Лебедев Никита Игоревич,
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, преподаватель кафедры, магистр дизайна, аспирант, [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Аннотация
В статье рассматриваются остро стоящие на сегодняшний день проблемы обучения профессии промышленного дизайнера, решение которых напрямую связано, с одной стороны, с пониманием и осмыслением сути профессии, с другой - с приближением дизайн-образования к нуждам реального производства в соответствии с современными требованиями. Ключевые слова:
промышленный дизайн; дизайн-образование; проектирование; опыт пользовательского взаимодействия.
Взятый в ходе последних лет страной курс на инновации предполагает развитие промышленного дизайна как одного из значимых элементов «инновационной системы, обеспечивающей ускорение развития промышленности» [2]. Соответственно, подготовка квалифицированных специалистов по данному направлению является стратегически важной областью реализации данного курса.
В то же время на сегодняшний день в стране сложилась парадоксальная ситуация, которая заключается в отсутствии профессиональной востребованности выпускников данной специальности при, казалось бы, очевидной нужде в подобных специалистах.
Основываясь на суммарном опыте обучения и преподавания на соответствующей кафедре СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, появилась возможность выявить и проанализировать проблемы высшего образования в сфере промышленного дизайна, ставшие причиной подобной ситуации, и наметить пути решений.
Но начинать подобный разговор следует с определения места промышленного дизайнера в современном мире, с конкретизации выполняемых им функций, с уточнения понятия «промышленный дизайн».
Промышленный дизайнер - кто это?
Говоря об образовании в сфере промышленного дизайна, нельзя не коснуться вопросов о концептуализации понятия «промышленный дизайн», о формулировании его целей и задач, о принадлежности его к той или иной сфере человеческой деятельности, поскольку содержание обучения данной профессии оказывается напрямую на них завязанным.
Определяя промышленный дизайн исключительно как род художественной деятельности, а промышленного дизайнера - как в первую очередь художника, есть опасность свести его работу к «наведению лоска» на создаваемые другими специалистами объекты.
В настоящее время художественная составляющая является несомненно важной, но далеко не единственной компонентой профессии -дизайн, в том числе промышленный, скорее, можно определить как дисциплину на стыке различных сфер знания и областей человеческой деятельности. Таким образом, приобщение к тем и другим является для дизайнера насущной необходимостью - иначе эффективное функционирование в профессии оказывается невозможным.
В одном из интервью бывший вице-президент Apple и основатель одной из ведущих компаний в области дизайна Nielsen Norman Group, профессор Калифорнийского университета Дональд Норман комментирует популярный сегодня термин UX - User Experience [8], который часто переводят на русский язык как «пользовательский опыт», хотя правильнее было бы переводить его как «опыт пользовательского взаимодействия». Сегодня данный термин прочно закрепился в сфере веб-дизайна, однако Норман говорит о том, что первоначальное его значение было гораздо шире. Опыт взаимодействия предполагает включение в себя всех циклов взаимодействия с продуктом на всех стадиях пользования и в конечном итоге реализуется в способе взаимодействия человека с миром: «Это то, что мы имели в виду, когда разрабатывали термин «пользовательское взаимодействие», и учредили то, что мы называли «офис архитектуры пользовательского взаимодействия» в «Apple», чтобы попытаться улучшить вещи» [8].
Опасной для профессии тенденцией оказывается присутствие в сегодняшнем обществе искаженных представлений о промышленном дизайне. С.П. Хельмянов пишет: «Часто сталкиваюсь с таким представлением промышленности о дизайне: ну вот мы делаем, производим продукт, но он какой-то кондовый. Пусть дизайнер красиво нарисует и сделает из этого конфетку. И сами промышленники не понимают, что в данном случае говорят о совсем другой профессии, диаметрально противоположной сути промышленного дизайна» [7]. С сожалением приходится констатировать, что подобные представления порой, как вирус, проникают и в профессиональную академическую среду.
