Научная статья на тему 'Содержание этнопедагогического образования в системе подготовки студентов к педагогической деятельности'

Содержание этнопедагогического образования в системе подготовки студентов к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNOPEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGIC PROCESS / EHNOPEDAGOGIC TRAINING / ETHNOPEDAGOGIC REFLECTION / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумерова Ф.Ф.

Актуальность темы данной статьи определена тем фактом, что поликультурная образовательная среда помогает студентам в их национальной и культурной идентификации, способствует их более успешной профессиональной подготовке к педагогической деятельности. Знание культуры соседних народов является основой взаимопонимания и доброжелательства, гарантом реализации прав и интересов всех наций без всякого ущемления и ограничений. Актуальность данной темы усиливается противоречиями между потребностями общества в специалистах, способных и готовых к работе в полиэтнической образовательной среде и низким уровнем готовности выпускников педвуза к выполнению этой деятельности. Таким образом, на современном этапе развития общества, в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к учителю, возникает потребность в специалистах и появляется необходимость в подготовке кадров для работы в поликультурной среде, то есть в этнопедагогической подготовке будущих специалистов. Одной из важных задач современной системы образования является подготовка специалиста к эффективной педагогической деятельности и общению в поликультурной среде, что связано с осознанием культурного многообразия, толерантным отношением и способностью к культуросообразному поведению. В свете вышесказанного в данной статье автором раскрывается содержание этнопедагогического образования, понимаемого как формирование у студентов новых понятий в области этнопедагогики, приобщение к новым теоретическим знаниям, культурным ценностям в процессе преподавания этнопедагогических и гуманитарных дисциплин, формирование практических, методических и исследовательских умений по использованию народной педагогики, привитие культуры этнопедагогической рефлексии, национального самосознания в обучении и воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE CONTENTS OF ETHNOPEDAGOGICAL PROCESSES IN THE SYSTEM OF TEACHER-TRAINING

The relevance of the topic of this article is determined by the fact that a multicultural educational environment helps the students in their national and cultural identity, contributes to a more successful professional preparation for teaching. Knowledge of the culture of neighbouring peoples is the basis of mutual understanding and goodwill, the guarantor of the rights and interests of all Nations without any prejudice and limitations. The relevance of this topic is enhanced by the contradictions of midpotency society in professionals able and ready to work politicheskoi educational environment and a low level of readiness of graduates of pedagogical universities to perform this activity. Thus, at the present stage of development of society, in connection with the changed requirements of the teacher, there is a need for specialists and there is a need to train staff to work in a multicultural environment, i.e. in other words, ethnopedagogical the preparation of future professionals. On e of the important tasks of the modern education system is the training specialist for the effective teaching and communication in multicultural environment, which is associated with awareness of cultural diversity, and tolerant attitude and the ability to culture behavior. In this article the author reveals the content of ethnopedagogical education, which is understood as the formation of students new concepts in the field of pedagogy, introduction to new theoretical knowledge, cultural values in the teaching of ethnopedagogical and Humanities, the formation of practical, methodological and research skills for the use of national pedagogics, ethno pedagogical fostering a culture of reflection, of national identity in learning and education.

Текст научной работы на тему «Содержание этнопедагогического образования в системе подготовки студентов к педагогической деятельности»

УДК 37.035.6

ГУМЕРОВА Фарида Фатхулловна

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета г. Сибай, Россия faridagum@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность темы данной статьи определена тем фактом, что поликультурная образовательная среда помогает студентам в их национальной и культурной идентификации, способствует их более успешной профессиональной подготовке к педагогической деятельности. Знание культуры соседних народов является основой взаимопонимания и доброжелательства, гарантом реализации прав и интересов всех наций без всякого ущемления и ограничений.

Актуальность данной темы усиливается противоречиями между потребностями общества в специалистах, способных и готовых к работе в полиэтнической образовательной среде и низким уровнем готовности выпускников педвуза к выполнению этой деятельности. Таким образом, на современном этапе развития общества, в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к учителю, возникает потребность в специалистах и появляется необходимость в подготовке кадров для работы в поликультурной среде, то есть в этнопедагогической подготовке будущих специалистов. Одной из важных задач современной системы образования является подготовка специалиста к эффективной педагогической деятельности и общению в поликультурной среде, что связано с осознанием культурного многообразия, толерантным отношением и способностью к культуросообразно-му поведению.

