УДК 378 ББК 74.48
ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Г.М. Салтыкова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изменений и содержания обучения в дизайн-образовании на современном этапе. Рассматриваются общемировые тенденции в образовательной среде и информационном пространстве. К общим тенденциям в дизайн-образовании отнесены: открытое образовательное пространство, интеграция европейского и российского образования, информационное пространство, осуществление межкультурных коммуникаций; нацеленность на новые технологии, актуальное проектирование, педагогика цифровых искусств. Описываются некоторые современные тенденции в профессиональной деятельности дизайнера. Поднимаются вопросы становления дизайн-мышления и дизайн-деятельности студентов. В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий обществу требуются универсальные дизайнеры, обладающие обширными знаниями и профессиональными компетенциями в смежных областях. Дизайн, как проектная деятельность, становится инструментом культуры. В статье рассмотрены вопросы обучения студентов проектированию по магистерской программе «'Дизайн-мультимедиа».
Ключевые слова: дизайн, цифровые технологии в дизайне, инновации, компетенции, художественное и дизайн-образование, проектная деятельность, высшая школа, мультимедиа, дизайн мышление, профессиональное становление дизайнера.
TECHNOLOGIES IN DESIGN EDUCATION AT HIGH SCHOOL
I G.M. Saltykova
Abstract. The article discusses the issues of changes in design education and the content of training at the current stage. World tendencies in the educational environment and information space are considered. General tendencies in design education include: open educational space, integration of European and Russian education, information space, implementation of intercultural communications; focus on new technologies, actual design, Pedagogy of digital arts. Some modern tendencies in the professional activity of the designer are described. Questions of design thinking formation and design activity of stu-
dents are raised. Due to the development of information and communication technologies, the society needs universal designers with extensive knowledge and professional competences in related fields. Design, as project activity, is becoming a tool of culture. The article deals with the issues of teaching students design in Master's Program "Design-Multimedia".
Keywords: design, digital technologies in design, innovation, competence, art and design education, project activity, high school, multimedia, design thinking, designer's professional development.
224
Образование в целом и высшее образование в частности это «живой» процесс, который следует за изменениями в науке, культуре, экономике и политике. Меняются условия жизнедеятельности человека, требования к профессиональной подготовке кадров, государственная политика в области образования. Принципиально меняется информационная среда и технологии, сопровождающие человека ежедневно.
На Международной научной конференции «Материал — технология — форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве», проходившей в мае 2018 года на базе Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова, отмечалось, что сам термин «технология» стал широко применяться в гуманитарной и экономической сферах. Это связано с использованием арсенала методологии мышления, проектирования, пробле-матизации ситуаций в поиске пути изменения ситуаций [1, с. 17]. Профессор Е.В. Жердев говорил о таких понятиях как промышленная технология, высшая технология (хай-тек), на-нотехнология, цифровая технология, педагогическая технология, политическая технология, художественная
технология и др. Безусловно, одним из наиболее затронутых процессов является дизайн-образование.
Дизайн — это деятельность, включающая массу самых разнообразных направлений. В арсенале понятий современного общества появились: «дизайн-мышление» (Design Thinking), «социальный дизайн» (Social Design), «стратегия социального проектирования» (Social Design Strategy) и др. Технологические новшества, безусловно, относят к дизайн-деятельности. Дизайн-образование должно стоять в авангарде актуальных изменений в образовании на разных этапах обучения.
Перед современным дизайн-образованием в высшей школе стоят сложные задачи. Сохранение традиций отечественной школы дизайна; открытость образовательного пространства; интеграция европейского и российского образования; осуществление межкультурных коммуникаций; нацеленность на новые технологии, в том числе в области цифрового искусства (Digital Art) и многое другое. Под цифровыми искусствами понимаются такие виды художественной деятельности, концептуальная и продуктивная база которых определяется цифровой средой [1, с. 33]. Цифровые искусства активно
ЕК
развиваются. Взаимодействие с традиционными искусствами (живопись, графика и др.) привело к появлению трехмерной анимации и видеомонтажа, моушн-дизайна, проектированию виртуальной действительности, интерактивных систем и др. Цифровое искусство активно используется в научных исследованиях (например, визуализация научных данных) и экспериментах (например, использование фрактальной графики для отображения математических расчетов или повторяющихся процессов, построение идеальных природных (таких как снежинка) и технологических структур). Появилось такое понятие, как «педагогика цифровых искусств». Международная практика педагогики цифровых искусств основана на теоретической модели, базирующейся на виртуальности, случайности, интерактивности. Она включает теорию и практику по созданию объектов в виртуальной среде посредством компьютерных технологий. При этом объект дизайна является социокультурной системой, проектное преобразование которой предполагает изменения в иерархической структуре этой системы [2, с. 83].
