Научная статья на тему 'Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов'

Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1785
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ГУМАНИЗАЦИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИЯ (TRADITION) / ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусханова Исита Вахидовна

В статье подчеркивается актуальность гуманистического воспитания студентов на основе этнопедагогических знаний. Обосновывается мысль о значимости народной педагогики, которая состоит в том, что она имеет мощный потенциал средств, позволяющих решить многие проблемы гуманистического воспитания и обучения. Отмечается, в настоящее время к учителю предъявляется требование всесторонних знаний национальных, культурных, исторических традиций, фольклора и языка народа республики, на территории которой он работает. Именно поэтому автор утверждает, что этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов»

УДК 37.01:39 ББК 74.65 М 91

И.В. Мусханова

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье подчеркивается актуальность гуманистического воспитания студентов на основе этнопедагогических знаний. Обосновывается мысль о значимости народной педагогики, которая состоит в том, что она имеет мощный потенциал средств, позволяющих решить многие проблемы гуманистического воспитания и обучения. Отмечается, в настоящее время к учителю предъявляется требование всесторонних знаний национальных, культурных, исторических традиций, фольклора и языка народа республики, на территории которой он работает. Именно поэтому автор утверждает, что этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования Чеченской Республики.

Ключевые слова: этнопедагогика, гуманизация, народная педагогика, образование, традиция (tradition), личность, духовность, нравственность, этнос.

I.V. Muskhanova

The ethic-pedagogical orientation of student humanistic education

Abstract: The paper emphasizes the urgency of humanistic education of students on a basis of ethnic-pedagogical knowledge. The author substantiates the idea of the importance of national pedagogy having the powerful potential of the means to solve many problems of humanistic education and training. Now the teacher should know national, cultural and historical traditions, folklore and language of people of the republic in the territory of which he works. For this reason, the author asserts that the ethnic-pedagogical orientation of humanistic education of students can be considered as the major social - pedagogical principle reflecting contemporary public tendencies in construction and functioning of an education system of the Chechen Republic.

Key words: ethnic pedagogy, humanization, national pedagogy, education, tradition, the person, spirituality, morals, ethnos.

В связи с процессами гуманизации и демократизации образования перед российским обществом возникают сложнейшие задачи, связанные с переоценкой ценностей. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, любимая работа, мир, красота, дружба привлекали людей во все времена. Как бы ни происходило историческое развитие народа, вышеуказанные ценности не утрачивают своей значимости, потому что они несут в себе гуманистическое начало.

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. Главной идеей данной концепции является утверждение мысли о том, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность.

Гуманистическое мировоззрение предполагает активизацию духовного потенциала общества, так как от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.

Давно уже стало традицией постоянно подвергать критике школьное образование, видеть много недостатков в прошлом народного просвещения. К недостаткам относят обучение на неродном для детей языке, оторванность семьи от школы, а вернее сказать, отход семьи от воспитания, ослабление религии с традициями и др.

Но нельзя так однозначно строго критиковать народные школы прошлого, так как их работа строилась с учетом требований времени, в соответствии с традициями народной педагогики.

Образование в значительной степени зависит от качества подготовки педагогических кадров, степени развития их мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Предметная направленность профессиональной подготовки педагогов не оказывает существенного влияния на становление личности профессионала. Общекультурная и психолого-педагогическая подготовка оказывается лишь формально присоединенной к специальной, но не является ведущей, пронизывающей все содержание подготовки педагогов.

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической ответственности педагогов. Он обусловлен закономерностью, согласно которой их готовность принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики, формирование педагогических ценностей, на которые будет ориентирован учитель в своей профессиональной деятельности.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие образовательной системы. Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение профессии учителя определяются гуманистическими принципами и идеалами. Закрепляясь в его сознании, аксиологические модели, содержащие систему ценностных ориентаций на эмпатийное общение, творчество в педагогической деятельности, развитие личности, профессиональное сотрудничество и т.д., образуют гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Почему так важно обращение к народной педагогике? На наш взгляд, значимость народной педагогики состоит в том, что она имеет мощный потенциал средств, позволяющих решить многие проблемы гуманистического воспитания и обучения.

Говоря о важности народной педагогики, К.Д. Ушинский писал: «... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [1].

По мнению Ушинского, средствами выражения народности являются родной язык, народное творчество, из которых вырастают литература, поэзия, музыка, живопись. Изучение географии и природы родного края, истории своего народа является также одной из составляющих народности воспитания.

С народностью воспитания неразрывно связаны принципы демократизма и гуманности. Если учитель в своей деятельности не учитывает индивидуальные психологические особенности ребенка, подавляет и принуждает личность ребенка, то между ними складываются нездоровые отношения.

