Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа при обучении графическому дизайну'

Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа при обучении графическому дизайну Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1788
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / GRAPHIC DESIGN / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ARTISTIC-DESIGN COMPETENCE / ДИЗАЙНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITY / ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ARTISTIC DESIGN / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / COMPUTER GRAPHICS / DESIGN-DESIGN / DESIGN-THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассказов Филипп Дементьевич, Филатова Марина Владимировна

В статье сделан анализ становления графического дизайна России и становление дизайнерских школ. Определено понятие «графического дизайна», который можно рассматривать как средство «визуальной коммуникации» с потребителем. Анализируя различные научные и литературные источники, работы ученых в области графического дизайна, выявлены основные виды графического дизайна игровой, книжно-журнальный, информационный, интерактивный, бренд и фирменный стиль, рекламная продукция, шрифтовой дизайн, веб-дизайн. Раскрыта модель дизайн-проектирования в графическом дизайне, как систематизация дизайнерской деятельности. Описаны этапы дизайн-проектирования, которые включают в себя проблематизацию, идею, воплощение, доказательства и реализацию. Каждые этап дизайнерской деятельности необходим, для полноценного проектирования дизайн-продукта. Реализация дизайн-проектирования сопровождается новыми методы невербального мышления: визуальное мышление, продуктивное мышление, латеральное мышление, параллельное мышление, гештальт-логика, двухполярное мышление и дизайн-мышление. Современный дизайнер отвечает не только за эстетическую часть проектируемого продукта, но и за функциональность и доступность в восприятии визуальной информации потребителем. Соответственно, у студентов необходимо формировать компетенцию в области художественного конструирования (основы композиции, цвета, шрифта), компьютерной графике и программных продуктов (векторный и растровые графические редакторы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DESIGN-DESIGNING IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ART-PROJECT COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

The article analyzes the development of graphic design in Russia and the development of design schools. The concept of «graphic design» is defined, which can be considered as a means of «visual communication» with the consumer. Analyzing various scientific and literary sources, the work of scientists in the field of graphic design, identified the main types of graphic design game, book-magazine, information, interactive, brand and corporate identity, promotional products, font design, web design. The model of design-design in graphic design, as systematization of design activity is revealed. The stages of design-design are described, which include problematization, idea, incarnation, proof and implementation. Every stage of design activity is necessary, for the full design of the design product. The implementation of design-design is accompanied by new methods of non-verbal thinking: visual thinking, productive thinking, lateral thinking, parallel thinking, gestalt-logic, bipolar thinking and design thinking. The modern designer is responsible not only for the aesthetic part of the projected product, but also for functionality and accessibility in the perception of visual information by the consumer. Accordingly, students need to build competence in the field of artistic design (the basis of composition, color, font), computer graphics and software products (vector and raster graphics editors).

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа при обучении графическому дизайну»

Рассказов Филипп Дементьевич, Филатова Марина Владимировна ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ...

педагогические науки

УДК 377.5

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ

© 2017

Рассказов Филипп Дементьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика профессионального образования» Филатова Марина Владимировна, аспирант Сургутский государственный университет (628400, Россия, Сургут, проспект Ленина, дом 1, e-mail: filatova_mv86@mail.ru)

Аннотация. В статье сделан анализ становления графического дизайна России и становление дизайнерских школ. Определено понятие «графического дизайна», который можно рассматривать как средство «визуальной коммуникации» с потребителем. Анализируя различные научные и литературные источники, работы ученых в области графического дизайна, выявлены основные виды графического дизайна - игровой, книжно-журнальный, информационный, интерактивный, бренд и фирменный стиль, рекламная продукция, шрифтовой дизайн, веб-дизайн. Раскрыта модель дизайн-проектирования в графическом дизайне, как систематизация дизайнерской деятельности. Описаны этапы дизайн-проектирования, которые включают в себя проблематизацию, идею, воплощение, доказательства и реализацию. Каждые этап дизайнерской деятельности необходим, для полноценного проектирования дизайн-продукта. Реализация дизайн-проектирования сопровождается новыми методы невербального мышления: визуальное мышление, продуктивное мышление, латеральное мышление, параллельное мышление, гештальт-ло-гика, двухполярное мышление и дизайн-мышление. Современный дизайнер отвечает не только за эстетическую часть проектируемого продукта, но и за функциональность и доступность в восприятии визуальной информации потребителем. Соответственно, у студентов необходимо формировать компетенцию в области художественного конструирования (основы композиции, цвета, шрифта), компьютерной графике и программных продуктов (векторный и растровые графические редакторы).

