5. Джамбеков Ш.А. Нохчийн фольклор. Грозный, 1990.
6. Ингушский фольклор. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959; Т. 1.
7. Сухомлинский В.А. К вопросу об организации школ-интернатов. Советская педагогика. 1988; № 12: 44 - 56.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
9. Брунер Дж. Культура образования. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1996: 44 - 65. References
1. Arsaliev Sh.M.-H. 'Etnopedagogicheskoe nasledie chechencev. Moskva, 1998.
2. Hataev E.E. Narodnaya pedagogika Severnogo Kavkaza. Moskva, 1993.
3. 'Ehaeva R.M. Ideiiopytnravstvennogo vospitaniya vchechenskojnarodnojpedagogike. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
4. Chechenskij fol'klor. Groznyj, 1990.
5. Dzhambekov Sh.A. Nohchijn fol'klor. Groznyj, 1990.
6. Ingushskij fol'klor. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1959; T. 1.
7. Suhomlinskij V.A. K voprosu ob organizacii shkol-internatov. Sovetskaya pedagogika. 1988; № 12: 44 - 56.
8. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.
9. Bruner Dzh. Kultura obrazovaniya. Kembridzh, Massachusets: Izdatel'stvo Garvardskogo universiteta, 1996: 44 - 65.
Статья поступила в редакцию 02.03.20
УДК 378
Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Personality Psychology and Special Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. andN.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova Ye.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages for Professional Communication, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO EDUCATIONAL PRACTICES IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL SPACE. In the article, the authors postulate that digital space involves the transformation of educational paradigms, as well as basic skills, learning technologies and information sources. The problem of the possibilities of forming an information and communication culture of youth as an adaptive means for successful socialization is analyzed not only in socio-cultural, but also in cyberspace. The main task is to analyze the educational practices of modern higher education in a digital educational environment and information cyberspace in the Russian Federation, ways of presenting information for the development of sanogenic thinking, protected morality, sociocultural tolerance, constructive design, creative development and transformation of vital space.
Key words: educational practices, digital space, modernization of education, digital generation.
Л.К. Фортова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
А.М. Юдина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
Е.Н. Романова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
В данной статье авторы постулируют, что цифровое пространство предполагает трансформацию образовательных парадигм, а также базовых навыков, технологий обучения и источников информации. Анализируется проблема возможностей формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи как адаптивного средства для успешной социализации не только в социокультурном, но и в киберпространстве. Основной задачей выступает анализ образовательных практик современной высшей школы в условиях цифровой образовательной среды и информационного киберпространства в Российской Федерации, способы подачи информации для развития саногенного мышления, защищенной нравственности, социокультурной толерантности, конструктивного проектного, креативного освоения и преобразования витального пространства.
Ключевые слова: образовательные практики, цифровое пространство, модернизация образования, цифровое поколение.
В современных реалиях все большее развитие получает цифровое пространство, а детей, родившихся после 1982 года, стали называть «цифровыми», «сетевыми», «Интернет-поколением» [1].
Нельзя не согласиться с исследователем Б. Дендевым в том, что представители цифрового поколения - абсолютные противоположности предшествующим стратам, поскольку для сетевых групп основополагающие ценности - скорость и оперативность [2].
Интересна концепция М. Пренски, который ввел категорию «цифровые иммигранты», характеризующую людей, родившихся раньше цифровой эпохи, но перенявших от нее многие традиции. Их отличие от цифровых страт в том, что они вынуждены адаптироваться ко всему новому, давно известному, Интернет-группам [3].
Большая дифференциация идет и в образовательных практиках, поскольку педагоги, не относящиеся к цифровому пространству, взаимодействуют с Интернет-стратами. Большинство педагогов не готовы принять новые образовательные технологии и по-прежнему продолжают обучать на «доцифровом языке». Что же является базовой образовательной практикой? Прежде всего, письменность и книжная культура, требующие от школьников овладения грамотностью. Совершенно очевидно, что ни обучающийся, ни педагог, не умеющие читать, писать не станут успешными и в полной мере социализированными членами общества. Можно постулировать, что форма совместного чтения выступает начальным видом деятельности в образовательном процессе.
Для получения информации, как в книжном, так и в цифровом мире индивид должен стать частью культуры чтения. К сожалению, эта позиция сегодня крайне слаба, поскольку современные методы получения информации не связаны с чтением, электронные книги все больше вытесняют бумажные, а информационно-коммуникационные технологии - традиционные.
