References
1. Vahitova T.F. Nacional'no-kul'turnaya specifika yazykovoj kartiny mira i rol' frazeologizmov v ee strukture. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2 (69): 465 - 468.
2. Gur'yanova T.Yu. Formirovaniepolikul'turnojkompetentnostistudentov ssuzov: na materiale obucheniya inostrannomuyazyku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2008.
3. Metodika diagnostiki kommunikativnoj ustanovki (po V. V. Bojko). Sost. V.V. Bykova. Tomsk, 2015.
4. Sonin V.A. Psihodiagnosticheskoe poznanie professional'noj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg, 2004.
Статья поступила в редакцию 08.11.18
УДК 378+7.01
Usanova A.L., Doctor of Arts Studies, Professor, Department of Cultural Studies and Design, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Budkeev S.M., Doctor of Arts Studies, Professor, Department of History of Arts, Costume and Textiles, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE HISTORY OF THE ARTS IN DEVELOPING CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF APPLIED SPECIALITIES. In the article the researchers define the role of art criticism in training students at creative departments (design, suit artistic design, etc.). The historical background of the Russian practice of art teaching in the XX century is considered. In tradition-innovation context is analyzed through the experience of teaching art criticism at departments of applied disciplines at the faculty of arts in Altai State University. The role of traditions of teaching creative disciplines in the first educational institutions in the history of Russia is studied. The analysis of the set of theoretical and practical disciplines aimed at the development of students' skills and abilities historically justified choice for copying the best examples of painting, namely not mechanical reproduction of the original, and meaningful following traditions, dialogue of cultures.
Key words: art education, art history, design, arts and crafts creativity.
А.Л. Усанова, д-р искусств., проф. каф. «Культурологии и дизайна», Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
С.М. Будкеев, д-р искусств., проф. каф. Истории искусства, костюма и текстиля, Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье определяется роль искусствоведческих дисциплин в процессе обучения студентов творческих специальностей (дизайн, художественное проектирование костюма и др.). Рассматривается история вопроса в отечественной художественно-педагогической практике ХХ века. В контексте традиция -инновация анализируется опыт преподавания искусствоведческих дисциплин для студентов прикладных специальностей факультета искусств Алтайского государственного университета. Исследуется роль традиций преподавания творческих дисциплин в первых в истории России учебных заведениях. Осуществляется анализ совокупности теоретических и практических дисциплин, направленных на развитие у учащихся умений и навыков исторически обоснованного выбора для копирования лучших образцов живописи, а именно: не механического воспроизведения оригинала, а осмысленного следования традиции, диалога культур.
Ключевые слова: художественное образование, история искусства, дизайн, декоративно-прикладное творчество.
Качественная структура современного образовательного пространства раз-нопланова и противоречива. Однако в последнее время наметилась тенденция сокращения доли гуманитарных дисциплин в высшей школе и ранняя ориентация на узкую специализацию при подготовке студентов художественно-прикладных специальностей.
На наш взгляд, такая практика не способствует формированию гармоничной личности, стремящейся к созидательной деятельности, повышению своего образовательного уровня, всестороннему раскрытию творческого потенциала что, в конечном счёте, влияет на профессиональную культуру будущих специалистов.
Искусствоведение включает в себя комплекс учебных дисциплин (история искусства, художественная критика и т. д.). Изучение истории искусства как целостного художественного процесса, анализ природы выразительности художественного языка архитектурных форм, произведений изобразительного и прикладного искусства определенной эпохи - необходимый этап осмысления художественных традиций. Только в этом случае интерпретация образов и символов культуры прошлого реализуется в форме художественного мышления, а не механической компиляции [1, с. 36].
В 1993 г в Алтайском государственном университете началась подготовка искусствоведов (впервые в Сибири). Двухтысячные годы стали периодом активного развития факультета искусств: создание диссертационного совета для защиты кандидатских диссертаций по истории искусства и искусствоведению, открытие новых направлений подготовки «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)», «Искусство костюма и текстиля», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
В основе подготовки учебно-методического комплекса для прикладных специальностей лежала идея развития лучших российских традиций культуры и искусства с опорой на опыт ведущих вузов в области художественно-промышленного образования: Московской государственной художественно промышленной академии им. Г.С. Строганова, Московского государственного университета печати им. И. Федорова, Московского государственного текстильного университета имени А.Н. Косыгина.
Базой формирования педагогических традиций отечественного художественно-промышленного образования явилось Строгановское училище технического рисования. В истории становления и эволюции Строгановского училища А.Н. Лаврентьевым последовательно рассматривается специфика
подготовки и комплекс дисциплин на разных исторических этапах развития училища.