Таким образом, чтобы ответить на вопрос, как должно быть выстроено сегодняшнее образование в сфере промышленного дизайна, следует определить роль промышленного дизайнера в наши дни.
Согласно существующим на сегодняшний день представлениям, промышленный дизайнер чаще всего представляется тем, кто на заключительном этапе придает некоему объекту окончательную форму, «облагораживает» его. В то же время более глубокое видение профессии предполагает иное понимание: дизайнер в качестве адвоката потребителя участвует в создании продукта на всех стадиях разработки и производства, задавая проекту необходимое направление, проектирует связи и встраивает объект в существующий контекст, предусматривая все возможные аспекты его взаимодействия с человеком. Промышленный дизайнер - прежде всего тот, кто проектирует среду человеческого обитания, которая будет определять ход жизни человека.
Проблемы дизайн-образования в современной России и не только
Некоторое время назад в качестве абитуриента кафедры промышленного дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица автору не раз приходилось сталкиваться с «доброжелателями», говорившими о будущей профессиональной невостребованности человека, избравшего своей специальностью именно это направление. Случалось слышать буквально следующее: «Отучишься на «проме», а заниматься будешь интерьером или графикой - как все».
Конечно, и сегодня не все так просто. Однако, зайдя на сайты ведущих студий промышленного дизайна (таких как «Студия Артемия Лебедева», «Karfidov Lab», «Forma» и др.), в разделе «Вакансии» можно обнаружить открытую вакансию промышленного дизайнера.
В то же время каждый год только в Москве и Санкт-Петербурге таких специалистов выпускают, по крайней мере, семь кафедр промышленного дизайна крупнейших вузов, таких как СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, СПбПУ Петра Великого, СПбУТД, БВШД - Британская школа дизайна, МГХПА им. С.Г. Строганова, «Московский Политех» МАМИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана; если добавить к ним крупные региональные вузы, такие как УралГАХА, картина окажется еще более впечатляющей.
Приходится с горечью говорить о массовом характере «постдипломной профессиональной переориентации» получивших данную специальность выпускников.
Только один показательный факт: из двенадцати выпускавшихся вместе с автором человек в специальности остался только один. Остальные выпускники кафедры промышленного дизайна работают фотографами, дизайнерами интерьера, веб-дизайнерами, графическими дизайнерами, экономистами и т.д.
На вопрос о том, почему выпускники не остаются в профессии, ответов может быть множество, и один из них определенно неутешителен: выпускники не остаются в профессии, так как они к ней не готовы, потому что не получили в процессе учебы достаточных навыков для эффективного в ней функционирования в соответствии с реалиями сегодняшнего дня -система ее преподавания слишком далека от современных требований.
Неготовность к работе в условиях реального производства - то, с чем пришлось столкнуться на собственном опыте в ходе зарубежной стажировки в производственной компании «BiSS» (Бангалор, Индия). На момент начала работы в «BiSS» за плечами уже имелось три с половиной года обучения по программе бакалавриата на кафедре промышленного дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица - практически готовые специалисты. Тем не менее по приезде стажеры, одним из которых был автор данной работы, оказались перед необходимостью собственными силами восполнять пробелы в своем профессиональном образовании. В частности, среди вышеупомянутых «пробелов» следует отметить недостаточное знакомство с профессиональным программным обеспечением; неготовность учитывать точные размеры
деталей, материалы, методы производства и в первую очередь -экономическую составляющую. Что неудивительно, так как академическая подготовка студентов проходила вдали от производственных нужд.
Вхождение в такую специальность, как промышленный дизайн, невозможно без ориентации на производственную деятельность, без тщательной к ней подготовки, без выполнения в ходе обучения реальных проектов.
Это совершенно очевидно, если рассматривать промышленный дизайн как «тот самый продукт, который производит промышленность, а не его оформление», как «междисциплинарные связи внутри проектного процесса», как «механизмы ответа на запросы потребителя, пользователя» [7].
