В целях повышения качества воспитательной работы среди студенческой молодёжи на базе факультета права ДГПУ проводится целенаправленная систематическая специально-организованная работа по формированию у будущих педагогов профессионально-значимых качеств в личности учителя. В качестве примера можем привести воспитательные мероприятия: «Профессиональное самоопределение педагога», «Духовно-нравственное воспитание молодёжи», «Здоровый образ жизни», «Я - учитель, я - человек»; конкурс студенческих работ «Я - правовед».
На основании вышеизложенного следует отметить, что воспитание будущего педагога в условиях образовательного пространства педагогического вуза должно носить систематический характер, соблюдая принцип преемственности на всех этапах обучения (в процессе аудиторной и внеаудиторной работ).
Педагог - ведущий по жизни за руку, человек, который раскрывает прекрасное в индивиде. Человек, который воспитывает, обучает, развивает своих подопечных, открывает в них новые начала и способствует раскрытию творческого потенциала. Но и сам педагог как таковой и как личность формируется под влиянием различных установок и условий. Для формирования педагога
Библиографический список
как хорошего специалиста необходимо снабдить его необходимой информацией, научить навыкам и умениям, необходимым в педагогической деятельности. Для формирования педагога как личности нужно учитывать все составляющие, все стороны жизни человека. Становление личности существенно зависит от совокупности всех условий, характерных для определенной социальной ситуации. Поэтому для становления будущих педагогов необходимо создать благоприятные условия, способствовать развитию в будущих педагогах положительных качеств и творческих способностей. Ведь от качеств педагога зависит его профессиональная деятельность, а, следовательно, развитие и обучение учащихся.
Таким образом, воспитание студентов педагогического университета - целенаправленный, организованный педагогический процесс взаимодействия педагогов университета со студентами. Это и организация различной социально значимой деятельности студентов, и формирование у них патриотических, нравственных, эстетических, волевых, физических качеств, и развитие их профессиональных, творческих способностей и положительных качеств, и формирование отношений с социумом и с окружающим миром.
1. Гаджиева П.Д. Возможности образовательного пространства педагогического вуза в воспитании студентов. Материалы научно-практической конференции. Махачкала, 2018.
2. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория. Известия ПГПУим. В.Г. Белинского. 2009; № 12 (16): 132 - 140.
3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург, 2012.
4. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитании: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.
5. Кибалыенко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
References
1. Gadzhieva P.D. Vozmozhnosti obrazovatel'nogo prostranstva pedagogicheskogo vuza v vospitanii studentov. Materialy nauchno-prakiicheskoj konferencii. Mahachkala, 2018.
2. Bekker I.L., Zhuravchik V.N. Obrazovatel'noe prostranstvo kak social'naya i pedagogicheskaya kategoriya. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2009; № 12 (16): 132 - 140.
3. Il'in E.P. Psihologiya dlya pedagogov. Sankt-Peterburg, 2012.
4. Schurkova N.E. Prikladnaya pedagogika vospitanii: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2005.
5. Kibal'chenko I.A. Teoriya i praktika vospitatel'noj deyatel'nosti. Rostov-na-Donu: Feniks, 2009.
Статья поступила в редакцию 20.11.18
УДК 378
Guseynov R.D, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychological and Pedagogical Education, Director of Moscow Pedagogical State
University, Derbent branch (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
Pirmagomedova Е.А., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Department of Psychological and Pedagogical Education, Moscow Pedagogical
State University, Derbent branch (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN TO THE SURROUNDING SOCIETY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article is a result of the analysis of research in the field of pedagogical psychology on the topic of psychological and pedagogical adaptation and socialization of children to the surrounding society. The concept of "adaptation", its importance in pedagogical psychology, prospects for further study of adaptation, and the scientific development of this phenomenon in the model of psychological and pedagogical support of the educational process are considered, the pedagogical problem is defined. The theme of adaptation is relevant for many decades, studied in various sciences and branches of psychology.
