во внешнем мире и научились выстраивать такого рода отношения. Дети должны уметь меняться в соответствии с изменениями, которые происходят рядом с ними и не оставаться бесполезным обществу. Социальная адаптация и личностная адаптация вместе образуют психологическую адаптацию человека к жизни
Библиографический список
в современном обществе. Именно психологическая адаптация в единстве своих социальных и личностных аспектов позволяет подростку становиться готовым к самоопределению в жизни. Психологическая адаптация становится главным фактором самоопределения.
1. Aсеев В.Г. Теоретические проблемы адаптации. Адаптация учащихся и молодёжи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1996.
2. Гусейнов Pft Социально-правовая защита детей как условие их социализации. Aвтореферат диссертации ... степени кандидата педагогических наук. Махачкала, 2006.
3. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания. Мир психологии. 1999; 1 (17): 97 - 104.
4. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии. Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г Казань, октябрь 2016 г). Казань: Бук, 2016: 43 - 45.
5. Котова И.Б., Гусейнов Pfl, Гусейнова И.Б. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. Pостов-на-Дону: ГБУ ДПО PO PИПК и ППPO, 2017.
6. Мудрик A.B. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. Под редакцией B.A. Сластенина. Москва: Aкадемия, 2000.
7. Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры. Рабочая книга социального педагога. Oрел, 2005; Ч. II.
8. Нюдюрмагомедов, A.H. Единство учебной и внеучебной деятельности учащихся: пособие для учителей. Махачкала: Дагучпедгиз, 1997.
9. Петровский A.B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. Вопросы психологии. 2004; 4.
10. Пирмагомедова ЭА, Нагиева A.T., Бабаева Л.М. Самооценка и личностное становление в младшем школьном возрасте: учебное пособие. Махачкала, 2016. References
1. Aseev V.G. Teoreticheskie problemy adaptacii. Adaptaciya uchaschihsya imolodezhiktrudu i uchebnojdeyatel'nosti. Irkutsk, 1996.
2. Gusejnov R.D. Social'no-pravovaya zaschita detejkak uslovie ih socializacii. Avtoreferat dissertacii ... stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2006.
3. Zinchenko V.P. Problema vneshnego i vnutrennego i stanovlenie obraza sebya i mira kak realizaciya soznaniya. Mirpsihologii. 1999; 1 (17): 97 - 104.
4. Zelenaya L. V. Problema adaptacii v pedagogicheskoj psihologii. Sovremennaya psihologiya: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2016 g.). Kazan': Buk, 2016: 43 - 45.
5. Kotova I.B., Gusejnov R.D., Gusejnova I.B. Lichnost': resursyrazvitiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: GBU DPO RO RIPK i PPRO, 2017.
6. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2000.
7. Maslova N.F. Social'naya pedagogika v kontekste kul'tury. Rabochaya kniga social'nogopedagoga. Orel, 2005; Ch. II.
8. Nyudyurmagomedov, A.N. Edinstvo uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya: posobie dlya uchitelej. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1997.
9. Petrovskij A.V. Problemy razvitiya lichnosti s pozicii social'noj psihologii. Voprosypsihologii. 2004; 4.
10. Pirmagomedova 'E.A., Nagieva A.T., Babaeva L.M. Samoocenka i lichnostnoe stanovlenie v mladshem shkol'nom vozraste: uchebnoe posobie. Mahachkala, 2016.
Статья поступила в редакцию 19.11.18
УДК 372.8
Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Melekhova K.A., Cand. of Sciences (Art History), senior lecturer, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Stepanskaya A.G., Cand. of Sciences (Art History), senior lecturer, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Batsyna O.A., senior teacher, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF ELECTRONIC TRAINING FACILITIES IN THE STUDY OF THE COURSE "BASIS OF IMAGEOLOGY" BY THE STUDENTS OF THE DIRECTION OF THE PREPARATION "ART OF COSTUME AND TEXTILE". The article is dedicated to a relevant topic in the context of the modern educational paradigm - the role and place of electronic learning tools in studying the art of costume and textiles with reference to the discipline developed and implemented at the Faculty of Arts and Design of the Altai State University. The advantages of using electronic training tools in the formation of general cultural and professional competencies of students who major in "Art of Costume and Textiles" are studied on the example of the discipline "Fundamentals of Imageology". The authors consider the specifics of electronic teaching aids, their advantages in the process of combining the professional qualities of future stylists and fashion designers.
