также не уделяют внимания роли этнического фактора во всех этих процессах. И тогда закономерно встает вопрос: если западный вектор цивилизационного развития оказался тупиковым, не стоит ли обратиться к опыту традиционных культур, сохранивших по сей день гармоничные отношения с природой и внутри своего социума?
Подобными вопросами сегодня задаются передовые умы мирового сообщества, осознавая уникальность и исключительную ценность историко-культурного опыта коренных народов и этносов, проживающих в лоне традиционной культуры. Так, в документах Рабочей группы ООН по коренным народам подчеркивается: «Знаниями коренного населения о конкретной природной среде, в которой они живут, о рамках её использования в своей деятельности, не владеет более никто, в том числе и наука. В промышленно развитых странах принято проводить различие между искусством и наукой, или между творческим вдохновением и логическим анализом. Коренные народы же считают, что все плоды человеческого разума и духа взаимосвязаны и как бы происходят из одного источника: взаимосвязь между народом и его землей, его родство с другими живыми существами, живущими на одной с этим народом земле, и с духовным миром» [10].
Величайшим достижением традиционных культур является то, что они сохранили (вопреки цивилизационному прессингу) гармоничные взаимоотношения с природой. Это признает и ценит мировое сообщество. И может быть, именно этот факт и будет положен в основу универсальных форм взаимодействия разных культур современной цивилизации. Пока же, в условиях перехода в постмодернистское пространство культуры процессы обмена между Культурой и Природой, мягко говоря, не сбалансированы. И, несмотря на то, что востребованными оказываются учения и концепции экологической и космической проблематики от восточных философских учений до Учения «Живой Этики»; от Пифагора до А. Эйнштейна - экологический кризис все углубляется, а процессы культурного строительства нередко детерминированы экономически или идут по пути технологизации. И вновь приходится вспоминать человечеству, что Природа и Культура - это две подсистемы бытия, с одной стороны, независимые, но с другой - находящиеся в нерасторжимом синергетическом единстве. Через познание законов Природы человек пришел к пониманию законов существования и развития Вселенной; осознав их универсальность, он сформировал константные ценности Культуры. Две сложные саморазвивающиеся системы - Природа и Культу-
Библиографический список
ра в условиях Постмодернизма образуют вместе единую сверхсложную систему. И здесь уместно вспомнить вывод последних изысканий Л.Н. Гумилева об общности законов развития биосферы и социосферы. Несформированность духовных ценностей влечет за собой экологический кризис. С другой стороны, выйти из него невозможно, опираясь только на запреты или расчистки цивилизационных отходов. Тысячекратно был прав булгаковский герой - профессор Преображенский: «Чисто не там, где убирают, а там где не сорят». Для этого необходимо формировать «чистое» сознание, чистые души будущих хранителей Планеты.
Если говорить о традиционной культуре коренного населения Алтая, то на сегодня - это один из немногих феноменов, где оказался сохраненным весь комплекс экологических и культурологических знаний в их синкретическом единстве. Вся система этических отношений и социокультурных ценностей коренных алтайцев выстроена в модусе «Не навреди Природе, но приумножь ее богатства». Традиционная культура изначально экологична, основана на принципах компле-ментарности Человека и Природы.
Для того, чтобы весь этот опыт был освоен подрастающим поколением и продолжал развиваться в том целостном виде, в каком его донесла до наших дней традиция, необходимо его органичное и системное включение в систему образования. И не только путем введения в содержание образования знаний об основах традиционной культуры, этики, экологии, но в первую очередь, путем освоения школьниками традиционных форм деятельности в их синкретичном единстве с традиционной системой духовных ценностей; путем разработки и реализации социально-значимых проектов; путем включения школьников в поисковую и исследовательскую работу по названной проблематике, а также путем развития у подрастающего поколения традиционных способов познания, основанных на обостренном внимании и интуиции, деятельностном проживании значимых для той или иной культуры исторических, культурных, экологических и этических ценностей.