Дизайн становится уникальным проводником между человеком, технологиями и производством большинства объектов, в том числе графических, насыщающих среду жизнедеятельности человека. При этом в силу объективных причин, дизайнер сам становится проводником новых технологий.
В XXI веке, говоря о взаимосвязи формы, материала и технологии в дизайне, важно отметить, что технология сегодня — это не только про-
цесс по видоизменению материала, не только совокупность процессов и методов, но и особый над-природный мир, включающий в себя технику, технические решения и методы в их постоянном развитии [3].
Проектная культура «втягивает в себя и средовые, образожизненные, и культурологические, аксиологические аспекты, синтезируя их в своем концептуальном материале» [4, с. 429].
Общество предъявляет к дизайн-образованию дополнительные требования к компетенциям выпускников (помимо общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных). Это готовность к постоянному самосовершенствованию своих профессиональных навыков, ответственность, инициативность, непрямая мотивация, стремление к максимально эффективному достижению результата и др. [6, с. 126]. Выпускнику уже невозможно оставаться в рамках узкой специализации. Гарантом успеха в дальнейшей профессиональной деятельности является разносторонняя практикоориен-тированная подготовка к выполнению проектных задач, в том числе на основе реальных проектов. Эксперт по онлайн-обучению Дебби Морри-сон считает, что следует уделить внимани широте образования. Чтобы научиться нестандартно мыслить, смотреть на вещи под разными углами, студентам нужно широкое образование. Она заключает, что расширение спектра предметных областей — будущее не только дизайнерского, но и вообще высшего образования [6, с. 250].
На Международной научно-практической конференции «Российское креативное образование в обла-
225
ВЕК
226
сти цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС», проходившей в сентябре-октябре 2016 года на базе Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова, научным и преподавательским сообществом обсуждался опыт и проблемы обучения цифровым искусствам. Было отмечено, что цифровые технологии и дизайн инновационных материалов дают большую свободу, однако требуют мультидисциплинарной подготовки. В таких условиях потребность в разнообразии навыков растет. Востребованными становятся навыки работы в команде, способной к взаимодействию и коммуникации. Для обучения дизайнеров необходимо создание актуальной образовательной среды, основанной на крепкой базе классического образования с внедрением инновационных технологий. Формирование мышления высокого уровня «не только ценный навык, но и необходимое условие для понимания и решения сложных проблем реального мира. Понимание, что хороший дизайн — это дизайн, ориентированный на человека, следует отнести к ключевым компетенциям» [6, с. 254]. Успехом этой конференции можно считать объединение усилий российских вузов с целью согласования учебных планов по дизайн-образованию для повышения качества образования и более оптимального использования образовательных ресурсов.