Великий гуманист Л.Н. Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом в обучении и воспитании. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как «дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик» [2].

Успех в обучении и воспитании зависит от таких нравственных качеств учителя, как любовь к педагогическому труду и любовь к учащимся.

«Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Л.Н. Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и к ученикам, он -совершенный учитель».

Русский педагог К.Н. Вентцель в своих педагогических воззрениях в центр учебновоспитательного процесса ставил ученика, а целью этого процесса считал развитие творческого, инициативного, свободного человека. Сущность метода, который должен использовать в своей деятельности учитель, К.Н. Вентцель формулирует следующим образом: «Этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, методом приведения ребенка в состояние наибольшей активности.» [3].

Требования к гуманности учителя, сформулированные представителями различных исторических эпох, характеризуются общими чертами. Причина такой общности кроется в устойчивых внутренних потребностях педагогического процесса - необходимости сотрудничества в нем всех его участников.

Естественно, во взглядах и мыслях педагогов находит отражение историческая ограниченность того или иного периода. Это связано с тем, что разработка и внедрение идеи гуманизации образования и подготовки учителя были связаны не только с прогрессом непосредственно самого образования, ростом педагогического мастерства, совершенствованием методов обучения и воспитания, но и с социальным прогрессом в целом. Следовательно, решить эту проблему можно было лишь при условии преобразования общественно-политического строя на основе демократизации и гуманизации всей жизни общества. Только создание гуманной атмосферы в обществе могло привести к изменению нравственной атмосферы в школе и к перестройке системы подготовки учителя.

В 80-е годы широкую известность получили гуманистические идеи педагогов-новаторов, таких, как Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенко, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др., которые, несмотря на своеобразие представленного ими опыта, сформулировали основные идеи, методы и приемы педагогики сотрудничества.

В предложенной вышеуказанными педагогами ценностной ориентации педагогики сотрудничества ключевое место занимают личностные гуманистические установки учителя. Это, прежде всего, установка на принятие любого ученика таким, каков он есть: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть», -утверждает Ш.А. Амонашвили [4].

Вторая установка - эмпатическое понимание ученика, когда учитель действует каждый раз «здесь и теперь», стремится проникнуть во внутренний мир ученика и увидеть окружающий мир его глазами. «Постоянно учиться смотреть на себя глазами детей», -призывал И.П. Иванов [5].

Следующая гуманистическая установка направлена на доверительное, открытое общение с учащимися. Духовный мир учителя, мир его проблем, радостей, переживаний, сомнений, побед открыт для ученика. Только такое доверие учителя к учащимся порождает их доверие к нему, располагает на откровенный диалог. Как отмечает Е.Н. Ильин: «По-настоящему учитель открыт только ребятам» [5].

Настоящее время требует от учителя всесторонних знаний национальных, культурных, исторических традиций, фольклора и языков народов республики, на территории которой он работает.

С учетом гумнизации образования и профессиональной подготовки педагога следует привести следующие характеристики гуманистически подготовленного учителя:

- высокая гражданская активность и социальная ответственность;

- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Для реализации вышеперечисленных характеристик в профессиональной подготовке учителя Аралиев Ш.М-Х., Шиянов Е.Н. рекомендуют учитывать единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности учителя в условиях широкой гуманизации педагогического образования, бережное и уважительное отношение к личности как к субъекту общения, познание, ориентацию на неповторимую личность каждого учителя.

Среди потерь последнего десятилетия наиболее страшна для чеченского общества утрата духовности, восстановление которой мы видим в возрождении духовной национальной школы.

Из года в год, из века в век чеченский народ накапливал обычаи и традиции, лучшие из которых передавали детям и внукам. Традиционная чеченская культура воспитания, полная естественного очарования, непосредственности, в какой-то мере и простодушной наивности, способствует обогащению личности, с самых ранних лет прививая человеку чувство любви к родине, родной природе, родному языку, окружающим людям.

Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных чеченских традиций невозможно без возрождения чеченской традиционной культуры воспитания. Именно чеченская традиционная культура воспитания существенно влияет на формирование культуры национального общения, позволяет предотвращать межнациональные разногласия, способствует воспитанию уважения к обычаям, языку, искусству, истории как своего, так и других народов мира.

Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов может быть рассмотрена как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования Чеченской Республики. По своим целевым функциям гуманистическая направленность подготовки учителя является условием гармонического развития личности учителя, обогащения ее творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей. Гуманистическая направленность подготовки учителя есть процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности.

Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов - это процесс очеловечивания воспитания: признание ценности студента как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, создание условий для проявления его способностей, индивидуальности.

Важнейшими функциями воспитания в условиях гуманистической направленности этнопедагогического содержания подготовки учителя становятся следующие:

- приобщение будущих учителей к ценностям этнической культуры;

- их интериоризация и на этой основе формирование духовности и направленности;

- создание условий для развития студента как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

- оказание помощи студенту в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении, полноценной самореализации.