В свете вышесказанного в данной статье автором раскрывается содержание этнопедагогического образования, понимаемого как формирование у студентов новых понятий в области этнопедагогики, приобщение к новым теоретическим знаниям, культурным ценностям в процессе преподавания этнопедагогических и гуманитарных дисциплин, формирование практических, методических и исследовательских умений по использованию народной педагогики, привитие культуры этнопедагогической рефлексии, национального самосознания в обучении и воспитании.

Ключевые слова: этнопедагогический процесс, этнопеда-гогическое образование, этнопедагогическая деятельность, этнопедагогическая рефлексия.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-140-144 Farida F. GUMEROVA,

Sibai Institute (branch) of Bashkir State University,

Sibay, Russia faridagum@mail.ru

^E CONTENTS OF ETHNOPEDAGOGICAL PROCESSES IN THE SYSTEM OF TEACHER-TRAINING

The relevance of the topic of this article is determined by the fact that a multicultural educational environment helps the students in their national and cultural identity, contributes to a more successful professional preparation for teaching. Knowledge of the culture of neighbouring peoples is the basis of mutual understanding and goodwill, the guarantor of the rights and interests of all Nations without any prejudice and limitations. The relevance of this topic is enhanced by the contradictions of midpotency society in professionals able and ready to work politicheskoi educational environment and a low level of readiness of graduates of pedagogical universities to perform this activity. Thus, at the present stage of development of society, in connection with the changed requirements of the teacher, there is a need for specialists and there is a need to train staff to work in a multicultural environment, i.e. in other words, ethnopedagogical the preparation of future professionals. One of the important tasks of the modern education system is the training specialist for the effective teaching and communication in multicultural environment, which is associated with awareness of cultural diversity, and tolerant attitude and the ability to culture behavior. In this article the author reveals the content of ethnopedagogical education, which is understood as the formation of students new concepts in the field of pedagogy, introduction to new theoretical knowledge, cultural values in the teaching of ethnopedagogical and Humanities, the formation of practical, methodological and research skills for the use of national pedagogics, ethno-pedagogical fostering a culture of reflection, of national identity in learning and education.

Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagogic process, ehnopedagogic training, ethnopedagogic reflection

Проблемы современного отечественного образования некорректно исследовать без учета социокультурного фона российского постсоветского государства. Данной позиции придерживается большинство ученых, что нашло свое отражение в целом корпусе научных публикаций на этот счет [см. подробнее: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. В отечественной политической науке, например, этим проблемам уделено особое внимание: «Проблема гражданской идентичности в специфике развития современного мира приобретает особый смысл, оставаясь одной из важнейших тем в контексте дискурса о будущем России. В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач политического развития является формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований» [8; с. 398].

В отечественной педагогической науке этот подход также обусловлен и считается крайне продуктивным с точки зрения выявления глубинных проблем российской образовательной модели. Так, например, известный российский исследователь проблем образования В.А. Штурба пишет: «Можно с полной уверенностью заявить, что <...> социокультурные исследования будут наиболее востребованными и актуальными в силу абсолютной важности конструирования собственно российской идентичности граждан, эффективность которого будет зависеть именно от состояния образовательного пространства посткризисной России» [9, с. 242].

Именно поэтому мы считаем, что важнейшим признаком подготовки студентов к эффективной и результат-ориентированной педагогической деятельности является комплексная система, связывающая знания, умения и навыки (компетенции) при изучении дисциплин общего и специального характеров. В высших учебных заведениях она осуществляется в рамках аудиторных занятий по общественным и педагогическим дисциплинам с первого по четвертый курсы. Этнопедагогическое образование охватывает весь блок педагогических и психологических дисциплин, которые формируют самоопределение личности как носителя определенной гражданской идентичности и этнической культуры, а также творческое осмысление студентами возможностей использования этнопедагогических идей и традиций в их будущей профессиональной педагогической деятельности. Очевидно, что общепрофессиональные дисциплины формируют те научные знания, которые помогут студентам в усвоении этнопедагогических идей, традиций и особенностей и будут способствовать их реализации в профессиональной педагогической деятельности.