Ключевые слова: дизайн-проектирование, художественно-проектная компетенция, дизайнерская деятельность, графический дизайн, дизайн-мышление, художественное проектирование, компьютерная графика.

THE ROLE OF DESIGN-DESIGNING IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF ART-PROJECT COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS

© 2017

Rasskazov Filipp Dementyevich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of «Theory and Methods of Professional Education» Filatova Marina Vladimirovna, post-graduate student Surgut State University (628400, Russia, Surgut, Lenina street, 1, e-mail: filatova_mv86@mail.ru)

Abstract. The article analyzes the development of graphic design in Russia and the development of design schools. The concept of «graphic design» is defined, which can be considered as a means of «visual communication» with the consumer. Analyzing various scientific and literary sources, the work of scientists in the field of graphic design, identified the main types of graphic design - game, book-magazine, information, interactive, brand and corporate identity, promotional products, font design, web design. The model of design-design in graphic design, as systematization of design activity is revealed. The stages of design-design are described, which include problematization, idea, incarnation, proof and implementation. Every stage of design activity is necessary, for the full design of the design product. The implementation of design-design is accompanied by new methods of non-verbal thinking: visual thinking, productive thinking, lateral thinking, parallel thinking, gestalt-logic, bipolar thinking and design thinking. The modern designer is responsible not only for the aesthetic part of the projected product, but also for functionality and accessibility in the perception of visual information by the consumer. Accordingly, students need to build competence in the field of artistic design (the basis of composition, color, font), computer graphics and software products (vector and raster graphics editors).

Keywords: design-design, artistic-design competence, design activity, graphic design, design-thinking, artistic design, computer graphics.

Графический дизайн - динамично развивающееся направление в сфере дизайна и визуальных коммуникаций. Развития графического дизайна в России берет начало еще с появления первой газеты Петра I «Ведомости», где зарождались и первые наброски печатной рекламы [1].

В советское время графический дизайн складывался на стыке агитационно-массового искусства, где объектами графического дизайна был плакат, реклама, оформление выставок, театров, революционных праздников, книжная продукция. Позднее, с изменение экономического положения в стране, рост торговых отношений, требовал оформления товаров сбыта, появлялись товарные знаки, этикетки, упаковка и другие элементы визуальной коммуникации.

Появление новых школ дизайна сыграло важнейшую роль в становлении советской художественной культуры, многих прикладных видов искусства и дизайна. Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) готовили первых дипломированных дизайнеров, обучали основами художественных дисциплин, различным видам искусства. ВХУТЕМАС включал специализированные факультеты: архитектурный, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, жи-

вописного и скульптурного. В мастерских закладывался единый фундамент художественных средств формообразования, проектирования и конструирования для «инженеров-художников» [2]. В обучении того времени формировались новые течения, идейными вдохновителями конструктивизма в дизайне и полиграфии был Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий и Александр Родченко, а идеи функционализма и стандартизации Александр Филиппов [1].

Современный графический дизайн охватывает большинство сфер деятельности человека. Рассмотрим разные подходы к понятию «графический дизайн»:

1. Графический дизайн - представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации [3, С.10].

2. Графический дизайн или «коммуникативный дизайн» рассматривается как функциональная сфера дизайна, где проектируются объекты, предназначенные главным образом для передачи сообщений [4, с. 290].

3. Графический дизайн - представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных

педагогические науки

Рассказов Филипп Дементьевич, Филатова Марина Владимировна ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ...

сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации [5].

Основываясь на подходах к определению графического дизайна можно определить его как связующее звено между информаций и потребителем, где задачей дизайнера является формирование визуального восприятия информации.

Анализ работ разных авторов и научной литературы позволил выявить основные виды графического дизайна:

- игровой дизайн (создание концепции игры, персонажей и локаций);

- книжно-журнальный дизайн (верстка и дизайн полиграфических изданий, проектирование стилевого решения, обработка фотографий и рисунков и т.д.);

- информационный дизайн (стенд, афиша, пригласительный; внутренний документооборот предприятия; указатели и организация среды для ориентации в пространстве);

- интерактивный дизайн (инсталляции, смарт-устройства, цифровые платформы, мобильные приложения, интерактивные выставочные пространства);

- бренд и фирменный стиль (товарный знак, логотип, фирменных цвета, шрифты, корпоративный герой и т.д.);

- рекламная продукция (печатная и наружная, рекламные сувениры, рекламные мероприятия, табло, вывески, афиши, упаковка);

- шрифтовой дизайн (разработка авторского шрифта, монограмм, шрифтовых композиций);

- веб-дизайн (проектирование веб-сайтов, вебстраниц).

