Научная статья на тему 'Роль выставочной деятельности в процессе обучения специалиста средового дизайна (к постановке вопроса)'

Роль выставочной деятельности в процессе обучения специалиста средового дизайна (к постановке вопроса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА / ПЕДАГОГИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / РЕАЛИЗАЦИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА НА ПРАКТИКЕ / DESIGN / EDUCATION / EXHIBITION ACTIVITY / HISTORY OF DESIGN / PEDAGOGICS / LIFELONG EDUCATION / COMPETENCE / DESIGN PROJECT / DESIGN PROJECT IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова И. В.

В данной статье рассматривается значимость участия в выставках студентов, обучающихся по направлению Дизайн среды. Актуальность исследования поддерживается возросшим интересом к профессии дизайнера среды, а также современными темпами смены экономических и профильных особенностей специальности, широко отражаемых в выставочной деятельности. В статье рассмотрены возможности участия именно в специализированных мероприятиях как в качестве посетителя, так и в качестве экспонента. Такого рода активность видится важной составляющей прикладного аспекта обучения, поскольку в значительной степени способствует систематизации, углублению и расширению полученных теоретических знаний. В исследовании внимание акцентируется на особенностях структуры и разнообразных видах таких мероприятий, определяются основные этапы участия обучающихся, а также предлагается описание подготовки к последующему анализу полученных сведений. Внимание уделяется и практическому применению получаемых в процессе работы на выставке навыков. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале профессиональных экспозиций в формировании специалиста в области дизайна среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article brings attention to the importance of participation in exhibitions for the environmental design students. The relevance of the research is sustained by the increased interest in a career of the environmental designer, economic growth, and related features of the profession which can be enhanced from participation in expertise exhibitions. The analysis of participation in dedicated events, where a participant can be a visitor, or an exhibitor, is an important component of the implicated training because it substantially promotes an arrangement, complicity and expansion of the gained theoretical knowledge. The research explores structural development and diversity of such events. The main steps of student’s participation are defined in the article. The preparation process for analysis of the received data is described. The article points on the practical use of gained knowledge from the participation in exhibitions. The research expands knowledge of the educational role of specialized expositions in formation of future experts in the field of design.

Текст научной работы на тему «Роль выставочной деятельности в процессе обучения специалиста средового дизайна (к постановке вопроса)»

УДК 378 : 721.012

И. В. Русакова

Роль выставочной деятельности в процессе обучения специалиста средового дизайна (к постановке вопроса)

В данной статье рассматривается значимость участия в выставках студентов, обучающихся по направлению Дизайн среды. Актуальность исследования поддерживается возросшим интересом к профессии дизайнера среды, а также современными темпами смены экономических и профильных особенностей специальности, широко отражаемых в выставочной деятельности. В статье рассмотрены возможности участия именно в специализированных мероприятиях как в качестве посетителя, так и в качестве экспонента. Такого рода активность видится важной составляющей прикладного аспекта обучения, поскольку в значительной степени способствует систематизации, углублению и расширению полученных теоретических знаний. В исследовании внимание акцентируется на особенностях структуры и разнообразных видах таких мероприятий, определяются основные этапы участия обучающихся, а также предлагается описание подготовки к последующему анализу полученных сведений. Внимание уделяется и практическому применению получаемых в процессе работы на выставке навыков. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале профессиональных экспозиций в формировании специалиста в области дизайна среды.

This article brings attention to the importance of participation in exhibitions for the environmental design students. The relevance of the research is sustained by the increased interest in a career of the environmental designer, economic growth, and related features of the profession which can be enhanced from participation in expertise exhibitions. The analysis of participation in dedicated events, where a participant can be a visitor, or an exhibitor, is an important component of the implicated training because it substantially promotes an arrangement, complicity and expansion of the gained theoretical knowledge. The research explores structural development and diversity of such events. The main steps of student's participation are defined in the article. The preparation process for analysis of the received data is described. The article points on the practical use of gained knowledge from the participation in exhibitions. The research expands knowledge of the educational role of specialized expositions in formation of future experts in the field of design.

Ключевые слова: дизайн, образование, выставочная деятельность, история дизайна, педагогика, непрерывное образование, компетенция, дизайн-проект, реализация дизайн-проекта на практике.

