Научная статья на тему 'Особенности содержания курса «Проектирование выставок» для подготовки студентов по профилю «Графический дизайн»'

Особенности содержания курса «Проектирование выставок» для подготовки студентов по профилю «Графический дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ ВЫСТАВОЧНОМУ ДИЗАЙНУ / TEACHING THE EXHIBITION DESIGN / СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТАВОК" / CONTENTS OF THE COURSE "THE DESIGN OF EXHIBITIONS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Валериевна

Данная статья посвящена особенностям содержания курса «Проектирование выставок», разработанного для подготовки студентов, обучающихся по профилю «Графический дизайн». Указаны цели дисциплины. Перечислены условия, предваряющие изучение курса «Проектирование выставок». Раскрыто содержание лекционной и практической частей дисциплины с выделением графического компонента. Перечислены знания, умения и навыки, которые приобретает студент, по окончании изучения курса. Предложены возможные варианты применения дисциплины «Проектирование выставок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the contents of the course "The design of exhibitions" for training students in the field of Graphic design

This article deals with the peculiarities of the contents of the course "The design of exhibitions" developed to train students in the field of Graphic design. The objectives of the discipline are stated. The conditions anticipating the study course "The design of exhibitions" are listed. The contents of lectures and practical parts of the discipline distinguishing the graphic component are described. The knowledge and skills that the student acquires at the end of the study course are specified. The possible applications of the discipline "The design of exhibitions" are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания курса «Проектирование выставок» для подготовки студентов по профилю «Графический дизайн»»

1УДК 378.147 ББК 74.480.26

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТАВОК» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ПРОФИЛЮ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

О. В. Романова

Данная статья посвящена особенностям содержания курса «Проектирование выставок», разработанного для подготовки студентов, обучающихся по профилю «Графический дизайн». Указаны цели дисциплины. Перечислены условия, предваряющие изучение курса «Проектирование выставок». Раскрыто содержание лекционной и практической частей дисциплины с выделением графического компонента. Перечислены знания, умения и навыки, которые приобретает студент, по окончании изучения курса. Предложены возможные варианты применения дисциплины «Проектирование выставок».

Ключевые слова: дизайн-образование, обучение выставочному дизайну, содержание курса «Проектирование выставок».

FEATURES OF THE CONTENTS OF THE COURSE "THE DESIGN OF EXHIBITIONS" FOR TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF GRAPHIC DESIGN

O. V. Romanova

This article deals with the peculiarities of the contents of the course "The design of exhibitions" developed to train students in the field of Graphic design. The objectives of the discipline are stated. The conditions anticipating the study course "The design of exhibitions" are listed. The contents of lectures and practical parts of the discipline distinguishing the graphic component are described. The knowledge and skills that the student acquires at the end of the study course are specified. The possible applications of the discipline "The design of exhibitions" are proposed.

Keywords: design education, teaching the exhibition design, contents of the course "The design of exhibitions".

Одной из востребованных областей дизайна на сегодняшний день является выставочный дизайн. Эта тенденция находит свое отражение и в сфере образования. Проектирование выставок становится объектом изучения в вузах, готовящих специалистов различных направлений дизайна. Исходя из характера специальности, рассматривают ряд отдельных аспектов выставки, что определяет особенности содержания.

На базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) для студентов художественно-графического факультета (ХГФ) отделения «Графический дизайн» был разработан курс «Проектирование выставок», который в дальнейшем апробировался и дорабатывался. В 2012 г. было найдено опти-

мальное содержание курса, определены цель и задачи обучения, продиктованные особенностью графического направления дизайна. Цель дисциплины - дать студентам общее представление о проектировании торговых выставок - одной из ведущих отраслей дизайна на сегодняшний день, а также обозначить круг задач графического дизайнера в этой сфере деятельности. К числу образовательных задач обучения курсу «Проектирование выставок» следует отнести:

1) развитие навыков объемного моделирования на примере создания выставочного стенда и моделирования некоторых видов графической продукции с учетом специфических требований выставочного дизайна;

2) развитие проектного мышления;

