3. Фарков А.В. Математические олимпиады. Методика подготовки и проведения. 5 - 11 классы: учебное пособие. Изд-во: Вако, 2018.
4. Капкаева Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика: в 2 ч.: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2018; Ч. 1.
5. Битуова Д.Р Одаренные дети: проблемы и перспективы. Исследовательская деятельность школьников. 2005; № 3.
6. Гусев В.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе: психология математического образования. Москва: Изд-во: Дрофа, 2010. References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897 (v red. ot 31.12.2015). Available at: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-matematiki/
2. Farkov A.V. Organizaciya vneklassnoj raboty po matematike v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. 5 - 11 klassy: uchebnoe posobie. Izd-vo: Ileksa, 2016. - 248 s.
3. Farkov A.V. Matematicheskie olimpiady. Metodika podgotovki iprovedeniya. 5 - 11 klassy: uchebnoe posobie. Izd-vo: Vako, 2018.
4. Kapkaeva L.S. Teoriya i metodika obucheniya matematike: chastnaya metodika: v 2 ch.: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018; Ch. 1.
5. Bituova D.R. Odarennye deti: problemy i perspektivy. Issledovatel'skaya deyatel'nost'shkol'nikov. 2005; № 3.
6. Gusev V.A. Teoreticheskie osnovy obucheniya matematike v srednej shkole: psihologiya matematicheskogo obrazovaniya. Moskva: Izd-vo: Drofa, 2010.
Статья поступила в редакцию 07.11.19
УДК 37.013 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10044
Ekhayeva R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
IDEAS OF PUBLIC EDUCATION IN ETHNOPEDAGOGY. The paper discusses involvement of folk pedagogy into the upbringing and development of an individual. The objective of the study is to justify the development of personality on the traditions of folk pedagogy. The idea of the work is associated with the development and application of an ethnocultural approach as a means of personality development to the educational system. The experience of personal education on the basis of the contents of moral and ethno-cultural impact of folk pedagogy on the basis of empirical research, the goals, methods and techniques of the impact of folk pedagogy on the process of education are analyzed. Through experimental studies, the knowledge of the cultural historical and folk traditions of modern youth has been studied. The paper presents a model for the development and education of cultural and ethnic values in young people.
Key words: ethnopedagogy, personality, ethnic culture, folk pedagogy.
Р.М. Эхаева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ИДЕИ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ
В данной работе рассматривается участие народной педагогики в воспитании и развитии личности. Цель исследования заключается в обосновании развития личности на традициях народной педагогики. Идея работы связана с разработкой и применением этнокультурного подхода как средства развития личности в системе образования. Проанализирован опыт воспитания личности на основе содержания нравственного и этно-культурного воздействия народной педагогики. На основе эмпирического исследования определены цели, методы и приемы воздействия народной педагогики на процесс воспитания и благоразумного управления воспитанника. Путем экспериментальных исследований выявлен уровень знаний культурных исторических и народных традиций современной молодежи. В работе представлена модель для развития и воспитания у молодежи культурных и этнических ценностей.
Ключевые слова: этнопедагогика, личность, этническая культура, народная педагогика.
Идея народного воспитания в данное время является одним из актуальных направлений при отсутствии единой воспитательной цели. Решение данной проблемы является прерогативой каждой национальной и этнической культуры.
Культурно-исторический опыт, передаваемый из поколения в поколение, формируют у ребенка приоритетные ценности той культуры и нации, к которой он принадлежит
Ценности, передаваемые воспитаннику через активное общение и обучение в своей национальной субкультуре, способствуют развитию творческого потенциала личности.
На значимость народного педагогического опыта указали в своих трудах такие известные педагоги, как Добролюбов Н.А., Коменский Я.А., Сухомлин-ский В.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д. и др., рассматривая в своих трудах различные системы нравственных обязанностей воспитуемого и воспитателя [1].
Сухомлинский В.А. отмечал важность и необходимость глубокого изучения народной педагогики, подчеркивая ее практическое значимость. Доказательством тому являются следующие его слова: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [2].
Мы в своем исследовании опирались на идеи таких ученых, как Сокольников Ю.П., Сокольникова Э.И., Солдатенков А.Д., Суханов И.В., Хинбергов Я.И., Хинтибидзе А.Ф., Чеснов Я.В. и др.
