Научная статья на тему 'К вопросу о концепции правового регулирования системы воспитания в образовании Республики Абхазия'

К вопросу о концепции правового регулирования системы воспитания в образовании Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / SYSTEM OF UPBRINGING IN EDUCATION / LEGAL REGULATION OF THE EDUCATION SYSTEM / FAMILY EDUCATION / ABKHAZIAN FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Алексей Петрович

Изменения, происходящие в мире, выраженные в развитии информационных технологий, повышении мобильности людей, а также иные процессы, связанные с глобализацией, объективно отражаются на модели воспитания, существующей в том или ином обществе. Не секрет, что глобализация в совокупности с экономическими преобразованиями напрямую влияют на мировоззрение, прежде всего молодых людей. Бесспорно, что в условиях глобализации и интеграции в международное пространство, в абхазском обществе, как и любом обществе в государствах бывшего Советского Союза, образовались негативные тенденции роста асоциальных явлений, опасных для здоровья привычках и т.д. на фоне падения уровня нравственности. В качестве одной из причин совершенно справедливо указывается насаждение чуждой для коренного населения культуры, образа жизни. Противодействие вышеописанным тенденциям состоит, в том числе, в модернизации системы образования, точнее, в адаптации традиционно сложившейся системы воспитания к существующим современным условиям. В абхазской системе воспитания получила большую популярность идея «Абхазской народной педагогики», представляющей собой процесс воспитания личности, основанной, главным образом, на культурной самобытности абхазского народа. В статье делается аргументированный вывод, что положения абхазской системы педагогики, как средство противодействия негативным тенденциям, могут быть положены в основу новой концепции правового регулирования системы воспитания в образовании Республики Абхазия при условии их серьезной модернизации. В настоящее время в юридическом институте Северо-Кавказского федерального университета ведется активная работа по подготовке законопроекта «Об образовании в Республики Абхазия», включающего в себя положения, посвященные системе воспитания в образовательном процессе. Положения указанного проекта, по мнению автора, соответствуют традициям абхазской народной педагогики в той мере, в которой они могут быть внедрены в образовательный процесс. Вместе с тем, рассматриваемый законопроект предусматривает направления воспитания в системе образования, которые не отражены, либо отражены в недостаточной степени в канонах абхазской этнопедагогики. Симбиоз абхазской народной педагогики с современными наработками педагогической науки, нашедший свое отражение в рассматриваемом законопроекте, по нашему мнению, позволят заложить основу для формирования современной конкурентоспособной личности, воспитанной в лучших традициях абхазского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF LEGAL REGULATION OF EDUCATION SYSTEM IN THE FORMATION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Changes taking place in the world, expressed in the development of information technologies, increasing the mobility of people and other processes associated with globalization, objectively affect the model of education existing in a particular society. It is no secret that globalization, together with economic transformations, directly affects the world-view, especially the one of young people. It is indisputable that in the conditions of globalization and integration into the international space, in the Abkhazian society, as well as in any society in the States of the former Soviet Union, negative trends of growth of asocial phenomena, dangerous habits, etc.against the background of falling of the level of morality. As one of the reasons, the planting of an alien culture and way of life for the indigenous population is rightly pointed out. Counteraction to the above-described tendencies consists, including, in modernization of system of education, more precisely, in adaptation of traditionally developed system of education to the existing modern conditions. The idea of "Abkhaz folk pedagogy", which is a process of personal education based mainly on the cultural identity of the Abkhaz people, has gained great popularity in the Abkhazian education system. The article makes a reasoned conclusion that the provisions of the Abkhazian system of pedagogy, as a means of countering negative trends, can be the basis of a new concept of legal regulation of the system of education in the Republic of Abkhazia under the condition of their profound modernization. The proposed model of legal regulation of the system of education, according to the author, most fully reflects the needs of modern Abkhazian society. Currently, the Institute of law of the North-Caucasus Federal University is actively working on the development of the draft law "Оп education in the Republic of Abkhazia", which includes provisions on the system of education in the educational process. According to the author, the provisions of the project correspond to the traditions of Abkhazian folk pedagogy to the extent that they can be introduced into the educational process. At the same time, the draft law provides for the directions of education in the education system, which are not reflected, or are not sufficiently reflected in the canons of Abkhazian ethnopedagogics. The symbiosis of the Abkhazian folk pedagogy with the modern achievements of pedagogical science, which is relected in the draft law, in our opinion, will lay the Foundation for the formation of a modern competitive personality, brought up in the best traditions of the Abkhazian people.