Модернизации в сфере образования инициируют формирование новой образовательной среды, не предполагающей традиционные отечественные технологии [4].
Исследователь М. Фуко в своих работах отмечал, что большинство педагогов - достаточно консервативная социальная группа, сопротивляющаяся различным инновациям, поскольку отрабатывает доцифровой потенциал.
Е.Н. Шапинская констатирует, что в современных реалиях образовательные стратегии и тактики сопротивления, формируемые новым поколением, не совпадают с традиционными технологиями [5].
Сегодня нельзя не заметить, что коммуникативная сфера почти полностью перешла в ареал Интернета. Г. Почепцов отмечает, что и жизнь оказывает влияние на медиа, но и медиа отражаются на социальной действительности [6].
Человек «посткультуры» абсолютно индифферентно воспринимает все образцы и правила, предписанные традиционным образованием, и с легкостью отторгает правила, указанные в учебных программах. Исследователи М. Мдивани, Л. Симонова, Ш. Хисамбеев, отмечают, что цифровое пространство актуали-
зирует активность индивида, которая, в свою очередь, инициирует продуктивные действия, приводящие к получению нового результата.
Цифровизация социокультурной среды и общественных институтов приводит к необходимости конструктивной реакции на новые вызовы, к которым мы можем отнести появившееся клиповое мышление, выход несовершеннолетних в среду ^адгат, транслирующих через него свои актуальные для них ценности и смыслы. Часто такие паблики становятся даже более популярными, чем, если бы они создавались профессионалами. Примером такой деятельности в Интернет-среде является борьба за экологическую культуру в ущерб образованию Греты Тунберг, лозунги, не имеющие никакой научной глубины, опирающиеся на эмоциональное, фрагментарное понимание сиюминутных, попавших в поле зрения вопросов. При этом мы видим, что несовершеннолетние, вступающие в аналогичную борьбу, сразу попадают в двойственную ситуацию, с одной стороны, они, сближенные флэш-мобами и идеей, но, с другой стороны, разобщенные, одинокие, не желающие применять проектную, преобразующую среду деятельность. Если бы все протестующие взялись за серьезное осмысление вопросов, связанных с проектированием информации в цифровом пространстве, а позднее и в природной среде, то мы бы действительно могли надеяться на качественные сдвиги в экологической ситуации. Возникает вопрос: почему кичевый авангард протестующих детей, взрослых находит такой отклик в киберинформационном пространстве?
Ответ находится достаточно быстро. Эмоциональное объединение протестующих из виртуальной толпы в квазигруппу уже происходит посредством переноса реальной группы в информационное пространство. В таком структурно-информационном образовании также обезличиваются ее участники, становятся легко внушаемыми, беззащитными. Таким образом, выкрики, краткие комментарии объединяют, делают сопричастными, собирают большие рейтинги и просмотры. Мы разделяем мнение исследователя Федорченко С.Н., что виртуальная толпа приобретает и новые черты: анонимность, абсурдность, мгновенную реакцию, стихийность, отсутствие внутреннего и внешнего контроля, неподвластность ни одной из 4 системы властей, включая СМИ [7].
В то же время ученые, работающие над аналогичными проектами, которые так волнуют нашу молодежь, не транслируют привлекающие внимание посты для широкой общественности, общаясь в узких профессиональных кругах.
Низкая полярность таких сетей должна быть пересмотрена, как и возможность прямых включений всех научных мероприятий, показывающих научные предложения, ведущие проекты, которые призваны качественным образом изменить жизнь граждан Российской Федерации, а заодно познакомить с серьёзными исследовательскими командами, в работу которых можно включиться, достигнув определенного образовательного уровня.
Таким образом, необходимо выделить ресурс, который помог бы фундаментальный мир и мир обывательский привести к некоторой гармонии как в социокультурной среде, так и в киберсреде цифрового мира. Формирование информационно-коммуникативной культуры выступает объективным средством для адаптации и конструктивного использования киберсреды в цифровом пространстве.
Нам видится, что для преодоления последствий данного кризиса в области информационно-коммуникативной культуры студента в высшей школе необходимо разработать систему целенаправленных действий, начиная с государственных мер по повышению социального статуса преподавателя высшей школы и разработкой концепций специальных методик по формированию информационно-коммуникативной культуры студента.
