УДК 378.096
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-184-191
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ» У СТУДЕНТОВ
Филатова Я.Ю.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования графического образа на занятиях по учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне» у студентов-дизайнеров, проводится систематизация трудов учёных в области психологии, физиологии и педагогики по рассматриваемой проблеме. Ведущим методом исследования стал педагогический эксперимент, который проводился в контрольных и экспериментальных группах со студентами-дизайнерами в течение 5 лет, с 2013 по 2018 гг. В ходе исследования автором были выведены аспекты, составляющие основы формирования графического образа в системе проектирования в графическом дизайне в высшем учебном заведении. Рассмотрены и проанализированы задачи учебной дисциплины «Проектирование в графическом дизайне», показаны некоторые этапы формирования графического образа. C 2016 г. и по настоящее время идёт процесс апробации комплексной методики обучения проектированию графического образа студентов-дизайнеров младших курсов на отделениях художественно-дизайнерского профиля.
Ключевые слова: графический образ, проектирование, дизайн, дизайн-проект, студенты, изобразительное искусство, обучение, образование, педагогика.
SPECIFICITY OF FORMING STUDENTS' GRAPHIC IMAGE AT THE AUDITORY LESSONS ON ACADEMIC DISCIPLINE "PROJECTING IN GRAPHIC DESIGN"
Y. Filatova
Moscow Region State University
10A, Radio Street, Moscow, 105005, the Russian Federation
Abstract. The article considers the problems of forming a graphic image at the lessons on educational discipline "Projecting in Graphic Design" for students-designers. The article also considers the systematization of works of scientists in the field of psychology, physiology and pedagogy on the current problem. The leading method of the study is the pedagogical experiment conducted in control and experimental groups of design students within 5 years from 2013 to 2018. In the course of the conducted research, the author has deduced the aspects making up the basis for a graphic image formation in the system of projecting in graphic design at a higher educational institution. The tasks of the educational discipline "Projecting in graphic
© CC BY Филатова Я.Ю., 2018.
V18V
design" are considered and analyzed, some stages of the graphic image formation are shown. Since 2016 and up to now the process of approbation of a comprehensive methodology for teaching the design of the graphic image of undergraduate students at design and art departments has been under way.
Key words: graphic image, projecting, design, design project, fine arts, training, education, pedagogy.
В отечественной практике термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о совокупности документации по созданию каких-либо сооружений или зданий. Соответственно, разработка такой документации называлась проектированием. В англоязычных странах для обозначения этого процесса используется термин «дизайн» (design), а понятие «проект» (project) трактуется более широко. В свою очередь, проектирование в графическом дизайне является своего рода одним из профилирующих определений основного вида деятельности дизайнера и несёт в себе смысловую нагрузку принципов разработки и создания визуальных коммуникаций.
Учебная дисциплина «Проектирование в графическом дизайне» является основополагающей в обучении квалифицированных бакалавров в области дизайна. Данный курс студенты осваивают под руководством преподавателей с самого начала своего обучения по учебной программе дисциплины, составленной по принципу постепенного усложнения заданий от различных графических упражнений и проектирования несложных объектов визуальной коммуникации до сложнейших проектов, включающих в себя разработку целого комплекса продуктов графического дизайна.
Целью дисциплины является формирование у студентов компетенций,
непосредственно связанных с решением всех основных задач в сфере графического дизайна: практическое освоение художественно-проектной деятельности, развитие художественных умений и навыков креативного, композиционного, визуального мышления и формирование устойчивого владения различными компьютерными программами графики. На начальном этапе работы над каждым из дизайн-проектов студент учится определять графический образ в системе взаимосвязи и учёта интересов двух групп: заказчика и потребителя. В зависимости от цели дизайн-проекта его художественно-образное составляющее берёт своё начало из системы визуальной коммуникации и использует такие средства выразительности, как линия, точка, пятно и т. п.
Основными задачами дисциплины являются: ознакомление с основными понятиями и категориями графического дизайна; формирование у студентов творческой активности и креативного, композиционного, визуального мышления при решении конкретных художественно-проектных этапов; овладение образным языком графического дизайна на основе приобретаемых в процессе обучения профессиональных знаний, умений и навыков; приобретение навыков организации художественно-проектных работ и выполнения дизайнерских разработок, соответствующих совре-
Visy
менным тенденциям развития сферы визуальной коммуникации.