Текст научной работы на тему «К вопросу о концепции правового регулирования системы воспитания в образовании Республики Абхазия»

УДК 342.951

А. П. Жуков

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ1

Изменения, происходящие в мире, выраженные в развитии информационных технологий, повышении мобильности людей, а также иные процессы, связанные с глобализацией, объективно отражаются на модели воспитания, существующей в том или ином обществе. Не секрет, что глобализация в совокупности с экономическими преобразованиями напрямую влияют на мировоззрение, прежде всего молодых людей.

Бесспорно, что в условиях глобализации и интеграции в международное пространство, в абхазском обществе, как и любом обществе в государствах бывшего Советского Союза, образовались негативные тенденции роста асоциальных явлений, опасных для здоровья привычках и т.д. на фоне падения уровня нравственности. В качестве одной из причин совершенно справедливо указывается насаждение чуждой для коренного населения культуры, образа жизни. Противодействие вышеописанным тенденциям состоит, в том числе, в модернизации системы образования, точнее, в адаптации традиционно сложившейся системы воспитания к существующим современным условиям.

В абхазской системе воспитания получила большую популярность идея «Абхазской народной педагогики», представляющей собой процесс воспитания личности, основанной, главным образом, на культурной самобытности абхазского народа.

В статье делается аргументированный вывод, что положения абхазской системы педагогики, как средство

противодействия негативным тенденциям, могут быть положены в основу новой концепции правового регулирования системы воспитания в образовании Республики Абхазия при условии их серьезной модернизации.

В настоящее время в юридическом институте Северо-Кавказского федерального университета ведется активная работа по подготовке законопроекта «Об образовании в Республики Абхазия», включающего в себя положения, посвященные системе воспитания в образовательном процессе.

Положения указанного проекта, по мнению автора, соответствуют традициям абхазской народной педагогики в той мере, в которой они могут быть внедрены в образовательный процесс. Вместе с тем, рассматриваемый законопроект предусматривает направления воспитания в системе образования, которые не отражены, либо отражены в недостаточной степени в канонах абхазской этнопедагогики. Симбиоз абхазской народной педагогики с современными наработками педагогической науки, нашедший свое отражение в рассматриваемом законопроекте, по нашему мнению, позволят заложить основу для формирования современной конкурентоспособной личности, воспитанной в лучших традициях абхазского народа.

Ключевые слова: система воспитания в образовании, правовое регулирование системы воспитания, семейное воспитание, абхазская народная педагогика.

A. P. Zhukov

ON THE CONCEPT OF LEGAL REGULATION OF EDUCATION SYSTEM IN THE FORMATION OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Changes taking place in the world, expressed in the development of information technologies, increasing the mobility of people and other processes associated with globalization, objectively affect the model of education existing in a particular society. It is no secret that globalization, together with economic transformations, directly affects the world-view, especially the one of young people.

It is indisputable that in the conditions of globalization and integration into the international space, in the Abkhazian society, as well as in any society in the States of the former Soviet Union, negative trends of growth of asocial phenomena, dangerous habits, etc.against the background of falling of the level of morality. As one of the reasons, the planting of an alien culture and way of life for the indige-

nous population is rightly pointed out. Counteraction to the above-described tendencies consists, including, in modernization of system of education, more precisely, in adaptation of traditionally developed system of education to the existing modern conditions.

The idea of "Abkhaz folk pedagogy", which is a process of personal education based mainly on the cultural identity of the Abkhaz people, has gained great popularity in the Abkhazian education system.

The article makes a reasoned conclusion that the provisions of the Abkhazian system of pedagogy, as a means of countering negative trends, can be the basis of a new concept of legal regulation of the system of education in the Republic of Abkhazia under the condition of their profound

1 Статья подготовлена и издана в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки РФ № 29.12941.2018/12.1 «Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, инноваций, образования и молодежной политики Российской Федерации со странами Кавказа, Южной Осетией и Абхазией» на 2018 год.

modernization. The proposed model of legal regulation of the system of education, according to the author, most fully reflects the needs of modern Abkhazian society.

Currently, the Institute of law of the North-Caucasus Federal University is actively working on the development of the draft law "On education in the Republic of Abkhazia", which includes provisions on the system of education in the educational process.

