Научная статья на тему 'Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций'

Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5100
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИЯ / ВЫСТАВКА / EXHIBITION / ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EXHIBITION SPACE / МУЗЕЙ / MUSEUM / ВЫСТАВОЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ / ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ / EXHIBITION DESIGN / EXHIBITION SCENARIO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурова Татьяна Юрьевна

Постановка задачи. Определить тенденции в организации выставочных экспозиций на современном этапе развития пространств музеев, культурно-досуговых и научно-исследовательских центров. Результаты. Анализ пространственного-предметной организации выставочной экспозиции позволяет выявить общие направления и признаки формирования элементов выставки, отражающие потребности общества в потреблении такого «продукта», как визуальная информация. Определены характерные черты современных экспозиций, организованных за последние 15 лет. Современная практика формирования выставочных экспозиций позволяет выделить ряд компонентов, составляющих единую систему выставки с уникальным концептуально-художественным замыслом. Выводы. Значимость полученных результатов для архитектурного проектирования пространств состоит в определении характерных черт и современных направлений при формировании выставочных экспозиций. Особое значение имеет краткий обзор современных пространственных композиций в выставочной практике. Понятие «выставочный сценарий» помогает сформировать пространство от формального к концептуальному, опирающегося на художественный и сюжетный образ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in the formation of expositions

Problem statement. To identify trends in the organization of expositions at the present stage of development spaces, museums, cultural and research centers. Results. Analysis of the spatial-domain organization of the exhibition allows revealing the overall direction and characteristics of formation of the elements exhibition, reflecting the needs of society in the consumption of this «product» as visual information. The characteristic features of modern expositions organized for the last 15 years. Modern practice of forming the expositions raise a number of components that make up a single system of the exhibition with a unique conceptual and artistic conception. Conclusions. The significance of the results for architectural design spaces is to define the characteristic features and modern trends in the formation of exhibitions. Of particular importance is a review of modern spatial compositions in the exhibition practice. The concept of «exhibition scenario» helps to create space from formal to conceptual based on art and story.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций»

21 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИИИ СООРУЖЕНИЙ.

ТВ.....ИХ КПК КОНЦМЩИН АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕНТЕ.1М11КТ И

УДК 721.012

Бурова Татьяна Юрьевна

кандидат архитектуры, доцент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций

Аннотация

Постановка задачи. Определить тенденции в организации выставочных экспозиций на современном этапе развития пространств музеев, культурно-досуговых и научно-исследовательских центров.

Результаты. Анализ пространственного-предметной организации выставочной экспозиции позволяет выявить общие направления и признаки формирования элементов выставки, отражающие потребности общества в потреблении такого «продукта», как визуальная информация. Определены характерные черты современных экспозиций, организованных за последние 15 лет. Современная практика формирования выставочных экспозиций позволяет выделить ряд компонентов, составляющих единую систему выставки с уникальным концептуально-художественным замыслом.

Выводы. Значимость полученных результатов для архитектурного проектирования пространств состоит в определении характерных черт и современных направлений при формировании выставочных экспозиций. Особое значение имеет краткий обзор современных пространственных композиций в выставочной практике. Понятие «выставочный сценарий» помогает сформировать пространство от формального к концептуальному, опирающегося на художественный и сюжетный образ.

Ключевые слова: экспозиция, выставочное пространство, выставка, музей, выставочный сценарий, оформление экспозиции.

Введение

В течение последних десяти лет искусство выставочной экспозиции проявило себя как самостоятельный аспект архитектурного проектирования. Данный процесс обусловлен изменением потребностей общества в потреблении визуальной информации. Создание выставочной экспозиции - это комплексное формирование «концептуально» обусловленной среды, создающей образ пространственно-предметных связей согласно сценарию выставки. Элементы и приемы формирования выставочных экспозиций постоянно меняются, потому что необходимо ориентироваться на преобладающий на современном этапе тип восприятия, понимания и прочтения информации.

Повсеместная доступность информации любого вида характерна для данного периода времени, а возрастающий темп её потребления обуславливает особенности формирования визуально-вербального ряда. Стремительность и развитие современных проектных технологий являются причиной изменения принципов построения выставочных экспозиций. Формирование экспозиции, отражающей «выставочный сценарий» подразумевает театрализацию пространства и сюжетное действие [1].