Как пишет С.П. Хельмянов: «Существует расхожее заблуждение, что дизайн - это «красота». Это совсем не так. Первейшая задача промышленного дизайна - формирование потребительских свойств продукта. И здесь эстетика и внешний вид - важная, но не ключевая и даже не первостепенная позиция... Дизайн - такая же неотъемлемая часть промышленного производства, как и технологии, логистика, продажи, продвижение, реклама и т. п. Ведущие компании владеют этим инструментом виртуозно, но часто наша промышленность считает дизайн избыточным бантиком на упаковке» [7].
Хочется заметить, что на учрежденной известным дизайнером И.А. Ваксом кафедре промышленного искусства, ставшей впоследствии кафедрой промышленного дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, в период ее основания и становления система обучения мыслилась как ориентированная на реальную работу с производством, на решение проблем, стоящих здесь и сейчас, - и первые выпускники кафедры были буквально нарасхват [4].
В сторону связи с производством и решения конкретных проблем обращено большинство европейских школ дизайна. Здесь нельзя не вспомнить знаменитую Ульмскую школу, чей ректор Томас Мальдонадо считал, что «новая профессия дизайнера будет эффективной только тогда, когда последний перестанет быть просто художником, чуждым промышленности по духу и методам своей работы». По мнению Мальдонадо, дизайнер должен «перестать создавать формы, подсказанные только здравым смыслом, талантом или воображением, и непосредственно должен участвовать в процессе промышленного производства, основываясь при этом на широких научных знаниях» [1].
Как пишет Н.И. Дружкова: «Важным нововведением являлось то, что на базе Ульмского училища было открыто два проектно-конструкторских института: Институт художественного конструирования и Институт индустриальных методов строительства. Так школа объединила в себе два научно-исследовательских центра, реализовав мечту Гропиуса и Майера о сочетании учебной и исследовательской работы. Каждый из институтов включал рабочие группы, руководимые профессорами училища. В рамках этих групп осуществлялись художественно-конструкторские и исследовательские работы по заказам промышленных фирм и различных
организаций, что позволяло не только поддерживать постоянную связь с промышленностью, но и оказывать определенное влияние на ее развитие, определяя визуальный облик промышленных товаров» [1].
Сегодня в университете Лидса (Великобритания) в программу обучения промышленному дизайну в обязательном порядке входит работа в дизайн-студии, изучение основ механики, электроники, материаловедения [3], в Academia Italiana студенты и преподаватели участвуют в совместных с известными дизайн-студиями проектах [3].
Правда, оборотной стороной медали иногда является недостаточное присутствие в программах таких школ художественных дисциплин, что в конечном итоге обедняет проектный инструментарий дизайнера.
Никакие компьютерные технологии не заменят умения мыслить и, главное, быстро и грамотно выражать свои мысли в графической форме. В ходе работы над проектом делаются десятки, сотни, тысячи эскизов-скетчей порой в присутствии заказчика, и не владеющий техникой рисунка, привязанный к гаджету дизайнер в такой ситуации подобен инвалиду на костылях.
В то же время можно сказать, что подготовка дизайнера в области изобразительного искусства соответствует общей физической подготовке спортсмена: она необходима, но ее одной еще недостаточно для деятельности в рамках специальности, скорее, ее следует считать обязательной базой для дальнейшего овладения узкопрофессиональными компетенциями.
Опыт преподавания в сфере дизайна: проблемы, вопросы, решения
Маркус Энгман, главный дизайнер «Ikea», в одном из интервью сказал о том, что порядка 70% времени у работающего в «Ikea» дизайнера уходит на то, чтобы перестать мыслить шаблонно, и лишь 30% - на собственно проектирование.
Важным моментом в специфике профессии является отсутствие жестко предписанных стереотипных приемов. Более того, именно они и являются тем, что вредит дизайну.