Научная новизна нашего исследования заключается в обосновании значения и влияния народной педагогики в деле нравственного воспитания подрастающего поколения; охарактеризован сложившийся опыт народного воспитания совершенной личности; определены цели и содержание нравственного воспитания школьников; выявлены факторы, методы и приемы педагогического воздействия на школьников в ходе учебно-воспитательного процесса и внеклассной работы; разработана программа использования идей и опыта нравственного воспитания народной педагогики в условиях общеобразовательных школ.
Духовным наследием каждого народа является опыт, накопленный на протяжении веков и тысячелетий, где зарождались представления о человеке, семье, детях, воспитании подрастающего поколения.
Известно, что естественность и перманентность воспитания предполагают связь поколений, единство прошлого, настоящего и будущего.
По мнению академика Г.Н. Волкова, именно «в чеченской народной педагогике строго установлены взаимосвязь и взаимодействие следующих социальных макроструктур: без памяти - нет традиций, без традиций - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности» [3].
«Народный идеал человека всегда выражает собой степень самосознания, его взгляды на пороки и добродетели - выражает народную совесть» [4].
В свое время Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что в отличие от образования воспитание носит национальный характер, так как в ходе эволюции каждый народ в процессе жизненных устоев сформировал определенный образ человека-идеала, приемлемый обществом и вобравшим в себя те моральные устои, которые выражены в национальных представлениях и понятиях о совершенном человеке.
Создавая образ идеальной личности, мы не можем утверждать, что она является безусловным примером для подражания и универсальным для любого представителя этнической, национальной и культурно-исторической принадлежности как таковой.
Учитывая выше сказанное, мы можем согласиться с тем, что меняется эпоха человеческого развития и влечет за собой перемены о преставлении совершенной личности.
«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях. Идеал у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием. Выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы», - писал К.Д. Ушинский [5].
Изучив народные традиции и обычаи, которые складывались веками и дошедшие до наших дней, становится ясно, что они были приемлемы для общества, благодаря чему остались в бытности народа как устои национального атрибута. Нами наблюдается в изучаемых произведениях народного творчества, искусства и традициях чеченского народа приемлемый образ идеального человека, которым является тот, кто обладает такими качествами, как честь, трудолюбие, скромность, сдержанность, доброжелательность, гостеприимство, верность слову, почтительное уважение к старшим и забота к младшим и т.д.
Народная педагогика не только прописывает нравы идеального человека, приемлемого обществом, а воспитывает и направляет к необходимой цели, создавая для этого условия на принципах реальной жизненной позиции, где человек становится сильным духом и физически, умеет преодолевать трудности суровой жизни и без отчаяния вырабатывает в себе стойкость, выносливость и оптимизм.
В данной работе мы провели сравнительный анализ среди учащихся городских и сельских школ для выявления уровня знаний по народным традициям и обычаям, степень сформированности умений и их соблюдения учащимися.
При обработке анкеты мы исходили из следующих уровней при ранжировании ответов: низкий - не ответили, средний - затруднились, высокий - ответили.
Из опрошенных 85 учащихся 5 - 9 классов городских школ 15 учеников (17,6%) ответили, 19 учеников (22,4%) затруднились и 51 учеников (60%) не ответили.
Из опрошенных 95 учащихся сельских школ 27,4% ответили, 22,1% (21 ученик) затруднились, 48 учеников (50,5%) не ответили
Было отмечено преобладание низкого уровня знаний этнокультурного характера.
Исходя из результатов анкетирования, была проведена коррекционная работа с учащимися в виде кружка на основе разработанной модели, которая состоит из трех основных модулей, модель отображена в табл. 1.
Таблица 1
Структура модели развития уровня знаний этнокультурного характера учащихся
№ п/п Наименование модуля Содержательная часть модуля
1. «Голос сердца» встреча с долгожителями, сказателями, песенниками, музыкантами (приглашение их в школу, выезды к ним)
2. Вечер по теме «Мать на жизненном пути человека» концерты, игры на знание скороговорок и народных игр
3. «Наша республика вчера и сегодня» оформление стендов
Сравнительный анализ результатов проведенного эксперимента по двум группам, контрольной и экспериментальной, представлен в табл. 2.
