Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Москва, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Москва, 2016.
3. Петрова И.В., Мамаев Н.Г. Практико-ориентированный подход в обучении. Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии. 2015; № 2, 99 - 101.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Москва, 2018.
5. Щербаков Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях. Мир науки, культуры и образования. 2014; № 1 (44). 106 - 107.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie. Moskva, 2011.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Moskva, 2016.
3. Petrova I.V., Mamaev N.G. Praktiko-orientirovannyj podhod v obuchenii. Osnovnye voprosy teorii ipraktikipedagogikiipsihologii. 2015; № 2, 99 - 101.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki). Moskva, 2018.
5. Scherbakov Yu.I. Vzaimodejstvie vuza i shkoly v sovremennyh usloviyah. Mir nauki, kultury i obrazovaniya. 2014; № 1 (44). 106 - 107.
Статья поступила в редакцию 18.03.20
УДК 37.013
Ekhayev R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF PUBLIC EDUCATION IN THE FORMATION OF PERSONALITY. The paper reflects the results of a theoretical and practical study of personality formation based on folk pedagogy. It says that the basis for the upbringing of education and the development of the personality of any nation is ethnopedagogy, where creativity and culture reflect the values and ideals of human values such as attitudes toward work, family and others. The work reflects theoretical and empirical studies of the influence of knowledge of folk traditions on the upbringing and education of the younger generation. The teachers studied the traditions and customs of their people, using a questionnaire, and carried out a comparative analysis of the possession of ethno-pedagogical aspects of teachers in urban and rural schools.
Key words: ethnopedagogy, personality, ethnic culture, folk pedagogy.
Р.М. Эхаееа. канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
В данной работе отражены результаты теоретического и практического исследования формирования личности на основе народной педагогики. Говорится, что основой воспитания, обучения и развития личности любого народа является этнопедагогика, где в творчестве в культуре отражены ценности и идеалы человеческих ценностей, таких как отношение к труду, семье и окружающим. В работе отражены теоретические и эмпирические исследования влияния знаний народных традиций на воспитание и обучение подрастающего поколения. Изучены с помощью анкетирования знания педагогами традиций и обычаев своего народа, а также проведен сравнительный анализ владения педагогов этнопедагогическими аспектами городских и сельских школ.
Ключевые слова: этнопедагогика, личность, этническая культура, народная педагогика.
Духовное составляющее народов определяется человечностью, трудом и талантом. Благодаря данным личностным качествам формируются народные и этнопедагогические основы.
Н.С. Гончарова, Ж.Д. Доржиева, З.Д. Клекбаева, З.М. Магомедова, М.А. Муратова, С.И. Раимова, А.Ш. Хасанова в своих трудах подчеркивают важность формирования гармоничной этнической личности. Арсалиев Ш. М-Х. отражает в своих трудах роль учителей в сохранении национально-культурного наследия в процессе учебно-воспитательной деятельности [1].
Профессор Хатаев Е.Е. в своих исследованиях проявляет интерес к педагогической мысли народов северного Кавказа.
Согласно вышеизученной литературе и теоретическому анализу мы можем обосновать тот факт, что народная педагогика, традиции и обычаи не используются в современном учебно-воспитательном процессе [2].
Недостаточная разработанность данной проблемы и ее актуальность в процессе саморазвития и самовоспитания подрастающего поколения будет происходить более интенсивно, если основываться на обычаях и традициях этнопе-дагогики каждого народа, осуществлять их преемственность с существующими в наши дни основами гуманистического и нравственного воспитания; обобщение и систематизирование материала о роли народной педагогики в формировании нравственных ценностей личности, существенно обогащающих и расширяющих имеющиеся представления о возможностях общеобразовательных учреждений в решении данной сложной проблемы. Результаты проведенной работы позволяют использовать аналогичный подход в процессе нравственного воспитания представителей других этносов.
Народная педагогика представляет отражение педагогической культуры масс, олицетворяет думы и чаяния народа, его идеалы, воззрения и представления о человеке и семье, детях и их воспитании, обеспечивает самобытность нации, её языка и духовного богатства [3].
В основе народной педагогики лежит вековые традиции семейного воспитания не отдельно взятого этноса, но и опыта в данной области других народов, привносящих свой вклад в развитие и пополнение богатства этнопедагогики в целом.
Духовные и нравственные идеалы любого народа отражены именно в этно-педагогике и проявляются в межличностных отношениях человека к семье, родственникам, к идеалам добра и красоты.
Наравне с нравственными идеалами в любой национальности гармонично сочетается отношение к труду, трудолюбие - это основа развития личности независимо от национальной и этнической принадлежности индивида.