Так в 1860 - 1870-х годах наряду с прикладными дисциплинами для ознакомления с различными стилями в специальных классах был введен курс под названием «Краткие понятия и начала художества с очерком истории искусства». В 1890-х годах выпускник Академии художеств Станислав Владиславович Но-аковский, заведующий музеем художественно-промышленного училища, вводит курс «Всеобщей истории искусства» тем самым, объединяя традиции академического и прикладного образования. Причем по замечанию А.Н. Лаврентьева «...лекционный метод соединялся с обмерами в музее училища» [2, с. 71]. Учитывая, что изначально искусствоведение являлось базовой специальностью для факультета искусств Алтайского государственного университета, такой принцип оказался не только возможным, но и довольно эффективным для формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов творческих специальностей. Например, в учебном пособии по курсу «Описание и анализ памятников искусства» особое внимание уделяется понятию мера, «метрика вещей», поскольку представление о памятнике становится полным, если установлены его размеры, а не только форма, декор, назначение и время бытования. «В размерах памятника выражена его связь с формой и его отношение с миром, в котором памятник (вещь) функционирует. Известно, что вся метрика вещей, весь искусственно созданный мир соотнесен с человеком, с его ростом, силой, художественным вкусом и разумом» [3, с. 17].
Результатом адаптации курса в рамках практической работы студентов по направлениям «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)» и «Искусство костюма и текстиля» явилось создание курсовых и дипломных проектов, в которых источниками исследования служили памятники архитектуры, артефакты прошлых эпох. Например, коллекции одежды по мотивам деревянной архитектуры Барнаула, произведений колыванских камнерезов, скифской культуры и т. д.
Копирование высоких образцов - старейшая традиция и непременное условие ремесленного обучения. Например, в первой половине XIX века на заре художественно-промышленного образования в стенах «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», наряду с черчением, рисованием копирование являлось важным педагогическим компонентом. В Школе рисования учащиеся копировали выложенные преподавателем под стеклом графические оригиналы, которые Строганов выписывал из разных стран [4, с. 66].
В 2006 году в рамках эксперимента на факультете искусств Алтайского университета разработан специальный курс «Основа копийного дела» (преподаватель Н.Е. Киселева) для студентов-искусствоведов. Целью курса являлось приобщение студентов к традициям художественной культуры и повышению их профессиональных качеств. Выбор произведений искусства для копирования, изучение истории замысла, идеи произведения, материала, анализ творческой манеры автора и точное следование обусловили более глубокое освоение теоретических дисциплин по истории искусства. Историко-культурный контекст курса, смена педагогической парадигмы позволяют рассматривать его как не механическое воспроизведение образца, а осмысленное следование традиции, диалог культур. Таким образом, по выражению Ф.Т. Михайлова автора фундаментальных исследований в области философии культуры, теории образования и психологии личности: «Образование - встреча обращающихся к друг другу поколений, в которой культура оживает, обновляется, длится от века к веку» [5, с. 268].
Включение курса «Основа копийного дела» наряду с изучением истории искусства, архитектуры и дизайна в программу подготовки студентов прикладных направлений способствовало формированию не только технических умений и навыков но, прежде всего, культурного багажа. Его наличие - необходимое условие подготовки современного специалиста, умеющего творчески осмысливать художественные явления прошлого и настоящего, свободно оперировать художественными образами в процессе творческой деятельности, иметь контекстуальное мышление. С последним качеством связан вектор дальнейшего развития художественной культуры и научных исследований: «Искусствоведческим дисциплинам принадлежит важная роль в формировании контекстуального мышления у студентов творческих специальностей. Контекстуальное мышление - понятие относительно новое. В 1980-1990-х гг контекст становится базовым понятием в научном и творческом языках, имеет устойчивый расширительный характер, критерий актуальности, качества архитектурного и дизайнерского проекта, то есть приобретает признаки проектного мышления. Контекстуальное мышление пре-
Библиографический список
образовало искусство из украшения жизни в способ её переконструирования» [6, с. 148].
Закономерным результатом совместного обучения студентов теоретических и прикладных направлений, универсальности ряда преподаваемых дисциплин на факультете явилось создание смешанных творческих групп (искусствовед и дизайнер, культуролог и стилист) и совместных проектов, впоследствии осознанный выбор смежных магистерских программ. В рамках студенческих форумов и научно-практических конференций в галереи «UNIVERSUM» происходят презентации и публичные защиты проектов. Ряд из них реализуется при поддержке администрации АлтГУ дизайн - проект интерьера Центра студенческого творчества и досуга университета, УНИВЕР-кафе, коллекции сценических костюмов для творческих коллективов, учебно-производственный центр «Ремесленная мастерская».