3) подготовку студентов к использованию полученных знаний и умений в дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Содержание курса построено с учетом подготовки студентов, полученной в результате освоения ряда предыдущих дисциплин. Предполагается, что студент должен овладеть набором основных знаний, умений и навыков, необходимых для изучения курса «Проектирование выставок». Знание базовой терминологии дизайна является обязательным условием, предваряющим обучение. Во время занятий преподаватель общается со студентами на профессиональном языке и расширяет их словарный запас, вводя в лексикон новые слова, связанные с проектированием выставок. Знание терминологии делает комфортным, результативным взаимодействие обучающихся с педагогом, способствует пониманию студентом нового материала. В курс «Проектирование выставок» включены темы по истории выставок. На занятиях проводятся обсуждение причинно-следственных связей между социальными, экономическими, политическими, научными событиями в мире искусств, дизайна и важнейшими периодами развития выставочного дизайна. Поэтому необходимо, чтобы до начала изучения новой дисциплины студент знал основные этапы становления зарубежной и отечественной истории. На практических занятиях потребуется опыт проектирования, полученный на предыдущих этапах обучения. Для грамотного выполнения заданий необходимо: знать основные приемы и принципы создания проектов; уметь анализировать разработки, выполненные дизайнерами, отрисовывать поисковые эскизы, используя при этом различные техники. Кроме того, для решения многих практических задач курса «Проектирование выставок» понадобятся навыки работы в программах Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel DRAW. К началу освоения дисциплины студент должен знать виды полиграфической продукции и владеть навыками ее разработки. На основе имеющейся подготовки будет проходить изучение особенностей проектирования полиграфической продукции для выставок. Неотъемлемой частью создания печатного макета является работа со шрифтом. На эту тему в курсе по проектированию выставок предлагается ряд зада-

ний, для успешного выполнения которых необходимыми условиями являются приобретенные ранее умения составлять шрифтовые композиции, элементарные знания компьютерной верстки. Помимо макетов полиграфической продукции в учебной программе представлены задания по коммуникативному дизайну, где также необходимы навыки работы со шрифтом. Среди наиболее трудоемких проектов в практическом разделе дисциплины по выставочному дизайну можно назвать создание макета. Для выполнения этой работы студент должен владеть алгоритмом составления трехмерного объекта из бумаги.

Вышеперечисленные знания, умения и навыки являются фундаментом для освоения курса «Проектирование выставок». Согласно учебному плану ХГФ отделения «Дизайн» МПГУ они должны быть сформированы у студента-бакалавра к середине 4-го курса в процессе изучения дисциплин: «История искусства (Древний мир)», «История искусства (Средние века)», «История искусства (Новое и Новейшее время)», «Цветоведение и колористика», «Изобразительные средства и техники в графическом дизайне», «Графическое моделирование», «Геометрическое формообразование», «Цвет и композиция в графическом дизайне», «Технология создания рекламного образа», «Пропедевтика (основы композиции в дизайне)», «Введение в специальность», «Проектирование в коммуникативном дизайне», «Проектирование корпоративного стиля», «Проектирование печатной продукции», «Введение в компьютерные технологии», «Основы компьютерной графики», «Растровая графика», «Векторная графика», «3D-визуализация», «Компьютерная верстка», «Основы проектной графики», «Шрифт». Учитывая количество пройденных предметов и объем знаний, необходимых для освоения курса «Проектирование выставок», найдено его место в процессе обучения. Дисциплина находится на 4-м курсе (восьмой семестр).

Определено оптимальное количество времени, необходимое для усвоения материала курса. Обучение рассчитано на 9 учебных недель и составляет 72 ч в семестр, 54 из которых являются аудиторными. Дисциплина включает лекционные и практические занятия в пропорции 1:2. Практическая часть представляет со-

бой определенную последовательность действий студентов и преподавателя: прослушивание сообщений, подготовленных учащимися, представление плана занятия, изложение темы с опорой на зрительный ряд, объяснение порядка работы над упражнениями, заданием с демонстрацией примеров и алгоритма его выполнения. С целью экономии аудиторного времени работы проверяются дистанционно. Теоретические занятия включают проверку домашнего задания, объявление темы и комментирование плана лекции, объяснение нового материала, сопровождаемого изобразительным рядом и его обсуждение, решение кроссворда, просмотр фильма, проведение контрольных работ и тестовых заданий. Часть тем изучается самостоятельно. По электронной почте студенту высылают лекции. В конце каждой из них находятся вопросы, ответы на которые проверяются на следующем аудиторном занятии или дистанционно.

