УДК 378
Условия эффективности учебной деятельности в образовательном континууме школы
Л. К. Фортова, А. М. Юдина
Фортова Любовь Константиновна, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, flk33@mail.ru
Юдина Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра общей и педагогической психологии, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, anna-yudina@mail.ru
Целью представленного в статье исследования является анализ информационно-коммуникативной культуры как одного из условий повышения эффективной деятельности в образовательном континууме школы. Исследованы особенности продуктивного образования в сравнении с традиционным и выявлена его взаимосвязь с деятельностью, творчеством, навыками работы с информацией. Продуктивная учебная деятельность в образовательном континууме школы будет эффективной при следующих условиях: если в основе продуктивного обучения будет лежать принцип продуктивности, обеспечивающий деятельностный характер и актуализирующий активность индивида; если продуктивная учебная деятельность будет ориентирована на объективный социально значимый продукт, лежащий в основе качественной оценки; если педагог будет осуществлять консультационную функцию, поддерживающую ученика в достижении продуктивности индивидуального образовательного пространства; если будет сформирована внутришкольная среда в образовательном континууме школы, направленная на самоактуализацию личности учеников; если будет сформирована информационно-коммуникативная культура, способствующая развитию когнитивного, эвристического, этического, нравственного, мотивационного компонентов. Установлено, что продуктивное обучение симбиотично социально-значимому результату деятельности школьников. Показано, что результатом продуктивной учебной деятельности школьников выступает ученик со своими интересами, опытом, образовательными идеями, что ценностью формирования опыта школьников является отражение не только своих личных потребностей, а осознанное их связывание с общими задачами педагогической практики. Необходимо усложнять продуктивную учебную деятельность школьников, поскольку это способствует развитию аналитических возможностей, актуализирует имеющиеся опыт и знания, а также предполагаемые проектные ситуации. Во всех образовательных организациях необходимо формировать информационно-коммуникативную культурную среду, способствующую продуктивному образованию, опираясь на корреляцию реальной и виртуальной среды, саногенное мышление, эвохомологический подход, теорию реактивного сопротивления. Ключевые слова: продуктивное образование, школьники, информационно-коммуникативная среда, образовательный континуум.
DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-210-216
Введение
В современных условиях развития российского общества все большую актуальность приобретает проблема повышения качества образования. Оно должно заложить фундамент личности, обладающей острым умом, мобильностью, гибкостью, талантом, оригинальными способами решения задач.
К сожалению, современное непродуктивное пространство образовательной организации инициирует эмоциональное выгорание учителя, нивелирование личности школьника - и в целом деформирование и учащегося, и учителя.
Сегодня перед школой стоит задача создать необходимые и благоприятствующие условия для личностного развития субъектов образовательного процесса.
Современное продуктивное образование инициирует самостоятельную учебную деятельность школьников и переносит акцент с учителя-менеджера на ответственную позицию школьника как субъекта образовательного процесса [1].
К сожалению, ориентация только на традиционный подход к организации обучения не дает возможности саморазвития и самообразования личности. Между тем основополагающим средством развития личности выступает поощрение эндогенной активности школьников.
Специфика применения педагогических подходов в воспитании человека всегда заключает в себе некоторые сложности с выбором основополагающего. Возникает вопрос, какой именно подход будет являться основным в информационном пространстве. Современная информационная среда апеллирует к пересмотру ведущих педагогических подходов, но не с точки зрения их пересоздания, а с позиции их комбинаций и гармоничных сочетаний. Дифференцированное множество подходов в современном цифровом обществе, безусловно, является вызовом для педагогической трансформации социокультурной действительности. На наш взгляд, критерием целесообразности применения определенного подхода является наличие принципа продуктивного обучения, включающего в себя созидательность, деятельность, творчество, инновационность, которые в итоге и актуализируют активность индивида. Зададимся вопросом - что же отличает продуктивное обучение от других видов деятельности? Прежде всего это возрастающая роль
ученика в формировании, реализации и диагностике своего индивидуального образовательного маршрута в симбиозе с другими школьниками, который должен обладать универсальными компетенциями, например иметь представление о симулякративной составляющей информационной социокультурной среды, сочетающейся как с ее примитивизмом, элитарностью, так и эстетикой самого высшего порядка, дуализмом нравственности и безнравственности, полным непониманием семиотических символов и в то же время прекрасным владением отрицательной харизмой. Если проанализировать эту ситуацию, то окажется, что в некотором смысле массовая и элитарная составляющие социокультурной среды вытеснили устойчивое развитие личности и социума, которым нужны подлинные ценности, защищенная нравственность не как абстрактные категории, а как образ мыслей и действий. Таким образом, объединение практической, творческой, проектной, когнитивной, эвристической деятельности обучающихся и их самостоятельного обучения в единый процесс может выступать одним из условий, инициирующим в перспективе прогнозирование успешной самореализации отдельно взятой личности и целого социума. Катализатором этого процесса будет деятельность как реальный стимул для развития личности. Вовлеченность школьников в сотворчество, создание новых или социально значимых продуктов, составляющих основу качественной, а не количественной оценки, мотивируют и вдохновляют учеников. Особенно важной в такой ситуации становится роль педагога-наставника, который направляет ученика, включается в деятельность совместно с ним, осуществляя консультации в форме сотрудничества, поддержки в достижении результата и развития продуктивной образовательной среды [2, 3].