Key words: electronic teaching aids, vocational training, art education, pedagogical technologies, imageology.
М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц. каф. культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К.А. Мелехова, канд. искусств., доц. каф. истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Г. Степанская, канд. искусств., доц. каф. истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.А. Бацына, ст. преп. каф. истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ
КУРСА «ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ» СТУДЕНТАМИ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ»
Статья посвящена актуальной в контексте современной образовательной парадигмы теме - рассмотрению роли и места электронных средств обучения в изучении искусства костюма и текстиля на примере дисциплины, разработанной и реализуемой на факультете искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Исследуются преимущества использования электронных средств обучения в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов направления «Искусство костюма и текстиля» на примере дисциплины «Основы имиджелогии». Авторами рассматриваются специфика электронных средств обучения, их преимущества в процессе сложения профессиональных качеств будущих художников-стилистов и художников-модельеров.
Ключевые слова: электронные средства обучения, профессиональное обучение, художественное образование, педагогические технологии, имиджелогия.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе, изменение характера культуры (усвоение новых культурных норм, правил, образцов) предопределяет переход к новым образовательным практикам, изменению самой сущности образовательного процесса. Педагогические технологии (по определению В.П. Беспалько), являющиеся научным проектированием и научным воспроизведением, гарантирующим успех педагогическим действиям) сегодня становятся формой модернизации педагогического процесса. Применение новейших педагогических технологий в образовании предполагает использование понятий «субъект учения», «субъект познавательной деятельности», сущностью которых является развитие познавательной активности, воображения, творческих качеств личности, способности анализировать и синтезировать понятия, умение проводить логические и причинно-следственные связи. Как отмечает Г.В. Можаева, в новой образовательной парадигме диалог преподавателя и обучающегося определяет основные формы организации учебного процесса, современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации для решения возникающих проблем, постоянно расширять свои компетенции [1].
В XXI веке одной из ведущих парадигм в образовании является открытое образование как базис современного информационного общества. Средством реализации этой открытости становится электронное обучение. Электронное обучение - (от англ. e-learning) система обучение с помощью информационных и электронных технологий. Современные компьютерные методы представления информации включают в себя не только тексты, но и визуальные файлы в различных расширениях, графики, видео, звуковые фрагменты, анимацию и тому подобное [2].
Как отмечает О.А. Шелюгина, специфика электронных средств обучения состоит в многослойности их характера, постоянном появлении новых форм или новых способов применения, что затрудняет разработку их классификации [3]. Среди основных видов электронных средств обучения - электронные учебники, электронные тренажеры, программные средства для контроля усвоения знаний, умений и навыков, справочные информационно-поисковые системы. Электронные средства активно используются для проведения аудиторных занятий, организации самостоятельной работы, самообразования; особенно востребованы возможности таких средств в дистанционной форме обучения, поскольку они позволяют полностью организовать дидактический процесс: доставлять учебную информацию в наглядной форме, использовать инструменты для педагогической коммуникации, организовывать самостоятельную, в том числе исследовательскую работу студентов, осуществлять педагогический контроль, хранить и анализировать информацию, связанную с реализацией учебных курсов [3]. К достоинствам электронных средств обучения относится высокий уровень качества визуальной информации, возможность выстраивания индивидуальных образовательных стратегий, возможность четкой организации самостоятельной и проектной работы обучающихся и ее контроля.
Рассматривая преимущества электронных средств обучения на примере дисциплины «Основы имиджелогии», адресованной студентам направления подготовки «Искусство костюма и текстиля», реализуемой на факультете искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», следует отме-
Библиографический список
тить, что данный учебный курс направлен на овладение знаниями основных механизмов и методов формирования имиджа, а также навыками их эффективного использования в процессе профессионального развития будущих специалистов. Электронное сопровождение курса базируется на основе системы управления обучением «Moodle» [4]. Электронная среда платформы «Moodle» располагает различными дидактическими средствами. В частности, в системе «Moodle» представлено как традиционное методическое обеспечение учебного курса (рабочая программа дисциплины, список литературы, представленной в научной библиотеке университета, темы для практических занятий, список вопросов к экзамену), так и дополнительные материалы (гипертекстовые ссылки, видео-ресурсы сети Интернет, тематические \«еЬ-страницы).