According to the author, the provisions of the project correspond to the traditions of Abkhazian folk pedagogy to the extent that they can be introduced into the educational process. At the same time, the draft law provides for the

directions of education in the education system, which are not reflected, or are not sufficiently reflected in the canons of Abkhazian ethnopedagogics. The symbiosis of the Abkhazian folk pedagogy with the modern achievements of pedagogical science, which is reflected in the draft law, in our opinion, will lay the Foundation for the formation of a modern competitive personality, brought up in the best traditions of the Abkhazian people.

Key words: system of upbringing in education, legal regulation of the education system, family education, Abkhazian folk pedagogy.

Активно развивающиеся общественные процессы диктуют новые требования к системе воспитания подрастающего поколения. В условиях рыночной экономики меняется система ценностей в пользу материального благополучия и благосостояния в ущерб духовных и общегуманистических ценностей. Как справедливо отмечает Ш. К. Царгуш, материально-ориентированное развитие личности неизбежно приводит к конфликту внутри личности, стремящейся по естественным причинам к добру, справедливости и т.д.: «...Перемены в нашем образе жизни - приватизация, суверенизация и т.д. - едва начавшись, пришли в противоречие с естественным стремлением народа к материальному благополучию, свободе, справедливости, порядку, красоте...» [6, с. 5].

Бесспорно, что в условиях глобализации и интеграции в международное пространство, абхазское общество переживает «не самую благоприятную социально-нравственную ситуацию, выражающуюся в росте асоциальных проявлений (различного рода правонарушениях, вредных для здоровья привычках, опасных для жизни социальных заболеваниях) среди населения и. что особенно прискорбно, среди подростков и молодежи» [6, с. 6].

В абхазской системе воспитания получила большую популярность идея «Абхазской народной педагогики», представляющей собой процесс воспитания личности, основанной, главным образом, на культурной самобытности абхазского народа. Исследователями «Абхазская народная педагогика» рассматривается как действенный способ «.противостояния чуждым национальной самобытности инвазиям, способным поразить будущие поколения, и устранения уже имеющихся изъянов.» [1].

Как отмечают исследователи, основой, ядром, абхазского этновоспитания является процесс передачи старшим поколением младшему знаний о традициях, обычаях и культуре абхазского народа [2]. При этом большое внимание исследователями уделяется традиционным ценностям абхазской семьи, как основному, центральному, главному элементу абхазской народной педагогики [3]. Таким образом, основной упор в реализации абхазского народной педагогики делается на семейную форму воспитания подрастающего поколения.

В этой части, не принижая роль семьи в деле формирования личности, необходимо отметить, что, на наш взгляд, семейное воспитание при всем его преимуществе, не в состоянии в полной мере выполнять задачи по формированию конкурентоспособной личности, способной соответствовать высоким требованиям современного общества. В частности, в процессе семейного воспитания в стороне могут остаться такие важные вопросы, как взаимоотношения со сверстниками, проблемы отношения к государству, в целом гражданско-патриотического воспитания, проблемы правового воспитания. Это не полный перечень составляющих воспитательного процесса, которые, по нашему мнению, в зависимости от многих факторов, как объективного, так и субъективного характера, не будут затронуты в процессе семейного воспитания в необходимом объеме.

Признавая справедливость вышеуказанного тезиса, исследователи абхазского этновоспита-ния сходятся во мнении, что принципы абхазской народной педагогики будут иметь необходимый эффект при условии их внедрения в образовательный процесс.

Безусловно, образовательный процесс, начиная от дошкольного и заканчивая вузовским уровнями образования, не должен и не может осуществляться в отрыве от процесса воспитания. Начиная с детского сада, ребенок должен получить необходимые представления о языке, об основных традициях и обычаях, истории своего народа, культурных ценностях. Например, получая знания о подвигах народных героев, у ребенка формируется общие представления о добре и зле, плохом и хорошем, правильном и неправильном и т.д.

Однако сегодня решение вопроса повсеместного внедрения положений абхазской народной педагогики в образовательный процесс осталось на уровне научных дискуссий, не нашедших широкого применения на практике.

Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что процесс внедрения принципов абхазской народной педагогики объективно сталкивается, либо столкнётся с определенными трудностями.

Во-первых, положения абхазской народной педагогики построены исключительно на исто-

рической и культурной самобытности абхазского народа. Бесспорно - абхазский народ, как древнейший представитель народов Кавказа обладает богатой историей и культурой, однако широкое внедрение обычаев и традиций в образование сложный, а в некоторых случай невозможный процесс в условиях многонационального государства. Безусловно, что любой обучающийся в Абхазии, не зависимо от национальности и гражданства, обязан знать основы культуры, языка и истории абхазского народа. Однако, следовать традициям и обычаям, заложенных в основу абхазской народной педагогики в образовательном процессе лицам неабхазского происхождения сложно, да и в этом нет необходимости.