Нам представляется, что молодой человек, окруженный информационным ореолом - а это СМИ, Интернет, различные гаджеты и т. п., должен использовать их конструктивно, а не во вред себе и своему развитию. Таким образом, продуктивное образование вызывает сложную рефлексию, затрагивая дифференцированные нравственные вопросы, например определения добра и зла, понимание прекрасного и безобразного. Следует отметить, что в этом случае продуктивное образование является симбиотической, ориентированной на практику, социально значимой деятельностью школьников. Это проявляется как в интернализации ценностей, влияющих на качественные изменения в мировоззрении, и особенностях восприятия учениками подлинных ценностей или процессов, так и в экстериориза-ции, направленной на создание материального или информационно-коммуникативного результата человеческой деятельности. Цель исследования,
представленного в статье, - раскрыть условия эффективности продуктивной учебной деятельности в образовательном континууме школы.
Теоретическое обоснование проблемы исследования
Результатом продуктивной учебной деятельности школьников является ученик со своими интересами, опытом, образовательными идеями. Показателем качества продукта выступает выполненное учеником задание, которое он завершил в проектно-ориентированной форме.
Знания ученика, полученные в теории, лишенной практики, либо искажены в сознании, либо выносятся на периферию сознательного восприятия, поэтому творческая деятельность в продуктивном обучении выступает лучшим инструментом для закрепления изученного материала, его дополнительного осмысления и креативного преобразования. Такой подход исключает неактивное участие ученика в когнитивно-эвристической деятельности, актуализирует его как субъекта обучения, в котором потребность формирует цель, мотивирует добиваться результата, следовательно, цели такой работы экстраполируются как источник развития различных видов человеческой деятельности.
Удовольствие от школьной жизни не является синонимом болезненного безделья. Мы трактуем его в социокультурном контексте, параллельно затрагивая категорию «социального счастья». Многоаспектность удовольствий в понимании его сути часто сводится к удовлетворению базовых потребностей, что губительно для индивидуального развития и для развития вообще. Полнота жизни, успех, высокий уровень жизни, образованность и неподдельная заинтересованность в выбранной деятельности крайне важны как социальные ориентиры для ученика, который может впоследствии гордиться собой. Следовательно, принципы продуктивного образования предполагают структуру, которую возможно преобразовать в методику, отождествляющую радость от открытий жизни в школьном пространстве. В контексте такого антропоцентризма именно школьник экстраполируется как субъект учебно-когнитивной деятельности, исключающей бюрократический подход в анализе его поведенческой стратегии [4].
Ценность формирования опыта школьников состоит в том, что они не просто отражают свои личные потребности, а осознанно связывают их с общими задачами педагогической практики [5]. Сама работа становится коллективной. Квинтэссенцией формирования когнитивного опыта является формирование возможностей для самостоятельности выбора ученика. С одной стороны, такая ситуация является неопределенной, но с другой - именно такая педагогическая ситуация
способствует самостоятельности, деятельности, креативности, ответственности, мягкому формированию собственного социокультурного опыта при психолого-педагогической поддержке [6, 7].
Таким образом, мы убеждены, что продуктивная практика выступает формой практического освоения действительности в ходе проявления учениками активности, ориентированной на изменение самих себя и окружающего социума. Можно выделить критерии продуктивного опыта учащихся - востребованность в жизни, опору на опыт самоанализа как ведущий фактор в становлении социально зрелой личности.
Авторский проект учеников обладает иннова-ционностью и индивидуальным потенциалом, а проект, применяемый в учебном пространстве, характеризуется социально важной составляющей [8].