Таким образом, важным аспектом профессионального обучения дизайнера является работа на раскрытие творческого потенциала студента, создание той особой, способствующей творческой свободе обстановки, которая, кроме прочего, позволила бы с первых дней ощутить себя «внутри» профессии, почувствовать себя не дилетантом, а «профессионалом с маленьким стажем». Важную роль в этом процессе играют различные мероприятия за рамками учебных часов: встречи с яркими представителями профессии, участие в профессиональных конкурсах и пр. Надо сказать, что в последнее время на кафедре промышленного дизайна СПбГХПА им. А.Л. Штиглица постоянно происходят такого рода события.
Думается, в силу специфики профессии немаловажную роль здесь играет и возможность неформального, «неакадемического» общения между наставником и учащимся, принятого во многих европейских профильных школах. Главная задача - дать не готовый рецепт, а импульс к самостоятельному мышлению.
Выпускница одной из авторитетных европейских школ дизайна -Университета Аалто (Хельсинки, Финляндия) делится впечатлениями: «В моем российском опыте преподаватели - это люди за закрытыми дверями,
которые боятся потерять свои позиции и отрабатывают часто очень устаревшую программу годами, считая, что студентов надо задавить своим авторитетным положением. В Финляндии же преподаватель - это наставник, который тебе задает правильные вопросы и дает тебе свободу найти свои ответы (а не выполнить задание так, как он этого хочет). Это отражается даже в интерьере: все внутренние стены университета стеклянные. Ты видишь декана каждый день в его стеклянном кабинете при входе на этаж, и это сильно мотивирует и поддерживает ощущение открытости к общению всех участников процесса обучения» [9].
Другим немаловажным фактором, который необходимо учитывать при выстраивании образовательного процесса в области промышленного дизайна, является постоянное изменение набора профессиональных инструментов - год от года появляются новые материалы, технологии, компьютерные программы; таким образом, необходима определенная гибкость учебного процесса, которая бы позволила быстро на эти изменения реагировать. В ходе обучения студент должен получить тот набор знаний и навыков, который даст возможность вести профессиональную деятельность сразу по получении диплома, без необходимости доучиваться и переучиваться вне вузовских стен.
Изложенные выше размышления - результат анализа собственного опыта обучения вкупе с опытом преподавания на кафедре промышленного дизайна в качестве куратора третьего курса бакалавриата.
Первое, с чем пришлось столкнуться, - с тем же извращенным представлением о промышленном дизайне у студентов. Большинство из них полагало, что дизайн - тот самый «бантик на упаковке», о котором говорилось выше, то есть дизайн - это ярко, привлекательно, и не более того.
Искаженное представление о профессии часто становится причиной низкой профессиональной мотивации студентов, несерьезного к ней отношения.
Первым заданием стало составление портфолио. Третий курс -преддипломный, его цель - обобщить и систематизировать полученные знания и навыки, чтобы на профессиональном уровне сделать дипломный проект и затем пойти работать по специальности. Студент третьего курса -почти специалист, и его портфолио должно выглядеть так, чтобы его можно было предъявить потенциальному работодателю. Однако, выполняя один проект в семестр в соответствии с академической программой, по которой из года в год академия готовит промышленных дизайнеров, к третьему курсу студент имеет в портфолио четыре проекта, из которых один - первый проект первого курса (так называемый биоаналог) является только учебным заданием и работодателю неинтересен. То есть в сверстанных портфолио было по три-четыре проекта, но для без пяти минут профессионала - это катастрофически недостаточно. Мало проектов - мало практики, а научиться проектировать, не проектируя, невозможно.
Таким образом, задача состояла в следующем: в течение третьего курса собрать достаточные для устройства на работу по специальности портфолио, ознакомиться с основными необходимыми для промышленного дизайнера
компетенциями, включая историю и теорию промышленного дизайна, а также освоение профессионального инструментария - цифрового и ручного, для чего были организованы проходящие в дискуссионной форме факультативные семинарские занятия, посвященные обсуждению теоретических вопросов, изучению специальных программ и пр. При этом, думается, цель подобных занятий состоит не только в овладении теми или иными знаниями: здесь важно еще и другое. Важно, чтобы студент ощущал себя «внутри» профессии, осознавая, что профессия промышленного дизайнера - это не то, что появится у него после получения диплома, это то, что есть уже сейчас.
