Научная статья на тему 'Этнопедагогическая рефлексия в системе подготовки студентов к педагогической деятельности'

Этнопедагогическая рефлексия в системе подготовки студентов к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ETHNOPEDAGOGICS / ETHNOPEDAGOGIC PROCESS / EHNOPEDAGOGIC TRAINING / ETHNOPEDAGOGIC REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гумерова Фарида Фатхулловна

Интеграция традиций народного опыта воспитания и теоретико-методологические положения научной педагогики в подготовке студентов к педагогической деятельности на сегодня актуальная проблема. Этнопедагогический процесс в вузе мы представляем как совокупность таких компонентов, как этнопедагогическое образование, этнопедагогическая деятельность, этнопедагогическая рефлексия. Этнопедагогическое образование охватывает весь блок педагогических и психологических дисциплин, которые формируют самоопределение личности как носителя определенной этнической культуры, а также творческое осмысление студентами возможностей использования этнопедагогических идей и традиций в будущей педагогической деятельности. Этнопедагогическая рефлексия, лежащая в основе оценочно-коррекционной деятельности, является базисом этнопедагогического образования. В процессе подготовки студентов к педагогической деятельности рефлексия способствует осознанному развитию его профессиональных качеств, становлению всех компонентов этнопедагогической готовности, включению в субъект-субъектные отношения. В связи с вышесказанным этнопедагогическую рефлексию в системе подготовки студента в вузе к профессии учителя мы понимаем как процесс осознания себя носителем определенной национальной культуры, в ходе которого он устанавливает идентификацию и воспроизведение себя в соответствии с исторической памятью своего народа на основе этнопедагогического образования и этнопедагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGIC REFLECTION IN THE SYSTEM OF TEACHER-TRAINING

Integration of folk upbringing traditions and theoretical and methodological statements of scientific pedagogy in the process of teacher-training is highly topical nowadays. The ethnopedagogic process in university we define as the sum total of such components as ethnopedagogic education, ethnopedagogic activity, ethnopedagogic reflection. Ethnopedagogic education embraces all pedagogic and psychological disciplines, forming a person’s self-determination as a certain ethnic culture bearer and the creative understanding by students of the possibilities of ethnopedagogic ideas and traditions use in their future pedagogic activity. Professional disciplines form scientific knowledge that help to learn the ethnopedagogic ideas and traditions, to realize them in future pedagogic activity. Ethnopedagogic education is impossible without ethnopedagogic reflection, underlying in the basis of valuation corrective activity. In the process of future teachers’ training the reflection promotes deliberate development of their professional qualities, formation of all components of ethnopedagogic readiness, inclusion into subject-subject relations. In connection with the above the ethnopedagogic reflection in students’ university training is understood by us as the process of self-recognition as a bearer of a certain national culture, during which a student sets identification and reproduction of oneself in accordance with historic memory of his nation on the basis of ethnopedagogic education and ethnopedagogic activity.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая рефлексия в системе подготовки студентов к педагогической деятельности»

УДК 37.035

ГУМЕРОВА Фарида Фатхулловна, Сибайский институт (филиал), Башкирский государственный университет, г. Сибай, Россия gumerova.farida.2016@mail.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Интеграция традиций народного опыта воспитания и теоретико-методологические положения научной педагогики в подготовке студентов к педагогической деятельности на сегодня актуальная проблема. Этнопеда-гогический процесс в вузе мы представляем как совокупность таких компонентов, как этнопедагогическое образование, этнопедагогическая деятельность, этно-педагогическая рефлексия. Этнопедагогическое образование охватывает весь блок педагогических и психологических дисциплин, которые формируют самоопределение личности как носителя определенной этнической культуры, а также творческое осмысление студентами возможностей использования этнопедагогических идей и традиций в будущей педагогической деятельности. Этнопедагогическая рефлексия, лежащая в основе оценочно-коррекционной деятельности, является базисом этнопедагогического образования. В процессе подготовки студентов к педагогической деятельности рефлексия способствует осознанному развитию его профессиональных качеств, становлению всех компонентов этнопедагогической готовности, включению в субъект-субъектные отношения. В связи с вышесказанным этнопедагогическую рефлексию в системе подготовки студента в вузе к профессии учителя мы понимаем как процесс осознания себя носителем определенной национальной культуры, в ходе которого он устанавливает идентификацию и воспроизведение себя в соответствии с исторической памятью своего народа на основе этнопедагогического образования и этнопедагогической деятельности.