Наше исследование показало, что опыт и деятельность находятся в тесной взаимосвязи. Опираясь на алгоритм, позволяющий использовать наработки в сфере продуктивной деятельности, обучающийся самоактулизируется, приобретает навыки ответственности при осуществлении самостоятельной деятельности.
По мере усложнения продуктивной учебной деятельности школьников расширяется поле нестандартных проблемных ситуаций, которые необходимо решить. Это способствует развитию аналитических возможностей, актуализирует имеющиеся знания, опыт, предполагаемые проектные ситуации [9].
Мы разделяем мнение профессора Е. А. Александровой, что «центральным аспектом успешности продуктивного образования является способность педагога компетентно использовать метод "научить, как надо учиться", который и сам по себе является важным фактором. Ученики должны развить у себя способность использовать различные средства для получения и обобщения информации, необходимой для успешной их деятельности, и потребность размышлять над ней, работать над ее содержанием и развитием. Но качественное продуктивное образование в связи с его опорой на индивидуальный опыт деятельности школьника требует, чтобы ученики содействовали собственному образовательному процессу более или менее самостоятельно. Они лишь поддерживаются педагогами, регулярно проводящими консультации, экспертами ("наставниками практики") или группой. Это в различных формах включает учеников в работу» [1].
Продуктивная учебная деятельность необходима современным учащимся в образовательном континууме школы, поскольку помогает в их социализации. А. В. Мудрик определяет социализацию как синтез обособления и приспособления человека в конкретном историко-культурном обществе с обязательным наличием общих этических, нравственных характеристик [10].
Таким образом, вектор социализации определяет в каждый исторический период набор «модных» ценностей. Но посредством продуктивной деятельности социализация сердцем и руками педагога может корректировать, формировать и воспитывать настоящего человека с большой буквы.
Значимым постулатом является то, что индивид может стать и жертвой неблагоприятных условий влияния общественных отношений, ибо его развитие в обществе - процесс весьма неоднозначный, возможно, даже амбивалентный.
Нельзя не согласиться с профессором Л. К. Фортовой в том, что успешное развитие человека в обществе затрагивает прежде всего его оптимальное приспособление к нему, предлагаемую поведенческую стратегию. В то же время человек должен обладать теорией реактивного сопротивления, если социум мешает его самодетерминации. Другими словами, если мы утверждаем, что человек успешно социализирован, тем самым мы заявляем, что достигнут баланс между его отождествлением с социумом и автономией. Возникают две крайности: индивид, полностью подчиненный общественным законам, не в силах им противостоять (конформист), и индивид, не нашедший себя в социуме (маргинал). Два этих типа -жертвы неблагоприятных условий социализации и могут быть представлены в любом социуме [11].
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из важнейших условий эффективности учебной деятельности в образовательном континууме школы является формирование внутришкольной среды с позиции повышения ее ориентации на самоактуализацию личности учеников. Это возможно только при формировании информационно-коммуникативной культуры, которая способствует развитию когнитивного, эвристического, этического, нравственного, мо-тивационного компонентов.
Под информационно-коммуникативной культурой школьной среды мы понимаем среду, в которой происходит интеграция информационных баз данных, связанных с личными увлечениями ученика, учебным материалом, внешним влиянием равномерно, не умаляя активной коммуникации, как основной процесс передачи информации и межличностного общения.
Проведенная нами эмпирическая работа в школах города Владимира по исследованию распределения информационных ресурсов между собой у старшеклассников выявила следующее.
1. Навыком применения карманных персональных компьютеров, компьютеров, смартфонов владеют практически все опрошенные старшеклассники (98%). Таким образом, влияние информации на отдельно взятого школьника колоссально велико и оставлять этот процесс без психолого-
педагогической поддержки крайне рискованно, поскольку информационные потоки, которыми окружен современный старшеклассник, далеко не всегда толкают его к индивидуальному развитию, просоциальной стратегии. Наоборот, инициируется дуальный образ деструктивного мышления, при котором информационно-коммуникативный ресурс применяется в большей степени посредством досугового сектора - чатов, социальных сетей, поиска способов избежать учебных заданий и скачать готовые через сеть (рис. 1).