Результаты эксперимента показали, что в ходе целенаправленной работы учащиеся начали лучше понимать традиции и обычаи своего народа, проявлять интерес и внимание к истории своих предков.
Проведенное исследование позволяет заключить, что идеи и опыт нравственного воспитания народной педагогики обладают богатыми возможностями для нравственного воспитания подрастающих поколений, так как в них получили широкое распространение сугубо специфические воспитательные традиции, ценные мысли о воспитании.
Педагогические ценности любого народа имеют глобальный характер, и у каждого народа отражается их национально-этническое своеобразие. Исходя из того, что в укладе семьи любого народа имеется и общее, и особенное, и единичное, можно утверждать, что в чеченской народной педагогике есть своя специфика семейного воспитания.
Мы можем констатировать, что этнопедагогическая микросреда чеченской семьи является тем воспитывающим полем личности, которое предопределяет дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства, позволяет ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой среде, достойно неся звание настоящего чеченца.
Каждый народ в процессе своего развития создал и передавал из поколения в поколение народное представление о совершенстве человеческой личности.
Библиографический список
Анализ традиций чеченского народа, произведений устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства позволяет нам заключить, что для чеченцев идеалом является человек чести, закаленный физически, любящий свой народ, бесстрашный, готовый к труду, обладающий высокими нравственными качествами - человеколюбием, трудолюбием, чувством национальной свободы и человеческого достоинства, умением сотрудничать, ненавязчивостью в общении с посторонними и близкими, гостеприимством, скромностью, сдержанностью, доброжелательностью, верностью слову, почтением к старшим и женщинам, умением заботиться о подрастающем поколении.
Таким образом, изучение вопроса об идеале в чеченской народной педагогике позволяет нам констатировать, что в нем отражаются реальные помыслы и желания людей улучшить существующие условия и отношения в обществе, которые получают отражение сначала в их сознании, а затем в деятельности, направленной на реализацию содержания идеалов. Нравственные идеалы не только ориентируют сознание людей на совершенствование тех или иных действий, направленных на реализацию их составляющих, но и способствуют передаче в концентрированной форме социального опыта, мечты и желаний одного исторического времени другому через идеалы.
Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что у чеченцев модель «настоящего горца» или горянки предполагала развитие духовных и физических способностей, а для широких народных масс, разумеется, первостепенное значение приобретали развитие трудовых умений и нравственных качеств.
Нравственное воспитание молодежи было всегда предметом особой заботы общества. Совокупность принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении, заключается в морали - форме общественного сознания.
Одной из основных задач формирования нравственного облика подрастающего поколения народ считал гуманность. Отличительным признаком этой черты морали является признание человека наивысшей ценностью, независимо от его социальной принадлежности, национальности, пола, вероисповедания. Одно из конкретных проявлений гуманизма народ видит в культуре взаимоотношений, поведения, чувств, т.е. в культуре своей повседневной жизни.
В приведенных материалах отразилась идея о том, что нравственная сторона внутрисемейных отношений является уникальным воспитательным фактором. Именно в семье прочно и глубоко дети усваивают в процессе подражания и сопереживания нравственные позиции родителей, которые проявляются в их привычках, суждениях и оценках, в их отношениях к другим людям. Подводя итог, следует отметить, что содержание нравственного вос-
питания в чеченской народной педагогике включало формирование в каждом молодом человеке личных и общественных начал, любовь к родине, воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений и взаимного уважения между людьми (гостеприимство, уважение к старшим, женщине, внутрисемейные отношения).
Одним из главных моральных требований к молодому поколению считается добросовестное, сознательное отношение к труду. Народная мудрость прославляла и высоко ценила трудовой образ жизни. Труд является мерилом человеческого достоинства, если этот труд свободный, честный и направлен на удовлетворение личных и общественных потребностей.
Родители воспитывали своих детей стойкими, мужественными и непримиримыми к несправедливости, недостойному в поведению, образу жизни.