Таким образом, дизайнер создаёт субъективную картину мира, выражая её различными средствами композиции, цвета, тона, перспективы и т. д. Другими словами, при ознакомлении с объектом, взятым за основу графического образа, наиболее информативным признаком является форма. Дизайнер должен быть способен не только выделять границы между «объектом» и «фоном», он должен научиться выделять контур формы, чтобы уловить выразительность силуэта и следовать согласно этому в переработке художественного образа. Наряду с этим, кроме формы объекта, необходимо обратить внимание на фактурную поверхность. Точность восприятия структуры фактурной поверхности, подчёркнутая графическими средствами контрастности, усилит и обогатит трансформацию графического образа. Именно это является первоначальным и необходимым условием в создании знаковой системы графического дизайна при восприятии графического образа.
Под графическим образом в современном дизайне в настоящем исследовании мы подразумеваем законченный художественный образ (фирменный знак, пиктограмма, логотип, фирменный блок и пр.), выраженный комплексом художественно-графических и компьютерных средств проектирования [9]. Одним из способов формирования графического образа является зрительное восприятие формы, цвета, структуры, контрастов, а также психологические составляющие, которые в дальнейшем дизайнер интерпретирует и перерабатывает в графический
образ, придавая им яркость, и эмоциональное воздействие как на заказчика, так и на потребителя данной продукции или вида услуг.
Суть образовательного процесса на занятиях по дисциплине «Проектирование в графическом дизайне» в современных условиях - это комплексное и системное овладение' студентами навыками практической работы по созданию дизайн-проектов преимущественно в графических редакторах, полагаясь на правила и средства композиции с учётом законов психологии восприятия цвета и цветовой гармонии и т. п. Однако нам представляется, что главной и основополагающей задачей для студента, обучающегося по направлению «Дизайн», профилю подготовки «Графический дизайн» является базовая теоретическая и практическая подготовка в их тесной взаимосвязи, дающая возможность создания графического образа средствами графического дизайна.
Прежде всего, начиная работу с поисков материала для создания и в дальнейшем формирования графического образа, студент должен понимать, на что ему следует опираться. В первую очередь необходимо провести пред-проектный анализ, определить, кто заказчик - физическое или юридическое лицо. Важными аспектами могут в данном анализе являться: размер организации заказчика, сфера деятельности заказчика, оценка конкурентных преимуществ и потенциальных рисков, характеристики целевой группы, для которой создаётся дизайн-проект, характеристики, касающиеся потребления товаров и услуг.
Предпроектный анализ необходим для того, чтобы определить конкрет-
V18V
ные составляющие дизайн-проекта для воздействия на целевую аудиторию в пользу заказчика. От этого же зависит и выбор объектов для графического образа и его дальнейшей стилизации и трансформации содержания в систему знаков, несущих значение данного исследования через ассоциации, вызываемые структурой целого и его элементов.
Процессы преобразования в формировании графического образа могут отличаться по своей структуре и функциям. Различие задач, стоящих перед графическим дизайнером, приводит к тому, что один и тот же графический образ может неоднократно подвергаться преобразованиям, имеющим различное строение и сложность, и тем самым вызывать у наблюдателя неодинаковый эффект.
В ходе изучения дисциплины «Проектирование в графическом дизайне» студентам в рамках учебных заданий предлагается провести компонентный и структурный анализ природных форм, законов композиции и выводов на основе произведенного исследования, которые позволяют выявить свойства, средства и способы формирования графического образа у студентов в области графического дизайна.
В современной науке теорией и методикой художественного образования в сфере дизайна занимаются: Р.Ч. Барциц [1; 4], М.В. Галкина [2], Ю.Ф. Катханова [3], С.М. Кожуховская [4], В.В. Корешков [5], С.П. Ломов [6], И. А. Львова [7], Д. А. Хворостов [10] и др. Тем не менее специфика формирования графического образа на занятиях по учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне» у студентов является во многом не
изученной, требует уточнения и систематизации, что и является проблемой проводимого нами исследования.
Ведущим методом данного исследования стал педагогический эксперимент, который проводился в контрольных и экспериментальных группах со студентами-дизайнерами в течение 5 лет с 2013 по 2018 гг. В качестве основных методов исследования нами также были использованы следующие: наблюдение, сравнительный анализ, тестирование, измерение результатов выполнения заданий.