\ 1
Рис. 1. Навык использования компьютера как информационного ресурса школьниками: 1 - продвинутый пользователь; 2 - уверенный пользователь; 3 - начинающий пользователь; 4 - не использует компьютер
Fig. 1. Computer skills as an information resource for schoolchildren: 1 - advanced user; 2 - confident user; 3 - novice user; 4 - does not use the computer
2. Полученные данные показывают, что в подавляющем большинстве школьники (68%) не используют информационные ресурсы вне-досугового и коммуникативного ( ограниченного) сектора. Это приводит к минимальному использованию возможностей дистанционных форм обучения ( открытые уроки в сети Интернет) (2%), игнорированию on-line конференций, нечастому использованию устройства для чтения электронных книг (рис. 2).
3. Карманные персональные компьютеры (КПК), смартфоны должны повышать когнитивную, нравственную, эвристическую составляющие культуры школьников. Мы исходили из позиции, что при разработке новых приложений, например создании квестов, смартфон может стать преградой для социализации. Посредством разработки личностно ориентированных приложений, учитывающих интеллектуальные, физические, эмоциональные потребности ребенка, возможно менять и расширять образовательные возможности сети Интернет, делать коммуникацию более грамотной и организованно выстраивать личное пространство ребенка (рис. 3).
2
Рис. 2. Цель применения информационного ресурса учениками: 1 - общение; 2 - досуг; 3 - чтение; 4 - обучение; 5 - облегчение процесса учебной деятельности
Fig. 2. The purpose of information resource use by students: 1 - communication; 2 - leisure; 3 - reading; 4 - learning; 5 - facilitation of learning activities
Рис. 3. Функции КПК, смартфона, наиболее часто используемые школьниками: 1 - фотографии, музыка, социальные сети; 2 - игры; 3 - чтение; 4 - звонки, СМС
Fig. 3. Pocket personal computer and smartphone functions most commonly used by schoolchildren: 1 - photos, music, social networks; 2 - games; 3 - reading; 4 - calls, SMS
Можно констатировать, что данные диаграммы показывают снижение навыков коммуникативных и конфликтологических компетенций у молодых людей и, как следствие, рост одиночества, непонимания в семье, формирование депрессивных настроений и состояний. Некоторые из опрошенных нами школьников признавались, что не могут даже заснуть без наушников, что качественно снижает ресурсы отдыха.
1
4
1
2
Цифры выглядят устрашающе [12], но еще большее опасение вызывает рост инфантилизма несовершеннолетних, виртуализации [13] общения среди учащейся молодежи, которое обесценено в контексте общей теории нравственности (деструктивные субкультуры) [14, 15] или наоборот - переполнено псевдонравственностью (оккультизм, религиозные секты) [15].
Заключение
Таким образом, создаются условия для вторичной виктимизации, которая «охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к ней социальной общности в целом, лиц из ближайшего социального окружения, органов социального контроля, посредников и персонала, работающего с жертвами. Стереотипная предубежденность в отношении «"виновности" жертвы, грубое, невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы "греховности" жертвы, ее запятнанности совершением преступления, унижение ее чести и достоинства составляют перечень типичных форм вторичной виктимизации, содействующих отчуждению жертвы, ее десоциализации» [1]. «Страдающие» подростки попадают в группы риска, которые хаотично сформированная информационно-коммуникативная культура может как усугубить, так и попросту уничтожить.
Все вышесказанное подтверждает необходимость интеграции с продуктивным принципом в образовании, который направлен на комплексное, не гипостазированное овладение школьниками знаниями, умениями и навыками. С помощью этого принципа возможна психолого-педагогическая поддержка системы отбора и конструирования единых методов формирования информационно-культурной культуры.
Проведенное нами исследование позволяет проанализировать перспективы и особенности формирования информационной культуры учащихся через выделение продуктивного принципа в педагогике, так как это будет способствовать интеграции теоретических и практических подходов к проблеме формирования информационно-коммуникативной культуры у обучающихся и приведет к пониманию того, что важную роль играет специфика включения индивидов в процесс социокультурных отношений. Совместное применение дифференцированных подходов будет способствовать личностному развитию молодого человека, пониманию закономерностей процессов и фактов социокультурной среды, системному получению знаний, способствующих самоопределению через субъективное понимание, наделение личностно значимыми смыслами процессов, происходящих в континууме школы и за ее пределами.
Исходя из этого становится совершенно очевидной важность формирования информационно-коммуникативной культурной среды в школе, которая будет способствовать продуктивному образованию через корреляцию реальной и виртуальной среды, с опорой на саногенное мышление, эвохомологический подход, теорию реактивного сопротивления.
Библиографический список
1. АлександроваЕ. А. Структура учебного плана продуктивного образования в берлинских школах // Школьные технологии. 2001. № 3. С. 90-121.
