Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение этнокультурной идентификации личности'

Педагогическое обеспечение этнокультурной идентификации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNOCULTURAL IDENTIFICATION / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL AND ACTIVITY CENTERED APPROACH / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голошумова Г.С.

Цель статьи раскрыть особенности педагогического обеспечения этнокультурной идентификации студентов. Ведущим методом к исследованию стал личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать этнокультурную идентификацию как осознание принадлежности к этнической общности на основании устойчивых особенностей культуры и языка и процесс жизнедеятельности человека в поликультурной среде. Основные результаты исследования состоят в выявлении функций национально-регионального компонента образования (культурологической, гуманистической, гуманитарной, рефлексивной, развивающей) и резервов этнопедагогических традиций в процессе этнокультурной идентификации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голошумова Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of ethno-cultural identification personality

The purpose of this article is to reveal characteristics of educational ensuring of students’ ethno-cultural identification. The leading approach in the research is personal and activity centered approach, which allows studying ethno-cultural identification as awareness of belonging to an ethnos based on cultural specifics, language and person’s life-sustaining activity in multicultural community. The research results include the revealing of functions of a national-regional component of education (cultural, humanistic, humanitarian, reflexive, and developmental) and the reserves of ethno-pedagogical traditions in the process of students’ ethno-cultural identification.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение этнокультурной идентификации личности»

Голошумова Г. С.

педагогическое обеспечение этнокультурной идентификации личности

Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения этнокультурного многообразия в условиях глобализации социальных процессов. В современном мире имеют место стирание культурных различий между этносами, унификация культурных стандартов, разрушение веками формировавшихся механизмов преемственности поколений и организации коммуникативного пространства этносов. Это приводит к кризису этнокультурной идентификации. Онтология феномена идентификации может быть раскрыта только в совокупности основных контекстов его осмысления: как универсалия бытия; когнитивно-психологическая модальность индивидуального сознания; социальные параметры «я-концепции»; потребность и механизм адаптации [18].

Этнокультурная идентификация - сложный социальный феномен, содержание которого составляют осознание индивидом общности с национальной общностью на основе разделяемой культуры и осознание общностью своего единства на тех же основаниях [14]. Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, характеризующаяся особой культурой, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований; выступающая самостоятельным субъектом социального действия [10]. Этнос - это не просто сумма индивидов, а определенная целостность, социальная общность. Этнокультурная идентификация обусловлена потребностями человека в упорядочении представлений о себе и своем месте в картине мира, обретении единства с окружающим миром, которое достигается посредством интеграции в культурно-символическое пространство социума.

Этнокультурная идентификация может проявляться двояко. С одной стороны, как архаическая, наиболее органичная форма существования человека, которая раскрывается посредством обязательных для этноса признаков, осознается и переживается как данность и проявляется посредством общих для этнической группы языка и культуры, отличных от языка и культуры других народов. Этнокультурная идентификация в максимальной степени удовлетворяет потребность человека в адаптации, поскольку позволяет ощущать себя интегрированным в окружающий мир посредством переживания сопричастия своей этнокультурной группе, как в актуальном аспекте, так и в контексте исторической преемственно-

сти и перспективы.

Ведущим методом в нашем исследовании выступает личностно-деятель-ностный подход, позволяющий рассматривать этнокультурную идентификацию как осознание принадлежности к этнической общности на основании устойчивых особенностей культуры и языка и процесс жизнедятельности человека в поликультурной среде. Суть личностно-деятельностного подхода состоит в отношении к обучаемому как главной ценности и субъекту образовательного процесса, определении смысла образования в утверждении гуманистических ценностей, удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.

Педагогическое обеспечение этнокультурной идентификации личности предусматривает создание условий для самопознания, саморазвития и ее самореализации в системе поликультурности современного мира [4]. Человек, обладающий целостным миропониманием и поликультурной ориентацией в познании окружающей действительности, способен найти применение своего жизненного и творческого потенциала, самореализоваться в системе «открытого диалога» и цивилизованно значимой деятельности [23].

