Научная статья на тему 'Аксиологические аспекты воспитания курсантов военного вуза в исследованиях последних лет'

Аксиологические аспекты воспитания курсантов военного вуза в исследованиях последних лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУРСАНТ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОСПИТАНИЕ / AXIOLOGY / VALUE ORIENTATIONS / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDENT / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жежель Леонид Владимирович

В статье представлен обзор диссертационных исследований, посвященных проблеме нравственного и ценностно-ориентированного воспитания курсантов военных вузов. Во всех работах выявляются основные понятия, условия, компоненты формируемых авторами ценностных ориентаций (отношений). На основании этого определяются тенденции в рассмотрении данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жежель Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military higher education institution students axiological upbringing aspects in recent years investigations

Theses research dedicated to military higher education institutions students moral and valueoriented upbringing survey is presented in the article. Value orientations (attitudes) formed by authors main notions, conditions, components are revealed in all the works. Tendencies in these problems consideration are defined on the basis of this.

Текст научной работы на тему «Аксиологические аспекты воспитания курсантов военного вуза в исследованиях последних лет»

ректировать профилактический процесс в зависимости от обстоятельств и т.д.

В заключении можно сделать вывод, что только при целевой подготовке студентов к профилактике алкоголизма у подростков можно добиться значительных результатов по решению проблемы употребления спиртных напитков в раннем возрасте в лучшую сторону. Что эта подготовка должна быть комплексной и включать в себя различные сферы знаний. Что специалист прошедший этот курс должен отвечать определенным требованиям, таким как:

1. Обладать психологической готовностью к работе.

2. Иметь высокий уровень теоретических знаний.

3. Приобрести практический опыт профилактической работы.

Таким образом, мы говорим о необходимости разработки специальных программ обучения молодых специалистов профилактической деятельности и работе с подростками склонными к алкоголизму.

УДК 378

Жежель Леонид Владимирович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

В статье представлен обзор диссертационных исследований, посвященных проблеме нравственного и ценностно-ориентированного воспитания курсантов военных вузов. Во всех работах выявляются основные понятия, условия, компоненты формируемых авторами ценностных ориентаций (отношений). На основании этого определяются тенденции в рассмотрении данных проблем.

Ключевые слова: аксиология, ценностные ориентации, курсант, военный вуз, воспитание.

Нами проведен анализ исследований, посвященных нравственным и ценностным аспектам воспитания курсантов в военном вузе. Эти исследования ориентированы на выявление специфики изучаемого процесса, во-первых, по отношению к условиям высшего учебного заведения военной направленности; во-вторых, по отношению к содержанию транслируемых ценностей; и, в-третьих, по отношению к наиболее эффективным технологиям работы по ценностному ориентированию курсантов при учете всех специфических обстоятельств.

Так, в исследовании И.Н. Родоненко ставится цель выявления и обоснования совокупности теоретико-методологических положений формирования ценностного отношения курсанта к воинской чести, разработки и апробации модели данного процесса.

Под формированием ценностного отношения курсанта к воинской чести автор понимает педагогически содержательное обогащение личности курсанта ценностями и смыслами военной службы на основе духовного богатства, накопленного отечественными Вооруженными Силами, военно-учебным заведением и курсантским

подразделением, являющегося объектом коллективной гордости военнослужащих, сопровождающееся возникновением, изменением и оформлением качественно новых, нравственно-чувственных мотивов военно-профессиональной деятельности.

В процессе формирования ценностного отношения курсанта к воинской чести педагогом ставятся цели развития курсанта как активной личности, самоопределяющейся в армейской среде на основе высших человеческих и военнопрофессиональных чувств, нравственных жизненных ориентиров и высоких смыслов воинской службы; становления курсантского подразделения, а в будущем и офицерского сообщества, как ценностного единства.

И.Н. Родоненко выделяет основные составляющие формирования ценностного отношения курсанта к воинской чести:

- мотивационная составляющая (формирование намерения курсанта быть военным профессионалом на основе познания «духовного богатства», накопленного отечественными Вооруженными Силами, военно-учебным заведением, курсантским подразделением и лично курсантом);

© Жежель Л.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

97

- рефлексивная составляющая (формирование опыта рефлексии собственного поведения и поступков в связи со своим социально-статусным положением);

- регулятивная составляющая (формирование опыта регуляции служебных действий и поступков, обеспечивающих становление личной воинской чести);

- эмоционально-чувственная составляющая (формирование опыта постижения высших военно-профессиональных чувств).

