Библиографический список
1. Совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Москва, Кремль, 19 мая 2015 г.
2. Dolet E. La manière de bien traduire d'une langue en autre, P. 1540. p. 183.
3. Русско-татарский словарь. Под ред. Ф.А. Ганиева. Москва: Инсан, 1997.
4. Юсупов РА. Лексико-фразеологические средства русского и татарского языков. Казань: Татар.кн. изд-во, 1980.
5. Закиев М.З. Синтаксический строй татарского языка. Казань: Таткнигоиздат, 1963.
6. Ахметшина А.Р. Семантика татарских пословиц (в сравнении с русскими и французскими пословицамию Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2000.
7. Ахунанов Г.Х. Мэкальлэр тэремэсе турында (О переводе пословиц). Ике тел хззинзсе (Сокровище двух языков). Казан: Татар, кит. нэшр., 1964. Б. 90 - 107.
References
1. Sovmestnoe zasedanie Soveta po mezhnacional'nym otnosheniyam i Soveta po russkomu yazyku. Moskva, Kreml', 19 maya 2015 g.
2. Dolet E. La manière de bien traduire d'une langue en autre, P. 1540. p. 183.
3. Russko-tatarskij slovar'. Pod red. F.A. Ganieva. Moskva: Insan, 1997.
4. Yusupov R.A. Leksiko-frazeologicheskie sredstva russkogo i tatarskogo yazykov. Kazan': Tatar.kn. izd-vo, 1980.
5. Zakiev M.Z. Sintaksicheskijstroj tatarskogo yazyka. Kazan': Tatknigoizdat, 1963.
6. Ahmetshina A.R. Semantika tatarskihposlovic (vsravneniisrusskimiifrancuzskimiposlovicamiyu Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2000.
7. Ahunanov G.H. M'ekal'l'er t'erem'ese turynda (O perevode poslovic). Ike telhzzinzse (Sokrovische dvuh yazykov). Kazan: Tatar, kit.n'eshr., 1964. B. 90 - 107.
Статья поступила в редакцию 23.11.17
УДК 37.036
Nekhvyadovich L.I., Doctor of Arts Critisism, senior lecturer, Dean of Faculty of Art and Design, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kirushina Yu.V., Cand. of Arts Critisism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shelygina O.A., Cand. of Arts Critisism, senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF VISUAL CULTURE AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF CREATIVE AREAS OF TRAINING. The article considers possibilities of development of visual culture of students of creative directions of training in the context of informatization of professional education. Problems of coaching of visual educational content are defined. The authors come to a conclusion that the electronic educational resources developed in space of modern higher education are an important part of the visual environment of higher education institution. The mixed training model including traditional and electronic forms allows an essential part of school hours for work with the maintenance of an electronic course and allows expanding possibilities of visualization of process of training.
Key words: visual culture, visual communication, art education, e-learning.
Л.И. Нехвядович, д-р искусствоведения, доц., декан факультета искусств и дизайна Алтайского государственного
университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Ю.В. Кирюшина, канд. искусствоведения, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
О.А. Шелюгина, канд. искусствоведения, доц. Алтайского государственного университета, г. Барнаул,
E-mail: E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассмотрены возможности развития визуальной культуры студентов творческих направлений подготовки в контексте информатизации профессионального образования. Определены задачи кураторства визуального образовательного контента. Авторы приходят к выводу, что электронные образовательные ресурсы, развиваемые в пространстве современного высшего образования, являются важной частью визуальной среды вуза. Смешанная модель обучения, включающая традиционные и электронные формы, отводит существенную часть учебного времени на работу с содержанием электронного курса и позволяет расширить возможности визуализации процесса обучения.
Ключевые слова: визуальная культура, визуальная коммуникация, художественное образование, электронное обучение.
Визуализация информационной среды отчетливо проявляется в развитии современной культуры. Количество междисциплинарных исследований визуальной культуры подчеркивают очевидный научный интерес к этой тенденции. В публикациях рассматриваются разные аспекты визуализации: визуальная культура как коммуникация, формирование визуальной культуры как задача современного образования, понятие визуальной грамотности [1; 2]. Теория визуального поворота и в целом визуальные исследования провозглашают особое значение визуальных образов в современном мире. В трудах У. Дж. Т. Митчелла поставлены ряд вопросов, связанных с исследованием "пиктори-ального" поворота: как по-новому следует подходить к пониманию визуального образа? как соотносятся изображение и язык? каковы перспективы развития визуальности? [3]. С этой точки зрения профессия дизайнера приобретает особое значение:
дизайнер транслирует визуальную культуру, является активным участником визуальной коммуникации, несет ответственность за качество визуальной среды. Профессиональное образование графического дизайнера, художника по костюму или web-дизай-нера должно формировать специалиста в визуальной культуре, обладающего соответствующей эрудицией и пониманием механизмов ее трансляции, ведь создание нового образа - работа в пространстве уже созданного.