Еще одним новшеством было включение в программу занятий по спецрисунку практики «блиц-скетчинга»: в ходе занятий в зависимости от поставленной задачи ограничивается отведенное на один скетч время - в некоторых случаях - до одной минуты, что позволяет добиться нужной степени концентрации на решении конкретной задачи. При этом некоторые задания преподаватель выполняет наравне со студентами, после чего организуется обязательное совместное обсуждение всех работ - подобные мероприятия способствуют вырабатыванию у студентов необходимых для дизайнера коммуникативных навыков, навыков командной работы, помогают сформировать чувство включенности в профессию.
Важным проектом первого семестра стало участие студентов в Международном форуме промышленного дизайна «PUSHKA», который проходил 22 ноября 2017 года в Москве и был посвящен теме «Кухня будущего». Подготовка проходила в сжатые сроки: за один месяц необходимо было разработать полноценный проект, включающий в себя плакат, макет и анимационный ролик. Обычно на такую работу отводится семестр, и, надо сказать, что практикуемый ранее «блиц-скетчинг» в данном случае сыграл положительную роль.
При проведении предпроектного исследования изучались существующие на сегодняшний день тенденции, инновационные технологии, и затем, основываясь на них, студенты пытались спрогнозировать, как будет выстроен человеческий мир через десять лет, о чем люди будут думать, каковы будут их желания и потребности.
Результатом работы стала высокая оценка студенческих проектов на форуме «PUSHKA» - два первых, одно второе и одно третье место в различных номинациях:
«Переносной фильтр для воды» - I место в номинации «Инновационное оборудование для кухни», дизайнер Анастасия Первушкина;
«Унифицированная электростатическая вытяжка нового поколения» -I место в номинации «Кухонная вытяжка будущего», дизайнер Марат Улул Жоомарт;
«Компактные кухонные принадлежности» - II место в номинации «Инновационное оборудование для кухни», дизайнер Мария Коваленко;
«Кухонная вытяжка с цепью жироулавливателей» - III место в номинации «Кухонная вытяжка будущего», дизайнер Диана Ушакова.
Вторым заданием стала подготовка к международному конкурсу «BraunPrize 2018», проводимом компанией «Braun». Параллельно ему в программу включен ряд «блиц-проектов», на каждый из которых отводится не более недели - таким образом, учебное проектирование приближается к реальной работе в дизайн-студии, где дизайнер всегда работает в режиме многозадачности и ограничен жесткими временными рамками. В результате идет наполнение портфолио проектами, а студенты набираются опыта, пробуя себя в разных областях промышленного дизайна.
При проведении исследований практикуется совместная «полевая» работа. Так, в ходе подготовки к форуму «PUSHKA» одно из занятий проходило в галерее «Bulthaup» среди «культовых» предметов дизайна, были занятия в салонах бытовой техники, спортивного инвентаря. Такого рода «полевые» исследования представляют собой простой и эффективный способ изучить большое количество элементов предметного окружения человека, что, без сомнения, необходимо специалисту, который в будущем будет заниматься проектированием подобных объектов.
И в заключение: еще раз о «бантиках на упаковке»
Таким образом, для получивших специальность промышленного дизайнера выпускников остро стоят проблемы профессиональной невостребованности и массового ухода из профессии. Данные проблемы связаны, с одной стороны, с неготовностью выпускников к ведению профессиональной деятельности вследствие неадаптированности учебных программ к реалиям сегодняшнего дня и с укоренившимися в обществе и отчасти в профессиональной среде искаженными представлениями о промышленном дизайне - с другой.
Бессмысленно говорить об образовании в области промышленного дизайна без понимания того, что представляет собой данная сфера деятельности, особенно сегодня, в период размывания границ профессии, когда дизайном называют любую направленную на «украшение» деятельность, подменяя проектирование «завязыванием бантиков».