Ключевые слова: этнопедагогический процесс, этнопедагогическое образование, этнопедагогическая деятельность, этнопедагогическая рефлексия.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-139-142

GUMEROVA Farida F., Sibay Institute (Branch) Bashkir State University,

Sibay, Russia gumerova.farida.2016@mail.ru

ЕTHNOPEDAGOGIC REFLECTION IN THE SYSTEM OF TEACHER-TRAINING

Integration of folk upbringing traditions and theoretical and methodological statements of scientific pedagogy in the process of teacher-training is highly topical nowadays. The ethnopedagogic process in university we define as the sum total of such components as ethnopedagogic education, ethnopedagogic activity, ethnopedagogic reflection. Ethnopedagogic education embraces all pedagogic and psychological disciplines, forming a person's self-determination as a certain ethnic culture bearer and the creative understanding by students of the possibilities of ethnopedagogic ideas and traditions use in their future pedagogic activity. Professional disciplines form scientific knowledge that help to learn the ethnopedagogic ideas and traditions, to realize them in future pedagogic activity. Eth-nopedagogic education is impossible without ethnopedagogic reflection, underlying in the basis of valuation corrective activity. In the process of future teachers' training the reflection promotes deliberate development of their professional qualities, formation of all components of ethnopedagogic readiness, inclusion into subject-subject relations. In connection with the above the ethnopedagogic reflection in students' university training is understood by us as the process of self-recognition as a bearer of a certain national culture, during which a student sets identification and reproduction of oneself in accordance with historic memory of his nation on the basis of ethnopedagogic education and ethnopedagogic activity.

Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagogic process, ehnopedagogic training, ethnopedagogic reflection.

Этнопедагогическое мышление невозможно без этнопедагогической рефлексии, лежащей в основе оценочно-коррекционной деятельности. В процессе подготовки студентов рефлексия способствует осознанному развитию его профессиональных качеств, становлению всех компонентов этнопедагогической готовности, включению в субъект-субъектные отношения.

Такой подход требует уточнения роли этнопедагогической рефлексии. Она состоит в целеполагании, установлении требований к себе на основе соотнесения требований вуза к выпускнику и требований к нравственному идеалу своего народа. Поскольку главным в образовательном процессе педагогического вуза на сегодняшний момент определяется формирование компетенций у будущих специалистов, а развитие является внутренним процессом каждого студента, то оценку такого развития прежде всего позволяет совершить рефлексия, совершенная самим студентом в виде самонаблюдения, самоанализа, саморазмышления, самокоррекции. В ходе этнопедагогической рефлексии студент фиксирует результат саморазвития, выявляет отрицательное и положительное в своей этнопедагогической деятельности, определяет динамику своего развития как носителя национальной культуры [2, 3].

Выяснение функций этнопедагогической рефлексии способствует четкой и корректной организации этнопедагогической деятельности. Мы выделяем следующие функции этнопедагогической рефлексии:

1) мотивационная (определение потребностей и интересов участников совместной

этнопедагогической деятельности);

2) организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности. Например, когда необходимо за короткое время провести рефлексию, то эффективной формой является «мозговой штурм»; в начальной стадии рефлексии обязательным ее этапом является индивидуальный этап);

3) коммуникативная (позволяет участникам совместной деятельности достичь продуктивного общения);

4) оценочная (обеспечивает субъекту национальную идентификацию);

5) коррекционная (определяет пути коррекции субъекта в соответствии с требованиями к нравственному идеалу и позволяет создавать условия коррекции);

6) результативная (устанавливает уровень развития субъекта в этнопедагогиче-ской деятельности).