Профессиональное формирование студентов творческих направлений подготовки требует погружения в гармоничную среду. Этот широко известный в образовании принцип в настоящее время связан не только с предметным окружением. Электронные образовательные ресурсы, развиваемые в пространстве современного высшего образования, являются важной частью визуальной среды вуза. Смешанная модель обучения, включающая
традиционные и электронные формы, отводит существенную часть учебного времени на работу с содержанием электронного курса и позволяет расширить возможности визуализации процесса обучения. Для студентов направлений «Профессиональное обучение (декоративно-прикладное искусство и дизайн)», «Искусство костюма и текстиля», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Культурология», «История искусств» в Алтайском государственном университете разработан ряд электронных курсов, сопровождающих обучение в традиционной форме. Представленные на лекции иллюстрации дополняются расположенными в курсе материалами. Продуманное визуальное оформление курса, дополнительные материалы в визуальной форме (например, инфографика, интеллект-карты), а также репродукции произведений искусства и ссылки на лучшие образцы дизайна должны стать элементом обучения, мотивирующим к исследованию пространства современной визуальной культуры.
Навыки самостоятельного поиска и отбора информации, осваиваемые студентами в рамках дисциплин «Основы информационной культуры», «Информационные технологии и компьютерное обеспечение дизайна», «Современные средства визуальной коммуникации», «Аудиовизуальные средства представления информации», включают навыки поиска визуальных материалов. В ходе выполнения предложенных упражнений студенты используют поисковые системы платформ «Google», «Яндекс», «Pinterest», «TinEye». Цель таких упражнений -формирование навыков поиска релевантной визуальной информации, отличающейся высоким качеством изображения и формальными достоинствами (выразительное дизайнерское решение, качественная фотография). Отбор визуального материала, необходимой базы в рабочем процессе дизайнера, является важным профессиональным навыком студентов творческих специальностей. Например, в процессе работы графического дизайнера, дизайнера одежды или художника востребован поиск референсов - вспомогательных изображений, по которым автор получает дополнительную информацию для создания изображения или которые нужны для обсуждения концепции проекта с заказчиками. Еще одна сложившаяся в профессиональной среде практика - подготовка «mood boards» (дословно с английского «досок настроения») - вариантов коллажа, включающих изображения, текст, фрагменты объектов (например, ткань). Цифровые варианты «mood boards» могут включать мультимедийные элементы, например, звукозаписи. Цель создания таких коллажей - сформировать концепцию проекта, главную идею, определить общую тональность будущей работы. Таким образом, осмысленный выбор визуальной информации и умение ее компилировать должны быть в числе навыков, формируемых учебной деятельностью студентов-дизайнеров. Инструментами создания цифровых «mood boards» могут служить онлайн-сервисы (например, «Pinterest», «Realtimeboard») или приложения (например, приложения для создания электронных слайдов).
Выбор визуальных материалов высокого достоинства связан с понятиями насмотренности и художественного вкуса, общего образовательного уровня и эрудиции, а также пониманием современных тенденций развития визуальной культуры. Насмо-тренность во всех сферах визуального универсальна: живопись, графика, шрифт, реклама, кинематограф, - все результаты работы профессионалов разных видов дизайна, а также высокохудожественные произведения искусства развивают видение человека, его способность определять достойное. Насмотрен-ность пригодится в любой дизайнерской области, в любой сфере создания и оценки визуального образа. Насмотренность можно понимать как возможность быстрого оценочного суждения на основе богатого опыта восприятия визуальных объектов высокого качества. Чем многообразнее этот опыт, тем увереннее оценивание, но этот процесс не уровня интуиции, а осознанный выбор: продвинутое владение навыком его автоматизирует, делает почти незаметным оценочные усилия, например, оценку гармоничности композиционного и цветового решений объекта. Высокий уровень насмотренности также позволяет определять примененные автором приемы и их роль в структуре образа. Только «видящий» в этом смысле студент способен критически относится к собственным работам и продвигаться в профессиональном развитии, определять индивидуальные пути профессионального становления, осмысленно находить свой творческий почерк и профессиональную специализацию, а в профессиональной перспективе - воспитывать зрителя.
