Развитие информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе, изменение характера культуры (усвоение новых культурных норм, правил, образцов) предопределяет переход к новым образовательным практикам, изменению самой сущности образовательного процесса. Педагогические технологии (по определению В.П. Беспалько), являющиеся научным проектированием и научным воспроизведением, гарантирующим успех педагогическим действиям) сегодня становятся формой модернизации педагогического процесса. Применение новейших педагогических технологий в образовании предполагает использование понятий «субъект учения», «субъект познавательной деятельности», сущностью которых является развитие познавательной активности, воображения, творческих качеств личности, способности анализировать и синтезировать понятия, умение проводить логические и причинно-следственные связи. Как отмечает Г.В. Можаева, в новой образовательной парадигме диалог преподавателя и обучающегося определяет основные формы организации учебного процесса, современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации для решения возникающих проблем, постоянно расширять свои компетенции [1].
В XXI веке одной из ведущих парадигм в образовании является открытое образование как базис современного информационного общества. Средством реализации этой открытости становится электронное обучение. Электронное обучение - (от англ. e-learning) система обучение с помощью информационных и электронных технологий. Современные компьютерные методы представления информации включают в себя не только тексты, но и визуальные файлы в различных расширениях, графики, видео, звуковые фрагменты, анимацию и тому подобное [2].
Как отмечает О.А. Шелюгина, специфика электронных средств обучения состоит в многослойности их характера, постоянном появлении новых форм или новых способов применения, что затрудняет разработку их классификации [3]. Среди основных видов электронных средств обучения - электронные учебники, электронные тренажеры, программные средства для контроля усвоения знаний, умений и навыков, справочные информационно-поисковые системы. Электронные средства активно используются для проведения аудиторных занятий, организации самостоятельной работы, самообразования; особенно востребованы возможности таких средств в дистанционной форме обучения, поскольку они позволяют полностью организовать дидактический процесс: доставлять учебную информацию в наглядной форме, использовать инструменты для педагогической коммуникации, организовывать самостоятельную, в том числе исследовательскую работу студентов, осуществлять педагогический контроль, хранить и анализировать информацию, связанную с реализацией учебных курсов [3]. К достоинствам электронных средств обучения относится высокий уровень качества визуальной информации, возможность выстраивания индивидуальных образовательных стратегий, возможность четкой организации самостоятельной и проектной работы обучающихся и ее контроля.
Рассматривая преимущества электронных средств обучения на примере дисциплины «Основы имиджелогии», адресованной студентам направления подготовки «Искусство костюма и текстиля», реализуемой на факультете искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», следует отме-
Библиографический список
тить, что данный учебный курс направлен на овладение знаниями основных механизмов и методов формирования имиджа, а также навыками их эффективного использования в процессе профессионального развития будущих специалистов. Электронное сопровождение курса базируется на основе системы управления обучением «Moodle» [4]. Электронная среда платформы «Moodle» располагает различными дидактическими средствами. В частности, в системе «Moodle» представлено как традиционное методическое обеспечение учебного курса (рабочая программа дисциплины, список литературы, представленной в научной библиотеке университета, темы для практических занятий, список вопросов к экзамену), так и дополнительные материалы (гипертекстовые ссылки, видео-ресурсы сети Интернет, тематические \«еЬ-страницы).
Для будущих специалистов в сфере искусства костюма и текстиля - художников-стилистов, художников-модельеров важное значение имеет развитие визуального мышления, наглядно-образного и наглядно-действенного, направленного на творческое решение проблемных задач. В связи с этим электронный курс «Основы имиджелогии» в соответствующих тематических разделах курса содержит виртуальные галереи репродукций, фотографий, формируя представление о колористике, роли цвета в построении имиджа, видах дресс-кода, способах построения габитарного имиджа. В целях иллюстрирования учебного материала используются видеофрагменты, видеофильмы, электронные слайды, инфографика.
Программа дисциплины «Основы имиджелогии» предусматривает выполнение различных видов самостоятельной работы. Для данной цели используется такой инструмент системы «Мoodle», как «Самостоятельная работа по разделу курса», содержащий подробную инструкцию по ее выполнению, гиперссылки на необходимые ресурсы в сети Интернет, необходимые учебные пособия по курсу в электронном формате. Для изучения терминологии дисциплины используется также электронный глоссарий, который студенты могут дополнять самостоятельно, внося новые записи. Работа с электронным глоссарием имеет преимущества: с помощью гипертекстовых ссылок термины, указанные в глоссарии, выделяются в любом элементе курса, что делает возможным быстрое обращение к толкованию слова [3].