Key words: design, education, exhibition activity, history of design, pedagogics, lifelong education, competence, design project, design project implementation.

© Русакова И. В., 2018

Неоспорима значимость теоретической составляющей базы знаний специалиста в области дизайна. Ее наличие позволяет упростить и поднять на более высокий уровень получение практических навыков.

Необходимость обеспечения преемственности аккумулированных, систематизированных знаний легко проиллюстрировать на примере средневековой архитектуры. «Темные века» раннего Средневековья свели почти на нет знания и умения античной культуры по каменному строительству, на несколько веков заменив его деревянным. Такой подход привел к практически полной утрате столь важной

V __V п

составляющей архитектурной конструкции, как свод. В противоположность северным территориям регион Западной Европы, сохранивший достаточное количество архитектурных памятников времен Античности, а именно Римской республики, а позже Римской империи, обладал «живым» учебником по архитектурному делу. Итогом этого стал «свой», отличный от общеевропейского направления путь развития итальянской архитектуры Средневековья.

Специалисты в области дизайна должны получать двусторонние знания - теоретические, а после практические. Желательно практические совмещать со вторым этапом получения теоретических знаний. Одним из практических направлений образования можно считать участие и посещение обучающимися выставок. Речь идет о мероприятиях, охватывающих профессиональную деятельность каждой отдельной специальности - дизайн среды, ландшафтная архитектура, графический дизайн, текстильное декорирование.

В поиске исторических аналогов таких мероприятий можно было бы мысленно обратиться к такому понятию, как ярмарки. Они существовали задолго до возникновения термина «дизайн», да и самой промышленной отрасли в том числе, но это были предприятия другой целевой направленности: результатом должна была стать продажа товара и получение денежной выгоды. Ярмарки не имели в своей основе образовательно-аналитических задач - хозяин товара был заинтересован только в его продаже, а не в поисках путей повышения его качества; привлечение внимания к товару производилось не за счет его действительно исключительных качеств, а благодаря существовавшей ограниченности предложения.

Зарождение же мероприятий профессиональной направленности началось в середине XIX в., в том числе, благодаря Великой выставке промышленных работ всех народов, проходившей на территории Гайд-парка в Лондоне - результату промышленной революции, охватившей впоследствии весь мир. При подготовке к этой выставке были обобщены огромные знания и умения, накопившиеся и требовавшие систематизации. Демонстрация промышленных товаров, различных изделий ремесла, машин, полезных ископаемых и работ изобразительного искусства подтолкнула отдельные умы к созданию в

дальнейшем целой индустрии. Эта деятельность в современном мире развилась до масштабов планеты: ежемесячно в различных городах и странах проходят торговые выставки (business to business), которые являются закрытыми для широкой публики, либо доступны для посещения непрофессионалами только в определенный период (как, например, на выставке ISaloni в Милане, Maison&Object в Париже, Design&Decor в Санкт-Петербурге).

Вопрос участия действующих и обучающихся дизайнеров в выставочной деятельности как в роли экспонента, так и в роли посетителя, часто не принимается всерьёз по ряду экономических, социальных, временных факторов. Это может стать одной из причин, тормозящих развитие специалиста и, одновременно, внедрения его творческого потенциала в общемировую практику.

Само понятие «выставка», может быть определено как «общественная демонстрация успешных результатов в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и прочих аспектов общественной жизни» [1]. Также необходимо пояснить, что в понятие «выставочная деятельность» входит «предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества» [2, с. 1].

Затрагивая тему XXI в., следует отметить, что на данный момент индустрия дизайна находится на волне популярности. В прошлом осталась неразборчивость конечного потребителя, и можно говорить о разделении дизайна пространственной среды на высокий и массовый, как это давно произошло в дизайне одежды. Однако нельзя оставить без внимания существующую при такой дифференциации разницу в бюджетной составляющей реализуемых проектов.

В нынешнем столетии стали более строгими требования к дизайнеру, который в условиях существующей конкуренции для качественной и успешной деятельности должен не только быть знаком с историей искусств, технологиями производства, материаловедением, строительством, менеджментом, но и уметь отслеживать, выявлять и грамотно внедрять в свою работу новые тенденции, возникающие на рынке. При современной компьютеризации и доступности специфических графических программ, при наличии «стартового» набора навыков «дизайнером» может стать каждый. Однако отрасль не нуждается в продукте того специалиста, который может только отобрать и расставить в пространстве мебель и предметы интерьера по онлайн-каталогу, так как это существенно снижает уровень индустрии в целом.

