УДК 378.147 ББК 74.480.26
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВЫСТАВОК
I О.В. Романова
Аннотация. В статье заявлена проблема подготовки специалистов-дизайнеров узких профилей, а также обозначена проблема образования в области выставочного дизайна. Перечислены виды обучения проектированию выставок в современных условиях. На примере Московского педагогического гуманитарного университета показан опыт внедрения курса «Проектирование выставок» для студентов, обучающихся по направлению «Графический дизайн». В статье подчеркнуты цели и задачи дисциплины. Передано краткое описание содержания и методики проведения курса. Выделены разделы дисциплины. Обоснована ее эффективность и актуальность, что подтверждается представленными сведениями об успеваемости, степени заинтересованности студентов в обучении проектированию выставок и др. Предложены возможные варианты применения курса «Проектирование выставок». Определена роль названной дисциплины в обучении будущих графических дизайнеров.
Ключевые слова: обучение выставочному дизайну, курс «Проектирование выставок», дизайн-образование.
159
TRAINING DESIGN STUDENTS IN DESIGNING EXHIBITIONS I O.V. Romanova
Abstract. The article is an attempt to look into the matter of training specialists - the designers in particular field. The article also deals with the problem of the education in the sphere of exhibition design and lists the forms of training in designing exhibitions in modern conditions. On the example of Moscow pedagogical humanitarian university, it shows the experience of the course introduction "Design of exhibitions" for the students, who are trained in "graphic design". The article emphasizes purposes and tasks of the discipline. The brief description of the content and procedure of the course is conveyed. The parts of discipline are marked out. Effectiveness and urgency of the discipline is substantiated, which is confirmed by the represented information about advancement and how much students are interested in training in designing of exhibitions etc. Further opportu-
nities for the application of a course "Design of exhibitions" are proposed. The article defines the role of the discipline in the training of future graphic designers.
Keywords: teaching exhibition design, design-education.
"the design of exhibitions" course,
160
Образование — результат усвоения, систематизирования знаний, умений, навыков. Оно направлено на подготовку человека к жизни в социуме. Качество жизни индивида и общества в целом во многом зависит от эффективности образования. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях. Этот процесс осуществляется с помощью специально разрабатываемого содержания и методики обучения. Эффективность образования достигается благодаря тому, что педагогическое сообщество находится в постоянном поиске наиболее подходящих методов, способов, содержания обучения, соответствующих современным условиям и жизненным потребностям.
Одной из популярных сфер образования в настоящее время является дизайн-образование. Несмотря на то, что в этой области существует ряд крупных направлений подготовки студентов, следует отметить потребность общества в дизайнерах различных узких профилей. В современных условиях указанные противоречия решаются путем подготовки разносторонних квалифицированных кадров в рамках существующих специальностей. Для этого в процесс обучения вводятся дисциплины по выбору, факультативы и т.д., раскрывающие студентам дополнитель-
ные возможности профессионального применения.
В России данной проблемой занимается ряд старейших вузов. Наиболее известные из них — Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова (МГХПА им. Строганова), Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина и др. В последнее время эти и другие вузы страны открывают новые направления профессиональной подготовки. Среди них — Московский педагогический государственный университет, в котором на художественно-графическом факультете создано отделение Дизайн1. Обучение студентов-дизайнеров предполагает изучение взаимосвязанных общих, общепрофессиональных, ряда традиционных дисциплин и специальных курсов, связанных с графическим проектированием. В результате изучения каждого из них складывается общий уровень образования будущего специалиста. Поэтому необходимо, чтобы усвоение знаний по любому учебному предмету происходило с наибольшей продуктивностью. Следовательно, перед разработчиками программ учебных дисциплин стоит задача — создать и внедрить в процесс обучения такое
Направление подготовки 072500.62 «Дизайн», профиль - Графический дизайн.
содержание и методику, которые бы способствовали эффективной подготовке специалистов.
К числу специальных дополнительных вариативных дисциплин можно отнести курс «Выставочный дизайн», разработанный для студентов художественно-графического факультета. Он направлен на изучение тех видов деятельности, которые выполняет графический дизайнер в процессе проектирования выставок, расширяет представление о многообразии профессиональных возможностей. С целью продуктивного внедрения курса в учебный процесс был проведен поиск оптимального варианта содержания и методики обучения. К 2012 г. достигнуты результаты, которые соответствуют постав -ленной задаче. Содержание курса учитывает особенности специальности, то есть включает общие сведения о выставочном дизайне и графическом в частности. Оно направлено на изучение основных понятий, истории выставочной деятельности, выставочной архитектуры, интерьера выставочного павильона, выставочного стенда, рекламы на выставке с выделением графического компонента по каждому разделу, овладение элементарными практическими навыками проектирования макетов графических продуктов для выставки и выставочного модуля. Прослеживается связь обучения с реальным процессом проектирования. Методика способствует четкости, логичности и разнообразию в подаче курса; взаимодействию с другими дисциплинами; гуманизации; включает комплексы средств стимулирования обучающихся к изучению дисциплины и контроля полученных знаний.