Содержание теоретической части курса имеет шесть разделов (17 лекций), каждый из которых тематически объединяет несколько лекций. В некоторых из них прослеживается интегративная связь дисциплины «Проектирование выставок» с другими областями науки: архитектурой, историей и т. д. В состав лекций также входит подраздел, посвященный графическому дизайну. Курс начинается с вводного раздела, представленного базовыми понятиями о назначении, функциях, структуре, видах, дизайне выставок. Следующие две темы затрагивают вопросы российской и зарубежной истории выставочной деятельности. Далее общие разделы курса сменяются более частными. Большую часть лекций объединяет проблема проектирования выставочного пространства. Каждый из разделов посвящен отдельному типу площадок, отличных друг от друга по назначению и размеру. В первую очередь изучение начинается с оболочки выставочного комплекса. Сюда входят лекции по выставкам в интерьере и экстерьере. Отдельное занятие отведено изучению специфики архитектурных сооружений для проведения промышленных выставок. Затем освещаются вопросы о менее крупном по габаритам типе пространства - интерьере выставочного павильона. Речь идет об экспозиционном плане, системе навигации,

этапах заполнения и оформлении выставочного пространства. В этом разделе значительная часть учебного материала посвящена графическому дизайну в интерьере выставочного павильона. Самым небольшим по площади типом пространства на выставке считается выставочный модуль. Его изучают в предпоследнем разделе курса. Сначала анализируют процесс проектирования стенда: рассматривают виды стендов, типы конструкций, систему ведения проекта и др. Далее переходят к частным вопросам декорирования и оформления пространства, таким как освещение, цвет, материалы для изготовления стенда. Последний раздел курса посвящен рекламе и ее видам на выставке. В рамках раздела рассматривают вопросы полиграфии, сувенирной продукции, шеЬ-дизайне, СМИ на выставке. По завершению курса лекций студентам предлагается написать итоговую работу по всем пройденным темам курса.

Содержание практических занятий состоит из разделов: «Проектирование графической продукции для торгово-промышленной выставки» и «Проектирование выставочного модуля» - основного элемента современного выставочного дизайна. Цель первого раздела заключается в ознакомлении студентов с проектами, которые создает графический дизайнер для выставки. На занятиях студенты выполняют аналоги реальных полиграфических объектов: плаката, билета, листовки, сувенирной продукции, экспозиционного плана, указателей движения. При создании каждого из них решаются специальные задачи, характерные для выставочной полиграфии.

Задания второго раздела знакомят студентов с работой над основным объектом современного выставочного дизайна - проектированием стенда. Иначе его называют выставочным модулем. Процесс создания стенда включает в себя выполнение ряда проектных работ. Задача студента состоит в том, чтобы повторить эту последовательность в учебных заданиях: от начального поиска образа до изготовления макета.

Проект-презентация является завершающим в учебном курсе. Он объединяет весь наработанный студентом материал в единое целое. В проекте можно проследить тематическую взаимосвязь заданий обоих практических

разделов. Презентация отображает последовательность выполнения учебных работ: определение тематики торгово-промышленной выставки, создание к ней макетов полиграфической продукции и элементов системы навигации, выбор компании, участвующей в этой выставке и разработку конструкции, оформления стенда для нее.

Перед каждым заданием студентам предлагается сделать упражнения по выполнению наиболее важных и сложных элементов или видов макетов. Их можно разделить на несколько категорий. Основная часть упражнений построена по одному принципу и имеет наименьший уровень сложности. Студенту выдаются заготовки, дополняя которые нужно решить поставленные задачи. Например, формулировка упражнения может быть следующей: распределить уже имеющуюся информацию в заданном поле листовки. В данном случае целью работы будет определение последовательности подачи информации и поиска ее месторасположения перед выполнением задания «Создание макета листовки».