Наличие данных функций обеспечивает студенту сознательно планировать, осуществлять и контролировать свое этнопедагогическое образование и этнопедагогическую деятельность. Они позволяют решать проблемы, возникающие в ходе интеграции этнопедагогических процессов.

Этнопедагогическая рефлексия осуществляется наиболее полно и эффективнее, если определены ее условия. В ходе практики преподавания педагогических дисциплин, анализа различных этнопедагогических ситуаций, общения со студентами в области этнопедагогики нами обнаружены педагогические условия, которые нам кажутся наиболее способствующими интеграции этнопедагогических процессов.

Первое педагогическое условие выражается в готовности субъектов этнопедагогиче-ского процесса к его интеграции. Мы выделяем:

- психолого-педагогическую готовность субъектов данного процесса. Готовность - это активно-действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности [4, с. 86]. Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой работы и ее промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы.

В рассматриваемом контексте «готовность» мы понимаем как психологическую потребность субъектов образовательного процесса к его интеграции, теоретические знания, методические и практические умения педагогов и студентов, сформированность научно-исследовательской культуры обучающихся и преподавателей.

Психологическая готовность выражается: у администрации - в желании поддержать начинания преподавателей и студентов в интеграции этнопедагогических процессов; у преподавателей - в потребности помочь студентам в осознании национального самосознания, национальной культуры, этнопедагогики; у студентов - в поиске своего исторического корня, в желании участвовать в этнопедагогических процессах, в потребностях самопознания в качестве представителя конкретной национальности и носителя национальной культуры. Эффективность интеграции этнопедагогических процессов зависит главным образом от готовности администрации образовательных учреждений, педагогов и студентов к сотрудничеству в новых условиях.

Теоретические знания, методические и практические умения заключаются: у администрации - в умении управлять данным процессом; у педагогов - в выполнении экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций; у студентов - в знании содержания этнопедагогических дисциплин и этнопсихологии, в умении работать с первоисточниками, в умении проводить мероприятия по этнопедагогике, в умении самоанализировать этнопедагоги-ческую деятельность, проводить этнопедагогическую рефлексию.

Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования в ходе интеграции этнопедагоги-ческих процессов будет способствовать решению проблем на всех уровнях системы подготовки студентов к педагогической деятельности.

Вторым педагогическим условием этнопедагогической рефлексии является специально организуемая рефлексивная деятельность студентов. Здесь организатором выступает педагог. Постановка студентами целей своего этнопедагогического образования и этнопедагогической деятельности предполагает их осуществление и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. В контексте нашего исследования рефлексия является не только итогом, но и выходом для новой образовательной деятельности и постановки новых целей в интеграции этнопедагогических процессов. Сочетание целеполагания и рефлексии в этнопедагогическом образовании и этнопедагогической деятельности повторяется систематически. В конечном итоге студенты самостоятельно начинают формулировать свои цели. Она помогает закреплению результатов интеграции этнопедагогических процессов.

Как известно, умения планировать, регулировать и контролировать ход своего мышления основаны на сформированности важнейших мыслительных операций, таких как анализ, синтез, оценка. Формой проявления самосознания является самооценка, осознание самого себя, определенное отношение к самому себе. В процессе самооценки происходит осознание своих умственных и физических способностей, поступков, мотивов поведения, своего отношения к другим. Самооценка включает в себя способность оценивать свои возможности [1]. Источником развития самооценки является оценка субъектов рефлексивной деятельности результатов достижения студента, а также рост его национальной культуры.

Любая этнопедагогическая деятельность сопровождается этнопедагогической рефлексией в соблюдении всех ее структур. Таким образом, рефлексивная деятельность характеризуется целенаправленностью, преобразующим характером (субъект рефлексивной деятельности никогда не остается прежним: всегда происходит личностный рост), осознанностью действий.