Курс «Основы имиджелогии» снабжен электронными тестами по разделам дисциплины. Формы тестов разнообразны, что предоставляет студентам качественно подготовиться к контролю знаний, для преподавателей преимуществом включения в курс данного элемента является автоматический результат этого контроля. Дисциплина «Основы имиджелогии» предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Студентам заочной формы обучения это дает возможность более активно включаться в учебную работу, иметь постоянный доступ ко всем необходимым заданиям учебного курса.
Таким образом, электронные средства обучения способствуют более эффективной реализации учебного курса «Основы имиджелогии», формированию общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом направления подготовки «Искусство костюма и текстиля». Благодаря новейшим средствам обучения формируется информационная культура студентов, развиваются навыки коммуникации, визуальное мышление и визуальная культура, владение которой является частью освоения современной образовательной парадигмы.
1. Можаева ГВ. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития. Гуманитарная информатика. 2013; Вып. 7: 126 - 138.
2. Довнар И.С., Мармыш Г.П, Ложко П.М., Климович В. В. Преимущества дистанционного электронного обучения. Использование информационных образовательных технологий и электронных средств обучения в вузе. Гродно: ГрГМУ, 2011: 43 - 46.
3. Шелюгина О.А. Возможности электронных средств обучения для студентов направления «История искусств» в контексте процессов культурной интеграции. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 12-13 мая, Барнаул: 2016.
4. Moodle. Сайт сообщества разработчиков системы. Available at: https://www.moodle.org
References
1. Mozhaeva G.V. 'Elektronnoe obuchenie v vuze: sovremennye tendencii razvitiya. Gumanitarnaya informatika. 2013; Vyp. 7: 126 - 138.
2. Dovnar I.S., Marmysh G.G., Lozhko P.M., Klimovich V. V. Preimuschestva distancionnogo 'elektronnogo obucheniya. Ispol'zovanie informacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij i 'elektronnyh sredstv obucheniya v vuze. Grodno: GrGMU, 2011: 43 - 46.
3. Shelyugina O.A. Vozmozhnosti 'elektronnyh sredstv obucheniya dlya studentov napravleniya «Istoriya iskusstv» v kontekste processov kul'turnoj integracii. Kultura v evrazijskom prostranstve: tradiciii novacii: sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 12-13 maya, Barnaul: 2016.
4. Moodle. Sajtsoobschestva razrabotchikov sistemy. Available at: https://www.moodle.org
Статья поступила в редакцию 21.11.18
УДК 378.637:39
Davydova O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ETHNOPEDAGOGICAL LEARNING TASK AS ONE OF THE TYPES OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article discusses the use of learning objectives of ethno-pedagogical contents in teachers' training. It is noted that at each stage of the development of society the requirements for the professional training of a teacher change. The modern educational paradigm only confirms this trend, indicating new requirements for the professional competence of the future teacher. The formation of the necessary competence within a particular discipline is impossible without purposeful independent work of students, built with the pedagogical support of teachers of higher education. In solving the educational problem of ethnopedagogic content, in the framework of independent work, the student learns the specifics of the ethnic environment, especially the mentality of an ethnic group, learns to actively use the means, methods and functions of ethnopedagogics. The construction of educational tasks related to traditional culture, involves the full restoration of the context of practical activities, essential for its implementation of tasks and situations,
means to ensure the success of their solutions. The presented material allows us to conclude that the solution of the educational problem of ethnopedagogic content reveals the ability of students to self-change and self-development within the needs of professional activities, as well as allows to understand the ethnopedagogic heritage of the peoples of Russia.
Key words: learning task, ethnopedagogy, training quality, creativity, environment.
О.И. Давыдова, канд. пед. наук, доц Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается использование учебной задачи этнопедагогического содержания в подготовке педагогических кадров. Отмечается, что на каждом этапе развития общества меняются требования к содержанию профессиональной подготовки учителя. Современная образовательная парадигма только подтверждает данную тенденцию, обозначая новые требования к профессиональной компетентности будущего педагога. Формирование необходимой компетенции в рамках той или иной дисциплины невозможно без целеустремленной самостоятельной работы обучающихся, выстраиваемой при педагогическом сопровождении преподавателей высшей школы. При решении учебной задачи этнопедагогического содержания, в рамках самостоятельной работы, студент осваивает специфику этнической среды, особенности менталитета той или иной этнической группы, учится активно использовать средства, методы и функции этнопедагогики. Конструирование учебной задачи, имеющей отношение к традиционной культуре, предполагает полное восстановление контекста практической деятельности, существенных для ее выполнения задач и ситуаций, средств, обеспечивающих успешность их решения. Представленный материал позволяет сделать вывод, что решение учебной задачи этнопедагогического содержания выявляет способность студентов к самоизменению и саморазвитию в рамках потребностей профессиональной деятельности, а также позволяет осмыслить этнопедагогическое наследие народов России.
