Научная статья на тему 'Роль унификации понятийного аппарата в обучении выставочному дизайну'

Роль унификации понятийного аппарата в обучении выставочному дизайну Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЫСТАВОЧНОМУ ДИЗАЙНУ / ТЕРМИНОЛОГИЯ ВЫСТАВОЧНОГО ДИЗАЙНА / TEACHING EXHIBITION DESIGN / EXHIBITION DESIGN TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Валериевна

В настоящей статье автор поднимает вопрос о необходимости унификации терминологического аппарата в выставочном дизайне. Подчеркнута важность решения проблемы с целью повышения качества обучения студентов и дальнейшего формирования профессионального языка выставочного дизайнера. Перечислены причины отсутствия системности в терминологии выставочного дизайна. Отражено современное состояние понятийного аппарата. Предлагается один из возможных вариантов структуризации терминологии выставочного дизайна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Unification of the Conceptual Framework in Exhibition Design Training

In this article, the necessity for the uniformity of terminology in exhibition design is stated. The importance of solving the problem is stressed with the purpose of raising students educational standards as well as further development of exhibition designers professional language. The reasons for the lack of consistency in the exhibition design terminology are listed. The present state of conceptual apparatus is reflected. One of the possible ways of structuring exhibition design terminology is suggested

Текст научной работы на тему «Роль унификации понятийного аппарата в обучении выставочному дизайну»

РОЛЬ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В ОБУЧЕНИИ ВЫСТАВОЧНОМУ ДИЗАЙНУ

О. В. Романова

Аннотация. В настоящей статье автор поднимает вопрос о необходимости унификации терминологического аппарата в выставочном дизайне. Подчеркнута важность решения проблемы с целью повышения качества обучения студентов и дальнейшего формирования профессионального языка выставочного дизайнера. Перечислены причины отсутствия системности в терминологии выставочного дизайна. Отражено современное состояние понятийного аппарата. Предлагается один из возможных вариантов структуризации терминологии выставочного дизайна.

Ключевые слова: обучение выставочному дизайну, терминология выставочного дизайна.

Summary. In this article, the necessity for the uniformity of terminology in exhibition design is stated. The importance of solving the problem is stressed with the purpose of raising students ' educational standards as well as further development of exhibition designer's professional language. The reasons for the lack of consistency in the exhibition design terminology are listed. The present state of conceptual apparatus is reflected.. One of the possible ways of structuring exhibition design terminology is suggested.

Keywords: teaching exhibition design, exhibition design terminology.

186

Выставки в России всегда пользовались популярностью, и в настоящее время это явление не только не утратило своего значения, но и стало одной из актуальных областей дизайна. Однако в этой сфере наблюдается явно недостаточное количество специалистов. В данном секторе, как правило, работают архитекторы, дизайнеры интерьера. Выставочный дизайн проникает в обучение в виде отдельных предметов, спецкурсов на схожих специальностях, таких как дизайн среды, графический дизайн и других.

Кроме этого, остро ощущается нехватка специальной литературы, осо-

Преподаватель XX

бенно учебников для изучения такого важного аспекта, как терминологический аппарат. В связи с этим, основным источником информации служит профессиональная литература, но и она не дает полных сведений о базовых понятиях выставочного дизайна.

Один из главных специалистов в области выставочного дизайна В. В. Литвинов в своей монографии «Практика современной экспозиции», употребляя базовые термины, не всегда раскрывает их значение, поскольку книга, прежде всего, рассчитана на практикующих дизайнеров. Вместе с тем, автор разъясняет слова, пришедшие

-2 / 2012

из других областей и активно используемые в выставочном дизайне, такие как «провайдер», «оператор» [1]. Несмотря на то, что по выставочному дизайну имеется подробная профессиональная литература, чувствуется недостаток в пособиях с дидактическим и методическим уклоном.

Среди учебных пособий для специальностей, близких к выставочному дизайну, можно выделить публикации В. Б. Устина: «Художественное проектирование интерьеров» и «Учебник дизайна. Композиция, методика, практика». В обеих книгах имеется раздел, посвященный выставкам, где представлен интересный иллюстративный материал. В первой речь идет об особенностях проектирования выставки, во вторую, автор включает учебные материалы по выставкам, выставочным стендам [2-3]. Однако ни в одном из пособий смысл ключевых понятий выставочного дизайна автор не раскрывает.

Терминологии выставочного дизайна отчасти близок профессиональный язык выставочного менеджмента. В этом направлении имеется ряд исследований. Особый интерес представляет пособие В. Г. Петелина «Основы менеджмента выставочной деятельности», где автор довольно подробно рассматривает базовые понятия выставочной деятельности, используемые и в выставочном дизайне. В. Г. Петелин считает, что «...язык выставочного дела... в целом еще только формируется...» [4, с. 30]. Отсутствие полноценной понятийной системы автор связывает с все продолжающимся процессом «...выработки формулировок для научного описания выставочной деятельности или закрепления в законодательно-нормативной

лексике...» [там же]. А пока этот процесс не закончился, во избежание путаницы в понятиях автор предлагает разделить определение терминов на общие и частные.