Развитию визуальной эрудированности способствует погружение в художественную среду, знакомство с экспозициями художественных музеев и выставочных площадок, изучение репродукций ключевых произведений искусства. Важные задачи выполняет вузовская художественная галерея, обогащающая образовательное пространство и позволяющая включить студентов всех творческих направлений подготовки в художественную жизнь региона. Таковы функции галереи «Universum» факультета искусств Алтайского государственного университета. Деятельность вузовской художественной галереи направлена на формирование гуманистического, художественного, нравственно-эстетического мировоззрения [4, с. 90]. Знание истории визуальной культуры, истории искусства и дизайна - непременное условие профессиональной компетентности дизайнера. «Историческая» насмотренность позволяет видеть истоки тех или иных тенденций развития дизайна, видеть и применять визуальные аллюзии, оценивать объекты современной визуальной культуры в контексте мирового культурного наследия. Результаты работы высокопрофессионального дизайнера должны вписываться в универсальный контекст, в визуальную культуру в целом, а также развивать ее, быть шагом к следующему уровню, к лучшим образцам. Знание этапов развития визуальной культуры позволяет прогнозировать направления ее развития. Высокий уровень насмотренности, таким образом, должен стать опорой для собственной творческой деятельности. Поиск лучших примеров не должен вести к попыткам прямых заимствований в творческих работах, при этом прямые заимствования как эффективное учебное упражнение отмечается практиками в сфере дизайна.
Особое внимание в начале учебной деятельности с визуальными объектами следует уделять правовым и этическим аспектам использования такой информации студентами. Лекция и практические задания, направленные на прояснение ключевых принципов авторского права, позволяют в целом избегать соответствующих ошибок в творческих проектах студентов. Входной контроль в форме беседы, как правило, показывает низкий уровень знаний студентов о пределах авторских прав, нарушении авторских прав и понятии общественного достояния, а также источниках свободно распространяемого визуального контента и типах лицензий для него. Такая информированность имеет особое значение для студентов творческих направлений, ведь авторская позиция будет ключевой в их профессиональной деятельности. Правила цитирования, в том числе визуальных образов, с точки зрения авторского права требуют отдельного пояснения.
Умение работать с информацией, в том числе визуальной информацией, можно считать очевидным требованием к большинству профессионалов. Задания на систематизацию и хранение визуальной информации позволяют развивать навыки классификации и использования метаданных, получать быстрый доступ к востребованным визуальным объектам и в целом мета-навыки, связанные с информационной культурой современного человека.
Средства электронного курса позволяют предлагать студентам подборки ссылок на актуальные публикации по темам дисциплины, а также организовать самостоятельную работу студентов по поиску и отбору соответствующих публикаций. Курирование контента в деятельности преподавателя становится все более актуальной задачей, направленной на привлечение внимания студентов к важным информационным ресурсам. Среди способов включения тематических цифровых коллекций в образовательный процесс можно отметить следующие: публикация подборок в заметной части электронного курса и приглашение студентов к изучению этой информации; использование отдельных публикаций как отправной точки для дискуссии, например, на семинарском занятии или упоминание их в качестве примера в лекции; задания для самостоятельной работы, предполагающие осмысление, формулирование собственной позиции по каким-то темам; задание для самостоятельной работы студентов - составление таких тематических подборок.
Отслеживание актуальной информации в отраслевой сфере, знакомство с профильными публикациями, инновациями является необходимостью для любого современного профессионала, и задача преподавателя - сформировать информационную среду, способствующую развитию этих навыков. Способы формирования визуальной культуры, используемые в образовательном процессе, могут стать привычными для студента путями развития профессионализма, что актуально в ситуации востребованности
профессиональной мобильности и постепенного перехода к модели образования в течение всей жизни [5]. Предложенные преподавателем каналы получения визуальной информации могут успешно развивать визуальную эрудированность специалиста и
Библиографический список
после завершения обучения в вузе, таким образом, эти навыки способствуют вхождению в информационное поле профессии и являются инструментами дальнейшего профессионального развития.