Опыт создания культуротворческих школ на Алтае, базирующихся на концептах традиционной культуры и реализующихся через культуротворческую образовательную парадигму, позволяет подготовить выпускника к успешной жизни и творческой деятельности в условиях Постмодернизма, сохранившего при этом традиционную идентичность, обладающего системой традиционных культурно-экологических ценностей.
1. Иванова О.В. Синергетический подход к исследованию культуры Постмодернизма. Диссертация ... кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2009.
2. Князева Е., Курдюмов G. Gинергетика как методологическая основа футурологии. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. Москва: Прогресс-Традиция, 2002.
3. Мосолова Л.М. Итоги и проблемы культурологического образования в России. Культура и образование в условиях информационного общества. Материалы Всероссийского совещания-семинара «Культурологическое образование в контексте модернизации образования», Санкт-Петербург, 16 - 17 мая 2005 г Gанкт-Петербург: ФКМЦ «ЭЙДOС», 2005: 5 - 14.
4. Валицкая A.n. Новая школа России: культуротворческая модель. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. Д.И. Герцена, 2005.
5. Жерносенко И.Л. Культурные стратегии модернизации образования: принципы саморазвития. Философия образования. 2011; Э (36): 19 - 25.
6. Энеева ЛА, Жерносенко ИА Инновационные школы регионов России: культуротворческая модель. Барнаул: Издательство Жерносенко G.G., 201Э.
7. Мураками Я., Кумон С., Сато С. Общество Иэ как цивилизация. Проблемы философии истории. Традиция и новация в социокультурном процессе. Москва: ИНИОН, 1989.
8. Федотова В.Г. Неклассическая модернизация и альтернативы модернизационной теории. Вопросы философии. 2002; 4: Э - 21.
9. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. Москва: Хйри-Пресс, 2008.
10. Доклад Рабочей группы ООН по коренным народам, Рио-де-Жанейро, 1992. Available at: http://www.listock.ru/17569
References
1. Ivanova O.V. Sinergeticheskij podhod k issledovaniyu kul'tury Postmodernizma. Dissertaciya ... kandidata kul'turologii. Sankt-Peterburg, 2009.
2. Knyazeva E., Kurdyumov S. Sinergetika kak metodologicheskaya osnova futurologii. Sinergeticheskayaparadigma. Nelinejnoe myshlenie vnauke iiskusstve. Moskva: Progress-Tradiciya, 2002.
3. Mosolova L.M. Itogi i problemy kul'turologicheskogo obrazovaniya v Rossii. Kul'tura i obrazovanie v usloviyah informacionnogo obschestva. Materialy Vserossijskogosoveschaniya-seminara «Kul'turologicheskoe obrazovanie v kontekste modernizacii obrazovaniya», Sankt-Peterburg, 16 - 17 maya 2005 g. Sankt-Peterburg: FKMC «'EJdoS», 2005: 5 - 14.
4. Valickaya A.P. Novaya shkola Rossii: kul'turotvorcheskaya model'. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2005.
5. Zhernosenko I.A. Kul'turnye strategii modernizacii obrazovaniya: principy samorazvitiya. Filosofiya obrazovaniya. 2011; Э (Э6): 19 - 25.
6. 'Eneeva L.A., Zhernosenko I.A. Innovacionnye shkolyregionov Rossii: kul'turotvorcheskaya model'. Barnaul: Izdatel'stvo Zhernosenko S.S., 201Э.
7. Murakami Ya., Kumon S., Sato S. Obschestvo I'e kak civilizaciya. Problemy filosofii istorii. Tradiciya i novaciya v sociokul'turnomprocesse. Moskva: INION, 1989.
8. Fedotova V.G. Neklassicheskaya modernizaciya i al'ternativy modernizacionnoj teorii. Voprosy filosofii. 2002; 4: Э - 21.
9. Gumilev L.N. Konec i vnov'nachalo: populyarnye lekciipo narodovedeniyu. Moskva: Ajri-Press, 2008.
10. Doklad Rabochej gruppy OON po korennym narodam, Rio-de-Zhanejro, 1992. Available at: http://www.listock.ru/17569
Статья поступила в редакцию 08.11.18
УДК 378
Tereshchenko E.K., senior teacher, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: ekaterina_tereshchenko@mail.ru
DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF INTERNATIONAL STUDENTS AS A METHOD OF ACCULTURATION STRESS OVERCOMING.