Общее определение может дать официальная организация или специалист любой области. Частным определением автор предлагает считать характеристику конкретного выставочного мероприятия, которую дает ее устроитель [там же, с. 31]. Например, «Международная выставка «ДАЧА-ДОМ-ОФИС-2001» - Международная специализированная выставка проектов коттеджей, оборудования, мебели и материалов для дома, дачи и офиса. 26-31 августа 2001 г., Москва, ВВЦ, павильон № 20» [там же, с. 32]. Очевидно, что это не определение, а полное название выставки, отражающее ее тип [5]. К общим правильнее было бы отнести определения, признанные только официальными организациями. В отношении «выставки», это формулировка, принятая Международным бюро выставок (В1Е, Париж). К частным следовало бы отнести формулировки отдельных специалистов.

Кроме того, В. Г. Петелин затрагивает проблему толкования синонимов, в частности таких, как «выставочное дело» и «выставочная деятельность». С этим мнением В. Г. Петелина трудно согласиться. Входящие в состав словосочетаний, слова «дело» и «деятельность», не являются идентичными, так как первое имеет более широкое значение [6]. Следовательно, понятия «выставочное дело» и «выставочная деятельность» не могут считаться синонимами.

Автор также указывает на различия в значении ряда схожих понятий, связанных с выставочным дизайном:

187

2 / 2012

Преподаватель XX

188

«ярмарка», «выставка», «экспозиция»

[4]. Данный материал может стать интересной темой для дискуссий со студентами-дизайнерами.

Наряду с рассмотренным выше изданием крайне востребована книга «Выставочный менеджмент», написанная коллективом авторов - Н. Александровой, Е. Сорокиной, И. Филоненко

[5]. В ней рассматриваются такие важные вопросы, как классификация вы-ставочно-ярмарочных мероприятий, рекламные материалы выставки, организация системы навигации на выставке и многие другие. Тем не менее, и в этом издании отсутствуют определения ряда базовых терминов.

Наличие профессиональной литературы не исключает использование справочных изданий. К сожалению, специальных словарей по выставочному дизайну в настоящее время не существует. Энциклопедические словари содержат мало терминов по выставочному дизайну. Имеющиеся определения, требуют уточнений при использовании в учебном процессе. Например, по словарю С. И. Ожегова выставка - это «...2. Собрание каких-н. предметов, животных, расположенных где-н. для обозрения, а также место такого обозрения...» [6, с. 124]. Данное определение можно бы дополнить тем, что выставка это - показ с определенной целью (торговой, просветительной). В Советском энциклопедическом словаре слово экспозиция трактуется: «Экспозиция (от лат. ех-рс«Шо - выставление на показ, изложение), в музеях и на выставках - размещение экспонатов в определенной системе (хронологич., типологич. и пр.)» [7, с. 1545]. Так же, как и в предыдущем термине, здесь не хватает информации о том, что экспозиция ор-

ганизуется с целью показа зрителю, создания у него с помощью специальных средств определенного впечатления от экспонатов.

Изучив имеющуюся основную, справочную литературу по выставочному дизайну и смежных с ним направлений, можно сказать, что прослеживается ряд причин, которые определяют сложившуюся ситуацию с терминологическим аппаратом этой области.

Первой причиной является соотношение терминологии дизайна в целом и его ветви - выставочного дизайна. Известно, что понятийный аппарат в российском дизайне не до конца сформирован. Наряду с уточнением базового аппарата идет становление терминологического аппарата выставочного дизайна.

Второй причиной медленного продвижения исследований в области теории терминологического аппарата выставочного дизайна является отсутствие в России, утвержденной Министерством образования официальной специализации дизайнера-экспозиционера [1, с. 35]. Путь усовершенствования обучения дизайну с помощью новых разработок в области теории и практики проходит через создание предметной среды и обучение. По аналогии с дизайн-образованием в целом, в выставочном дизайне главным рычагом, движущей силой перехода от выставки к созданию исследований в области теории и в частности терминологии выставочного дизайна, а затем оформлении материала в книги, учебники, альбомы и другое, должно стать обучение специалистов-профессионалов.