В процессе исследования были выявлены функции национально-регионального компонента содержания образования и резервы этнопедагогических традиций. Выяснено, что национально-региональный компонент выполняет культурологическую, гуманистическую, гуманитарную, рефлексивную, развивающую функции. Культурологическая функция направлена на формирование этнического самосознания, преодоление узконационалистического мышления, негативных предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам. Культурологическое знание в современном мире выступает основой формирования поликультурного мышления. Данная функция ответственна за формирование ценностных ориентаций, как фиксированных установок к тем элементам действительности, которые являются личностно значимыми для индивида [6]. Культурологическая функция обеспечивает непрерывность процесса передачи культурного наследия от одного поколения к другому, эффективность освоения необходимых знаний, умений, навыков, культурных норм и ценностей. Гуманистическая функция учитывает идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, отражает с позиций гуманизма культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах в содержании образования. Несмотря на некоторые особенности толкования гуманизма в различных культуро-исторических условиях, сегодня он рассматривается как система нравственно-этнических ценностей и идеалов. В центре этой системы находится человек как высшая ценность [7]. Гуманистическая функция обеспечивает гуманистическую ориентацию сознания и поведения обучающихся. Гуманитарная функция нацелена на отражение в содержании образования самобытности и уникальной родной культуры во взаимосвязи с мировой культурой, формирование поликультурного познавательного интереса, освоение умений творчески использовать полученные знания для решения нравственных и социальных проблем [9]. Рефлексивная функция ориентирована на восприятие и осознание важно-

сти культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации. Развивающая функция обеспечивает интерес к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации как личности, гражданина, субъекта этноса [8]. Выявленные функции национально-регионального компонента (культурологическая, гуманистическая, гуманитарная, рефлексивная, развивающая) обеспечивают формирование национального самосознания и приобретение нравственного опыта, составляющих основу оптимальных взаимоотношений между людьми.

Для того чтобы жить и успешно действовать в окружающем мире, человеку необходимо осознать Вселенную как целое. Для того, чтобы этот процесс прошел успешно необходимы пространственные и временные ориентиры, обобщающая схема мироздания. Поэтому любая этнокультурная общность обязательно создает модель мира, которая воплощается в мифах, отражается в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, этнопедагогике, материализуется в планировке поселений, организации внутреннего пространства жилища. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Проблеме этнокультурной идентификации посвящен ряд исследований. Однако, в большей части исследований этническая идентичность рассматривается как когнитивная категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности [10]. Мы считаем, что этнокультурная идентификация - это динамическая характеристика человека, которая изменяется по ходу его жизнедеятельности. Аналогичную точку зрения высказывает ряд ученых, определяя этнокультурную идентификацию как построение системы отношений в различных этноконтактных ситуациях (П.Г. Игнатович, Т.Г. Мосунова, И.В. Малыгина).

В процессе работы мы выявили три группы исследований, в которых рассматриваются вопросы структуры и содержания национально-регионального компонента. В первую группу мы объединили труды, в которых национально-региональный компонент соотносится с содержанием образования или с какой-то его частью (Б.С. Желдыбаева, А.М. Демин, А. Белогуров и др.). Национально-региональный компонент определяется как: часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры; совокупность природных, экономических, экологических, историко-социокультурных и других особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания; педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета, раскрывающий типичное и особенное в социально-экономическом, политическом и духовном развитии конкретного региона; часть содержания образования, обеспечивающая особые интересы в области образования субъектов федерации; система знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы. Эти определения основаны на общем представлении о национально-ре-

гиональном компоненте и относятся к разряду би- или полипараметральных.

Во вторую группу мы объединили публикации, которые рассматривают национально-региональный компонент как совокупность определенных норм (Л.Х. Погосян, Д.М. Мамлеева, О.М. Кривошапкина и др.). Национально-региональный компонент понимается как совокупность норм, обеспечивающая интеграцию личности в местный социум; комплекс требований к содержанию образования, включающий национально-значимые ценности и традиции народа, проживающего на территории региона присутствия университета; как механизм оптимизации соотношения национально-региональных и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Анализ исследований, объединенных во вторую группу, актуализировал следующие вопросы: что представляет собой норма образования, кем и по каким параметрам она устанавливается в условиях демократизации и гуманизации образования; какова процедура согласования интересов общества и государства в целях и содержании регионального образования; по каким критериям формируется комплекс норм и требований.