The article describes results of the research of a problem of acculturation stress overcoming for international students during their first year of studies. The paper substantiates the need to include international students in the multicultural educational space, in order to overcome the acculturation stress. The paper discusses the basics and structure of "acculturation stress", "multicultural competence" and identifies factors affecting at process acculturation of the international students. The author justifies the mutual influence of the multicultural educational environment on reducing the stress level of acculturation. The author concludes that the formation of multicultural competence will have a positive effect on overcoming of the stress in the period of adaptation to a new culture. Key words: acculturation stress, culture shock, multicultural education, multicultural competence, international students.
Е.К. Терещенко, ст. преп., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: ekaterina_tereschenlo@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ,
КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ «СТРЕССА АККУЛЬТУРАЦИИ»
Статья посвящена проблеме снижения стресса аккультурации у иностранных студентов в первый год обучения в университете. В работе обосновывается необходимость включения иностранных студентов в поликультурное образовательное пространство, с целью преодоления стресса аккультурации. Автором изучены сущность и содержание понятий «стресс аккультурации», «поликультурная компетентность», выявлены факторы, влияющие на процесс аккультурации иностранных студентов, обосновано взаимовлияние поликультурной образовательной среды на снижение уровня стресса аккультурации. Автор делает вывод о том, что формирование у иностранных студентов поликультурной компетентности будет способствовать преодолению ими стресса аккультурации в менее острой форме.
Ключевые слова: стресс аккультурации, культурный шок, поликультурная образовательная среда, поликультурная компетентность.
Проблемы и сложные ситуации сопровождают иностранных студентов на протяжении всего периода их пребывания в другой стране, однако первый год обучения характеризуется переживанием состояния потрясения или «стресса аккультурации» в большей степени. Кроме того, в этот период увеличивается риск возникновения конфликтных ситуаций между представителями различных этнических групп на национальной, религиозной и бытовой почве.
Согласимся с мнением Т.Ф. Вахитовой о том, что знание и понимание не столько языка народа как кода, сколько культуры, традиций и обычаев, менталитета этноса позволяют избежать разногласий в поликультурном диалоге [1], что особенно важно в условиях Северо-Кавказского федерального округа, представляющего собой уникальный сплав культур. Выделяя значимость поликультурного диалога в рамках снижения стресса аккультурации, целью нашего исследования являлось формирование у иностранных студентов поликультурной компетентности. Для её достижения нами были проведены теоретические и эмпирические исследования, в процессе которых определены основные задачи исследования, выявлены проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты в первый год пребывания в новом социокультурном пространстве.
Проанализировав ряд литературных источников, мы установили, что «стресс аккультурации» возникает вследствие контакта иностранного студента с новой, иной культурой, вызывая более или менее выраженное психическое потрясение, на фоне контраста с привычными для человека социокультурными ценностями и средой.
Исследователи феноменов «культурный шок» или «стресс аккультурации» говорят о колебаниях уровня психологической адаптации на протяжении всего периода аккультурации, выделяя от трёх до семи стадий прохождения этого процесса, при этом считают, что все проблемы, как правило, максимально обостряются в начале межкультурного перемещения (К. Оберг, АП Триандис, Т. Г Стефа-ненко, Е.А. Гришина).
К типичным симптомам пикового этапа стресса аккультурации А.А. Белик, П.С. Пуревич, Н.М. Лебедева относят: тоску по родине, скуку, «уход» в чтение, желание общаться только с представителями своей культуры, потребность в долгом сне, повышенный аппетит, постоянное чувство жажды, раздражительность, конфликты и напряженность в отношениях с однокурсниками и преподавателями, иногда даже потерю трудоспособности, депрессию или психосоматические болезни.