После определения содержания и методики возникла необходимость в подтверждении их эффективности. Курс «Выставочный дизайн» можно считать эффективным, если в результате его применения достигнуты: высокий уровень успеваемости студентами и их заинтересованность в продолжение изучения данного материала. С целью проверки продуктивности разработанной методики и содержания курса «Выставочный дизайн» по окончании его изучения был выполнен ряд исследований: проанализированы, систематизированы, сведены в таблицы и диаграммы показатели успеваемости и заинтересованности студентов в изучении дисциплины. Приведем основные данные полученных результатов.
В процессе проверки эффективности курса проанализировано процентное соотношение числа студентов с различными уровнями успеваемости по итогам выполнения ими каждого из 13 практических заданий курса (рис. 1).
Низкий и ниже среднего уровни успеваемости были зафиксированы I6' при выполнении первых двух работ. В первом случае такой результат можно объяснить адаптацией обучающихся к требованиям новой дисциплины, во втором это связано с трудоемким характером задания. Показатели среднего уровня успеваемости замечены при выполнении студентами всех заданий курса. Однако следует отметить, что в каждом из них средний уровень работ был обнаружен не более чем у 20% обучающихся. Процент студентов с уровнем выполнения выше среднего постепенно повышался от первого к пятому заданию. На протяжении всего курса эти
---.-- высокии уровень
- выше среднего уровень
- среднииуровень
- ниже среднего уровень
- низкий уровень
1 2 3 4 5 6 7
9 10 11 12 13
номер задания
Рис. 1. Диаграмма успеваемости студентов при выполнении практических заданий
162
показатели уступают высоким результатам, обходя их лишь при выполнении 5, 11 и 13 заданий. Процент студентов, получивших высокие баллы, не опускается ниже 40%. Приведенные в диаграмме 1 данные свидетельствуют о ровной успеваемости студентов на протяжении изучения всей практической части курса «Выставочный дизайн» с преобладанием высокого и выше среднего уровней.
Степень освоения теории прослеживается в ходе выполнения студентами проверочных и контрольных заданий на протяжении всего курса. Рассмотрим такую зависимость на примере успеваемости обучающихся одной из экспериментальных групп. Задания представляют собой контрольные проверочные срезы по материалу всего теоретического курса. За каждую работу студенту выставлялся балл от 1 до 5. Согласно полученным баллам выводится средняя оценка за изучение теории. Количество студентов освоивших теорию на 1 или 2 балла равно 0%. Число обучающихся, получивших 3 балла как итоговую оценку, составляет 15%. Чуть меньше половины группы (47%) набрали 4 балла, среди них те, промежуточные
оценки, которых варьируются от 3 до 5 баллов. Самую высокую итоговую оценку получили 38% обучающихся. Это студенты, текущие оценки которых не опускаются ниже 4-5 баллов. Таким образом, можно утверждать, что приведенные данные свидетельствуют о довольно высоком уровне освоения студентами лекционной части курса «Выставочный дизайн».
В диаграмме 2 представлены данные общего уровня успеваемости студентов на четырех этапах эксперимента, проведенного в период с 2008 по 2012 г. Уровни успеваемости обучающихся делятся на «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий». Количество студентов, достигших определенного уровня успеваемости на одном из этапов эксперимента, указано в процентах от общего числа студентов в группе.