2. Фортова Л. К., Юдина А. М. Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды // Молодой ученый. 2015. № 5 (85). С. 549-551.
3. Фортова Л. К., Юдина А. М. К вопросу о нравственном образовательном диалоге в трудах В. С. Соловьева // Церковь, государство и общество в истории России и православных стран : религия, наука и образование : материалы VI Междунар. науч. конф., посвящ. памяти православ. просветителей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и 800-летию Владим. епархии (Владимир, 19-21 мая 2014 г.) / Владим. гос. ун-т имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Приход св. равноапостольных Кирилла и Мефодия Владим. епархии Рус. православной церкви. Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. Т. 10. С. 212-217.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра : нравственная философия. М. : Республика, 2010. 671 с.
5. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст - семиосфера - история. М. : Языки русской культуры, 1996. 464 с.
6. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие. 6-е изд., стер. М. : ИЦ «Академия», 2010. 208 с.
7. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве : науч.-метод. материалы / под ред. О. В. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой. СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. 408 с.
8. БезроговВ. Г., ПичугинаВ. К. Эволюция идеи «заботы о себе» в западной культурной традиции (невыносимая легкость дополнения Фуко) // Человек.га. 2017. Вып. 12. С. 34-47.
9. Овчинников О. М. Противоправное поведение дезадаптированных подростков. Владимир : ВИТ-принт, 2012. 155 с.
10. МудрикА. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
11. Фортова Л. К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодежи : избр. тр. Владимир : Изд-во «Шерлок-пресс», 2018. 202 с.
12. ЩедровицкийГ. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ. Педагогика и логика. М. : Касталь, 1992. С. 10-200.
13. Бычкова А. М., Раднаева Э. Л. Доведение до самоубийства посредством использования интернет-технологий : социально-психологические, криминологические и уголовно-правовые аспекты // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 1. С. 111.
14. КлейбергЮ. А. Деструктивная интернет-игра «Синий кит» как девиантологический феномен : постановка
проблемы // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник, PSYCHOLOGY-NEWS.RU». 2017. Вып. 1. С. 70-82.
15. Варламова C. Н., Гончарова E. Р., Соколова И. В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов : критерии и типология [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom.ru/ (дата обращения: 11.05.2018).
Образец для цитирования:
Фортова Л. К., Юдина А. М. Условия эффективности учебной деятельности в образовательном континууме школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3 (31). С. 210-216. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-210-216
Conditions for Effectiveness of Educational Work within School Educational Continuum
Lyubov K. Fortova, Anna M. Yudina
Lyubov K. Fortova, https://orcid.org/0000-0002-7991-6390, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, 87 Gorky St., Vladimir 60000, Russia, flk33@mail.ru
Anna M. Yudina, https://orcid.org/0000-0001-5420-6643, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, 87 Gorky St., Vladimir 60000, Russia, anna-yudina@mail.ru
The purpose of the study presented in the article is to analyse information and communicative culture as the conditions for increasing effective work within school educational continuum. We studied peculiarities of productive education in comparison with traditional education and identified its interconnection with the activities, creative work, and skills related to handling the information. Productive educational work within educational continuum of a school will be effective under the following conditions: productive learning is based on the principle of productivity, ensuring the activity character and actualizing individual activity; productive educational activity is focused on an objective socially significant product that underlies qualitative assessment; a teacher performs the consulting function that supports a student in achieving productivity of an individual educational environment; internal school environment is formed within educational continuum of a school and is aimed at self-actualization of students' personalities; the school forms information and communication-related culture that promotes the development of cognitive, heuristic, ethical, moral, and motivational components. It has been established that productive learning is a symbiotic socially significant result of schoolchildren's activities. It has been shown that the result of students' productive learning activities is a student with his/her personal interests, experience, and educational ideas. It has been stated that the value of shaping schoolchildren's experience is a reflection not only of their personal needs, but also of their conscious linking with the general tasks of pedagogical practice. It is necessary to complicate productive learning activities of schoolchildren, since it contributes to the development of analytical capabilities, actualizes existing experience and knowledge, as well as the expected design situations. It is necessary for all educational organizations to form an information and communication-related cultural environment that promotes productive education, based on the correlation of real and virtual environments, sanogenic thinking, evohomological approach, theory of reactive resistance.
Keywords: productive education, schoolchildren, information and communication-related environment, educational continuum.
References
1. Aleksandrova E. A. Structure of Curriculum of Productive Education in Berlin Schools. Shkol'nyye tekhnologii [Journal of School Technology], 2001, no. 3, pp. 90-121 (in Russian).