В рамках этой конференции от МПГУ была представлена образовательная программа для магистров «Дизайн мультимедиа», в том числе программа по дисциплине «Дизайн-проектирование». Обучение этой
дисциплине направлено на формирование системы знаний о роли дизайн-проектирования в жизни современного человека, развитие креативного мышления, инновационного подхода к решению задач, развитие научно-исследовательских и организационно-управленческих профессиональных качеств [7, с. 361]. Обучение дизайн-проектированию должно дать студенту понимание закономерностей восприятия и интерпретации информации с позиции визуального мышления и психологии восприятия; основ современных технологий, применяемых в дизайне. Студент осваивает исследовательскую деятельность в области современных дизайн-технологий, визуализирование информации, применение искусственных интеллектуальных систем в дизайне мультимедиа, умение работать с цифровой информацией и проектной документацией. Среди теоретических вопросов в рамках дисциплины изучаются:
• дизайн-проектирование на современном этапе развития;
• практика художественно-технического оформления и представления информации, с учетом эргономики работы с информационными источниками, функциональных возможностей представления информации;
• эстетика визуальных форм представления информации;
• адаптивное дизайн-проектирование;
• интерактивные мультимедийные технологии в работе дизайнера;
• категории в дизайн-проектировании;
• использование различных средств для создания мультимедийного дизайн-проекта. полисенсорность,
трансформируемость и процессуаль-ность современного дизайн-объекта;
• прямые и непрямые коммуникативные составляющие деятельности дизайнера;
• коммуникативная составляющая в дизайн-проектировании;
• роль предпроектного исследования и банк информации в работе дизайнера;
• проектирование на конкурсной основе (тендер);
• организация проектной деятельности, работа в творческой группе, с внешними специалистами;
• юридические составляющие работы с информацией (авторство, ограничения, патенты) и др.
Содержание дисциплины представлено в таблице [7, с. 363].
К образовательным технологиям, применяемым в рамках дисциплины, относятся: информационные лекции, семинары в форме презентаций, исследовательские и информационные проекты и др. [7, с. 364].
Применительно к выше представленному материалу можно сказать, что медиадизайн сам может быть рассмотрен как технология. Материал представляет собой содержательную часть проекта, форма — способ подачи проекта, а технология — средство работы с материалом.
МПГУ отстаивает позицию сохранения традиций и их преумножения
Таблица 1
Содержание дисциплины «Дизайн-проектирование»
№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1 Творческая и проектная деятельность дизайнера. Понятия «творчество» и «креатив» в деятельности дизайнера. Свободное проектирование. Проектирование по заказу. Проектирование на конкурсной основе (тендер). Категория. Образ. Концепция.
2 Коммуникативная составляющая дизайн-деятельности. Работа с информацией. Визуализирование информации. Понятие «коммуникация» в дизайне. Прямые и непрямые коммуникативные составляющие деятельности дизайнера. Идентификат в дизайн-деятельности.
3 Производственные процессы и технологии. Последовательность развертывания проектных действий. От концепции до готового продукта. Традиционные и современные технологии в дизайн-проектировании.
4 Работа в профессиональном коллективе и с профессиональным коллективом. Взаимодействие в профессиональном коллективе (творческая группа, дизайн-бюро, рекламное агентство). Работа со смежными специалистами (технологи, полиграфисты, производственники). Организация проектной деятельности (управление деятельностью в группе).
5 Роль предпроектного исследования и банк информации в работе дизайнера. Понятие «банк информации» в профессиональной деятельности дизайнера в целом и при выполнении конкретного проекта. Пути и возможности поиска информации, ее хранения и преобразования. Юридические составляющие работы с информацией (авторство, ограничения, патенты и др.).
6 Аналоговое и инновационное проектирование. Плюсы и минусы аналогового и инновационного проектирования в дизайне.
227
228
с учетом современных компьютерных технологий. Эта позиция была зафиксирована в резолюции по итогам Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы художественно-педагогического образования в XXI веке», посвященной 75-летию художественно-графического факультета Института искусств МПГУ и актуальным проблемам художественно-педагогического образования и воспитания в XXI веке. Конференция проходила на базе художественно-графического факультета 23-25 января 2017 года. Освещались актуальные проблемы и насущные вопросы, стоящие перед современным художественным образованием, поднимались вопросы качества образования, соответствующего международному уровню. На конференции царила необходимая профессиональная атмосфера для коммуникации преподавателей отечественных и зарубежных вузов.
Профессор С.П. Ломов, поднимая вопрос об актуальных проблемах художественно-педагогического образования в современную эпоху, сказал: «Дизайн сегодня востребован как никогда. Даже в общее образование стартовал такой вид деятельности как «проектная деятельность». Дизайн образование становится «скрепом» всех современных вызовов культуры и искусства, и молодые таланты уверенно чувствуют себя в этом пространстве» [8, с. 4].
Дизайн является неотъемлемой частью как искусства, так и культуры. По мнению Н.Ю. Казаковой, «искусство является отражением культуры, а культура, в свою очередь, формируется за счет абсорбции результатов творческой деятельности.