Как известно, этнопедагогика чеченцев, как и этнопедагогика других народов состоит из двух объектных феноменов - народной педагогики и народного воспитания.

Отличительной чертой народной педагогики чеченцев является участие старейшин в роду и всех родственников в воспитании детей. Дети в чеченских семьях возведены до культа.

Поэтому необходимо при подготовке учителей учитывать эту отличительную особенность. Этнопедагогическая направленность гуманистического воспитания студентов должна включать следующие аспекты:

- использование таких моральных качеств чеченского народа, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к представителям старшего поколения;

- изучение и обобщение опыта семейного воспитания чеченцев;

- пропаганда трудового воспитания чеченцев;

- использование национального чеченского этикета и устного народного творчества на выработку норм и правил поведения молодежи;

- использование народных традиций и обрядов в формировании нравственных качеств будущих учителей.

Почтительное, особо уважительное отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством. Здесь следует отметить особенность воспитания в чеченской семье уважения к старшим как одно из важнейших требований нравственности. Уважение к старшим признается высшим достоянием личности.

В народе говорят: «Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца». В чеченской семье принято знать имя седьмого деда по отцу и по линии матери.

Детей с малых лет учат доверять старшим, проявлять по отношению к ним уважение, вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

У чеченцев принято заботиться о старших. Возвращаясь вечером с работы, сыновья, прежде всего, шли к родителям, чтобы справиться о здоровье, поделиться радостями и заботами. Родители в свою очередь давали советы молодым, как быть в той или иной ситуации. Такое поведение демонстрирует дань уважения родительской мудрости.

В чеченской семье считалось и считается недопустимым, если дети ослушаются дедушку, бабушку или других старших родственников, соседей. Очень часто встречаются случаи, когда дети зовут своих родителей по имени, а дедушку и бабушку «дада» и «мама». Почитают не только младшие старших, но и старшие относятся к детям с чувством глубокого уважения. Представители старшего поколения уважают чувство собственного достоинства молодых, с малых лет видят в них личность. Так, например, в чеченской семье все члены семьи из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.

Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения считалось и считается большим недостатком в воспитании, нарушении этики. Этот обычай нашего народа был перенят «русскоязычным» населением, проживавшим на территории республики.

Старики в доме чеченцев находятся на особом положении. В народе говорят: «В этом доме всегда будет благополучие». Причина благополучия в том, что в доме есть старики. Они олицетворяют собой согласие, а значит, покой, мудрость, счастье. Богатый практический опыт, тонкое знание жизни народа, умение дать совет в нужный момент -все это очень помогает молодым неопытным людям.

Перечисленные нами нормы и правила поведения по отношению к старшим создают особую атмосферу доброго взаимопонимания, хороший нравственнопсихологический климат. Поэтому можно смело сказать, что старики у нас не чувствуют себя тягостной обузой, а, наоборот, понимают свою полезность и это содействует их моральной стойкости и выносливости.

Чеченские песни, сказки, поговорки, пословицы восхваляли добрые взаимоотношения старших и детей, обращали особое внимание на их обязанности друг перед другом. Уважительное отношение к матери и отцу - священный долг каждого сына и дочери. В народе говорят: «Если не будут довольны тобой отец или мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят».

Умение преподавателя правильно использовать в работе со студентами такое моральное качество, как чувство глубокого уважения к представителям старшего поколения, поможет вернуть веру каждого из них в гуманистические ценности. В настоящее время очень важно исправить серьезно деформированные этнические нормы: социальная справедливость, уважение к человеческому достоинству, доброта, милосердие, справедливость, порядочность и другие.

В.Г. Белинский, говоря об огромной роли обычаев, традиций в жизни не только народа, но и отдельного человека, писал: «Человек - самый развратный, закоренелый в пороках, смеющийся над всем святым, покоряется обычаям, даже внутренне смеясь над ними. Разрушьте их внезапно, не заменив тотчас же новыми, и вы разрушите все опоры, разорвутся все связи общества, словом, уничтожите народ.» [6]. Эта идея в еще более строгом обобщении представлена А.С. Пушкиным: «Обычай - деспот меж людей!».

Отношение к жизни не появляется в сознании человека само по себе. Оно формируется, в первую очередь, в семье. Достоинство человека не зависит ни от его общественного положения, ни от конкретного характера труда, ни даже от личных способностей. От самого человека, от его воспитания будет зависеть, насколько высоко он будет нести свое достоинство, осуществлять свое человеческое назначение.