На возможное возражение о том, что тенденции могут быть приравнены к моде и сведены только к отражению общественного эмоционального фона, стоит отметить, что даже в подобном ключе это

отражение общемирового стремления. Несмотря на то что понятие мода сводится к «совокупности вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определённое, обычно недолгое время» [4, с. 824], в данный момент границы ойкумены размыты по причине существования всеохватывающей сети Интернет и свободе передвижения по миру. Эти факторы способствуют мобильности «байеров» (группы людей, ориентирующихся в новинках и тенденциях современной моды, определяющих вещи, которые будут пользоваться спросом, формирующих коллекцию и просчитывающих окупаемость), которые сканируют потребности населения и делают их отбор по глобальным выставкам, расширению возможностей для дизайнера производить закупки продукта и материалов для его производства в любой точке мира и, соответственно, происходит диффузия традиций, веяний, культур и создание нового концептуального решения.

Анализируя разностороннее воздействие выставок, следует отметить, что человек, являющийся специалистом в области дизайна, может принимать участие в выставке как экспонент. Участие в деловой программе мероприятия в качестве лектора заставляет докладчика аккумулировать научные знания и практические навыки, полученные в процессе профессиональной деятельности, делать выводы. При этом автор обновляет имеющиеся у него сведения о рынке, стилистике, технологиях, используемых в настоящее время, определяет для себя новизну и актуальность исследования, для чего может потребоваться и систематизация исторической справки по теме доклада. Таким образом, постоянный участник выставок оказывается вовлеченным в процесс непрерывного образования. Одним из главных навыков, который развивается таким видом деятельности у дизайнера среды, становится умение грамотно и согласованно выражать свою мысль, подкреплять ее научными и эмпирическими данными, привлекать обоснованное внимание к предмету своей деятельности, делать акценты на той или иной проблематике вопроса. Все вышеперечисленное повышает его готовность к успешной работе в конкурентной среде в условиях рыночной экономики.

Участие в выставке с продуктом дизайна создает следующие благоприятные условия: проработка выставочного пространства, необходимость приведения продукта дизайна в соответствие с требованиями международного или регионального (национального) стандарта, существенное увеличение продаж, которое на выходе позволит внедрить в работу новые, более высокие технологии. Особый интерес вызывает организация выставочного пространства, что включает в себя стендовые экспозиции, показы и презентации, которые позволяют увидеть продукт с точки зрения различных его характеристик. Создание таких площадок также является одним из узких направлений дизайна среды, аккумулирующих в себе самые

новаторские идеи, так как именно благодаря грамотно оформленной экспозиции происходит правильное восприятие продукта и появляется первый к нему интерес. В индустрии выставочного дизайна присутствуют архитектурная, графическая, интерьерная составляющие: фирменный стиль предприятия или продукции, создание конструкции стенда и инсталляций, внутреннее оформление объектов, обозначенных выше. И, конечно, в выставочную деятельность включается маркетинг, как комплексная «деятельность по изучению рынка, разработке, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели организации и удовлетворяются потребности покупателей» [5, с. 5].

На этом примере можно проследить появление междисциплинарных отношений, которые путем диффузии выводят определенное направление дизайна на новый уровень. Говоря о междисциплинарных отношениях при обсуждении вопроса выставочного дизайна, необходимо коснуться момента ознакомительной функции, которая охвачена, в том числе, графическим дизайном: создание листовок, буклетов, другой печатной продукции, включающей в себя информацию о качествах, технических свойствах, новизне, уникальности и прочих данных о продукте. Также к графическому дизайну можно отнести востребованный в современном мире видеоряд, как правило, сопровождающий инсталляцию. Командная работа для действующего или обучающегося дизайнера становится стимулом для выработки определенных качеств и компетенций: готовности к применению современных информационных технологий и технических средств для решения профессиональных задач; способности реализовывать творческий подход в своей профессиональной деятельности.