С первого по четвертый этапы эксперимента был замечен рост числа обучающихся с высоким уровнем успеваемости и тенденция к уменьшению количества показателей с уровнем ниже среднего и низким. Успехи студентов в изучении выставочного дизайна во многом объясняются поиском эффективности и усовершенствовани-
1 1 этап 2 этап 1 3 этап I 4 этап
низкии
БЫСОКИИ
ниже средним выше
среднего среднего
Рис. 2. Диаграмма общего уровня успеваемости по четырем этапам эксперимента
ем методических приемов, содержания обучения. Постепенно курс перестраивался с учетом замечаний, итогов наблюдений и анализа, новых требований. На первом этапе эксперимента было разработано содержание курса, в котором большее количество часов отводилось лекциям. Задания носили учебный характер и не предполагали имитацию реальных проектных работ выставочного дизайнера. Это привело к непониманию студентами возможности применения новых знаний в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Как следствие, не наблюдалось особого интереса к изучению предмета, что отразилось на качестве выполнения практических работ. Второй этап эксперимента был построен с учетом ошибок, допущенных ранее в составлении и проведении курса. Лекционный материал был обновлен и расширен дополнительными сведениями о выставочном деле. Практические задания заменены на задачи, имитирующие фрагменты реальных дизайнерских проек-
тов, выполняемых современными средствами, в том числе и компьютерными. Теперь студенты четко представляли себе суть деятельности выставочного дизайнера и больше интересовались ею. Однако они видели образ выставочного дизайна, в котором мало внимания уделялось решению графических задач. Другим минусом стало несоответствие технической подготовки студентов требованиям к выполнению практических заданий. Отсутствие навыка работы современными средствами существенно влияло на качество студенческих работ. По сравнению с результатами, полученными ранее, общий показатель успеваемости обучающихся повысился, но не достиг запланированного уровня. На третьем этапе эксперимента применялись более разнообразные способы и формы подачи лекционного материала, что положительно сказалось на восприятии студентами новой информации. В содержание практической части курса были введены задания, приближенные к реальному графиче-
163
164
скому проектированию на выставке. Решение такого рода задач вызвало интерес студентов к изучаемому предмету и результатам практических работ. Показатели успеваемости студентов оказались довольно высокими. Достижением стало понимание учащимися не только выставки в целом, но и роли графического дизайнера в ней.
Однако, несмотря на положительную динамику, курс все же требовал изменений. Содержание и методика имели свои недочеты, которые были исправлены на четвертом этапе эксперимента. Сопоставление полученных данных позволяет констатировать, что значительное количество студентов на последнем этапе перешло с уровня ниже среднего на средний (0,5%), а часть (6%) со среднего и выше среднего уровней оказалась на высшей ступени успеваемости. Столь значительные изменения можно считать результатом скорректированных содержания и методики обучения. Составленное ранее содержание курса было оптимизировано путем систематизации материала. Усовершенствованы задания и форма их подачи. Подготовлены примеры выполнения практических заданий. Разработаны и применены методические приемы для повышения мотивации к изучению предмета. В результате у студента появилась четкость понимания о деятельности, роли и месте графического дизайнера в проектировании выставок.
Таким образом, можно сказать, что на завершающем этапе были решены задачи, поставленные перед введением апробируемого курса в процесс обучения студентов-дизайнеров. Сравнение данных четырех этапов эксперимента позволяют говорить о том, что в результате применения эксперимен-
тальной методики наиболее высокие показатели успеваемости были достигнуты на последнем этапе.
Одним из признаков эффектив -ности обучения является заинтересованность студентов в изучении дисциплины на протяжении всего курса. Измерение степени заинтересованности студентов в изучении дисциплины «Выставочный дизайн» на последнем этапе эксперимента проводилось до и после обучения (диаграмма 3). Изначально 60% обучаю -щихся выразили желание ознакомиться с процессом проектирования выставок, 40% не были в этом заинтересованы. К концу года 70% студентов отметили, что курс был полезен, 28% затруднились ответить, 2% ответили отрицательно. Данные показатели свидетельствуют об изменении мнения обучающихся в сторону заинтересованности в изучении дисциплины «Выставочный дизайн» по завершении обучения. Полученные результаты можно объяснить тем, что ознакомление со спецификой одного из направлений современного дизайна — проектирования выставок вызывает особый интерес у студентов, так как они узнают об особенностях и возможностях новой для них области дизайнерской деятельности. Предложенный материал расширяет кругозор будущего специалиста, а полученные знания о выставочном дизайне дают возможность прикладного применения их в будущей профессии.
По окончании курса был проведен опрос студентов, в результате которого выяснилось, что 57% опрашиваемых хотели бы продолжить обучение по направлению «Выставочный дизайн». Половина из них изъя-
До начала обучения 40%
Образование и художественное творчество Послеобучения
70%
60%
2<К
Рис. 3. Диаграмма заинтересованности студентов в изучении курса «Выставочный дизайн»
вила желание глубже изучить процесс разработки дизайна стендов. Оставшиеся 28,5% студентов предполагали больше внимания уделить созданию полиграфической продукции для выставки. Часть обучающихся (43%) задумывалась о выполнении диплома по выставочному дизайну. Интерес к будущей профессиональной деятельности, связанной с проектированием выставок, проявили 14% опрошенных.
