Научная статья на тему 'Развитие готовности будущего офицера к воспитанию воинского коллектива в условиях гуманитаризации военного образования'

Развитие готовности будущего офицера к воспитанию воинского коллектива в условиях гуманитаризации военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANITARIZATION OF MILITARY EDUCATION / ГОТОВНОСТЬ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / PEDAGOGICAL SKILLS / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY / MILITARY TROOP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажимов Олег Вали-Ахметович, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

В статье рассматривается теоретический аспект проблемы развития готовности будущего офицера к воспитательной деятельности в воинских подразделениях. Целью исследования является анализ педагогических возможностей образовательного процесса военного вуза в подготовке будущих офицеров к воспитательной деятельности в воинских коллективах. В процессе исследования использованы методы теоретического анализа педагогической литературы, учебных планов подготовки будущих офицеров к педагогической работе, изучение особенностей различных форм образовательного процесса военного вуза в формировании и развитии педагогических компетенций будущих офицеров. Исследование построено на методологии системного подхода, который рассматривает образовательный процесс как систему, способствующую развитию искомого качества. Результатом исследования является представление педагогических потенциалов гуманитарных дисциплин военного вуза, оказывающих действенное влияние на развитие готовности будущего офицера к воспитательной работе в воинском подразделении. Вместе с тем в исследовании представлены педагогические возможности различных форм образовательной работы в условиях гуманитаризации военного образования, способствующие формированию педагогических компетенций курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ажимов Олег Вали-Ахметович, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICERS READINESS for THE MILITARY troop EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MILITARY EDUCATION HUMANITARIZATION

Introduction. In this article the theoretical aspect of the problem of development of readiness of the future officer for educational activity in military divisions is considered. The aim of the study is to analyze the pedagogical possibilities of the educational process of military higher education institution in the training of future officers for educational activities in military collectives. In the process of research methods of the theoretical analysis of pedagogical literature, curricula of preparation of future officers for pedagogical work, studying of features of various forms of educational process of military higher education institution in formation and development of pedagogical competences of future officers are used. The study is based on the methodology of a systematic approach, which considers the educational process as a system that contributes to the development of the desired quality. The result of the study is the representation of pedagogical potentials of humanitarian disciplines of military higher education institutions, which have an effective impact on the development of the readiness of the future officer for educational work in the military unit. At the same time, the study presents the pedagogical possibilities of various forms of educational work in the conditions of humanization of military education, contributing to the formation of pedagogical competence of cadets of military higher education.

Текст научной работы на тему «Развитие готовности будущего офицера к воспитанию воинского коллектива в условиях гуманитаризации военного образования»

УДК 37.015.324.2 Б01 10.17238/188п1998-5320.2018.32.124

О. В. Ажимов, А. А. Петрусевич, Омский государственный педагогический университет

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К ВОСПИТАНИЮ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается теоретический аспект проблемы развития готовности будущего офицера к воспитательной деятельности в воинских подразделениях.

Целью исследования является анализ педагогических возможностей образовательного процесса военного вуза в подготовке будущих офицеров к воспитательной деятельности в воинских коллективах.

В процессе исследования использованы методы теоретического анализа педагогической литературы, учебных планов подготовки будущих офицеров к педагогической работе, изучение особенностей различных форм образовательного процесса военного вуза в формировании и развитии педагогических компетенций будущих офицеров. Исследование построено на методологии системного подхода, который рассматривает образовательный процесс как систему, способствующую развитию искомого качества.

Результатом исследования является представление педагогических потенциалов гуманитарных дисциплин военного вуза, оказывающих действенное влияние на развитие готовности будущего офицера к воспитательной работе в воинском подразделении. Вместе с тем в исследовании представлены педагогические возможности различных форм образовательной работы в условиях гуманитаризации военного образования, способствующие формированию педагогических компетенций курсантов военного вуза.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, гуманитаризация военного образования, готовность к воспитательной деятельности, педагогические умения, воинский коллектив.