На наш взгляд, для данного исследования можно выделить две группы факторов, влияющих на стресс аккультурации у иностранных студентов: первая группа - это факторы, к которым можно отнести: пол, возраст, характер, уровень базового образования, то есть все те характеристики, которые уже имеет иностранный студент на момент поступления в университет - так называемые нами устойчивые факторы, и неустойчивые факторы, к которым можно отнести мотивацию самого иностранного студента и степень открытости к нему представителей новой культуры. Неустойчивые факторы, по нашему мнению, в большей степени зависят от самой среды, в которую попадает иностранный студент.
В связи с чем, мотивация к успешной аккультурации и уменьшение силы стрессовой реакции вероятны только в случае интеграции иностранного студента в поликультурную среду, с возможностью создания условий для сохранения им уникальных и самобытных особенностей культуры и принятия обычаев и традиций принимающей страны.
Ряд ученых (Суровцова Е.И., Колоницкая О.Л., Кутбиддинова РА. и Ерома-сова А.А.) понимают под поликультурной образовательной средой часть образовательной среды, представляющую собой совокупность влияющих на формирование личности условий, в частности, они выделяют: готовность к эффективному межэтническому взаимодействию, сохранение своей этнической идентичности, стремление к пониманию других этнокультур, осознание важности культурного многообразия.
Анализ научных работ Щегловой Е.М. (2005), Васютенковой И.В. (2006), Даниловой Л.Ю. (2007), Гурьяновой Т.Ю. (2008), Лунюшкиной И.С. (2009), Максимовой Л.И. (2012) показал, что общепризнанной структуры поликультурной компетентности в настоящее время не сформировано, а опыта формирования поликультурной компетентности у иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, практически нет.
Мы предположили, что включение иностранных студентов в поликультурное образовательное пространство вуза и формирование у них поликультурной
компетентности будет способствовать преодолению стресса аккультурации в период первого года обучения в менее острой форме. За основу оценки формирования поликультурной компетентности взята концепция Т.Ю. Гурьяновой, которая считает, что поликультурная компетентность - это интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе в ходе позитивного взаимодействия с представителями других культур. В качестве критериев и показателей сформированности поликультурной компетентности она выделяет:
- когнитивный критерий (полнота поликультурных знаний - информированность);
- мотивационно-ценностный критерий (наличие положительной мотивации к освоению поликультурных знаний, сформированность поликультурных качеств необходимых для позитивного взаимодействия с представителями разных культур (толерантность, бесконфликтность, эмпатия);
- деятельностный критерий (сформированность поликультурных умений и навыков, наличие опыта позитивного взаимодействия с представителями других культур) [2].
В проведённом нами исследовании приняли участие студенты первого курса Северо-Кавказского федерального университета, обучающиеся в полинациональных группах, с долей иностранных студентов от 18% до 85%. Всего в исследовании приняли участие 77 иностранных студентов.
На первом этапе исследования респондентам было предложено экспресс-тестирование, в рамках которого необходимо было отметить из общего перечня организованных в течение учебного года мероприятий, направленных на формирование поликультурной компетентности и адаптацию иностранных студентов, те, в которых они приняли участие, с указанием степени вовлеченности (зритель, участник, активный участник). В результате было сформировано четыре группы:
группа 1 - студенты, посетившие более 80% мероприятий преимущественно в качестве участников либо активных участников,
группа 2 - студенты, посетившие от 50 до 80% мероприятий, преимущественно в качестве участников, либо активных участников,
группа 3 - студенты, посетившие от 30 до 50% мероприятий, преимущественно в качестве участников или зрителей,
группа 4 - студенты, посетившие менее 30% мероприятий, преимущественно в качестве зрителей, либо вообще не посещавших такие мероприятия.
На втором этапе мы оценили уровень сформированности поликультурной компетентности респондентов, выделив следующие критерии: когнитивный, с показателем оценки полноты поликультурных знаний, мотивационно-ценностный, с показателем оценки поликультурных качеств необходимых для взаимодействия с представителями различных социальных групп и культур, деятельностный, с показателем оценки общего уровня адаптации личности к новой социокультурной среде, для выявления реальных навыков и умений взаимодействия с представителями различных социальных групп и культур.