Ключевые слова: учебная задача, этнопедагогика, качество профессиональной подготовки, творчество, среда.
Использование этнопедагогического подхода в профессиональной подготовке будущих учителей, не является чем-то принципиально новым. К известным исследованиям можно отнести работы: Портнягина И.С., Станчинского ГА., Харитонова М.Г., Ержанова М.Е., Иванова В.А. и ряда других ученых. Уже имеющиеся научные исследования по вопросам этнопедагогики позволяют разрешить отдельные стороны вопроса использования идей этнопедагогики в подготовке педагогических кадров. Например, использование афористических жанров в системе подготовки педагогических кадров (З.Б. Цаллагова, С.С. Каташ), средств воспитания этнопедагогики: народных игр (Н.В. Ивочкина, О.Н. Кышпанакова), народного фольклора (Л. Павлова), народных сказок (О.И. Давыдова, Л.Г Бого-славец) [1]. Такая обширная проблематика научных исследований, посвященная использованию этнопедагогики в подготовке будущих учителей, доказывает востребованность этнопедагогических идей межнационального общения, разрабатываемых в фундаментальных трудах ГН. Волкова и его научной школы [2]. Закономерность признания значимости народной педагогики в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, сельского учителя, руководителя изостудии, учителя национальной школы, учителя по физкультуре, социального педагога и др. является следствием процесса гуманитаризации современного образования. Однако на каждом этапе развития общества меняются требования к самому содержанию профессиональной подготовки учителя. Современная образовательная парадигма только подтверждает данную тенденцию, обозначая новые требования к профессиональной компетентности будущего педагога.
Формирование необходимой компетенции в рамках той или иной дисциплины невозможно без целеустремленной самостоятельной работы обучающихся, выстраиваемой при педагогическом сопровождении преподавателей высшей школы, поскольку педагогическая деятельность, по своей сути, всегда есть деятельность со-творческая. Со-творчество может быть реализовано только в совместной деятельности преподавателя и студента. Социальная, культурная, профессиональная значимость этого со-творчества зависит от включенности его в разные виды самостоятельной деятельности характерные для образовательного процесса. Накапливаемый опыт в процессе самостоятельной деятельности означает не только соответствующее возрастание мощности индивидуального самовыражения обучающегося, характеризуют его адекватные достижения в своей области, но и дополняется определенными усилиями для превосхожде-ния достигнутого. Следует отметить, что профессиональная подготовка человека приобретается за счет огромной мобилизации исходного индивидуального самовыражения, поиска самых различных способов и средств усиления индивидуально-личностного потенциала.
Применительно к профессиональному образованию А.И. Субетто [3, с. 21] определяет качество образования как социальную норму, в которой отражены требования к качеству образования со стороны общества и государства. Качество образовательного результата - есть качества личности, фиксируемые через категории культуры, социально-гражданской зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей, мотивированности, т.е. уровни профессионализма. Профессиональное мастерство является той питательной средой, в которой исчерпывается жизненный потенциал человека и растет потенциал профессионализма. А.А. Деркач и О.С. Анисимов определили три уровня профессионализма [4, с. 85], сформулированные ими в контексте управленческой акмеологии. Осмысление этих уровней в рамках этнопедагогического подхода позволило дополнить их с учетом профессиональной подготовки педагогических кадров:
• это индивидуальные особенности и изменения в процессе обретения личностью жизненного и профессионального опыта;
• это выработка отношений к определенным проявлениям социокультурной жизни (религии, традиции, обычаи, средствам массовой информации и т.д.), которые являются условием включенности специалиста в определенную региональную, этническую и культурную среду;
• это быстрота присвоения культурно-педагогических форм, адекватно оперируя которыми специалист демонстрирует предположенную в них мощность потенциального источника профессионализма;
В качестве дополнительного источника роста профессионализма можно выделить самоизменение и саморазвитие в рамках потребностей профессиональной деятельности, связанных с теми или иными изменениями социума. Любая культурная среда постоянно находится в изменении: с одной стороны, она вбирает в себя что-то новое, отказываясь от установок, которые перестали быть востребованными в этой культуре (или на данном этапе развития общества), с другой - обращается к старым, более устойчивым формам - обрядам, ритуалам, т.е. неким «константам», на которых выстраивается ментальность любой культуры. Роль традиций возрастает в переходные периоды, когда сложившаяся система образования меняется, когда рушатся отработанные формы взаимодействия учителя и ученика, а новые формы еще не устоялись. Образ современного образованного человека аккумулирует в себе суммарное воздействие множества факторов. Из них первостепенное значение играет семья, ближайшее окружение человека, культура этноса, в котором он вырос, региональная среда, религия, страна, где он чувствует или не чувствует себя гражданином (или не является им по каким-то политическим причинам). В силу такой многофакторности воздействия нормативные требования федеральных государственных образовательных стандартов могут отражать только то, что находится в непосредственной компетентности конкретной образовательной системы: они определяют содержание образования и соотносят это с процессами, посредством которых осуществляется профессиональное развитие студента. В связи с этим актуальным становится использование учебных задач этнопедагогического содержания в самостоятельной работе обучающихся. Само определение учебной задачи, ее содержание и структура, достаточно изученная тема в педагогике [5]. Резюмируя определения «учебной задачи» можно заключить, что учебная задача своей целью ставит научить студента овладеть обобщенными способами действий, в самом обобщенном виде - «научить учиться». Студенты получают учебное задание, требующее провести либо исследование, либо анализ, выстроить, определить последовательность действий, методических приемов и т.