Третьим педагогическим условием выступает наличие поликультурной образовательной среды, в которой рефлексия выступает как механизм самоанализа и саморазвития с позиции этнической культуры. Образовательная среда вуза представляет собой совокупность и взаимодействие культуры разных народов как структурная составляющая образовательной культуры, значит, мы можем это расценивать как поликультурную среду. В ходе интеграции эт-нопедагогических процессов в условиях поликультурности взаимовлияние культур ведет к взаимообогащению студентов, соединяющих в своем сознании разные культуры, предрасположенных к диалогу с ними. В рефлексивной деятельности студенты глубже знакомятся с культурными особенностями других народов, которые определяют принадлежность того или иного студента к той или иной национальности, что проявляется в разнообразии ценностей и точек зрения, мировоззрения и восприятия картины мира. Они отражаются в родных языках, национальном самосознании, национальной идентификации, исторической памяти, народной культуре.

Поликультурная образовательная среда помогает студентам увидеть многообразие условий жизни, народной мудрости, особенностей языка, этноэтикета, традиций, обычаев и обрядов, религий и др.

В поликультурной образовательной среде студенты учатся понять и быть понятыми другими, адекватно реагировать на проявления различных культур. Изучение иных культур во время этнопедагогической рефлексии позволяет студентам овладеть необходимыми навыками общения с представителями других национальностей, а также может существенно изменить и отношение к культурным ценностям своего народа в целом, в этнопедагогике в частности.

Четвертое педагогическое условие - это научное и учебно-методическое обеспечение рефлексивной деятельности. Мы выделяем три фазы этнопедагогической рефлексии: фазу проектирования, когда ставится цель рефлексивной деятельности: в каких целях мы предполагаем проводить этнопедагогическую рефлексию? фазу реализации, когда все субъекты интеграции этнопедагогических процессов активно включены в ход самонаблюдения, самоанализа и самопознания; фазу оценки, когда с позиции требований, предъявленных своим народом к человеку, он оценивает себя, насколько им соответствует, и определяет свой уровень как носителя национальной культуры.

В проектной фазе этнопедагогической рефлексии студент совместно с педагогом, исходя из имеющих у него теоретических этнопедагогических знаний и практических умений, разрабатывает программу рефлексивной деятельности, проектирует образовательную программу по этнопедагогике.

В фазе реализации студент самореализуется на основе собственного педагогического инструментария - методом самоанализа устанавливать свои потребности, выявить их наличие у себя, устанавливать зависимость от них реального результата.

В фазе оценки студент при помощи других участников данного процесса раскрывает и оценивает свое этнопедагогическое образование и этнопедагогическую деятельность.

Все три фазы обеспечивают активизацию межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности. В данной ситуации и педагог, и студенты выступают субъектами рефлексивной деятельности. Каждый участник этнопедагогической рефлексии дополняет и обогащает друг друга, сохраняя свои особенности и своеобразие. Именно в такой взаимообусловленности заключаются, по нашему мнению, механизмы развития профессиональных качеств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/articles/tezis/40so.html.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-refle.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=820.

4. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: Просвещение, 1983. - С. 86 (111 с.)

REFERENCES

1. Electronic resource. Available at: http://azps.ru/articles/tezis/40so.html.

2. Electronic resource. Available at: http://vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-refle.

3. Electronic resource. Available at: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=820.

4. Chistyakova S.N. Fundamentals of professional orientation of students. [Osnovy professional'noy orientatsii shkol'ni-kov]. Moscow: Prosveshchenie, 1983. p. 86 (p. 111).

Information about the author

Гумерова Фарида Фатхулловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Сибайский институт (филиал), Башкирский государственный университет, г. Сибай, Россия, gumerova.farida.2016@mail.ru

Получена: 21.01.2016

Для цитирования статьи: Гумерова Ф.Ф. Этно-педагогическая рефлексия в системе подготовки студентов к педагогической деятельности. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. с. 139-142.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-139-142

Информация об авторе

Gumerova Farida F., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Sibay Institute (Branch) Bashkir State University, Sibay, Russia, gumerova.farida.2016@mail.ru

Received: 21.01.2016

For article citation: Gumerova F.F. Ethnopeda-gogic reflection in the system of teacher-training [Etnopedagogicheskaya refleksiya v sisteme podgotovki studentov k pedagogicheskoy deyatel'nosti]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 1. Pp. 139-142.

doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/1-139-142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.