Постановка проблемы. Современные изменения в системе высшего военно-профессионального образования содержат потенциал для решения задачи подготовки современного офицера, способного решать военные и социальные проблемы. Очевидно, что они являются одним из значимых факторов, воздействующих на характер образовательного процесса военного вуза, в котором всё отчетливей становится процесс переориентирования военно-профессионального образования на развитие личности, способной оказывать действенное влияние на других людей, формировать их сознание и достойное поведение. В этой связи можно считать, что процесс военно-профессионального образования, в соответствии с современными вызовами к высшему образованию, подвержен гуманитаризации.

Целью исследования является изучение особенностей гуманитаризации образовательного процесса военного вуза в развитии готовности будущих офицеров к воспитанию воинского коллектива.

Методы исследования конструировались в соответствии с целью и представляли собой теоретический анализ особенностей гуманитаризации военного образования, изучение педагогических условий образовательного процесса военного вуза в развитии готовности к воспитательной работе в воинских подразделениях, исследование возможностей различных форм образовательного процесса в усвоении будущими офицерами системы педагогических умений.

Методология исследования представлена системным подходом, позволяющим рассматривать процесс развития готовности будущего офицера к воспитательной деятельности как систему, обеспечивающую приобретение профессионально-педагогических качеств личности в условиях гу-манитатризации образования в военном вузе.

Результаты исследования. Гуманитарные науки определяются в социально-педагогической литературе как науки о человеке и обществе, изучающие закономерности его развития, а гуманитарное знание - это новое, оценочное знание, которое можно охарактеризовать как развивающее способность думать, самостоятельно принимать решение [3, с. 109]. Гуманитарное знание связано с аксиологическим компонентом личности профессионала, что представляет большую значимость для подготовки будущих офицеров, так как способствует формированию потребности и способности

личности в осуществлении профессиональной деятельности в интересах человека, воспитывает ответственность за общезначимые ценности [5, с. 15].

Специфика гуманитарных дисциплин определяется тем, что они представляют знание не как объективированное, а как субъектно представленное, вызывающее переживание и ценностное отношение к нему. Поэтому в процессе обучения требуется использование не только рациональных, но и методов образного представления учебного материала, методов актуализации эмоционально-чувственной сферы личности студента [1, с. 29]. Рассматривая педагогический потенциал гуманитарных дисциплин, мы выявляли особенности их влияния на развитие умений будущих офицеров к воспитательной работе в воинских коллективах. Результаты такого изучения представлены в таблице.

Педагогический потенциал гуманитарных дисциплин в развитии готовности будущих офицеров к воспитанию военнослужащих в воинских коллективах

Дисциплина Педагогический потенциал Примечание

Философские Развитие критического мышления, умений выходить из сложных, неоднозначных профессиональных ситуаций с опорой на логику и интуицию; формирование миропонимания и мировосприятия, осознание роли и места человека в мире; осознание ценностей ответственности, терпимости, милосердия Задаётся определённый образ и способ поведения будущего офицера, отражающий социокультурный компонент военно-профессиональной сферы

Исторические Осознание личностью места и роли своего народа в мировой истории и культуре, осмысление и принятие ценностей и правил, выработанных поколениями своих предков, формирование на этой основе убеждений Формируется система общечеловеческих и национальных ценностей

Иностранный язык Развитие коммуникативной компетенции, формирование общих речевых умений и навыков как средств для достижения своих целей, адекватного выражения своих мыслей и чувств в реальных ситуациях общения; развитие памяти и мышления, превращение речи в действенный инструмент мысли; развитие социальных умений, децентрация личности, т. е. возможность посмотреть мир с разных позиций; формирование таких личностных качеств, как практичность, целеустремлённость, добросовестность, коммуникабельность, общая направленность на коммуникативную деятельность, творческий потенциал Расширяются возможности приобретения новых военно-профессиональных знаний в рамках военной специальности офицера