Во-вторых, исследователями абхазской народной педагогики выдвигается тезис, что традиции и обычаи на сегодняшний день не теряют свою актуальность, а наоборот, пройдя проверку временем, успешно приспосабливаются к современным реалиям.

Не подвергая сомнению изложенную позицию в целом, выразим уверенность в том, что процесс адаптации традиций и обычаев к реально сложившимся отношениям и, соответственно, запросам молодежи, достаточно сложный и протяженный по времени и не происходит одномоментно.

В-третьих, Принцип общности (живи сообразно обществу!) [6, с. 15], в соответствии с которым личность должна принять, усвоить духовные и материальные ценности общества, сделать их своим достоянием имеет свою актуальность в условиях проживания «родного общества», но рассматриваемый принцип, как впрочем и иные, могут быть менее пригодными для жизни и деятельности на территории другого государства в условиях «чужого общества».

И последнее, в теории абхазской народной педагогики широко используется термин «законы абхазства», подразумевающий следование не-писанным правилам, исторически сложившимся в абхазском народе, основанных на традициях и обычаях, регулирующих правила поведения членов абхазского общества. Возникает вопрос: какова степень соответствия существующих не-писанных правил нормам, установленных государством?

В теории, любой нормативно-правовой акт должен соответствовать исторически сложившимся представлениям народа о добре, зле и справедливости, иначе он будет нелегитимным, попросту будет отвергаться обществом. То есть, принимаемый нормативно-правовой акт для успешной его реализации в дальнейшем, в максимальной степени должен соответствовать сложившимся в том или ином обществе традициям и обычаям. Но это в теории... Соответственно, всегда существует опасность конфликтности норм, исходящих от государства по отношению к неписанным правилам, существующим в обществе. Необходимо отметить, что положения абхазской народной педагогики не учитывают указанных обстоятельств.

Анализ теоретических представлений об абхазской народной педагогики с учетом вышеука-

занных тезисов, позволяет сделать вывод, что этнопедагогика охватывает далеко не все важные элементы воспитания, в частности проблемы правового воспитания.

На наш взгляд, мнение, высказанное одним из сторонников повсеместного внедрения этновос-питания в образовательный процесс, что проблемы преступности (взяточничества в частности) [6, с. 7] возможно решить с помощью педагогики, является верным лишь отчасти. При всех достоинствах и преимуществах этнопедагогики, она не учит человека главному - уважению к закону.

Необходимо также отметить, что абхазская народная педагогика содержит в себе каноны, которые основаны на общечеловеческих представлениях о добре, зле, справедливости, чести, долге, гостеприимству, отношении к старшим и противоположному полу, и в этом смысле, по мнению самих исследователей [4], мало отличается от народной педагогики народов Кавказа, у которых также отмечается сильная взаимосвязь с обычаями и традициями. Как неоднократно указывалось выше, отметим еще раз, этнопедагогика не решает важной проблемы - отношение к государству и принимаемых им законов.

На основании вышеизложенного, мы объективно приходим к выводу, что внедрение абхазской народной педагогики в образовательный процесс должно осуществляться в тесном взаимодействии и с другими направлениями педагогической деятельности, в том числе и с правовым воспитанием.

При этом положения абхазской народной педагогики должны быть максимально адаптированы к условиям современного общества, в том числе к условиям многонационального общества и учитывать интересы современного молодого человека, формируя его конкурентоспособной личностью не только в Абхазии, но и за ее пределами.

В 2017-2018 гг. Северо-Кавказским федеральным университетом по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации началась работа по проектированию нового закона «Об образовании в Республике Абхазия» [5] (далее - Законопроект).

Предложенная в главе 8 Законопроекта концепция правового регулирования системы воспитания в образовании, на наш взгляд, представляет собой некий компромисс между традициями и обычаями, положенными в основу абхазской народной педагогики и интересами современного абхазского государства.