Несомненный интерес вызывает психолого-педагогическое осмысление образовательных практик в контексте формирования информационно-коммуникативной культуры, которую мы понимаем как динамичный элемент, представляющий собой деятельностную среду, в рамках которой возможны дифференциации, изменения. Важным ее параметром мы определили соблюдение социокультурного контекста в киберпространстве, важного для студентов высшей школы [8].
Таким образом, современные образовательные практики нуждаются в их педагогическом осмыслении и сопровождении. Повышение интерактивной доли занятий и снижение самостоятельной работы в учебных планах и примерных
Библиографический список
образовательных стандартах может видоизмениться посредством включения большего количества часов на выездную практическую работу между студентами разных вузов.
Мы поднимаем вопрос не о создании сетевого вуза, не о создании мало-управляемой студенческой сети в киберсреде информационного пространства, но о повышении доли контактных проектно-ориентированных практик с целью обмена опытом с профессионалами своего дела у студенческой молодежи и визуализации сильных сторон своей выбранной профессии, ее практических составляющих.
Отдельно отмечаем важность включения педагогических, философских дисциплин в образовательные стандарты всех направлений и специальностей. Современные студенты сегодня, оформляя свои научные исследования, затрудняются в точном понимании категорий экзистенциального характера, не акцентируют внимание на сиюминутности социокультурного бытия, отдавая больше своего внимания киберсреде, в которой нет определенного времени, но есть большое количество условий неопределённостей, исключений. Таким образом, практико-ориентированные проекты, носящие преимущественно прикладное значение, невозможны без серьёзной базы фундаментальных научных постулатов, ориентированных на выявление сложных логических систем, моделирование, целенаправленное проектирование, которые могут принести в прикладные направления неожиданные позитивные изменения.
Образовательные практики современной высшей школы должны опираться на фундаментальные и прикладные составляющие в новых интерактивных формах работы на лекционных, семинарских, лабораторных, практических занятиях и практиках.
Мы постулируем, что адаптацией в профессию является, с одной стороны, познавательный интерес, восхищение своим наставником как профессионалом своего дела, с другой стороны, погружение в учебный процесс посредством пересмотра чередования занятий в зависимости от их когнитивной трудности.
Для повышения уровня образовательных практик необходимо учитывать выделенные нами параметры, которые необходимо реализовать для повышения уровня сформированности информационно-коммуникативной культуры в высшей школе:
1. Организация изменения способов работы у студентов с когнитивным компонентом, а именно, с информацией через замещение письменных заданий креативными заданиями, преобладание дискуссионных занятий, case-study, мозгового штурма. Использование на занятиях blended learning-технологий, позволяющих преподавателю сменить 5 - 6 форм педагогической работы за 1 лекционное или семинарское, практическое занятие.
2. Повышение уровня психолого-педагогического сопровождения студентов. Нецентрированная коммуникация, присущая киберсреде цифрового общества, при ее появлении в образовательных практиках в контексте дебрифинга, тренинговой работы значительно повышает уровень заинтересованности студентов в спорном вопросе, постепенно переходя в дискуссионные аквариумы. Такая подача образовательного материала при интерактивном включении когнитивных, развивающих игр, организации работы в фокус-группах способствует снижение буллинга в студенческой среде, повышает уровни социокультурной толерантности и коммуникативной грамотности, таким образом, формируется уважительное отношение друг к другу в процессе коммуникации при подлинном интересе к предмету.
3. Развитие информационно-коммуникативной культуры в высшей школе предоставляет реальную возможность преодолевать психологические кризисы и конфликты, адаптировать, интегрировать цифровое и социокультурное пространства [9].
Мы полагаем, что современный человек, социально успешный, интеллектуально и эмоционально развитый, обладая защищенной нравственностью и саногенным мышлением, высокими целеполаганиями в достижении личного и профессионального успеха, может стать таким при совместном влиянии всех социальных институтов, среди которых высшая школа выступает как особенный собирательный институт, который позволяет студенту при педагогическом сопровождении осуществлять творческий поиск, проектные разработки, совершенствоваться как человеку, личности, гражданину.
1. Назаров М.М. Цифровое поколение двухтысячных: особенности медиапотребления. Информационное общество. 2016; Выпуск 3: 27 - 36.
2. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография. Москва: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. Available at: https://docvieweryandex.ru/ view/0
3. Пренски М. Аборигены и иммигранты цифрового мира. On The Horizon. MCB University Press. 2001; Vol. 9, № 5. Available at: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira
4. Павлоцкий Г Инновации и скорость изменения технологий. Deloitte. Available at: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/articles/2017/grigorypavlotsky-about-innovations-and-tax-updates.html
5. Шапинская Е.Н. Модели властных отношений в образовательном пространстве современной России. Интелрос. 2012; № 4: 24 - 38. Available at: http://vkist.ru/mishele-fuko-volya-k-istine-po-tu-storonu-znaniya-vlasti-isek/index22.html
6. Почепцов Г.Г Медиатизация и ее последствия для социального управления. Psyfactor. Available at: http://psyfactor.org/lib/media25.htm
7. Фортова Л.К., Маджуга А.Г, Юдина А.М. Концептуально-методологические основания педагогической синергетики. Стерлитамак: Издательство «Полиграфия», 2019.
8. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V. and oth. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: Proceedings of the International Conference. 2018; Vol. 312: 531 - 534.
9. Юдина А.М. Информационно-коммуникативная культура как инструмент формирования образовательной среды вуза. Перспективы науки. 2019; № 5, (116): 250 - 252.
References
1. Nazarov M.M. Cifrovoe pokolenie dvuhtysyachnyh: osobennosti mediapotrebleniya. Informacionnoe obschestvo. 2016; Vypusk 3: 27 - 36.
2. Dendev B. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: monografiya. Moskva: IITO YuNESKO, 2013. Available at: https://docviewer.yandex.ru/view/0
3. Prenski M. Aborigeny i immigranty cifrovogo mira. On The Horizon. MCB University Press. 2001; Vol. 9, № 5. Available at: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira
4. Pavlockij G. Innovacii i skorost' izmeneniya tehnologij. Deloitte. Available at: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/articles/2017/grigorypavlotsky-about-innovations-and-tax-updates.html
5. Shapinskaya E.N. Modeli vlastnyh otnoshenij v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj Rossii. Intelros. 2012; № 4: 24 - 38. Available at: http://vkist.ru/mishele-fuko-volya-k-istine-po-tu-storonu-znaniya-vlasti-isek/index22.html
6. Pochepcov G.G. Mediatizaciya i ee posledstviya dlya social'nogo upravleniya. Psyfactor. Available at: http://psyfactor.org/lib/media25.htm
7. Fortova L.K., Madzhuga A.G., Yudina A.M. Konceptual'no-metodologicheskie osnovaniya pedagogicheskojsinergetiki. Sterlitamak: Izdatel'stvo «Poligrafiya», 2019.
8. Fortova L.K., Yudina A.M., Gudkova A.V. and oth. Formation of Information and Communicative Culture of Students of a Humanitarian Profile. Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences: Proceedings of the International Conference. 2018; Vol. 312: 531 - 534.
9. Yudina A.M. Informacionno-kommunikativnaya kul'tura kak instrument formirovaniya obrazovatel'noj sredy vuza. Perspektivy nauki. 2019; № 5, (116): 250 - 252.
Статья поступила в редакцию 20.02.20
УДК 378
Aleyeva Yu.V, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF A PROFESSIONAL ADVISOR IN THE PARADIGM OF THE MODERN STANDARD OF A SPECIALIST. The article reveals the basics and problems of training professional counselors in accordance with the requirements of the adopted standard "Standard of a specialist involved in organizing the activities of the children's team (counselor)". The relevance of new requirements and formed knowledge and skills of counselor in the framework of the standard is emphasized. The article presents the experience of organizing the project of the regional online counselor training school "Let people follow you!" and the implementation of its program. The objectives of the project are disclosed, the stages of the effective implementation of the project are analyzed: analytical, design, normative-methodological, activity-oriented and reflective, their meaningful content is determined. The main activities of the modern counselor are characterized: psychological and pedagogical support of a temporary children's team; legal regulation of children's livelihoods and camp counseling activities; ensuring the basics of life safety in a children's camp; information and media support in the children's camp; organization of mass events; observance and protection of professional ethics and culture of the counselor in the camp.