2. Fortova L. K., Yudina A. M. Upbringing of High Schoolers' Socio-Cultural Tolerance by Dint of Rising Level of Studying Regional Cultural Environment. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2015, no. 5 (85), pp. 549-551 (in Russian).
3. Fortova L. K., Yudina A. M. K voprosu o nravstvennom obrazovatel'nom dialoge v trudakh V. S. Solov'yeva [On Question of Moral Educational Dialog in V. S. So-lovyov's Writings]. Tserkov', gosudarstvo i obshchestvo v istorii Rossii i pravoslavnykh stran: religiya, nauka i obrazovaniye [Church, State and Society in History of Russia and Orthodox Countries: Religion, Science and Education. Materials of the 6th International scientific conference dedicated to the memory of orthodox enlight-eners Holy Kirill and Methodius Equal of the Apostles and to 800 anniversary of Vladimir eparchy (Vladimir, May 19-21 2014)]. Vladimir, Izdatel'stvo VlGU, 2014, vol. 10, pp. 212-217 (in Russian).
4. Solov'yev V. S. Opravdaniye dobra: nravstvennaya filosofiya [Justification of Good. Moral Philosophy]. Moscow, Respublika Publ., 2010. 671 p. (in Russian).
5. Lotman Yu. M. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek -tekst - semiosfera - istoriya [Within Thinking Worlds. Person - Text - Semiosphere - Story]. Moscow, 1996. 464 p. (in Russian).
6. Zagvyazinskiy V. I. Metodologiya i metodypsikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Researches]. 6th ed. Moscow, Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 2010. 208 p. (in Russian).
7. Mezhkul'turnaya kompetentnost'pedagoga v polikul'-turnom obrazovatel'nom prostranstve: nauch.-metod. materialy [Teacher's Intercultural Competence in Multicultural Educational Space: Scientific and Methodical Materials]. Eds. O. V. Khukhlayev, M. Yu. Chibisova. St. Petersburg, 2008. 408 p. (in Russian).
8. Bezrogov V. G., Pichugina V. K. Evolyutsiya idei «zaboty o sebe» v zapadnoy kul'turnoy traditsii (nevynosimaya
legkost' dopolneniya Fuko) [Evolution of Self-Concern Idea in Western Cultural Tradition (Unbearable Lightness of Addition of Foucault)]. Chelovek.ru [Chelovek.RU], 2017, iss. 12, pp. 34-47 (in Russian).
9. Ovchinnikov O. M. Protivopravnoye povedeniye deza-daptirovannykh podrostkov [Offending Behavior of Maladjusted Adolescents]. Vladimir. 2012. 155 p. (in Russian).
10. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika: Uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh vuzov [Social Pedagogy: textbook for students of pedagogical universities]. Ed. V. A. Slastenin. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2000. 200 p. (in Russian).
11. Fortova L. K. Nravstvenno-pravovoye vospitaniye uchashcheysya molodezhi: izbrannyye trudy [Moral and Legal Education of Learning Youth: Selected Writings]. Vladimir, 2018. 202 p. (in Russian).
12. Shchedrovitskiy G. P. Sistema pedagogicheskikh is-
sledovaniy. Metodologicheskiy analiz. Pedagogika i logika [System of Pedagogical Researches. Methodological Analysis. Pedagogy and Logic]. Moscow, 1992, pp. 10-200 (in Russian).
13. BychkovaA. M., Radnayeva E. L. Incitement to Suicide by Dint of Using Internet Technologies: Social-Psychological, Criminological and Criminal Law Aspects. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal [Russian Journal of Criminology], 2018, vol. 12, no. 1, pp. 111 (in Russian).
14. Kleyberg Yu. A. Destructive Online Game "Blue Whale" as Deviant Phenomenon: Problem Statement. Elektron-nyy nauchnyy zhurnal «Penzenskiy psikhologicheskiy vestnik» [Penza Psychological Newsletter PSYCHOL-OGY-NEWS.RU], 2017, iss. 1, pp. 70-82 (in Russian).
15. Varlamova C., H., Goncharova E. R., Sokolova I. V. Internet-zavisimost' molodezhi megapolisov: kriterii i tipologiya (Internet Addiction of Youth in Megalopolises: Criteria and Typology). Available at: https://wciom.ru/
Cite this article as:
Fortova L. K., Yudina A. M. Conditions for Effectiveness of Educational Work within School Educational Continuum. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 3 (31), pp. 210-216 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-210-216