Третьей причиной является переворот 90-х гг. в истории выставочного дела. «Экспозиционное искусство» [8, с. 46], известное в стране до начала эпохи перестройки, чаще всего стали

Преподаватель |_

2 / 2012

Содержание справочника по терминологии дш.шн.1

1

Блок I

БИОШИ- Тг||МкНЫ ЛЗЯЙНЯ Блок

Т^|1ПННЫ 1Ч1' Г1Г 1>'1М-Ц |> ДН^Ц К К 1 Пг|и инулин еьимки'шьг ДОЯПЛСЯ

Тг|>М||НЫ ||< 1-ЧЩ.-Н1.К Д| :Ч|Н1 к ирмткм Л||\ит'-кту|1ные ч'ч'ии выпивок

[]1|1г'|Щ||я тлмгшпы иидея о №КТ4В|>П1«Н ЛШ^ЙНс Р-Ы -г|И1-1 >|1| шияца

Схема. Структура справочника по терминологии дизайна

называть «выставочным дизайном». На рынке экспозиционных услуг появились новые конструкции, технологии, что значительно расширило профессиональную терминологию. Занятые освоением новых технологий на практике, дизайнеры выставок несколько отошли от решения теоретических проблем [4, с. 29]. Настоящее развитие выставочного дизайна началось лишь в начале ХХ! в. На сегодняшний день выставочный дизайн приобрел некоторую стабильность и даже популярность среди направлений дизайна. В связи с этим возникла благоприятная обстановка для обобщения практического опыта с учетом новых веяний и создания стройной системы терминологии в этой области.

Четвертой причиной можно считать недостаточное количество специалистов-теоретиков в сфере выставочного дизайна. В основном, проектирование выставок преподают дизайнеры-практики из смежных с выставочным дизайном областей. Одним из наиболее активно практикующих теоретиков и практиков является В. В. Литвинов [9, с. 25].

Думается, что устранение перечисленных причин даст возможность

унифицировать профессиональную лексику и значительно облегчит обучение студентов.

Несомненно, решение проблемы возможно лишь с помощью комплексного подхода, включающего длительные исследования. Публикация имеющихся на сегодняшний день формулировок терминов российского и зарубежного происхождения может стать одним из первых шагов на пути становления упорядоченного понятийного аппарата выставочного дизайна. В современном мире логичным будет составление ее электронной версии. Издание должно содержать ответы на многие вопросы, поэтому наиболее верным будет изложение в виде справочника, иллюстрированного схемами, чертежами, рисунками, фото. Деление на смысловые блоки будет способствовать упорядочиванию и выборочному прочтению материала. Помимо словаря терминов в книге необходимо разместить разделы, которые вызывают у студентов наибольшие трудности в процессе обучения (см. схему).

Основной блок будет посвящен терминологии. В первую очередь, в него войдут фундаментальные понятия дизайна, на основе которых стро-

189

2 / 2012

Преподаватель |_

190

ятся все остальные термины. Далее следует ввести раздел базовых терминов, употребляемых только в выставочном дизайне. Помимо современных понятий, сюда нужно включить термины-архаизмы, и термины с изменившимся значением. Последний раздел первого блока можно расширить терминами, которые заимствованы из других специальностей, но употребляются в выставочном дизайне с указанием основного и ситуативного значений. Наличие этого блока устранит противоречия в осмыслении базовых понятий выставочного дизайна, сложности в выборе верной формулировки термина.

В следующий блок могут войти персоналии ведущих специалистов в области выставочного дизайна, комментарии выставочников по поводу того или иного определения. В издание было бы полезно включить изречения знаменитых людей о выставочном дизайне.

В последнем блоке можно поместить информацию об основных архитектурных объектах выставок и о выставочных организациях.

Безусловно, форма изложения, содержание публикации могут варьироваться, но ясно одно, что решение проблемы унификации понятийного аппарата выставочного дизайна повлечет за собой ряд положительных перемен. В обучении выставочному дизайну справочник поможет устранить ряд трудностей в понимании студентами терминологии. Такая работа, возможно, послужит поводом к созданию учебных пособий по выставочному дизайну.

В области выставочного дизайна публикация понятийного аппарата даст возможность совершенствования профессионального языка специалистов. Решение затронутой проблемы не только решит частные вопросы обучения выставочному дизайну, и выставочного дизайна, но и заложит основу, для дальнейших исследований в области теории дизайна. Возможно, в теории дизайна, такой проект задаст вектор направления для дальнейшей разработки теории выставочного дизайна.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литвинов В. В. Практика современной экспозиции: Монография. - М.: РУДИ-ЗАЙН, 2010.

2. Устин В. Б. Художественное проектирование интерьеров. - М., 2010.

3. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. - М., 2009.

4. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Александрова Н., Сорокина Е., Филонен-ко И. Выставочный менеджмент. Технологии организации и рекламно-информационного сопровождения выставок и конференций. - Ростов н/Д., 2003.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов [Под ред. Н. Ю. Шведовой]. -М.: «Русский язык», 1990.

7. Советский энциклопедический словарь [Гл. ред. А.М. Прохоров]. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.

8. Быков В. В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве: Советы художнику-оформителю. - М.: Плакат, 1982.

9. Назаров Ю. В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна (Проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности): Дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.06. - М., 2003. ■

Преподаватель XX

2 / 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.