Происходит постепенное усиление художественной выразительности пространства экспозиции в процессе отказа от классических канонов формирования выставок. В целом это приводит к повышению информативности и динамике восприятия. Стилистика и пространственные приемы организации выставочной экспозиции эволюционируют, отвечая требованиям времени. Формообразование и предметное наполнение ориентируются на основные тенденции и критерии потребностей общества в способности восприятия возрастающего информационного потока [2].

Археологическая экспозиция центра Palaon

Современный стремительный ритм жизни и огромный поток информации нейтрализовали спокойную созерцательность стандартного зального пространства.

Сегодня потребность общества состоит в том, чтобы не просто вдумчиво изучать объект во всём многообразии его проявлений. В век информационного бума сознание индивида реагирует на моментальное восприятие образа. Вместе с этим есть необходимость в разнообразии пространственных сценариев, расширении информации об объекте, максимальной информативности, яркости и запоминаемости экспозиции в целом.

Общая тенденция при формировании современных выставочных экспозиций - это гибкость использования внутреннего пространства, где определяющим является образ всей выставки. Он, в свою очередь влияет на построение выставочного сценария, следствием чего является пространственно-функциональное зонирование и светоцветовое решение. При этом планировка чаще всего предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов.

Ярким примером подобного подхода является Исследовательский и посетительский центр Paläon, построенный в 2013 году в Германии в Шёнингене. Проектированием интерьеров и дизайном экспозиции занимались Holzer Kobler Architekturen [3, 4]. Сценарий пространства Paläon представляет собой интерактивный путь от знакомства с жизнью древнего человека до участия в работе ученых. Пространственным ядром является зал, площадью 600 м2, высотой в три этажа (рис. 1).

■ _ _*_II__ш

Рис. 1. Исследовательский и посетительский центр Paläon, 2013. Holzer Kobler Architekturen

Ядром экспозиции стали выставленные в отдельном зале семь «Шёнингенских копий» наряду 30-метровой картиной с фантазиями на тему мира Гейдельбергского человека. Поскольку данная экспозиция позиционирует себя как археологическая выставка, то уместным продолжения являются кости древних животных и изображения флоры и фауны эпохи между двумя ледниковыми периодами, к которой принадлежат находки. При этом пространство отражает все современные тенденции в потребностях потребления информации, - оно интерактивно, многофункционально, лаконично. Кроме этого сценарий развития экспозиции дает возможность самостоятельного поиска маршрута. С каждой точки пространства открываются многовариантные ракурсы, обогащающее информационное поле (рис. 2).

Рис. 2. Пространство выставки. Исследовательский и посетительский центр Paläon, 2013.

Holzer Kobler Architekturen

Надо отметить, что образ выставки лаконичен по цветовосприятию и является удачным «фоновым» решением для многообразия представленных экспонатов. Пространство хорошо запоминается, создавая в памяти посетителя полноценную картину на тему «Информация-пространство-смысл». Современные тенденции по формированию «выставочного сценария» на уровне визуально-вербального восприятия тактично опираются на использование, как современных технологий, так и явных простых сюжетных образов. Ломаные линии пространства, многоплановость видовых траекторий, геометрия элементов создают современную и наполненную среду, способствующую формированию запоминающегося образа всей экспозиции.

Футуристическая экспозиция Level Green

Запоминающийся образ, соответствующий сценарию выставки является определяющим в формировании современных экспозиций. Вместе с этим следует отметить и высокий уровень технологий, использующихся при организации новых выставок.

Так, например, 4 июня 2009 года, Autostadt в Вольфсбурге организовал новое выставочное пространство Level Green. Выставка, расположенная на первом этаже Volkswagen Group Forum в Autostadt, площадью около 1000 м2, предлагает 25 экспонатов. Level Green представляет собой футуристическую инсталляцию, где в горизонтальные и вертикальные поверхности ярко-зеленого цвета вмонтированы сенсорные дисплеи, с

помощью которых посетители могут подробнее узнать о компании Volkswagen и ее стремлении в защите окружающей среды [5, 6]. «Зеленой нитью» выставки в прямом и переносном смысле, является тема устойчивого развития среды, экологичность процессов автомобилестроения и сохранения экологического равновесия. Пространство запроектировано таким образом, что интерактивные элементы выставки являются не только информативным слоем, но и формируют саму среду, являясь частью конструкции и средствами функционального зонирования. Образ «экологического равновесия и устойчивости» выражен через цветовое сочетание, посредством композиционной структуры и траекторией формирования всего маршрута выставки (рис. 3).