Key words: adaptation, socialization, personal adaptation potential, psychological and pedagogical problem of socialization of educational process, psychological and pedagogical adaptation.
Р.Д. Гусейнов, канд. пед. наук, доц. каф. психолого-педагогического образования, директор ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет», Дербентский филиал, г. Москва, E-mail: [email protected]
Э.А. Пирмагомедоеа, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет», Дербентский филиал, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ СОЦИУМУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме психолого-педагогическая адаптация и социализация детей к окружающему социуму. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие данного явления в модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, определена педагогическая проблема. Тема адаптации актуальна на протяжении многих десятилетий, исследуется в различных науках и отраслях психологии.
Ключевые слова: адаптация, социализация, личностный адаптационный потенциал, психолого-педагогическая проблема социализации образовательного процесса, психолого - педагогическая адаптация.
В настоящее время все более актуальными становятся вопросы воспитания подрастающего поколения в принципиально новых условиях жизни нашей страны. Эти условия кардинальным образом изменили содержание активности людей, представление о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Все большее значение в самоопределении человека приобретают его личностные свойства. Самоопределение представляет собой некий поиск и утверждение своего пути в мире, своих ценностей и смысла существования в каждый момент времени. Этот процесс имеет свои специфические особенности на каждом возрастном этапе школьного обучения. По отношению к младшим школьникам и подросткам более корректно говорить не о личностном
самоопределении как таковом, а о психологической готовности к нему. Одним из основных факторов личностного самоопределения старших подростков рассматривается их психологическая адаптация к жизни.
Современная социальная обстановка общества имеет ряд особенностей: новые экономические проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, вновь приобретаемая религиозная свобода, смещение социальных ценностей, возникновение богатой элиты и нищей массы людей, межэтнические проблемы, миграция беженцев. В таких условиях многие детские проблемы социальной незащищенности требуют психолого-педагогических мер вмешательства и регулирования. И эти меры необходимо проводить по нескольким направлени-
ям. Еще одной проблемой современности являются дети вне школы. Связанно это, в первую очередь, с тем, что большое количество учащихся не выдерживают конкурсных экзаменов при переводе в десятые классы. Все больше детей после девятого класса поступают в средние специальные учебные заведения. От трудного, проблемного ребёнка всеми силами учителя отказываются, и школы, как бы грубо это не звучало, «избавляются» от них [1]. Психолого-педагогическая социализация личности - процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы. Однако детям и подросткам это дается гораздо труднее. Сложности и противоречия, встречающиеся на их пути, затрудняют процесс социализации, что, например, объясняет такие социально-педагогические явления, как «позднее взросление», «социальная пассивность», «малый социальный возраст», «позднее социальное взросление» и др. Социализация как психолого-педагогическое явление может отражать целый ряд проблем, разрешаемых преимущественно психолого-педагогическими средствами, формами и методами [2].
Наиболее значимым принято считать проблемы взаимодействия детей и подростков с социумом. Сюда относят взаимоинформирование, получение информации, трудности понимания, неправильное восприятие информации и неправильные действия; трудности согласования своих действий, потребностей, желаний и требований социума, вступление в противоречие и конфронтацию; трудности из-за отсутствия знаний, навыков, умений и личностных качеств совместной деятельности, общения; агрессивность или безразличность к социальной среде, к окружающим, непонимание их. Одним из показателей успешной адаптации детей в школе определяют эмоциональное состояние. По мнению психологов эмоции - особый класс психических процессов и состояний. В эмоциях отражаются воздействующие на человека явления и ситуации, их значимость. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения [3]. Эмоциональные состояния являются показателем состояния человеческих отношений, показателем адаптации человека к жизненным ситуациям. Эмоциональные состояния приравнивают к психологическим свойствам, считают эти явления почти одинаковыми. Эмоциональное состояние здорового ребёнка - ровное, радостное, бодрое настроение. Однако, по мнению В.С. Мухиной, в период адаптации к школе, радостное настроение ребёнка может смениться на плохое, сопровождающееся тревогой [4].