Часть 3 ст. 49 Законопроекта в качестве задач государственной политики в области образования и воспитания в числе прочих устанавливает:

а) защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей расовое, национальное и религиозное неравенство, раннюю половую жизнь и нетрадиционные сексуальные отношения, потребление отравляющих организм детей веществ и средств, или иным образом направленной на формирование асоциального поведения детей; б) поддержка семейного вос-

питания, пропаганда ответственного отношения родителей к воспитанию и образованию детей; в) совершенствование культурно-творческой деятельности детей в образовательных организациях, основанной, прежде всего, на традициях народа Абхазии; г) совершенствование в образовательных организациях системы профилактики девиантного (общественно опасного) поведения, подростковой жестокости и агрессии; д) формирование уважительного и бережного отношения к природе и экологической культуры; е) развитие системы правового воспитания и обучения в образовательных организациях, формирование уважительного отношения к законам и традициям Абхазии; и) развитие уважительного отношения к родному языку и абхазской истории и др.

Части 1 и 2 статьи 50 Законопроекта, устанавливая гражданско-патриотическое воспитание в качестве неотъемлемой части образовательного процесса, предусматривает в качестве цели такого воспитания становление личности-патриота с национальным самосознанием, воспитание чувства любви и гордости за свой народ и Отечество, выработка готовности защищать Родину и свой народ.

Часть 3 рассматриваемой статьи в качестве задач гражданско-патриотического воспитания устанавливает: 1) активизация интереса у обучающихся к изучению языка, национальной истории, культуры, обычаев и традиций; 2) развития чувства гордости за национальных героев и уважения к памятникам; 3) укрепление авторитета Вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Абхазия; 4) развитие чувства уважения и почитания государственных символов и атрибутов; 5) повышение уровня интереса к истории, традициям и особенностям своего города, села и др.

Статья 51 рассматриваемого Законопроекта, устанавливая требования к деятельности образовательной организации в области развития культурно-творческого потенциала личности, указывает, что данный вид деятельности осуществляется путем приобщения к культуре, обычаям и традициям народа Абхазии, а также общепризнанным достижениям мировой культуры, не противоречащим традиционным ценностям культуры народа Абхазии.

Законопроект предусматривает две основные формы развития культурно-творческого потенциала личности: культурно-эстетическое и творческое развитие обучающихся.

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Законопроекта культурно-творческое воспитание осуществляется в целях формирования и развития эмоционально-нравственных установок, художественно-эстетического вкуса, человечности в личности.

Творческое воспитание в образовательных организациях в соответствии со ст. 51 Законопроекта направлено на выяснение в процессе воспитательной работы индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося и использование указанных особенностей в учеб-

ном процессе, а также во внеучебной работе в целях творческого развития личности.

Статья 52 Законопроекта посвящена правовому воспитанию в образовании, под которым подразумевается деятельность педагогических работников, общественных организаций, представляющая собой систематическое воздействие на сознание и поведение обучающегося, выраженное в передаче юридического опыта в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных установок, обеспечивающих правильные соблюдение, исполнение и использование правовых норм.

В качестве показателей эффективности процесса правового воспитания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предусмотрены высокий уровень правовой культуры обучающихся, характеризующийся: знанием и пониманием права, уважением к праву, правам и свободам человека, правовой активностью, сформированной привычкой поступать в различных ситуациях в соответствии с законом.

В статье 53 Законопроекта заложены правовые основы для развития спорта и физической культуры в образовании, основная цель которых формирование здорового образа жизни обучающихся. В соответствии с ч. 2 ст. 53 Законопроекта, образовательные организации осуществляют физическое воспитание путем реализации мероприятий: а) создание спортивных клубов, команд, секций, а также проведение между обучающимися спортивных турниров, соревнований и состязаний; б) проведение обязательных занятий физической культурой и спортом; в) создание условий для занятий физической культурой и спортом во внеучебное время; г) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья; д) организация медицинского контроля в процессе физического воспитания; е) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию; ж) пропаганда здорового образа жизни и активного отдыха; з) профилактика курения табака, употребление наркотических веществ, психотропных веществ.

Статья 54 Законопроекта посвящена допризывной подготовке и гражданской обороне. В соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи, под допризывной подготовкой понимается обучение граждан призывного возраста начальным знаниям в области обороны и их ознакомление с основами военной службы в образовательных организациях среднего общего (полного) образования, образовательных организациях начального профессионального и среднего профессионального образования. Часть 2 ст. 54 Законопроекта для выполнения задач допризывной подготовки, устанавливает обязанности образовательных организаций: а) обеспечить получение знаний обучающимися мужского пола, достигших возраста 14 лет, начальных знаний в области обороны государства, воинской обязанности граждан в

соответствии с образовательными стандартами основного общего, среднего (полного) образования, государственными образовательными стандартами среднего профессионального и высшего профессионального образования; б) в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Абхазия, организуют совместно с органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, проведение учебных сборов в соответствии со статьей 14 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе»; в) выполнять иные обязанности по допризывной подготовке и мероприятий по воинскому учету, предусмотренных Законом Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе» и другими законодательными актами Республика Абхазия.