В чеченских семьях существовали целые ритуалы по воспитанию молодого человека поколения, достойных продолжателей семьи, рода, тайпа. Чеченская пословица гласит: «Сколько ты отдаешь, столько ты и получишь». Все родители мечтают видеть своих детей нравственно воспитанными. А это возможно лишь при выполнении двух важных условий: воспитание на примерах собственной жизни; формирование у детей соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, моральных качеств личности.

Несмотря на то, что в воспитании подрастающего поколения участвуют такие социальные институты, как дошкольные учреждения, школы, вузы, главное место занимает семья.

Исследованию этнопедагогического потенциала чеченской семьи посвящена работа Алихановой Р.А. В ней подчеркивается, что влияние педагогического пространства этноса проявляется в объективных и субъективных формах.

Под этнопедагогической микросредой чеченской семьи мы понимаем часть пространства Вселенной, занимаемой чеченской семьей, в которой реализуется главнейшая из этнопедагогических целей, состоящая в воспроизводстве и воспитании потомства, ориентированного на верность национальным идеалам и максимально воплощающего в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет.

В этнопедагогической микросреде чеченской семьи прослеживаются три видения:

- человек как ребенок в своей семье;

- человек как глава семьи;

- человек как патриарх для семей, детей и внуков.

В области семейного воспитания обычаи и традиции служат одним из средств передачи подрастающим поколениям и культуры взаимоотношения людей. В целом, воспитание детей в соответствии с традиционным этикетом регламентировало поведение всех членов общества в зависимости от пола, возраста, семейного и общественного положения. Осознанность целей воспитания, однотипность этических правил способствовали в комплексе всестороннему развитию подрастающего поколения, вырабатывали определенную ее системность. В основе воспитания лежали народные знания, проверенные жизненным опытом. Этикет, который складывался в течение длительного периода времени и соответствовал тем социально-экономическим условиям, в которых он появился и бытовал у чеченцев, таким образом, играл существенную роль.

В чеченской семье, как у многих других народов, материнство рассматривается как высшая социальная ценность. Мать - главный воспитатель в семье. С колыбельной песни, со сказки, рассказанной в детстве, с народных легенд начинается усвоение и познание красоты родной речи, прививается любовь к родному очагу, к родной земле.

Издревле чеченцы понимали, что дети не только радость, но и долг перед обществом. История свидетельствует о том, что в воспитании в чеченских семьях существовал определенный свод законов. Так, например, совершеннолетие юношей отмечалось своеобразным экзаменом на зрелость. Юноши демонстрировали перед старейшинами села свое умение владеть кинжалом, саблей. Чеченцы считают, что народ,

у которого нет сыновей, готовых умереть за свободу своей родины, не может существовать.

Очень большое значение в семейном воспитании чеченцев имеют межличностные взаимоотношения детей. Обычно старшие из детей активно участвуют в воспитании младших. Чеченская народная пословица гласит: «Хорошие дети подобны меду, плохие дети подобны саранче».

Высоко чтится согласие в семье. Народная мудрость утверждает: «Если в семье лад, будет в ней и клад». Говоря о семейном воспитании чеченцев, следует привести слова поэта Ахмада Сулейманова, который пишет, призывая к согласию в семье:

Когда я недружную вижу семью,

То словно терплю пораженье в бою:

На сердце обида, тоска и печаль,

И тех, кто живет в этом доме, мне жаль.

В семейном воспитании чеченцев существуют пять заповедей, которые передаются из поколения в поколение, напутствуя молодых родителей. Первое - трудолюбие, как символ благополучия. Второе - общительность, как средство познания других. На третьем месте - щедрость, как умение делиться не только тем, что имеешь, но и тем, что знаешь. Четвертое - честность, как слагаемая справедливости. Пятое - чуткость, как умение сопереживать, сострадать, как готовность всегда прийти на помощь.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, правомерен вывод, что в формировании нравственных качеств личности, несомненно, доминирующее положение занимает семья, а становлению гуманности в обществе способствует комплексный подход родителей, учителей, воспитателей. Важную роль во всех этих процессах играют духовное тепло, богатство нравственных ценностей, которые несут в себе прогрессивные народные традиции и обычаи.

Примечания:

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К.Д. Собрание шчинений. Т. 9. М.,

1950.

2. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

3. Васильцева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

5. Педагогический поиск: сб. ст. М., 1987.

6. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1948.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ushinsky K.D. Person as a subject of education // Ushinsky K.D. Collection of writings. V. 9. M., 1950.

2. Tolstoy L.N. Pedagogical writings. M., 1989.

3. Vasiltseva Z.P. Wise precepts of national pedagogy. M., 1983.

4. Amonashvili Sh.A. Speculations about humane pedagogy. M., 1996.

5. Pedagogical search: Col. of papers. M., 1987.

6. Belinsky V.G. Selected pedagogical writings. M., 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.