Дисциплины по выбору, специальные курсы, специальные семинары, предметно -педагогический практикум, различные факультативы ставят перед собой задачу обеспечения овладения студентами традиционной педагогической культурой этнических групп, показывают множественные возможности использования содержания учебных предметов в процессе воспитания на основе гражданской солидаризации, духовно-нравственных ценностей и социокультурных особенностей. Также мы считаем, что педагогическая практика предусматривает реализацию ценностно-мировоззренческого потенциала народной педагогики в работе с детьми: исследовательская деятельность обеспечивает изучение проблем этнического воспитания, работу над собственными творческими проектами.

Теперь рассмотрит детально курс «Этнопедагогика», являющийся дисциплиной по выбору и имеющий большое значение для общей теоретической подготовки студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование». Этнопедагогика как дисциплина и научное направление дает основополагающие сведения о народной педагогике, об особенностях воспитательных систем различных этнических групп, о параметрах и формах функционирования моделей воспитательных систем, о закономерностях их генезиса, структурной динамике и актуальных трендах, о способах их изучения, о важности междисциплинарного подхода к изучению данного предмета, об истории развития этнопедагогики как науки. Этнопедагогика научно обобщает представления народов о воспитании человеческой личности [13].

Студенты должны приобрести новые компетенции - их формирование осуществляется в результате освоения данной дисциплины [13]:

— способность учитывать этнокультурные и конфессиональные при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

— способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9);

— способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО -8);

— способность организовать совместную деятельность и межличностные взаимодействия субъектов образовательной среды (ОПК-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен [13]:

— знать общее и особенное в воспитательных системах этнических групп, основы этнопедагогики, основные принципы и методы исследования педагогических явлений;

— уметь оперировать основными категориями этнопедагогических знаний, анализировать различные направления этнопедагогических теорий, применять теоретические знания в прикладных педагогических исследованиях;

— владеть умениями, необходимыми для изучения традиционной педагогической культуры этнических групп и проведения мероприятий по народной педагогике, навыками анализа и теоретического обобщения педагогического наследия народов.

В основу содержания этнопедагогического образования студентов положены концепции традиционной педагогической культуры различных этнических групп, идеи, основные положения, принципы этнофилософии. Структура содержания этнопедагогиче-ского образования направлена на обеспечение устойчивой связи его целей и задач с возрастными периодами развития личности на всех этапах обучения в высшем учебном заведении. Содержание этнопедагогического образования в образовательном учреждении реализуется через различные формы аудиторных и внеаудиторных занятий. Результатом же является подготовленность студентов по использованию инструментария этнопедагогики в профессиональной педагогической деятельности. Этнопе-дагогическое образование в высшем учебном заведении завершается на последнем курсе обучения. Оно реализуется через специальные курсы, специальные семинары, выполнение курсовых работ, научно-исследовательскую работу студентов, выпускных квалификационных работ. На данном этапе освоения учебной дисциплины завершается формирование теоретической, практической, нравственно-психологической готовности студентов к этнопедагогической деятельности [10; 12].

Таким образом, на различных этапах при усвоении учебных дисциплин в процессе их интеграции формируется результат этнопедагогической подготовки будущего учителя к этнопедагогической деятельности.

На основе этнопедагогического образования у студентов формируются:

(1) этнопедагогическая готовность, проявляющаяся в потребности студентов к этнопедагогической деятельности мотивационно-личностным отношением, содержательными знаниями и процессуальными умениями.

Мотивационно-личностную готовность педагогов Н.А. Бондарева определяет по следующим показателям [11]:

— положительное отношение к этнокультуре и этнопедагогике;

— осознание значимости этнопедагогической деятельности в образовании;

— повышенный интерес к этнопедагогике;

— интерес к способам внедрения этнопедагогического компонента.

По ее мнению, наличие содержательных знаний предполагает следующие показатели:

— философское осмысление этнокультуры и этнопедагогики;

— этнопсихология как фактор национальной культуры;

— этнопедагогика как наука о воспитательном потенциале традиций и обрядов;

— этнокультура как духовный потенциал народа;

— знание методики внедрения этнокультурного компонента [11].