Для будущих специалистов в сфере искусства костюма и текстиля - художников-стилистов, художников-модельеров важное значение имеет развитие визуального мышления, наглядно-образного и наглядно-действенного, направленного на творческое решение проблемных задач. В связи с этим электронный курс «Основы имиджелогии» в соответствующих тематических разделах курса содержит виртуальные галереи репродукций, фотографий, формируя представление о колористике, роли цвета в построении имиджа, видах дресс-кода, способах построения габитарного имиджа. В целях иллюстрирования учебного материала используются видеофрагменты, видеофильмы, электронные слайды, инфографика.
Программа дисциплины «Основы имиджелогии» предусматривает выполнение различных видов самостоятельной работы. Для данной цели используется такой инструмент системы «Мoodle», как «Самостоятельная работа по разделу курса», содержащий подробную инструкцию по ее выполнению, гиперссылки на необходимые ресурсы в сети Интернет, необходимые учебные пособия по курсу в электронном формате. Для изучения терминологии дисциплины используется также электронный глоссарий, который студенты могут дополнять самостоятельно, внося новые записи. Работа с электронным глоссарием имеет преимущества: с помощью гипертекстовых ссылок термины, указанные в глоссарии, выделяются в любом элементе курса, что делает возможным быстрое обращение к толкованию слова [3].
Курс «Основы имиджелогии» снабжен электронными тестами по разделам дисциплины. Формы тестов разнообразны, что предоставляет студентам качественно подготовиться к контролю знаний, для преподавателей преимуществом включения в курс данного элемента является автоматический результат этого контроля. Дисциплина «Основы имиджелогии» предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Студентам заочной формы обучения это дает возможность более активно включаться в учебную работу, иметь постоянный доступ ко всем необходимым заданиям учебного курса.
Таким образом, электронные средства обучения способствуют более эффективной реализации учебного курса «Основы имиджелогии», формированию общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом направления подготовки «Искусство костюма и текстиля». Благодаря новейшим средствам обучения формируется информационная культура студентов, развиваются навыки коммуникации, визуальное мышление и визуальная культура, владение которой является частью освоения современной образовательной парадигмы.
1. Можаева ГВ. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. Гуманитарная информатика. 2013; Вып. 7: 126 - 138.
2. Довнар И.С., Мармыш Г.П, Ложко П.М., Климович В. В. Преимущества дистанционного электронного обучения. Использование информационных образовательных технологий и электронных средств обучения в вузе. Гродно: ГрГМУ, 2011: 43 - 46.
3. Шелюгина О.А. Возможности электронных средств обучения для студентов направления «История искусств» в контексте процессов культурной интеграции. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 12-13 мая, Барнаул: 2016.
4. Moodle. Сайт сообщества разработчиков системы. Available at: https://www.moodle.org
References
1. Mozhaeva G.V. 'Elektronnoe obuchenie v vuze: sovremennye tendencii razvitiya. Gumanitarnaya informatika. 2013; Vyp. 7: 126 - 138.
2. Dovnar I.S., Marmysh G.G., Lozhko P.M., Klimovich V. V. Preimuschestva distancionnogo 'elektronnogo obucheniya. Ispol'zovanie informacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij i 'elektronnyh sredstv obucheniya v vuze. Grodno: GrGMU, 2011: 43 - 46.
3. Shelyugina O.A. Vozmozhnosti 'elektronnyh sredstv obucheniya dlya studentov napravleniya «Istoriya iskusstv» v kontekste processov kul'turnoj integracii. Kultura v evrazijskom prostranstve: tradiciii novacii: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 12-13 maya, Barnaul: 2016.
4. Moodle. Sajtsoobschestva razrabotchikov sistemy. Available at: https://www.moodle.org
Статья поступила в редакцию 21.11.18
УДК 378.637:39
Davydova O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ETHNOPEDAGOGICAL LEARNING TASK AS ONE OF THE TYPES OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article discusses the use of learning objectives of ethno-pedagogical contents in teachers' training. It is noted that at each stage of the development of society the requirements for the professional training of a teacher change. The modern educational paradigm only confirms this trend, indicating new requirements for the professional competence of the future teacher. The formation of the necessary competence within a particular discipline is impossible without purposeful independent work of students, built with the pedagogical support of teachers of higher education. In solving the educational problem of ethnopedagogic content, in the framework of independent work, the student learns the specifics of the ethnic environment, especially the mentality of an ethnic group, learns to actively use the means, methods and functions of ethnopedagogics. The construction of educational tasks related to traditional culture, involves the full restoration of the context of practical activities, essential for its implementation of tasks and situations,