Педагогика и психология. Социология Формирование адекватного отношения личности к социальным проблемам как к возможности для свободного и ответственного осуществления своего личностного роста; формирование умений контактировать с людьми, влиять на их отношение и поведение; установление себя в качестве «морального субъекта» Формируются умения проектирования воспитательного процесса, его анализа, оценки, исследования перспектив воспитания

Исследование роли, педагогического потенциала гуманитарных дисциплин в высшем военном образовании привело нас к выводу, что эти дисциплины задают комплекс функций, отражающий гуманитарную культуру в подготовке будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности. Это такие функции, как: а) контроль состояния индивидуальной и коллективной дисциплины военнослужащих воинского коллектива; б) поощрение значимых проявлений дисциплинированности в сложных условиях, потребовавших от личного состава воли, ответственности, интеллектуального напряжения, строгого выполнения распоряжений командира; в) коррекция поведения: предупреждение негативных явлений, компенсация недостаточной самостоятельности и ответственности; г) поддержание в коллективе атмосферы доброжелательности и заботы.

С позиции общепедагогической теории готовность будущих офицеров к воспитательной деятельности можно определить как многомерное интегральное состояние личности будущего офицера, которое включает в себя наличие потребности, мотивов и интереса к педагогической деятельности и характеризуется с достаточной полнотой владения теоретического, психолого-педагогического и практического компонентов, характерных для педагогической работы. Выделенные компоненты определяют задачи, способствующие включению будущего офицера в процесс осознания смысла и

цели приобретения умений воспитательной деятельности в воинских коллективах. Они проявляются не только во взаимодействии будущего офицера с военной техникой, но и в социальном взаимодействии. По нашим данным, соотношение доли взаимодействия офицера с военной техникой и с людьми составляет 50 на 50 % [2, с. 41]. А это значит, что будущий офицер должен обладать необходимыми личностными качествами, способствующими успешному социальному взаимодействию. В соответствии со своим назначением, гуманитарные дисциплины выступают как условия приобретения будущим офицером необходимых социально-профессиональных качеств, которые являются определяющими в успешной деятельности с подчинёнными.

Важное место в приобретении умений социального взаимодействия, лежащего в основе воспитательного влияния на военнослужащих воинского подразделения, занимают войсковые производственные практики, содержание которых имеет гуманитарную составляющую. Здесь есть возможность расширять и закреплять свои теоретические знания как по специальности, так и по практическим вопросам воспитательной деятельности. Опыт показывает, что в практике подготовки будущего офицера к воспитательной деятельности в воинском подразделении существенное влияние может оказать обогащённая программа дисциплин «Педагогика» и «Психология», в которой важное место занимают вопросы целенаправленной подготовки будущих офицеров к воспитательной деятельности.

В нашем исследовании мы разрабатывали и внедряли на базе изучения гуманитарных дисциплин проект «Педагогическая школа офицера». Уже в пояснительной записке проекта было отмечено, что профессиональная деятельность будущего офицера тесно связана с воспитательной работой в воинском подразделении, а следовательно, на этапе военного образования требует особого внимания со стороны военных преподавателей и командиров в формировании и развитии педагогических умений и навыков.

Как показывает опыт, осуществление подобных проектов должно учитывать следующее:

— самоценность этапа военного образования в общем развитии личности будущего офицера;

— социокультурное разнообразие жизнедеятельности курсантов военного вуза;

— возрастные и индивидуальные особенности развития будущих офицеров в период обучения в военном вузе;

— потребности и возможности курсантов в осуществлении различных задач учебной и боевой подготовки;

— возможность профессионально-педагогической поддержки формирования и развития педагогических умений каждого курсанта.