Более сложными являются упражнения, предваряющие длительную учебную работу. Они рассчитаны на полностью самостоятельное выполнение. Здесь предлагается решить похожие задачи, но меньшего значения и небольшого объема. В качестве примера можно привести упражнение по поиску формы напольного указателя перед заданием на тему «Разработка элементов системы навигации для выставки». В первом случае выполняются эскизы одного из графических элементов, организующих движение посетителей экспозиции, в то время как во втором случае речь идет о проекте согласованного ряда объектов. Также следует отметить, что напольный указатель движения является разновидностью навигационных знаков, применяемых на выставках. Таким образом, в тренировочном задании рассматривается частный случай, на создание которого затрачивается значительно меньшее количество времени.

Несколько упражнений курса являются дополнением к основным работам. Они представляют собой промежуточные этапы, без которых невозможно дальнейшее выполнение заданий проекта. В качестве примера можно привести

упражнение на разработку формы поискового макета вывески стенда. Сначала выполняются объемные версии знака из пластилина. Затем на основе полученных вариантов отрисовывается итоговый макет вывески стенда.

Содержание практического раздела во многом определяет способы выполнения заданий. В зависимости от задач, решаемых в работе, варьируются средства ее представления. Часть заданий и упражнений, таких как «Билет средствами коллажа», «Определение последовательности подачи информации», «Разработка цветовой гаммы экспозиционного плана», «Эскизные поиски информационной стойки», «Макет вывески стенда из пластилина», «Нанесение размеров и оформление чертежа», «Выполнение макета на основе модульного принципа», «Макет стенда» создается вручную. В ряде работ студентам предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ воплощения своих идей. К этой группе относятся задания на поиск образа стенда и его чертеж. Остальные работы выполняются с помощью компьютера.

Завершение изучения курса по проектированию выставок приводит студентов к получению определенных результатов, которые заключаются в приобретении ряда новых и развитии предшествующих знаний, умений и навыков. К общей группе знаний следует отнести ориентирование в основных терминах, а также в событиях возникновения и истории развития выставок. Студент должен иметь основополагающие знания и навыки разработки печатной продукции, проектирования системы навигации, создания сувенирной продукции для торговых выставок. Важным результатом изучения курса являются полученные умения: решать частные вопросы, такие как составление шрифтовых композиций; разрабатывать плоские и объемные формы для последующего заполнения графическими элементами; компоновать и последовательно размещать графическую информацию в рамках заданного формата. Умение создавать учебный макет стенда также является существенным накоплением опыта. Студент должен быть готов выполнять подготовительные этапы проекта выставочного стенда: ориентироваться в литературе по проектированию выставок, анализировать проекты, соз-

данные дизайнерами выставок, знать особенности проектирования выставок в экстерьере и интерьере. Для успешного выполнения работы необходимы: знание и использование основных приемов и принципов работы над созданием целостного проекта выставочного модуля с введением графического компонента. При этом студент должен уметь, используя разнообразные техники отрисовки, выгодно организовать подачу эскизов, поисков стенда. Одним из важнейших этапов работы над проектом выставочного модуля является создание макета. Выполнение такого учебного проекта развивает навыки работы с трехмерным объектом.

Перечисленные выше знания, умения и навыки, которыми овладевает студент в ходе изучения курса «Проектирование выставок», могут иметь применение в процессе освоения таких дисциплин, как: «Проектирование интерьера», «Проектирование в дизайне среды», «История графического дизайна и рекламы» и др. Кроме того, ими нередко пользуются в дальнейшей профессиональной деятельности.

Курс «Проектирование выставок» проходил апробацию на протяжении нескольких лет. По завершении эксперимента были проанализированы работы студентов, прошедших обучение по изложенной в статье программе. На основании полученных данных можно утверждать, что апробированное содержание привело к положительным результатам. Значительное число проектов, выполненных студентами на высоком уровне, свидетельствуют о том, что предложенная программа курса отвечает задачам, поставленным перед началом обучения. Содержание знакомит студентов с одним из актуальных направлений дизайна - проектированием выставки и способствует профессиональному самоопределению. Оно сочетает в себе общие вопросы выставочного дизайна и учитывает графический профиль подготовки студентов-дизайнеров. Таким образом, студенты получают полное представление о новом разделе в учебном материале.