Таким образом, традиции отечественного художественно-промышленного образования, заложенные Строгановской школой почти два столетия назад, оказываясь в условиях новых образовательных процессов, не только не теряют актуальности, но возрождаются, приобретая новый контекст [7, с. 98]. А педагогические принципы культуросообразности, политехнизма, целостности и упорядоченности педагогического процесса, заложенные основателями художественных вузов, активно применяются в настоящее время [8, с. 33-96]. Знания, умения, навыки, полученные в процессе освоения теоретических и практических дисциплин, реализуются не только в предметной среде (презентации костюмов, создание макетов с расчетами и спецификациями), но и в виде научно-исследовательской деятельности - статьях, публикуемых в специализированных журналах, магистерских диссертациях. Данный вид деятельности позволяет молодому ученому войти в современную науку и практику и базируется на осмысленном применении научных теорий и подходов [9, с. 61]. При этом необходимым компонентом научного исследования является педагогический аспект, направленный на обоснование методики обучения и создания дизайнерских программ, в сфере народных промыслов, этнографических проектов.
1. Степанская Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания. Успехи современного естествознания. 2007; Вып. 10.
2. Лаврентьев А.Н. Строгановское училище и художественно-промышленное образование. История дизайна. Москва, 2007.
3. Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2002.
4. Лаврентьев А.Н. Строгановское училище и художественно-промышленное образование. История дизайна. Москва, 2007.
5. Михайлов Ф.Т. Избранное. Москва, 2001.
6. Степанская Т.М. Универсальность гуманитарного знания - российская университетская традиция. Культурное наследие Сибири: сборник статей. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2005; Вып. 7.
7. Усанова А.Л. Искусствоведение в формировании художественно- образного мышления у студентов творческих специальностей. Строгановская школа: фундамент традиций и новаторский поиск. Учителя и ученики. Межвузовская научная конф. к 190-летию МГХПА им. С.Г Строганова. Москва: МГХПА, 2015: 97 - 99.
8. Budkeev S.M., Kiryushina J.V., Shokorova L.V. Students-Designers' Professional Competencies Formation by Means of Folk Arts and Crafts. International Journal of Environmental &science Education. 2016; vol. 11, №10: 3394 - 3405.
9. Будкеев С.М., Будкеев Д.С. Системный подход в научном исследовании по искусствоведению. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017; Часть 1; № 12: 60 - 63.
References
1. Stepanskaya T.M. Iskusstvovedenie v sisteme gumanitarnogo znaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2007; Vyp. 10.
2. Lavrent'ev A.N. Stroganovskoe uchilische i hudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie. Istoriya dizajna. Moskva, 2007.
3. Stepanskaya T.M. Opisanie ianalizpamyatnikoviskusstva. Barnaul: Altajskij gos. un-t, 2002.
4. Lavrent'ev A.N. Stroganovskoe uchilische i hudozhestvenno-promyshlennoe obrazovanie. Istoriya dizajna. Moskva, 2007.
5. Mihajlov F.T. Izbrannoe. Moskva, 2001.
6. Stepanskaya T.M. Universal'nost' gumanitarnogo znaniya - rossijskaya universitetskaya tradiciya. Kul'turnoe nasledie Sibiri: sbornik statej. Barnaul: Altajskij gos. un-t, 2005; Vyp. 7.
7. Usanova A.L. Iskusstvovedenie v formirovanii hudozhestvenno- obraznogo myshleniya u studentov tvorcheskih special'nostej. Stroganovskaya shkola: fundament tradicij i novatorskij poisk. Uchitelya i ucheniki. Mezhvuzovskaya nauchnaya konf. k 190-letiyu MGHPA im. S.G. Stroganova. Moskva: MGHPA, 2015: 97 - 99.
8. Budkeev S.M., Kiryushina J.V., Shokorova L.V. Students-Designers' Professional Competencies Formation by Means of Folk Arts and Crafts. International Journal of Environmental &science Education. 2016; vol. 11, №10: 3394 - 3405.
9. Budkeev S.M., Budkeev D.S. Sistemnyj podhod v nauchnom issledovanii po iskusstvovedeniyu. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2017; Chast' 1; № 12: 60 - 63.
Статья поступила в редакцию 12.11.18
УДК 371
Khilko A.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute, Stavropol Construction College (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
Filimanuk L.A., Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@ramblerru
FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE YOUTH AND STUDENTS WITH HEALTH DISABILITIES IN MODERN SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS.
The article deals with factors that influence the choice of a future specialty by students of secondary vocational education institutions, among whom there are students with health disabilities. The work presents the statistics of the most popular specializations, as well as the level of satisfaction with the educational direction that is chosen by the students. The authors conclude that the formation of readiness for successful professional activity of the future specialist will contribute to the correct choice of specialty, based on all factors affecting it, as well as obtaining quality professional education in the conditions of its modernization, which is the basis of dynamic economic growth and social development of society.
Key words: secondary vocational education, professional self-determination, choice of specialty, persons with disabilities, TOP 60, TOP Region.