Посещение выставки в качестве наблюдателя или слушателя необходимо как для действующего дизайнера, так и для обучающегося по этой специальности. В первую очередь, посетитель получает обмен опытом, может изучить новые технологии, новые тенденции, прогрессивные способы использования уже знакомых материалов. Обновление тенденций направления деятельности всегда происходит при обмене опытом.

В настоящее время стоит рассматривать выставки мирового значения и региональные (национальные). Мировые позволяют вступать в контакт с опытом представителей различных этнических и национальных групп, культурных традиций, также с разным уровнем технического оснащения. Немаловажное значение имеет коммуникация между участниками выставки, так как требует от обоих участников диалога знания языка международного общения хотя бы на минимальном уровне. Общение на специфические темы развивает и

обогащает тезаурус личности, повышает ее вовлеченность в общемировую дизайн-практику. Национальные выставки продвигают продукцию определенной страны, либо ее региона. Выводят на арену новые технологии области и повышают к ней интерес, что благоприятно влияет на индустрию в целом.

Если же коснутся компетенций, которые должны быть удовлетворены данным видом образовательной деятельности, то можно обозначить следующее. При создании и разработке художественного замысла необходимо учитывать особенности используемых материалов, знать их формообразующие свойства для полного и грамотного их употребления. Выставки дают богатый простор для знакомства с материальной базой, наблюдения за свойствами и областями использования единиц дизайна. Создание дизайн-проекта -трудоемкий и длительный процесс, который подчас при неграмотном подходе может уйти в архаичные формы выражения и оказаться невостребованным. Процесс заключается, в том числе, в знакомстве с техническим заданием, сборе исторической справки и поиске источников вдохновения (создание мудборда). В конечном счете нужно получить объект или проект, который будет выявлять, включать в себя, синтезировать набор возможных решений поставленной перед дизайнером задачи на основе авторского воплощения с обоснованием новизны собственных концептуальных решений. Существующий в данный момент набор выставочных направлений позволяет проследить все этапы дизайн-деятельности от разработки материалов и технологий до конечного продукта, и позволяет дизайнеру аккумулировать эти разработки для использования в своей дальнейшей деятельности.

В процессе подготовки студентов к участию в выставке необходимо определить цели и задачи исходя из специфики мероприятия. Например, на одной из крупнейших европейских выставок дизайна интерьера 1ва1от, которая проходит в Милане, каждый год предлагается специфическая направленность: кухни, ванные комнаты, спальни, гостиные и т д. Так, в 2018 г. была обозначена тематика кухонных и ванных помещений. Особенностью этой выставки является представление на стенде композиции интерьера в целом, готового интерьерного решения с использованием новых стилевых и технологических тенденций. Милан - одна из столиц интерьерного дизайна, в центре города размещены торговые площади множества поставщиков как мебели, так и строительных материалов, предназначенные для интерьеров различного ценового сегмента. Экономическая составляющая дизайн-проекта достаточно редко обсуждается в образовательном процессе по причине быстроты динамики рыночных отношений. Однако этот вопрос необходимо учитывать при планировании и проектировании среды: даже если речь идет о создании объекта высокого дизайна, вопрос бюджета остается

важной темой для обсуждения. Подчас молодые и недостаточно еще квалифицированные специалисты дизайна создают пространство, которое при реализации будет экономически и технологически невыгодно. Посещение крупных выставок, куда привозят продукцию со всех уголков планеты, дает возможность изучить наличие аналогов и альтернативных решений, которые могут быть применены с целью усовершенствования и оптимизации проекта.

Что касается практики студента на выставке, то исходя из плана обучения специалиста в области дизайна, можно установить следующие задачи:

1) сбор материала по стендам определенной тематики -обучающемуся предлагается изучить производителей и поставщиков по различным сферам и стилевым направлениям. Одновременно с ознакомлением с выставочными стендами можно рекомендовать посещение шоу-румов, находящихся в условиях привычной для них городской среды. Сравнение двух принципиально разных по содержанию и назначению выставочных площадок даст возможность вычленения особенностей оформления торгового и выставочного пространств;

2) классификация полученного материала - в данный момент в мире дизайна нет единого и общепринятого стилевого стандарта. Есть только стили-фавориты, которые заслужили общественную любовь благодаря массовой пропаганде. Таким образом, дизайнер волен творить в абсолютно любом направлении - будь то классика, модернизм, эклектика, опираясь при своем выборе только на техническое задание и свои творческие идеи по поводу его реализации;