Анализ полученных данных свидетельствует о высоком уровне успеваемости студентов в изучении теории и практики, их заинтересованности в дальнейшем изучении дисциплины «Выставочный дизайн» и профессиональной деятельности, связанной с проектированием выставок. Вышеперечисленные результаты указывают на достижение основных целей, поставленных перед началом эксперимента по обучению выставочному дизайну. Содержание курса отвечает поставленным образовательным задачам. Методика способствует усвоению необходимых знаний, умений и навыков. Содержание и методика обучения дисциплине «Выставочный дизайн», апробированные на последнем этапе эксперимента, оказались наиболее эффективными. Эксперимент показал, что именно их целесообразно использовать в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров по профилю «Графический дизайн».
Приведенные выше исследования дают основание говорить о состоятельности курса и подтверждают целесообразность его включения в учебный план подготовки студентов, обучающихся по направлению «Графический дизайн». На основании этого факта можно предположить, что вместе с рядом предметов, осваиваемых на протяжении всего периода обучения в вузе, дисциплина по проектированию выставок будет способствовать получению студентами качественного образования. Вместе с тем, подтверждение эффективности курса «Выставочный дизайн» дает право использовать апробированные содержание и методику преподавателями других вузов на факультетах имеющих аналогичную специализацию. Таким образом, распространение курса увеличит количество будущих графических дизайнеров, владеющих основами теоретической и практической подготовки в области выставочного дела.
Дисциплина «Выставочный дизайн» способствует решению ряда задач в системе развития дизайн - образования в России. Она призвана привлечь внимание педагогов, научных деятелей и др. к проблемам образования и обучения в области выставочного дизайна. Курс по проектированию выставок создан и оптимизирован для решения задач в области обучения выставочному дизайну, учитывая тре-
165
бования современного образования. Он представляет собой вариант решения мало исследованной проблемы обучения элементам графического дизайна на выставке. На сегодняшний день можно выделить две характерные черты выставочного образования в России: факт отсутствия специальности выставочного дизайнера и проблему изучения выставочного дизайна в рамках подготовки специалистов-дизайнеров. Соприкосновение образования и выставочного дизайна происходит в виде кратковременного обучения студентов различных специальностей (дизайнеров, архитекторов и т.д.) основам проектирования выставок. Дисциплина «Выставочный дизайн» находит свое место в современных условиях и отвечает за ознакомление студентов с работой на выставке, в данном случае с работой графического дизайнера. Совместно со схожими курсами, эта дисциплина направлена на подготовку кадров для решения оформительских, графических дизайнерских задач на выставке. Таким образом, будущие специалисты '66 при выборе профессии будут компетентны в более узком направлении — графический дизайн при проектировании выставок.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романова, О.В. Учебный курс «Выставочная деятельность» как составная часть обучения студентов художественно-графического факультета отделения «Дизайн»
[Текст] / О.В. Романова // Проблемы совершенствования художественного образования в условиях модернизации высшей школы : Материалы международной научно-практической конференции. - Вып. 5. -Липецк : ЛГПУ, 2008. - С. 228-229.
2. Романова, О.В. Домашние задания к учебному курсу «Выставочная деятельность» [Текст] / О.В. Романова // Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности : Сборник статей. -Вып. 5. - М. : МПГУ, 2011. - С. 193-195.
3. Романова, О.В. Разделы лекционного курса по выставочному дизайну [Текст] / О.В. Романова // Научные труды ХГФ МПГУ : Тезисы докладов. - М. : «Прометей», 2012. - С. 437-440.
REFERENCES
1. Romanova O.V. Uchebnyj kurs "Vystavoch-naja dejatel'nost'" kak sostavnaja chast' obu-chenija studentov hudozhestvenno-grafiches-kogo fakul'teta otdelenija "Dizajn" [Training course "Exhibition activities" as an integral part of teaching students of the art-graphic faculty of the Department of Design], Prob-lemy sovershenstvovanija hudozhestvennogo obrazovanija v uslovijah modernizacii vysshej shkoly, Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Vyp. 5, Lipetsk, LGPU, 2008, рр. 228-229.
2. Romanova O.V. Domashnie zadanija k uchebnomu kursu "Vystavochnaja dejatel'nost'" [Home tasks to the training course "Exhibition activities"], Metody i tehnologii obuchenija izobrazitel'noj i proektnoj dejatelnosti: Sbornik statej. Vyp. 5, M., MPGU, 2011, рр. 193-195.
3. Romanova O.V. Razdely lekcionnogo kursa po vystavochnomu dizajnu [Topics of the lecture course on exhibition design], Nauch-nye trudy HGFMPGU, Tezisy dokladov, M., Prometej, 2012, рр. 437-440.
Романова Ольга Валериевна, аспирантка кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и черчения Московского педагогического государственного университета, 86romashka@rambler.ru
Romanova O.V., Post-Graduate Student, Descriptive Geometry, Computer Graphics and Design Department, Moscow State Pedagogical University, 86romashka@rambler.ru