Часть 3 ст. 54 Законопроекта предусматривает также обязанности Государственного органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны: а) обеспечить деятельность образовательных организаций, осуществляющих допризывную подготовку, учебниками, учебными пособиями и иным учебным материалом по призывной подготовке; б) обеспечить в порядке, утверждаемом Кабинетом Министров Республики Абхазия участие уполномоченных военнослужащих в работе по военно-патриотическому воспитанию в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе», а также в мероприятиях по призывной подготовке обучающихся в образова-

тельных организациях, осуществляющих допризывную подготовку; в) осуществлять подготовку и переподготовку педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих допризывную подготовку; г) выполнять иные обязанности, связанные с допризывной подготовкой в образовательных организациях, предусмотренные Законом Республики Абхазия «О воинской обязанности и военной службе».

Часть 5 рассматриваемой статьи предусматривает включение занятий по допризывной подготовке и гражданской обороне в государственный образовательный стандарт (за исключением образовательных стандартов дошкольного образования).

Таким образом, можно сделать вывод, что положения указанного проекта соответствуют традициям абхазской народной педагогики в той мере, в которой они могут быть внедрены в образовательный процесс. Вместе с тем, рассматриваемый законопроект предусматривает направления воспитания в системе образования, которые не отражены, либо отражены в недостаточной степени в канонах абхазской этнопедаго-гики. Симбиоз абхазской народной педагогики с современными наработками педагогической науки, нашедший свое отражение в рассматриваемом законопроекте, по нашему мнению, позволят заложить основу для формирования современной конкурентоспособной личности, воспитанной в лучших традициях абхазского народа.

Литература

1. Анкваб М. Ф. Принципы воспитания в абхазской народной педагогике // Человек и образование. 2014. №4(41). С.157.

2. Анкваб М. Ф. Абхазская народная педагогика в учебно-воспитательном пространстве образовательных учреждений: Учебное пособие. 4-е издание: М.: Интернаука, 2017. 64 с.

3. Анкваб М. Ф. Народная педагогика абхазов сквозь призму семейных ценностей // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. Т.21. С.204.

4. Анкваб М. Ф. Народная педагогика абхазов: воспитание детей посредством традиций и обычаев // Аграрный вестник Урала. 2015. №5(135). С. 63.

5. Проект закона «Об образовании в Республики Абхазия». Ставрополь: СКФУ, 2018. 96 с.

6. Царгуш Ш. К. Развитие абхазской народной педагогики: диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Сухум: АТУ, 2011. 55 с.

References

1. Ankvab M. F. Principy vospitaniya v abhazskoj narodnoj pedagogike (Principles of Education in the Abkhaz Folk Pedagogy) // CHelovek i obrazovanie. 2014. No. 4 (41). P. 157. (In Russian).

2. Ankvab M. F. Abhazskaya narodnaya pedagogika v uchebno-vospitatel'nom prostranstve obrazovatel'nyh uchrezhdenij (Abkhazian National Pedagogy in the Educational Space of Educational Institutions). Moscow: Internauka, 2017. 64 p. (In Russian).

3. Ankvab M. F. Narodnaya pedagogika abhazov skvoz' prizmu semejnyh cennostej (Folk Pedagogy of Abkhazians through the Prism of Family Values) // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2015. Vol.21. P. 204. (In Russian).

4. Ankvab M. F. Narodnaya pedagogika abhazov: vospitanie detej posredstvom tradicij i obychaev (Folk Pedagogy of the Abkhaz: Raising Children through Traditions and Customs) // Agrarnyj vestnik Urala. 2015. No.5 (135). P. 63. (In Russian).

5. Proekt zakona «Ob obrazovanii v Respubliki Abhaziya» (Draft Law "On Education in the Republic of Abkhazia"). Stavropol': NCFU publ., 2018. 96 p. (In Russian).

6. Cargush Sh. K. Razvitie abhazskoj narodnoj pedagogiki (Develpoment of Abkhazian Folk Pedagogy): abstract of thesis. Suhum, 2011. 55 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.