В своей книге «Дизайн для реального мира» американский промышленный дизайнер, антрополог, философ и теоретик дизайна Виктор Папанек дает определение дизайна, согласно которому: «Дизайн - это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка» [6]. Одна из главных решаемых дизайнером задач заключается в упорядочивании окружающего человека предметного мира путем создания безопасного, удобного, функционального предметного окружения. При этом проектируется не предмет, но опыт пользовательского взаимодействия с ним на всех этапах пользования и в конечном итоге способ взаимодействия человека с миром.
Осуществление проектирования на таком уровне требует овладения широким кругом профессиональных компетенций в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, которое необходимо осуществлять в вузовских стенах. Подготовка специалиста предполагает обретение углубленного понимания сути профессии и одновременно максимальную адаптацию учебного процесса к предъявляемым современностью требованиям.
В настоящий момент учебный процесс зачастую строится без учета нужд индустрии. Необходимо приблизить проектную деятельность студентов к реальной работе в дизайн-студии или на производстве, включая инструменты, постановку задач, темп и алгоритм действий.
Метод проектной работы промышленного дизайнера не является застывшей структурой, он постоянно эволюционирует: специфика профессии предполагает постоянное обновление и модификацию проектного инструментария в связи с развитием науки и техники. Таким образом, необходима определенная гибкость учебного процесса, позволяющая своевременно реагировать на изменения.
И, наконец, крайне важно включение студента с самого начала в жизнь профессионального сообщества.
Хочется еще раз подчеркнуть: образование в сфере дизайна - это не набор приемов, проектную деятельность дизайнера невозможно втиснуть в схему «алгоритм - результат». Его суть, скорее, можно определить как последовательное формирование определенного способа мышления.
Литература
1. Дружкова Н.И. Высшая школа формообразования в Ульме (19531968) [Электронный ресурс] // Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования: [сайт]. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vysshaya-shkola-formoobrazovaniya -v-ulme-1953-1968 (дата обращения: 04.05.2018).
2. Задесенец Е.Е., Сергеева Г.К. Инновации и промышленный дизайн [Электронный ресурс] // Дизайн-ревю: [сайт]. URL: http://design-review.net/index.php?show=article&id=172&year=2006&number=3 (дата обращения: 07.05.2018).
3. Ковешникова Е.Н., Ковешникова Н.А. Модели дизайн-образования: зарубежный опыт // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №4-2. С. 117-125.
4. Мирзоян С.В. Становление и развитие Санкт-Петербургской школы промышленного дизайна: конец XIX - начало XXI вв.: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.06. СПб.: 2017. 51 с.
5. Норман Дональд А. Дизайн привычных вещей. М.: Вильямс, 2006.
384 с.
6. Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2008. 416 с.
7. Промышленный дизайн не бантик на упаковке [Электронный ресурс] // ЦНТИ Прогресс: [сайт]. URL: http://www.cntiprogress.ru/ eventnews/32095.aspx (дата обращения: 02.05.2018).
8. Термин UX [Электронный ресурс] // UX Conference NNgroup: [сайт]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=9BdtGjoIN4E (дата обращения: 02.05.2018).
9. Чему не учат в России: дизайн [Электронный ресурс] // Финские страницы на Фонтанке.Ру: [сайт]. URL: http://fontanka.fi/articles/17598/ (дата обращения: 04.05.2018).
Lebedev Nikita Igorevich,
The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design,
the Teacher of the Chair, the Master of Design, the Postgraduate student,
ACTUAL PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION IN INDUSTRIAL DESIGN: FROM THE INSIDE OUT
Annotation
The article deals with today's most pressing problems of the industrial design higher education, whose resolution is directly linked, on the one hand - with understanding and conceptualization of the profession, on the other - with linking the design-education with the production necessities in accordance with modern requirements. Keywords:
industrial design; design-education; projecting; user interaction experience.