д. Работа осуществляется в аудитории, носит, как правило, теоретический характер, и главным итогом данной работы становится изменение субъекта деятельности, т.е. самого бакалавра, магистра, а не в изменении предмета деятельности. Учебная задача этнопедагогического содержания является определенным учебным заданием, имеющим четкую цель, но для осуществления этой цели, студентом должны учитываться условия, в которых эти действия должны осуществляться. Таким образом, решая учебную задачу этнопедагогического содержания студенту приходиться учитывать специфику этнической среды, которая определена в каждой учебной задаче, особенности менталитета той или иной этнической группы, активно использовать средства, методы, функции этнопедагогики. С этой позиции, наиболее близким нам определением учебной задачи, можно считать определение А.Н. Леонтьева, что задача - это цель, данная в определенных условиях [6]. Не менее важным руководством для подбора содержания этнопедагогических учебных задач является цивилизационный подход, не допускающий предпочтения ни азиатской (Востока), ни европейской (Запада) культуры [7]. Здесь отражается преимущество этнопедагогики, в каждом «жесте», «действии» которой, содержится обобщение колоссального числа отдельных поведенческих актов, накопленных за тысячелетний опыт истории того или иного этноса.
С 1999 года по настоящее время на базе Алтайского государственного педагогического университета, Института психологии и педагогики при подготовке студентов используются учебные задачи этнопедагогического содержания. Задачи опубликованы в учебных пособиях, включены в практикумы [8; 9], в Фонд оценочных средств по таким дисциплинам как «Этнопедагогика», «Семейная педагогика», «Этногенез детства», «Педагогика народного художественного творчества» и некоторым другим. Приведем пример учебной задачи по дисциплине «Этнопедагогика»: «Философ Ильин И.А. писал: «Ребёнок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что «труд» не есть «болезнь» и что работа не есть «рабство», что, наоборот, труд есть источник здоровья и свободы». Задание: Опишите подлинную картину труда ребёнка в русской крестьянской культуре, используя для этого текст Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок» (из поэмы «Крестьянские дети»). Какими приемами и методами воспитания добивались крестьяне Руси формирования у своих детей трудовых умений? Какими критериями определялось состояние готовности ребёнка участвовать в трудовой деятельности взрослых?».
При составлении учебной задачи в различных типах деятельности выделяются: повторяющиеся ситуации, результат, который необходимо получить, способы и средства получения результата. Выделенные структуры переводились в учебное содержание. Конструирование учебной задачи, имеющей отношение к традиционной культуре, предполагает полное восстановление контекста практической деятельности, существенных для ее выполнения задач и ситуаций, средств (мыслительных в том числе), обеспечивающих успешность их решения. Конструирование «традиционного» типа задачи требует особых исследований понимания текста (восстановления за текстом ситуации) и описания. Основываясь на историко-педагогическом контексте этнопедагогического содержания подготовки учителей следует учитывать: диалектическое единство его различных уровней (всеобщий, общий, особенный и единичный); устойчивые развивающиеся неинститутализированные системы, обладающие педагогическими традициями: семью, общину, общество сверстников [10]. Этапы конструирования учебной задачи этнопедагогического содержания могут включать:
Библиографический список
Таблица 1
Этапы конструирования учебной этнопедагогической задачи
II Восстановление целостного контекста деятельности народа, где существует практическая задача как достижение желаемого результата
III Описание задачи, таким образом чтобы текст схватывал сущностные характеристики того, что в этой ситуации происходит (в чем собственно заключается задача)
IIII Выделение и описание средств решения практической задачи - за счет каких мыслительных средств и практических действий эта задача решается
IIV Подобрать адекватную форму учебной задачи и типы материала, позволяющие студенту освоить решение такого типа этнопедагогических задач
Выходя на практику, в реальную этническую среду студенты должны закреплять свои образовавшиеся представления, апробируя их в деятельности. В педагогической деятельности особо выделяется исследовательский компонент (В.А. Сластенин, Н.В. Крупенина, В.А. Кан-Калик), так как он требует от будущего педагога научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования. Главным является то, что студенты привносят решенную учебную задачу из аудитории в практику деятельности дошкольной образовательной организации, школы, Центра дополнительного образования. Именно в анализе и решении учебной задачи этнопедагогического содержания выявляются способности студентов к самоизменению и саморазвитию в рамках потребностей профессиональной деятельности, в этой связи происходит творческое осмысление этнопедагогического наследия народов России.