Результатом процесса адаптации является состояние адаптированности. Социально-психологическая адаптированность человека в социальной среде включает не только социальную, но и личностную адаптацию. Личностный аспект психологической адаптации - это, приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, и с собственными потребностями, мотивами, интересами. Личностный аспект психологической адаптации заключается в том, что человек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями. Психологическое содержание адаптирующейся личности определяется осознанием окружающей среды, рефлексией себя, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для установления позитивного взаимодействия с окружающей средой и с самим собой. В пространстве общественных отношений взаимодействуют два необходимых для становления личности процесса: процесс социализации и процесс индивидуализации. Именно эти процессы создают в своем единстве внешние и внутренние условия для развития индивидуальности личности. Они отвечают за формирование соответственно социальной адаптации и личностной адаптации (адаптированности). Только гармоничное сочетание этих двух процессов на всех предыдущих этапах детства порождает достаточно высокий уровень психологической адаптации старших подростков, что является благоприятным условием для формирования их самоопределения [5].
Социальная адаптация предполагает усвоение действующих в социальной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Человек не может проявить себя как личность раньше, чем он освоит действующие в данном обществе нормы и овладеет определенными приемами и средствами деятельности. Позитивное взаимодействие человека с окружающей средой и с самим собой свидетельствует о полноценной социальной и личностной адаптации человека.
Таким образом, психологическая адаптация человека к жизни имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению. Она содержательно связана с процессами социализации и индивидуализации личности. Социализация - это процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и тех общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых он растет и взрослеет. Иными словами, «социализация» - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром. Одним из первых основных институтов социализации является семья. Она для ребёнка: источник и условие развития его психики, расширения знаний и представлений об окружающем мире, первая модель принятых в данном обществе социальных отношений, с которой он встречается. Однако семья не может предоставить ребёнку возможность в полной мере приобрести опыт социального поведения, который необходим для вступления в более широкий круг общественных отношений за пределами родственных связей. Другими факторами или институтами социализации являются детский сад, школа, вуз, различные группы, в которые человек входит в соответствии со своими увлечениями, интересами, задачами (кружки, секции, учебные
группы), профессиональный трудовой коллектив. Каждый из них вносит свой вклад в формирование и обогащение социального опыта человека, предъявляя к нему те или иные требования, соответствующие той или иной стадии социализации. В процессе социализации происходит усвоение правил поведения, норм отношений и общения, способов действия, культуры, существующих в данном обществе в данное время. Социализация рассматривается, как процесс, протекающий в двух направлениях, - становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности, как деятеля [6].
«Социализация личности» обычно понимается как процесс усвоения ею социального опыта. Он имеет двоякое действие: «включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений» [7].
В результате социализации человек занимает определенное место в окружающем его социуме, приобретает навыки социального поведения, вырабатывает свой взгляд на мир, постигает, что есть добро и зло. Процесс социализации, в конечном итоге, выступает как взаимодействие человека и общества, как процесс включения человека в жизнь общества. Социализация (лат. Socialis - общественный) - сделать человека общественным.
В соответствии с возрастными возможностями человек должен быть социализирован к определенному уровню общественной культуры, научен жить в определенной социокультурной среде, должен овладеть необходимой суммой знаний, умений, навыков, достичь определенного уровня сформированности мировоззрения, направленности личности. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной и общественной жизни.
Социально психологические задачи ориентируют педагога на «становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения» [7].
Они направлены больше всего на раскрытие субъективных (социально-психологических) непосредственно связанных не с местом человека в обществе, личностных качеств, взглядов, убеждений. С таких позиций человек с момента своего рождения и до самой смерти «впитывает» окружающий мир, приобретает различные знания (как истинные, так и ложные), усваивает многочисленные правила поведения (как полезные для общества, так и вредные), но на их основе строит свою иерархию ценностей (как совпадающую с принятой в обществе, так и противоречащую ей).