1. Полюдова Е.Н. Визуальная культура и современное художественное образование. Педагогика искусства. 2012; 3; Available at:http:// www.art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie
2. Салмин Л.Ю. Визуальные коммуникации. Новая реальность Архитектон: известия вузов. 2016; 4 (56). Available at:http: archvuz. ru/2016_4/5
3. Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1994.
4. Степанская Т.М., Нехвядович Л.И., Усанова А.Л. Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография. Барнаул: Издательство АлтГУ, 2015.
5. Шелюгина О.А. Формирование профессиональной мобильности студентов электронными средствами обучения. Культурное наследие Сибири. Барнаул. 2016; Вып. 20 (2).
References
1. Polyudova E.N. Vizual'naya kul'tura i sovremennoe hudozhestvennoe obrazovanie. Pedagogika iskusstva. 2012; 3; Available at:http://www. art-education.ru/electronic-journal/vizualnaya-kultura-i-sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie
2. Salmin L.Yu. Vizual'nye kommunikacii. Novaya real'nost' Arhitekton: izvestiya vuzov. 2016; 4 (56). Available at:http: archvuz.ru/2016_4/5
3. Mitchell W.J.T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1994.
4. Stepanskaya T.M., Nehvyadovich L.I., Usanova A.L. Gumanitarnoe znanie - osnova universitetskogo obrazovaniya: monografiya. Barnaul: Izdatel'stvo AltGU, 2015.
5. Shelyugina O.A. Formirovanie professional'noj mobil'nosti studentov 'elektronnymi sredstvami obucheniya. Kul'turnoe nasledie Sibiri. Barnaul. 2016; Vyp. 20 (2).
Статья поступила в редакцию 04.12.17
УДК 796.8
Shikhshabekov Sh.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhimuradova R.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Natural Education, Dagestan Institute of Education Development (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova M.M., senior teacher, Department of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
EASTERN KINDS OF WRESTLING AND WUSHU GYMNASTICS IN FORMING HARMONIOUSLY DEVELOPED PERSONALITY OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION. The article is dedicated to a study of effectiveness of using elements of oriental martial arts and wushu gymnastics in the formation of a harmoniously developed personality, which are part of the arsenal of physical exercises, psychophysical methods of training and moral and volitional qualities that arouse high interest among specialists. The author substantiates an idea that eastern martial arts are an integral part of the system of physical education of students, where physical education lessons include gymnastics, track and field athletics, dancing, swimming and judo wrestling. The characteristic features of breathing exercises and exercises for muscle relaxation are singled out and described, which are integral parts of the impact on the consciousness of the person, which are performed by those who are engaged in a higher level of moral perfection.
Key words: eastern martial arts, martial arts, physical education, moral principles, harmonic improvement, physical education teacher.
Ш.Ю. Шихшабеков, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Р.Т. Гаджимурадова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. естественного образования, Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.М. Магомедова ст. преп. каф. физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала. E-mail: [email protected]
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА И ГИМНАСТИКА УШУ В ФОРМИРОВАНИИ ГАРМОНИЧЕСКИ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУШЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена эффективности использования элементов восточных единоборств и гимнастики ушу в формировании гармонически развитой личности, которые входят в арсенал физических упражнений, психофизических методов тренировок и морально-волевых качеств, вызывающих высокий интерес у специалистов. Обосновывается идея о том, что... восточная единоборства входит составной частью в систему физического воспитания учащихся, где уроки физического воспитания включают занятия гимнастикой, легкой атлетикой, танцами, плаванием и борьбой дзюдо.
Выделяются и описываются характерные особенности дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц, которые являются неотъемлемыми составными частями воздействия на сознание человека, выполняемые которых подводят занимающихся к более высокому уровню нравственного совершенствования.
Ключевые слова: восточные единоборства, боевые искусства, физическое воспитание, нравственные принципы, гармоническое совершенствование, учитель физической культуры.
Восточные системы физического воспитания, такие, как дзюдо, каратэ, тхэквондо, айкидо и ушу, благотворно влияют на физическое здоровье человека, его психику и выработку нравственных принципов.
В современной научной и научно-популярной литературе говорится об использовании ряда восточных систем физического
воспитания в физическом развитии детей и подростков. Так, дзюдо входит составной частью в систему физического воспитания учащихся Японии, где уроки физического воспитания включают занятия гимнастикой, легкой атлетикой, танцами, плаванием и борьбой дзюдо. При этом специалисты отмечают, что занятия дзюдо вырабатывают дисциплинированность учащихся, учат