3) интеграция в деятельность - можно сказать, что это один из важнейших пунктов, при котором в работу включаются аналитические навыки. Обобщение материала нельзя упускать из процесса, так как остается без внимания и не включается творческая составляющая, без

V V V п

которой невозможно создать новаторский дизайн-проект. В начале нашего исследования упоминалось об опасности ухода в архаичные формы в случае недостаточного притока профессиональной информации извне и понижения качества отрасли. В случае неграмотного включения выставочной информации можно также получить негативный результат: бессознательное копирование интересных идей и элементов в творческом проекте не позволит создать уникальный продукт.

Целью такой образовательной деятельности является ознакомление специалиста с практической стороной работы дизайнера: проектирование предметного мира и окружающей среды обитания, информационного и визуального пространств.

Одновременно можно рассмотреть выставку профессиональной направленности, на которой не происходит никаких продаж, служащую для ознакомления дизайнеров с обновленным ассортиментом и

площадкой для начала партнерской деятельности: дизайнер-поставщик. На такие выставки не допускаются конечные потребители, так как обычно представлены не готовые интерьерные решения, а составные элементы и материалы, используемые специалистом для его сборки. Обычно такие выставки являются тематическими, как, например, выставка Heimtextil во Франкфурте-на-Майне: выставка интерьерного текстиля, обивочных тканей и постельного белья; MosBuild в Москве, где представлены отдельные составляющие интерьера; Hem, Villa & Bostadsratt 2018: международная выставка инструментов и материалов для ремонта и отделки помещений. Таких выставок, направленных на узкую специфику, очень много и они представляют различные составляющие, необходимые для создания интерьера, организации среды.

При подготовке к участию в такого рода выставках перед студентами можно поставить следующие задачи:

1. Обзор новых решений и технологий в каждом конкретном направлении, что, несомненно, повысит способность дизайнера участвовать во всех этапах создания и реализации проекта, а также грамотно вести авторский надзор.

2. Классификация по стилевому содержанию, выявление «фаворитов» и «спутников», что даст специалисту навык отличать временные тенденции от долгосрочных, различать понятия «стиль» и «мода».

3. Апробация ведения деловых переговоров на примере налаживания связей с поставщиками (отбор и закупка демонстрационного оборудования и образцов, логистика и т. д.)

4. Создание дизайн-проекта по существующему техническому заданию на основе приобретенных знаний.

Все поставленные задачи направлены на обеспечение достижения цели такого практического исследования, как углубление теоретических знаний специалиста в области дизайна среды путем получения им сведений о качественных характеристиках единиц дизайна, необходимых для их использования технических исходных данных и условий эксплуатации. Как видим, углубление теоретических знаний обучающегося в области узких вопросов технологии помогает ему расширить практические навыки и научиться правильно их применять в реализации проектов.

Таким образом, профессиональные выставки можно отнести к теоретическому и практическому инструменту образования, в том числе и непрерывного. Одновременно с образовательной деятельностью повышаются ценность и качество продукта, производимого специалистами. В целом выставочная практика оказывает несомненное влияние на повышение общего уровня индустрии дизайна и обеспечивает преемственность знаний в формате межкультурного обмена.

Список литературы

1. Благодатин А., Лозовский Л., Райзберг Б. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21437 (дата обращения: 11.06.2018)

2. ГОСТ Р 53103-2008 Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения (с Поправкой) Национальный стандарт Российской Федерации. - М., Стандартинформ, 2009. - 15 с.

3. Гусев Э.Б., Прокудин В. А., Салащенко А. Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. - М., 2004. - 516 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 (М-О) Азъ, 1992.

5. Поршнев А. Г., Азоев Г. Л. Маркетинг: учеб. пособие для студ. заоч. формы обучения. - М.: Финстатинформ, 1999. - 93 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриат) от 11.08.2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540301.pdf (дата обращения: 11.06.2018)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.01 «Дизайн» (уровень магистратуры) от 21.03.2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/540401.pdf (дата обращения: 11.06.2018)

8. Шпаков В.Н. История всемирных выставок. - М.: АСТ: Зебра Е, 2008. - 383 с.

Статья поступила: 08.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.