«Педагогическая школа офицера» может вполне продуктивно действовать на протяжении всего периода обучения курсантов. На первом курсе в школе в рамках дополнительных занятий полезно разработать психолого-педагогический раздел «Теоретические основы военной педагогики и педагогического мастерства руководителя военного коллектива». На втором курсе — «Современные педагогические технологии в работе с военнослужащими», на третьем — «Культура и техника речи офицера» и на четвёртом — «Научно-педагогическая деятельность военного руководителя».

Здесь особенно важно, чтобы теоретический компонент каждого раздела, являясь важной частью профессиональной подготовки будущего офицера, отражал гуманитарный аспект военного образования и актуализировал возможности образовательного процесса военного вуза в развитии готовности курсанта к воспитательной деятельности в воинских подразделениях. Это должно проявляться:

— в обеспечении ценностно-смысловой основы профессионально-педагогического становления личности будущего офицера;

— условиях для приобретения и рефлексии субъективного опыта межличностного взаимодействия в военной и социальной среде;

— формировании педагогических умений, на основе которых развивается готовность к воспитательной работе.

В свою очередь, практический компонент изучаемых разделов должен быть сориентирован на формирование группы умений, которыми должен быть вооружен будущий офицер для работы с военнослужащими воинского подразделения:

— готовность управления воинским коллективом;

— проведение индивидуально-воспитательной деятельности;

— работа по укреплению воинской дисциплины и сплочению воинских коллективов;

— проведение воспитательных мероприятий;

— изучение и использование в работе индивидуально-психологических особенностей подчинённых;

— общение и установление педагогически целесообразных взаимоотношений.

Особое значение в Школе уделялось изучению раздела «Культура и техника речи офицера». Это связано с тем, что практический компонент реализации исследуемого качества отражал «коммуникативную готовность» как одну из важнейших составляющих готовности будущего офицера к воспитательной работе в воинских коллективах. В этой связи мы рассматривали коммуникативную готовность будущего офицера как профессионально значимое, интегративное качество личности, проявляющееся в умении организовывать прямую и обратную связь, проявлять речевые умения: правильность построения фразы, доступность, точность, лаконичность, выразительность интонации, четкость дикции. Коммуникативная готовность будущего офицера, как показал наш опыт, это личностное качество руководителя воинского коллектива, формирующееся в процессе изучения гуманитарных дисциплин военно-профессионального образования, отражающего некоторый уровень его роста и развития как личности. Рассматриваемая готовность означает овладение коммуникативными знаниями, технологией общения, ориентацию на человека как на главную ценность коммуникации, способность к творческому решению возникающих коммуникативных задач. В соответствии с этим, содержание раздела предусматривало изучение таких тем, как «Культура коммуникации военного руководителя», «Культура диалога и культура спора», «Оратория: запоминание и произнесение речи», «Прямые и косвенные требования к военнослужащим» и др.

Рассматриваемый раздел «Культура и техника речи офицера» являлся, по нашему мнению, центральным, поскольку формируемые компоненты готовности будущего офицера к воспитательной деятельности в воинском подразделении отражались и строились в содержании других разделов, учитывая готовность будущего офицера к эффективной коммуникации. В совокупности все эти разделы формировали в целом готовность к практической работе с личным составом. В рамках такой готовности мы выделяли те практические умения, которые, формируясь постепенно на каждом курсе обучения курсантов, обеспечивали необходимый уровень компетенций будущего офицера как руководителя военного коллектива. К ним можно отнести: а) умение анализировать педагогическую ситуацию; б) умение осуществлять планирование педагогических воздействий; в) умение конструировать и организовывать воспитательный процесс; г) умение регулировать и корректировать педагогический процесс; д) умение оценивать полученные результаты и ставить новые педагогические задачи.

Вывод. Гуманитаризация образовательного процесса в военном вузе создаёт целый ряд организационно-педагогических условий, которые можно использовать в формировании навыков воспитательной деятельности будущих офицеров. Их развитие вполне может осуществляться при целесообразном педагогическом планировании в ходе изучения гуманитарных дисциплин, повседневной военной службы, совместной учебной работы, во время войсковых производственных практик, за счёт обогащения образовательного процесса содержанием, целенаправленно формирующим требуемые педагогические умения и навыки будущего офицера.