(2) этнопедагогическая компетентность, заключающаяся в прочном теоретическом знании и практических навыках студентов в области изученных учебных предметов: народной педагогики, фольклора, истории этнических групп, народных игр, произведений устного народного творчества и т.д. [11];

(3) этнопедагогическая культура, характеризующаяся мерой освоения студентами в рамках подготовки специалистов в высших учебных заведениях к педагогической деятельности традиционной педагогической культурой этнической группы, понимания воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования всо-временной практике обучения и воспитания. Она рассматривается нами как средство формирования этнического самосознания (безусловно, при доминировании общерос-

сийской гражданской идентичности), способности к самоопределению в этнической культуре для организации образовательного процесса в полиэтнической и мультикон-фессиональной среде и работы с гетерогенным составом школьников [11].

В завершении данной научной статьи необходимо сделать вывод о следующем: этнопедагогическое образование является частью профессиональной подготовки учителя и представляет собой непрерывный, управляемый, сложноорганизованный процесс формирования у студентов высших учебных заведений готовности к профессиональной этнопедагогической деятельности.

Глубокое осмысление и освоение социально-исторического опыта, уникального этнокультурного наследия, традиций и обычаев, сохранение и укрепление этнического своеобразия и самобытности различных этногрупп в рамках укрепления единства российской нации и формирования общероссийской гражданской идентичности являются важнейшими задачами современного общества, в общем, и отечественной системы образования, в частности. Знание и учет этнопедагогических особенностей необходимы учителю в его профессиональной активности для обеспечения взаимопонимания, практики добрососедства, реализации устойчивых форм партнерского взаимодействия, формирования толерантности к проявлению особенностей в мышлении и поведении, обусловленных принадлежностью индивидов к разным этнокультурным группам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Халилов Т.А. Категория «модернизация» в контексте политологических исследований. Теория и практика общественного развития. 2012. № 10. С. 216-218.

2. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Д.Я. Травина «Крутые горки XXI века: постмодернизация и проблемы России». Автор - Дмитрий Травин. «Крутые горки XXI века: постмодернизация и проблемы России». СПб.: издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. - 294 с. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8. С. 155-156.

3. Халилов Т.А. Рецензия на книгу известного историка Н.Ф. Бугай о казаках юга России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 6-2. С. 355.

4. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств». Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-1. С. 210-211.

5. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Стейна Рингена «Народ дьяволов: демократические лидеры и проблема повиновения». Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2-2. С. 205-206. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-205-206.

6. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Эгберта Яна «Спорные политические вопросы с точки зрения современной истории». Автор - Эгберт Ян. «Спорные политические вопросы с точки зрения современной истории». М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 359 с. Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8. С. 153-154.

7. Халилов Т.А. Становление гражданского общества в имперском контексте России: тренды и проблемы. Сравнительная политика. 2017; 8(1): 164-168. DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-1-164-168.

8. Халилов Т.А. Гражданство как социально-политическая практика: актуальные модели. Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 398-401.

9. Штурба В.А. Рецензия на книгу Цзинь Ли «Культурные основы обучения: Восток и Запад». Историческая и социально-образовательная мысль. 2016; 8(1/2): 241-242. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-241-242.

10. Баймурзина В.И. Общая этнопедагогика. Теория. Монография. Saarbrucen (Германия): Lap Lambert Academic Publishing, 2012. - 129 с.

11. Бондарева Н.А. Технология этнокультурного воспитания. V МНПК «Новейшие научные достижения - 2009». 526 с.

12. Гумерова Ф.Ф. Сущность интеграции этнопедагогических процессов в системе подготовки студентов к педагогической деятельности. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук): научный журнал (Германия). 2014. № 10. Т. 2. С. 345-353.

13. Парфилова Г.Г. Этнопедагогика. Курс лекций. Г.Г. Парфилова. Казань: КФУ, 2013.

REFERENCES

1. Khalilov T.A. Kategorija «modernizacija» v kontekste politologicheskih issledovanij. [Category of modernization in the context of political science research]. Theory and practice of social development. 2012. No. 10. Pp. 216-218. (In Russ).