На первом этапе с 2013 по 2014 гг. мы наблюдали за образовательным процессом студентов-дизайнеров младших курсов на отделениях художественно-дизайнерского профиля: факультет изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета, художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета, Институт культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Было выявлено, что существует слабая взаимосвязь между компьютерным проектированием и формированием графических навыков в процессе дизайн-проектирования в области графического дизайна. Сравнительный анализ показал, что графический образ, разработанный с помощью исключительно компьютерного проектирования, в студенческих дизайн-проектах значительно уступает дизайн-проектам, в которых студенты-дизайнеры применяли компьютерное проектирование с предшествующим предпроектным анализом и рукотворными разработками (эскизы, наброски, зарисовки и пр.). Нами был
Visy
сделан вывод, что следует разработать серию тестовых и экспериментальных заданий для проверки объективности полученной информации в процессе преподавания на младших курсах в группах студентов в области графического дизайна.
На втором этапе с 2014 по 2015 гг. нами были разработаны и введены в учебный процесс серии тестовых и экспериментальных заданий на отделениях художественно-дизайнерского профиля (факультет изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета, художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета, Институт культуры и искусств Московского городского педагогического университета), которые были проведены на младших курсах в группах студентов в области графического дизайна. Тестовые и экспериментальные задания были направлены на поиск наиболее эффективных методов проектирования графического образа. Нами было установлено, что следующая группа методов проектирования графического образа оказалась наиболее эффективной: составление ментальной карты, выявление главной идеи дизайн-концепции, трансформация простых фигур, приёмы аллюзии, интерпретации, стилизации, комбинаторики, использование принципа нео-логии, имитации реальных проектных ситуаций [8].
На третьем этапе с 2015 по 2016 гг. на отделениях художественно-дизайнерского профиля (факультет изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета, Институт
искусств Московского педагогического государственного университета, Институт культуры и искусств Московского городского педагогического университета) в контрольных и экспериментальных группах нами был проведён педагогический эксперимент, в котором формировалась наиболее эффективная методика обучения проектированию графического образа у студентов-дизайнеров младших курсов на факультетах художественного профиля. Эксперимент подтвердил эффективность найденных нами на предыдущих этапах исследования групп методов и заданий, составляющих тестируемую методику. Экспериментальную методику мы применяли в экспериментальных группах и сравнивали её эффективность по разработанным нами критериям с существующими методиками, применёнными в контрольных группах.
На четвёртом этапе с 2016 г. по настоящее время идёт процесс апробации комплексной методики обучения проектированию графического образа студентов-дизайнеров младших курсов на отделениях художественно-дизайнерского профиля: на факультете изобразительного искусства и народных ремёсел Московского государственного областного университета, в Институте искусств Московского педагогического государственного университета, в Институте культуры и искусств Московского городского педагогического университета.
Формирование графического образа на младших курсах в рамках разработанной нами комплексной методики в группах студентов-дизайнеров на основе предпроектного анализа, применения рукотворных разработок
(эскизов, набросков, зарисовок и пр.), использования предложенной нами группы эффективных методов позволило качественно улучшить динамику формирования дизайнерских компе-
тенций в процессе обучения, что дает основание судить о правильности сделанных нами выводов.
Статья поступила в редакцию 05.03.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Барциц Р.Ч., Власова И.М. Динамика формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров // Право и практика. 2016. № 3. С. 189-195.
2. Галкина М.В., Ломов С.П., Михайлов Н.В. Современное дизайн-образование с учетом влияния технологических инноваций и социальной ответственности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 4. С. 89-96.
3. Катханова Ю.Ф. Выбор графической платформы и технического оснащения для обучения будущих дизайнеров проектированию // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей: в 3 ч. Ч. 2. Уфа, 2015. C. 261-264.
4. Кожуховская С.М., Каширокова И.Е., Барциц Р.Ч. Траектории развития дизайн-образования в России // Право и практика. 2017. № 2. С. 214-220.
5. Корешков В.В., Константинова С.В. Художественные особенности формообразования фирменного стиля периодического печатного издания // Дизайн. Пространство. Архитектура : материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Р.Н. Бахтизина. Уфа, 2016. С. 162-168.
6. Ломов С.П. Проблема формирования художественно-проектной деятельности в дизайн-образовании // Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию независимости Республики Казахстан, 10-11 января. Астана, 2017. С. 7-13.
7. Львова И.А. О некоторых проблемах практического обучения дизайну // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. 2016. № 2. С. 36-40.
8. Моисеев А.А., Дорофеева Ю.Ю. Концептуальные основы преподавания теории и методологии проектирования в дизайне у студентов бакалавриата по направлению «Графический дизайн» // Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан, 10-11 января. Астана, 2017. С. 160-170.