В творчестве и в фольклоре народов часто звучит осуждение и критика по отношению к лени и пребывании в безделье: «В безделье почета нет» [4], «Бездельник попусту тратит дни, работник обращает их в добро» [4], «У бездельника отговорок по горло», «У ленивого суп без жира», «Кто лежал летом, бегал зимой», «Работа с утра спорится», «Работать, так обеими руками [5], «Что не сделается в свой день, не сделается и за сотни дней» [6].
Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в этих категориях: ум - глупость, добро - зло, правда - ложь, дружба - вражда, смелость - трусость.
Важное место в народных изречениях занимают проблемы трудового воспитания молодежи и правильного отношения к труду как основе и источнику жизни, как важнейшему фактору нравственного развития людей, в них высмеивались и осуждались безделье и тунеядство.
Сухомлинский В.А., глубоко вникая в суть народной педагогики, подчеркивая необходимость и важность изучения её идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа, считал, что, несмотря на богатство и огромное ее практическое значение, она в должной мере не изучается, глубокие исследования не проводятся: «... О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [7, с. 44].
Важную роль в исследовании наследия народной педагогики сыграли труды ГН. Волкова, в которых определены её содержание и сущность, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика» [8].
В народной педагогике отражены способы и методы гуманности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Данные педагогические подходы способствуют саморазвитию личности благодаря проявлению педагогического такта, которое выражается чуткостью, уважением и любовью к своим подопечным. Наше общество возвращается к переосмыслению культурных, духовных традиций и обычаев народов, так как в их основе лежат общечеловеческие ценности.
Народная педагогика способствует созданию успеха процессу воспитания и обучения личности ребенка, которое предусматривает уважение и ответственность перед семьей и обществом.
Результаты проведенного исследования показали, что этническая культура, передаваемая из поколения в поколение, располагает ценными нормами нравственности, представляющими этническую основу жизни людей.
Педагог должен проявлять активное участие в процессе возрождения традиций и культурного наследия наций.
В профессиональной подготовке будущего учителя не предусматривается целенаправленного освоения национальных традиций и культурных наследий каждого народа и этноса, анализа традиционной культуры образования, формирования личности будущего учителя в процессе изучения этнопедагогики.
Действия и деятельность людей ограничены определенными запретами, которые позволяют сохранять и развивать человеческое общество и его взаимоотношения с окружающей средой. В народном образовании используются определенные группы запретов. Следующие запреты являются общими для всех наций и народов: «не убивай», «не кради» и т.д. Главной заповедью в этой системе является воспитание патриота, который станет носителем традиции и надежды своего народа. Поэтому этнопедагогика - это компонент человеческой культуры, который направлен на воспитание молодежи. Без знания языков и традиций других людей культура межнационального общения остается на низком уровне. Знание достижений человечества в сфере науки, искусства, техники и исторического опыта других народов обогащает интеллектуальный и духовный мир каждого человека. Любой человек должен любить и уважать свой народ, а кроме того, он должен любить и знать других людей. Гуманитарные принципы, принципы государственности и демократии, любовь к своей стране и родине были также подчеркнуты в своих взглядах на образование российским педагогом К.Д. Ушинским.
Таким образом, в процессе изучения этнопедагогики как одной из дисциплин для формирования личности основными ценностями являются: личность самого человека и его образ жизни; традиции и образ жизни других этнических групп.
Народное творчество является безграничным источником нравственных правил и поступков. Поэтому педагоги недостаточно владеют теоретическими знаниями о народных традициях, обычаях, применении их на практике.
По результатам анкетирования педагогов сельских и городских школ, где были охвачены 127 человек респондентов, было выявлено, что среди педагогов городских школ 42 учителя (33,1%) знакомы с народными традициями, но на практике в учебной и воспитательной работе к ним не прибегают, а 85 человек (66,9%) незнакомы с народными традициями и обычаями.
При опросе сельских учителей в количестве 70 человек обнаружены следующие результаты: но не используют в работе 18 чел. - 25,7%;
1) не знают народные традиции и обычаи 52 чел. - 74,3%.
Сравнительный анализ результатов проведенного эксперимента по двум группам - контрольной и экспериментальной - представлен в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ анкетирования педагогов
Народные традиции и обычаи Первичная диагностика
Городские Р = 127 Сельские Р = 70
Количество % Количество %
Знают 42 33,1 18 25,7
Не знают 85 66,9 52 74,3
Полученные результаты позволили констатировать, что у большинства педагогов низкий уровень знаний по вопросам народной педагогики. Они не могут дать необходимые направления родителям и детям в составлении педагогически обоснованных рекомендаций по повышению эффективности воспитания учащихся на основе народных традиций.