Для оценки когнитивного критерия - полноты поликультурных знаний, всем студентам, участвующим в исследовании было предложено ответить на вопросы, определяющие уровень информированности об истории, культуре и традициях России и народов Северного Кавказа. Низкий уровень информированности выявлен среди иностранных студентов, не посещавших в течение года ни одного из мероприятий, направленных на развитие поликультурной компетентности (4 группа), либо посещавших их не системно (3 группа) - от 31 до 35% из них затруднялись дать ответы на предложенные вопросы, от 39% до 53% дали неправильные ответы. Студенты, принявшие участие во всех общественных и культурно-творческих мероприятиях, направленных на формирование поликультурной компетентности (1 группа), или в большинстве из них (2 группа), продемонстрировали высокий уровень информированности об историко-культурных и национальных особенностях народов Северного Кавказа, историко-культурном наследии России - 55-68% из них дали правильные ответы на вопросы.
Для оценки мотивационно-ценностного критерия сформированности поликультурной компетентности у иностранных студентов мы провели диагностику общей коммуникативной толерантности респондентов по методике В.В. Бойко [3], что позволило диагностировать толерантные и интолерантные установки лич-
Рис.1.Уровенькоммуникативнойтолерантностииностранныхстудентов 1-45 - высокая степень толерантности; 45-85 - средняя степень толерантности; 125-135 - низкая степень толерантности;
125-135-полное нелрият ие окружатцих
ности, прояуяющоеся в г^^оцосс«5 общения. Быливыщплеоы следующие типы коммуникативной толерантности: ситуативная (отношение к конкретному другому чесовеее), тополосипессао(взаиуоптношееияспрссетавиоеляме друоиоуа-циональнсстейиэтиивеских грюпиИ.групеовая (вэаим одействие в академической группе) и общая (отношение к людям в целом). В соответствии с методикой, чем выше баллы набирплреопондент, тем выше бооасоебеньегонеоерпимоптпо окружающим. Респонденты 1-2 группы в среднем имели более высокий потенциал коммроиуатпвиой толезаитзостз по всее типам и сеонветственне белее низкие баллы. При изначально выявленной у респондентов 1, 2 и 3 группы средней степениоСщеИиоомоникативнмзооееса нтноото.м грпппы 1опееоеее н вмюокио
уровень в^утр^фупто^с^й и анпалогическое еосерантносви, при средн^ал сеееа-тивной, у группы 2 средний уровень внутригрупповой, типологической и ситуативной тоееаннмнтмзн, ногнамок о ннпопы Н гизкнз емонене сииуотимной.иии двуе других средних уровнях. Респонденты же 4 группы показали средний уровень общей толееантпосмиимизкбй по вевм осталеныатавам (рс.1).
Отеоиз иневыки
культур (деятельностный критерий) мы оценивали по методике Л.В. Янковского «Ада гжалияличиостлузолой соцш^з^ощ^р^с^оередеБХ
Выяснилось, что у тех иностранных студентов, которые посетили все или большео^с^ои^е^^т^ио^^уотоятсозаллаи! еинех нафермиеивзние поиикилп-турной компетентности (1-2 группы), преобладающий тип адаптации - интерактивными иеоом ониполучиоибелеевбюозил оцкнкопошкасамадамтзвсостп, конформости и интерактивности, чем те студенты, которые не проявили особого интереса к участию во внеучебных мероприятиях поликультурной направленности (31 гннпоы).
Выявлено, что студенты 1-2 группы более свободно общаются с предста-вителпаи /^з^и^;<назсзаоьтосте0^^узмикзх анаримипезкойгауппы, так и
Библиографическийсписок
в студенческом сообществе в целом, многие из них изъявили желание стать активистами студенческих объединений университета. Тогда как, студенты 3-4 группы получили высокие оценки по шкалам ностальгии и отчужденности, у них было выявлено ощущение внутреннего дискомфорта и смятения от потери связи со своей культурой, повышенный уровень беспокойства и беспомощности, желание взаимодействовать с представителями только своей этнической группы (рис. 2).
Всего из 100% опрошенных респондентов желание следовать традициям и культуре принимающей страны выразили 30%, интерес к культуре и обычаям России и Северного Кавказа в целом, проявили около 70%.