Библиографический список

1. Баранова Е. В. Гуманитаризация образования в техническом вузе как фактор нравственного развития студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2014. 30 с.

2. Вишневская М. В. Формирование гуманитарной культуры как составляющая профессиональной подготовки будущих инженеров : автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2014. 24 с.

3. Короткевич А. Т. Подготовка офицерских кадров в России: традиции и современность. Воронеж: Издательство ВГУ, 2004. 368 с.

4. Панасенко Ю. А., Елагина В. С Деятельностный подход к организации исследовательской работы курсантов военном вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 3. С. 50-51.

5. Чуркина Н. Педагогическое образование как социокультурный феномен: структура, функции, миссия в обществе // Вестник ТГУ. 2010. № 341. С. 103-108.

O. V. Azhimov, postgraduate, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1947-4372 e-mail: oazhimov@yandex.ru A. A. Petrusevich,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy,

Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0011-6129

e-mail: petrark47@mail.ru

DEVELOPMENT OF FUTURE OFFICERS READINESS FOR THE MILITARY TROOP EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MILITARY EDUCATION HUMANITARIZATION

Introduction. In this article the theoretical aspect of the problem of development of readiness of the future officer for educational activity in military divisions is considered.

The aim of the study is to analyze the pedagogical possibilities of the educational process of military higher education institution in the training of future officers for educational activities in military collectives. In the process of research methods of the theoretical analysis of pedagogical literature, curricula of preparation of future officers for pedagogical work, studying of features of various forms of educational process of military higher education institution in formation and development of pedagogical competences of future officers are used. The study is based on the methodology of a systematic approach, which considers the educational process as a system that contributes to the development of the desired quality.

The result of the study is the representation of pedagogical potentials of humanitarian disciplines of military higher education institutions, which have an effective impact on the development of the readiness of the future officer for educational work in the military unit. At the same time, the study presents the pedagogical possibilities of various forms of educational work in the conditions of humanization of military education, contributing to the formation of pedagogical competence of cadets of military higher education.

Keywords: upbringing, educational activity, humanitarization of military education, readiness for educational activity, pedagogical skills, military troop.

References

1. Baranova E. V. Gumanitarizaciya obrazovaniya v tehnicheskom vuze kak factor nravstvennogo razvitiya studentov. Avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk [Humanitarization of education in technical high school as a factor of moral development of students]. Nizhny Novgorod, 2014. 30 p.

2. Vishnevskaya M. V. Formirovanie gumanitarnoj kultury kak sostavlyayushchaya professionalnoj podgotovki budushchih inzhenerov. Avtoref. Dis. ... kand. ped. nauk. [Formation of humanitarian culture as a component of professional training of future engineers]. Saratov, 2014. 24 p.

3. Korotkevich A. T. Podgotovka oficerskih kadrov v Rossii: tradicii i sovremennost [Training of officers in Russia: traditions and modernity] Voronezh, Publishing house of Voronezh state University, 2004. 368 p.

4. Panasenko Yu. A., Elagina V. S. Activity approach to the organization of research work of cadets of military University. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimentalnogo obrazovaniya. 2016. no. 3. pp. 50-51.

5. Churkina N. Pedagogical education as a socio-cultural phenomenon: structure, functions, mission in society. Vestnik TGU. 2010. no. 341. pp. 103-108.

Поступила в редакцию 11.04.2018 © О. В. Ажимов, А. А. Петрусевич, 2018

Авторы статьи:

Олег Вали-Ахметович Ажимов, аспирант, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: oazhimov@yandex.ru

Аркадий Аркадьевич Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: petrark47@mail.ru

Рецензенты:

С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики, Омский государственный педагогический университет.

Н. И. Чуркина, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.