9. Филатова Я.Ю. Основные этапы проектирования графического образа в дизайне // Наука на благо человечества - 2016: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Москва, 01-29 апреля, 2016 г.). М., 2016. С. 72-79.
10. Хворостов Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды») : дис. ... док. пед. наук. Орел, 2013. 389 с.
REFERENCES
1. Bartsits R.Ch., Vlasova I.M. [Dynamics of forming students-designers' professional competence]. In: Pravo ipraktika [Law and practice], 2016, no. 3, pp. 189-195.
2. Galkina M.V., Lomov S.P., Mikhailov N.V. [Modern design education which takes into consideration the impact of technological innovation and social responsibility]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 4, pp. 89-96.
3. Katkhanova Yu.F. [Choice of graphical platform and technical equipment for training future designers to project]. In: Proryvnye nauchnye issledovaniya kak dvigatel' nauki [Breakthrough scientific research as the engine of science. P. 2]. Ufa, 2015, pp. 261-264.
4. Kozhukhovskaya S.M., Kashirokova I.E., Bartsits R.Ch. [The trajectory of design education in Russia]. In: Pravo ipraktika [Law and practice], 2017, no. 2, pp. 214-220.
5. Koreshkov V.V., Konstantinova S.V. [Artistic peculiarities of forming a corporate style of a periodical publication]. In: Bakhtizin R.N., ed. Dizain. Prostranstvo.Arkhitektura : materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Design. Space. Architecture : materials of the International scientifically-practical conference]. Ufa, 2016, pp. 162-168.
6. Lomov S.P. [The problem of forming of artistic and design activities in design education]. In: Velikaya step' i evraziiskie tsennosti: khudozhestvennoe obrazovanie i esteticheskoe vospitanie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu nezavisimosti Respubliki Kazakhstan, 10-11 yanvarya [The great steppe and Eurasian values: of art education and aesthetic education: materials of International scientific-practical conference devoted to 25-anniversary of independence of the Republic of Kazakhstan on 10-11 January]. Astana, 2017, pp. 7-13.
7. L'vova I.A. [On some problems of teaching design]. In: Problemy teorii i metodologii pred-metnogo obrazovaniya. Izobrazitel'noe iskusstvo.Dekorativno-prikladnoe iskusstvo.Dizain [Problems of theory and methodology of education. Art. Decorative-applied art. Design], 2016, no. 2, pp. 36-40.
8. Moiseev A.A., Dorofeeva Yu.Yu. [Conceptual bases of teaching the theory and methodology of projecting in the design of baccalaureate students studying Graphic design]. In: Velikaya step' i evraziiskie tsennosti: khudozhestvennoe obrazovanie i esteticheskoe vospitanie: materi-aly Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letiyu nezavi-simosti Respubliki Kazakhstan, 10-11 yanvarya [The great steppe and Eurasian values: art education and aesthetic education: materials of International scientific-practical conference devoted to 25-anniversary of independence of the Republic of Kazakhstan, January 10-11]. Astana, 2017, pp. 160-170.
9. Filatova Ya.Yu. [The main stages of designing a graphic image in the design] In: Nauka na blago chelovechestva - 2016: materialy ezhegodnoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov i studentov, Moskva, 01-29 aprelya, 2016 g.) [Science for the benefit of mankind - 2016: the proceedings of the annual all-Russian scientific-practical conference of teachers, post-graduates and students, Moscow, April 01-29, 2016)]. Moscow, 2016, pp. 72-79.
10. Khvorostov D.A. Sistema professional'noi podgotovki studentov khudozhestvenno-grafich-eskikh fakul'tetov k proektnoi deyatel'nosti na baze komp'yuternykh tekhnologii (dlya naprav-leniya podgotovki «Iskusstvo inter'era» i «Dizain sredy»): dis.... d-raped. nauk [The system of professional training to design based on computer technology for students of the art-graphic faculty (for the field of study "the Art of interior and environmental design"): D. thesis in Pedagogic sciences]. Orel, 2013. 389 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Филатова Яна Юрьевна - старший преподаватель кафедры графического дизайна, заместитель декана по учебной работе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yana Yu. Filatova - Senior Teacher at the Department of Graphic Design, Deputy Dean on Instructional Work, Faculty of Arts and Crafts, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Филатова Я.Ю. Специфика формирования графического образа на занятиях по учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне» у студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 184-191. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-184-191
FOR CITATION
Filatova Y. Specificity of forming students' graphic image at the auditory lessons on academic discipline "Projecting in graphic design". In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 2, рр. 184-191. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-2-184-191
\mj