Таким образом, данные, полученные в ходе нашего исследования, показывают, что активное участие иностранных студентов в общественных и культурно-творческих мероприятиях, направленных на формирование поликультурной компетентности, положительно влияет на снижение стресса аккультурации. Студенты (группа 1 и группа 2), показавшие более высокий уровень информированности о традициях, обычаях, культуре принимающей страны и коммуникативной толерантности быстрее устанавливали контакт и относились с большей эмпатией к представителям других этнических групп и их культурным особенностям, успешнее справлялись с тревогой, возникающей вследствие потери связи с привычными социальными связями и практиками. В целом, участие иностранных студентов в поликультурных событиях, позволило им почувствовать свою причастность к академическому сообществу, установить доверительные контакты с представителями новой культуры, снизить воздействие стрессовых факторов на психоэмоциональное состояние, что способствовало снижению у них стресса аккультурации, мотивации к успешной коммуникации и преодолению социокультурных барьеров.
группа 4 группа 3 грунпа 2
■ группа 1
У
Рис. 2.Адаптацияиностранныхстудентов кновой социокультурной среде
1. Вахитова Т.Ф. Национально-культурная специфика языковой картины мира и роль фразеологизмов в её структуре. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 465-468.
2. Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов: на материале обучения иностранному языку. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Чебоксары, 2008.
3. Методика диагностики коммуникативной установки (по В.В. Бойко). Сост. В.В. Быкова. Томск, 2015.
4. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. Санкт-Петербург, 2004.
References
1. Vahitova T.F. Nacional'no-kul'turnaya specifika yazykovoj kartiny mira i rol' frazeologizmov v ee strukture. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 465 - 468.
2. Gur'yanova T.Yu. Formirovaniepolikul'turnojkompetentnostistudentov ssuzov: na materiale obucheniya inostrannomuyazyku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2008.
3. Metodika diagnostiki kommunikativnoj ustanovki (po V. V. Bojko). Sost. V.V. Bykova. Tomsk, 2015.
4. Sonin V.A. Psihodiagnosticheskoe poznanie professional'noj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg, 2004.
Статья поступила в редакцию 08.11.18
УДК 378+7.01
Usanova A.L., Doctor of Arts Studies, Professor, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: alla_leo@mail.ru
Budkeev S.M., Doctor of Arts Studies, Professor, Department of History of Arts, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: lwlm@yandex.ru
THE HISTORY OF THE ARTS IN DEVELOPING CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF APPLIED SPECIALITIES. In the article the researchers define the role of art criticism in training students at creative departments (design, suit artistic design, etc.). The historical background of the Russian practice of art teaching in the XX century is considered. In tradition-innovation context is analyzed through the experience of teaching art criticism at departments of applied disciplines at the faculty of arts in Altai State University. The role of traditions of teaching creative disciplines in the first educational institutions in the history of Russia is studied. The analysis of the set of theoretical and practical disciplines aimed at the development of students' skills and abilities historically justified choice for copying the best examples of painting, namely not mechanical reproduction of the original, and meaningful following traditions, dialogue of cultures.
Key words: art education, art history, design, arts and crafts creativity.
А.Л. Усанова, д-р искусств., проф. каф. «Культурологии и дизайна», Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: alla_leo@mail.ru
С.М. Будкеев, д-р искусств., проф. каф. Истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: lwlm@yandex.ru
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье определяется роль искусствоведческих дисциплин в процессе обучения студентов творческих специальностей (дизайн, художественное проектирование костюма и др.). Рассматривается история вопроса в отечественной художественно-педагогической практике ХХ века. В контексте традиция -инновация анализируется опыт преподавания искусствоведческих дисциплин для студентов прикладных специальностей факультета искусств Алтайского государственного университета. Исследуется роль традиций преподавания творческих дисциплин в первых в истории России учебных заведениях. Осуществляется анализ совокупности теоретических и практических дисциплин, направленных на развитие у учащихся умений и навыков исторически обоснованного выбора для копирования лучших образцов живописи, а именно: не механического воспроизведения оригинала, а осмысленного следования традиции, диалога культур.