Продукты графического дизайна должны обладать функциональными и эстетическими свойствами.

Процесс дизайн-проектирования в контексте формирования художественно-проектной компетенции студентов при обучении графическому дизайну играет роль алгоритмизации действий при создании дизайн-продуктов. Анализ разных подходов в дизайн-проектировании позволил представить этот процесс в виде схемы (рисунок 1) [6,7].

Рисунок 1 - Модель дизайн-проектирования в графическом дизайне

В процессе формирования представления будущей дизайнерской деятельности студентов важно заложить понятие дизайн-проектирования и его принципов. Алгоритм дизайн-проектирования можно представить в виде последовательных этопов:

1. Проблематизация. Анализ и осознание проблемы, дизайнерской задачи. На данном этапе происходит сбор информации о подобных объектах дизайна, их качествах и достоинствах, положении на рынке и т. д. На основе полученной информации формируется перечень (пакет) качеств, которыми должна обладать проектируемый объект.

2. Идея. Определение дизайн-концепции разрабатываемого объекта. Изучение и анализ аналогов дизайн-продукта, современных тенденций, дизайнерских подходов и поиск оптимального решения задачи. Представление о будущем продукте._

3. Воплощение. Пользуясь предварительной информацией, дизайнер занимается поиском образа. Процесс создания эскизов различных вариантов представления объекта: определение цветового, композиционного решения, стилистики. После отбора подходящего варианта продукта подоговка технического дизайн-проекта. Технический макет выполняется при помощи компьютерной графики (в графических редакторах). При этом могут вноситься некоторые изменения и в проектируемый объект.

4. Доказательства. Оценка результата, его представление. На этом этапе согласовывают все изменения, уточняют цвета, формы, шрифт и т.д. которые будут содержаться в дизайн-объекте.

5. Реализация. Доведение дизайн-проекта до стадии выпуска продукта.

Реализация этапов дизайн-проектирования сопровождается новыми способами мышления, открывая новые возможности поиска неординарных идей и открытий. Это методы невербального мышления: визуальное мышление, продуктивное мышление, латеральное мышление, параллельное мышление, гештальт-логика, двух-полярное мышление и дизайн-мышление.

Для создания качественного дизайн-проекта, обладающего эстетическими, функциональными и гармоничными свойствами, дизайнеру необходимо знать и учитывать принципы и методы художественного конструирования: знание основ и приемов композиции, основы цвета и его применение, типологию шрифта и его значение в дизайне.

Современные требования производства в области графического дизайна говорят о необходимой компетентности дизайнера в компьютерной графике и программных продуктов. Воплощение технического дизайн-проекта происходит с помощью графических редакторов, векторной и растровой графики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учеб. пособие /А. Н. Лаврентьев. М. : Гардарики, 2007. 303 с. : ил.

2. Михайлов, С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. для вузов. - 2-е изд. исправл. и дополн. Москва: «Союз дизайнеров России», 2002. - 270 с., ил.

3. Курушин, В. Д. Графический дизайн и реклама / В. Д. Курушин. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 272 с.

4. Полеухин Алексей Александрович. Развитие коммуникативного дизайна // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №115

5. Постников Н.О. Графический дизайн в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников среднего и старшего подросткового возраста на уроках изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.О. Постников. - М., 1995. - 244 с.

6. Михеева М.М. Введение в дизайн-проектирование: по курсу « Введение в профессию» М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013 г.- 49 с.

7. Сошнев Н. Н. Некоторые особенности методики преподавания дисциплины «Графический дизайн упаковки» на отделении «Графический дизайн» ХГФ ОГУ // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. №1 С.306-308.

8. Насырова, Э. Ф. Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих учителей технологии при модульном обучении // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). - 2012. - № 1 (09).

9. Рассказов, Ф. Д. Гуманитарная подготовка - основа формирования мировоззрения личности / Ф. Д. Рассказов // Актуальные проблемы современной педагогики: сборник научных статей. - Шадринск: Шадринский гос. пед. институт, 2001. - С. 16-33.

Статья поступила в редакцию 13.05.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.