Автор предлагает дифференцировать процесс формирования ценностного отношения курсанта к воинской чести на следующие этапы: этап типизации представлений курсанта об идеалах воинской чести; этап операционализации ценностного отношения к воинской чести и этап универсализации ценностного отношения к воинской чести [4].

В.Г. Ульянова исследовала сущность и содержание процесса формирования гуманитарных ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза средствами иностранного языка.

Гуманистические ценности будущих офицеров рассматриваются В.Г. Ульяновой как интегративное личностное качество, основа профессиональной направленности будущего командира, ориентирующее его на эмоциональную отзывчивость, эмпатию, толерантность, оказание действенной морально-психологической помощи подчиненным, и определяющее активную нравственную позицию в процессе профессиональных отношений военнослужащих.

Автором предлагается определить следующие педагогические условия повышения эффективности процесса формирования гуманистических ценностей будущих офицеров:

а) внедрение модели формирования гуманистических ценностей будущих офицеров, обуславливающей развитие собственной стратегии гуманно ориентированного поведения курсантов, профилактику и разрешение неуставных конфликтных ситуаций, становление гуманных уставных отношений в образовательный процесс военного вуза;

б) реализация педагогических возможностей средств иностранного языка, что позволяет обогатить мотивационно-ценностные личностные характеристики будущих офицеров;

в) внедрение на занятиях по иностранному языку комплекса педагогических средств, вклю-

чающих свободный диалог, полилог, ролевые игры, анализ текста и анализ проблемных и коммуникативных ситуаций, что способствует рефлексивному осмыслению гуманистической сущности иноязычного материала будущими офицерами.

К педагогическим механизмам, обеспечивающим успешную реализацию комплекса педагогических условий формирования гуманистических ценностей будущих офицеров в исследовании относятся: рефлексия деятельности и поведения курсантов в процессе занятий; обращение к гуманистическому смыслу иноязычных понятий; интериоризация социальных и профессиональных ценностей в индивидуальные; выработка у курсантов военного вуза собственного проекта духовно-нравственного развития [5].

Е.В. Дермелевой изучалась специфика формирования профессионально-ценностной ориентации курсантов вуза в процессе учебной деятельности.

Автор считает, что необходимость формирования профессионально-ценностных ориентаций личности будущего специалиста вызвана общей девальвацией социально значимых ценностей в жизни общества, недостаточно разработанной системой теоретического и практического решения данной проблемы в структуре подготовки военных специалистов.

Под профессионально-ценностными ориентациями курсантов Е.В. Дермелева понимает системообразующие компоненты целостности личности, детерминирующие ее ценностное отношение к военной службе, способствующие профессионально-личностной устойчивости и обеспечивающие продуктивную познавательную деятельность, поэтому их формирование является необходимым условием становления военного специалиста в организованном особым образом педагогическом процессе, основанном на определенной совокупности и иерархии военно-профессиональных ценностей, адекватных аксиосфе-ре высшего военного учебного заведения.

В работе высказана идея, что актуализация профессионально-ценностных ориентации, их иерархическая структура и динамика изменений определяется наличием у курсантов соответствующих профессиональных и личностных качеств, формируемых и корректируемых в процессе целенаправленной деятельности в соответствии с этапами интериоризации ценностей.

Сущность педагогического процесса формирования профессионально-ценностных ориентации курсантов, включающих в себя когнитивный, мотивационно-поведенческий, психологический и прогностический компоненты, заключается в создании психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление ценностного отношения к военной службе через осознание и присвоение личностью социально значимых ценностей военной профессии.

Эффективность формирования профессионально-ценностных ориентации курсантов обеспечивается совокупностью педагогических условий: аксиологизацией образовательного процесса при организации профессионально направленного изучения учебных дисциплин; развитием положительного мотивационно-ценностного отношения к учению как средству овладения будущей профессией; целенаправленным применением личностно-ориентированных методов и средств, способствующих формированию ценностного отношения к военной профессии; умением педагога транслировать военно-профессиональные ценности в жизнедеятельность курсантов; использованием ценностно-смысловых учебных ситуаций в условиях диалоговых форм обучения [1].

А.Ф. Иоаниди рассматривал некоторые аспекты формирования ценностной сферы личности курсанта в контексте исследования развития военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов военно-инженерного вуза.

Военно-профессиональная направленность личности курсанта военно-инженерного вуза, в понимании автора, выступает как сложное интегративное свойство личности, развитие которого происходит в процессе обучения в вузе, представляющее собой внутренне согласованную, устойчивую систему осознанных побуждений, мотивационно-ценностных аспектов, целей, интересов, знаний и установок по овладению военной профессией и совершенствованию в ней.