Key words: modern standard of a specialist, online counselor training school, the main activities of modern counselor.
Ю.В. Алеева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОЖАТОГО В ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО СТАНДАРТА СПЕЦИАЛИСТА
В статье раскрываются сущность и проблемы подготовки профессиональных вожатых согласно требованиям принятого «Стандарта специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого)». Подчеркивается актуальность новых требований и формируемых знаний и умений вожатого в рамках стандарта. В статье представлен опыт работы по организации проекта краевой онлайн-школы подготовки вожатых «Вести за собой!», а также реализация ее программы. Раскрываются цели и задачи проекта, анализируются этапы эффективной реализации проекта: аналитический, проектировочный, нормативно-методический, деятельностный и рефлексивный, определяется их содержательное наполнение. Характеризуются основные направления деятельности современного вожатого: психолого-педагогическое сопровождение временного детского коллектива; нормативно-правовое регулирование жизнедеятельности детей и вожатской деятельности в лагере; обеспечение основ безопасности жизнедеятельности в детском лагере; информационно-медийное сопровождение в детском лагере; организация массовых мероприятий; соблюдение и защита профессиональной этики и культуры вожатого в лагере.
Ключевые слова: современный стандарт специалиста, онлайн-школа подготовки вожатых, основные направления деятельности современного вожатого.
В современной системе образования повышаются требования к уровню профессиональной подготовки и компетентности специалистов. В сфере организации летнего отдыха детей разработан и принят «Стандарт специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 840н от 25.12.2018) [1]. Согласно требованиям стандарта вожатый должен иметь определенный уровень знания законодательных и нормативно-правовых актов в сфере организации летнего отдыха детей, деятельности детских и молодежных организаций и защите прав ребенка; умения выбирать и применять современные технологии работы с временным детским коллективом с учетом возрастных особенностей группы детей; планировать и анализировать процесс и результат своей педагогической деятельности.
Учредители, собственники и директора организаций, осуществляющие детский отдых, заинтересованы в комплектовании педагогического персонала имеющего специальную подготовку, нужный опыт и искреннее желание работать с детьми. В частности, по данным за 2019 год на территории Алтайского края находится порядка 168 турбаз и организаций отдыха, 72 стационарных детских оздоровительных лагерей и большое количество оздоровительных лагерей дневного пребывания на базе общеобразовательных школ города и края. Все работодатели заинтересованы в компетентных вожатых, потребность в которых постоянно растет не только в Алтайском крае, но и в целом по России.
Возможным решением проблемы подготовки профессионального вожатого может стать применение онлайн-технологий. Молодежь с большим интересом и мотивацией включается в обучение посредством информационно-коммуникационных технологий, современного программного обеспечения, Интернет-ресурсов и удаленного доступа. Применение онлайн-образовательных технологий позволит существенно увеличить количество обучающихся в школе подготовки вожатых «Вести за собой!» Алтайского государственного педагогического уни-
верситета и обеспечит обучающимся индивидуальный темп и график освоения образовательной программы.
Создание краевой онлайн-школы подготовки вожатых «Вести за собой!» и реализация ее программы требуют постановки и решения следующих задач:
- определение методологических подходов для создания онлайн-школы подготовки вожатых;
- создание программного обеспечения онлайн-обучения в школе вожатых;
- подготовка профессионального вожатого в парадигме современного стандарта специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива;
- формирование позитивной мотивации обучающихся к деятельности вожатого;
- расширение представления обучающихся о диапазоне образовательных услуг в массовых оздоровительных лагерях и других видах детских каникулярных смен.
Решение задач обусловливает определение этапов эффективной реализации проекта. Нами были определены следующие этапы: аналитический, проектировочный, нормативно-методический, деятельностный и рефлексивный.
Рассмотрим краткое содержание этапов. Аналитический этап предполагает изучение потребностей города Барнаула, Алтайского края и других регионов Сибирского федерального округа в подготовке вожатых, теоретических основ построения системы подготовки профессионального вожатого и особенностей организации дистанционных технологий онлайн-обучения. Его результатом станет концепция содержания образовательной программы школы подготовки вожатых «Вести за собой!». Проектировочный этап направлен на создание рабочей группы по реализации проекта; распределение обязанностей между организаторами проекта; уточнение и конкретизацию цели и задач проекта, определение этапов,