Содержание данного курса составлено с учетом требований современной системы образования к изучению выставочного дизайна: освоение материала в рамках различных специальностей с учетом особенностей профиля подготовки, краткосрочность периода прове-

дения занятий и в связи с этим ознакомительный характер дисциплины. Вместе с тем следует отметить, что программа по проектированию выставок с наличием графического компонента занимает свою нишу в уже существующем ряде программ таких направлений подготовки, как «Дизайн среды», «Дизайн интерьера» и т. д. Она вписывается в учебный план подготовки студентов-дизайнеров. Содержание опирается на пройденный материал и направлено на освоение новых и развитие ранее полученных знаний, умений и навыков. Кроме этого, оно учитывает потребности современного общества в подготовке профессионалов-дизайнеров. Совместно со схожими курсами, эта дисциплина направлена на подготовку кадров для решения оформительских, графических дизайнерских задач на выставке. Таким образом, будущие дизайнеры при выборе профессии будут компетентны в более узком направлении - графический дизайн проектирования выставок.

Содержание курса «Проектирование выставок» имеет мобильный характер. Его можно вводить в процесс обучения на различных ступенях высшего и среднего образования. Некоторые фрагменты содержания курса будут эффективны при подготовке студентов смежных направлений.

Следует отметить, что содержание дисциплины может трансформироваться в зависимости от региональных особенностей. В таком случае изучение каждой темы следует дополнить материалом с учетом географического компонента. К программе курса были разработаны специальные рекомендации по особенностям содержания учебного материала для регионов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литвинов, В. В. Практика современной экспозиции [Текст]: моногр. / В. В. Литвинов. -М.: РУДИЗАЙН, 2010.

2. Романова, О. В. Разделы лекционного курса по выставочному дизайну [Текст] / О. В. Романова // Науч. тр. ХГФ МПГУ: тез. докл. -М.: Прометей МПГУ, 2012. - С. 437-440.

3. Романова, О. В. Учебный курс «Выставочная деятельность» как составная часть обучения студентов художественно-графическо-

го факультета отделения «Дизайн» [Текст] / О. В. Романова // Проблемы совершенствования художественного образования в условиях модернизации высшей школы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Вып. 5. -Липецк: ЛГПУ, 2008. - С. 228-229.

4. Романова, О. В. Домашние задания к учебному курсу «Выставочная деятельность» [Текст] / О. В. Романова // Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности: сб. ст. - Вып. 5. - М.: МПГУ, 2011. - С. 193-195.

REFERENCES

1. Litvinov V. V. Praktika sovremennoy ekspozitsii (Practice of modern exposition). Moscow: RUDIZAYN, 2010.

2. Romanova O. V. Razdely lektsionnogo kursa po vystavochnomu dizaynu (Sections of the lecture course on exhibition design). Nauch. tr. KhGF MPGU: tez. dokl. (Proceedings of Faculty of Arts and Graphics of MSPU: abstracts). Moscow: Prometey MPGU, 2012, pp. 437-440.

3. Romanova O. V. Uchebnyy kurs "Vystav-ochnaya deyatelnost" kak sostavnaya chast obucheniya studentov khudozhestvenno-gra-ficheskogo fakulteta otdeleniya "Dizayn" (Academic course "Exhibition activities" as a part of teaching students of the Department "Design" at the Faculty of Arts and Graphics). Problemy sovershenstvovaniya khudozhestvennogo obra-zovaniya v usloviyakh modernizatsii vysshey shkoly: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Problems of improving art education in the context of modernization of the system of higher education: Proceedings of the international research and practical conference). Iss. 5. Lipetsk: LGPU, 2008, pp. 228-229.

4. Romanova O. V. Domashnie zadaniya k ucheb-nomu kursu "Vystavochnaya deyatelnost" (Homework for the course "Exhibition activities"). Metody i tekhnologii obucheniya izo-brazitelnoy i proektnoy deyatelnosti: sb. st. (Methods and techniques of teaching graphic and project activities: collection of articles). Iss. 5. Moscow: MPGU, 2011, pp. 193-195.

Романова Ольга Валериевна, аспирантка кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и черчения художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета

e-mail: 86romashka@rambler.ru

Romanova Olga V., Post-Graduate Student, Department of Descriptive Geometry, Computer Graphics and Drawing, Faculty of Arts and Graphics, Moscow State Pedagogical University e-mail: 86romashka@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.