Ключевые слова: художественное образование, история искусства, дизайн, декоративно-прикладное творчество.
Качественная структура современного образовательного пространства раз-нопланова и противоречива. Однако в последнее время наметилась тенденция сокращения доли гуманитарных дисциплин в высшей школе и ранняя ориентация на узкую специализацию при подготовке студентов художественно-прикладных специальностей.
На наш взгляд, такая практика не способствует формированию гармоничной личности, стремящейся к созидательной деятельности, повышению своего образовательного уровня, всестороннему раскрытию творческого потенциала что, в конечном счёте, влияет на профессиональную культуру будущих специалистов.
Искусствоведение включает в себя комплекс учебных дисциплин (история искусства, художественная критика и т. д.). Изучение истории искусства как целостного художественного процесса, анализ природы выразительности художественного языка архитектурных форм, произведений изобразительного и прикладного искусства определенной эпохи - необходимый этап осмысления художественных традиций. Только в этом случае интерпретация образов и символов культуры прошлого реализуется в форме художественного мышления, а не механической компиляции [1, с. 36].
В 1993 г. в Алтайском государственном университете началась подготовка искусствоведов (впервые в Сибири). Двухтысячные годы стали периодом активного развития факультета искусств: создание диссертационного совета для защиты кандидатских диссертаций по истории искусства и искусствоведению, открытие новых направлений подготовки «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)», «Искусство костюма и текстиля», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
В основе подготовки учебно-методического комплекса для прикладных специальностей лежала идея развития лучших российских традиций культуры и искусства с опорой на опыт ведущих вузов в области художественно-промышленного образования: Московской государственной художественно промышленной академии им. Г.С. Строганова, Московского государственного университета печати им. И. Федорова, Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина.
Базой формирования педагогических традиций отечественного художественно-промышленного образования явилось Строгановское училище технического рисования. В истории становления и эволюции Строгановского училища А.Н. Лаврентьевым последовательно рассматривается специфика
подготовки и комплекс дисциплин на разных исторических этапах развития училища.
Так в 1860 - 1870-х годах наряду с прикладными дисциплинами для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием «Краткие понятия и начала художества с очерком истории искусства». В 1890-х годах выпускник Академии художеств Станислав Владиславович Но-аковский, заведующий музеем художественно-промышленного училища, вводит курс «Всеобщей истории искусства» тем самым, объединяя традиции академического и прикладного образования. Причем по замечанию А.Н. Лаврентьева «...лекционный метод соединялся с обмерами в музее училища» [2, с. 71]. Учитывая, что изначально искусствоведение являлось базовой специальностью для факультета искусств Алтайского государственного университета, такой принцип оказался не только возможным, но и довольно эффективным для формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов творческих специальностей. Например, в учебном пособии по курсу «Описание и анализ памятников искусства» особое внимание уделяется понятию мера, «метрика вещей», поскольку представление о памятнике становится полным, если установлены его размеры, а не только форма, декор, назначение и время бытования. «В размерах памятника выражена его связь с формой и его отношение с миром, в котором памятник (вещь) функционирует. Известно, что вся метрика вещей, весь искусственно созданный мир соотнесен с человеком, с его ростом, силой, художественным вкусом и разумом» [3, с. 17].
Результатом адаптации курса в рамках практической работы студентов по направлениям «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» и «Искусство костюма и текстиля» явилось создание курсовых и дипломных проектов, в которых источниками исследования служили памятники архитектуры, артефакты прошлых эпох. Например, коллекции одежды по мотивам деревянной архитектуры Барнаула, произведений колыванских камнерезов, скифской культуры и т. д.
Копирование высоких образцов - старейшая традиция и непременное условие ремесленного обучения. Например, в первой половине XIX века на заре художественно-промышленного образования в стенах «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», наряду с черчением, рисованием копирование являлось важным педагогическим компонентом. В Школе рисования учащиеся копировали выложенные преподавателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов выписывал из разных стран [4, с. 66].