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Этнопедагогика народной сказки: ученое пособие. Барнаул: АптГПА, 2011.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и выс. пед. учеб. заведений. Москва: Академия,1999.
3. Субетто А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. Санкт-Петербург, 1992.
4. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: учебное пособие. Москва-Новгород, 1995.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2001155 - 156.
6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Под редакцией В.В. Давыдова и др. Москва: Педагогика, 1983.
7. Корнетов ГБ. Всемирная история педагогики: учебное пособие. Москва: Издательство Российского открытого университета, 1994.
8. Давыдова О.И. Практикум по социально-педагогическим дисциплинам (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации: учебное пособие. Барнаул: БГПУ 2006.
9. Синцова Л.К., Давыдова О.И., Майер А.А. Практикум по этнопедагогике, социальной педагогике и социальной работе (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации): учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2003.
10. Давыдова О.И. Основные тенденции развития этнопедагогической культуры мышления будущих учителей. Мир культуры, науки и образования. 2009; 7: 176 - 179.
References
1. Davydova O.I., Bogoslavec L.G. 'Etnopedagogika narodnojskazki: uchenoe posobie. Barnaul: AltGPA, 2011.
2. Volkov G.N. 'Etnopedagogika: ucheb. dlya stud. sred. i vys. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya,1999.
3. Subetto A.I. Koncepciya standarta kachestva bazovogo vysshego obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 1992.
4. Anisimov O.S., Derkach A.A. Osnovyobscheji upravlencheskojakmeologii: uchebnoe posobie. Moskva-Novgorod, 1995.
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2001155 - 156.
6. Leont'ev A.N. Izbrannyepsihologicheskieproizvedeniya: v 2 t. Pod redakciej V.V. Davydova i dr. Moskva: Pedagogika, 1983.
7. Kornetov G.B. Vsemirnaya istoriyapedagogiki: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Rossijskogo otkrytogo universiteta, 1994.
8. Davydova O.I. Praktikumpo social'no-pedagogicheskim disciplinam (testy, zadaniya, uprazhneniya, pedagogicheskie situacii: uchebnoe posobie. Barnaul: BGPU, 2006.
9. Sincova L.K., Davydova O.I., Majer A.A. Praktikum po 'etnopedagogike, social'noj pedagogike i social'noj rabote (testy, zadaniya, uprazhneniya, pedagogicheskie situacii): uchebno-metodicheskoe posobie. Barnaul: BGPU, 2003.
10. Davydova O.I. Osnovnye tendencii razvitiya 'etnopedagogicheskoj kul'tury myshleniya buduschih uchitelej. Mirkultury, naukiiobrazovaniya. 2009; 7: 176 - 179.
Статья поступила в редакцию 15.11.18
УДК 378:339.138
Dyakov I.I., Teaching Methodology Specialist, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Mukhina D.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Philosophy and Socio-Humanitarian Disciplines, Primorskaya State Agricultural
Academy (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinsky S.A., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
Vavilo O.A., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT AND EFFICIENCY OF MARKETING ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS: REVIEW OF APPROACHES. The article is devoted to the analysis of modern methodological approaches to assessing the level of development and effectiveness of marketing in higher education, presented in scientific publications. The characteristic features of the existing assessment methods are revealed and described. Analysis and generalization of different approaches allowed the authors to identify the main stages of the formation of systems for evaluating the effectiveness of marketing. The authors come to the conclusion about the need for further theoretical and methodological development of approaches to the assessment of marketing activities of higher education organizations.
Key words: educational organization, higher education, marketing activities, performance evaluation, level of integration, methodology, evaluation criteria.
2G6