Рис. 3. Пространство выставочной экспозиции Level Green, 2009

Такой прием, как использование в экспозиции интерактивных компонентов, активно используют современные экспозиции [7, 8]. Это, в первую очередь, естественнонаучные музеи. Как, например, выставки и музеи натуральной истории, археологии, краеведения, этнографии, такие как, Natural History в Лондоне, American Museum of Natural History в Нью-Йорке, Leiden Anthropology Museum в Мадриде. Приемы, которые они используют, разнообразны, - это и тематические электронные киоски, поясняющие отдельные части предметной экспозиции, и информационно-экспозиционные среды, в которых посетитель оказывается погруженным в некий виртуальный мир, воссозданный в музейном помещении, электронные картины и диорамы. При этом используются как стандартные презентационные средства (мониторы, сенсорные и проекционные экраны, плазменные панели, в том числе полиэкранные), так и специально изготовленные и встроенные в экспозицию модули, сочетающие механические и электронные элементы.

В последние десятилетия в Европе и в США появилась большое количество выставок, информационное восприятие которых полностью строится на возможностях компьютерных средств. Это Музей Немо в Амстердаме, и Urbanis в Манчестере, и Newseum в Вашингтоне (рис. 4).

Рис. 4. Выставочное пространство Newseum, Вашингтон

Рабочее пространство данных выставочных экспозиций полностью строиться на использовании возможностей компьютерных технологий. При этом организованы не простые зальные пространства, привычные пониманию выставки «прошлого века» [9]. Архитектура выставок Newseum представляет собой многоуровневые полифункциональные образования, формирующие в сознании каждого посетителя образ, отражающий и развитие науки, и стремление к лаконичности мыслей, и современный подход в подаче информации (рис. 4).

В качестве образного сценария выставочного поля может быть использован элемент создания новостей, естественнонаучные законы природы, или современная городская среда. Надо отметить, что они не имеют экспозиции «классического» зального формирования и представляют собой экспериментально-образовательные мультимедиа комплексы для познавательной деятельности разных возрастов, со значительным игровым компонентом. Основную роль в создании выставочных экспозиций такого типа играет дизайн, сценарий, траектория восприятия пространственного сценария и оформление компьютерных программ, используемых в подаче информации.

Заключение

Таким образом, пространственная динамика является отличительной чертой современных выставочных экспозиций. Она выражена не только в использовании широкой палитры технических средств, но и в многообразии авторских образов на тему экспозиции. Яркость пластического выражения пространства экспозиции определена «выставочным сценарием» и формирует практически театральное действо. Построение всей экспозиции выставки от функционального зонирования до цвета поверхности организует информационную среду, максимально комфортную для визуального потребления.

Современный этап развития выставочной сферы характеризуется ростом количества разнообразных тематических экспозиций, а также активно идущим процессом реконструкции существующих выставок и музеев. Значительным отличием данного процесса от стандартной музейной реэкспозиции является необходимость полного переосмысления роли информации и ее восприятия в культурном контексте каждого города. Сегодня каждый выставочный фонд ищет адекватные формы интерпретации и представления своих собраний для публики, а также новых методов взаимодействия с аудиторией [10].

Формирование выставки не сводится лишь к модернизации существующей экспозиции за счет привлечения дизайнеров и использования современных технических средств. Ее пространственная организация включает совершенствование всей системы

визуально-вербальных коммуникаций для создания адекватного информационного образа, соответствующего потребностям и запросам индивида. Следовательно, основная тенденция в формировании выставочных экспозиций - это организация такой информационно-экспозиционной среды, цель которой - восприятие экспозиции более индивидуальной и адресной каждому посетителю, интегрировать культурно-научный потенциал выставки с потребностями современного общества.

Список библиографических ссылок

1. Джордж Эдриан. Справочник куратора. М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. 352 с.

