушков, А. В. Образ Вооруженных Сил РФ как фактор профессионального пути офицера : автореф. дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.03 / Бушков Алексей Вячеславович. - М., 2012. - 25 с.
9. Гужва, Е. Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Гужва Евгений Геннадьевич. - М., 2009. - 24 с.
10. Нагаев, И. Б. Педагогическая технология развития военно-профессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Нагаев Игорь Борисович. - Омск, 2004. - 22 с.
11. Трубин, Ю. В. Педагогическая система подготовки молодежи к военной службе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Трубин Юрий Васильевич. - Омск, 2015. - 24 с.
I. A. Podvorny, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute
FACTORS THAT DEFINE THE STATE OF THE STUDENTS' MILITARY-VOCATIONAL COUNSELLING IN THE MODERN CONDITIONS
The article considers the development of a model of the military-vocational counselling that is actual for modern military pedagogics. The author reveals the factors and the problems that define the present state of the students' military-vocational counselling. At the social - state level, such factors are changes in cooperation and integration of army and of other social institutions, re-establishment of the military service prestige, recognition the citizens' preparation to the military service as one of the key objectives at the state level, the military training and the patriotic upbringing, formation of the youth' healthy lifestyle. At the institutional level, the innovative development of the educational institution and the Armed Forces. At the academic level, transformation of a modern military high school in the department alacademic and technological center in which there is the development of new technologies of the military-professional work and the preparation of the specialists that can put the technologies into practice. In addition, the author allocates a number of basic requirements to the military-vocational counselling as tothe pedagogical system that are necessary to consider in the process of its development.
Keywords: military-vocational counselling, factors that define the state of the students' military-vocational counselling, problems of the military-vocational counselling, requirements to the military-vocational counselling as to the pedagogical system.
References
1. Volkogonov A.A., Tyushkevich S.A. Voyna I armiya. Filosofsko-sotsiologicheskiyocherk [War and army. Philosopho-sociological essay]. Moscow, Voenizdat, 1977, 416 p.
2. Karayani A.G., Sulimov Yu. G. Voennaya professiologiya [Military professiology]. Moscow, Voenniy Universitet, 2004, 276 p.
3. Smirnov A.I. Vzaimodeystvie obschestva i armii kak sotsiaFnogo instituía v sovremennoy Rossii. Avtoref. dis. dokt. sotsiolog. nauk [Interaction ofsociety andarmy asa social institution in modern Russia]. Moscow, 2010, 42 p.
4. Vagin S.N. SotciaVny institutarmii v sisteme institutsiaVnyh vzaimodeystviy sovremennogo rossiyskogo obschestva. Avtoref. dis. kand. sotsiolog. Nauk [Social institution of the army in the system of institutional interactions of the modern Russian society]. Novocherkassk, 2009, 26 p.
5. Mityurnikova L. A. Kompleksnaya sistema professionaVnoy orientatsii molodezhi kak sotsiaFny institute obschestva. Monografía [Complex system of vocational counselling of youth as asocial institution of the society]. Moscow, MGUS, 2007, 163 p.
6. Yakimanskaya I.S. Tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Technology of theperson-oriented education]. Moscow, 2000, 176 p.
7. Mavrin S. А. Tendencies and directions of development of professional education of Russia. NacionaVnye prioritety Rossii, spec vypusk. Bronya, Omsk, 2014, pp. 10-12.
8. Bushkov A.V. Obraz Vooruzhennyh sil RF kak factor professionaVnogo puti ofitsera. Aftoref. dis. kand. psiholog. nauk [Image of the Armed forces of the Russian Federation as a factor of a professional way of a military officer]. Moscow, 2012, 25 p.
9. Guzhva E.G. Vospitanie nravstvennyh tsennostey u ofitserov voinskoy chasti. Aftoref. dis. kand. ped. nauk [Bringing up the moral values inmilitary officers]. Moscow, 2009, 24 p.
10. Nagaev I.B. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya voenno-professionaVnoy napravlennosti molodezhi na etape vybora voennoy professii. Aftoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical technology of the development the military-vocational orientationin youth at the stage of choosing vocation of arms]. Omsk, 2004, 22 p.
11. Trubin Yu.V. Pedagogicheskaya sistema podgotovki molodezhi k voennoy sluzhbe. Aftoref. dis.kand. ped. nauk [System of preparationof youth for the military service], Omsk, 2015, 24 p.
© И. А. Подворный, 2015
Автор статьи - Иван Александрович Подворный, преподаватель, Омский автобронетанковый инженерный институт, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. А. Ф. Иоаниди, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт.
УДК 37.01
Т. В. Соснина,
Институт управления образованием Российской академии образования, г. Москва
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА В МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются виды образовательного консалтинга в период модернизации современной школы. Рассмотрен в сравнении внутренний и внешний консалтинг.
Ключевые слова: образовательный консалтинг, консультант, внешний консультант, внутренний консультант, индивидуальный консалтинг, групповой консалтинг.
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк. Каждый профессионал, работающий в этой области, вкладывает в понятие «консалтинг» собственный смысл, придавая тем самым ему индивидуальный оттенок. Большой экономический словарь определяет консалтинг как «деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов, покупателей в области экспертной, технической и экономической деятельности» [2].
Консалтинг в образовании как отдельный вид консалтинговой помощи не был выделен. Это связано с тем, что указанный вид консалтинговой помощи в педагогике и образовании находится в стадии оформления в самостоятельное направление, а потому в литературе пока ещё не существует достаточно разработанного контекста современного образовательного консалтинга. Также в настоящий момент не существует какого-либо общепринятого определения образовательного консалтинга. Более того, в педагогических словарях термин «консалтинг» вообще отсутствует. Хотя хотелось бы отметить, что введение профессионального образования потребовало консультаций психологов и педагогов по вопросам профориентационного характера. Однако широкой практики образовательный консалтинг в образовательной инфраструктуре не приобрёл.
Сегодня образовательные организации развиваются и всё чаще нуждаются в профессиональной поддержке консультантов различных направлений, которые осуществляют организационную, педагогическую, обучающую, управленческую и другие виды поддержки. Активация всех направлений модернизации российского образования в логике концепции «Российское образование -2020» породила востребованность консультационных услуг как внутри образовательной сферы на всех уровнях, так и в руководстве субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях. Интенсивные преобразования в сфере образования создали потребность в услугах консультантов и на социальном уровне: родители хотят понять, какую школу или дошкольное учреждение выбрать для обучения детей; какие изменения в школьной жизни несёт закон «Об образовании в РФ» и т. д. [10].
В конце прошлого века датированы определённые документы ЮНЕСКО, в которых представлены исследования наших зарубежных коллег по новым подходам к профессиональному развитию