С целью повышения уровня педагогического мастерства в деле воспитания и обучения молодежи мы разработали модель, которая состоит из следующих
Библиографический список
модулей: «Народные традиции»; «Народный этикет и проблемы его возрождения»; «Этнопедагогика как педагогика межэтнического согласия»; «Народная педагогика и педагогическая наука», которая отображена в табл. 2.
Таблица 2
Модель формирования педагогического мастерства в этнопедагогической направленности
№ пп Наименование модуля Формы проведения
1. Народные традиции Прослушание лекции
2. Народный этикет и проблемы его возрождения. Народное творчество, поэзия и стихи
3. Этнопедагогика как педагогика межэтнического согласия. Тренинг
4. Народная педагогика и педагогическая наука. Лекции
Результаты анкетирования педагогов сельских и городских школ по коррек-ционно-развивающей работе представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результата коррекционно-развивающей работы
Народные тради- Городские Сельские
ции и обычаи Р = 127 Р = 70
Количество % Количество %
Знают 93 73,2 51 72,9
Не знают 34 26,8 19 27,1
По результатам выявления уровня коррекционно-развивающей работы респондентов было выявлено, среди педагогов городских школ 93 учителя (73,2%) знакомы, а другие 34 чел. (26,8%) незнакомы с народными традициями обычаями.
При опросе сельских учителей в количестве 70 человек обнаружены следующие результаты:
1) владеют и не используют в работе 51 чел. - 72, 9%;
2) не знают народные традиции и обычаи 19 чел. - 27,1%.
Сравнительный анализ наших результатов исследования до проведения
коррекционно-просветительской работы с молодыми педагогами и после говорит об успешности нашей деятельности, в результате чего мы можем утверждать, что цель нашего исследования достигнута.
Народная педагогика отражает культурные ценности обучения и воспитания подрастающего поколения. Она не только озабочена процессом обучения и воспитания, но и тем, как развиваются интеллектуальные способности, что способствует их развитию.
Любые нововведения в педагогической практике, которые вы, возможно, пожелаете внедрить, придется корректировать, добавляя элементы народной теории, которой уже руководствуются как учителя, так и ученики.
Учителя всегда пытались организовать свое обучение с учетом фона, способностей, стилей и интересов детей, которых они учат. Это важно, но это не совсем то, что мы планируем.
Наша цель, скорее, состоит в том, чтобы исследовать более общие пути, в которых обучение и воспитание учащихся опирается на обычном общении, что позволяет познать мир с помощью народной педагогики.
Так как воспитание подрастающего поколения на основе этнопедагогиче-ских знаний основывается на значимости народной педагогики, которая состоит в том, что она имеет мощный потенциал средств, позволяющих решить многие проблемы воспитания и обучения. В настоящее время к учителю предъявляются требования всесторонних знаний национальных, культурных, исторических традиций, фольклора и языка народа республики, на территории которой он работает. Учитывая все вышеизложенное, мы можем утверждать, что этнопедагогиче-ская и гуманистическая направленность воспитания подрастающего поколения может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования любого народа.
Джером Брунер утверждал, что учителя должны уделять особое внимание культурному контексту, в котором они работают, и по необходимости обращаться к «народным теориям» и «народной педагогике» [9, с. 44 - 65]. «Педагогика никогда не бывает невинной, - писал он, - это среда, которая несет свое послание» [9].
1. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. Москва, 1998.
2. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. Москва, 1993.
3. Эхаева РМ. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2009.
4. Чеченский фольклор. Грозный, 1990.
5. Джамбеков Ш.А. Нохчийн фольклор. Грозный, 1990.
6. Ингушский фольклор. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959; Т. 1.
7. Сухомлинский В.А. К вопросу об организации школ-интернатов. Советская педагогика. 1988; № 12: 44 - 56.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
9. Брунер Дж. Культура образования. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1996: 44 - 65. References
1. Arsaliev Sh.M.-H. 'Etnopedagogicheskoe nasledie chechencev. Moskva, 1998.
2. Hataev E.E. Narodnaya pedagogika Severnogo Kavkaza. Moskva, 1993.
3. 'Ehaeva R.M. Ideiiopytnravstvennogo vospitaniya vchechenskojnarodnojpedagogike. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