2. Литвинов В. В. Практика современной экспозиции. М. : Плакат, 1989. 192 с.

3. Alexander Walter. PALÀON Research and Experience Center Schoningen Spears Opens to the Public // is the premier online publication for competition and event listings in the architecture and design industries «Bustler». URL: http://bustler.net/news/2945/pal-196-on-research-and-experience-center-sch-246-ningen-spears-opens-to-the-public (дата обращения: 11.01.2018).

4. Исследовательский и посетительский центр Palâon // Он-лайн интернет журнал «ARCHI.RU» URL: https://archi.ru/projects/world/8383/issledovatelskii-i-posetitelskii-centr-pal228-on (дата обращения: 11.01.2018).

5. Isabelle Lomholt. Level Green - Exhibition // online architecture resource «e-architect», 2016. URL: https://www.e-architect.co.uk/exhibitions/level-green-exhibition (дата обращения: 11.01.2018).

6. Уилкинсон Филипп. Архитектура. 50 идей, о которых нужно знать. М. : Фантом Пресс, 2017. 208 с.

7. Платонова Т. Л. Чудеса архитектуры. М. : Эксмо, 2014. 208 с.

8. Иванов А. В. Выставка в красном - цифровые технологии DRUPA-2004 // Университетская книга. 2004. № 7. С. 11-13 .

9. Официальный сайт музея Newseum: information about the Newseum. URL: http://www.newseum.org/exhibits/ (дата обращения: 11.01.2018).

10. Добробабенко Е. В., Добробабенко Н. С. Выставка «под ключ». Готовые маркетинговые решения. СПб. : Питер, 2007. 208 с.

Burova Taniana Yurievna

candidate of architecture, associate professor E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Modern trends in the formation of expositions

Abstract

Problem statement. To identify trends in the organization of expositions at the present stage of development spaces, museums, cultural and research centers.

Results. Analysis of the spatial-domain organization of the exhibition allows revealing the overall direction and characteristics of formation of the elements exhibition, reflecting the needs of society in the consumption of this «product» as visual information. The characteristic features of modern expositions organized for the last 15 years. Modern practice of forming the expositions raise a number of components that make up a single system of the exhibition with a unique conceptual and artistic conception.

Conclusions. The significance of the results for architectural design spaces is to define the characteristic features and modern trends in the formation of exhibitions. Of particular importance is a review of modern spatial compositions in the exhibition practice. The concept of «exhibition scenario» helps to create space from formal to conceptual based on art and story. Keywords: exhibition, exhibition space, museum, exhibition scenario, exhibition design.

References

1. George Adrian. Directory of curator. M. : Ad Marginem Press, 2017. 352 p.

2. Litvinov V. V. Practice of modern exposition. M. : Plakat, 1989. 192 p.

3. Alexander Walter. PALÀON Research and Experience Center Schoningen Spears Opens to the Public// is the premier online publication for competition and event listings in the architecture and design industries «Bustler». URL: http://bustler.net/news/2945/pal-196-on-research-and-experience-center-sch-246-ningen-spears-opens-to-the-public (reference date: 11.01.2018).

4. The research and visitor's centre Palâon// Online journal «ARCHI.RU» URL: https://archi.ru/projects/world/8383/issledovatelskii-i-posetitelskii-centr-pal228-on (reference date: 11.01.2018).

5. Isabelle Lomholt. Level Green Exhibition// online architecture resource «e-architect»,

2016. URL: https://www.e-architect.co.uk/exhibitions/level-green-exhibition (reference date: 11.01.2018).

6. Wilkinson Philip. Architecture. 50 ideas you need to know about. M. : The Fantom Press,

2017. 208 p.

7. Platonova T. L. Wonders of architectural. M. : Eksmo, 2014. 208 p.

8. Ivanov A. V. Exhibition in the red - digital technology DRUPA-2004 // University book. 2004. № 7. P. 11-13.

9. Official site of the Newseum Museum: information about the Newseum. URL: http://www.newseum.org/exhibits/ (reference date: 11.01.2018).

10. Dobrobabinko E. V., Dobrobabinko N. S. Exhibition «turnkey». Ready-made marketing solutions. SPb. : Piter, 2007. 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.