В третью группу мы объединили исследования, в которых национально-региональный компонент рассматривается и как содержание образования, и как комплекс норм, обеспечивающих интеграцию личности в социокультурное пространство региона (А.Г. Акберова, Г.С. Голошумова, И.П. Гладилина, Г.М. Королёва, Б.М. Бим-Бад и др.). Авторы этих исследований понимают национально-региональный компонент как часть содержания и процесса образования, в которой отражаются региональные особенности, актуализированные целями социализации студентов в условиях социокультурной среды своего региона. Именно на эту группу исследований мы опирались в нашем исследовании.

В понимании сущности и педагогического потенциала этнокультурных традиций мы опирались на педагогические идеи авторов, считающих, что традиции народной педагогики могут выступить основой национально-культурной преемственности поколений (А.З. Кулакова-Дьяконова, Г.И. Карасева, М.Ю. Ху-риева, О.И. Давыдова, М.А. Абрамова).

Таким образом, выявленные функции национально-регионального компонента (культурологическая, гуманистическая, гуманитарная, рефлексивная, развивающая) распространяются на содержание и процесс образования; позволяют отобрать и структурировать учебный материал, способствующий формированию мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество с носителями различных этнических ценностей. Выявленные резервы этнопедагогических традиций ориентируют субъектов педагогического обеспечения на воспитание поликультурной толерантности, формирование готовности обучающихся к диалогу культур.

литература

1. Абрамова М.А. (2004). Влияние этнопедагогических традиций на формирование гуманной личности // Сибирский педагогический журнал. - 2004. -№ 3. - С. 95-107.

2. Акберова А.Г. Этнокультурное образовательное пространство как фактор воспитания патриотизма у учащейся молодежи // Казанский педагогический журнал. - 2013. -№ 1 (96). - С.124-127.

3. Белогуров А. Этногенез и «Национально-региональный компонент» // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 34-38.

4. Бим-Бад Б.М.(1996). Воспитание человека обществом и общества человеком //Педагогика. - 1996. - № 5. - С.3-9.

5. Гладилина И.П., Королёва Г.М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества // Армия и общество. - 2012. - №4 (32).

- С. 23-30.

6. Голошумова Г. С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 3- С. 22-27.

7. Голошумова Г.С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала, М.: Российская акад. образования, Ин-т социально-политических проблем сельской школы, 2005. - 56 с.

8. Голошумова Г.С. , Ефимова П.С. Модели и технологии воспитания сельских школьников на этнокультурном материале // Вестник Университета Российской академии образования. - 2015. - № 3. - С. 12-18.

9. Голошумова Г. С. Музыкальное искусство в системе этнокультурного образования личности // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2.

- С. 210-213.

10. Громова Е.М. О проблеме этнокультурной идентичности в современном образовании, Современные проблемы науки и образования.-.2012. - №4.

- С.224-225.

11. Давыдова О.И. Гуманистические традиции народной педагогики и эт-нопедагогики, Человек и общество. - 2009. - №1. - С. 30-35.

12. Демин А.М. Национально-региональный компонент содержания поликультурного образования // Известия АлтГУ. - 2007. - №2. - С.7-9.

13. Желдыбаева Б.С. Организация познавательной деятельности учащихся на основе этнопедагогики залог разностороннего развития их личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3,

- С. 8-11.

14. Игнатович П.Г. (). Традиционная культура и процесс этнокультурной идентификации в современных условиях, Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014.- № 2 (58). - С. 95-100.

15. Карасева Г.И. Национальная игра как фактор формирования этно-

культурной идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Спб.: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 2012. - 155 с.

16. Кривошапкина О.М. Концепция национально-регионального компонента геоэкологического образования и пути ее реализации в республике Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2005. - № 2. - С. 95-104.

17. Кулакова-Дьяконова А.З. Этнопедагогические традиции в повышении педагогического потенциала семьи // Педагогическое образование в России. -2016. - № 1. - С.179-182.

18. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика). - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2005.- 305 с.

19. Мамлеева Д.М. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи на основе этнокультурных традиций // Вестник Башкирск. ун-та. - 2008. - № 4. - С. 113-117.

20. Мосунова Т.Г. Образовательная политика России: от технологического этапа к системе поликультурного образования // Научный диалог. - 2012. - № 5. - С. 8-28.

21. Погосян Л.Х. О роли национально-регионального компонента образования в гражданском становлении личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 2. - С. 227-230.

22. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 3. - С. 239-241.

23. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Л.: Наука,1979. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.