Успешная социализация предполагает, что человек эффективно адаптирован в обществе и, более того, способен в определенной мере противостоять обществу, вернее всему тому в обществе, что мешает его саморазвитию. «Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, то есть конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - правонарушителем, девиантом», - считает А.В.Мудрик [6].
В соответствии с требованиями данных видов социализации складывается система социально-педагогической деятельности, которая представляет собой социальную работу в конкретной микросфере по оказанию помощи отдельной личности.
Одно из направлений деятельности социального педагога - социальная работа в микрорайоне, которая включает целый комплекс социально-педагогических служб, отличается разнообразием видов, форм. Социоадаптационное направление, которое включает в себя следующие виды работы социального педагога: помощь человеку в выборе социальных ролей, в формировании ценностных ориентаций, мировоззрения, нравственных привычек; выработку и реализацию социально-педагогических программ социализации личности. Нам представляется весьма интересной схема направлений профессиональной деятельности социального педагога, предоставленная Н.Ф. Масловой [7]. К направлениям профессиональной деятельности социального педагога относят: изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на растущего человека: наблюдение; беседа; опрос экспертов; интерьвьюирование; анкетирование; невербальный экспрессдиагноз; изучение документов; контент - анализ; организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в особом педагогическом внимании; социально-психологическая помощь и поддержка личности в критических и кризисных ситуациях; выбор программы и плана действий; диалог-обсуждение путей решения проблемы; компетентная помощь в реализации выхода из проблем; координация усилий ближайшего окружения личности; создание «группы поддержки». Социальные педагоги, как социальные работники, деятельность которых распространяется на психолого-педагогическую сферу жизнедеятельности человека и человеческого общества, должны быть ориентированы на все требования социально-профессиональной компетентности специалиста. Успех социально-педагогической деятельности может быть достигнут лишь сочетанием человеческих и профессиональных качеств педагога. Научить детей самостоятельно справляться с проблемами, научить, как улучшить свою будущую жизнь, найти скрытые резервы, развить их, помочь открыть жизненные резервы, увести подальше от кривых дорожек - задача современного педагога и психолога [8; 9].
Интеграция личности предполагает взаимодействие индивида с окружающей средой. Важно, чтобы дети понимали отношения, которые складываются
во внешнем мире и научились выстраивать такого рода отношения. Дети должны уметь меняться в соответствии с изменениями, которые происходят рядом с ними и не оставаться бесполезным обществу. Социальная адаптация и личностная адаптация вместе образуют психологическую адаптацию человека к жизни
Библиографический список
в современном обществе. Именно психологическая адаптация в единстве своих социальных и личностных аспектов позволяет подростку становиться готовым к самоопределению в жизни. Психологическая адаптация становится главным фактором самоопределения.
1. Aсеев В.Г. Теоретические проблемы адаптации. Адаптация учащихся и молодёжи к труду и учебной деятельности. Иркутск, 1996.
2. Гусейнов Pft Социально-правовая защита детей как условие их социализации. Aвтореферат диссертации ... степени кандидата педагогических наук. Махачкала, 2006.
3. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания. Мир психологии. 1999; 1 (17): 97 - 104.
4. Зеленая Л. В. Проблема адаптации в педагогической психологии. Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016: 43 - 45.
5. Котова И.Б., Гусейнов Pfl, Гусейнова И.Б. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. Pостов-на-Дону: ГБУ ДПО PO PИПК и ППPO, 2017.
6. Мудрик AE. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. Под редакцией ВА Сластенина. Москва: Aкадемия, 2000.
7. Маслова Н.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры. Рабочая книга социального педагога. Орел, 2005; Ч. II.
8. Нюдюрмагомедов, A.H. Единство учебной и внеучебной деятельности учащихся: пособие для учителей. Махачкала: Дагучпедгиз, 1997.
9. Петровский AE. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. Вопросы психологии. 2004; 4.