2. Khalilov T.A. Recenzija na knigu D.Ja. Travina «Krutye gorki XXI veka: postmodernizacija i problemy Ros-sii». Avtor - Dmitrij Travin. «Krutye gorki XXI veka: postmodernizacija i problemy Rossii». SPb.: izdatel'stvo

Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2015. - 294 s. [Review of D.Ya. Travin's book "Steep hills of the XXI century: post-modernization and Russia's problems". Author - Dmitry Travin. "Steep hills of the XXI century: post-modernization and Russia's problems". SPb.: publishing house of the European University in St. Petersburg, 2015. 294 p.]. Historical and Social-Educational Ideas. 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 155156. (In Russ.)

3. Khalilov T.A. Recenzija na knigu izvestnogo istorika N.F. Bugaj o kazakah juga Rossii. [Review of the book of the famous historian N.F. Bugay about the Cossacks of South Russia]. Historical and Social-Educational Ideas. 2015. Vol. 7. No. 6-2. Pp. 355. (In Russ.)

4. Khalilov T.A. Recenzija na knigu L.G. lonina «Parad men'shinstv». [Review of L.G. lonin's book "The Parade of Minorities"]. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. Vol. 8. No. 1-1. Pp. 210-211. (In Russ.)

5. Khalilov T.A. Recenzija na knigu Stejna Ringena «Narod d'javolov: demokraticheskie lidery i problema povinovenija». [Review of Stein Ringen's book "The Devil's People: Democratic Leaders and the Problem of Obedience"]. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. Vol. 8. No. 2-2. Pp. 205-206. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-205-206.

6. Khalilov T.A. Recenzija na knigu Jegberta Jana «Spornye politicheskie voprosy s tochki zrenija sovremen-noj istorii». Avtor - Jegbert Jan. «Spornye politicheskie voprosy s tochki zrenija sovremennoj istorii». M.: Politicheskaja jenciklopedija, 2014. - 359 s. [Review of Egbert Jan's book "Controversial political issues from the point of view of modern history". Author - Egbert Jan. "Controversial political issues from the point of view of modern history". Moscow: Political Encyclopedia, 2014. 359 p.]. Historical and Social-Educational Ideas. 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 153-154. (In Russ.)

7. Khalilov T.A. Developing Civil Society in Imperial Russian Background: Trends and Problems. Comparative Politics Russia. 2017; 8(1): 164-168. (In Russ.) DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-1-164-168.

8. Khalilov T.A. Grazhdanstvo kak social'no-politicheskaja praktika: aktual'nye modeli. [Civism as social and political practice: current models]. Theory and practice of social development. 2012. No. 12. Pp. 398-401. (In Russ).

9. Shturba V.A. Review of the Jin Lee's book "Cultural bases of training: East and West. Historical and Social-Educational Ideas. 2016; 8(1/2): 241-242. (In Russ.) DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-241-242.

10. Baimurzina V.I. General ethnic pedagogy. Theory. Monograph. Saarbrucken (Germany) Lap Lambert Academic Publishing, 2012. Pp. 129.

11. Bondareva N.A. The technology of ethnic cultural education. V International Scientific Practical Conference "The Newest Scientific Achievements - 2009". P. 526.

12. Gumerova F.F. Sushchnost' integracii etnopedagogicheskih processov v sisteme podgotovki studentov k pedagogicheskoj dejatel'nosti. [The Essence of Integration of Ethnic Pedagogical Processes in the System of Students' Training for the Pedagogic Activity]. 2014. No. 10. T. 2. Pp. 345-353.

13. Panfilova G.G. Ethnic pedagogy. Kazan: KFU, 2013.

Информация об авторе:

Гумерова Фарида Фатхулловна, кандидат педагогических наук, доцент, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, г. Сибай, Россия faridagum@mail.ru

Получена: 27.01.2017

Для цитирования: Гумерова Ф.Ф., Содержание этнопедагогического образования в системе подготовки студентов к педагогической деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 2. с. 140-144.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-140-144.

Information about the author:

Farida F. Gumerova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Sibai Institute (branch) of Bashkir State University, Sibay, Russia faridagum@mail.ru

Received: 27.01.2017

For citation: Gumerova F.F., The contents of ethnopedagogical processes in the system of teacher-training. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.1. Part. 2. Pp. 140-144.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-140-144. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.