Народная педагогическая мудрость и народные воспитательные средства - родное слово, национальные традиции, народное искусство, создававшиеся веками, семейно-бытовая культура, неиссякаемое педагогическое творчество народа являются неисчерпаемым источником, который при полном его использовании может внести значительный вклад в обогащение педагогической науки, в упрочение творческого союза семьи и школы, в решение современных воспитательных проблем, связанных с семейной и школьной педагогикой, составляющих народную духовно-нравственную основу, залога гуманистического воспитания человека.
Таблица 2
Уровни знаний и применения народных традиций и обычаев
Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Городские Р=85 Сельские Р=95 Городские Р=85 Сельские Р=95
К-во % К-во % К-во % К-во %
Высокий 15 17,6 26 27,4 47 55,3 51 53,7
Средний 19 22,4 21 22,1 26 30,6 35 36,8
Низкий 51 60 48 50,5 12 14,1 9 9,5
1. Калыбекова А.А., Корнилко И.А. Использование идей народной педагогики в семейном воспитании. Воспитание школьников. 2013; № 5: 69 - 73.
2. Эхаева РЭ. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2009.
3. Волков Г.Н. Традиции - неотъемлемая часть народной педагогики. Москва: Советская педагогика, 1985.
4. Байтуганов В.И., Холина Л.И. Развитие личности школьника на традициях народной педагогики в сетевых структурах образования. Вестник педагогических инноваций. 2017; № 4 (48): 69 - 74.
5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Москва: АПН СССР 1948; Т. 9.
References
1. Kalybekova A.A., Kornilko I.A. Ispol'zovanie idej narodnoj pedagogiki v semejnom vospitanii. Vospitanie shkol'nikov. 2013; № 5: 69 - 73.
2. 'Ehaeva R.'E. Idei i opyt nravstvennogo vospitaniya v chechenskoj narodnoj pedagogike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2009.
3. Volkov G.N. Tradicii - neot'emlemaya chast' narodnoj pedagogiki. Moskva: Sovetskaya pedagogika, 1985.
4. Bajtuganov V.l., Holina L.I. Razvitie lichnosti shkol'nika na tradiciyah narodnoj pedagogiki v setevyh strukturah obrazovaniya. Vestnikpedagogicheskih innovacij. 2017; № 4 (48): 69 - 74.
5. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Sobranie sochinenij. Moskva: APN SSSR, 1948; T. 9.
Статья поступила в редакцию 05.11.19
УДК 37.05 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10045
Mamedova L.F., military officer (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
Tomilin AN, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
ESSENTIAL PROVISIONS OF THE PHENOMENON "PROFESSIONAL PATRIOTISM". Today, every employer requires not only a special number of specialists not only professional competence from each employee, but also high responsibility and dedication to the profession and the company, which brings professional patriotism. The professionalism of the people means not only a thorough professional knowledge, skills, development skills, responsibility, duty and responsibility of the employee, but also his love for the profession, position, to the labor collective, enterprise, to the industry, the professional community, as well as their own findings. All this allows researchers to talk about professional patriotism. In the article the author defines the meaning and contents of such concepts as "patriotism" and "professionalism" on the basis of definitions contained in academic dictionaries and the researchers' own approaches in Russia to the considered phenomenon. The author's definition, characteristic features and basic essential provisions of the considered phenomenon are given.
Key words: education, definition, patriotism, profession, professional patriotism, essence, content, formation.
Л.Ф. Мамедова, военнослужащая, г. Новороссийск, E-mail: [email protected]
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
СУЩНОСТНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ»
Сегодня каждый работодатель требует от каждого сотрудника и особенного начинающих специалистов не только профессиональной компетентности, но и высокой ответственности и преданности профессии и компании, что выводит профессиональный патриотизм на первый план. Профессионализм людей означает не только наличие основательных профессиональных знаний, мастерство, развитость навыков и умений, обязанность, долг и ответственность работника, но и его любовь к профессии, к занимаемой должности, трудовому коллективу, предприятию, своей отрасли, профессиональному сообществу, а также к результатам собственного труда. Все это позволяет говорить о профессиональном патриотизме. В статье автор на основе дефиниций, содержащихся в академических словарях и авторских подходов отечественных ученых к рассматриваемому феномену, определяет сущность и содержание таких понятий, как «патриотизм» и «профессионализм». Приводится авторское определение, характерные особенности и основные сущностные положения рассматриваемого феномена.