10. Пирмагомедова ЭА, Нагиева A.T., Бабаева Л.М. Самооценка и личностное становление в младшем школьном возрасте: учебное пособие. Махачкала, 2016. References
1. Aseev V.G. Teoreticheskie problemy adaptacii. Adaptaciya uchaschihsya imolodezhiktrudu i uchebnojdeyatel'nosti. Irkutsk, 1996.
2. Gusejnov R.D. Social'no-pravovaya zaschita detejkak uslovie ih socializacii. Avtoreferat dissertacii ... stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2006.
3. Zinchenko V.P. Problema vneshnego i vnutrennego i stanovlenie obraza sebya i mira kak realizaciya soznaniya. Mirpsihologii. 1999; 1 (17): 97 - 104.
4. Zelenaya L. V. Problema adaptacii v pedagogicheskoj psihologii. Sovremennaya psihologiya: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2016 g.). Kazan': Buk, 2016: 43 - 45.
5. Kotova I.B., Gusejnov R.D., Gusejnova I.B. Lichnost': resursyrazvitiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: GBU DPO RO RIPK i PPRO, 2017.
6. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2000.
7. Maslova N.F. Social'naya pedagogika v kontekste kul'tury. Rabochaya kniga social'nogopedagoga. Orel, 2005; Ch. II.
8. Nyudyurmagomedov, A.N. Edinstvo uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti uchaschihsya: posobie dlya uchitelej. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1997.
9. Petrovskij A.V. Problemy razvitiya lichnosti s pozicii social'noj psihologii. Voprosypsihologii. 2004; 4.
10. Pirmagomedova 'E.A., Nagieva A.T., Babaeva L.M. Samoocenka i lichnostnoe stanovlenie v mladshem shkol'nom vozraste: uchebnoe posobie. Mahachkala, 2016.
Статья поступила в редакцию 19.11.18
УДК 372.8
Davydenko M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Melekhova K.A., Cand. of Sciences (Art History), senior lecturer, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Stepanskaya A.G., Cand. of Sciences (Art History), senior lecturer, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Batsyna O.A., senior teacher, Department of History of Art, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF ELECTRONIC TRAINING FACILITIES IN THE STUDY OF THE COURSE "BASIS OF IMAGEOLOGY" BY THE STUDENTS OF THE DIRECTION OF THE PREPARATION "ART OF COSTUME AND TEXTILE". The article is dedicated to a relevant topic in the context of the modern educational paradigm - the role and place of electronic learning tools in studying the art of costume and textiles with reference to the discipline developed and implemented at the Faculty of Arts and Design of the Altai State University. The advantages of using electronic training tools in the formation of general cultural and professional competencies of students who major in "Art of Costume and Textiles" are studied on the example of the discipline "Fundamentals of Imageology". The authors consider the specifics of electronic teaching aids, their advantages in the process of combining the professional qualities of future stylists and fashion designers.
Key words: electronic teaching aids, vocational training, art education, pedagogical technologies, imageology.
М.В. Давыденко, канд. филос. наук, доц. каф. культурологии и дизайна, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К.А. Мелехова, канд. искусств., доц. каф. истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Г. Степанская, канд. искусств., доц. каф. истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О.А. Бацына, ст. преп. каф. истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ
КУРСА «ОСНОВЫ ИМИДЖЕЛОГИИ» СТУДЕНТАМИ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ»
Статья посвящена актуальной в контексте современной образовательной парадигмы теме - рассмотрению роли и места электронных средств обучения в изучении искусства костюма и текстиля на примере дисциплины, разработанной и реализуемой на факультете искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». Исследуются преимущества использования электронных средств обучения в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов направления «Искусство костюма и текстиля» на примере дисциплины «Основы имиджелогии». Авторами рассматриваются специфика электронных средств обучения, их преимущества в процессе сложения профессиональных качеств будущих художников-стилистов и художников-модельеров.
Ключевые слова: электронные средства обучения, профессиональное обучение, художественное образование, педагогические технологии, имиджелогия.