А.Ф. Иоаниди выделяет следующие компоненты структуры военно-профессиональной направленности личности курсантов: мотивационноценностный, эмоциональный, информационногностический и деятельностно-прогностический. В качестве оценки сформированности компонентов направленности выступают соответствующие ее структуре мотивационно-ценностный критерий, критерий отношения к осваиваемой воен-

но-профессиональной деятельности, информационный и деятельностный критерии.

Развитие военно-профессиональной направленности личности курсантов младших курсов вуза автор рассматривает как процесс, состоящий из нескольких этапов (адаптации, ориентировочно-ознакомительного, осознанной профессиональной направленности). Основаниями их выделения является изменение в различные периоды обучения содержательных характеристик направленности, обусловленное характером и содержанием учебно-профессиональной, учебнонаучной, воспитательной и военно-служебной деятельности [2].

А.Б. Неробеевым разрабатывалась проблема педагогических условий духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза. Под духовно-нравственным воспитанием в его исследовании понимается целенаправленный процесс приобщения личности к общечеловеческим ценностям и идеалам, как основы для высоконравственного поведения, состоящего в осознании молодыми людьми собственного места в мире, в системе социальных отношений, в согласованности собственных действий с общечеловеческими требованиями и внутренними убеждениями.

Система духовно-нравственного воспитания курсантов предполагает наличие полнофункционального культурно-исторического центра в структуре военного учебного заведения, мировой художественной и отечественной культуры, религиоведения в содержании образования; использование в качестве ведущих средств культуры, как носителя социальной, и веры, как носителя духовной памяти человечества; опору на принципы культуросообразности, преемственности, уважительного отношения к личности каждого участника воспитательного процесса; диалогичности.

Модель духовно-нравственного воспитания курсантов, построенная А.Б. Неробеевым, состоит из нескольких взаимосвязанных блоков (нормативного, креативного, проективного, рефлексивного) и компонентов (когнитивного, ценностноориентационного, потребностно-мотивационно-го, поведенческого, оценочно-эмоционального).

Автор видит динамику процесса духовнонравственного воспитания курсантов посредством выделения ряда этапов: формирование представлений, вооружение знаниями, включение в культурно-преобразующую деятельность.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

99

А.Б. Неробеев выявил педагогические условия эффективности духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза, к которым относятся: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностноориентационная; использование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственности; подготовленность преподавателей и командиров подразделений к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности [3].

Итак, анализ исследований особенностей процесса формирования ценностно-смысловой сферы курсанта в военном вузе позволяет выделить ряд идей, лежащих в их основе:

- формирование ценностных ориентаций -процесс, взаимообусловленный со становлением субъектности курсанта как будущего офицера;

- влияние на ценностную сферу личности должно оказываться с помощью косвенных методов, а не прямого воздействия, путем «аксилогизации» учебной и внеаудиторной деятельности;

- коллектив или группа, в которую включен курсант, во многом определяют содержание и направленность ценностей, которые он принимает, поэтому педагогические усилия должны быть направлены на формирование ценностного единства в сообществе курсантов;

- формирование ценностно-смысловой сферы личности процесс, который должен носить комплексный характер и включать в себя трансляцию знаний о ценности, создание условий для эмоционального переживания ценности и про-

странства для ее деятельной реализации;

- этапность исследуемого процесса часто связывается с погружением личности в мир смыслов и ценностей, а затем самопроектированием на этой основе;

- стимулирование рефлексии собственной ценностной сферы является неотъемлемой составляющей формирования ценностных ориентаций курсантов и обеспечивает динамику данного процесса;

- к решению данных задач педагог должен быть специально подготовлен;

- эффективными методами влияния на ценностную сферу курсанта являются нравственные дилеммы, коллизии, решение этически сложных ситуаций, в целом, все коммуникативно насыщенные методы, побуждающие курсанта к выбору ценностей как основы для принятия решения.

Библиографический список

1. Дермелева Е.В. Специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов высшего военного учебного заведения: Дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2005. - 209 с.

2. Иоаниди А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов военно-инженерного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2008. - 25 с.

3. Неробеев А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Кострома, 2006. - 24 с.

4. Родоненко И.Н. Формирование ценностного отношения курсанта к воинской чести: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 32 с.

5. Ульянова В.Г. Формирование гуманистических ценностей будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.