Таким образом, взаимное влияние культуры и искусства обусловило еще более значительную интервенцию цифровых технологий в социокультурную сферу и полную их ассимиляцию с самосознанием социума» [1, с. 327].
В заключение отметим, что дизайн-образование это активно развивающийся процесс, в основе которого наука и технологии, культура и искусство. По словам директора одной из мировых школ дизайна Баухауза Вальтера Гропиуса «Дизайн — это не явление интеллектуальной или материальной культуры; это неотъемлемая часть окружающего мира, необходимая каждому члену цивилизованного общества» [9, с. 147].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материал — технология — форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве. Коллективная монография на основе материалов международной научной конференции [Текст]. — М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2018. — 538 с.
2. Мкртчян С.В. Адаптивность как системное свойство среды проживания [Текст] / С.В. Мкртчян // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. — 2013. — № 3. — С. 248-259.
3. Базилевский А.А., Барышева В.Е. Дизайн. Технология. Форма [Текст] / А.А. Базилевский, В.Е. Барышева. — М.: Архитектура-С, 2010. — 248 с.
4. Генисаретский О.И. Навигатор: методологические расширения и продолжения [Текст] / О.И. Генисаретский. — М: Путь, 2002. — 528 с.
5. Жердев Е.В. Метафора в дизайне: учеб. пособие [Текст] / Е.В. Жердев. — М.: Архитектура-С, 2012. — 463 с.
6. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Рос-
сийское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС» [Текст] / Под ред. А.Н. Лаврентьева. — М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016. — 408с.
7. Салтыкова Г.М. Рабочая программа по дисциплине «Дизайн-проектирование» Multimedia Design [Текст] / Г.М. Салтыкова // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Российское креативное образование в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС». — М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2016. — C. 361-367.
8. Материалы I Международного межвузовского фестиваля искусств «Содружество молодых» [Текст]. — М.: Издательский Дом «Форте Пресс», 2017. — 52 с.
9. Ходж С. Дизайн. Почему это шедевр. 80 уникальных историй предметов [Текст] / С. Ходж; [пер. с англ. И. Филипповой]. — М.: Синдбад, 2015. — 224 с.
REFERENCES
1. Material-Technology-Formas the universal triad in design, architecture, fine and decorative arts. Collective monograph on the basis of the materials of the International Scientific Conference, Moscow, 2018, 538 p. (in Russian)
2. Mkrtchyan S.V., Adaptability as a system property environment to stay, Decorative Art
and environment. Gerald of the MGHPA, Moscow State Academy of Applied Art and Design named after Sergei Stroganov, 2013. No. 3. P. 248-259. (in Russian)
3. Basilevsky A.A., Barysheva V.E, Design. Technology. Form, Moscow, Architecture, 2010, 248 p. (in Russian)
4. Genisaretsky O.I., Navigator: methodological expansions and sequels, Moscow, Puth, 2002, 528 p. (in Russian)
5. Zherdev E.V., Metaphor in design: tutorial, Moscow, Architecture, 2012, 463 p. (in Russian)
6. Materials of the international Scientific Conference "Russia's creative education in the field of digital art in accordance with EU standards'', edited by A.N. Lavrentyev, Moscow, 2016, 408 p. (in Russian)
7. Saltykova G.M., "Working discipline program 'Design-project' Multimedia Design", in: Collection of materials of the international scientifically-practical Conference "Russia's creative education in the field of digital art in accordance with EU standards", Moscow, 2016, pp. 361-367. (in Russian)
8. Materials I International Interuniversity festival of Arts "Commonwealthof young", Moscow, Publishing House «Forte press», 2017. (in Russian)
9. Hodge S., What makes great design. 80 unique histories [transl. from Engl. I. Philip-pova], Moscow, Sinbad, 2015, 224 p. (in Russian)
229
Салтыкова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве, художественно-графический факультет, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, sgm100@mail.ru Saltykova G.M., PhD in Education, Associate Professor, Department of Design and Media Technologies in Art, Art-Graphic Faculty, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, sgm100@mail.ru