4. Chechenskij fol'klor. Groznyj, 1990.
5. Dzhambekov Sh.A. Nohchijn fol'klor. Groznyj, 1990.
6. Ingushskij fol'klor. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1959; T. 1.
7. Suhomlinskij V.A. K voprosu ob organizacii shkol-internatov. Sovetskaya pedagogika. 1988; № 12: 44 - 56.
8. Volkov G.N. 'Etnopedagogika. Cheboksary, 1974.
9. Bruner Dzh. Kultura obrazovaniya. Kembridzh, Massachusets: Izdatel'stvo Garvardskogo universiteta, 1996: 44 - 65.
Статья поступила в редакцию 02.03.20
УДК 378
Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Personality Psychology and Special Pedagogy, Vladimir State University n.a. A.G. andN.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
Romanova Ye.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages for Professional Communication, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO EDUCATIONAL PRACTICES IN THE CONTEXT OF THE DIGITAL SPACE. In the article, the authors postulate that digital space involves the transformation of educational paradigms, as well as basic skills, learning technologies and information sources. The problem of the possibilities of forming an information and communication culture of youth as an adaptive means for successful socialization is analyzed not only in socio-cultural, but also in cyberspace. The main task is to analyze the educational practices of modern higher education in a digital educational environment and information cyberspace in the Russian Federation, ways of presenting information for the development of sanogenic thinking, protected morality, sociocultural tolerance, constructive design, creative development and transformation of vital space.
Key words: educational practices, digital space, modernization of education, digital generation.
Л.К. Фортова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
А.М. Юдина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
Е.Н. Романова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРАКТИКАМ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА
В данной статье авторы постулируют, что цифровое пространство предполагает трансформацию образовательных парадигм, а также базовых навыков, технологий обучения и источников информации. Анализируется проблема возможностей формирования информационно-коммуникативной культуры молодежи как адаптивного средства для успешной социализации не только в социокультурном, но и в киберпространстве. Основной задачей выступает анализ образовательных практик современной высшей школы в условиях цифровой образовательной среды и информационного киберпространства в Российской Федерации, способы подачи информации для развития саногенного мышления, защищенной нравственности, социокультурной толерантности, конструктивного проектного, креативного освоения и преобразования витального пространства.
Ключевые слова: образовательные практики, цифровое пространство, модернизация образования, цифровое поколение.
В современных реалиях все большее развитие получает цифровое пространство, а детей, родившихся после 1982 года, стали называть «цифровыми», «сетевыми», «Интернет-поколением» [1].
Нельзя не согласиться с исследователем Б. Дендевым в том, что представители цифрового поколения - абсолютные противоположности предшествующим стратам, поскольку для сетевых групп основополагающие ценности - скорость и оперативность [2].
Интересна концепция М. Пренски, который ввел категорию «цифровые иммигранты», характеризующую людей, родившихся раньше цифровой эпохи, но перенявших от нее многие традиции. Их отличие от цифровых страт в том, что они вынуждены адаптироваться ко всему новому, давно известному, Интернет-группам [3].
Большая дифференциация идет и в образовательных практиках, поскольку педагоги, не относящиеся к цифровому пространству, взаимодействуют с Интернет-стратами. Большинство педагогов не готовы принять новые образовательные технологии и по-прежнему продолжают обучать на «доцифровом языке». Что же является базовой образовательной практикой? Прежде всего, письменность и книжная культура, требующие от школьников овладения грамотностью. Совершенно очевидно, что ни обучающийся, ни педагог, не умеющие читать, писать не станут успешными и в полной мере социализированными членами общества. Можно постулировать, что форма совместного чтения выступает начальным видом деятельности в образовательном процессе.
Для получения информации, как в книжном, так и в цифровом мире индивид должен стать частью культуры чтения. К сожалению, эта позиция сегодня крайне слаба, поскольку современные методы получения информации не связаны с чтением, электронные книги все больше вытесняют бумажные, а информационно-коммуникационные технологии - традиционные.
Модернизации в сфере образования инициируют формирование новой образовательной среды, не предполагающей традиционные отечественные технологии [4].
Исследователь М. Фуко в своих работах отмечал, что большинство педагогов - достаточно консервативная социальная группа, сопротивляющаяся различным инновациям, поскольку отрабатывает доцифровой потенциал.
Е.Н. Шапинская констатирует, что в современных реалиях образовательные стратегии и тактики сопротивления, формируемые новым поколением, не совпадают с традиционными технологиями [5].
Сегодня нельзя не заметить, что коммуникативная сфера почти полностью перешла в ареал Интернета. Г. Почепцов отмечает, что и жизнь оказывает влияние на медиа, но и медиа отражаются на социальной действительности [6].
Человек «посткультуры» абсолютно индифферентно воспринимает все образцы и правила, предписанные традиционным образованием, и с легкостью отторгает правила, указанные в учебных программах. Исследователи М. Мдивани, Л. Симонова, Ш. Хисамбеев, отмечают, что цифровое пространство актуали-