Ключевые слова: воспитание, определение, патриотизм, профессия, профессиональный патриотизм, сущность, содержание, формирование.
Проведение реформ в нашей стране повлекло за собой изменение характера взаимоотношений в профессиональной среде, расширилось поле профессиональных и личностных мотиваций в угоду конкурентоспособности на рынке труда, изменились ценности и ценностные ориентации специалистов. Сегодня во главу угла ставятся профессиональные компетенции, индивидуальное профессиональное мастерство, а вместе с ними и профессиональная востребованность специалиста.
Произошедшие перемены в России, а также и в мировом сообществе, актуализируют рассматриваемую тему исследования следующими факторами:
- социальные, политические и экономические преобразования обусловили реформирование профессионального образования;
- отказ от надсмотра, контроля и партийно-идеологических сопровождений в педагогике помог обратить внимание ученых и исследователей на гуманистические составляющие в сфере образования;
- внедрение цифровых технологий в экономику изменило отношение работодателей к подбору специалистов, что повысило уровень их профессиональной ответственности и профессионального сознания;
- переход отечественного профессионального образования на стандарты Болонского соглашения привел к частой сменяемости работников. По данным опроса, осуществленного в 2014 году журналистами делового портала «BFM.ru» [1], почти половина (42%) респондентов выразили готовность поменять место работы, более того, такая тенденция сохраняется и сегодня.
Все перечисленные факторы можно смело назвать закономерностями реформирования системы образования в России, посредством которых закрепились, например, такие приоритеты и принципы в профессиональном образовании, как:
- учет потребностей, возможностей и интересов обучающихся;
- достижение высокого уровня компетентности и профессионализма;
- подготовка обучающихся к жесткой конкуренции на рынке труда.
Обращаясь к вопросам реформирования российского образования, необходимо обратить внимание на современную постановку образовательных целей и задач в воспитательном и образовательном процессе морских вузов. Одной из инновационных задач учебно-воспитательного процесса курсантов является
воспитание профессионального патриотизма, формирование ценностного отношения не только к профессии и специальности, но и к своему судну, компании, морской индустрии.
Сущностные положения профессионального патриотизма. Несомненно, что, определяя сущность дефиниции «профессиональный патриотизм», необходимо обратиться к данным толковых русских словарей. Например, в словаре С.И. Ожегова патриотизм рассматривается как чувство - любовь к своему народу и любовь к своему отечеству [2].
Патриотизм, рассматриваемый как совокупность социально-нравственного принципа и социально-политического принципа, помогающего обретать и выражать человеку: чувство любви к родине; готовность к ее защите от посягательств; чувство гордости и сопереживания к национально-культурным традициям родины, представлен в Российской педагогической энциклопедии [3].
На наш взгляд, наиболее полное содержание термина «патриотизм» представлено в Современной энциклопедии [4], здесь патриотизм предлагают понимать как привязанность к малой родине, языку, традициям, народной культуре, которая сопровождается искренним чувством любви и полного соучастия. И лишь в Кратком словаре по философии [5] термин «патриотизм» приобретает иной смысл, патриотизм здесь рассматривается как «принцип, который обозначает любовь к отечеству и готовность предано служить ему и его интересам».
Таким образом, патриотизм - это некое совершенно уникальное для гражданина своей родины явление, требующее целостного понимания его сущности, проявлений чувств и духовных связей по отношению к своей родине и к своему народу, которое определяется степенью любви и ценностным отношением к семье, традициям, вере, культуре и пр.
Дефиниция «патриотизм» в исследованиях современных отечественных ученых приобретает более широкий смысл и направленность. Например, в работах Н.В. Ипполитовой [6] нетрудно заметить, что патриотизм рассматривается как нравственное качество, за которым стоит степень истинного отношения к Отечеству, родине, государству. В.И. Лутовинов [7] под патриотизмом понимает ценность, которая присуща каждому члену социума своего государства и которая возводится в ранг духовного личностного достояния в процесс активной деятельностной самореализации во благо родины. С.Н. Томилина [8] отмечает,